Ненавидеть – значит испытывать к чему-нибудь или кому-нибудь отвращение. Отвращение – это чувство сильной неприязни, которое вызывает у вас что-либо или кто-либо. Отвращение – это гадость. Гадостью называют то, что вызывает отвращение своим видом, запахом, вкусом и т.п.
Если вы ненавидите кого-либо, значит, вы очень не любите этого человека, испытываете к нему враждебные чувства.
Материал википедии
Ненависть может связываться с испытанием удовольствия от неудач объекта и с желанием зла, с намерением причинить вред объекту эмоции.
Причины ненависти и вражды бывают настолько мелкими, несущественными, что видимая иррациональность таких причин вместе с легкостью, с которой ненависть может быть внушена извне, делает возможным предположение о существовании у людей изначальной потребности в ненависти и враждебности.
Сходным образом, часть конфликтов и связанная с конфликтами ненависть могут рассматриваться не столько как следствие каких-то реальных причин, сколько как высвобождение агрессивного напряжения; ненависть при этом может направляться то на один, то на другой объект.
С другой стороны, ненависть может выступать не как проявляющаяся в конфликте, но существующая помимо него агрессивность, и не как отношение к объекту, являющееся причиной конфликта, а как психический механизм, порождаемый конфликтной ситуацией и усиливающий враждебность («Целесообразно ненавидеть врага»).
Этот подход находит своё выражение в побуждающей к ненависти пропаганде, сопровождающей войны и другие виды конфликтов, стремящейся с помощью ненависти повысить мотивацию общества и таким образом усилить его позицию в конфликте.
Социальная ненависть (ненависть как чувство группы людей) сопровождает тяжелейшие конфликты в обществе (беспорядки, войны, геноцид) и является одной из причин дискриминации.
Ненависть и побуждение к ненависти в разных странах могут в некоторых случаях рассматриваться как отягчающее обстоятельство при преступлении или как самостоятельное преступление.
Ненависть и любовь противоположны друг другу, являются антонимами часто рассматриваются независимо друг от друга и воспринимаются как взаимоисключающие антитезы.
Однако понятия любви и ненависти эмоционально и логически взаимосвязаны в разных культурах; любовь с ненавистью могут рассматриваться как составляющие некое единство и могут одновременно сочетаться в одном человеке при амбивалентном отношении к другому человеку (и, шире, любому объекту).
Амбивалентность любви и ненависти в близких отношениях является одной из центральных идей психоанализа; Фрейд связывал одновременность проявления любви и ненависти в близких отношениях с неизбежно порождаемыми отношениями конфликтными ситуациями.
Некоторые этологи указывали на взаимосвязь между любовью и ненавистью через связь между физиологическими и психическими механизмами, обеспечивающими у животных и людей способность к близким личным отношениям и способность к агрессии.
Например, Конрад Лоренц заявлял, что «Нет любви без агрессии, но нет и ненависти без любви».
Нередко человек ненавидит того, кого любит, и, зачастую, эти чувства невозможно разделить: одно из них не разрушает то, что создает другое, а сосуществует.
Одним из возможных объяснений тесной связи этих чувств является идея о том, что чем больше общего мы имеем с другим человеком, чем сильнее связь между нами, тем сильнее мы оказываемся вовлечены в любые отношения, и, вследствие этого конфликт, если он возник, будет протекать с большей силой и страстью, чем конфликты с посторонними людьми; в последнем случае отсутствие общих интересов и близких черт позволяет воспринимать вторую сторону более объективно.
Более того, объект, с которым связаны сильные чувства, — это всегда объект, который имеет большое значение для человека, и именно любовь не позволяет выражать периодически возникающие негативные эмоции и, тем самым, способствует накоплению и усилению враждебности.
В народном сознании наличие любви может быть связано с наличием ненависти к тому же объекту, что отражается, например, в пословице «От любви до ненависти — один шаг».
Однако народная мудрость может быть оспорена: так, по мнению философа и психолога Эриха Фромма, в ненависть превращается не любовь, а лишь нарциссизм влюбленных, то есть «ненастоящая» любовь.
