ГлавнаяПрозаЭссе и статьиПублицистика → ХРАМ для Онегина. После славы /прав.жур."Благодат.огонь"/

ХРАМ для Онегина. После славы /прав.жур."Благодат.огонь"/

13 октября 2014 - Ирина Перепелица
Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)
30.06.2012
 
 
30 июня – день кончины иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)



Об иеросхимонахе Симоне (Гаджикасимове)
«Не может быть! По меньшей мере, странно! Возможно, он принял это решение в порыве эмоций!» Именно так, отказываясь понимать, все тогда рассуждали. Это сейчас некоторые из тех, кто знал его в те годы, пытаются его понять. Но многие, так никогда и не поймут...
Можно подумать, речь идет об отчаявшемся человеке, потерянном для друзей, бесславно забытом. Так, именно так, мы склонны воспринимать людей, которые в одночасье лишают себя почестей, денег, славы, имущества. Все воспринимают их почти что, как самоубийц. И в этом есть небольшая толика истины, т.к. человек, совершивший такой поступок, умер для жизни мирской, но возродился для жизни духовной.
Православие иеросхимонах Симон, на то время в миру Онегин Гаджикасимов, принял в 1985 году. В возрасте 49 лет. Вскоре состоялся и постриг, который разрубил навсегда не только жизнь его на «до» и «после», но и разделил родных и друзей на тех, кто «за» и тех, кто «против».
Для того чтобы понять, кем он стал, важно знать, кем был. Слава и деньги сыпались, как из рога изобилия. Статный, спортивный, красивый, любимец богемы 60–80-х годов прошлого столетия. Он приехал в Москву из Баку в 17 лет. Перспективный, талантливый и обаятельный поэт, написавший много стихов к песням прославленных эстрадных композиторов. Его романтичная, лирическая поэзия пришлась по вкусу даже режиму того времени. Что уж говорить о советском человеке, у которого нарочитый патриотизм был на завтрак, обед и ужин. На смену идеологическим песеням пропагандистского характера приходят сонеты, баллады о любви Онегина Гаджикасимова.
Исламское происхождение Онегина во многом предопределяло его судьбу. Это был потомок прославленного иранского рода, что в каком-то смысле диктовало условия жизни, ведь его предками были муллы, дипломаты, политики, юристы, литераторы, врачи. Для любого восточного человека связь с предками неразрывна. Мусульманская культура всегда обязывает продолжать дело отцов. Поэтому отказ от религиозной принадлежности словно обескровливает, лишает связи с предками, уничтожает традиции.
Генетическая память его предков всегда работала на борьбу с христианством. Невероятно для осознания и беспрецедентно в XX век. Подобные подвиги совершали в период раннего христианства. Случаи крещения мусульман случались, но в наши дни, тем более в эпоху социализма и приближающегося капитализма, а в реальности – в период разрушения и хаоса, это выглядело, по меньшей мере, дико. Что заставило его обратиться к христианству, а в скором времени уйти в монастырь? Не думаю, что смогу дать полный ответ на этот вопрос. Вероятно, поиск истины. Но очевидно – Промысл Божий. 
В какой-то момент Онегин стал остро ощущать одиночество, интриги, зависть. Все это вполне в духе той среды, в которой он жил, и что сопровождает публичный успех. Любой человек, искушенный славой и проходя через все те двери, которые распахиваются на его пути, видит вовсе не то, чего жаждал увидеть. Онегин теряется из виду тех, кого знал, он путешествует, ищет себя. На глаза ему попадается Библия и /невозможно в это поверить!/ он осилил все её главы в три дня. Когда он закончил чтение, то неожиданно фактически ослеп. Зрение восстановилось три дня спустя. Но именно в тот момент, по его признанию, ему открылось зрение внутреннее.
Через два года после крещения он решает ехать в монастырь и принимает монашеский постриг с именем Силуан. Там, в молитвенном подвиге и тяжком труде, он проводит некоторое время. У отца Силуана никогда не было прихода, и настоятелем он не был. Но, обладая невероятной мощью характера,  умением понимать любого просящего о помощи, отец Силуан укреплял в вере. На моей памяти  никто не говорил о Боге с такой любовью! Это было на грани откровения... О любви он учил всегда, и особо выделял милосердие. Но всегда с величайшим благоговением он говорил о Боге. 
Внешне отец Силуан обладал невероятной статью. Высокий,  длинные волосы и борода с благородной сединой. И всегда бедно и, как мне казалось, холодно одет. Почему-то запомнились его большие стоптанные сапоги. Кажется, они у него были единственные. Особое впечатление производили две вещи – осанка и взгляд, который был обращён внутрь себя, но когда он смотрел на другого, то будто бы видел человека насквозь. С любовью и терпением о.Силуан бесконечно повторял те простые истины добра и всепрощения, которые теряются в суете сует каждодневных будней.
Последние годы своей жизни отец Силуан проповедовал и всегда был открыт для любой аудитории.  Образованный, эрудированный, он прекрасно ориентировался не только в духовных вопросах, но и в науке, медицине, искусстве и был во многом просветителем как для верующих христиан, так и для светских людей. И его всегда с интересом ждали как на больших пресс-конференциях, так и в маленьких деревенских храмах.

