Канават перед бархатом виноват (*1). Или почему «голь перекатная, а фата канаватна!»
Вчера в 05:55 -
paw


Продолжение истории о картах фирмы «Дондорф», под названием «Русский стиль», начатой в рассказе «Дама пик и другие прототипы»
***
— И далась тебе эта Зинаида Юсупова, то есть дама Пик! — возмущаюсь я, глядя, что племянница Катюша, отложив в сторону тетрадку с лекциями по истории русского костюма, взяв в руки увеличительное стекло, внимательно рассматривает потёртую игральную карту, напечатанную в типографии Ленинградского комбината цветной печати ещё во времена Советского Союза.
— А я и занимаюсь, причём глубоко погружаясь в тему, - не отрываясь от своего занятия, парирует родственница и продолжает, - вот ты у нас всё знаешь, а из какой ткани сшит её сарафан или платье? Не могу толком разглядеть.
[aaa001]
Дама в русском костюме
— Всё знает только Гугл, да Википедия, однако я в этом всё же сомневаюсь. А на твой вопрос ответить действительно просто. Найди в инете фотографию, с которой немцы из «Дондорфа» сделали карту, и ты поймёшь, что княгиня для похода на бал, обрядилась в сарафан из дорогущей пукетовой ткани, помнишь, как Островский писал: «Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский». Не умели в то время на Руси-матушке на ткань наносить цветочный узор, поэтому и именовалась она на иностранный манер - пукетовая, то есть букетовая, крупными цветами по всему полотну, расшитая.
Сарафанчик сей, для нарядности ещё и обильно золотом расшили, чтобы побогаче выглядел.
Екатерина, включила планшет, вывела на экран знаменитую фотографию прототипа дамы Пик, и буркнула:
- Она чёрно-белая, никакой золотой вышивки не разглядеть, - после чего, словно волшебница, сделав почти невидимые движения пальчиками, отправила фото в программу раскраски и вуаля. Зинаида Юсупова, в блистательном, переливающемся серебром и золотом одеянии.
Я же, глядя на всё это, от души рассмеялся и, достав платок, стал вытирать слёзы.
— Не вижу ничего смешного — продолжала ворчать девушка, — по-моему очень даже красиво.
— Да я не над ней, потешаюсь, а над сапогами императора всероссийского Николая Второго. Выведи на экран его фото в старинном царском наряде и всё поймёшь. Кстати, об этом казусе тебя запросто на экзамене может преподаватель спросить.
Секунду спустя Катюша уже внимательно рассматривала раскрашенную фотографию прототипа короля червей.
— Какого цвета у правителя сапоги? — успокоившись, спрашиваю я.
— Сам же видишь, красные! — как и полагается царю!
— А вот и нет! Ты права лишь в том, что такого цвета сапоги, из юфти — краснодубной кожи, самого высокого качества, — символ богатства, процветания и благополучия. Стоили они немалых денег, и их могли себе позволить князья, бояре, ну и ещё — апшеронцы, то есть солдаты восемьдесят первого пехотного Апшеронского полка. Но у них были не красные сапоги, а только красные отвороты на них. Мог ли самодержец носить то же, что и поданные?!
Племянница молча покачала головой, на этот раз, не желая мне перечить.
— Царь наш, батюшка, носил обувь специальную, так сказать, индивидуального пошива! Выделанной из кожи мягонькой, телячьей или козлиной. Отличительной чертой сапог, сшитых из таких шкур, было то, что они не нуждались в окраске и в основном были, собственного, жёлтого цвета! На поверхность этих предметов обуви наносили сложные тиснёные рисунки. Каблуки делали из чистейшего серебра, приятного уху звона, ради. Стоимость такой пары обуви была очень высокой, по карману только царским особам, ну и ещё лицам, к ним приближённым. Ну, что, продолжим одежонку дамочки Зинаиды обсуждать? Или пойдём на кухню, чаи гонять? — поинтересовался я, в тайне надеясь, что на этом моя просветительская миссия будет завершена. Но не тут-то было:
— Пойдём на кухню и там продолжим.
