ГлавнаяПрозаЭссе и статьиРелигия → В ОЖИДАНИИ ВЕЛИКОГО ДНЯ (1)

В ОЖИДАНИИ ВЕЛИКОГО ДНЯ (1)

article416839.jpg

В ОЖИДАНИИ ВЕЛИКОГО ДНЯ (1) —
ОТ ВОЗНЕСЕНИЯ ДО ТРОИЦЫ *


Миновала Святая Пасха, миновало Вознесение Господне. Это были великие и святые Праздники, а теперь — великое и святое время ожидания и приготовления к конечному святому празднику, которым увенчивается круг дней Святой Четыредесятницы (Великого Поста) и Святой Пятидесятницы. Это — праздник Святой Троицы, День Сошествия Святаго Духа на апостолов... 

Чем же славен этот праздник и почему его столь торжественно празднует Церковь?

После того, как согрешил человек в раю, покинула его благодать Божия, потерял он этот дивный Божественный дар, а вместе с ним утратил вечное блаженство. Затворились перед ним врата Царства Небесного. Грех и, как следствие, смерть вошли в его жизнь и стали его участью. Бо'льшая часть  человечества впала в язычество и идолопоклонство, и все люди, в том числе ветхозаветные праведники, по смерти своей сходили во ад, потому что все были жертвами греха, проклятия и смерти.

Чтобы избавить человечество от этих гибельных последствий грехопадения, чтобы примирить его со своим Творцом, вернуть утраченную благодать Всесвятаго Духа, радость вечной жизни и вечного блаженства, надо было Самому Сыну Божию Господу Иисусу Христу сойти на землю, стать во всем, кроме греха, подобным человеку и принести Себя в искупительную Жертву.

И вот, взяв на Себя все наши немощи и грехи, Спаситель мира умирает на Кресте;
затем непостижимым для нас образом сходит во ад, отверзая томившимся во тьме ветхозаветным праведникам, а вместе с ними и нам, врата Царства Небесного;
на 3-й день, по Писанию, воскресает, показывая нам победу над смертью и будущее наше воскресение из мертвых;
на 40-й день возносится на Небеса и испрашивает у Бога Отца величайший бесценный Дар, утраченный когда-то человеком — БЛАГОДАТЬ СВЯТАГО ДУХА;
и, наконец, через 10 дней после Вознесения, в 50-й по Пасхе, Дух Святы'й, Уте'шителю, Ду'ше истины, жизни Подателю**, сходит на землю, оживотворяет в лице апостолов Церковь Христову, без которой невозможно наше спасение, и уже неотлучно пребывает в ней...

Так, согласно ветхозаветным пророчествам (Исаия, гл. 53), Господь наш Иисус Христос, тогда грядущий, был изъязвлен за грехи наши, взял на Свои плечи наши немощи и грехи, и Его язвами, Его ранами мы исцелились.

Но когда мы думаем о Христе Воскресшем, являющемся Своим ученикам, дающем осязать им Свои руки, призывающем апостола Фому испытать реальность и глубину ран, которыми изъязвлены Его руки, ноги и тело: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Иоан. 20, 27), мы как-то забываем О ГЛАВНОМ. Мы забываем о том, что Воскресший Христос вознесся
с раненной нашим грехом Своей Плотью и что каким-то непостижимым для нас образом Он, вступивший в славу Божию, сидящий одесную Бога Отца, ВСЁ ЕЩЁ несёт на Своей человеческой плоти раны, нанесенные Ему человеческим грехом; Он ВСЁ ЕЩЁ несёт на Своих раменах человеческую немощь. И исполненная глубокой скорби Страстная седмица, и радостное светлое Воскресение Христово сейчас как бы включены в тайну Триединого Бога, Троицы Святой, Великой, Непостижимой. Вся скорбь земли, вся боль, весь ужас легли на Христа, и Он не сбросил их ни Воскресением, ни Вознесением Своим во славе. Христос остаётся Агнцем Божиим, закланным до сотворения мира за спасение мира...

