ГлавнаяПрозаЭссе и статьиРелигия → О саможалении, чувственности, человекоугодии и земности

О саможалении, чувственности, человекоугодии и земности

article411721.jpg
 Святитель Феофан Затворник
10 (23) января 1815—6 (19) января 1894 — епископ Русской
Православной Церкви; богослов, публицист-проповедник.
Прославлен в лике святителей.


Действуй против греха… коренных его возбудителей


Действуй против греха вообще, но особенно против коренных его возбудителей. Когда все мятется в душе, и помыслы, как привидения какие, стоят и объемлют ее, со всех сторон устремляя стрелы в самое сердце, нетрудно заметить главных, так сказать, поджигателей зла. За множеством частных воителей стоят там, на самом заду, воители главные, отдающие приказания, заведывающие всеми распоряжениями, всем ходом войны. Это и суть коренные возбудители греха. На них и надо устремить все внимание, против них прямо вооружиться, их побороть и уничтожить. Когда они будут побеждены, мелкие воители рассеются сами собою.

Какие это главные возбудители греха и главные воители в защиту его, это указал Спаситель, когда
призвал идти вслед Себя (Мк. 8:34-38). Кто хочет идти вслед Меня, говорил Он, да отвержется себе, отворотится от себя, сочтет себя будто чужим для себя, не стоящим внимания и сочувствия, за которого стоять не стоит. Это предполагает, что в сердце грехолюбивом постоянно живет и качествует противоположное сему расположение саможаление, как оно и есть на самом деле. Человек-грешник обходится с собою, как мать с нежно любимым детищем: жаль в чем-нибудь отказать себе, в чем-нибудь поперечить, не может одолеть себя, чтобы в чем-нибудь поднять на себя руку.

Далее Спаситель обязует отказаться от всего, что в мире, для спасения души: 
Кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою? (Мк.8:36). Мир есть совокупность вещей вне нас, видимое, осязаемое, чувственное. Следовательно, приведенное обязательство предполагает в сердце человека склонность к вещественному, падкость на осязаемое, некоторую страсть питать себя и услаждать только видимым, чувственным. И действительно, в грехолюбце качествует чувственность: не имеет он вкуса к невидимому и духовному, а все чувственное так известно и так переиспытано.

Потом внушает Господь, чтобы не стыдились Его в роде сем прелюбодейном и грешном. Это заставляет предполагать в грехолюбивом сердце стыдение людей в ущерб добру и правде. Так оно и есть. Живет обычно человек этою ненарушимостью заведенного вокруг порядка или установившихся отношений, оттого робеет поколебать их и для поддержания их готов бывает скорее покривить душою, нежели сделать кому-либо что наперекор, не уважить, войти в неприятности. Это
человекоугодие: "Что скажут и как быть, если придется разорвать связи?" Должно быть, это самая чувствительная уза греха, если для того, чтобы разорвать ее, он угрожается за сей стыд пристыжением на всеобщем суде: Иже аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын Человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми (Мк.8:38). Это заключительное обращение к веку грядущему указывает в грехолюбивом сердце отсутствие чувства будущей жизни (земность), заставляет предполагать, что той жизни для него будто нет, а оно все погружено в жизнь настоящую. Так это и есть. Живет обычно человек на земле, будто тут вечно жить, а о будущем забывает, знает счастие только земное, и все цели сходятся у него в одном, как бы здесь хорошо прожить, а что дальше будет, о том и думки нет.