Парадоксальным образом не только амбивалентные отношения любви-ненависти порождаются близкими отношениями, но и возможность выражать смешанные эмоции любви-ненависти (например, в так называемых «шутливых отношениях» (англ. Jokingrelationship)) по поводу других людей и групп, способствует установлению более близких отношений и выполняет объединяющие функции.
Психологи] нередко противопоставляют и любви, и ненависти безразличие, характеризующее объект как не имеющий никакого значения для субъекта.
Показано, что для того, чтобы как чувство любви, так и чувство ненависти могли формироваться, необходим детский опыт отношений с объектом любви.
Сила связи между любовью и ненавистью и условия перехода одного в другое могут зависеть от культуры — например, от того, рассматривает ли данная культура ненависть как естественный ответ на отвергнутую любовь или разочарование либо как нечто изначально связанное с любовью иррациональным образом. Ненависть и любовь, рассматриваемые то как противоположные, то как сопряженные и взаимозависимые чувства, издавна были темой для поэтов и писателей; привлекали внимание философов и психологов; в последнее время ненависть и любовь, как понятия, составляющие бинарную оппозицию, стали предметом внимания когнитивной лингвистики, психолингвистики, и лингвокультурологии.
***
В.Б.Шапарь в книге пишет:«Новейший психологический словарь»: «Ненависть стойкое отрицательное чувство субъекта, направленное на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям или ценностям. Ненависть способна вызвать не только соответственную оценку своего предмета, но и активную деятельность, направленную против него.
Формированию ненависти обычно предшествует острое недовольство, вызванное нежелательным развитием событий, или систематическое накопление более слабых воздействий о источника отрицательных переживаний; тогда предметом ненависти становится реальная или воображаемая причина этих событий» (с.314)
Ненависть -
отрицательно окрашенное чувство, отражающее неприятие, отвращение и враждебность к объекту ненависти (человеку, группе, неодушевленному предмету, явлению).
ru.wikipedia.org
Ненависть (от не- и навидеть «охотно смотреть») – глубокая длительная интенсивная злость и враждебность к кому-л., чему-л., часто в сочетании с желанием вреда объекту такой эмоции. Возможное проявление – скрежет зубов, резкий голос (подавляемая сила голоса, напряженность произношения), пристальный взгляд на объект ненависти или, наоборот, намеренное неглядение на него, избегание общения, дисконтакт (дистанцирование). Обусловливается представлениями индивида о том, что объект ненависти опасен, вреден для него, для других людей, для чего-то ценного в его глазах; в частности, ненависть может быть по религиозным или политическим причинам. Ненависть может быть связана с прошлыми отрицательными поступками ее объекта или переходить на объекты, достаточно связанные с ним – его друзей, родственников, сторонников. Типичная реакция – страх, меры безопасности, ответная неприязнь.
Старый муж, грозный муж,
Ненавижу тебя, презираю тебя;
Я другого люблю,
Умираю любя.
(А. Пушкин, Цыганы)
Жак предупредил Северину, что ей надо опасаться Флоры… Он знал, что она ревнива, что в ней живет неженская энергия, что ненависть ее может быть безрассудной и губительной (Э. Золя, Человек-зверь).
Бойся считаться товарищем злых, ненавистником добрых (Гесиод, Работы и дни).
Все люди ненавидят от природы один другого (Б. Паскаль, Мысли о религии).
Слишком лютая ненависть ставит нас ниже тех, кого мы ненавидим (Ларошфуко).
Вполне возможно устрашать и в то же время не стать ненавистным (Н. Маккиавелли, Государь).
Ненависть изображалась в виде разъяренной женщины с кинжалом, вокруг которого вилась змея, шедшей с прикрытым фонарем. Ср. мизантропия, неприязнь, враждебность.
Альтернативные толкования термина ненависть:
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г.
НЕНАВИСТЬ – стойкое активное отрицательное чувство человека, направленное на явления, противоречащие его потребностям...
Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.
НЕНАВИСТЬ (рус. не + навидити – охотно смотреть) – интенсивная, длительная и нередко необоснованная враждебность...
Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г.
