ГлавнаяПрозаЭссе и статьиРелигия → ТЕМА № 1: «ВЕЛИКИЙ ПОСТ. ДУХОВНАЯ ВЕСНА!..»

ТЕМА № 1: «ВЕЛИКИЙ ПОСТ. ДУХОВНАЯ ВЕСНА!..»

24 февраля 2018 - Парнасская Горница
article410567.jpg
 “Поелику мы не постились, то изринуты из рая.
Потому будем поститься, чтобы снова войти в рай”.

Святитель Василий Великий
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
 

Приветствуем вас, дорогие участники и гости
Православной Литературной Страницы,
достославные жители горы Парнас! 


Идет Великий Пост — время обновления человеческой души.
Поэтому предлагаемая вам для размышления 
Тема № 1
так и озаглавлена:
«Великий Пост. Духовная весна!..»

Ждем Ваших прекрасных сочинений!
Всем участникам желаю благодатной помощи Божией!

"Пусть твои беседы будут взвешены на весах,
чтобы они были полезны тем, которые их услышат”.

(Антоний Великий)


Произведения по Теме № 1 располагаются по ссылке:
http://parnasse.ru/konkurs/pravoslavnaja-literaturnaja-stranica
Данная ссылка также указана в разделе "Комментарии",
где она работает по клику.



Вниманию боголюбивого участника и читателя
предлагается два произведения ведущей. 
ПРОЗА
Публицистика

О Богообщении и цели христианской жизни

Богообщение — это общение человека с Богом через Его действия в душе. Оно возможно через личную молитву, которая есть великий дар Бога человеку, это та самая связь с Высшей Силой, о которой так любят мечтать люди и говорить различные экстрасенсы-колдуны. Богообщение — это также участие в Церковных службах и — главное — принятие святых Церковных Таинств Православной Церкви: исповеди и Причастия.
Возникает вопрос: зачем нам нужно общение с Богом?
Если подойти к рассмотрению с обычной человеческой точки зрения, то отсутствие желания Богообщения свидетельствует, прежде всего, о равнодушии души к своему Небесному Отцу. Мы осуждаем людей, которые, достигнув зрелого возраста, забывают о своих земных родителях, которые их вырастили, выкормили, выучили, воспитали. Но спокойно воспринимаем факт индифферентного отношения к Богу — Творцу всей вселенной и нашему Отцу, Который дает нам буквально ВСЁ в этой жизни: прежде всего, самую жизнь, также здоровье, ум, способности, устраивает наше земное бытие, учит духовным законам, помогающим правильному формированию нашего мировоззрения, культуры, нравственности, морали, ставит нас на путь спасения и, конечно, проявляет неустанную заботу о нашем будущем переходе в Вечность, чего не избежать никому. Но есть и духовная составляющая поставленного вопроса. И ответ будет такой: через молитву и, прежде всего, посредством Величайших Таинств Покаяния и Причащения человеку подается Свыше мощнейшая положительная энергия — Божественная благодать.

Но что  дает нам благодать Божия, для чего нужна?
Ответ исключительно прост. В молитве родителей за свое чадо благодать именуется «опаляющей, очищающей, исцеляющей, освящающей, совершенствующей, спасающей». Это значит, что она необходима для всей жизни человека. Во-первых, для благополучного шествия по ней, особенно по пути спасения, на котором встречается препятствия в виде многоразличных искушений; и тогда Божественная благодать, как рука Самого Бога Отца, ведет Свое чадо по тревожным опасным дорогам жизни. Во-вторых, для борьбы со страстями и стяжания добродетелей, ибо только добродетель способна убить противоположную ей страсть (и наоборот). Святые Отцы иногда ставили знак равенства между страстью и демоном, отвечающим за данную страсть, т.е. коротко, страсть и бес одно и то же. Выходит так, что, открывая борьбу со страстями, мы бросаем вызов духам злобы, которые неимоверно сильны. Преподобный Серафим Саровский говорил, что маленький бесенок одним мизинцем может перевернуть земной шар. Но Бог, жалея нас, удерживает их, и лишь немного, в микроскопической дозе, как дают испить яд для исцеления тела, дает вкусить нам яд духовный, попуская злобное действие в нас страстей, дабы мы, пострадав от них, возлюбили добродетели, чистоту душевную и Бога паче всего на свете. Бог попускает падшим ангелам немножко, совсем чуть-чуть, вредить нам для закалки, воспитания, укрепления, возрастания нашего духа, а также проверки нашей веры и любви к своему Творцу — будем в болезнях и скорбях роптать на Бога или благодарить и прославлять Его. Вспомним библейского праведника многострадального Иова, жившего в земле Уц. Поэтому без Божией помощи, без содействия благодати страсти нам не одолеть.

