ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: ФОТОГРАФ ЛАРИСА она же ФОТОМОДЕЛЬ ЖЕНЩИНА СЕКРЕТАРША СТАРУХА ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ КРЕСТЬЯНИН ДИРЕКТОР ДОЦЕНТ I ПРОХОЖИЙ II ПРОХОЖИЙ III ПРОХОЖИЙ ГЛ. СЛУГА СЛУГИ ГРУППА ТАНЦУЮЩИХ
Фотопавильон. Фотограф и фотомодель.
ФОТОГРАФ: — Вроде все в порядке. Ты готова? ФОТОМОДЕЛЬ: — Готова. Где мне стать? ФОТОГРАФ: — (задумчиво) Где тебе стать? Давай начнем с разминки. Подойди к фону. Молодец. Расслабься. Глубокий вдох - выдох, вдох - выдох, вдох - выдох. Хорошо. Потягиваемся. Пытайся достать руками потолок. ФОТОМОДЕЛЬ: — (потягиваясь) Не достается. ФОТОГРАФ: — А ты представляй. Так - так. Хорошо. Переходим к танцам. Движение, надеюсь, ты помнишь. Включаю музыку. Поехали.
Ритмичная музыка. Сцена темнеет. Белый фон освещается импульсивным светом. Фотомодель танцует, и ее движения на фоне смотрятся как отдельные кадры. Потом танцующих фигур становится две, три, четыре. Сцена снова освещается, но тональность освещения иная, чем в начале. Там, где стояла Фотомодель, сидит на скамейке старуха, прижимая к груди фотокарточку.
ФОТОГРАФ: — Бабуля, что тебе здесь надо? СТАРУХА: — Я к тебе с просьбой, сынок. ФОТОГРАФ: — Бабуля, мне ж некогда. СТАРУХА: — Что ж мне делать, не знаю к кому идти? Сказали сюда надо. Помоги старушке, сынок. (Встает и подходит к фотографу) Век благодарить буду. Не знаю, что и делать. Сказали, сюда надо, а, сынок? ФОТОГРАФ: — Бабуля, я же сказал, мне некогда. Ну, ладно, давай, что за дело. Только быстрее. (Смотрит по сторонам, как бы ищет фотомодель). СТАРУХА: — Моего сына убили. Он умер, а я вот так осталась одна. Никого у меня больше нет. Мой сын... ФОТОГРАФ: — Ну, я тут причем? СТАРУХА: — Вот. Единственная карточка. Говорили люди, что ты поможешь. ФОТОГРАФ: — Бабуля, тебе что, карточку увеличить надо? СТАРУХА: — Да, сынок. Чтоб на стенку повесить. На этой плохо видно. Я заплачу. А? ФОТОГРАФ: — Бабуля я рад бы, но такими делами я не занимаюсь. СТАРУХА: — Но сынок... ФОТОГРАФ: — Бабуля, не делаю я такие работы. СТАРУХА: — Взглянул бы ты, а? (подходит к фотографу все ближе). ФОТОГРАФ: — Ну не делаю я репродукции. (уходит от нее). СТАРУХА: — Он был моим единственным... ФОТОГРАФ: — Бабуля... СТАРУХА: — Больше мне не к кому идти. ФОТОГРАФ: — Но я же не могу, я занят. СТАРУХА: — Хоть взглянул бы, может, сможешь? ФОТОГРАФ: — Занят я, занят, понимаешь? СТАРУХА: — Понимаю, что тут не понимать -то? Сына убили...
незаметно входит на сцену человек в черном.
ФОТОГРАФ: — Ну не делаю я репродукции, некогда мне. СТАРУХА: — Понимаю, понимаю, но взглянул бы на карточку- то. ФОТОГРАФ: — Некогда мне. Занят я, занят. ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Интересно, чем это ты занят? ФОТОГРАФ: — А вы кто? Ну что это такое? Кто там дверь оставил открытой? ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Ты не нервничай. Объясни лучше человеку, чем ты так занят? ФОТОГРАФ: — Я не обязан давать вам объяснения. Прошу покинуть павильон. ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Почему это не обязан? Очень даже обязан. СТАРУХА: — Обязан, обязан. ФОТОГРАФ: — Ну, я действительно занят. ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Чем же, позвольте поинтересоваться? ФОТОГРАФ: — Уходите, прошу вас. ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — А чего же это мы должны уходить? ФОТОГРАФ: — Потому, наверно, что это, пока – что, мой павильон. ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Да?!!! ФОТОГРАФ: — Да! Уходите, а то мне придется позвонить куда надо. ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Так звони, почему не звонишь? Звони же. ФОТОГРАФ: — (Ищет телефон). И позвоню. (не может найти телефон). Уходите, прошу вас. ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Нет, это уже слишком. СТАРУХА : — Да. И карточку сына не хочет увеличить Я же старая. Глаза плохо видят. Я же хочу портрет сына каждый день на стенке видеть. Но это же на стенку не повесишь? Это же маленькая? ФОТОГРАФ: — (мотаясь по сцене). Лариса!!! Куда же телефон делся? Лариса. ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Подойдите ко мне, молодой человек. ФОТОГРАФ: — (иронией) Молодой человек! Лариса!!! ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Старуха, будь добра, позови Ларису. СТАРУХА : — Позову, чего не позвать - то? Лариса ! Иди сюда милочка, иди сюда.
Заходят три девочки
СТАРУХА: — Вот они, Ларисы - то, одна лучше другой. ФОТОГРАФ: — Это еще что такое? ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — А что, они разве вам не нравятся? СТАРУХА: — Да, что тебе, сынок, не нравятся? Девушки хорошие, стройные. ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Да, девушки действительно то, что надо. Не пойму, молодой чело-век, что вам не нравится? И танцуют они великолепно. Старуха, они ведь танцуют? СТАРУХА: — Танцуют, танцуют. ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Вот и старуха утверждает, что танцуют. СТАРУХА: — Да. Утверждаю. Чего не утверждать - то. Утверждаю. Ну-ка, ать-два, ать-два.
Музыка в стиле варьете. Девушки танцуют. Освещение концертное.
Танец заканчивается. Девушки остаются. Там, где сидел человек в черном, сидит крестьянин.
КРЕСТЬЯНИН: — (Фотографу) Ну как? ФОТОГРАФ: — Уходите, прошу вас, оставьте мой павильон. СТАРУХА: — Во дает. КРЕСТЬЯНИН: — Сынок, ты что, уверен, что это твой павильон? Что мы сейчас в твоем павильоне? Эээ!!! Это наш павильон, это ты находишься в нашем павильоне. В твоем павильоне кто фотографировал? Правильно. Ты. А здеся!!! Поди - ка сюда. (встает). Садись вот здесь. (девочкам) Кыш отсюда. (фотографу) садись, садись вот сюда. (фотограф садится) Так - так. Здеся старуха будет тебя фотографировать. СТАРУХА: — И буду. Чего не фотографировать? КРЕСТЬЯНИН: — (фотографу) Ты сиди, сиди. СТАРУХА: — А чем я буду фотографировать? КРЕСТЬЯНИН: — Да хоть веником. Ты, сынок, сиди смирно и смотри на старуху. ФОТОГРАФ: — А где мой павильон? КРЕСТЬЯНИН: — Какой - такой павильон? СТАРУХА: — Какой - такой павильон? ФОТОГРАФ: — Мои софиты, камеры... КРЕСТЬЯНИН: — Какие - такие софиты? СТАРУХА: — Какие - такие камеры? ФОТОГРАФ: — Где тот человек в черном? КРЕСТЬЯНИН: — Какой - такой человек? СТАРУХА: — Какой - такой в черном? КРЕСТЬЯНИН: — Чего это он? СТАРУХА: — Брешет. КРЕСТЬЯНИН: — Брешет? СТАРУХА: — Брешет, брешет. ФОТОГРАФ: — Где Лариса? СТАРУХА: — (крестьянину) Веник подойдет? КРЕСТЬЯНИН: — Подойдет. Ты, парень, сиди смирно и смотри вон туда. (показывает в сторону старухи, которая готовится фотографировать веником).