***
Самовара ни медного, ни даже латунного в нашем доме, увы, не сохранилось, зато есть электрический, подарочный, под хохлому расписанный. Не знаю, как из тех, старинных, дореволюционных, но и из нашего кипяток получается очень даже ничего.
— Дядь Саш, а теперь про эту накидку расскажи, ну, пожалуйста — вновь заканючила родственница, тыча пальчиком в фотографию, сделанную после последнего бала Российской империи, — из чего сарафан сшили, мне уже понятно, а вот что на голове, - нет. Это же не платок? Тогда что?
— Кокошник! Разве не видно! Старинный головной убор замужней женщины. Из покон веков жёны на Руси такие надевали, чем богаче, тем наряднее. Помнишь картину Михаила Врубеля «Царевна лебедь»?
— Ту, что посвящена персонажу оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»? Конечно, помню, и что?!
— А то, что на Руси головной убор — кокошник был прерогативой исключительно замужних женщин!2 Выходит, что Гвидон, того, приударял, за замужней?!
— Пусть будет у неё на голове не кокошник, а корона. Невелика разница! — тут же нашла что ответить Екатерина, — меня интересует совершенно другое. Что именно поверх этого кокошника, на даме Пик имеется? Нацепила на себя, всё, что в гардеробе нашлось, а мне здесь разбирай, как будто мне экзамен не по русскому костюму сдавать, а по «следственному делу» в юридическом.
— Да, фата на ней. Канаватная, та самая, что из поговорки: "Голь перекатна, а фата канаватна". Знаешь такую?
[aaa003]
Канаватная шаль
Племянница вновь отрицательно покачала головой.
— Канаватную ткать, делали тогда в сирийском городе Канават. Отсюда и его название. Как правило, это был большой платок прямоугольной формы. Его набрасывали поверх головного убора или на плечи. Стоил баснословно дорого. Вот и выхолило, что, приобретая такую фату, можно было и разориться. Посему берегли её как зеницу ока и передавали из поколения в поколение.
[aaa006]
Платок из канавата
— «Юпка коноватная красная, на ней сетка серебряная, цена десять рублевъ" - из списка приданого// Роспись приданому, 1736 году февраля дня вдова Марфа Андреева дочь андреевская, жена Игнатьева сына Толмачева благословляю дочь свою девицу Ульяну Андрееву дочь» — скороговоркой прочитала цитату из интернета Катюша, — хранится в Музее Щукина, в Москве.
[aaa004]
— Могли бы и у нас в стране наладить собственное производство, — отложив гаджет в сторону, предложила Катюша, — пригласить к себе арабов, перенять их опыт. У Петра Первого и Екатерины Великой ведь подобное получалось.
— Производство столь нужных женскому полу, «канаватных фат» в России всё же, было, но как обычно, эти изделия уступали заграничным и по цене и, скорее всего, по качеству. Помнится, я где-то читал, что цена одной отечественной фаты, из канавата, изготовленного на предприятиях купца Мартына Гурьевича Левина, доходила аж до двенадцати рублей! Для справки, младший офицер русской армии в те годы, получал не более шестнадцати.
Кроме того, это сирийское чудо было и с ароматом! — я торжественно поднял палец вверх и победоносно поглядел на племянницу.
— Это как? — она захлопала глазами. Её же с Ближнего Востока везли, можно сказать, на перекладных верблюдах! Она, что их запах в себя впитала? Брр. Я бы такую ни за что на себя не напялила!
— Не стоит так переживать, — улыбнулся я. Ни этим животным, ни корабельными канатами этот узорчатый шёлк не пах. Если ты не забыла, я по профессии — мельник, а не текстильщик, и не знаток импортных тканей, однако потребители, в один голос утверждали, что ткань пахла персиком, грушей, виноградом и прочими фруктами. А если она пахнуть переставала, то её следовало хорошенько потереть, и запах возвращался.