Новый вопрос: зачем бороться со страстями-демонами и что даст победа над ними (о которой, кстати, мы никогда не узнаем, поскольку это знание может привести к гордыне, что наверняка погубит нашу душу)?
Ответ прост. Вот что пишет в своих «Письмах к разным лицам о разных предметах веры и жизни» святитель Феофан Затворник: «Слово Божие говорит, что в Царствие Божие не войдет ничто нечистое, и вместе учит, что страсти делают сердце нечистым и непригодным для Царствия. Отсюда следует: хочешь Царствия — очисть сердце». Вот оно, препятствие, каменная стена между Богом и человеком — духовная грязь, пороки, страсти, грехи, лютое неверие, внушаемое человеку падшими ангелами.

Итак, перед человеком серьезная задача, которая решается им на протяжении всего земного бытия: чтобы быть с Богом, необходимо очищение души от всего, что ее оскверняет, что затворяет ей двери в Царствие Небесное — очищение от злобы и греха. Да ведь душа нам целиком и не принадлежит, она — Божья и искуплена от греха, проклятия и смерти Кровью Сына Божия! Человек добровольно заразил свою душу страстями, а потому обязан очистить ее и вернуть Отцу в первозданной красоте! 
Но отношения с Богом строятся не на этом — они созидаются и зиждутся на любви. Мы — дети Божии и, конечно же, если любим своего Отца, будем стремиться быть похожими на Него. Это же столь естественно, как в детстве мечтали быть похожими на папу, умного, сильного, благородного, мужественного, мальчики, и на маму, добрую, ласковую, красивую, лучше которой нет на всем белом свете, девочки.
Но ведь именно этого желает и Сам Господь! С бесконечным долготерпением и не имеющей границ любовью призывает каждую сотворенную Им душу:
— Дети мои, которых Я возлюбил такою любовию, что отдал на Распятие во искупление ваших грехов Единственного Сына Моего Возлюбленного! Ради такой Страшной Кровавой Жертвы «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный!» (Мф. 5, 48); «Будьте святы, потому что Я Свят!» (Лев. 11:44, 45).

Бог свят. В Курсе лекций по догматическому Богословию (автор протоиерей Олег Давыденков, 2.3.3.2. «Святость и Свет») читаем следующее определение святости как свойства Божия: «Святость означает, что Бог в Своих стремлениях определяется и руководствуется представлениями об одном высочайшем добре. Так как Бог чист от греха и не может согрешить, то он любит и в тварях (т.е. в Своих творениях, прим. Vasilissa) добро и ненавидит зло... О том, что Бог нетерпим к проявлениям различного рода зла говорится в Притч 11, 20: «Мерзость пред Господом коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути».
Бог призывает и нас стать такими, как Он Сам. И душа, в которой под воздействием Божественной благодати зарождается любовь к своему Творцу и Богу, откликается на этот зов. И начинается борьба со страстями. Вступают в действие физические законы. Добро и зло в душе — это сообщающиеся сосуды. То страсть уходит, уступая место добродетели, то наоборот. Идет борьба. По мере умаления страстей возрастают и укрепляются содействием благодати Божией добродетели, и постепенно мы становимся похожи на своего Небесного Отца.
И вот тогда, несомненно, и нам, как истинным чадам Божиим — да и кто посмеет в этом усомниться! — найдется место в Доме Божием, в Чертоге Царском, где вечная весна, где мы вместе с Ангелами будем вечно славить Бога! Ведь Бог и сотворил человека для того, чтобы разделить с ним Свое Вечное Блаженство!..

