ГлавнаяПрозаЭссе и статьиПублицистика → Рабы шпаргалок и подсказок

Рабы шпаргалок и подсказок

5 февраля 2014 - Елена Сироткина

«Мы не понимаем, как старшеклассники будут писать выпускные сочинения», – нудит изрядная часть нынешнего учительства. Это в ответ на президентские и правительственные инициативы оздоровить образование. Уже так объелись тестами ЕГЭ, что никакой другой пищи организмы не принимают. Шутю? Да не до шуток.

 

Для тех, кто ещё не в курсе: сочинение планируется сделать в ближайшее время обязательным экзаменом для всех выпускников средних школ. Эту контрольную форму обучения отменили в 2009 году. Есть обязательный экзамен по русскому языку, в одной из частей которого (она называется С, имеются ещё А и В) предлагается написать эссе в 200 слов. То есть примерно три-четыре абзаца. Можно и в один уложиться – если исхитриться представить своё объёмное и содержательное мышление. На практике, как опять же педагоги говорят, до этой части сложнейшего действа мало кто добирается: многоумные чада устают уже после части А.

 

Мне довелось побывать в шкуре школьного словесника. Довольно продолжительное время – 15 лет. Я не работала в «элитных» заведениях. И, представьте себе, у меня были ребята, особенно во второй половине бурной педагогической жизни, которые вполне самостоятельно писали сочинения. Нет, не языком предисловий к сборникам рассказов Чехова или романов Толстого: я всё-таки была в состоянии отличить реальную речь старшеклассников от научных занудствований. Были и списыватели, но больше трояков они получить не могли – их это устраивало. Это я так хвастаюсь, потому как только что прочитала в «Московском комсомольце» сетования одной замечательной словесницы (высшей категории, в подоспевшей к открытию Года культуры в России интервьюшечке это гордо указано) на невозможность введения сочинения в школьный обиход в скором времени.

 

Не могу отвечать за точность цитирования (по второй, журналисткой, профессии знаю, как бесцеремонно могут обращаться в наших СМИ с речами тех или иных наивных корреспондентов), но дама ответственно заявляет, что ученики-то ничего не читают. Угу, категория высшая, читателей нет. Ладно, допустим, учительницу подставляют, бывает. И  мучают всякими неразумными требованиями, от которых толку самим педагогам никакого – тоже верю. И всё-таки хочу ей заметить: уважаемая моя, а откуда же они появятся, юные читатели, если вы будете надеяться исключительно на чиновничьи усилия в перестройке несчастного нашего образования на здравые рельсы? Что вы так серчаете на длинные и неразумные списки произведений, которые они вам втюхивают? Вы учитель? Словесник? Вам кто важнее – дети или чиновники? Сократите спокойно список до нужных пределов и мирно работайте, обсуждая то, что детки успеют прочитать. А потом предложите написать хотя бы 200 своих слов в качестве отзыва. Только не дома – непосредственно на уроке. А потом… Но вы же сами знаете, что нужно сделать потом.

 

Вторая ошеломительная новость: московские думцы хотят отменить обязательный ЕГЭ по математике. Аргумент: «они всё равно ничего в ней не понимают». Это уже антипедагогический рефрен. Сочинение тоже отменили, потому что «они всё равно только списывают». Теперь спотыкаемся на каждом углу о матерщину, которая заменила весь могучий русский язык. Нет, иногда матерщина довольно изящно сочетается с англицизмами и американизмами, это всё в русле модерновой культурологии, ура-ура.

 

Что ж, не закрыть ли нам вообще школы, зачем учителя изображают, что они учат, а дети, что они учатся? Пусть один раз за одиннадцать лет соберутся в каком-нибудь торговом центре, на сутки переоборудованном под государственно важное мероприятие – выдачу школьных аттестатов. Ну, немножко все поиграют во главе с Дибровым в «Миллионера» (живьём-то его увидеть – во фишка! и торгашам прибыль!), ответят на три-четыре вопросика из разных областей не отвлечённых, потому всем понятных наук типа порнографических, шопинговых и вампирологических – и, умные, эмоционально удовлетворённые и отоваренные, по домам. Один только крутой вопросик: где хранить этих наших детей до получения аттестатов? И в какой степени они сохраняются – не рискую употребить словечко «развиваются», – если их при этом не обременять каким-никаким обучением?

 

И вообще, дорогие мои взрослые профессионалы всех мастей, вы уже не слишком ли сами насписывались? У вас ещё собственные мысли иногда как-то производятся натруженными организмами? Вы думаете, всю дорогу страна на шпаргалках и подсказках держаться будет? Или разрушение вам интереснее?

 

5 февраля 2014 года

© Copyright: Елена Сироткина, 2014

Регистрационный номер №0186137

от 5 февраля 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0186137 выдан для произведения:

«Мы не понимаем, как старшеклассники будут писать выпускные сочинения», – нудит изрядная часть нынешнего учительства. Это в ответ на президентские и правительственные инициативы оздоровить образование. Уже так объелись тестами ЕГЭ, что никакой другой пищи организмы не принимают. Шутю? Да не до шуток.

 

Для тех, кто ещё не в курсе: сочинение планируется сделать в ближайшее время обязательным экзаменом для всех выпускников средних школ. Эту контрольную форму обучения отменили в 2009 году. Есть обязательный экзамен по русскому языку, в одной из частей которого (она называется С, имеются ещё А и В) предлагается написать эссе в 200 слов. То есть примерно три-четыре абзаца. Можно и в один уложиться – если исхитриться представить своё объёмное и содержательное мышление. На практике, как опять же педагоги говорят, до этой части сложнейшего действа мало кто добирается: многоумные чада устают уже после части А.