И вот, когда Он в день Святой Пятидесятницы — день, который мы празднуем как День рождения нашей Святой Православной Церкви — посылает Духа Святаго на Церковь Свою, Он посылает Его как бы двояко. С одной стороны, мы, Церковь, — Тело Христово***, живое, трепетное, измученное, изъязвленное за прошедшие тысячелетия: Тело Христово, носящее на себе, по слову апостола Павла, раны Спасителя. И мы, как Тело это, как бы ни были недостойны, только ПОТОМУ, что мы — Христовы, ПОТОМУ, что мы — Церковь, приобщены этому дару Божию — БЛАГОДАТИ СВЯТАГО ДУХА.

И Дух Святой сходит на нас не только потому, что мы уже, непостижимым образом, соединены со Христом, но и потому, что мы немощны, мы бессильны, мы греховны, и только сила Божия, совершающаяся в немощи человеческой, может нас спасти. Получаем мы Духа Святаго не только как члены Церкви — Тела Христова, но и как грешники, ОТЧАЯННО нуждающиеся в силе Божией для нашего спасения...

И вот поэтому к Празднику, который грядет к нам через воскресение, мы должны готовиться особенным образом; мы должны придти в немощи нашей, но со всей открытостью, со всей тоской по Богу, со всем голодом и со всей жаждой нашей о том, чтобы пришел Господь, чтобы ожила душа наша, чтобы изменилась наша жизнь...

Проведем же эти десять дней вдумчиво, в ожидании и молитве, чтобы, когда все вместе будем петь Духу Святому призывную молитву: «Прииди и вселися в ны»**, — это была не просто молитва к Богу, а завершение всей нашей тоски по Богу, всей нашей любви к Богу, и чтобы немощь наша открылась Ему, как душа может открыться любви и радости.

И тогда, как бы не были мы греховны, мы сможем воспринять вновь и по-новому новую меру благодати Духа Святаго, которая нас делает более близкими Богу, Тому Богу, Который вошел в славу в Плоти, изъязвленной грехом нашим, неисцелевшей, потому что грех еще пребывает...

Как дивен наш Бог! Как должны мы быть Ему благодарны! Мы, маловерные, живущие так плохо, — мы Им ЛЮБИМЫ, Он в нас ВЕРИТ, Он на нас НАДЕЕТСЯ, и Он всё Своею силою может нам дать, если только мы дадим Ему право, власть над нами, простор действовать свободно...

Будем же готовиться благоговейно к приходу Духа Святаго. Аминь.

--------------------------------------------------------------------------------------------
* Слово составлено по книге: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», проповеди митр. Антония Сурожского.
** Из молитвы Святому Духу "Царю Небесный".
*** Церковь — мистическое Тело Христово, глава же Церкви — Христос.

 

© Copyright: Парнасская Горница, 2018

Регистрационный номер №0416839

от 18 мая 2018

[Скрыть] Регистрационный номер 0416839 выдан для произведения: В ОЖИДАНИИ ВЕЛИКОГО ДНЯ (1)
Вознесение Господне — Пятидесятница

 
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
  
Миновала Святая Пасха, миновало Вознесение Господне. Это были великие и святые Праздники, а теперь — великое и святое время ожидания и приготовления к конечному святому празднику, которым увенчивается круг дней Святой Четыредесятицы (Великого Поста) и Святой Пятидесятницы. Это — праздник Святой Троицы, День Сошествия Святаго Духа на апостолов... 
 
Чем же славен этот праздник и почему его столь торжественно празднует Церковь?
 
После того, как согрешил человек в раю, покинула его благодать Божия, потерял он этот дивный Божественный дар, а вместе с ним утратил вечное блаженство. Затворились перед ним врата Царства небесного. Грех и, как следствие, смерть вошли в его жизнь и стали его участью. БОльшая часть  человечества впала в язычество и идолопоклонство, и все люди, в том числе ветхозаветные праведники, по смерти своей сходили во ад, потому что все были жертвами греха, проклятия и смерти.
 