Процесс фотографирования веником длится по возможности долго. В момент фотографирования - вспышка, после сцена полностью темнеет.
Слабое освещение, из центра сцены идет молодая женщина с новорожденным ребенком, завернутым в одеяло на руках. Она поет колыбельную.
ЖЕНЩИНА: — (поет)
Во дворе метелица, Но не бойся, заинька, Пока сердце бьется, Пока жива маменька.
Черный конь жует траву, Не стучат копыта, Месть пленила папеньку, А она коварна.
За стенами пасть открыл Голод окаянный, Серый звон не заберет Молоко у мамы.
Ты усни, не бойся, Сердце пока бьется.
Ветер добрый, ветер злой Вы зря не бушуйте, Путника - заблудника Вы здесь не учуете.
Три кинжала, три ножа Зарытые в землю, Ищет всадник путь домой - Я свой крест целую.
Но пленила Месть его И он не вернется. Черный конь жует траву, Серый звон в оконце.
Но ты усни, не бойся, Сердце пока бьется.
Во дворе метелица, Холода настали, Жизнь - сама весельца, Только не рыдать бы.
Дома ведь нам хорошо - Мать твоя не умерла, Во земле, под горой Зарыты кинжалы.
Только черный конь траву Щипать не желает, Ветер добрый, ветер злой, - Что он вспоминает?
Но ты усни, не бойся, Бьется сердце, бьется.
Песня заканчивается. Хорошее освещение, на сцене пара стульев. Входит директор. Женщина тревожно прижимает к себе младенца. Она испуганно, но с готовностью служить, смотрит на директора.
ДИРЕКТОР: — А, опять ты здесь. Опять с ребенком. (резко выхватывает у женщины ребенка. Он вытряхивает одеяло. Там пусто. Одеяло возвращает женщине.) На. Сколько тебе можно объяснять, что твое место в приемной, возле телефона? Поняла? Иди. А нет. Вернись. Что с мебелью слышно? ЖЕНЩИНА: — Должны скоро привезти. ДИРЕКТОР: — Хорошо. Ну, как тебе помещение? ЖЕНЩИНА: — Хорошее место. ДИРЕКТОР: — Хорошее. В центре города. А!!! Не плохо сработали. (довольно садится на од-ном из стульев). Ну ладно, иди.
Женщина уходит Пауза Голоса из-за кулис.
ЖЕНЩИНА: — Директор не принимает. ФОТОГРАФ: — У меня срочное дело. ЖЕНЩИНА: — Я сказала, не принимает. ФОТОГРАФ: — Ну, поймите, у меня срочное дело. ЖЕНЩИНА: — Он вас ждет? ФОТОГРАФ: — Я фотограф. Женщина и фотограф врываются на сцену ЖЕНЩИНА: — (директору) Я не хотела пускать, он ворвался. ФОТОГРАФ: — Извините, у меня срочное дело к вам. Я фотограф. ДИРЕКТОР: — Вы фотограф? (радостно встает и идет на встречу). Здравствуйте. Рад вас видеть. ФОТОГРАФ: — Здравствуйте. Женщина уходит. ДИРЕКТОР: — Вы уж извините, мы только переехали. Офис еще не оборудован. Но стулья есть. Стулья есть, так что прошу садиться.
Садятся.
ДИРЕКТОР: — Так вы фотограф. Великолепная профессия. Я всю жизнь хотел научиться вашему делу, но, увы. Хорошая у вас работа, интересная. Не то, что у меня. Скука и только. Хотя, сказать честно, даже скучать некогда. Ну ладно. Так, говорите у вас ко мне дело, я слушаю. Или, погодите, сначала, может, чаю? Или кофе? ФОТОГРАФ: — Вы не беспокойтесь. ДИРЕКТОР: — Никакого беспокойства. Лариса!
Входит женщина
ДИРЕКТОР: — Кофе. Две чашки.
Женщина уходит
ДИРЕКТОР: — Так вот, значит, вы фотограф. Работаете где-то или, как сейчас говорят, свободный художник? ФОТОГРАФ: — У меня свой павильон, вернее… ДИРЕКТОР: — Это очень хорошо, что у вас свой павильон. Это интересно. Оборудован? Все есть? Все готово? ФОТОГРАФ: — Да. Вернее, был. ДИРЕКТОР: — Так все же был или есть? ФОТОГРАФ: — Был. Вернее, и сейчас есть. Только теперь там бабка веником фотографирует. ДИРЕКТОР: — Говорите, веником? Это интересно. Вы говорите, говорите. Я слушаю. Так, значит, веником. ФОТОГРАФ: — Да, с каким-то мужиком. Хотя мужика сначала не было. Но, как Лариса, эта моя Фотомодель, во время съемки исчезла, тут же появился человек в черном. ДИРЕКТОР: — Да шут с ним, с человеком. Так, говорите, у вас своя фотомодель? ФОТОГРАФ: — Да. ДИРЕКТОР: — Красивая? ФОТОГРАФ: — Фотогеничная. ДИРЕКТОР: — Ножки, грудки, все на месте? Это хорошо, это замечательно. Я вам скажу, женщина, эта очень доходное дело. Я три таких операции провел... Женское белье. Вот это, я вам скажу, дело. Одна крупная партия - и почти целое состояние. Но, правду говоря, поставщик немного подхимичил. Вместо ажурных трусов подсунул бюстгальтеры для кормящих мамаш. Но, вы знаете, к моему удивлению, обнаружил, что в нашем городе еще полно кормящих мамаш. Удивительно, да? Все раскупили. Все (смеется). (Серьезно) Так вы фотограф. И у Вас свой павильон. ФОТОГРАФ: — Да ДИРЕКТОР: — Вы как раз тот, кто мне нужен. Я скоро буду организовать небольшую презентацию. Вы знаете, теперь без этого не обойтись. Мы закажем большой зал, будет много важных и нужных людей. Вы понимаете меня. Ну, надо, сами знаете. К этой презентации мне нужны пригласительные билеты в виде красивых карточек. А на карточках, кроме всего, хочу, чтоб были изображены наши изделия. Представляете? На одной стороне пригласительный текст, а с другой, скажем, ваша модель в моих трусах под «Монако». ФОТОГРАФ: — Это было бы не плохо, но... ДИРЕКТОР: — Что Вы говорите, великолепно! И я мог бы присутствовать на съемках, подсказать нужные ракурсы. ФОТОГРАФ: — Можно и так, но мой павильон... ДИРЕКТОР: — Ах, да. Что-то с веником. А собственно, в чем там проблема? ФОТОГРАФ: — Бабуля там фотографирует. ДИРЕКТОР: — Ага, понял. Значит теперь фотограф у Вас бабуля. ФОТОГРАФ: — Да нет. Она клиентка. Она хотела, чтобы я увеличил портрет ее сына, но я был занят... ДИРЕКТОР: — И она сама стала увеличивать портрет. ФОТОГРАФ: — Нет, нет. Она начала фотографировать меня. А Лариса исчезла. ДИРЕКТОР: — С павильоном? ФОТОГРАФ: — Да как сказать. Павильон вроде есть. А вроде... ДИРЕКТОР: — Так что же там? ФОТОГРАФ: — Мужик появился. ДИРЕКТОР: — Да ну? Ну и что? ФОТОГРАФ: — А человек в черном исчез. ДИРЕКТОР: — И Лариса исчезла. ФОТОГРАФ: — Мужик командует, а бабка вместо камеры - веником. Чик. ДИРЕКТОР: — (Задумчиво). Да. Ну, это еще ничего. С моим другом еще более интересное случилось. Он как раз заключил сделку с луком и чесноком и хотел вернуться домой. Но не тут- то было, машина сломалась на середине пути в двухстах километрах от дома. Всю ночь чинил, чтоб вовремя успеть к жене. Всю ночь! А когда на следующий вечер появился дома, жена уже успела подать на развод.
