ГлавнаяПрозаЭссе и статьиПублицистика → Семинар «Основы успешного публичного выступления» ЧАСТЬ 3

Семинар «Основы успешного публичного выступления» ЧАСТЬ 3

И.  РЕФРЕЙМИНГ. 
     Рефрейминг от англ. reframe - "поставить в новую рамку", "переставить в уже имеющуюся рамку", "переформулировать", "заново приспособить".

     Технология Рефрейминга была разработана Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером в 80-х гг. ХХ века в результате их тщательного и систематического наблюдения за работой Милтона Эриксона и других психотерапевтов. Учитывая, что слово "рамка" в НЛП обычно используется как "способ воспринимать ситуацию", то ре-фрейминг приобретает очень глубокое и важное значение, которое теряется при переводе. Один из более-менее пристойных переводов слова "рефрейминг" на ещё более русский – переформирование. Но это слово немного путает, потому что не даёт полного представления о данном подходе. Но кое-что объясняет. 

     Общая идея рефрейминга (он же переформирование) – это другая комбинация элементов для получения нового, более приемлемого состояния. Умно? Теперь на примере.  Вы сидите в лесу. У вас горит костёр. Чтобы костёр горел долго желательно положить большие поленья или брёвна. Тогда их хватает надолго. Но через определённое время пламя становится слабее. Что вы делаете? Встаёте и шевелите эти самые брёвна. И пламя становится жарче. Вы не добавляете ничего нового, вы просто меняете "комбинацию элементов". 
Вот рефрейминг – это умение шевелить поленья для достижения наиболее подходящего пламени. 

     На сенсорном уровне рефрейминг можно объяснить так. Вспомните неприятную ситуацию из прошлого, но только чтобы была картинка с границей. Панорама не подойдёт. Получилось? Замечательно. А теперь поместите эту картинку в белую рамку. Простая белая рамка. У кого изменилось восприятие ситуации? 
- Веселее стало.
- Она стала застывшей. 
Отлично. А теперь пусть рамка станет чёрной. 
- Ой, стало намного хуже.
Сделайте рамку золотой. Знаете, как на старых картинах – тяжёлая золотая рама. 
- Для меня это стало очень важным. Эта ситуация стала просто кошмарной.
Теперь представьте, что рамка с мерцающими огоньками. Такие разноцветные вспышки. Или мигающие новогодние лампочки. 
- Это даже весело.
Можно долго экспериментировать. Поэтому подберите ту рамку, которая больше подходит для восприятия этой ситуации. Можно так же вернуть её к первоначальному состоянию.  И обратите внимание – мы не меняли содержание, мы только меняли рамку. И это давало кардинальные изменения в восприятии ситуации. 

Разговорный рефрейминг.
На пеньке стоит ёжик и кричит: 
- Я сильный! Я сильный! Я сильный!
Рядом проходит Медведь, послушал – и как дунет на ёжика. 
Того уносит в кусты.
Ёжик встает и произносит: 
- Я сильный, но легкий! 
Рефрейминг позволяет менять оценку, играть со смыслом. 

     Сначала я покажу несколько примеров, а потом разберёмся, как этот самый рефрейминг работает. 
- Запорожец – плохая машина.
Зато маленькая и дешёвая. 

- Меня раздражает мой начальник.
Это говорит о твоём профессионализме. Если ты готов выполнять распоряжения человека, который тебе не нравится… 

- Я жадный.
Я бы назвал это бережливостью. 
- Мне не нравится моя работа.
Ты очень ответственный человек, если всё-таки на неё ходишь. Мало вызова в том, чтобы делать то, что тебе нравится. 
- Меня никто не любит.
Это повод что-то изменить в своей жизни. 

- Я слишком ленив.
Зато ты не сделаешь лишних ошибок. 

     Соответственно, говорят о двух видах разговорного рефрейминга: смысла и контекста. При рефрейминге смысла вы просто сообщаете, что данное событие имеет совсем другой смысл.
При рефрейминге контекста вы помещаете событие в контекст, в котором значение этого события изменится. 

Рефрейминг смысла.
- Девушка приходит исповедоваться к Священнику:
- Святой Отец, я грешна. Я каждое утро подхожу к зеркалу, рассматриваю себя и думаю: "Как я красива!"
- Ну что вы, Дочь Моя! Это не грех, это заблуждение.
 
    Еще одна история. 
У меня есть знакомая семейная пара. Жена баскетбольного роста вышла в новой очень-мини-юбке. Муж ее спрашивает:
– Бабки плюются?
– Да.
– Значит, то, что нужно.

Рефрейминг контекста.
Жена мужу:
- Милый, сегодня, в обеденный перерыв я забежала к тебе на работу и взяла из кармана твоего пиджака 300$.
- Ничего страшного, я уже две недели, как там не работаю... 

     В переформировании контекста вы меняете значение не напрямую, а ищете ситуацию, где данное поведение будет иметь совершенно другое значение. Например, злость может быть полезна в спорте (спортивная злость), агрессивность – в драке, жадность – в обучении (жадность к знаниям), и так далее. 

     Надо отметить, что рефрейминг – это очень хороший и эффективный прием, который позволяет улучшить свою собственную психологическую атмосферу и, что называется, качество вашей жизни: В моей жизни произошло что-то не слишком приятное.

Рефрейминг смысла или содержания. 
К этому виду рефрейминга относят те случаи, когда вы называете жадность - домовитостью, лень - расслабленностью, а контроль - выражением заботы. 
Вы делаете рефрейминг содержания. Фразы "ответа" начинаются с "это значит…" 

- Меня раздражают похотливые взгляды.
- Это значит тебе нужно одеваться похуже, чтобы не выглядеть столь привлекательной.
( похотливые взгляды => выглядеть привлекательно). 