Чтобы избавить человечество от этих гибельных последствий грехопадения, чтобы примирить его со своим Творцом, вернуть ему утраченную благодать Всесвятаго Духа, радость вечной жизни и вечного блаженства, надо было Самому Сыну Божию Господу Иисусу Христу сойти на землю, стать во всем, кроме греха, подобным человеку и принести Себя в искупительную Жертву.
 
И, взяв на Себя все наши немощи и грехи, Спаситель мира умирает на Кресте;
затем непостижимым для нас образом сходит во ад, отверзая томившимся во тьме ветхозаветным праведникам, а вместе с ними и нам врата Царства Небесного;
на 3-й  день, по Писанию, воскресает, показывая нам победу над смертью и будущее наше воскресение из мертвых;
на 40-й день возносится на Небеса и испрашивает у Бога Отца величайший бесценный Дар, утраченный когда-то человеком — БЛАГОДАТЬ СВЯТАГО ДУХА;
и, наконец, через 10 дней после Вознесения, в 50-й по Пасхе, Дух Святый, Утешителю, Душе истины, жизни Подателю, сходит на землю, оживотворяет в лице апостолов Церковь Христову, без которой невозможно наше спасение, и уже неотлучно пребывает в ней...
 
Так, согласно ветхозаветным пророчествам (Исаия, гл. 53), Господь наш Иисус Христос, тогда грядущий, был изъязвлен за грехи наши, взял на Свои плечи наши немощи и грехи, и Его язвами, Его ранами мы исцелились. Но когда мы думаем о Христе Воскресшем, являющемся Своим ученикам, дающем осязать им Свои руки, призывающем апостола Фому испытать реальность и глубину ран, которыми изъязвлены Его руки, ноги и тело: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Иоан. 20, 27), и мы как-то забываем О ГЛАВНОМ. Мы забываем о том, что Воскресший Христос вознесся с раненной нашим грехом Своей Плотью и что каким-то непостижимым для нас образом Он, вступивший в славу Божию, сидящий одесную Бога Отца, ВСЁ ЕЩЁ несёт на Своей человеческой плоти раны, нанесенные Ему человеческим грехом; Он ВСЁ ЕЩЁ несёт на Своих раменах человеческую немощь. И исполненная глубокой скорби Страстная седмица, и радостное светлое Воскресение Христово сейчас как бы включены в тайну Триединого Бога, Троицы Святой, Великой, Непостижимой. Вся скорбь земли, вся боль, весь ужас легли на Христа, и Он не сбросил их ни Воскресением, ни Вознесением Своим во славе. Христос остаётся Агнцем Божиим, закланным до сотворения мира за спасение мира...
 
И вот, когда Он в день Святой Пятидесятницы — день, который мы празднуем как День рождения нашей Святой Православной Церкви — посылает Святого Духа на Церковь Свою, Он посылает Его как бы двояко. С одной стороны, мы, Церковь, — Тело Христово*, живое, трепетное, измученное, изъязвленное за прошедшие тысячелетия: Тело Христово, носящее на себе, по слову апостола Павла, раны Спасителя. И мы как Тело это, как бы ни были недостойны, только ПОТОМУ, что мы — Христовы, ПОТОМУ, что мы — Церковь, приобщены этому дару Божию — БЛАГОДАТИ СВЯТОГО ДУХА.
 
Но Дух Святой сходит на нас не только потому, что мы уже, непостижимым образом, соединены со Христом, но и потому, что мы немощны, мы бессильны, мы греховны, и только сила Божия, совершающаяся в немощи человеческой, может нас спасти. Получаем мы Духа Святого не только как Тело Христово, но и как грешники, ОТЧАЯННО нуждающиеся в силе Божией для нашего спасения...
 
И вот поэтому к празднику, который грядет к нам через воскресение, мы должны готовиться особенным образом; мы должны придти в немощи нашей, но со всей открытостью, со всей тоской по Богу, со всем голодом и со всей жаждой нашей о том, чтобы пришел Господь, чтобы ожила душа наша, чтобы изменилась наша жизнь...
 