Великий Пост. Святая Четыредесятница. «Се время благоприятное, се ныне день спасения!» — такие умилительные слова мы слышим на вечерней службе. Время, когда человек, простив всех своих обидчиков и испросив прощение у того, кого обидел, у своих ближних, а также у Бога и Церкви, приступает к очищению своей души, готовясь к встрече с Воскресшим Христом. Великий Пост — время усиленной молитвы, воздержания телесного (не диета!), воздержания душевного, воздержания языка и всех душевных чувств, растворенных чистосердечным покаянием. Подвиг покаяния, молитвы и поста привлекают к человеку Божественную благодать. Облагодатствованная душа пробуждается от долгой греховной как бы зимней спячки, открываются очи ее, и, сначала с удивлением, а потом и с ужасом, она начинает оглядывать себя и видеть всю свою неприглядность. И тогда в душу, возжелавшую очищения и первозданной красоты, осторожно и медленно вступает духовная весна. Пройдут благословенные дожди, который омоют и напоют ее, уврачуют раны, нанесенные зимней стужей — страстями и грехами, и зазеленеет трава, и распустятся листья, и зацветут первые весенние цветы. Преобразится душа и, пройдя нелегкое поприще Великого Поста, в светлый День Воскресения Христова с тихой радостью, великим трепетом, благодарностью и благоговением, со слезами любви воспоет Своему Спасителю:
«Воскресение Твое, Христе Спасе,
Ангели поют на небесех,
и нас на земли сподоби
чистым сердцем
Тебе славити!»

https://youtu.be/qGhaaIYXm60

ПОЭЗИЯ
Лирическое стихотворение


Чудо-откровенье

По мотивам духовного сочинения
свт. Игнатия (Брянчанинова)
"Сад во время зимы”, 1843 г.

 

Зима роскошный сад зеленый
Укрыла белым покрывалом.
Сыпучим снегом заметенный
Уснул, устав от карнавала.
 
Цветное снято одеянье.
Обнажены стволы и сучья.
Дух чует тайну мирозданья
Как откровение беззвучья.
 
Снег-саван, мертвенность покоя,
Тревожной жизни скоротечность,
Безмолвье строго гробовое
Ум устремляют в бесконечность.
 
И в созерцании предмета
В светлейшем духа озаренье
Пронзен вдруг легкостью ответа,
Вещей обыденных прозреньем:
 
Придет весна, и листья скроют
И наготу, и неприглядность,
А грозы майские омоют,
Врачуя стужи беспощадность —
 
Так оживут сухие кости,
Когда наступит Воскресенье!..
Мы в этом мире только гости,
А жизнь — лишь вечности мгновенье...
 
За суетой проходим мимо
Преображения природы,
Когда весна сменяет зиму
И подает благие всходы —
 
Душе, в глубокой тьме живущей,
Бессмертной, но такой беспечной,
Чертами к Истине зовуще,  
Напомнит вдруг о жизни вечной.
 
Слабо мышленье человека:
Лишь видимое несомненно.
Неверье — дерзкая помеха,
Тупик души окамененной.
 
Но ежегодно повторенье
Перед лицом живущих смертных
Природы чудо-откровенье
О Воскресении из мертвых!

© Copyright: Парнасская Горница, 2018

Регистрационный номер №0410567

от 24 февраля 2018

[Скрыть] Регистрационный номер 0410567 выдан для произведения: Итак, открываем первую Православную Литературную Страницу.

Тема: «Великий Пост. Духовная весна!..»

Ниже читательскому вниманию предлагаются публицистический материал и стихотворение по означенной теме ведущей страницы.