- Меня бесит, когда моя дочь меня не слушается.
- Это значит, что ваша дочь взрослеет и становится самостоятельной.
(не слушается => становится самостоятельной). 

Рефрейминг контекста.
     В переформировании контекста вы ищете ситуацию(контекст), где данное поведение будет иметь совершенно другое(положительное) значение. В рефрейминге контекста мы используем волшебное слово "Зато".
Для любителей полной определенности. 
- Я слишком эмоционален.
- Зато эмоциональные мужчины нравятся женщинам. 
- Я слишком много времени трачу на себя.
- Зато у тебя не оста;тся времени на всякую ерунду.
 
УПРАЖНЕНИЕ 
Назвать одно и то же  действие по-разному. Одно время у нас говорили о "Великой Октябрьской Революции", в начале 90-х начали говорить об "Октябрьском бунте", а сейчас употребляют фразу "Октябрьская Революция".

     Фраза передает оценку, отношение, хотя само событие при этом не меняется. Это умение – играть со значениями слов – вам очень может пригодиться в жизни. Во-первых, вы всегда можете переоценить собственные поступки:
- Те деньги, которые у меня обманом забрали – это моя плата за обучение.
Во-вторых, вы можете задавать ту оценку событий, которая вам кажется более полезной и правильной:
- Мы сейчас услышали разные точки зрения на ситуацию (после ссоры супругов).


3.  ПОСТРОЕНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Й.  ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧ. КАРТА ИДЕЙ. 
     Задача выступающего — как можно более точно донести свои идеи до аудитории. Если этого не произойдет, время потеряно зря. Чтобы выступление было качественным, процесс подготовки к нему должен длиться примерно в два раза больше, чем само выступление. Так, если оно рассчитано на час, то серьезная подготовка к нему займет не менее двух часов.  («Чтобы подготовить коротенькое выступление экспромтом, понадобится довольно много времени» М.Твен.)

     Время подготовки уменьшается, если проводится рабочее собрание, на котором новая и сложная информация аудитории практически не преподносится, и увеличивается, если выступление имеет достаточно сложную структуру, аудитории сообщается большой объем важной, полезной и трудной к усвоению информации.

     При планировании выступления необходимо:
 Сформулировать  конкретную цель выступления одним предложением. Постарайтесь сформулировать ее как можно яснее, избегая расплывчатых, общих ответов. Цель вашего выступления может быть сформулирована так: «Выяснить, кто из сотрудников будет участвовать в тренинге, который будет проводиться с... по... на базе...», — но не так. — «Определить, как сотрудники относятся к повышению квалификации». Задайте себе вопрос: «Что я стремлюсь сообщить аудитории?» Цель выступления станет критерием, по которому вы будете проверять все, что может быть включено в него.
Завершите предложение: «Когда я закончу говорить, аудитория    должна…..»

     С помощью «метода мозгового штурма» выработайте центральные идеи своего выступления. Создайте «КАРТУ ИДЕЙ». На большом листе бумаги  в центре напишите центральные  идеи в том порядке, в каком собираетесь их излагать, отмечая их на лучах, выходящих из центра.

Руководство для планирования презентации
     1.  Определите цели. Определите, в чем состоит цель презентации. 
Какова цель презентации? Для кого она предназначена? 
В чем она будет состоять? Какую реакцию вы хотите получить от аудитории? 
Чтобы аудитория захотела обратить внимание на вашу презентацию, должна быть какая-то причина. Что она даст людям? Какие преимущества они получат, если выслушают вас.

     2. Решите, как будете завершать презентациюПусть у аудитории будет пища для размышлений. Это парадоксально, но нужно начать с конца. Почему? Потому что завершение — самая важная часть презентации. Большинство людей запомнят его лучше всего. Основная часть презентации — ее завершение. Все ее содержание должно быть направлено именно на удачное завершение, и лучше продумать его с самого начала. Как можно завершить презентацию?Счастливый конец. Вы указываете на преимущества и выгоды и делаете вывод, что ваш продукт, услуга или программа лучше всех остальных. 
Лучшее лекарство. Вы показываете, как функции и/или особенности вашего продукта, услуги или программы позволят аудитории избежать проблем, устранить риск и достичь своих целей. 

     Последний экзамен. В конце вы подводите итоги каждого из основных пунктов презентации и показываете, почему каждый из этих пунктов удовлетворяет какую-то потребность или решает какую-либо проблему. 
Показательный пример. Вы рассказываете историю, преимущественно из вашего личного опыта или опыта вашей организации, которая прекрасно иллюстрирует все пункты вашей презентации. 
Эмоциональное завершение. Вы приводите слушателей в такое состояние, что они готовы радостно сорваться с места или начинают доставать носовые платки и утирать слезы.

     3. Придумайте начало.  С самого начала завладейте вниманием аудитории. Часть, следующая по степени важности за завершением, — это начало, И важнее всего — первые две минуты. Вы или захватите аудиторию с самого начала, или тут же потеряете ее. Кроме того, хорошее начало помогает неопытному оратору почувствовать себя более уверенно. Хорошим началом могут быть провокационный вопрос, история из жизни, какие-то факты или статистические данные, упоминание последних новостей или известная цитата.