НЕНАВИСТЬ – обобщенное понятие, используемое для описания и характеристики переживаний и чувств человека, свя...
Оксфордский толковый словарь по психологии /Под ред. А.Ребера,2002 г./
НЕНАВИСТЬ Глубокая, длительная, интенсивная эмоция, выражающая злость и враждебность к человеку, группе или обществу...
Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы/ Справочное издание, автор-составитель Н.И. Конюхов, 1992 г.
НЕНАВИСТЬ устойчивое активное отрицательное чувство, направленное на объект (личность, общество)...
С.Ю. Головин. Словарь практического психолога.
НЕНАВИСТЬ - стойкое активное отрицательное чувство субъекта, направленное на явления, противоречащие его потребностям...
Ч. Райкрофт. Критический словарь психоанализа.
НЕНАВИСТЬ (НАТЕ) Первопричина или внутренняя сила, которая, как полагают, приводит в действие поведение....
Предметная область термина ненависть включает 2 определений:
НЕНАВИСТЬ К СЕБЕ
(Self-hate). Это гнев, который идеализированное "я" чувствует к реальному "я" за то, что мы не те...
НЕНАВИСТЬ К ЗДОРОВЫМ ЛЮДЯМ
– болезненная ненависть, которую испытывают некоторые пациенты к здоровым людям по самым разным причинам...
***
Эмоция отвращения – одна из семи базовых эмоций, которую выделил Пол Экман. Как и другие эмоции, отвращение очень важно для нас. Эта эмоция помогала и помогает нам выживать, сохранять здоровье и адаптироваться к внешним факторам. ... Как и другие эмоции, отвращение очень важно для нас. Эта эмоция помогала и помогает нам выживать, сохранять здоровье и адаптироваться к внешним факторам. Отвращение, конечно относится к негативным эмоциям, хотя, нельзя не отметить, что некоторые люди могут получать удовольствие через отвращение, но, это уже другая история. Эмоция отвращения бывает разной интенсивности и при сильном проявлении даже может вызвать рвотный рефлекс.
***
Г.Н. Сытин пишет, что мысли творящие сильную волю не исключают позыв к ненависти, которая чрезвычайно важна в процессе занятий самовоспитания: «В процессе занятий самовоспитания одни представления, мысли и поступки надо подавить, а другие укрепить. К тому. что нужно подавить. Надо вызвать ненависть. Ненависть подавляет любое состояние. Эта особенность ненависти чрезвычайно важна. Например, для подавления вспыльчивости рекомендуется использовать формулу: «Сильнейшей, лютой, злобной ненавистью, ненавижу свою вспыльчивость».
И ещё настрой на уничтожение новообразований в почке, предстательной железе: «Я сам титанической Божественной всеуничтожающей ненавистью ненавижу кисту в лоханке моей горячо любимой правой почки, кисту которая мешает ей жить.<..> Ненавистная киста в лоханке правой почки, с титанической Божественной силой разрушаемая иммунной системой, сразу вянет- отмирает, вянет-отмирает, тает-тает, уменьшается. Все её структуры иммунная система тотально уничтожает. Ненавистная киста в лоханке правой почки превращается в бесформенную жидкую массу».
[Скрыть]Регистрационный номер 0493254 выдан для произведения:
Ненавидеть – значит испытывать к чему-нибудь или кому-нибудь отвращение. Отвращение – это чувство сильной неприязни, которое вызывает у вас что-либо или кто-либо. Отвращение – это гадость. Гадостью называют то, что вызывает отвращение своим видом, запахом, вкусом и т.п.
Если вы ненавидите кого-либо, значит, вы очень не любите этого человека, испытываете к нему враждебные чувства.
Материал википедии
Ненависть может связываться с испытанием удовольствия от неудач объекта и с желанием зла, с намерением причинить вред объекту эмоции.
Причины ненависти и вражды бывают настолько мелкими, несущественными, что видимая иррациональность таких причин вместе с легкостью, с которой ненависть может быть внушена извне, делает возможным предположение о существовании у людей изначальной потребности в ненависти и враждебности.