Vasilissa
О Богообщении и цели христианской жизни

Богообщение — это общение человека с Богом через Его действия в душе. Оно возможно через личную молитву, которая есть великий дар Бога человеку, это та самая связь с Высшей Силой, о которой так любят мечтать люди и говорить различные экстрасенсы-колдуны. Богообщение — это также участие в Церковных службах и — главное — принятие святых Церковных Таинств Православной Церкви: исповеди и Причастия.
Возникает вопрос: зачем нам нужно общение с Богом?
Если подойти к рассмотрению с обычной человеческой точки зрения, то отсутствие желания Богообщения свидетельствует, прежде всего, о равнодушии души к своему Небесному Отцу. Мы осуждаем людей, которые, достигнув зрелого возраста, забывают о своих земных родителях, которые их вырастили, выкормили, выучили, воспитали. Но спокойно воспринимаем факт индифферентного отношения к Богу — Творцу всей вселенной и нашему Отцу, Который дает нам буквально ВСЁ в этой жизни: прежде всего, самую жизнь, также здоровье, ум, способности, устраивает наше земное бытие, учит духовным законам, помогающим правильному формированию нашего мировоззрения, культуры, нравственности, морали, ставит нас на путь спасения и, конечно, проявляет неустанную заботу о нашем будущем переходе в Вечность, чего не избежать никому. Но есть и духовная составляющая поставленного вопроса. И ответ будет такой: через молитву и, прежде всего, посредством Величайших Таинств Покаяния и Причащения человеку подается Свыше мощнейшая положительная энергия — Божественная благодать.
Но что она дает нам, для чего нужна?
Ответ исключительно прост. В молитве родителей за свое чадо благодать именуется «опаляющей, очищающей, исцеляющей, освящающей, совершенствующей, спасающей». Это значит, что она необходима для всей жизни человека. Во-первых, для благополучного шествия по ней, особенно по пути спасения, на котором встречается препятствия в виде многоразличных искушений; и тогда Божественная благодать, как рука Самого Бога-Отца, ведет свое чадо по тревожным опасным дорогам жизни. А, во-вторых, для борьбы со страстями и стяжания добродетелей, ибо только добродетель способна убить противоположную ей страсть (и наоборот). Святые Отцы иногда ставили знак равенства между страстью и демоном, отвечающим за данную страсть, т.е. коротко, страсть и бес одно и то же. Выходит так, что, открывая борьбу со страстями, мы бросаем вызов духам злобы, которые неимоверно сильны. Преподобный Серафим Саровский говорил, что маленький бесенок одним мизинцем может перевернуть земной шар. Но Бог, жалея нас, удерживает их, и лишь немного, в микроскопической дозе, как дают испить яд для исцеления тела, дает вкусить нам яд духовный, попуская злобное действие в нас страстей, дабы мы, пострадав от них, возлюбили добродетели, чистоту душевную и Бога паче всего на свете. Бог попускает падшим ангелам немножко, совсем чуть-чуть, вредить нам для закалки, воспитания, укрепления, возрастания нашего духа, а также проверки нашей веры и любви к своему Творцу — будем в болезнях и скорбях роптать на Бога или благодарить и прославлять Его. Вспомним библейского праведника многострадального Иова, жившего в земле Уц. Поэтому без Божией помощи, без содействия благодати страсти нам не одолеть.
Новый вопрос: зачем бороться со страстями-демонами и что даст победа над ними (о которой, кстати, мы никогда не узнаем, поскольку это знание может привести к гордыне, что наверняка погубит нашу душу)?
Ответ прост. Вот что пишет в своих «Письмах к разным лицам о разных предметах веры и жизни» святитель Феофан Затворник: «Слово Божие говорит, что в Царствие Божие не войдет ничто нечистое, и вместе учит, что страсти делают сердце нечистым и непригодным для Царствия. Отсюда следует: хочешь Царствия — очисть сердце». Вот оно, препятствие, каменная стена между Богом и человеком — духовная грязь, пороки, страсти, грехи, лютое неверие, внушаемое человеку падшими ангелами.
Итак, перед человеком серьезная задача, которая решается им на протяжении всего земного бытия: чтобы быть с Богом, необходимо очищение души от всего, что ее оскверняет, что затворяет ей двери в Царствие Небесное — очищение от злобы и греха. Да ведь душа нам целиком и не принадлежит, она — Божья и искуплена от греха, проклятия и смерти Кровью Сына Божия! Человек добровольно заразил свою душу страстями, а потому обязан очистить ее и вернуть Отцу в первозданной красоте! 
Но отношения с Богом строятся не на этом — они созидаются и зиждутся на любви. Мы — дети Божии и, конечно же, если любим своего Отца, будем стремиться быть похожими на Него. Это же столь естественно, как в детстве мечтали быть похожими на папу, умного, сильного, благородного, мужественного, мальчики, и на маму, добрую, ласковую, красивую, которая лучше всех на свете, девочки.
Но ведь именно этого желает и Сам Господь! С бесконечным долготерпением и не имеющей границ любовью призывает каждую сотворенную Им душу:
— Дети мои, которых Я возлюбил такою любовию, что отдал на Распятие во искупление ваших грехов Единственного Сына Моего Возлюбленного! Ради такой Страшной Кровавой Жертвы «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный!» (Мф. 5, 48); «Будьте святы, потому что Я Свят!» (Лев. 11:44, 45).
Бог свят. В Курсе лекций по догматическому Богословию (автор протоиерей Олег Давыденков, 2.3.3.2. «Святость и Свет») читаем следующее определение святости как свойства Божия: «Святость означает, что Бог в Своих стремлениях определяется и руководствуется представлениями об одном высочайшем добре. Так как Бог чист от греха и не может согрешить, то он любит и в тварях (т.е. в Своих творениях, прим. Vasilissa) добро и ненавидит зло... О том, что Бог нетерпим к проявлениям различного рода зла говорится в Притч 11, 20: «Мерзость пред Господом коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути».
Бог призывает и нас стать такими, как Он Сам. И душа, в которой под воздействием Божественной благодати зарождается любовь к своему Творцу и Богу, откликается на этот зов. И начинается борьба со страстями. Вступают в действие физические законы. Добро и зло в душе — это сообщающиеся сосуды. То страсть уходит, уступая место добродетели, то наоборот. Идет борьба. По мере умаления страстей возрастают и укрепляются содействием благодати Божией добродетели, и постепенно мы становимся похожи на своего Небесного Отца.
И вот тогда, несомненно, и нам, как истинным чадам Божиим — да и кто посмеет в этом усомниться! — найдется место в Доме Божием, в Чертоге Царском, где вечная весна, где мы вместе с Ангелами будем вечно славить Бога! Ведь Бог и сотворил человека для того, чтобы разделить с ним Свое Вечное Блаженство!..