     4. Продумайте остальное содержание презентации. Пусть ее структура будет логичной и ясной для понимания. У нас уже есть начало и завершение. Теперь нужно продумать остальное. Это можно сделать, структурируя презентацию в хронологическом порядке каких-то событий, по темам или по категориям. Возможно, вы захотите использовать прием контраста и сравнить между собой различные особенности и преимущества или сравнить новое со старым, достоинства с недостатками, проблемы с решениями, В зависимости от длительности презентации можно скомбинировать различные элементы. Например, использовать хронологический порядок, чтобы показать старые способы и проиллюстрировать в сравнении преимущества и особенности новых способов.

     5. Ориентируйтесь на аудиторию. Создайте впечатление, что презентация была создана именно для этой аудитории. Каждому приятно считать, что что-то сделано специально для него. Подумайте о специфике аудитории.

Постарайтесь найти ее общие особенности:
Это молодежь или зрелые люди? У разных возрастных групп — разные приоритеты и цели. 
Это технические работники? Это определит уровень подробностей и тот язык, который нужно использовать. 
Имеют ли эти люди опыт или образование в области, которой посвящена презентация? Это очень важно, потому что, если этого не учесть, презентация может оказаться либо скучной, либо непонятной. 

     При любой возможности используйте примеры, которые близки аудитории. Ссылайтесь на то, что ей знакомо. Используйте терминологию, которую люди понимают или могут использовать сами. Подумайте о примерах, которые слушатели могут связать со своей жизнью или работой. Исключительно важно, чтобы сообщения резонировали с аудиторией.

     6. Подготовьте заметки. Постарайтесь как можно реже заглядывать в заметки. В целом, чем меньше автор презентации полагается на письменные заметки, тем лучше, потому что это позволяет ему поддерживать с аудиторией визуальный контакт. Лучшим подспорьем для вашей памяти могут быть небольшие карточки для заметок, в которых написано несколько ключевых слов. Заметки также нужно «спрягать» — написать их карандашом внизу страницы флип-чарта или на прозрачных частях диапозитивов. Лучшая презентация — та, которая выглядит почти спонтанной, Она должна проходить легко и гладко. Если вы полагаетесь на заметки, процесс замедлится, и спонтанность пропадет

     7. Повторите еще раз. Чем больше повторений, тем лучше презентация и тем более уверен в себе тот, кто делает презентацию. Обычно цель презентации — сообщить нечто важное. Поэтому к ней нельзя относиться легкомысленно. Есть три очень важных причины «отрепетировать» презентацию еще раз:
Повторение — единственное эффективное решение проблемы напряженных нервов и потных ладоней. Причина нервозности — неопределенность. Чем больше определенности в презентации, тем меньше нервничает оратор.
Ни один профессионал не может обойтись без практики, и поэтому не стоит пытаться произносить речь перед аудиторией, если вы не провели репетиции дома. 

УПРАЖНЕНИЕ
  Фразы, с которых нельзя начинать
«Я хочу начать свое выступление» (Вы уже начали, вот и говорите…)
«Если вы позволите, то я начну говорить» (Не позволю-ю-ю-ю )
«Мне хочется сказать вам» (Хочется, так говорите….)
Продолжите ряд  подобных фраз. 
( Почти все уже сказали, но раз я вышел……
Я очень волнуюсь, мне трудно говорить….)



К.  СОЗДАНИЕ КОНТЕКСТА ВЫСТУПЛЕНИЯ. 
     Контекст (от лат. contextus — «соединение», «связь») — это законченный отрывок речи (текста), общий смысл  которого позволяет уточнить значение отдельных входящих в него слов. Это условия конкретного употребления языковой единицы в речи (письменной или устной), её языковое окружение, ситуация речевого общения.

     Потерять контекст в разговоре — это перестать понимать, на что опирается собеседник, или интерпретировать его в ином смысле, нежели то, что должно было следовать из подразумевавшегося контекста.
– Ты что это там, Маничка, так гpомко читаешь?! 
– Истоpию, мама.
 – Так читай пpо себя.
 – Да в истоpии, мамочка, пpо меня ничего не написано. 
(журнал «Сатирикон»)

     Создание контекста – настроиться на аудиторию, добиться резонанса, создать впечатление, что сейчас произойдет, что-то необычное, представьтесь собравшимся, поинтересуйтесь их именами. Если люди незнакомы можно создать для их взаимодействия контекст - совершить совместные действия: переставить стулья, столы, пересесть поближе. 

     Не начинайте говорить, пока не наступит тишина, возьмите паузу аудитория сама наведет порядок. Или говорите очень тихо, чтобы вас услышать слушателям придется замолчать.
УСТАНОВИТЕ зрительный контакт с аудиторией. Останавливайте свой взгляд по 2-3 минуты на каждом слушателе: вы показываете свою заинтересованность и контролируете реакцию на свое выступление. ПЕРЕХОД к теме беседы для привлечения внимания лучше всего рассказать историю притчу анекдот. ЭКСПЕРЕМЕНТИРУЙТЕ с голосом.

     Хорошо работает метод волнообразной речи суть в повышении и понижении интонации. Принято говорить о нежелательном с пониженной интонацией, а о желательном, положительном - с повышающейся. Стандартный шаблон привлечения внимания с помощью интонации: понижающаяся при описании проблемы, повышающаяся к концу описания - пауза - повышение интонации при описании решения.

     Ключевые моменты речи выделяются голосом или жестом. ВОВЛЕКАЙТЕ аудиторию в обсуждение. Задавайте вопросы, выясняйте особое мнение, провоцируйте спор. ПРОЯВЛЯЙТЕ гибкость - после вхождения в резонанс необходимо его всячески поддерживать, делайте вид что бы не происходило в зале так и было задумано.