Сходным образом, часть конфликтов и связанная с конфликтами ненависть могут рассматриваться не столько как следствие каких-то реальных причин, сколько как высвобождение агрессивного напряжения; ненависть при этом может направляться то на один, то на другой объект.
С другой стороны, ненависть может выступать не как проявляющаяся в конфликте, но существующая помимо него агрессивность, и не как отношение к объекту, являющееся причиной конфликта, а как психический механизм, порождаемый конфликтной ситуацией и усиливающий враждебность («Целесообразно ненавидеть врага»).
Этот подход находит своё выражение в побуждающей к ненависти пропаганде, сопровождающей войны и другие виды конфликтов, стремящейся с помощью ненависти повысить мотивацию общества и таким образом усилить его позицию в конфликте.
Социальная ненависть (ненависть как чувство группы людей) сопровождает тяжелейшие конфликты в обществе (беспорядки, войны, геноцид) и является одной из причин дискриминации.
Ненависть и побуждение к ненависти в разных странах могут в некоторых случаях рассматриваться как отягчающее обстоятельство при преступлении или как самостоятельное преступление.
Ненависть и любовь противоположны друг другу, являются антонимами часто рассматриваются независимо друг от друга и воспринимаются как взаимоисключающие антитезы.
Однако понятия любви и ненависти эмоционально и логически взаимосвязаны в разных культурах; любовь с ненавистью могут рассматриваться как составляющие некое единство и могут одновременно сочетаться в одном человеке при амбивалентном отношении к другому человеку (и, шире, любому объекту).
Амбивалентность любви и ненависти в близких отношениях является одной из центральных идей психоанализа; Фрейд связывал одновременность проявления любви и ненависти в близких отношениях с неизбежно порождаемыми отношениями конфликтными ситуациями.
Некоторые этологи указывали на взаимосвязь между любовью и ненавистью через связь между физиологическими и психическими механизмами, обеспечивающими у животных и людей способность к близким личным отношениям и способность к агрессии.
Например, Конрад Лоренц заявлял, что «Нет любви без агрессии, но нет и ненависти без любви».
Нередко человек ненавидит того, кого любит, и, зачастую, эти чувства невозможно разделить: одно из них не разрушает то, что создает другое, а сосуществует.
Одним из возможных объяснений тесной связи этих чувств является идея о том, что чем больше общего мы имеем с другим человеком, чем сильнее связь между нами, тем сильнее мы оказываемся вовлечены в любые отношения, и, вследствие этого конфликт, если он возник, будет протекать с большей силой и страстью, чем конфликты с посторонними людьми; в последнем случае отсутствие общих интересов и близких черт позволяет воспринимать вторую сторону более объективно.
Более того, объект, с которым связаны сильные чувства, — это всегда объект, который имеет большое значение для человека, и именно любовь не позволяет выражать периодически возникающие негативные эмоции и, тем самым, способствует накоплению и усилению враждебности.
В народном сознании наличие любви может быть связано с наличием ненависти к тому же объекту, что отражается, например, в пословице «От любви до ненависти — один шаг».
Однако народная мудрость может быть оспорена: так, по мнению философа и психолога Эриха Фромма, в ненависть превращается не любовь, а лишь нарциссизм влюбленных, то есть «ненастоящая» любовь.
Парадоксальным образом не только амбивалентные отношения любви-ненависти порождаются близкими отношениями, но и возможность выражать смешанные эмоции любви-ненависти (например, в так называемых «шутливых отношениях» (англ. Jokingrelationship)) по поводу других людей и групп, способствует установлению более близких отношений и выполняет объединяющие функции.
Психологи] нередко противопоставляют и любви, и ненависти безразличие, характеризующее объект как не имеющий никакого значения для субъекта.
Показано, что для того, чтобы как чувство любви, так и чувство ненависти могли формироваться, необходим детский опыт отношений с объектом любви.