Великий Пост. Святая Четыредесятница. «Се время благоприятное, се ныне день спасения!» – такие умилительные слова мы слышим на вечерней службе. Время, когда человек, простив всех своих обидчиков и испросив прощение у того, кого обидел, у своих ближних, а также у Бога и Церкви, приступает к очищению своей души, готовясь к встрече с Воскресшим Христом. Великий Пост — время усиленной молитвы, воздержания телесного (не диета!), воздержания душевного, воздержания языка и всех душевных чувств, растворенных чистосердечным покаянием. Подвиг покаяния, молитвы и поста привлекают к человеку Божественную благодать. Облагодатствованная душа пробуждается от долгой греховной как бы зимней спячки, открываются очи ее, и, сначала с удивлением, а потом и с ужасом, она начинает оглядывать себя и видеть всю свою неприглядность. И тогда в душу, возжелавшую очищения и первозданной красоты, осторожно и медленно вступает духовная весна. Пройдут благословенные дожди, который омоют и напоют ее, уврачуют раны, нанесенные зимней стужей — страстями и грехами, и зазеленеет трава, и распустятся листья, и зацветут первые весенние цветы. Преобразится душа и, пройдя нелегкое поприще Великого Поста, в светлый День Воскресения Христова с тихой радостью, великим трепетом, благодарностью и благоговением, со слезами любви воспоет Своему Творцу и Богу:
«Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити!»
https://youtu.be/qGhaaIYXm60

Чудо-откровенье

По мотивам духовного сочинения
свт. Игнатия (Брянчанинова)
"Сад во время зимы”, 1843 г.

 
Зима роскошный сад зеленый
Укрыла белым покрывалом.
Сыпучим снегом заметенный
Уснул, устав от карнавала.
 
Цветное снято одеянье.
Обнажены стволы и сучья.
Дух чует тайну мирозданья
Как откровение беззвучья.
 
Снег-саван, мертвенность покоя,
Тревожной жизни скоротечность,
Безмолвье строго гробовое
Ум устремляют в бесконечность.
 
И в созерцании предмета
В светлейшем духа озаренье
Пронзен вдруг легкостью ответа,
Вещей обыденных прозреньем:
 
Придет весна, и листья скроют
И наготу, и неприглядность,
А грозы майские омоют,
Врачуя стужи беспощадность —
 
Так оживут сухие кости,
Когда наступит Воскресенье!..
Мы в этом мире только гости,
А жизнь — лишь вечности мгновенье...
 
За суетой проходим мимо
Преображения природы,
Когда весна сменяет зиму
И подает благие всходы —
 
Душе, в глубокой тьме живущей,
Бессмертной, но такой беспечной,
Чертами к Истине зовуще,  
Напомнит вдруг о жизни вечной.
 