 Кетеван Циклаури
 

 
Краткая биография иеросхомонаха Симона (Гаджикасимова):

Онегин Юсиф оглы Гаджикасимов, в монашестве Симон: поэт-песенник, автор стихов множества популярных песен советского периода, впоследствии иеросхимонах Оптиной пустыни – родился 4 июня 1937 года в Баку. Родители принадлежали аристократическим семействам, давшим множество известных в истории и культуре Азербайджана политиков, юристов, врачей, литераторов. Мать Онегина Гаджикасимова – Махтабан-ханум, происходила из дворянского рода, родилась в 1905-м году в городе Шамахи, и отец ее был «кази», то есть судьей. Отец Онегина Гаджикасимова – Юсиф-бей Гаджикасимов (1892-1960), окончил юридический факультет Московского университета. Юсиф-бей и Махтабан-ханум поженились в середине 30-x годов в Баку.


Махтабан-ханум (1905-1980) прекрасно знала русскую литературу и поэзию и поскольку сын родился в 1937 году, накануне того дня, когда отмечалось 100-летие со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина, мать дала ему имя своего любимого героя – Онегин.

Онегин окончил Литературный институт имени Горького в Москве, став затем одним из самых популярных и востребованных поэтов-песенников в СССР. В 60-80-х годах прошедшего столетия на его стихи писали песни известнейшие композиторы тех лет – Давид Тухманов, Сергей Дьячков, Арно Бабаджанян, Полад Бюль-Бюль оглы, Юрий Антонов... Их с удовольствием включали в свой репертуар самые популярные певцы и исполнители – Валерий Ободзинский, Муслим Магомаев, Олег Ухналев, ВИА «Веселые ребята»… Песни Гаджикасимова исполнялись не только в концертах, по радио и телевидению – они звучали в каждом доме, где только был проигрыватель... И «Эти глаза напротив», и «Алёшкина любовь», и «Восточная песня», и «Дождь и я», и ещё десятки других – это всё Гаджикасимов, Онегин Гаджикасимов… Несметное количество зарубежных шлягеров стали достоянием российской культуры благодаря изумительным переводам Гаджикасимова.


В 1985 году Гаджикасимов крестился с именем Олег и принял православие, затем был пострижен в иночество с именем Афанасий, а в 1988 году стал монахом Силуаном только что возвращенного Русской Православной Церкви монастыря Оптина Пустынь. Впоследствии он стал иеромонахом и принял схиму с именем Симон.


Многих удивило то что успешный в жизни человек выбрал для себя монастырь, отказавшись от земных материальных ценностей. Он стал одним из известнейших (для своего времени) проповедников Оптиной Пустыни. На проповеди отца Симона приезжало много людей, из самых отдалённых от Оптиной Пустыни мест. Но то чему учит отец Симон – очень трудно выполнимо в реальной жизни... Отец Симон совершал паломничества к святым местам. Там он рассказывал людям лучше любого гида – о том как зарождалось христианство. Рассказывал так как будто сам присутстовал при этом...
Многие люди в том же положении (в котором он находился до принятия Православия) считают что «жизнь удалась». Но он пренебрёг земными богатствами и выбрал для себя монашеский подвиг, решил себя до конца отдать Христу.