Сила связи между любовью и ненавистью и условия перехода одного в другое могут зависеть от культуры — например, от того, рассматривает ли данная культура ненависть как естественный ответ на отвергнутую любовь или разочарование либо как нечто изначально связанное с любовью иррациональным образом. Ненависть и любовь, рассматриваемые то как противоположные, то как сопряженные и взаимозависимые чувства, издавна были темой для поэтов и писателей; привлекали внимание философов и психологов; в последнее время ненависть и любовь, как понятия, составляющие бинарную оппозицию, стали предметом внимания когнитивной лингвистики, психолингвистики, и лингвокультурологии.
***
В.Б.Шапарь в книге пишет:«Новейший психологический словарь»: «Ненависть стойкое отрицательное чувство субъекта, направленное на явления, противоречащие его потребностям, убеждениям или ценностям. Ненависть способна вызвать не только соответственную оценку своего предмета, но и активную деятельность, направленную против него.
Формированию ненависти обычно предшествует острое недовольство, вызванное нежелательным развитием событий, или систематическое накопление более слабых воздействий о источника отрицательных переживаний; тогда предметом ненависти становится реальная или воображаемая причина этих событий» (с.314)
Ненависть -
отрицательно окрашенное чувство, отражающее неприятие, отвращение и враждебность к объекту ненависти (человеку, группе, неодушевленному предмету, явлению).
ru.wikipedia.org
Ненависть (от не- и навидеть «охотно смотреть») – глубокая длительная интенсивная злость и враждебность к кому-л., чему-л., часто в сочетании с желанием вреда объекту такой эмоции. Возможное проявление – скрежет зубов, резкий голос (подавляемая сила голоса, напряженность произношения), пристальный взгляд на объект ненависти или, наоборот, намеренное неглядение на него, избегание общения, дисконтакт (дистанцирование). Обусловливается представлениями индивида о том, что объект ненависти опасен, вреден для него, для других людей, для чего-то ценного в его глазах; в частности, ненависть может быть по религиозным или политическим причинам. Ненависть может быть связана с прошлыми отрицательными поступками ее объекта или переходить на объекты, достаточно связанные с ним – его друзей, родственников, сторонников. Типичная реакция – страх, меры безопасности, ответная неприязнь.
Старый муж, грозный муж,
Ненавижу тебя, презираю тебя;
Я другого люблю,
Умираю любя.
(А. Пушкин, Цыганы)
Жак предупредил Северину, что ей надо опасаться Флоры… Он знал, что она ревнива, что в ней живет неженская энергия, что ненависть ее может быть безрассудной и губительной (Э. Золя, Человек-зверь).
Бойся считаться товарищем злых, ненавистником добрых (Гесиод, Работы и дни).
Все люди ненавидят от природы один другого (Б. Паскаль, Мысли о религии).
Слишком лютая ненависть ставит нас ниже тех, кого мы ненавидим (Ларошфуко).
Вполне возможно устрашать и в то же время не стать ненавистным (Н. Маккиавелли, Государь).
Ненависть изображалась в виде разъяренной женщины с кинжалом, вокруг которого вилась змея, шедшей с прикрытым фонарем. Ср. мизантропия, неприязнь, враждебность.
Альтернативные толкования термина ненависть:
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г.
НЕНАВИСТЬ – стойкое активное отрицательное чувство человека, направленное на явления, противоречащие его потребностям...
Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.
НЕНАВИСТЬ (рус. не + навидити – охотно смотреть) – интенсивная, длительная и нередко необоснованная враждебность...
Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу, 2010 г.
НЕНАВИСТЬ – обобщенное понятие, используемое для описания и характеристики переживаний и чувств человека, свя...
Оксфордский толковый словарь по психологии /Под ред. А.Ребера,2002 г./
НЕНАВИСТЬ Глубокая, длительная, интенсивная эмоция, выражающая злость и враждебность к человеку, группе или обществу...
Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы/ Справочное издание, автор-составитель Н.И. Конюхов, 1992 г.
НЕНАВИСТЬ устойчивое активное отрицательное чувство, направленное на объект (личность, общество)...
С.Ю. Головин. Словарь практического психолога.
НЕНАВИСТЬ - стойкое активное отрицательное чувство субъекта, направленное на явления, противоречащие его потребностям...
Ч. Райкрофт. Критический словарь психоанализа.
НЕНАВИСТЬ (НАТЕ) Первопричина или внутренняя сила, которая, как полагают, приводит в действие поведение....