 

Мне довелось побывать в шкуре школьного словесника. Довольно продолжительное время – 15 лет. Я не работала в «элитных» заведениях. И, представьте себе, у меня были ребята, особенно во второй половине бурной педагогической жизни, которые вполне самостоятельно писали сочинения. Нет, не языком предисловий к сборникам рассказов Чехова или романов Толстого: я всё-таки была в состоянии отличить реальную речь старшеклассников от научных занудствований. Были и списыватели, но больше трояков они получить не могли – их это устраивало. Это я так хвастаюсь, потому как только что прочитала в «Московском комсомольце» сетования одной замечательной словесницы (высшей категории, в подоспевшей к открытию Года культуры в России интервьюшечке это гордо указано) на невозможность введения сочинения в школьный обиход в скором времени.

 

Не могу отвечать за точность цитирования (по второй, журналисткой, профессии знаю, как бесцеремонно могут обращаться в наших СМИ с речами тех или иных наивных корреспондентов), но дама ответственно заявляет, что ученики-то ничего не читают. Угу, категория высшая, читателей нет. Ладно, допустим, учительницу подставляют, бывает. И  мучают всякими неразумными требованиями, от которых толку самим педагогам никакого – тоже верю. И всё-таки хочу ей заметить: уважаемая моя, а откуда же они появятся, юные читатели, если вы будете надеяться исключительно на чиновничьи усилия в перестройке несчастного нашего образования на здравые рельсы? Что вы так серчаете на длинные и неразумные списки произведений, которые они вам втюхивают? Вы учитель? Словесник? Вам кто важнее – дети или чиновники? Сократите спокойно список до нужных пределов и мирно работайте, обсуждая то, что детки успеют прочитать. А потом предложите написать хотя бы 200 своих слов в качестве отзыва. Только не дома – непосредственно на уроке. А потом… Но вы же сами знаете, что нужно сделать потом.

 

Вторая ошеломительная новость: московские думцы хотят отменить обязательный ЕГЭ по математике. Аргумент: «они всё равно ничего в ней не понимают». Это уже антипедагогический рефрен. Сочинение тоже отменили, потому что «они всё равно только списывают». Теперь спотыкаемся на каждом углу о матерщину, которая заменила весь могучий русский язык. Нет, иногда матерщина довольно изящно сочетается с англицизмами и американизмами, это всё в русле модерновой культурологии, ура-ура.

 

Что ж, не закрыть ли нам вообще школы, зачем учителя изображают, что они учат, а дети, что они учатся? Пусть один раз за одиннадцать лет соберутся в каком-нибудь торговом центре, на сутки переоборудованном под государственно важное мероприятие – выдачу школьных аттестатов. Ну, немножко все поиграют во главе с Дибровым в «Миллионера» (живьём-то его увидеть – во фишка! и торгашам прибыль!), ответят на три-четыре вопросика из разных областей не отвлечённых, потому всем понятных наук типа порнографических, шопинговых и вампирологических – и, умные, эмоционально удовлетворённые и отоваренные, по домам. Один только крутой вопросик: где хранить этих наших детей до получения аттестатов? И в какой степени они сохраняются – не рискую употребить словечко «развиваются», – если их при этом не обременять каким-никаким обучением?

 

И вообще, дорогие мои взрослые профессионалы всех мастей, вы уже не слишком ли сами насписывались? У вас ещё собственные мысли иногда как-то производятся натруженными организмами? Вы думаете, всю дорогу страна на шпаргалках и подсказках держаться будет? Или разрушение вам интереснее?

 

5 февраля 2014 года

 
Рейтинг: +1 441 просмотр
Комментарии (3)
Денис Маркелов # 5 февраля 2014 в 22:47 +1
Хватит заниматься реформированием. Эти реформы похоже на то, как маленький ребёнок разбирает дорогую вещь, и, поняв, что не может собрать её вновь зовёт папу. Математика - это основа физики, химии, информатики. Математика научает обычной логике. Экзамены в виде ЕГЭ с одной стороны добро, а с другой зло. Потому что, нельзя соединять вместе вступительные и выпускные экзамены. Нельзя слишком рано заставлять человека делать выбор. Вот и получаем не совсем определившихся, таких поспешных абитуриентов. Гораздо важнее, чтобы школьники могли начать жизнь с азов, подниматься в своей профессии постепенно. Вообще, надо как можно раньше сдвигать школу и общество. Мы должны понять одно, человек должен идти по карьерной лестнице снизу вверх, а не шагать через две ступеньки
Денис Маркелов # 5 февраля 2014 в 22:48 +1
А написание сочинений - это показатель мышления. А не простой зубрёжки. Но современные люди слишком доверяют чужому мнению, и не усеют анализировать поданый им материал
Елена Сироткина # 5 февраля 2014 в 22:58 0
Саму математику они отменить не призывают - только сделать экзамен необязательным. Но ведь если не проверить всех, то все и будут воспринимать предмет как второстепенный. Образование без качественной нижней, фундаментальной, ступеньки - общего образования, включающего в себя все классические науки, - не работает вообще. Но рулят-то им "узкие специалисты", видящих не всего слона, а только одно его ухо. :)