 
Завершился его земной путь 30 июня 2002 года.

Иеросхимонах Симон (Гаджикасимов) умер праведником, который с честью перенес все выпавшие на его долю скорби и страдания. Он был погребен на кладбище села Лямцино Домодедовского района Московской области.

© Copyright: Ирина Перепелица, 2014

Регистрационный номер №0245277

от 13 октября 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0245277 выдан для произведения:

Памяти иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)

30.06.2012
 

30 июня – день кончины иеросхимонаха Симона (Гаджикасимова)


Об иеросхимонахе Симоне (Гаджикасимове)

«Не может быть! По меньшей мере, странно! Возможно, он принял это решение в порыве эмоций! Возможно, под действием импульса!» Именно так, отказываясь понимать, все тогда «рассуждали». Это сейчас некоторые из тех, кто знал его в те годы, готовы снять кавычки и действительно рассудить, попытаться понять. Но те, кто так и остался в той, прошлой для него, жизни, никогда не поймут.

Даже многие из паствы, не имея представления о том, кем он был до крещения, узнав, давались диву и, может быть, так же, как и те, кто оставался по ту сторону, в прошлом – в их общем прошлом и с ним прежним, до конца поймут его не скоро.

Можно подумать, речь идет об отчаявшемся человеке, потерянном для друзей, бесславно забытом, или о том, кто ушел – и сделал это самым безрассудным образом. Так, именно так мы склонны воспринимать людей, которые в одночасье лишают себя славы, денег, имущества и даже возможности быть сытым и в тепле. Почти как самоубийц. Но он ушел спасаться. Спасать тех, кого любил.

Православие иеросхимонах Симон, на то время в миру Онегин Гаджикасимов, принял в 1985 году. В возрасте 49 лет. Вскоре состоялся и постриг. Подвиг этот разрубил навсегда не только жизнь его на «до» и «после», но родных и друзей разделил на тех, кто «за» и кто «против».

Для того чтобы понять, кем он стал, важно знать, кем был. Слава и деньги сыпались как из рога изобилия. Статный, спортивный, красивый, любимец богемы 60–80-х годов прошлого столетия. Он приехал в Москву из Баку в 17 лет. Перспективный, талантливый и обаятельный поэт, создававший также и тексты к песням прославленных эстрадных композиторов. Его романтичная, лирическая поэзия пришлась по вкусу даже режиму того времени. Что уж говорить о советском человеке, у которого нарочитый патриотизм был на завтрак, обед и ужин. На смену идеологическим текстам песен пропагандистского характера приходят сонеты, баллады о любви О. Гаджикасимова.

Исламское происхождение Онегина во многом предопределяло его судьбу. Это был потомок прославленного иранского рода, что в каком-то смысле диктовало условия жизненной миссии. Его предками были муллы, дипломаты, политики, юристы, литераторы, врачи. Для любого восточного человека связь с предками неразрывна. Мусульманская культура, передавая из поколения в поколение дух, навыки, ориентиры, обязывает детей поддерживать и продолжать дело отцов. Полагаю, ислам в своем роде единственная религия, определяющая этнос и образ или даже смысл жизни в нем. Вот почему отказ от религиозной принадлежности мусульман словно обескровливает, лишает связи с предками, уничтожает традиции.

Человек, теряя богатства, мог бы надеяться на родных и друзей. Но когда лишаешься возможности рассчитывать и на близких, никого, кроме Бога, больше не остается. Тем самым возникает христианская форма потерь и форма действий – ради Бога. Найти силы разорвать связь с тем, что веками накапливали и создавали предки, а потом воплотилось в тебе, означало уничтожить память о себе, а в себе – то, что было до тебя. Предстояло расставаться и с имуществом, комфортом. Он никогда не знал того Бога, Которого принял сейчас. Генетическая память его предков всегда работала на борьбу с христианством. Невероятно для осознания и беспрецедентно в XX век. Подобные подвиги совершали в период раннего христианства. Случаи крещения мусульман случались, но в наши дни, тем более в эпоху социализма и приближающегося капитализма, а в реальности – в период разрушения и хаоса, это выглядело, по меньшей мере, дико. Что заставило его обратиться к христианству, а в скором времени уйти в монастырь? Не думаю, что смогу дать полный ответ на этот вопрос. Вероятно, поиск истины. Но очевидно – Промысл Божий. Возможно, нам не дано понять многое из того, что происходит с нами и вокруг, но ясно: любые перемены олицетворяют Господа, проявление Его воли.