Проведем же эти десять дней вдумчиво, в ожидании и молитве, чтобы, когда все вместе будем петь Духу Святому призывную молитву: «Прииди и вселися в ны», — это была не просто молитва к Богу, а завершение всей нашей тоски по Богу, всей нашей любви к Богу, и чтобы немощь наша открылась Ему, как душа может открыться любви и радости.
 
И тогда, как бы не были мы греховны, мы сможем воспринять вновь и по-новому новую меру благодати Духа Святаго, которая нас делает более близкими Богу, Тому Богу, Который вошел в славу в Плоти, изъязвленной грехом нашим, неисцелевшей, потому что грех еще пребывает...
 
Как дивен наш Бог! Как должны мы быть Ему благодарны! Мы, маловерные, живущие так плохо, — мы Им ЛЮБИМЫ, Он в нас ВЕРИТ, Он на нас НАДЕЕТСЯ, и Он всё Своею силою может нам дать, если только мы дадим Ему право, власть над нами, простор действовать свободно...
 
Будем же готовиться благоговейно к приходу Духа Святаго. Аминь.
 
(Сост. по книге «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», проповеди митр. Антония Сурожского)
 
 
* Церковь — мистическое Тело Христово, глава же Церкви — Христос.
 
Рейтинг: +11 748 просмотров
Комментарии (18)
Парнасская Горница # 18 мая 2018 в 21:21 +8
Святой Дух есть Третье Лицо Пресвятой Троицы.
Он равен и единосущен Отцу и Сыну: как Сын — Бог от Бога, так и Дух Святой — Бог от Бога.
Дух Святой всеведущ и вся испытует и глубины Божия (1Кор.2,10).
Он вездесущ, обитая и действуя в одно и то же время в душах верующих по всему лицу земли.
Он всемогущ, ибо полновластно, самостоятельно раздает верующим чудесные дарования (1Кор.12,7-11).
Он — велий и страшен зело: иже восхулит на Духа Святаго , не имать отпущения во веки, но повинен есть вечному суду (Мк.3,28-29).
Он — Совершитель нашего освящения, и все Его действия в этом освящении известны под общим наименованием БЛАГОДАТИ Святаго Духа.
БЛАГОДАТЬ есть благое даяние, благой дар, всё то, что дарует Господь Своим творениям безо всякой с их стороны заслуги. В этом смысле благодатию называются все дары Божии, какие сообщаются Богом людям для их земной жизни: самая жизнь, здоровье, благосостояние и т.п.
БЛАГОДАТЬЮ называются также дарования особенно чрезвычайные, которые подаются людям на пользу Церкви для ее благоустроения, созидания и распространения: дар проповедания Слова Божия, дар чудотворений, пророчеств, прозорливости и проч. Эти дары сообщались особенно первым христианам.
Духом Святым сообщаются христианам и дары обыкновенные, хотя и высокие по своему достоинству: дух страха Божия, дух познания, дух силы, дух совета, дух разумения, дух мудрости, дух Господень. Но об этом подробнее будет сказано в другой публикации.
Sunrise # 18 мая 2018 в 21:42 +5
Сошествие Святого Духа на учеников произошло в воскресный день. Этим еще раз подтверждается ценность и значимость воскресенья.
Василисса # 19 мая 2018 в 11:20 +5
Св. Никодим Святогорец писал, что в воскресенье, первый день недели, было начато сотворение мира и всякой твари, поскольку в этот день Бог тотворил свет. С воскресения Господа Иисуса Христа, произошедшее в первый день недели, почему и назван был этот день воскресным, началось воссоздание и обновление твари, и в воскресенье же, с сошествием Святого Духа, оно завершилось.
Спаси Господи, Sunrise, рада, что принимаешь участие в жизни нашей Православной ЛитСтраницы.
Виктор Бржезовский # 18 мая 2018 в 21:45 +4
Праздник Великая Троица - это день возрождения человеческой души, когда она может получить бесценный дар спасения, просто раскаявшись в своих прегрешениях и доверив все переживания Господу. Давайте покаемся!
Василисса # 19 мая 2018 в 11:23 +5
И не только покаемся, но и помолимся, попросим, от всей души, от всего сердца, у своего Небесного Отца, Бога Пресвятой Троицы, величайший дар — БЛАГОДАТЬ ВСЕСВЯТАГО ДУХА, который в этот день подается изобильно...
Спаси Господи, Виктор, очень рада Вам и Вашим комментариям.
Paul B. # 18 мая 2018 в 21:46 +7
Когда соединяем Троицу, не представляй себе как бы трех частей одного нераздельного (такое рассуждение злочестиво), но разумей неразлучное сопребывание Трех бестелесных совершенных. Ибо где присутствие Святаго Духа, там и пришествие Христово; а где Христос, там несомненно присутствует и Отец (свт. Василий Великий)