Итак,
саможаление, чувственность, человекоугодие и земность (что только и жизни, что на земле) суть характеристические черты грехолюбивого сердца, следовательно, и коренные возбудители греха и главные за него воители. Самим нам, грешным, и не открыть бы их, и если бы не указал их Спаситель, конечно, мы и не знали бы их. Теперь же, когда они открыты, видно, что так, кажется, и быть должно.
Человек, падший от Бога, обратился к себе и наказан саможалением: это выходит из главного свойства грехопадения. Падший расстроился в себе, из духа ниспал в плоть и томится в чувственности. Главное поприще, на котором раскрывается и свирепствует грех, — это общество человеков грешащих, с такими порядками и соотношениями между ними, кои питают и поддерживают грех. Когда во всех сих оброках греха все идет благополучно, вот и счастие. Но как такого рода течение дел может быть только в сем веке, будущий же век требует совсем иного, то о нем и помышления нет, оно не вмещается в голове и тем более не находит сочувствия в сердце.


Так вот эти-то корни грехов и являются возбудителями всех помыслов, восстающих на человека, когда он готов сделать движение из области греха на сторону добра, поднимают весь рой искусительных помышлений, смущающих, ужасающих, пресекающих.
Саможаление вопит: "Что это за жизнь? Впереди видится один труд, тяготы, скорби, лишения, которым конца не видно, иди, как среди терний по колючкам голыми ногами, поминутные уязвления!"
Чувственность подает голос: "И ту вещь оставь, и другую, и то перестань делать, и другое словом, все, в чем я находила вкус, а занимайся только духовным! Это отвлеченно, сухо, непитательно, безжизненно".
"Что скажут? Сочтут странным и чуждаться станут, между тем, надо порвать и ту, и ту связь, как же быть после? А вот с этой стороны и вражды еще жди". Это вопль
человекоугодия.
А вот вопль земляности: "Будущее, конечно, будет, кто против этого спорит, но ведь далеко еще, а тут-то как прожить? Живали же другие... Земное мы знаем, а там что? Это в руках, а то где оно?"

Нечисто оно <сердце> от самолюбия, в коем живут и действуют все страсти.


 

© Copyright: Парнасская Горница, 2018

Регистрационный номер №0411721

от 10 марта 2018

[Скрыть] Регистрационный номер 0411721 выдан для произведения:  Святитель Феофан Затворник

Действуй против греха… коренных его возбудителей

Действуй против греха вообще, но особенно против коренных его возбудителей. Когда все мятется в душе, и помыслы, как привидения какие, стоят и объемлют ее, со всех сторон устремляя стрелы в самое сердце, нетрудно заметить главных, так сказать, поджигателей зла. За множеством частных воителей стоят там, на самом заду, воители главные, отдающие приказания, заведывающие всеми распоряжениями, всем ходом войны. Это и суть коренные возбудители греха. На них и надо устремить все внимание, против них прямо вооружиться, их побороть и уничтожить. Когда они будут побеждены, мелкие воители рассеются сами собою. Какие это главные возбудители греха и главные воители в защиту его, это указал Спаситель, когда призвал идти вслед Себя (Мк. 8:34-38). Кто хочет идти вслед Меня, говорил Он, да отвержется себе, отворотится от себя, сочтет себя будто чужим для себя, не стоящим внимания и сочувствия, за которого стоять не стоит. Это предполагает, что в сердце грехолюбивом постоянно живет и качествует противоположное сему расположение саможаление, как оно и есть на самом деле. Человек-грешник обходится с собою, как мать с нежно любимым детищем: жаль в чем-нибудь отказать себе, в чем-нибудь поперечить, не может одолеть себя, чтобы в чем-нибудь поднять на себя руку. Далее Спаситель обязует отказаться от всего, что в мире, для спасения души: Кая бо польза человеку, аще приобрящет мир весь, и отщетит душу свою? (Мк.8:36). Мир есть совокупность вещей вне нас, видимое, осязаемое, чувственное. Следовательно, приведенное обязательство предполагает в сердце человека склонность к вещественному, падкость на осязаемое, некоторую страсть питать себя и услаждать только видимым, чувственным. И действительно, в грехолюбце качествует чувственность: не имеет он вкуса к невидимому и духовному, а все чувственное так известно и так переиспытано.