     Исторические примеры: Люди жили по принципу: «Нет безвыходных положений» «Непоправимой бывает только смерть». Эти люди, оказавшись в силу разных причин в заключении, не упали духом. В сложных условиях у них открылось второе дыхание. Вот лишь небольшая часть  из этого списка, кто и что создал, находясь в заключении.
Мигель Сервантес написал роман  «Дон Кихот»
Уолтер Рейли придумал средство для опреснения воды
Чарльз Гудиер  придумал метод облагораживания изделий из каучука.
Николай Кибальчич, приговоренный к смерти за покушение на царя, создал проект летательного аппарата на реактивной тяге.
Иоган Каммерер, находясь в тюрьме за участие в студенческих волнениях, изобрел спички.
Даниил Андреев написал книгу «Роза мира».
А Ф.М.Достоевский,  А.И.Солженицын,  И.Смоктуновский, Г.Жженов, С.П.Королев. Сколько же было у них жизненной силы!

УПРАЖНЕНИЕ
  Как задать вопрос? (ответ на вопрос запрограммирован  в самом вопросе).
- Я хочу спросить……..
- Я прошу ответить на мой вопрос…..
- Позвольте задать вопрос…….
- Возможно, мой вопрос окажется неожиданным…..
- Не удивлюсь, что мой вопрос  поставит вас в затруднение….
- Надеюсь, получить искренний ответ на мой вопрос…
- Я требую твердого ответа……

УПРАЖНЕНИЕ
 Отреагируйте на высказывание: «Ты опоздал, и это значит, что ты меня не любишь»
-  Я не опоздал, такси вовремя не приехало…..
-  А если я опоздал, покупая тебе цветы…..
-  Я так торопился, что меня чуть не сбила машина….
-  Я рад, что ты неравнодушна к нашим отношениям…..
-  Неужели небольшая задержка определяет всю нашу любовь…..
-  Завтра утром ты об этом и не вспомнишь…..
-  Как ты пришла к такому выводу? Тебя в этом обвиняли?....



Л. СТИЛИ ВЫСТУПЛЕНИЯ. СТИЛИ РЕЧИ
По М.Е.Литваку: «Люди, которые играют в игры» и «Игры, в которые играют люди»

ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЮ РОЛЬ.
     Изучив аудиторию, перед которой вы собираетесь выступать определитесь с ролью, которую вы будете использовать при выступлении. Исследователь А. Добрович считает, что для успешного психологического воздействия нужна особая социально-психологическая роль

     1. Если вы способны по отношению к своему слушателю выступить в роли БОЖЕСТВА - считайте, что он уже загипнотизирован. С той же секунды как признал вас таковым). Специалисты по суггестивной лингвистике подчеркивают необходимость для суггестивного воздействия на аудиторию таких ролей, иначе возникает проблема восприятия.
     2. роль ПОКРОВИТЕЛЯ - могучий, властный, но добрый к тебе человек, опора в бедах, утешение в страданиях, предмет благоговения. 
     3. Роль КУМИРА - необязательно могуч, необязательно добр, но знаменит, пользуется всеобщим восхищением.
     4. Роль ХОЗЯИНА ИЛИ ГОСПОДИНА - любое слово закон, к вам он совсем не добр, но не подчиниться значит навлечь на себя большие беды, при послушании вы имеете ряд выгод: вас приблизят, обласкают. Не сумеете угодить - пеняйте на себя.
     5.Роль АВТОРИТЕТА - этот обладает ограниченной властью, но к нему нельзя не прислушаться иначе сядешь в лужу.
     6. Роль ВИРТУОЗА ИЛИ ЛОВКАЧА - вы умеете совершать невозможное: хорошее или плохое неважно, вы завораживаете своей ловкостью. 
     7. Роль УДАВА - он видит ваши слабые места, и вы не на миг не верите, что способны с ним справиться. Ломать и топтать вас ему приятно.
     8. Роль ДЬЯВОЛА - вы олицетворяете зло. Зло ради зла, а не во имя какой-то цели. Поза, жесты выражение глаз, манера речи передают социально-психологическую роль выступающего, поэтому необходима тренировка для вживания в роль. Отрабатывается роль через отождествление себя с кем-либо наиболее соответствующим ей.



М.  МЕТОД ОЖИВЛЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ. 
     Что вызывает интерес к презентации? Что-то неожиданное, смешное, возбуждающее, живое. Невероятные открытия, серьезные аргументы и удивительные откровения не имеют большого влияния, если не помогают удерживать внимания аудитории.
Презентацию могут сделать более интересной:
1. Привлекательные визуальные средства. Хороший образ стоит тысячи слов, особенно если он необычный и своевременный. 
2. Интересная история о других людях. Людям нравятся истории о других, особенно, если в них говорится о том, как другой человек решил проблему или достиг славы и успеха. 
3. Демонстрации. Хорошая демонстрация, которая иллюстрирует какое-либо утверждение, надолго запомнится аудитории и повлияет на нее сильнее, чем простое объяснение этого утверждения вербально или с помощью визуальных средств. 
4. Запланированные вопросы. Подготовленный заранее вопрос или находчивый и остроумный ответ могут оживить аудиторию и покажут вас умным человеком. 
5. Реальные истории. Истории из реальной жизни всегда воспринимаются хорошо, потому что иллюстрируют практическое значение того, о чем вы говорите. Они доказывают вашу правоту.

     11 апреля 2016 года.