[aaa005]
— Был бы тогда «Лоск» или «Тайд», то после стирки она бы пахла «Морозной свежестью», — съязвила девушка.
— Я так полагаю, что эту дорогущую фату носили так аккуратно, она веками не пачкалась, и по этой причине… не стиралась. Кстати, коль мы уж завели разговор об этом предмете женского туалета, то должен тебе рассказать одну историю. Несколько лет назад сотрудники музейно-творческого кластера «Коломенский посад», случайно обнаружили, что на сайте антикварного магазина в далёком Нью-Йорке продаётся лот под названием «Канаватная фата. Коломна. XIX век».
Бросили клич. Нашли добрых людей и смогли...
— Купить и привезти это чудо к нам, на Родину! — перебила меня девушка и не выдержав, захлопала в ладоши. Теперь её можно будет увидеть?!
— Да. Отныне она главный текстильный объект экспозиции! Ты же на каникулах, собираешься в столицу, ну а там до Коломны, можно сказать, рукой подать.
Катюша вновь повернула ко мне планшет, по экрану которого бежала яркая надпись: «Кановат перед бархатом виноват!»:
— Можешь пояснить, чем, на этот раз сирийский шёлк провинился?
Пришлось мне как следует, почесать свой затылок:
— Если я не ошибаюсь, такая фраза есть в словаре Владимира Ивановича Даля. Если я не ошибаюсь, он не приводит там детальной расшифровки этой поговорки, сообщая лишь, что «Где сила, там и закон». Выходит, что дорогой импортный товар милее вашему женскому сердцу, чем наш, тоже недешёвый бархат. Впрочем, я могу и ошибаться.
Катюша кивнула в знак согласия и протянула мне раскрытую тетрадь. Там синим по белому было написано: «Билет №13. Сватовство на Руси. Женские наряды. Обычаи».
— Начнём? — она поднялась на цыпочки и заглянула мне в глаза.
На моё счастье, известной мелодией Поля Мариа заиграл смартфон. Я нажал кнопку, и недовольный голос редактора пробасил:
— Где рассказ? Долго я буду ждать?! Ты знаешь такое известное русское слово — дедлайн3?!
1— Коновать, канавать — дорогая азиатская шелковая ткань, использовалась для шиться фаты и покрывал. Голь перекатна, а фата коноватна! Виноват коноват перед бархатом! Толковый … Толковый словарь Даля
2— Старинные кокошники выглядели по-разному, но обычно все их части скроены так, чтобы надёжно прятать волосы. По старинному обычаю женщины были обязаны полностью прятать волосы под головным убором, а оказаться с распущенными волосами на людях считалось оскорбительным. Отсюда выражение — ОПРОСТОВОЛОСИТЬСЯ!
3— крайний срок, к которому должна быть выполнена поставленная задача.
[Скрыть]
Регистрационный номер 0542319 выдан для произведения:
[aaa002]
Продолжение истории о картах фирмы «Дондорф», под названием «Русский стиль», начатой в рассказе «Дама пик и другие прототипы»
***
— И далась тебе эта Зинаида Юсупова, то есть дама Пик! — возмущаюсь я, глядя, что племянница Катюша, отложив в сторону тетрадку с лекциями по истории русского костюма, взяв в руки увеличительное стекло, внимательно рассматривает потёртую игральную карту, напечатанную в типографии Ленинградского комбината цветной печати ещё во времена Советского Союза.
— А я и занимаюсь, причём глубоко погружаясь в тему, - не отрываясь от своего занятия, парирует родственница и продолжает, - вот ты у нас всё знаешь, а из какой ткани сшит её сарафан или платье? Не могу толком разглядеть.