Ты слышишь о рождении <Сына>; не допытывайся знать, каков образ рождения. Слышишь, что Дух исходит от Отца; не любопытствуй знать, как исходит (свт. Григорий Богослов)

Не уничижай Божества, не предпочитай Одного, унижая Другого. Одно есть естество неизмеримое, несозданное, безлетное, благое, свободное и равночестное. Един есть Бог в трех Озарениях, управляющий миром (свт. Григорий Богослов)
Василисса # 19 мая 2018 в 11:24 +5
Невозможно человеку представить, вообразить, что Бог Один в Трёх Лицах (Ипостасях). Люди нередко допускают ошибку, пытаясь разобраться в тех вопросах, которые надо просто БРАТЬ НА ВЕРУ.
Интересный и поучительный случай однажды произошел с Учителем Церкви блаж. Августином. Он ходил по берегу моря и размышлял о Тайне Пресвятой Троицы. Вдруг он увидел мальчика, который в вырытую им ямку лил воду из моря. Августин спросил, что он делает. Мальчик ответил: — Переливаю в эту ямку море. Августин удивился и сказал: — Но это же невозможно! И в ответ услышал: — Так же невозможно, как и понять то, о чем ты размышляешь...
Sunrise # 18 мая 2018 в 22:09 +6
Как летний теплый дождь увлажняет поля и луга, давая импульс творческой силе земли вновь произрастить из себя травы и цветы, так благодать Святого Духа осеняет нас в день Святой Троицы. Проявляет себя в улыбках, светлости глаз, в искорках, которые исходят из чьих-то очей, в словах, исполненных правды, милости, любви.
(Протоиерей Артемий Владимиров)
Василисса # 19 мая 2018 в 11:27 +5
Благодать Святого Духа обязательно проявляется внешним образом. Взгляните, как буквально светятся добрые лица, какой теплый мягкий свет излучает любящий взгляд...
Sall Славик*оf # 18 мая 2018 в 22:29 +3
Поздравляю всех с наступанием этого великого и светлого праздника.
Василисса # 19 мая 2018 в 11:27 +4
Спаси Господи, Славик, за поздравление.
Взаимно Вас поздравляем и желаем Божественной благодати!
Пронькина Татьяна # 19 мая 2018 в 08:46 +4
Замечательная статья! Душевно и доступно, это очень важно! Троица- чудеснейший праздник! Почему-то всегда провожу его на природе, словно обновляюсь, потом чувствую небывалый прилив сил, не только физических... t7304
Василисса # 19 мая 2018 в 13:39 +4
Да, действительно, праздник Троицы переплетен с природой. С давних времен существует благочестивый обычай украшать в день Троицы храмы и дома зеленью – ветками берез, цветами.
Откуда берет начало этот обычай?
Вот как отвечает на этот вопрос протоиерей Борис Старк (из проповеди). (Прошу прощения за большой отрывок, но сокращать не стала, всё показалось важным.)

