Путеводитель по финансовым пузырям или величайшие безумия человечества 6+1
13 октября 2014 -
Перфильев Максим Николаевич
Нередко по отношению к биржевому рынку, да и вообще применительно к любому рынку, в принципе, можно услышать такое словосочетание как "мыльный пузырь". При всей забавности этого выражения оно относится к характеристике достаточно серьезных процессов.
Мыльным пузырем называют чрезмерную переоцененность рынка, того или иного актива, и ажиотажный спрос, который не имеет под собой серьезных фундаментальных оснований. Подобно тому, как во время паники акции компаний могут падать ниже справедливого уровня своей оценки (то есть акции оказываются перепроданными) – подобно этому на рынке нередко возникает и эйфория. При надувании мыльного пузыря цена устремляется вверх, потому что спрос на актив приобретает лавинообразный характер – все желают его купить, возникает "стадное движение".
Параметры определения пузыря достаточно сложные. Граница между пузырем и обыкновенной переоцененностью тоже довольно размытая. Как правило, если рост стоимости на актив начинает выходить за рамки разумных значений, то можно говорить о пузыре. В то же время определение понятия "разумные значения" – тоже не очень четкое.
Конечно, технически можно выявить перекупленность – с помощью специальных инструментов. Для нахождения справедливой цены акции используют показатели компании: отношение прибыли к стоимости бумаги, уровень долговой нагрузки, леверидж. Если говорить о сырьевых активах – то смотрится баланс реального спроса и предложения (что тоже определить непросто). Однако каждый пузырь имеют одну неизменную особенность – никто не хочет признавать его наличие до тех пор, пока он не лопнет. Финансовый пузырь может надуваться годами, а схлопывается он в один момент.
Мыльным пузырем называют чрезмерную переоцененность рынка, того или иного актива, и ажиотажный спрос, который не имеет под собой серьезных фундаментальных оснований. Подобно тому, как во время паники акции компаний могут падать ниже справедливого уровня своей оценки (то есть акции оказываются перепроданными) – подобно этому на рынке нередко возникает и эйфория. При надувании мыльного пузыря цена устремляется вверх, потому что спрос на актив приобретает лавинообразный характер – все желают его купить, возникает "стадное движение".
Параметры определения пузыря достаточно сложные. Граница между пузырем и обыкновенной переоцененностью тоже довольно размытая. Как правило, если рост стоимости на актив начинает выходить за рамки разумных значений, то можно говорить о пузыре. В то же время определение понятия "разумные значения" – тоже не очень четкое.
Конечно, технически можно выявить перекупленность – с помощью специальных инструментов. Для нахождения справедливой цены акции используют показатели компании: отношение прибыли к стоимости бумаги, уровень долговой нагрузки, леверидж. Если говорить о сырьевых активах – то смотрится баланс реального спроса и предложения (что тоже определить непросто). Однако каждый пузырь имеют одну неизменную особенность – никто не хочет признавать его наличие до тех пор, пока он не лопнет. Финансовый пузырь может надуваться годами, а схлопывается он в один момент.
1. Тюльпаномания
Началось все с момента, когда в страну завезли несколько луковиц прекрасного цветка из Турции – тюльпана. Они были посажены в царском саду и стали изучаться местными ботаниками. Цветок привлек к себе внимание дворян и представителей аристократии. И спустя некоторое время возникла мода на тюльпаны. Все больше и больше людей проявляли к ним интерес. Вероятно, для Голландии это был новый, неизвестный ранее, цветок. Поэтому его приобретение для знати стало признаком роскоши и хорошего вкуса.
Но вскоре тюльпанами начали интересоваться не только садовники и аристократы. Настоящий бум охватил всю страну. Каждый житель хотел купить тюльпаны, а при возможности вырастить собственные у себя в огороде.
Спрос на заморский цветок резко подтолкнул цену на него вверх. Было принято решение запустить торги на бирже. С этого момента и начинается настоящая Тюльпаномания.
Спекулятивные покупки и игра на стоимости поспособствовали взлету цены до невероятных высот. Уже в 1625 году одна луковица тюльпана стоила 2000 золотых флоринов – или примерно 7 килограмм золота. За эти же деньги можно было приобрести, например, пивоварню.