© Copyright: Артём Валерьевич Колосов, 2019

Регистрационный номер №0445111

от 11 апреля 2019

[Скрыть] Регистрационный номер 0445111 выдан для произведения: И.  РЕФРЕЙМИНГ. 
     Рефрейминг от англ. reframe - "поставить в новую рамку", "переставить в уже имеющуюся рамку", "переформулировать", "заново приспособить".

     Технология Рефрейминга была разработана Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером в 80-х гг. ХХ века в результате их тщательного и систематического наблюдения за работой Милтона Эриксона и других психотерапевтов. Учитывая, что слово "рамка" в НЛП обычно используется как "способ воспринимать ситуацию", то ре-фрейминг приобретает очень глубокое и важное значение, которое теряется при переводе. Один из более-менее пристойных переводов слова "рефрейминг" на ещё более русский – переформирование. Но это слово немного путает, потому что не даёт полного представления о данном подходе. Но кое-что объясняет. 

     Общая идея рефрейминга (он же переформирование) – это другая комбинация элементов для получения нового, более приемлемого состояния. Умно? Теперь на примере.  Вы сидите в лесу. У вас горит костёр. Чтобы костёр горел долго желательно положить большие поленья или брёвна. Тогда их хватает надолго. Но через определённое время пламя становится слабее. Что вы делаете? Встаёте и шевелите эти самые брёвна. И пламя становится жарче. Вы не добавляете ничего нового, вы просто меняете "комбинацию элементов". 
Вот рефрейминг – это умение шевелить поленья для достижения наиболее подходящего пламени. 

     На сенсорном уровне рефрейминг можно объяснить так. Вспомните неприятную ситуацию из прошлого, но только чтобы была картинка с границей. Панорама не подойдёт. Получилось? Замечательно. А теперь поместите эту картинку в белую рамку. Простая белая рамка. У кого изменилось восприятие ситуации? 
- Веселее стало.
- Она стала застывшей. 
Отлично. А теперь пусть рамка станет чёрной. 
- Ой, стало намного хуже.
Сделайте рамку золотой. Знаете, как на старых картинах – тяжёлая золотая рама. 
- Для меня это стало очень важным. Эта ситуация стала просто кошмарной.
Теперь представьте, что рамка с мерцающими огоньками. Такие разноцветные вспышки. Или мигающие новогодние лампочки. 
- Это даже весело.
Можно долго экспериментировать. Поэтому подберите ту рамку, которая больше подходит для восприятия этой ситуации. Можно так же вернуть её к первоначальному состоянию.  И обратите внимание – мы не меняли содержание, мы только меняли рамку. И это давало кардинальные изменения в восприятии ситуации. 

Разговорный рефрейминг.
На пеньке стоит ёжик и кричит: 
- Я сильный! Я сильный! Я сильный!
Рядом проходит Медведь, послушал – и как дунет на ёжика. 
Того уносит в кусты.
Ёжик встает и произносит: 
- Я сильный, но легкий! 
Рефрейминг позволяет менять оценку, играть со смыслом. 

     Сначала я покажу несколько примеров, а потом разберёмся, как этот самый рефрейминг работает. 
- Запорожец – плохая машина.
Зато маленькая и дешёвая. 

- Меня раздражает мой начальник.
Это говорит о твоём профессионализме. Если ты готов выполнять распоряжения человека, который тебе не нравится… 

- Я жадный.
Я бы назвал это бережливостью. 
- Мне не нравится моя работа.
Ты очень ответственный человек, если всё-таки на неё ходишь. Мало вызова в том, чтобы делать то, что тебе нравится. 
- Меня никто не любит.
Это повод что-то изменить в своей жизни. 

- Я слишком ленив.
Зато ты не сделаешь лишних ошибок. 

     Соответственно, говорят о двух видах разговорного рефрейминга: смысла и контекста. При рефрейминге смысла вы просто сообщаете, что данное событие имеет совсем другой смысл.
При рефрейминге контекста вы помещаете событие в контекст, в котором значение этого события изменится. 

Рефрейминг смысла.
- Девушка приходит исповедоваться к Священнику:
- Святой Отец, я грешна. Я каждое утро подхожу к зеркалу, рассматриваю себя и думаю: "Как я красива!"
- Ну что вы, Дочь Моя! Это не грех, это заблуждение.
 
    Еще одна история. 
У меня есть знакомая семейная пара. Жена баскетбольного роста вышла в новой очень-мини-юбке. Муж ее спрашивает:
– Бабки плюются?
– Да.
– Значит, то, что нужно.

Рефрейминг контекста.
Жена мужу:
- Милый, сегодня, в обеденный перерыв я забежала к тебе на работу и взяла из кармана твоего пиджака 300$.
- Ничего страшного, я уже две недели, как там не работаю... 

     В переформировании контекста вы меняете значение не напрямую, а ищете ситуацию, где данное поведение будет иметь совершенно другое значение. Например, злость может быть полезна в спорте (спортивная злость), агрессивность – в драке, жадность – в обучении (жадность к знаниям), и так далее. 

     Надо отметить, что рефрейминг – это очень хороший и эффективный прием, который позволяет улучшить свою собственную психологическую атмосферу и, что называется, качество вашей жизни: В моей жизни произошло что-то не слишком приятное.

Рефрейминг смысла или содержания. 
К этому виду рефрейминга относят те случаи, когда вы называете жадность - домовитостью, лень - расслабленностью, а контроль - выражением заботы. 
Вы делаете рефрейминг содержания. Фразы "ответа" начинаются с "это значит…" 

- Меня раздражают похотливые взгляды.
- Это значит тебе нужно одеваться похуже, чтобы не выглядеть столь привлекательной.
( похотливые взгляды => выглядеть привлекательно). 