"Я думаю, тут две причины: одна – церковно-историческая, а другая – символическая.

Исторически, я думаю, эти ветви напоминают нам о дубраве Мамвре, где был дуб, под которым Господь, Святая Троица, в виде трех ангелов явился Аврааму. Мы это видим на иконах, которые лежат у нас в праздничный день [на аналое].
Также день пятидесятницы еврейской, ветхо­заветной, в который произошло сошествие Святого Духа на апостолов, был праздник, в который вспоминали пятидесятый день после исшествия евреев из земли египетской. На пяти­десятый день они подошли к горе Синайской, и там Господь дал Моисею десять заповедей, которые и по сей день служат нам ориентиром в нашей жизни. Это было время весны, и вся гора Синайская была покрыта цветущими деревьями. И вот, может быть, поэтому в древней Церкви был обычай в день Пятидесятницы украшать свои храмы и дома зеленью, чтобы как бы вновь очутиться на горе Синайской с Моисеем.
Несо­мненно, и в тот день, когда ученики собрались, чтобы принять Святого Духа, их горница также была украшена зеленью. В память этого и мы в этот день украшаем наши храмы этими зелеными ветками и держим цветы в наших руках.

Но троицкая зелень имеет и символический смысл.
Это душа, которая расцветает и зеленеет после зимней спячки, оттого что к ней прикоснулась благодать Святого Духа. Вот зимой были голые ветви, наступила весна – и появились зелень, листочки, цветы. Была в нашем сердце зима, мороз, но Дух Святой коснулся нас Своей благодатью – и наше сердце расцвело.
Ветвь свежа только тогда, когда растет на дереве, а когда она оторвана от дерева, то через несколько дней засыхает. Так и душа че­ловеческая: пока она держится за ствол, за лозу, к которой привита, она жива и цветет. Но стоит ей оторваться от этой лозы, она так же засохнет. Господь Сам нам сказал:«Я лоза, а вы ветки» (Ин. 15,5).
И вот пока эти ветки держатся этой Лозы, то есть Христа, они живут, цветут и благоухают. Стоит душе оторваться от Лозы, от Христа, и она так же засохнет, как засохнут вот эти деревца, побывши несколько дней ото­рванными от своего корня. Вот будем стремиться всегда быть с Богом.

Будем всегда стремиться быть на Лозе, Которая напояет наше сердце благотворными соками, благотворными лучами Божественного света, благодатью Святого Духа. И в этот праздничный день с особенным усердием, с особенным чувством будем просить у Бога, чтобы Он не оставил нас, не лишил нас благодати Святого Духа, которая была нам дана при крещении, которая дается нам в Таинствах и от которой мы очень часто отдаляемся по своим грехам и беззакониям.
Бу­дем сегодня (в день Троицы) особенно просить словами той молитвы, которая привычно повторяется за богослужением, особенно на Боже­ственной литургии:
«Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас, молящих Ти ся»...
Пронькина Татьяна # 19 мая 2018 в 14:17 +3
Спасибо, Оля! Великолепно всё объяснено. И за труд огромная благодарность, чтоб, хоть немного нас за ушки вытащить на свет. 30
Скальд # 19 мая 2018 в 13:53 +5
Чтим устами мы Христа,
Его вскоре распиная ...
Он же молится с Креста,
Наши души поминая ...
Василисса # 19 мая 2018 в 14:17 +5
Знал Христос, что согрешу —
дал мне покаяние.
только в церковь не спешу —
дар сей без внимания...
Мила Горина # 19 мая 2018 в 14:31 +5
Да, действительно, Василисса пишет замечательные статьи! Так доступно и интересно поведала нам о Троице! Поблагодарим её! С уважением, Мила
Парнасская Горница # 20 мая 2018 в 12:30 +1
Сердечно благодарю вас, дорогие мои друзья,
за щедрость и доброту ваших душ и сердец,
за интересные отклики на публикацию нашей
Православной ЛитСтраницы.
С грядущим праздником!