Через 10 лет цены выросли более чем в два раза. И в 1635 году к игре на бирже стали подключаться даже простолюдины. Целые семьи продавали свое состояние и приобретали фьючерсы на тюльпаны.
К 1637 году цены выросли еще в 25 раз. В то время за одну луковицу могли отдать уже приличный особняк или даже замок – без шуток. Конечно, речь идет не о простых тюльпанах, а об отдельных видах. Однако даже если говорить о редких сортах цветка – такая оценка все равно выглядит не совсем адекватной. Да и на бирже подобному росту цен сложно найти какое-то разумное объяснение. Никого не смущало то, что этот весьма хрупкий и недолговечный биологический объект стоил больше, чем земельные угодья или недвижимость.
Закончилось все, как обычно для пузырей, весьма печально. В 1637 году цены обвалились, возникла паника на бирже и за 10 месяцев стоимость цветка упала в десятки раз. Далее последовали многочисленные банкротства и разорения. Голландия погрузилась в экономический кризис.
Кстати, о Тюльпаномании упоминается в фильме "Уолл-Стрит. Деньги не спят".
2. Компания Южных Морей
Организация была основана в 1711 году в Великобритании. То есть все события происходили в начале 18 века. Примечательно, что руководителями были люди из английского казначейства. Как позже выяснилось, многие представители правительства, в том числе члены парламента, имели отношение к махинациям в рамках деятельности данной финансовой пирамиды.
Компания Южных Морей заявляла о предоставлении своим вкладчикам права на торговлю с Испанскими колониями в Южной Америке. И хотя в 1711-ом году Англия еще вела войну за так называемое Испанское Наследие, руководство уверяло, что эта война будет иметь положительные результаты для Империи. В то же время правительство давало привилегии владельцам компании в обмен на их обещания выкупить огромный государственный долг.
Война закончилась лишь в 1714 году. А возможность торговать была получена вообще только в 1717-ом. При этом спустя год начали портиться отношения между Англией и Испанией. Но, несмотря на все это, акции компании в 1720 году выросли почти в 8 раз – со 128 фунтов до 1000 фунтов. Начался самый настоящий бум. Бумаги стали покупать не только аристократы и представители знати, но и крестьяне. Также вкладчиками финансовой пирамиды оказались многие именитые особы – например, писатель Джонатан Свифт и физик Исаак Ньютон. Последнему часто приписывают известную фразу – “Я могу вычислить движение небесных тел, но не степень безумия толпы”. Примечательно, что Ньютон вначале, предвидя банкротство организации, продал ее акции с прибылью, но затем, глядя на постоянный рост их стоимости, купил снова – и на этот раз проиграл, потеряв более 20 тысяч фунтов.
Как оказалось позже, в действительности компания могла вести весьма ограниченную торговлю – испанские порты соглашались обслуживать не более 3 корабельных судов в год. Рост стоимости акций был обусловлен во многом хорошей рекламой и всеобщим ажиотажем, и не имел под собой фундаментальных обоснований.
Осенью 1720-го года бумаги Компании Южных Морей обвалились на бирже до 150 фунтов. Владельцы объявили о банкротстве. А немногим позже правительственное расследование выявило вопиющие факты коррупции и мошенничества. Например, выяснилось, что члены парламента брали взятки за предоставление особых преференций. Также руководители финансовой пирамиды активно рекламировали факты покупки акций известными и титулованными особами. В скандалах оказались замешаны и многие государственные служащие.
3. "Черный четверг" 1929 года и Великая депрессия
При определении причин начать стоит с кризиса перепроизводства – слишком много товаров было изготовлено предприятиями, и не все эти товары могли быть потреблены населением.
Второй момент – чрезмерная закредитованность участников фондового рынка. В то время были весьма распространены так называемые маржинальные займы. Спекулянт мог купить акции, используя лишь 10% своих средств, остальные ему в долг давал брокер. По сути это аналог маржинальной торговли, которая используется на биржах сейчас. Был только один нюанс – брокер в любой момент мог потребовать вернуть всю сумму долга. И трейдер обязан был исполнить это требование в течение суток.