Пауза
ДИРЕКТОР: — Лариса! (Входит женщина.) Принеси, милочка, чаю, две чашечки. (Женщина уходит.) Так что за дело у Вас? Вы извините, офис еще не оборудован. Мы только сегодня утром переехали. Мебель вот-вот привезут. Ну, как вам местечко? ФОТОГРАФ: — Местечко великолепное. ДИРЕКТОР: — Что вы! В центре города. Чего мне стоило урвать это место. Еще бы. В центре города. А конкуренты, чтоб у них все форс- мажором вышло, чтоб они из рекламации не вылезали, утопить готовы были меня, заживо съесть. Лариса! (Женщина входит.) Бусинка, сделай, пожалуйста, кофе, две чашечки. (женщина уходит.) Так что Вам угодно? ФОТОГРАФ: — Мне бы уточнить сроки. ДИРЕКТОР: — Какие сроки? ФОТОГРАФ: — Ну, когда будем фотографироваться. ДИРЕКТОР: — Фотографироваться? С Вами? А что, это идея. ФОТОГРАФ: — Вы меня неправильно поняли. Я фотограф. ДИРЕКТОР: — Что вы говорите? Это интересно. Вы где-то работаете или, как сейчас говорят, свободный художник?
Фотограф в недоразумении. Он испуганно смотрит на директора, потом быстро покидает сцену. Директор достает пачки денег и считает. Потом открывает чемодан с женским бельем, достает оттуда предметы белья и нежно кладет на деньги.
Освещение слабеет. Директор, раскладывая белье, начинает плакать.
ДИРЕКТОР: — Лариса, Лариса!
Тянущая музыка. Директор рыдает. Входит женщина. Подходит к директору. Садится на пол рядом с ним. Женщина стелет на пол детское одеяло. Директор заворачивает его. Женщина обнимает голову директора. Завернутое одеяло директор дает женщине. Женщина обнимает пустое одеяло, как ребенка. Звучит колыбельная. КОЛЫБЕЛЬНАЯ: —
Ветер добрый, Ветер злой, Вы зря не шумите, Черный конь стоит во мгле, Только не спугните.
За стенами пасть открыл Голод окаянный, Серый звон ведь заберет Молоко у мамы.
Ты усни, не бойся, Сердце пока бьется Оба уходят. Темнеет
Крик старухи. Слабое освещение. Входит старуха с фотокарточкой в руках.
СТАРУХА: — Убили моего сына. Убили сына. Сына моего единственного. Когда он родился, его ручки были такие маленькие, ладошки теплые, губки нарисованные. Он, когда спал, улыбался во сне ангелам. Мой сын. А его убили, и как будто он и не рождался. Как будто он не был ребенком. Как будто он не улыбался ангелам. Я старая, я осталась, а его уже нет. Он мертв. Убили!
Появляются трое прохожих
1-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Чего орешь? Убили, убили. Чего людям спать не даешь? СТАРУХА: — (показывает карточку) Он мой сын. Его убили. 1-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Значит, так и надо было. Сунул нос, значит, не туда. Ну и правильно сделали, что убили. 2-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Да что убийство. Вчера семеро насиловали одну девочку, а она даже не кричала. 3-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — А может, не насиловали? Может, просто так? Может, сейчас вообще не насилуют? Может, наконец, избавились от насилия. СТАРУХА: — Сына моего единственного... 2-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Да просто холодно, вот и все. И дожди какие-то недобрые. 1-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Холодно. 3-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Мир пирует, и миру плохо. 2-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Медицина нынче развитая. Вот и боли меньше стало. 3-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Не болит, и мир пирует. 1-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Мир пирует, и ему наплевать. 2-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Еще бы. Медицина нынче развитая. СТАРУХА: — (Показывает им карточку) Сына моего убили. 1-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Это мы уже слышали. А это что, его фото, что ли? Покажи-ка. (смотрят втроем) Его здесь не было. 2-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — И мне не знаком. 3-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Маманя, никто его здесь не видел. 1-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Его здесь не было. 2-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Это точно. 3-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Не убили его, иначе он был бы здесь. СТАРУХА: — Нет, я знаю. Его нет среди живых. 3-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Но и среди мертвых тоже нет. 1-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Нету его здесь. 2-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Нету.
Входят слуги, шумя бубенцами. Все трое падают на колени и отползают вглубь сцены. С середины сцены выходит главный слуга в черно-красном наряде.
ГЛ. СЛУГА: — Кто ревет над землей? Кто ревет под землей? СЛУГИ: — Адр, Адр, Адр. ГЛ. СЛУГА: — Что прячет мгла Сквозь смех и стон? СЛУГИ: — Адр, Адр, Адр. ГЛ. СЛУГА: — Что желает теперь Его жадная пасть? СЛУГИ: — Месть, месть, месть. ГЛ. СЛУГА: — Так кто же теперь Придет танцевать? СЛУГИ: — Смерть, смерть, смерть.
Танец Смерти
Кабинет доцента. Сидит доцент
ДОЦЕНТ: — Лариса!
Входит секретарша
СЕКРЕТАРША: — Да. ДОЦЕНТ: — Студенты пришли? СЕКРЕТАРША: — Еще нет. Ну, пока ведь рано? Они будут через четверть часа. ДОЦЕНТ: — И правда рановато. СЕКРЕТАРША: — К вам какой-то человек просится. ДОЦЕНТ: — Что за человек? СЕКРЕТАРША: — Говорит, фотограф. ДОЦЕНТ: — Фотограф? Я не собираюсь фотографироваться. Что он хочет? СЕКРЕТАРША: — Говорит, по личному делу. ДОЦЕНТ: — Хорошо, пригласи. Посмотрим, что за личное дело.
Секретарша уходит. Чуть позже заходит фотограф.
ФОТОГРАФ: — Здравствуйте. ДОЦЕНТ: — Здравствуйте. (жестом приглашает садиться. Фотограф садится.) Я вас слу-шаю. (фотограф не знает, с чего начать.) Так Вы ко мне по делу? ФОТОГРАФ: — Да. ДОЦЕНТ: — По личному? ФОТОГРАФ: — Да. ДОЦЕНТ: — Ну и что это за дело? ФОТОГРАФ: — Не знаю, как это сказать... ДОЦЕНТ: — Давайте без предисловия. У меня мало времени. ФОТОГРАФ: — Попробую, конечно, если получится. ДОЦЕНТ: — Попробуйте. ФОТОГРАФ: — Во время фотосъемки пропала моя фотомодель, Лариса. ДОЦЕНТ: — Я искренне сожалею. Но не кажется ли вам, что вы не по адресу? Я, к вашему сведению, не частный детектив. Я всего лишь доцент. ФОТОГРАФ: — Я знаю. Мне не надо, чтобы вы ее искали. Я за объяснением. ДОЦЕНТ: — За объяснением? Не понимаю. В чем я должен объясниться? Не думаете ли вы, что это я украл ее? ФОТОГРАФ: — Да нет, что Вы. ДОЦЕНТ: — Тогда я Вас не понимаю. Может она из моих студенток? ФОТОГРАФ: — Нет. Она нигде не училась. Она потерялась во время фотосъемок. Потеря-лась, ну как вам сказать, не совсем. Вместо нее появилась старуха. ДОЦЕНТ: — Ну и что же из этого? ФОТОГРАФ: — Разве это не кажется вам странным? ДОЦЕНТ: — А почему это должно мне казаться странным? ФОТОГРАФ: — Странно. Потому что это странно. Еще этот Человек в черном, который потом превратился в крестьянина? Странно? ДОЦЕНТ: — Я вас понял. Вы столкнулись с чем-то странным и пришли ко мне за объяснением. Я правильно вас понял? ФОТОГРАФ: — Да. ДОЦЕНТ: — Лариса!
Входит секретарша
ДОЦЕНТ: — Лариса, два кофе. Вы пьете кофе? ФОТОГРАФ: — (напряженно встает) А ведь она так и не принесет ни чая, ни кофе. ДОЦЕНТ: — Почему это не принесет? Да вы садитесь. ФОТОГРАФ: — Не принесет.