- Меня бесит, когда моя дочь меня не слушается.
- Это значит, что ваша дочь взрослеет и становится самостоятельной.
(не слушается => становится самостоятельной). 

Рефрейминг контекста.
     В переформировании контекста вы ищете ситуацию(контекст), где данное поведение будет иметь совершенно другое(положительное) значение. В рефрейминге контекста мы используем волшебное слово "Зато".
Для любителей полной определенности. 
- Я слишком эмоционален.
- Зато эмоциональные мужчины нравятся женщинам. 
- Я слишком много времени трачу на себя.
- Зато у тебя не оста;тся времени на всякую ерунду.
 
УПРАЖНЕНИЕ 
Назвать одно и то же  действие по-разному. Одно время у нас говорили о "Великой Октябрьской Революции", в начале 90-х начали говорить об "Октябрьском бунте", а сейчас употребляют фразу "Октябрьская Революция".

     Фраза передает оценку, отношение, хотя само событие при этом не меняется. Это умение – играть со значениями слов – вам очень может пригодиться в жизни. Во-первых, вы всегда можете переоценить собственные поступки:
- Те деньги, которые у меня обманом забрали – это моя плата за обучение.
Во-вторых, вы можете задавать ту оценку событий, которая вам кажется более полезной и правильной:
- Мы сейчас услышали разные точки зрения на ситуацию (после ссоры супругов).


3.  ПОСТРОЕНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ

Й.  ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧ. КАРТА ИДЕЙ. 
     Задача выступающего — как можно более точно донести свои идеи до аудитории. Если этого не произойдет, время потеряно зря. Чтобы выступление было качественным, процесс подготовки к нему должен длиться примерно в два раза больше, чем само выступление. Так, если оно рассчитано на час, то серьезная подготовка к нему займет не менее двух часов.  («Чтобы подготовить коротенькое выступление экспромтом, понадобится довольно много времени» М.Твен.)

     Время подготовки уменьшается, если проводится рабочее собрание, на котором новая и сложная информация аудитории практически не преподносится, и увеличивается, если выступление имеет достаточно сложную структуру, аудитории сообщается большой объем важной, полезной и трудной к усвоению информации.

     При планировании выступления необходимо:
 Сформулировать  конкретную цель выступления одним предложением. Постарайтесь сформулировать ее как можно яснее, избегая расплывчатых, общих ответов. Цель вашего выступления может быть сформулирована так: «Выяснить, кто из сотрудников будет участвовать в тренинге, который будет проводиться с... по... на базе...», — но не так. — «Определить, как сотрудники относятся к повышению квалификации». Задайте себе вопрос: «Что я стремлюсь сообщить аудитории?» Цель выступления станет критерием, по которому вы будете проверять все, что может быть включено в него.
Завершите предложение: «Когда я закончу говорить, аудитория    должна…..»

     С помощью «метода мозгового штурма» выработайте центральные идеи своего выступления. Создайте «КАРТУ ИДЕЙ». На большом листе бумаги  в центре напишите центральные  идеи в том порядке, в каком собираетесь их излагать, отмечая их на лучах, выходящих из центра.

Руководство для планирования презентации
     1.  Определите цели. Определите, в чем состоит цель презентации. 
Какова цель презентации? Для кого она предназначена? 
В чем она будет состоять? Какую реакцию вы хотите получить от аудитории? 
Чтобы аудитория захотела обратить внимание на вашу презентацию, должна быть какая-то причина. Что она даст людям? Какие преимущества они получат, если выслушают вас.

     2. Решите, как будете завершать презентациюПусть у аудитории будет пища для размышлений. Это парадоксально, но нужно начать с конца. Почему? Потому что завершение — самая важная часть презентации. Большинство людей запомнят его лучше всего. Основная часть презентации — ее завершение. Все ее содержание должно быть направлено именно на удачное завершение, и лучше продумать его с самого начала. Как можно завершить презентацию?Счастливый конец. Вы указываете на преимущества и выгоды и делаете вывод, что ваш продукт, услуга или программа лучше всех остальных. 
Лучшее лекарство. Вы показываете, как функции и/или особенности вашего продукта, услуги или программы позволят аудитории избежать проблем, устранить риск и достичь своих целей. 

     Последний экзамен. В конце вы подводите итоги каждого из основных пунктов презентации и показываете, почему каждый из этих пунктов удовлетворяет какую-то потребность или решает какую-либо проблему. 
Показательный пример. Вы рассказываете историю, преимущественно из вашего личного опыта или опыта вашей организации, которая прекрасно иллюстрирует все пункты вашей презентации. 
Эмоциональное завершение. Вы приводите слушателей в такое состояние, что они готовы радостно сорваться с места или начинают доставать носовые платки и утирать слезы.

     3. Придумайте начало.  С самого начала завладейте вниманием аудитории. Часть, следующая по степени важности за завершением, — это начало, И важнее всего — первые две минуты. Вы или захватите аудиторию с самого начала, или тут же потеряете ее. Кроме того, хорошее начало помогает неопытному оратору почувствовать себя более уверенно. Хорошим началом могут быть провокационный вопрос, история из жизни, какие-то факты или статистические данные, упоминание последних новостей или известная цитата.