Потом внушает Господь, чтобы не стыдились Его в роде сем прелюбодейном и грешном. Это заставляет предполагать в грехолюбивом сердце стыдение людей в ущерб добру и правде. Так оно и есть. Живет обычно человек этою ненарушимостью заведенного вокруг порядка или установившихся отношений, оттого робеет поколебать их и для поддержания их готов бывает скорее покривить душою, нежели сделать кому-либо что наперекор, не уважить, войти в неприятности. Это человекоугодие: "Что скажут и как быть, если придется разорвать связи?" Должно быть, это самая чувствительная уза греха, если для того, чтобы разорвать ее, он угрожается за сей стыд пристыжением на всеобщем суде: Иже аще постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын Человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми (Мк.8:38). Это заключительное обращение к веку грядущему указывает в грехолюбивом сердце отсутствие чувства будущей жизни, заставляет предполагать, что той жизни для него будто нет, а оно все погружено в жизнь настоящую. Так это и есть. Живет обычно человек на земле, будто тут вечно жить, а о будущем забывает, знает счастие только земное, и все цели сходятся у него в одном, как бы здесь хорошо прожить, а что дальше будет, о том и думки нет. Итак, саможаление, чувственность, человекоугодие и земность (что только и жизни, что на земле) суть характеристические черты грехолюбивого сердца, следовательно, и коренные возбудители греха и главные за него воители. Самим нам, грешным, и не открыть бы их, и если бы не указал их Спаситель, конечно, мы и не знали бы их. Теперь же, когда они открыты, видно, что так, кажется, и быть должно. Человек, падший от Бога, обратился к себе и наказан саможалением: это выходит из главного свойства грехопадения. Падший расстроился в себе, из духа ниспал в плоть и томится в чувственности. Главное поприще, на котором раскрывается и свирепствует грех это общество человеков грешащих, с такими порядками и соотношениями между ними, кои питают и поддерживают грех. Когда во всех сих оброках греха все идет благополучно вот и счастие. Но как такого рода течение дел может быть только в сем веке, будущий же век требует совсем иного, то о нем и помышления нет, оно не вмещается в голове и тем более не находит сочувствия в сердце.

Вот эти-то корни грехов и являются возбудителями всех помыслов

Так вот эти-то корни грехов и являются возбудителями всех помыслов, восстающих на человека, когда он готов сделать движение из области греха на сторону добра, поднимают весь рой искусительных помышлений, смущающих, ужасающих, пресекающих. Саможаление вопит: "Что это за жизнь? Впереди видится один труд, тяготы, скорби, лишения, которым конца не видно, иди, как среди терний по колючкам голыми ногами, поминутные уязвления!" Чувственность подает голос: "И ту вещь оставь, и другую, и то перестань делать, и другое словом, все, в чем я находила вкус, а занимайся только духовным! Это отвлеченно, сухо, непитательно, безжизненно". "Что скажут? Сочтут странным и чуждаться станут, между тем, надо порвать и ту, и ту связь, как же быть после? А вот с этой стороны и вражды еще жди". Это вопль человекоугодия. А вот вопль земляности: "Будущее, конечно, будет кто против этого спорит, но ведь далеко еще, а тут-то как прожить? Живали же другие... Земное мы знаем, а там что? Это в руках, а то где оно?"

Нечисто оно <сердце> от самолюбия, в коем живут и действуют все страсти.
 