Вовлеченность населения в игру на бирже была очень высокой. Кроме того, многие финансовые организации занимали деньги друг у друга, чтобы поспекулировать на акциях. Фондовые индексы росли, но росли не по причине прибыльности компаний, а по причине огромного кредитного плеча, которое толкало бумаги вверх. То есть трейдеры приобретали бумаги на гораздо большую сумму, чем у них было денег в распоряжении. И это делалось лишь с одной целью – кратковременно заработать на спекуляции. Логично предположить, что в случае падения цены кредитное плечо сыграет в обратную сторону. И тогда акции упадут ровно настолько, насколько они выросли – ведь маржинальные займы не обеспечены реальными деньгами.
Именно это и произошло в "черный четверг" 1929 года на биржах Америки. После падения началась паника. Котировки резко устремились вниз. Пирамида маржинальных займов рухнула. Акции обесценились на глазах у трейдеров буквально за несколько часов.
А затем наступил ужасный экономический кризис, который впоследствии окрестили Великой депрессией. И кризис этот полностью закончился лишь после Второй Мировой Войны.
4. Японская сказка
После войны Япония избрала для себя стратегию агрессивного стимулирования экспорта и кредитования корпораций. Промышленные компании должны были работать на полную мощность, чтобы выпускать как можно больше продукции. Однако если в послевоенный период японская экономика была весьма эффективной и развивалась действительно высокими темпами, то к 1990-му году она уже имела определенные перекосы в сфере регулирования и испытывала затруднения с конкурентоспособностью своих товаров.
В течение нескольких десятилетий Япония росла. И, в конце концов, она стала мировым производителем. Успеха удалось достичь за счет жесткого регулирования бизнеса внутри страны. Но при этом рыночные механизмы успели атрофироваться. В итоге экспортная ориентированность экономики сыграла с ней злую шутку. Добившись высокого уровня жизни, Япония больше не могла расти прежними темпами. А в условиях стагнирующего внешнего спроса и отсутствия внутреннего свободного рынка стало появляться множество неэффективных предприятий, которые на бумаге показывали феноменальный рост, но по факту были банкротами или тем, что принято называть “зомби-компании”.
При этом финансовые институты создали такие условия бизнесу, при которых казалось, что рай на земле не просто возможен, а неизбежен – если ты крупный предприниматель. В то же время новым фирмам очень тяжело было конкурировать со старыми гигантами. Правительство сознательно поддерживало олигопольную модель рынка.
Условия кредитования были поистине сказочными – низкая ставка процента и возможность невозврата даже крупного займа. Все убытки и долги предприятия списывались и маскировались в бухгалтерской отчетности. Банки могли продолжать работать, будучи фактическими банкротами и имея на балансах огромные дыры, на которые правительство просто закрывало глаза.
На фондовом рынке царила эйфория. Крупные финансовые организации в узком кругу перекидывали акции друг другу, создавая на них искусственный спрос, но при этом им запрещалось избавляться от бумаг в случае возникновения рисков. Министерство финансов чуть ли не напрямую устанавливало цены на акции, в результате чего котировки постоянно фиксировали новые максимумы.
Рынок недвижимости вообще, казалось, был способен дорасти до небес, и не было ничего, что могло бы остановить этот рост.
Но рано или поздно иллюзия рушится. Розовое стекло разбивается вдребезги, со звоном разлетаясь мелкими осколками по всему информационному пространству. Наступает суровая реальность. В 1990 году пузырь японской экономики лопнул вместе с фондовым рынком. И до сих пор от полного банкротства страну отделяет лишь очередная порция государственного займа.
5. Кризис высокотехнологичного рынка или Пузырь.com
В 1990-ых годах с появлением первого браузера началось завоевание мира интернетом. Новая технология пришла в жизнь людей. Теперь через компьютер можно было общаться с друзьями, скачивать фильмы, игры и музыку, читать новости и покупать вещи. Сразу начался бум, который заключался в образовании на рынке огромного количества компаний, продающих товары и предлагающих услуги через всемирную паутину. Появились такие онлайн-магазины как Amazon и eBay. Также в массовое употребление вошло словосочетание "социальная сеть".
Мир вступил в новую эру – эру интернета. И все, что было связано с интернетом, воспринималось, как признак прогресса и современности.
Рост числа фирм, ведущих свой бизнес в глобальной паутине, был невероятен. Новые компании появлялись, как грибы после дождя. Большинство из них выходили на IPO и начинали торговаться на бирже. Причем их коммерческие модели априори признавались успешными, а аналитики оценивали их крайне высоко. В то время даже существовала поговорка – “напиши на заборе dotcom и через месяц акции на него будут обращаться на рынке”.