Пауза
Входит секретарша с двумя чашками кофе на подносе. Поднос ставит на стол. Фотограф расслабленно падает на стул.
ДОЦЕНТ: — Спасибо.
Секретарша уходит
ФОТОГРАФ: — Может, я ненормальный? ДОЦЕНТ: — А что тут удивительного? ФОТОГРАФ: — Вы действительно считаете, что я не нормальный? ДОЦЕНТ: — На этот счет не может быть и сомнений. Да вы, голубчик, так уж не терзайте се-бя. Быть ненормальным, это вовсе не означает быть не таким, как все. Ведь вы именно этого испугались. ФОТОГРАФ: — Вы хотите сказать, что я, не смотря на мою ненормальность, такой же, как и все? ДОЦЕНТ: — Вы правильно поняли меня. ФОТОГРАФ: — По-вашему, все ненормальные? ДОЦЕНТ: — Именно так. ФОТОГРАФ: — Что, все прямо свихнутые, полоумные? ДОЦЕНТ: — Между умом и нормальностью, голубчик, ничего общего. ФОТОГРАФ: — Я вас не понимаю. ДОЦЕНТ: — На счет ума - у всех в порядке. Даже слишком. Вы тоже ведь не обижены, не так ли? ФОТОГРАФ: — Так в чем же заключается ненормальность? ДОЦЕНТ: — Да ни в чем особенном. Вы просто психически больны, вот и все дела. Да вы не волнуйтесь, голубчик, Вашу болезнь никто не заметит. ФОТОГРАФ: — Как это понимать? ДОЦЕНТ: — Очень просто. Потому что все окружающие вас так же психически больны. ФОТОГРАФ: — Я не понимаю. ДОЦЕНТ: — Хорошо. Вы можете представить человека, который добровольно дал согласие ради собственного уюта убить собственных детей? Притом медленно и мучительно. ФОТОГРАФ: — Да кто даст такое согласие? ДОЦЕНТ: — Только сумасшедший. ФОТОГРАФ: — Сумасшедший, может быть, и даст. ДОЦЕНТ: — Значит, вы согласны? Тогда давайте размышлять дальше. Вы согласны, что технический прогресс идет во благо человечества? ФОТОГРАФ: — Безусловно. ДОЦЕНТ: — И это хорошо. ФОТОГРАФ: — Конечно, хорошо. ДОЦЕНТ: — Великолепно. ФОТОГРАФ: — Да. ДОЦЕНТ: — И вас устраивает условие тоже? ФОТОГРАФ: — Какое условие? ДОЦЕНТ: — Видите ли, голубчик, всякое в жизни имеет свои условия. Технический прогресс не исключение. Мы получаем удобства от технического прогресса, а что даем в замен? Воздух, Воду и чистый хлеб. ФОТОГРАФ: — А, я вас понял. Вы из партии зеленых. ДОЦЕНТ: — Без чего мы не можем жить? ФОТОГРАФ: — Но техника тоже нужна. ДОЦЕНТ: — Без воздуха, без воды и без чистого хлеба. ФОТОГРАФ: — Не остановить же прогресс. ДОЦЕНТ: — Без чего не могут жить наши потомки? ФОТОГРАФ: — Я с вами не согласен. ДОЦЕНТ: — Без воздуха, без воды и без чистого хлеба. ФОТОГРАФ: — Да, но... ДОЦЕНТ: — Что убьет медленно и мучительно наших детей? Отсутствие воздуха, воды и чистого хлеба. ФОТОГРАФ: — Надо вернуться к каменному веку? Вы это хотите сказать? ДОЦЕНТ: — Нет. Я просто хотел показать вам степень нашей всеобщей ненормальности. А вы говорите - фотомодель пропала.
Входит секретарша
СЕКРЕТАРША: — Студенты пришли. ДОЦЕНТ: — Пусть войдут. Входят несколько девушек. Секретарша уходит. ДОЦЕНТ: — Молодцы, не опоздали. Ну что, начнем?
Медленная музыка. Освещение интимное. Доцент танцует с девочками.
ФОТОГРАФ: — (ходит за доцентом) А как вы объясните, что старуха меня фотографировала веником? ДОЦЕНТ: — (танцуя) Хоть своей галошей, если это у нее получается. ФОТОГРАФ: — Но, что вы делаете? Вы так танцуете с вашими студентками? ДОЦЕНТ: — Ну что здесь такого? ФОТОГРАФ: — Но это же ненормально? Ненормально!
Пустота
Фотограф и человек в черном
ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Ну, как дела? ФОТОГРАФ: — Это Вы? ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Я, кто же еще? Ты что, нездоров? Или случилось что-нибудь? ФОТОГРАФ: — Вы еще спрашиваете? ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Да ты точно нездоров. Перетрудился наверно. Ай, ай, ай. В твоей лаборатории и здоровый заболеет, куда уж тебе там. ФОТОГРАФ: — Вы еще издеваетесь? Я здоров. Это вы больны, вы. ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Вам бы лечь в больницу. Настоятельно советую (Собирается уходить). ФОТОГРАФ: — Постойте. Вы так от меня легко не уйдете. Где Лариса, черная твоя душа? Где девочка? ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Да шут с вами. Откуда мне знать, где ваша девочка? ФОТОГРАФ: — Нет, вы ее украли. ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Да. Вам надо лечь в больницу и очень долго лечиться. Настоятель-но вам советую. ФОТОГРАФ: — Ваши советы держите для вашей бабушки. Где Лариса? ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Кто такая - Лариса? ФОТОГРАФ: — Как будто не знаете. Моя фотомодель. ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Вы что, любитель фотографировать женские ножки? ФОТОГРАФ: — Не ваше дело. ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Почему это не мое дело? Я мог вам предложить именно то, что на-до. Пожалуйста.
Выходят на сцену девочки
ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Вы только посмотрите сюда. Ах, какие ножки. Ну-ка (Девочки по очереди демонстрируют ножки). Смелее, смелее. Ну? Каков товар? Ходите, ходите. А? Наверно лучше, чем твоя Лариса? Ты смотри, смотри. Вот это ножки, а? Бери - не хочу. ФОТОГРАФ: — Где Лариса? Где. ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Да что с тобой на самом деле? (Жестом показывает, чтобы девушки ушли. Они уходят). Далась тебе эта Лариса. Вот она.
В глубине сцены стоит девочка спиной к фотографу. Одета, как фотомодель. Фотограф кидается в ее сторону. Она резко поворачивается. Эта старуха с фотокарточкой.
СТАРУХА: — Сынок, хорошо, что я тебя нашла. Люди сказали, что ты поможешь мне, а сынок. Портрет сына увеличить надо. Его убили. Он умер. Он был моим единственным. Вот, смотри-ка. (Фотограф отступает, садится) Сынок, милый, помог бы старушке? (Фотограф, как загипнотизированный, берет у старухи карточку.) Вот он здесь, мой сын, его убили.(фотограф смотрит на карточку и подскакивает с места). ФОТОГРАФ: — Боже, да это я! СТАРУХА: — Это мой сын. Единственный. Его убили. ФОТОГРАФ: — Это я! Это мой портрет! СТАРУХА: — Он умер, и я осталась одна. ФОТОГРАФ: — Я жив. Я не умер. СТАРУХА: — Помог бы ты мне, сынок. ФОТОГРАФ: — Боже, жив я, я не умер, я живой. Боже, что это с нами, Боже, живы мы или умерли? Боже, Живой я, я не умер. Живы ли мы, Боже?