Рейтинг: +11 718 просмотров
Комментарии (8)
Пронькина Татьяна # 10 марта 2018 в 23:20 +3
Тема интересная. Читаю и понимаю, что всё это есть во мне. Неприятное ощущение, совестно как-то.Что-то пищит изнутри-" все такие, посмотри". Наверное, это так. Но мне почему-то от этого не легче... rose
Парнасская Горница # 11 марта 2018 в 05:01 +3
Тема не просто интересная, она — одна из наиважнейших в деле нашего спасения.
В каждой душе имеется то, что перечислил свт. Феофан Затворник.
Если свт. Игнатий (Брянчанинов) писал больше для монахов, то свт. Феофан (Затворник) прямо обращался к мирянам, и если мы находим отклик в своем сердце, если видим в себе те признаки, на которые указывает святитель, если слышим голоса указанных страстей в своем сердце, значит, еще не все потеряно. Если же остаемся глухи, плохо наше дело. Ведь если слово обращено к мирянам, значит, за все, о чем написал свт. Феофан, каждому из нас придется дать ответ на Страшном нелицеприятном Суде Христовом.
Дмитрий Смирнов # 10 марта 2018 в 23:38 +2
Vasilissa, спасибо! Каждый раз раскрываю новые тайны о себе. Вы мой прочодник в Свяьом птсании!
Парнасская Горница # 11 марта 2018 в 05:06 +3
Спасибо на добром слове, Dmitry. Однако не приписывайте мне больше того, чем знаю и делаю... Вы — мой друг, и моей душе радостно хотя бы в чем-то быть полезной другу...

Человек, искренне стремящийся к познанию Истины, всегда обращает свой внутренний взор на себя, а не на ближнего. Святость начинается с ОСУЖДЕНИЯ СЕБЯ.
Маргарита Тодорова # 11 марта 2018 в 10:27 +1
И я тоже хотела сказать, что "возбудители греха" пребывают со мной постоянно, а
главенствует — саможаление, всепоглощающее, подавляющее САМОЖАЛЕНИЕ.
Парнасская Горница # 11 марта 2018 в 10:50 +2
Весь род человеческий заражен САМОСТЬЮ и страждет от нее.
К самости относятся такие греховные наклонности, как, в первую и главную очередь, самолюбие, саможаление, самодостаточность, самонравие, самодовольство, самолюбование, самохвальство...

Свт. Феофан Затворник в своем толковании на Послание ап. Павла к Римлянам (Римл.7,5) пишет следующее: “...когда отпали мы от Бога и, остановясь на себе, вместо Бога, себя стали любить и себе всячески угождать, тогда в сей самости восприяли мы и все страсти, которые в ней коренятся и из нее разрождаются ... Главное свойство самости — все делать по-своему и в свою угоду”.

Еще. “Самость — корень грехов. Отпадающий от Бога на чем другом может остановиться, как не на себе? И останавливается. Вот и самость. Может быть, и духу хулы дано так сильно беспокоить вас по той причине, что есть самость — с излишками. Так начинайте зараз и ее бороть. Смирение — корень всего доброго, ибо все доброе от Бога, а Он гордым противится, смиренным же дает благодать”.

“Серчание — большой враг. В нем — самость, корень всякой греховности, видится и обнаруживается во всей силе. Блюсти себя надо — и молиться”.

“Осуждение рождается от самодовольства и самодовольство питает. То и другое показывает, что самость жива и жирна”...
Карина Неожиданная # 30 апреля 2018 в 09:45 0
Интересная тема. Согласна что с этим надо бороться. А как же люди размножались бы, если это все заблокировать? Понятно, что с самым большим негативом надо бороться.

Я работала с одной православной, ей 60 лет, она была влюблена в 40-летнего женатого, и скушала меня за то, что он со мной флиртовал. Естественно, он переключился потом в флирте своем на новенькую секретаршу- это вполне логично, которая меня потом защищала от этого "божьего одуванчика". Бабулька покрывалась красными пятнами и кушала меня. Вот с этим надо бороться, я считаю. Это бред, маразм и т.д. А она воцерковлена.

Если проявление естественное - муж, жених, то можно поспорить - по-моему тут борьться уже почти не надо. ИХМО.
Карина Неожиданная # 30 апреля 2018 в 10:10 0
Работала в общаге. Понравился парень моложе меня. Но он стоял в обнимку с молодой. В жизни бы не стала так себя вести как та Шапокляк! Мысленно пожела им добра. Это -жертва другому человеку. Это не менее сложно, чем корить себя за грехи. ) Вернее- это все-таки наверно проще. И на душе легче.