Слабо мышленье человека:
Лишь видимое несомненно.
Неверье — дерзкая помеха,
Тупик души окамененной.
 
Но ежегодно повторенье
Перед лицом живущих смертных
Природы чудо-откровенье
О Воскресении из мертвых!


Ждем Ваших прекрасных духовных сочинений!
Желаем всем участникам благодатной помощи Божией!
"Пусть твои беседы будут взвешены на весах,
чтобы они были полезны тем, которые их услышат”.
 (Антоний Великий)
 
Рейтинг: +25 1051 просмотр
Комментарии (10)
Парнасская Горница # 26 февраля 2018 в 11:17 +8
Участник ЛитСтраницы Евгений Боровой:
согласитесь, сама тема (Великий пост. Духовная весна) — скорее теологическая, нежели художественно-литературная, и немного найдется "умельцев" ее раскрыть. Источник: http://parnasse.ru/konkurs/pravoslavnaja-literaturnaja-stranica/proza-velikii-post-duhovnaja-vesna/neskazka.html

Сразу же хочу заметить, что заданную тему полностью раскрывать и не нужно, да это и невозможно, настолько она широка и многогранна.
Как весной обновляется вся природа, так и Великий Пост дан для того, чтобы наша душа обновилась и расцвела. Обратите внимание, основная часть времени Великого Поста, а, чаще всего, и все время целиком, приходится на весну. Расцвет человеческих душ и природы происходит практически одновременно.

Вот что пишет митр. Антоний Сурожский:
"Пост является изумительным временем. Столетиями мысль о посте темнела. Призыв святых отцов, подвижников, духовников к тому, чтобы в течение поста совершать действительный подвиг, отречься от всего грешного, отвернуться от всего, что чуждо Богу, от всего, что было причиной и воплощения Христова, и Его крестной смерти, — этот призыв затмил (в нашем восприятии) нечто основное в посте. Пост — это время расцвета (души)..."

И далее: "Церковь нас призывает посмотреть на себя, разорвать те связи, которые нас делают рабами: слепоту, тщеславие, самодовольство, гордыню, бесчувствие, неспособность простить и поэтому быть прощенными, неспособность понимать, что мы от Бога отделены. Ведь бывают только редкие, дивные мгновения, когда мы чувствуем, как мы едины с человеком, когда вдруг все преграды падают, когда этот человек и мы составляем одно: одно чудо любви, радости, ликования, торжества. Но как редки бывают подобные моменты по отношению к Богу!
И вот в течение Великого Поста мы должны помнить, что мы вступили в весну, что это время, когда мы должны расцвести, раскрыться во всей красоте, во всей славе, во всей радости, чудесности красоты — нашей красоты; потому что каждый из нас — икона, образ Божий, и дело Поста — эту икону, которую мы собой представляем, обновить..."

Какие великолепные возвышенные слова о Великом Посте! Какая душа останется равнодушной! Сколько литературных идей, представлений, образов, сюжетов может родиться в душе христианского писателя и поэта, если он вслушается в эти слова и примет их в свою душу, чтобы потом воплотить отклик души в своем художественном или околохудожественном слове.
Несомненно, что предложенную тему можно интерпретировать разнообразнейше, и глубина интерпретации зависит только от самого художника слова.

В качестве художественного образца по данной теме назову широко известную книгу Ивана Шмелева "Лето Господне". 1-я глава: "Праздники. Великий Пост. Чистый Понедельник". Небольшой отрывок:
"Я просыпаюсь от резкого света в комнате: голый какой-то свет, холодный, скучный. Да, сегодня Великий Пост... Я смотрю на растерзанные бумажные цветочки, на золоченый пряник "масленицы" — игрушки, принесенной вчера из бань: нет ни медвенников, ни горок, — пропала радость. И радостное что-то копошится в сердце: новое все теперь, другое. Теперь уж "душа начнется", — Горкин вчера рассказывал, — душу готовить надо". Говеть, поститься, к Светлому Дню готовиться..."

А вот кратенький отрывочек из рассказа Василия Никифорова-Волгина "Кануны Великого Поста" (книга "Воспоминания детства"):
"Нищий Яков Гриб пил у нас чай. Подув на блюдечко, он сказал поникшим голосом:
— Бежит время... бежит... Готовьтесь к Великому Посту — редька и хрен, да книга Ефрем.
Все вздохнули, а я обрадовался. Великий Пост — это весна, ручьи, петушиные вскрики, желтое солнце на белых церквах и ледоход на реке..."