Светлая музыка. Сцена называется прохождение СВЕТА. Все чистое и светлое. Это и должно остаться в глазах и душах, и в памяти каждого зрителя. Павильон фотографа. Фотомодель, которая стояла у фона в начале пьесы, отходит от фона, смотрит на зал, в недоразумении тянет плечами, берет со стула свое платье и уходит. Занавес, если он есть
[Скрыть]Регистрационный номер 0195331 выдан для произведения:ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: ФОТОГРАФ ЛАРИСА она же ФОТОМОДЕЛЬ ЖЕНЩИНА СЕКРЕТАРША СТАРУХА ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ КРЕСТЬЯНИН ДИРЕКТОР ДОЦЕНТ I ПРОХОЖИЙ II ПРОХОЖИЙ III ПРОХОЖИЙ ГЛ. СЛУГА СЛУГИ ГРУППА ТАНЦУЮЩИХ
Фотопавильон. Фотограф и фотомодель.
ФОТОГРАФ: — Вроде все в порядке. Ты готова? ФОТОМОДЕЛЬ: — Готова. Где мне стать? ФОТОГРАФ: — (задумчиво) Где тебе стать? Давай начнем с разминки. Подойди к фону. Молодец. Расслабься. Глубокий вдох - выдох, вдох - выдох, вдох - выдох. Хорошо. Потягиваемся. Пытайся достать руками потолок. ФОТОМОДЕЛЬ: — (потягиваясь) Не достается. ФОТОГРАФ: — А ты представляй. Так - так. Хорошо. Переходим к танцам. Движение, надеюсь, ты помнишь. Включаю музыку. Поехали.
Ритмичная музыка. Сцена темнеет. Белый фон освещается импульсивным светом. Фотомодель танцует, и ее движения на фоне смотрятся как отдельные кадры. Потом танцующих фигур становится две, три, четыре. Сцена снова освещается, но тональность освещения иная, чем в начале. Там, где стояла Фотомодель, сидит на скамейке старуха, прижимая к груди фотокарточку.
ФОТОГРАФ: — Бабуля, что тебе здесь надо? СТАРУХА: — Я к тебе с просьбой, сынок. ФОТОГРАФ: — Бабуля, мне ж некогда. СТАРУХА: — Что ж мне делать, не знаю к кому идти? Сказали сюда надо. Помоги старушке, сынок. (Встает и подходит к фотографу) Век благодарить буду. Не знаю, что и делать. Сказали, сюда надо, а, сынок? ФОТОГРАФ: — Бабуля, я же сказал, мне некогда. Ну, ладно, давай, что за дело. Только быстрее. (Смотрит по сторонам, как бы ищет фотомодель). СТАРУХА: — Моего сына убили. Он умер, а я вот так осталась одна. Никого у меня больше нет. Мой сын... ФОТОГРАФ: — Ну, я тут причем? СТАРУХА: — Вот. Единственная карточка. Говорили люди, что ты поможешь. ФОТОГРАФ: — Бабуля, тебе что, карточку увеличить надо? СТАРУХА: — Да, сынок. Чтоб на стенку повесить. На этой плохо видно. Я заплачу. А? ФОТОГРАФ: — Бабуля я рад бы, но такими делами я не занимаюсь. СТАРУХА: — Но сынок... ФОТОГРАФ: — Бабуля, не делаю я такие работы. СТАРУХА: — Взглянул бы ты, а? (подходит к фотографу все ближе). ФОТОГРАФ: — Ну не делаю я репродукции. (уходит от нее). СТАРУХА: — Он был моим единственным... ФОТОГРАФ: — Бабуля... СТАРУХА: — Больше мне не к кому идти. ФОТОГРАФ: — Но я же не могу, я занят. СТАРУХА: — Хоть взглянул бы, может, сможешь? ФОТОГРАФ: — Занят я, занят, понимаешь? СТАРУХА: — Понимаю, что тут не понимать -то? Сына убили...
незаметно входит на сцену человек в черном.
ФОТОГРАФ: — Ну не делаю я репродукции, некогда мне. СТАРУХА: — Понимаю, понимаю, но взглянул бы на карточку- то. ФОТОГРАФ: — Некогда мне. Занят я, занят. ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Интересно, чем это ты занят? ФОТОГРАФ: — А вы кто? Ну что это такое? Кто там дверь оставил открытой? ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Ты не нервничай. Объясни лучше человеку, чем ты так занят? ФОТОГРАФ: — Я не обязан давать вам объяснения. Прошу покинуть павильон. ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Почему это не обязан? Очень даже обязан. СТАРУХА: — Обязан, обязан. ФОТОГРАФ: — Ну, я действительно занят. ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Чем же, позвольте поинтересоваться? ФОТОГРАФ: — Уходите, прошу вас. ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — А чего же это мы должны уходить? ФОТОГРАФ: — Потому, наверно, что это, пока – что, мой павильон. ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Да?!!! ФОТОГРАФ: — Да! Уходите, а то мне придется позвонить куда надо. ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Так звони, почему не звонишь? Звони же. ФОТОГРАФ: — (Ищет телефон). И позвоню. (не может найти телефон). Уходите, прошу вас. ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Нет, это уже слишком. СТАРУХА : — Да. И карточку сына не хочет увеличить Я же старая. Глаза плохо видят. Я же хочу портрет сына каждый день на стенке видеть. Но это же на стенку не повесишь? Это же маленькая? ФОТОГРАФ: — (мотаясь по сцене). Лариса!!! Куда же телефон делся? Лариса. ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Подойдите ко мне, молодой человек. ФОТОГРАФ: — (иронией) Молодой человек! Лариса!!! ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Старуха, будь добра, позови Ларису. СТАРУХА : — Позову, чего не позвать - то? Лариса ! Иди сюда милочка, иди сюда.
Заходят три девочки
СТАРУХА: — Вот они, Ларисы - то, одна лучше другой. ФОТОГРАФ: — Это еще что такое? ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — А что, они разве вам не нравятся? СТАРУХА: — Да, что тебе, сынок, не нравятся? Девушки хорошие, стройные. ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Да, девушки действительно то, что надо. Не пойму, молодой чело-век, что вам не нравится? И танцуют они великолепно. Старуха, они ведь танцуют? СТАРУХА: — Танцуют, танцуют. ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Вот и старуха утверждает, что танцуют. СТАРУХА: — Да. Утверждаю. Чего не утверждать - то. Утверждаю. Ну-ка, ать-два, ать-два.
Музыка в стиле варьете. Девушки танцуют. Освещение концертное.
Танец заканчивается. Девушки остаются. Там, где сидел человек в черном, сидит крестьянин.
КРЕСТЬЯНИН: — (Фотографу) Ну как? ФОТОГРАФ: — Уходите, прошу вас, оставьте мой павильон. СТАРУХА: — Во дает. КРЕСТЬЯНИН: — Сынок, ты что, уверен, что это твой павильон? Что мы сейчас в твоем павильоне? Эээ!!! Это наш павильон, это ты находишься в нашем павильоне. В твоем павильоне кто фотографировал? Правильно. Ты. А здеся!!! Поди - ка сюда. (встает). Садись вот здесь. (девочкам) Кыш отсюда. (фотографу) садись, садись вот сюда. (фотограф садится) Так - так. Здеся старуха будет тебя фотографировать. СТАРУХА: — И буду. Чего не фотографировать? КРЕСТЬЯНИН: — (фотографу) Ты сиди, сиди. СТАРУХА: — А чем я буду фотографировать? КРЕСТЬЯНИН: — Да хоть веником. Ты, сынок, сиди смирно и смотри на старуху. ФОТОГРАФ: — А где мой павильон? КРЕСТЬЯНИН: — Какой - такой павильон? СТАРУХА: — Какой - такой павильон? ФОТОГРАФ: — Мои софиты, камеры... КРЕСТЬЯНИН: — Какие - такие софиты? СТАРУХА: — Какие - такие камеры? ФОТОГРАФ: — Где тот человек в черном? КРЕСТЬЯНИН: — Какой - такой человек? СТАРУХА: — Какой - такой в черном? КРЕСТЬЯНИН: — Чего это он? СТАРУХА: — Брешет. КРЕСТЬЯНИН: — Брешет? СТАРУХА: — Брешет, брешет. ФОТОГРАФ: — Где Лариса? СТАРУХА: — (крестьянину) Веник подойдет? КРЕСТЬЯНИН: — Подойдет. Ты, парень, сиди смирно и смотри вон туда. (показывает в сторону старухи, которая готовится фотографировать веником).