     4. Продумайте остальное содержание презентации. Пусть ее структура будет логичной и ясной для понимания. У нас уже есть начало и завершение. Теперь нужно продумать остальное. Это можно сделать, структурируя презентацию в хронологическом порядке каких-то событий, по темам или по категориям. Возможно, вы захотите использовать прием контраста и сравнить между собой различные особенности и преимущества или сравнить новое со старым, достоинства с недостатками, проблемы с решениями, В зависимости от длительности презентации можно скомбинировать различные элементы. Например, использовать хронологический порядок, чтобы показать старые способы и проиллюстрировать в сравнении преимущества и особенности новых способов.

     5. Ориентируйтесь на аудиторию. Создайте впечатление, что презентация была создана именно для этой аудитории. Каждому приятно считать, что что-то сделано специально для него. Подумайте о специфике аудитории.

Постарайтесь найти ее общие особенности:
Это молодежь или зрелые люди? У разных возрастных групп — разные приоритеты и цели. 
Это технические работники? Это определит уровень подробностей и тот язык, который нужно использовать. 
Имеют ли эти люди опыт или образование в области, которой посвящена презентация? Это очень важно, потому что, если этого не учесть, презентация может оказаться либо скучной, либо непонятной. 

     При любой возможности используйте примеры, которые близки аудитории. Ссылайтесь на то, что ей знакомо. Используйте терминологию, которую люди понимают или могут использовать сами. Подумайте о примерах, которые слушатели могут связать со своей жизнью или работой. Исключительно важно, чтобы сообщения резонировали с аудиторией.

     6. Подготовьте заметки. Постарайтесь как можно реже заглядывать в заметки. В целом, чем меньше автор презентации полагается на письменные заметки, тем лучше, потому что это позволяет ему поддерживать с аудиторией визуальный контакт. Лучшим подспорьем для вашей памяти могут быть небольшие карточки для заметок, в которых написано несколько ключевых слов. Заметки также нужно «спрягать» — написать их карандашом внизу страницы флип-чарта или на прозрачных частях диапозитивов. Лучшая презентация — та, которая выглядит почти спонтанной, Она должна проходить легко и гладко. Если вы полагаетесь на заметки, процесс замедлится, и спонтанность пропадет

     7. Повторите еще раз. Чем больше повторений, тем лучше презентация и тем более уверен в себе тот, кто делает презентацию. Обычно цель презентации — сообщить нечто важное. Поэтому к ней нельзя относиться легкомысленно. Есть три очень важных причины «отрепетировать» презентацию еще раз:
Повторение — единственное эффективное решение проблемы напряженных нервов и потных ладоней. Причина нервозности — неопределенность. Чем больше определенности в презентации, тем меньше нервничает оратор.
Ни один профессионал не может обойтись без практики, и поэтому не стоит пытаться произносить речь перед аудиторией, если вы не провели репетиции дома. 

УПРАЖНЕНИЕ
  Фразы, с которых нельзя начинать
«Я хочу начать свое выступление» (Вы уже начали, вот и говорите…)
«Если вы позволите, то я начну говорить» (Не позволю-ю-ю-ю )
«Мне хочется сказать вам» (Хочется, так говорите….)
Продолжите ряд  подобных фраз. 
( Почти все уже сказали, но раз я вышел……
Я очень волнуюсь, мне трудно говорить….)



К.  СОЗДАНИЕ КОНТЕКСТА ВЫСТУПЛЕНИЯ. 
     Контекст (от лат. contextus — «соединение», «связь») — это законченный отрывок речи (текста), общий смысл  которого позволяет уточнить значение отдельных входящих в него слов. Это условия конкретного употребления языковой единицы в речи (письменной или устной), её языковое окружение, ситуация речевого общения.

     Потерять контекст в разговоре — это перестать понимать, на что опирается собеседник, или интерпретировать его в ином смысле, нежели то, что должно было следовать из подразумевавшегося контекста.
– Ты что это там, Маничка, так гpомко читаешь?! 
– Истоpию, мама.
 – Так читай пpо себя.
 – Да в истоpии, мамочка, пpо меня ничего не написано. 
(журнал «Сатирикон»)

     Создание контекста – настроиться на аудиторию, добиться резонанса, создать впечатление, что сейчас произойдет, что-то необычное, представьтесь собравшимся, поинтересуйтесь их именами. Если люди незнакомы можно создать для их взаимодействия контекст - совершить совместные действия: переставить стулья, столы, пересесть поближе. 

     Не начинайте говорить, пока не наступит тишина, возьмите паузу аудитория сама наведет порядок. Или говорите очень тихо, чтобы вас услышать слушателям придется замолчать.
УСТАНОВИТЕ зрительный контакт с аудиторией. Останавливайте свой взгляд по 2-3 минуты на каждом слушателе: вы показываете свою заинтересованность и контролируете реакцию на свое выступление. ПЕРЕХОД к теме беседы для привлечения внимания лучше всего рассказать историю притчу анекдот. ЭКСПЕРЕМЕНТИРУЙТЕ с голосом.

     Хорошо работает метод волнообразной речи суть в повышении и понижении интонации. Принято говорить о нежелательном с пониженной интонацией, а о желательном, положительном - с повышающейся. Стандартный шаблон привлечения внимания с помощью интонации: понижающаяся при описании проблемы, повышающаяся к концу описания - пауза - повышение интонации при описании решения.

     Ключевые моменты речи выделяются голосом или жестом. ВОВЛЕКАЙТЕ аудиторию в обсуждение. Задавайте вопросы, выясняйте особое мнение, провоцируйте спор. ПРОЯВЛЯЙТЕ гибкость - после вхождения в резонанс необходимо его всячески поддерживать, делайте вид что бы не происходило в зале так и было задумано.