В какой-то момент Онегин стал остро ощущать одиночество, интриги, зависть. Все это вполне в духе той среды, в которой он жил, и сопровождает публичный успех. Любой человек, искушенный славой или даже не прославленный, но подорванный отсутствием морали, смысла, подменой понятий, проходя через все те двери, которые якобы распахиваются на его пути, видит вовсе не то, чего жаждет душа как индикатор истины, и, вероятно, имеет возможность впасть в уныние. Но Господь не оставляет жаждущих истины. Готовый искать свое место, Онегин теряется из виду тех, кого знал, путешествует, ищет себя. Возникает потребность в изучении религиозной литературы, духовных практик. На глаза ему попадается издание Библии. Невозможно в это поверить, но человек неподготовленный, совершенно далекий по внешним признакам от глубоких да и воцерковленному человеку не всегда понятных библейских текстов осилил все главы в три дня. Когда он окончил читать, перестал видеть. Фактически ослеп. Зрение восстановилось три дня спустя. Но именно в тот момент, по его признанию, когда внешнее зрение было потеряно, открылось внутреннее.

Через два года после крещения он решает ехать в монастырь и принимает монашеский сан с именем Силуан. Там, в молитвенном подвиге и тяжком труде, проводит некоторое время. У отца Силуана никогда не было прихода, и настоятелем он не был. Но невероятный труд, постоянный подвиг – все это совершенствовало его, и уже он сам представлял собой храм души своей, вмещавшей огромное количество любви, людей, духовных сил и доброты. Возможно, в тот момент, когда он принимает решение подвязаться как монах, находясь в уединении, сам не осознавая того, встает на этот путь ради тех, кого ему только предстоит повстречать. Ради тех, кто так нуждался именно в его молитвах, наставлениях и просто заботе. Обладая невероятной мощью характера, своим примером и умением понимать любого приходящего к нему и просящего о помощи, отец Силуан укреплял в вере. На моей памяти никогда и никто не говорил о Боге с такой любовью. Это было на грани откровения. О любви он учил всегда, и главным образом выделял ту самую любовь и милосердие. Но величайшего благоговения исполнялся в тот момент, когда говорил о Боге. Временами, поучая в наставлениях, отец Силуан мог быть суров и даже, казалось, строг сверх меры, но сила, с которой он жалел, превышала ту меру в разы. Трепетная и трогательная была его любовь. Потому и истинная. Та, которую так боишься потерять.

Внешне отец Силуан обладал невероятной статью. Высокий, борода и длинные волосы с благородной сединой. И всегда бедно и, как мне казалось, холодно одет. Запомнились и стоптанные сапоги огромного размера. Кажется, они были у него одни. Впрочем, внешнее впечатление производили только две вещи – осанка и взгляд. Смотрел он чаще внутрь себя, но когда останавливал свой взгляд на мне, все нутро освещал. Видел насквозь. Страх и интерес бежали от меня к нему наперегонки. Возможно, подобные ощущения испытывала только я. Как правило, так случается с теми, кому есть чего бояться. Но, кроме всего прочего, сильнее была защита, которую он давал своей заботой, равносильным участием в решении самых сложных и самых малых проблем жизни. С любовью и терпением бесконечно повторял простые истины. Ведь это то, что в суете и за бытовыми заботами захламляет основы христианства.

Последние годы своей жизни и почти все время монашества он проповедовал. Он всегда был открыт для любой аудитории. Проповеди были разными. Образованный, эрудированный, он прекрасно ориентировался не только в духовных вопросах, но и в науке, медицине, искусстве и был во многом просветителем как для верующих христиан, так и для светских людей. И его ждали одинаково как на пресс-конференциях, так и в маленьких деревенских храмах.