Процесс фотографирования веником длится по возможности долго. В момент фотографирования - вспышка, после сцена полностью темнеет.
Слабое освещение, из центра сцены идет молодая женщина с новорожденным ребенком, завернутым в одеяло на руках. Она поет колыбельную.
ЖЕНЩИНА: — (поет)
Во дворе метелица, Но не бойся, заинька, Пока сердце бьется, Пока жива маменька.
Черный конь жует траву, Не стучат копыта, Месть пленила папеньку, А она коварна.
За стенами пасть открыл Голод окаянный, Серый звон не заберет Молоко у мамы.
Ты усни, не бойся, Сердце пока бьется.
Ветер добрый, ветер злой Вы зря не бушуйте, Путника - заблудника Вы здесь не учуете.
Три кинжала, три ножа Зарытые в землю, Ищет всадник путь домой - Я свой крест целую.
Но пленила Месть его И он не вернется. Черный конь жует траву, Серый звон в оконце.
Но ты усни, не бойся, Сердце пока бьется.
Во дворе метелица, Холода настали, Жизнь - сама весельца, Только не рыдать бы.
Дома ведь нам хорошо - Мать твоя не умерла, Во земле, под горой Зарыты кинжалы.
Только черный конь траву Щипать не желает, Ветер добрый, ветер злой, - Что он вспоминает?
Но ты усни, не бойся, Бьется сердце, бьется.
Песня заканчивается. Хорошее освещение, на сцене пара стульев. Входит директор. Женщина тревожно прижимает к себе младенца. Она испуганно, но с готовностью служить, смотрит на директора.
ДИРЕКТОР: — А, опять ты здесь. Опять с ребенком. (резко выхватывает у женщины ребенка. Он вытряхивает одеяло. Там пусто. Одеяло возвращает женщине.) На. Сколько тебе можно объяснять, что твое место в приемной, возле телефона? Поняла? Иди. А нет. Вернись. Что с мебелью слышно? ЖЕНЩИНА: — Должны скоро привезти. ДИРЕКТОР: — Хорошо. Ну, как тебе помещение? ЖЕНЩИНА: — Хорошее место. ДИРЕКТОР: — Хорошее. В центре города. А!!! Не плохо сработали. (довольно садится на од-ном из стульев). Ну ладно, иди.
Женщина уходит Пауза Голоса из-за кулис.
ЖЕНЩИНА: — Директор не принимает. ФОТОГРАФ: — У меня срочное дело. ЖЕНЩИНА: — Я сказала, не принимает. ФОТОГРАФ: — Ну, поймите, у меня срочное дело. ЖЕНЩИНА: — Он вас ждет? ФОТОГРАФ: — Я фотограф. Женщина и фотограф врываются на сцену ЖЕНЩИНА: — (директору) Я не хотела пускать, он ворвался. ФОТОГРАФ: — Извините, у меня срочное дело к вам. Я фотограф. ДИРЕКТОР: — Вы фотограф? (радостно встает и идет на встречу). Здравствуйте. Рад вас видеть. ФОТОГРАФ: — Здравствуйте. Женщина уходит. ДИРЕКТОР: — Вы уж извините, мы только переехали. Офис еще не оборудован. Но стулья есть. Стулья есть, так что прошу садиться.
Садятся.
ДИРЕКТОР: — Так вы фотограф. Великолепная профессия. Я всю жизнь хотел научиться вашему делу, но, увы. Хорошая у вас работа, интересная. Не то, что у меня. Скука и только. Хотя, сказать честно, даже скучать некогда. Ну ладно. Так, говорите у вас ко мне дело, я слушаю. Или, погодите, сначала, может, чаю? Или кофе? ФОТОГРАФ: — Вы не беспокойтесь. ДИРЕКТОР: — Никакого беспокойства. Лариса!
Входит женщина
ДИРЕКТОР: — Кофе. Две чашки.
Женщина уходит
ДИРЕКТОР: — Так вот, значит, вы фотограф. Работаете где-то или, как сейчас говорят, свободный художник? ФОТОГРАФ: — У меня свой павильон, вернее… ДИРЕКТОР: — Это очень хорошо, что у вас свой павильон. Это интересно. Оборудован? Все есть? Все готово? ФОТОГРАФ: — Да. Вернее, был. ДИРЕКТОР: — Так все же был или есть? ФОТОГРАФ: — Был. Вернее, и сейчас есть. Только теперь там бабка веником фотографирует. ДИРЕКТОР: — Говорите, веником? Это интересно. Вы говорите, говорите. Я слушаю. Так, значит, веником. ФОТОГРАФ: — Да, с каким-то мужиком. Хотя мужика сначала не было. Но, как Лариса, эта моя Фотомодель, во время съемки исчезла, тут же появился человек в черном. ДИРЕКТОР: — Да шут с ним, с человеком. Так, говорите, у вас своя фотомодель? ФОТОГРАФ: — Да. ДИРЕКТОР: — Красивая? ФОТОГРАФ: — Фотогеничная. ДИРЕКТОР: — Ножки, грудки, все на месте? Это хорошо, это замечательно. Я вам скажу, женщина, эта очень доходное дело. Я три таких операции провел... Женское белье. Вот это, я вам скажу, дело. Одна крупная партия - и почти целое состояние. Но, правду говоря, поставщик немного подхимичил. Вместо ажурных трусов подсунул бюстгальтеры для кормящих мамаш. Но, вы знаете, к моему удивлению, обнаружил, что в нашем городе еще полно кормящих мамаш. Удивительно, да? Все раскупили. Все (смеется). (Серьезно) Так вы фотограф. И у Вас свой павильон. ФОТОГРАФ: — Да ДИРЕКТОР: — Вы как раз тот, кто мне нужен. Я скоро буду организовать небольшую презентацию. Вы знаете, теперь без этого не обойтись. Мы закажем большой зал, будет много важных и нужных людей. Вы понимаете меня. Ну, надо, сами знаете. К этой презентации мне нужны пригласительные билеты в виде красивых карточек. А на карточках, кроме всего, хочу, чтоб были изображены наши изделия. Представляете? На одной стороне пригласительный текст, а с другой, скажем, ваша модель в моих трусах под «Монако». ФОТОГРАФ: — Это было бы не плохо, но... ДИРЕКТОР: — Что Вы говорите, великолепно! И я мог бы присутствовать на съемках, подсказать нужные ракурсы. ФОТОГРАФ: — Можно и так, но мой павильон... ДИРЕКТОР: — Ах, да. Что-то с веником. А собственно, в чем там проблема? ФОТОГРАФ: — Бабуля там фотографирует. ДИРЕКТОР: — Ага, понял. Значит теперь фотограф у Вас бабуля. ФОТОГРАФ: — Да нет. Она клиентка. Она хотела, чтобы я увеличил портрет ее сына, но я был занят... ДИРЕКТОР: — И она сама стала увеличивать портрет. ФОТОГРАФ: — Нет, нет. Она начала фотографировать меня. А Лариса исчезла. ДИРЕКТОР: — С павильоном? ФОТОГРАФ: — Да как сказать. Павильон вроде есть. А вроде... ДИРЕКТОР: — Так что же там? ФОТОГРАФ: — Мужик появился. ДИРЕКТОР: — Да ну? Ну и что? ФОТОГРАФ: — А человек в черном исчез. ДИРЕКТОР: — И Лариса исчезла. ФОТОГРАФ: — Мужик командует, а бабка вместо камеры - веником. Чик. ДИРЕКТОР: — (Задумчиво). Да. Ну, это еще ничего. С моим другом еще более интересное случилось. Он как раз заключил сделку с луком и чесноком и хотел вернуться домой. Но не тут- то было, машина сломалась на середине пути в двухстах километрах от дома. Всю ночь чинил, чтоб вовремя успеть к жене. Всю ночь! А когда на следующий вечер появился дома, жена уже успела подать на развод.