Предметная область термина ненависть включает 2 определений:
НЕНАВИСТЬ К СЕБЕ
(Self-hate). Это гнев, который идеализированное "я" чувствует к реальному "я" за то, что мы не те...
НЕНАВИСТЬ К ЗДОРОВЫМ ЛЮДЯМ
– болезненная ненависть, которую испытывают некоторые пациенты к здоровым людям по самым разным причинам...
***
Эмоция отвращения – одна из семи базовых эмоций, которую выделил Пол Экман. Как и другие эмоции, отвращение очень важно для нас. Эта эмоция помогала и помогает нам выживать, сохранять здоровье и адаптироваться к внешним факторам. ... Как и другие эмоции, отвращение очень важно для нас. Эта эмоция помогала и помогает нам выживать, сохранять здоровье и адаптироваться к внешним факторам. Отвращение, конечно относится к негативным эмоциям, хотя, нельзя не отметить, что некоторые люди могут получать удовольствие через отвращение, но, это уже другая история. Эмоция отвращения бывает разной интенсивности и при сильном проявлении даже может вызвать рвотный рефлекс.
***
Г.Н. Сытин пишет, что мысли творящие сильную волю не исключают позыв к ненависти, которая чрезвычайно важна в процессе занятий самовоспитания: «В процессе занятий самовоспитания одни представления, мысли и поступки надо подавить, а другие укрепить. К тому. что нужно подавить. Надо вызвать ненависть. Ненависть подавляет любое состояние. Эта особенность ненависти чрезвычайно важна. Например, для подавления вспыльчивости рекомендуется использовать формулу: «Сильнейшей, лютой, злобной ненавистью, ненавижу свою вспыльчивость».
И ещё настрой на уничтожение новообразований в почке, предстательной железе: «Я сам титанической Божественной всеуничтожающей ненавистью ненавижу кисту в лоханке моей горячо любимой правой почки, кисту которая мешает ей жить.<..> Ненавистная киста в лоханке правой почки, с титанической Божественной силой разрушаемая иммунной системой, сразу вянет- отмирает, вянет-отмирает, тает-тает, уменьшается. Все её структуры иммунная система тотально уничтожает. Ненавистная киста в лоханке правой почки превращается в бесформенную жидкую массу».
На мой взгляд написано несколько длинновато, неконкретно и как-то размазанно. Но смысл я так понял о пользе ненависти, как отвращения и брезгливости, также как например о пользе страха, как осторожности.
Стернберг Роберт Дж .Стернберг (родился 8 декабря 1949 года) - американский психолог и психометрист. Он является профессором человеческого развития в Корнельском университете. Триархическая модель Sternberg (2003) делит интеллект на три части, которые являются центральными в его теории: Аналитический интеллект, способность выполнять академические задачи по решению проблем, например, те, которые используются в традиционных тестах на интеллект. Эти типы задач обычно представляют собой четко определенные проблемы, на которые есть только один правильный ответ. Креативный или синтетический интеллект , способность успешно справляться с новыми и необычными ситуациями, опираясь на существующие знания и навыки . Люди с высоким творческим интеллектом могут давать «неправильные» ответы, потому что видят вещи с другой точки зрения. Практический интеллект, способность адаптироваться к повседневной жизни, опираясь на существующие знания и навыки.Википедия site:wikichi.ru
Трех компонентная модель ненависти (дистанцирование от мишень, гнев и страх, обязательства) Первый компонент – поиск дистанцирования в связи с отвращением, которое могут вызвать как особенности людей и их поведение, так и специально организованная пропаганда, изображающая этих людей как не-людей, существ более низкого порядка, лишь отравляющих существование нормальных людей и не заслуживающих сочувствия и снисхождения. Второй компонент ненависти – страсть – представляет интенсивный гнев или страх в ответ на опасность (отрицание интимности). При этом, также путём пропаганды, «мишень» (монстр) или «группа мишень» представляется как угроза для индивида или общества. Третий компонент ненависти – обязательство/решение – предполагает негативное восприятие «мишени» как неполноценных существ, неспособных на что-либо «по-настоящему человеческое». Виды ненависти по Стернбергу:
Ненависть, проявляемая главным образом в форме отвращения по отношению к ненавидимой группе (например нации). Субъект не желает иметь ничего общего с ними, поскольку они, с его точки зрения, имеют мало общего с людьми. 2) «Неистовая» ненависть проявляется в экстремальных эмоциональных проявлениях злости и страха и может вести к насилию или избеганию угрозы, которая исходит (по мнению субъектов ненависти) от враждебной группы. 3) «Холодная» ненависть характеризуется восприятием представителей враждебной группы как низких и подлых. 4) «Кипящая» ненависть сочетает в себе отвращение к враждебной группе и потребность уничтожить исходящую от нее угрозу. 5) Сдерживаемая ненависть характеризуется чувством постоянного отвращения и страха, при этом враждебная группа воспринимается как собрание «сверхчеловеков». 6) «Жгучая» ненависть (burning hate) ассоциируется с переживанием необходимости физически избавиться от ненавистного врага. В данном случае все три элемента ненависти присутствуют, и этот тип ненависти чаще всего становится предметом рассмотрения в исследованиях терроризма. Пропаганда ненависти имеет, как правило, три цели: 1) отрицание положительной эмоциональной оценки враждебной группы; 2) разжигание страстей: злости и страха (замечательный пример — описанные Джоржем Оруэллом в «1984» «пятиминутки ненависти»); 3) генерирование решений, основанных на ошибочных когнитивных выводах и порочном критическом мышлении (Sternberg, 2003). Промывание мозгов (brainwashing) является необходимой стратегией формирования террористического поведения. Наряду с другими средствами оно включает в себя создание типичных историй для промывания мозгов каждой культуральной общности. Все истории должны дегуманизировать врага, то есть лишить его обычных человеческих диспозиций. Они (истории) должны сплотить потенциальных террористов и усилить их самоидентификацию. В содержательном плане помимо религиозных различий, наиболее эффективным является общая для членов группы политическая катастрофа, например потеря своей государственной автономии, лидерства в регионе, смерть вождя и т. п. 18. Заключение Для того, чтобы остановить террористическое поведение по- видимому следует разработать модель поведения, альтернативную террористическому. Это особенно важно, поскольку «террористическое мышление» захватило большие группы людей, и фактические угрозы терроризма могут войти в повседневную жизнь столь же легко, как криминализация российского общества в 90-е годы привела к введению в обращение криминальных понятий и образцов поведения в повседневную жизнь и язык. Необходимо понять психологическую конфигурацию террористического поведения и его роль в определенных культурах, избегая этноцентрических обобщений. Следует также проанализировать социально-психологические механизмы функционирования организаций, распространенных по всему миру на основе данных истории, антропологии и социальной психологии. *** Игорь Вагин в своей книге: Приёмы работы с ненавистью 1. Основной приём – прощение. Научитесь прощать, так как чувство ненависти чревато психосоматическими заболеваниями, кошмарами, сниженным настроением, деструктивным поведением. Есть моменты, когда имеет смысл простить. Сама жизнь учит нас, что нужно в какой-то момент прекратить ненавидеть, прекратить мстить, иначе можно потерять самих себя. 2. Следует учитывать и адекватность ответного действия. Если, например, вам наступили на ногу. А вы достаете пистолет и стреляете, то адекватно ли это? 3. С другой стороны. Следует избегать и полного всепрощенчества. Если вас избивают, то вы вынуждены защищаться в пределах необходимой обороны. 4. Для снятия состояния ненависти можно использовать мысленное планирование мести. Но при этом необходимо задуматься над следующими факторами: 1. Вы ненавидите за что-то реальное или просто за вашу обиду? 2. А не были ли вы сами причиной такого поведения, возможно, вас тоже ненавидят за ваш проступок? 3. Где гарантия, что после того как вы своей ненавистью оскорбите человека, социально уничтожите его, не последует ответная ненависть? 4. если не спешить, подождать, на время отключиться от чувства ненависти, может быть вы пока слишком зациклены на своих переживаниях.