Фондовый индекс площадки NASDAQ, на которой торговались все эти высокотехнологичные эмитенты, с 1994 по 2000 год вырос в 5 раз.
Достигнув своего пика на рубеже тысячелетий, индекс обвалился. За год его величина сократилась более чем в 2 раза. Так лопнул пузырь доткомов.
6. Кризис 2008 года
Во времена Великой депрессии был введен закон Гласса-Стигола. Он разделял деятельность инвестиционных банков, играющих ценными бумагами на бирже, и коммерческих – обслуживающих обычных людей. Но в 1999 году этот закон был отменен.
Крупные банки в США получили возможность соединить коммерческий бизнес и инвестиционный. Позже это вылилось в серьезную проблему, так как банки, обслуживающие население, также оказались заражены токсичными деривативами – сложными производными финансовыми инструментами. При этом правительство побоялось банкротить наиболее крупные кредитные организации. Возникло выражение "Too big to fail".
Волна создания специфических деривативов, имеющих крайне сложную структуру, зародилась в 2000-ых годах. Появились пулы из ипотечных облигаций MBS и обеспеченные кредитами бумаги CDO. Эти инструменты выпускались в рамках секьюритизации – то есть все риски ложились на плечи инвесторов, а банки могли избавиться от своих плохих активов путем выпуска их на рынок в связке с другими бумагами.
При этом стоит отметить бум кредитования и особенно надувшийся на рынке ипотечный пузырь. На протяжении многих десятилетий американское население жило в кредит, и это считалось нормой. Также считалось, что недвижимость всегда растет в цене. Нередко ипотеку выдавали даже очень рискованным заемщикам.
Но всему есть предел.
Сложные деривативные MBS были завязаны на рынок ипотеки. А CDO в свою очередь создали еще один пузырь спекулятивных активов, которые отражали высокий уровень закредитованности банков.
В результате, когда рынок ипотеки оказался перенасыщенным, а малоимущие семьи не смогли вернуть свои займы – начался обвал. Цены на недвижимость устремились вниз. MBS и CDO обесценились в один миг. А банки, которые держали у себя на балансе эти бумаги, стали разоряться. Так начался кризис 2008-го года, который сейчас называют Великой рецессией.
7. Новый пузырь?
После массовой кредитной "разгрузки" 2008 года, или по-научному – делевериджа, экономики стран оздоровились. Рухнула пирамида секьюритизации. Цены на недвижимость снизились. Избыточные производственные мощности сократились. И рынок стал постепенно восстанавливаться.
Однако если присмотреться повнимательнее – структурные проблемы решены не были.
Весь корпоративный долг переместился в сегмент государственного долга. Правительство США спасло крупные банки от банкротства, но увеличило собственный объем заимствований до 100% от ВВП.
Система скинула с себя часть плохих активов и общая закредитованность снизилась. Однако благодаря усилиям властей, желающих возродить прежние темпы роста, объем потребительских займов снова стал увеличиваться. На момент 2013 г. кредитная система в развитых странах застопорилась. Началась стагнация.
Япония продолжает накапливать долги, всеми силами обесценивая свою национальную валюту. И на данный момент общий объем ее госдолга превышает 240% от ВВП.
На фондовом рынке США начинает надуваться пузырь. Бумаги растут совсем не по причине хорошей прибыльности компаний. ФРС активно стимулирует рынок и вливает в экономику деньги, которые частично идут в акции. При этом акции в США покупают в основном сами банки. Нерезиденты практически ушли с американского рынка.
Даже более того – подобно пузырю доткомов отдельные компании, связанные с интернетом, размещаются на высокотехнологичной бирже по явно завышенной цене и при очевидной переоцененности умудряются устраивать ажиотажный спрос на свои бумаги. Яркий пример – социальная сеть Twitter, которая по факту является убыточной и до сих пор не имеет четко сформулированной бизнес-стратегии.
В то время как индексы США обновляют хаи, промышленные металлы торгуются на уровне себестоимости. Возникла дивергенция – расхождение между реальной экономикой и финансовым сектором.
Пузырь не лопнул. Он лишь слегка приспустился. И сейчас надувается вновь.
Перфильев Максим Николаевич (С)
Рейтинг: +1
635 просмотров
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Новые произведения