В правильном восприятии Великий Пост — это весна и радость. Весна расцвета души при помощи средств, предлагаемых Святой Церковью: воздержание телесное и духовное, молитва, чистосердечное покаяние, с которого начинается очищение души. И тихая радость ожидания встречи обновленной души с Воскресшим Господом, которая состоится в Светлый Пасхальный День...

В первой публикации, открывающей Православную ЛитСтраницу сказано, что тема может быть рассмотрена в любом ракурсе. Вот и рассмотрите, дорогие писатели и поэты Парнаса, и нам покажите! И мы будем вам от всей души благодарны!..

С уважением, ведущая ЛитСтраницы Vasilissa.
Парнасская Горница # 26 февраля 2018 в 12:47 +7
Меня спрашивают: — Конкретно, о чем можно написать?

Обо всем, что происходит с ЛГ во внешней жизни и во внутренней, в душе, — например, вследствие действия страстей, показать, как они разрушают его, как человек жаждет избавиться от них, но не может, и приходит к Богу; рассказать о самих страстях, грехах и пороках (в форме басни, сказки, притчи); о раскаянии ЛГ, которое выливается в покаяние, т.е. в испрашивание сначала у ближнего, а затем у Бога прощения; о несении ЛГ подвига поста и препятствиях, чинимых ближними; о чудесах помощи и милости Божией; об искушениях, работе души над собой, о радости преодоления себя в дурных побуждениях; о доброделании и так далее. И желательна все-таки связь с Великим Постом. Ведь именно это время, как наиболее благодатное, отведено Церковью для исправления и обновления души (хотя работа над душой должна быть не от случая к случаю, а постоянной)...
Всем участникам желаю помощи Божией!
С уважением, ведущая Vasilissa.
Евгений Боровой # 26 февраля 2018 в 13:15 +6
С подобной трактовкой, Vasilissa, я вполне солидарен. Иначе говоря, поминая о Великом посте, необязательно этим словосочетанием начинать всякий абзац; достаточно образно выразить состояние души. Как и неуместно, "беседуя" с Создателем, всуе упоминать Его имя... Или:
Так бывает: осень - не весна,
Но весна - как осень, коль пресна…
Парнасская Горница # 26 февраля 2018 в 19:37 +7
Всегда отрадна встреча с единомышленниками. Ваши слова понятны и близки. В этом проблема многих душ — что нет весны. Вот и дан людям Великий, чтобы душа облеклась в светлую весеннюю радость...
Благодарю за диалог!
Мила Горина # 27 февраля 2018 в 14:12 +4
Ведущая Василисса! Можно только порадоваться за вас, как интересно и доступно вы излагаете материал. Успехов! Мила
Парнасская Горница # 27 февраля 2018 в 14:35 +5
Мне бы больше хотелось порадоваться за читателей, если оно так есть на самом деле, как Вы только что написали, дорогая Мила!
Благодарю за неравнодушие!
Скальд # 1 марта 2018 в 07:08 +6
На радость душе - усмирение плоти,
И связанных с нею страстей,
В аскезе уходят незваные гости,
Истаяв в Великом Посте.
Парнасская Горница # 2 марта 2018 в 11:27 +8
Все страсти в душе — это званные гости,
Мы сами открыли им дверь.
И, полные злобы, крушат наши кости!
Попробуй прогнать их теперь!

Но Пост заповедан душе во спасенье.
А Церковь подаст благодать.
И сердцем очищенным в день Воскресенья
Мы будем Христа воспевать!
Пронькина Татьяна # 2 марта 2018 в 15:54 +4
Не могла пройти мимо и не отметить. Целое мини- произведение получилось.Кратко,ёмко,доступно.И стихотворинка живая.Понравилось. Радуюсь. korzina
Парнасская Горница # 26 марта 2018 в 18:15 +2

ВНИМАНИЕ!
НА КОНКУРСНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ № 1
"ВЕЛИКИЙ ПОСТ. ДУХОВНАЯ ВЕСНА!"
МОЖНО ЗАЙТИ ПО ССЫЛКЕ:
http://parnasse.ru/konkurs/pravoslavnaja-literaturnaja-stranica