Пауза
ДИРЕКТОР: — Лариса! (Входит женщина.) Принеси, милочка, чаю, две чашечки. (Женщина уходит.) Так что за дело у Вас? Вы извините, офис еще не оборудован. Мы только сегодня утром переехали. Мебель вот-вот привезут. Ну, как вам местечко? ФОТОГРАФ: — Местечко великолепное. ДИРЕКТОР: — Что вы! В центре города. Чего мне стоило урвать это место. Еще бы. В центре города. А конкуренты, чтоб у них все форс- мажором вышло, чтоб они из рекламации не вылезали, утопить готовы были меня, заживо съесть. Лариса! (Женщина входит.) Бусинка, сделай, пожалуйста, кофе, две чашечки. (женщина уходит.) Так что Вам угодно? ФОТОГРАФ: — Мне бы уточнить сроки. ДИРЕКТОР: — Какие сроки? ФОТОГРАФ: — Ну, когда будем фотографироваться. ДИРЕКТОР: — Фотографироваться? С Вами? А что, это идея. ФОТОГРАФ: — Вы меня неправильно поняли. Я фотограф. ДИРЕКТОР: — Что вы говорите? Это интересно. Вы где-то работаете или, как сейчас говорят, свободный художник?
Фотограф в недоразумении. Он испуганно смотрит на директора, потом быстро покидает сцену. Директор достает пачки денег и считает. Потом открывает чемодан с женским бельем, достает оттуда предметы белья и нежно кладет на деньги.
Освещение слабеет. Директор, раскладывая белье, начинает плакать.
ДИРЕКТОР: — Лариса, Лариса!
Тянущая музыка. Директор рыдает. Входит женщина. Подходит к директору. Садится на пол рядом с ним. Женщина стелет на пол детское одеяло. Директор заворачивает его. Женщина обнимает голову директора. Завернутое одеяло директор дает женщине. Женщина обнимает пустое одеяло, как ребенка. Звучит колыбельная. КОЛЫБЕЛЬНАЯ: —
Ветер добрый, Ветер злой, Вы зря не шумите, Черный конь стоит во мгле, Только не спугните.
За стенами пасть открыл Голод окаянный, Серый звон ведь заберет Молоко у мамы.
Ты усни, не бойся, Сердце пока бьется Оба уходят. Темнеет
Крик старухи. Слабое освещение. Входит старуха с фотокарточкой в руках.
СТАРУХА: — Убили моего сына. Убили сына. Сына моего единственного. Когда он родился, его ручки были такие маленькие, ладошки теплые, губки нарисованные. Он, когда спал, улыбался во сне ангелам. Мой сын. А его убили, и как будто он и не рождался. Как будто он не был ребенком. Как будто он не улыбался ангелам. Я старая, я осталась, а его уже нет. Он мертв. Убили!
Появляются трое прохожих
1-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Чего орешь? Убили, убили. Чего людям спать не даешь? СТАРУХА: — (показывает карточку) Он мой сын. Его убили. 1-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Значит, так и надо было. Сунул нос, значит, не туда. Ну и правильно сделали, что убили. 2-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Да что убийство. Вчера семеро насиловали одну девочку, а она даже не кричала. 3-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — А может, не насиловали? Может, просто так? Может, сейчас вообще не насилуют? Может, наконец, избавились от насилия. СТАРУХА: — Сына моего единственного... 2-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Да просто холодно, вот и все. И дожди какие-то недобрые. 1-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Холодно. 3-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Мир пирует, и миру плохо. 2-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Медицина нынче развитая. Вот и боли меньше стало. 3-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Не болит, и мир пирует. 1-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Мир пирует, и ему наплевать. 2-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Еще бы. Медицина нынче развитая. СТАРУХА: — (Показывает им карточку) Сына моего убили. 1-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Это мы уже слышали. А это что, его фото, что ли? Покажи-ка. (смотрят втроем) Его здесь не было. 2-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — И мне не знаком. 3-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Маманя, никто его здесь не видел. 1-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Его здесь не было. 2-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Это точно. 3-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Не убили его, иначе он был бы здесь. СТАРУХА: — Нет, я знаю. Его нет среди живых. 3-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Но и среди мертвых тоже нет. 1-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Нету его здесь. 2-ИЙ ПРОХОЖИЙ: — Нету.
Входят слуги, шумя бубенцами. Все трое падают на колени и отползают вглубь сцены. С середины сцены выходит главный слуга в черно-красном наряде.
ГЛ. СЛУГА: — Кто ревет над землей? Кто ревет под землей? СЛУГИ: — Адр, Адр, Адр. ГЛ. СЛУГА: — Что прячет мгла Сквозь смех и стон? СЛУГИ: — Адр, Адр, Адр. ГЛ. СЛУГА: — Что желает теперь Его жадная пасть? СЛУГИ: — Месть, месть, месть. ГЛ. СЛУГА: — Так кто же теперь Придет танцевать? СЛУГИ: — Смерть, смерть, смерть.
Танец Смерти
Кабинет доцента. Сидит доцент
ДОЦЕНТ: — Лариса!
Входит секретарша
СЕКРЕТАРША: — Да. ДОЦЕНТ: — Студенты пришли? СЕКРЕТАРША: — Еще нет. Ну, пока ведь рано? Они будут через четверть часа. ДОЦЕНТ: — И правда рановато. СЕКРЕТАРША: — К вам какой-то человек просится. ДОЦЕНТ: — Что за человек? СЕКРЕТАРША: — Говорит, фотограф. ДОЦЕНТ: — Фотограф? Я не собираюсь фотографироваться. Что он хочет? СЕКРЕТАРША: — Говорит, по личному делу. ДОЦЕНТ: — Хорошо, пригласи. Посмотрим, что за личное дело.
Секретарша уходит. Чуть позже заходит фотограф.
ФОТОГРАФ: — Здравствуйте. ДОЦЕНТ: — Здравствуйте. (жестом приглашает садиться. Фотограф садится.) Я вас слу-шаю. (фотограф не знает, с чего начать.) Так Вы ко мне по делу? ФОТОГРАФ: — Да. ДОЦЕНТ: — По личному? ФОТОГРАФ: — Да. ДОЦЕНТ: — Ну и что это за дело? ФОТОГРАФ: — Не знаю, как это сказать... ДОЦЕНТ: — Давайте без предисловия. У меня мало времени. ФОТОГРАФ: — Попробую, конечно, если получится. ДОЦЕНТ: — Попробуйте. ФОТОГРАФ: — Во время фотосъемки пропала моя фотомодель, Лариса. ДОЦЕНТ: — Я искренне сожалею. Но не кажется ли вам, что вы не по адресу? Я, к вашему сведению, не частный детектив. Я всего лишь доцент. ФОТОГРАФ: — Я знаю. Мне не надо, чтобы вы ее искали. Я за объяснением. ДОЦЕНТ: — За объяснением? Не понимаю. В чем я должен объясниться? Не думаете ли вы, что это я украл ее? ФОТОГРАФ: — Да нет, что Вы. ДОЦЕНТ: — Тогда я Вас не понимаю. Может она из моих студенток? ФОТОГРАФ: — Нет. Она нигде не училась. Она потерялась во время фотосъемок. Потеря-лась, ну как вам сказать, не совсем. Вместо нее появилась старуха. ДОЦЕНТ: — Ну и что же из этого? ФОТОГРАФ: — Разве это не кажется вам странным? ДОЦЕНТ: — А почему это должно мне казаться странным? ФОТОГРАФ: — Странно. Потому что это странно. Еще этот Человек в черном, который потом превратился в крестьянина? Странно? ДОЦЕНТ: — Я вас понял. Вы столкнулись с чем-то странным и пришли ко мне за объяснением. Я правильно вас понял? ФОТОГРАФ: — Да. ДОЦЕНТ: — Лариса!
Входит секретарша
ДОЦЕНТ: — Лариса, два кофе. Вы пьете кофе? ФОТОГРАФ: — (напряженно встает) А ведь она так и не принесет ни чая, ни кофе. ДОЦЕНТ: — Почему это не принесет? Да вы садитесь. ФОТОГРАФ: — Не принесет.