     Исторические примеры: Люди жили по принципу: «Нет безвыходных положений» «Непоправимой бывает только смерть». Эти люди, оказавшись в силу разных причин в заключении, не упали духом. В сложных условиях у них открылось второе дыхание. Вот лишь небольшая часть  из этого списка, кто и что создал, находясь в заключении.
Мигель Сервантес написал роман  «Дон Кихот»
Уолтер Рейли придумал средство для опреснения воды
Чарльз Гудиер  придумал метод облагораживания изделий из каучука.
Николай Кибальчич, приговоренный к смерти за покушение на царя, создал проект летательного аппарата на реактивной тяге.
Иоган Каммерер, находясь в тюрьме за участие в студенческих волнениях, изобрел спички.
Даниил Андреев написал книгу «Роза мира».
А Ф.М.Достоевский,  А.И.Солженицын,  И.Смоктуновский, Г.Жженов, С.П.Королев. Сколько же было у них жизненной силы!

УПРАЖНЕНИЕ
  Как задать вопрос? (ответ на вопрос запрограммирован  в самом вопросе).
- Я хочу спросить……..
- Я прошу ответить на мой вопрос…..
- Позвольте задать вопрос…….
- Возможно, мой вопрос окажется неожиданным…..
- Не удивлюсь, что мой вопрос  поставит вас в затруднение….
- Надеюсь, получить искренний ответ на мой вопрос…
- Я требую твердого ответа……

УПРАЖНЕНИЕ
 Отреагируйте на высказывание: «Ты опоздал, и это значит, что ты меня не любишь»
-  Я не опоздал, такси вовремя не приехало…..
-  А если я опоздал, покупая тебе цветы…..
-  Я так торопился, что меня чуть не сбила машина….
-  Я рад, что ты неравнодушна к нашим отношениям…..
-  Неужели небольшая задержка определяет всю нашу любовь…..
-  Завтра утром ты об этом и не вспомнишь…..
-  Как ты пришла к такому выводу? Тебя в этом обвиняли?....



Л. СТИЛИ ВЫСТУПЛЕНИЯ. СТИЛИ РЕЧИ
По М.Е.Литваку: «Люди, которые играют в игры» и «Игры, в которые играют люди»

ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЮ РОЛЬ.
     Изучив аудиторию, перед которой вы собираетесь выступать определитесь с ролью, которую вы будете использовать при выступлении. Исследователь А. Добрович считает, что для успешного психологического воздействия нужна особая социально-психологическая роль

     1. Если вы способны по отношению к своему слушателю выступить в роли БОЖЕСТВА - считайте, что он уже загипнотизирован. С той же секунды как признал вас таковым). Специалисты по суггестивной лингвистике подчеркивают необходимость для суггестивного воздействия на аудиторию таких ролей, иначе возникает проблема восприятия.
     2. роль ПОКРОВИТЕЛЯ - могучий, властный, но добрый к тебе человек, опора в бедах, утешение в страданиях, предмет благоговения. 
     3. Роль КУМИРА - необязательно могуч, необязательно добр, но знаменит, пользуется всеобщим восхищением.
     4. Роль ХОЗЯИНА ИЛИ ГОСПОДИНА - любое слово закон, к вам он совсем не добр, но не подчиниться значит навлечь на себя большие беды, при послушании вы имеете ряд выгод: вас приблизят, обласкают. Не сумеете угодить - пеняйте на себя.
     5.Роль АВТОРИТЕТА - этот обладает ограниченной властью, но к нему нельзя не прислушаться иначе сядешь в лужу.
     6. Роль ВИРТУОЗА ИЛИ ЛОВКАЧА - вы умеете совершать невозможное: хорошее или плохое неважно, вы завораживаете своей ловкостью. 
     7. Роль УДАВА - он видит ваши слабые места, и вы не на миг не верите, что способны с ним справиться. Ломать и топтать вас ему приятно.
     8. Роль ДЬЯВОЛА - вы олицетворяете зло. Зло ради зла, а не во имя какой-то цели. Поза, жесты выражение глаз, манера речи передают социально-психологическую роль выступающего, поэтому необходима тренировка для вживания в роль. Отрабатывается роль через отождествление себя с кем-либо наиболее соответствующим ей.



М.  МЕТОД ОЖИВЛЕНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ. 
     Что вызывает интерес к презентации? Что-то неожиданное, смешное, возбуждающее, живое. Невероятные открытия, серьезные аргументы и удивительные откровения не имеют большого влияния, если не помогают удерживать внимания аудитории.
Презентацию могут сделать более интересной:
1. Привлекательные визуальные средства. Хороший образ стоит тысячи слов, особенно если он необычный и своевременный. 
2. Интересная история о других людях. Людям нравятся истории о других, особенно, если в них говорится о том, как другой человек решил проблему или достиг славы и успеха. 
3. Демонстрации. Хорошая демонстрация, которая иллюстрирует какое-либо утверждение, надолго запомнится аудитории и повлияет на нее сильнее, чем простое объяснение этого утверждения вербально или с помощью визуальных средств. 
4. Запланированные вопросы. Подготовленный заранее вопрос или находчивый и остроумный ответ могут оживить аудиторию и покажут вас умным человеком. 
5. Реальные истории. Истории из реальной жизни всегда воспринимаются хорошо, потому что иллюстрируют практическое значение того, о чем вы говорите. Они доказывают вашу правоту.

     11 апреля 2016 года.
 
Рейтинг: 0 897 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!