 Кетеван Циклаури

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/38463.htm
 
Краткая биография иеросхомонаха Симона (Гаджикасимова):

Онегин Юсиф оглы Гаджикасимов, в монашестве Симон: поэт-песенник, автор стихов множества популярных песен советского периода, впоследствии иеросхимонах Оптиной пустыни – родился 4 июня 1937 года в Баку. Родители принадлежали аристократическим семействам, давшим множество известных в истории и культуре Азербайджана политиков, юристов, врачей, литераторов. Мать Онегина Гаджикасимова – Махтабан-ханум, происходила из дворянского рода, родилась в 1905-м году в городе Шамахи, и отец ее был «кази», то есть судьей. Отец Онегина Гаджикасимова – Юсиф-бей Гаджикасимов (1892-1960), окончил юридический факультет Московского университета. Юсиф-бей и Махтабан-ханум поженились в середине 30-x годов в Баку.

Махтабан-ханум (1905-1980) прекрасно знала русскую литературу и поэзию и поскольку сын родился в 1937 году, накануне того дня, когда отмечалось 100-летие со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина, мать дала ему имя своего любимого героя – Онегин.

Онегин окончил Литературный институт имени Горького в Москве, став затем одним из самых популярных и востребованных поэтов-песенников в СССР. В 60-80-х годах прошедшего столетия на его стихи писали песни известнейшие композиторы тех лет – Давид Тухманов, Сергей Дьячков, Арно Бабаджанян, Полад Бюль-Бюль оглы, Юрий Антонов... Их с удовольствием включали в свой репертуар самые популярные певцы и исполнители – Валерий Ободзинский, Муслим Магомаев, Олег Ухналев, ВИА «Веселые ребята»… Песни Гаджикасимова исполнялись не только в концертах, по радио и телевидению – они звучали в каждом доме, где только был проигрыватель... И «Эти глаза напротив», и «Алёшкина любовь», и «Восточная песня», и «Дождь и я», и ещё десятки других – это всё Гаджикасимов, Онегин Гаджикасимов… Несметное количество зарубежных шлягеров стали достоянием российской культуры благодаря изумительным переводам Гаджикасимова.

В 1985 году Гаджикасимов крестился с именем Олег и принял православие, затем был пострижен в иночество с именем Афанасий, а в 1988 году стал монахом Силуаном только что возвращенного Русской Православной Церкви монастыря Оптина Пустынь. Впоследствии он стал иеромонахом и принял схиму с именем Симон.

Многих удивило то что успешный в жизни человек выбрал для себя монастырь, отказавшись от земных материальных ценностей. Он стал одним из известнейших (для своего времени) проповедников Оптиной Пустыни. На проповеди отца Симона приезжало много людей, из самых отдалённых от Оптиной Пустыни мест. Но то чему учит отец Симон – очень трудно выполнимо в реальной жизни... Отец Симон совершал паломничества к святым местам. Там он рассказывал людям лучше любого гида – о том как зарождалось христианство. Рассказывал так как будто сам присутстовал при этом...
Многие люди в том же положении (в котором он находился до принятия Православия) считают что «жизнь удалась». Но он пренебрёг земными богатствами и выбрал для себя монашеский подвиг, решил себя до конца отдать Христу.

Завершился его земной путь 30 июня 2002 года.

Иеросхимонах Симон (Гаджикасимов) умер праведником, который с честью перенес все выпавшие на его долю скорби и страдания. Он был погребен на кладбище села Лямцино Домодедовского района Московской области.

 

 
Рейтинг: +2 878 просмотров
Комментарии (4)
Денис Маркелов # 13 октября 2014 в 17:45 +2
Кратко, сильно, хорошо. Не знал песен этого автора. Но судьба интересная и путь к Господу особый. Спасибо, что пишете о таких людях
Ирина Перепелица # 13 октября 2014 в 18:08 +1
Денис, уверяю вас, вы не раз слышали песни Онегина.
Посмотрите фильм хотя бы 5 мин. и убедитесь в этом сами.
Наверное, надо добавить список его самых известных песен, которые пела вся страна, и продолжают петь поныне молодые исполнители.
Серов Владимир # 13 октября 2014 в 19:15 +1
Познавательно! super
Ирина Перепелица # 14 октября 2014 в 00:52 0
Такие перепады в судьбе известных людей встречаются довольно редко.
А песни на его стихи мы любим и по сей день!
melody