Пауза
Входит секретарша с двумя чашками кофе на подносе. Поднос ставит на стол. Фотограф расслабленно падает на стул.
ДОЦЕНТ: — Спасибо.
Секретарша уходит
ФОТОГРАФ: — Может, я ненормальный? ДОЦЕНТ: — А что тут удивительного? ФОТОГРАФ: — Вы действительно считаете, что я не нормальный? ДОЦЕНТ: — На этот счет не может быть и сомнений. Да вы, голубчик, так уж не терзайте се-бя. Быть ненормальным, это вовсе не означает быть не таким, как все. Ведь вы именно этого испугались. ФОТОГРАФ: — Вы хотите сказать, что я, не смотря на мою ненормальность, такой же, как и все? ДОЦЕНТ: — Вы правильно поняли меня. ФОТОГРАФ: — По-вашему, все ненормальные? ДОЦЕНТ: — Именно так. ФОТОГРАФ: — Что, все прямо свихнутые, полоумные? ДОЦЕНТ: — Между умом и нормальностью, голубчик, ничего общего. ФОТОГРАФ: — Я вас не понимаю. ДОЦЕНТ: — На счет ума - у всех в порядке. Даже слишком. Вы тоже ведь не обижены, не так ли? ФОТОГРАФ: — Так в чем же заключается ненормальность? ДОЦЕНТ: — Да ни в чем особенном. Вы просто психически больны, вот и все дела. Да вы не волнуйтесь, голубчик, Вашу болезнь никто не заметит. ФОТОГРАФ: — Как это понимать? ДОЦЕНТ: — Очень просто. Потому что все окружающие вас так же психически больны. ФОТОГРАФ: — Я не понимаю. ДОЦЕНТ: — Хорошо. Вы можете представить человека, который добровольно дал согласие ради собственного уюта убить собственных детей? Притом медленно и мучительно. ФОТОГРАФ: — Да кто даст такое согласие? ДОЦЕНТ: — Только сумасшедший. ФОТОГРАФ: — Сумасшедший, может быть, и даст. ДОЦЕНТ: — Значит, вы согласны? Тогда давайте размышлять дальше. Вы согласны, что технический прогресс идет во благо человечества? ФОТОГРАФ: — Безусловно. ДОЦЕНТ: — И это хорошо. ФОТОГРАФ: — Конечно, хорошо. ДОЦЕНТ: — Великолепно. ФОТОГРАФ: — Да. ДОЦЕНТ: — И вас устраивает условие тоже? ФОТОГРАФ: — Какое условие? ДОЦЕНТ: — Видите ли, голубчик, всякое в жизни имеет свои условия. Технический прогресс не исключение. Мы получаем удобства от технического прогресса, а что даем в замен? Воздух, Воду и чистый хлеб. ФОТОГРАФ: — А, я вас понял. Вы из партии зеленых. ДОЦЕНТ: — Без чего мы не можем жить? ФОТОГРАФ: — Но техника тоже нужна. ДОЦЕНТ: — Без воздуха, без воды и без чистого хлеба. ФОТОГРАФ: — Не остановить же прогресс. ДОЦЕНТ: — Без чего не могут жить наши потомки? ФОТОГРАФ: — Я с вами не согласен. ДОЦЕНТ: — Без воздуха, без воды и без чистого хлеба. ФОТОГРАФ: — Да, но... ДОЦЕНТ: — Что убьет медленно и мучительно наших детей? Отсутствие воздуха, воды и чистого хлеба. ФОТОГРАФ: — Надо вернуться к каменному веку? Вы это хотите сказать? ДОЦЕНТ: — Нет. Я просто хотел показать вам степень нашей всеобщей ненормальности. А вы говорите - фотомодель пропала.
Входит секретарша
СЕКРЕТАРША: — Студенты пришли. ДОЦЕНТ: — Пусть войдут. Входят несколько девушек. Секретарша уходит. ДОЦЕНТ: — Молодцы, не опоздали. Ну что, начнем?
Медленная музыка. Освещение интимное. Доцент танцует с девочками.
ФОТОГРАФ: — (ходит за доцентом) А как вы объясните, что старуха меня фотографировала веником? ДОЦЕНТ: — (танцуя) Хоть своей галошей, если это у нее получается. ФОТОГРАФ: — Но, что вы делаете? Вы так танцуете с вашими студентками? ДОЦЕНТ: — Ну что здесь такого? ФОТОГРАФ: — Но это же ненормально? Ненормально!
Пустота
Фотограф и человек в черном
ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Ну, как дела? ФОТОГРАФ: — Это Вы? ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Я, кто же еще? Ты что, нездоров? Или случилось что-нибудь? ФОТОГРАФ: — Вы еще спрашиваете? ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Да ты точно нездоров. Перетрудился наверно. Ай, ай, ай. В твоей лаборатории и здоровый заболеет, куда уж тебе там. ФОТОГРАФ: — Вы еще издеваетесь? Я здоров. Это вы больны, вы. ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Вам бы лечь в больницу. Настоятельно советую (Собирается уходить). ФОТОГРАФ: — Постойте. Вы так от меня легко не уйдете. Где Лариса, черная твоя душа? Где девочка? ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Да шут с вами. Откуда мне знать, где ваша девочка? ФОТОГРАФ: — Нет, вы ее украли. ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Да. Вам надо лечь в больницу и очень долго лечиться. Настоятель-но вам советую. ФОТОГРАФ: — Ваши советы держите для вашей бабушки. Где Лариса? ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Кто такая - Лариса? ФОТОГРАФ: — Как будто не знаете. Моя фотомодель. ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Вы что, любитель фотографировать женские ножки? ФОТОГРАФ: — Не ваше дело. ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Почему это не мое дело? Я мог вам предложить именно то, что на-до. Пожалуйста.
Выходят на сцену девочки
ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Вы только посмотрите сюда. Ах, какие ножки. Ну-ка (Девочки по очереди демонстрируют ножки). Смелее, смелее. Ну? Каков товар? Ходите, ходите. А? Наверно лучше, чем твоя Лариса? Ты смотри, смотри. Вот это ножки, а? Бери - не хочу. ФОТОГРАФ: — Где Лариса? Где. ЧЕЛОВЕК В ЧЕРНОМ: — Да что с тобой на самом деле? (Жестом показывает, чтобы девушки ушли. Они уходят). Далась тебе эта Лариса. Вот она.
В глубине сцены стоит девочка спиной к фотографу. Одета, как фотомодель. Фотограф кидается в ее сторону. Она резко поворачивается. Эта старуха с фотокарточкой.
СТАРУХА: — Сынок, хорошо, что я тебя нашла. Люди сказали, что ты поможешь мне, а сынок. Портрет сына увеличить надо. Его убили. Он умер. Он был моим единственным. Вот, смотри-ка. (Фотограф отступает, садится) Сынок, милый, помог бы старушке? (Фотограф, как загипнотизированный, берет у старухи карточку.) Вот он здесь, мой сын, его убили.(фотограф смотрит на карточку и подскакивает с места). ФОТОГРАФ: — Боже, да это я! СТАРУХА: — Это мой сын. Единственный. Его убили. ФОТОГРАФ: — Это я! Это мой портрет! СТАРУХА: — Он умер, и я осталась одна. ФОТОГРАФ: — Я жив. Я не умер. СТАРУХА: — Помог бы ты мне, сынок. ФОТОГРАФ: — Боже, жив я, я не умер, я живой. Боже, что это с нами, Боже, живы мы или умерли? Боже, Живой я, я не умер. Живы ли мы, Боже?
Светлая музыка. Сцена называется прохождение СВЕТА. Все чистое и светлое. Это и должно остаться в глазах и душах, и в памяти каждого зрителя. Павильон фотографа. Фотомодель, которая стояла у фона в начале пьесы, отходит от фона, смотрит на зал, в недоразумении тянет плечами, берет со стула свое платье и уходит. Занавес, если он есть