[aaa001]
Дама в русском костюме
— Всё знает только Гугл, да Википедия, однако я в этом всё же сомневаюсь. А на твой вопрос ответить действительно просто. Найди в инете фотографию, с которой немцы из «Дондорфа» сделали карту, и ты поймёшь, что княгиня для похода на бал, обрядилась в сарафан из дорогущей пукетовой ткани, помнишь, как Островский писал: «Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский». Не умели в то время на Руси-матушке на ткань наносить цветочный узор, поэтому и именовалась она на иностранный манер - пукетовая, то есть букетовая, крупными цветами по всему полотну, расшитая.
Сарафанчик сей, для нарядности ещё и обильно золотом расшили, чтобы побогаче выглядел.
Екатерина, включила планшет, вывела на экран знаменитую фотографию прототипа дамы Пик, и буркнула:
- Она чёрно-белая, никакой золотой вышивки не разглядеть, - после чего, словно волшебница, сделав почти невидимые движения пальчиками, отправила фото в программу раскраски и вуаля. Зинаида Юсупова, в блистательном, переливающемся серебром и золотом одеянии.
Я же, глядя на всё это, от души рассмеялся и, достав платок, стал вытирать слёзы.
— Не вижу ничего смешного — продолжала ворчать девушка, — по-моему очень даже красиво.
— Да я не над ней, потешаюсь, а над сапогами императора всероссийского Николая Второго. Выведи на экран его фото в старинном царском наряде и всё поймёшь. Кстати, об этом казусе тебя запросто на экзамене может преподаватель спросить.
Секунду спустя Катюша уже внимательно рассматривала раскрашенную фотографию прототипа короля червей.
— Какого цвета у правителя сапоги? — успокоившись, спрашиваю я.
— Сам же видишь, красные! — как и полагается царю!
— А вот и нет! Ты права лишь в том, что такого цвета сапоги, из юфти — краснодубной кожи, самого высокого качества, — символ богатства, процветания и благополучия. Стоили они немалых денег, и их могли себе позволить князья, бояре, ну и ещё — апшеронцы, то есть солдаты восемьдесят первого пехотного Апшеронского полка. Но у них были не красные сапоги, а только красные отвороты на них. Мог ли самодержец носить то же, что и поданные?!
Племянница молча покачала головой, на этот раз, не желая мне перечить.
— Царь наш, батюшка, носил обувь специальную, так сказать, индивидуального пошива! Выделанной из кожи мягонькой, телячьей или козлиной. Отличительной чертой сапог, сшитых из таких шкур, было то, что они не нуждались в окраске и в основном были, собственного, жёлтого цвета! На поверхность этих предметов обуви наносили сложные тиснёные рисунки. Каблуки делали из чистейшего серебра, приятного уху звона, ради. Стоимость такой пары обуви была очень высокой, по карману только царским особам, ну и ещё лицам, к ним приближённым. Ну, что, продолжим одежонку дамочки Зинаиды обсуждать? Или пойдём на кухню, чаи гонять? — поинтересовался я, в тайне надеясь, что на этом моя просветительская миссия будет завершена. Но не тут-то было:
— Пойдём на кухню и там продолжим.
***
Самовара ни медного, ни даже латунного в нашем доме, увы, не сохранилось, зато есть электрический, подарочный, под хохлому расписанный. Не знаю, как из тех, старинных, дореволюционных, но и из нашего кипяток получается очень даже ничего.
— Дядь Саш, а теперь про эту накидку расскажи, ну, пожалуйста — вновь заканючила родственница, тыча пальчиком в фотографию, сделанную после последнего бала Российской империи, — из чего сарафан сшили, мне уже понятно, а вот что на голове, - нет. Это же не платок? Тогда что?
— Кокошник! Разве не видно! Старинный головной убор замужней женщины. Из покон веков жёны на Руси такие надевали, чем богаче, тем наряднее. Помнишь картину Михаила Врубеля «Царевна лебедь»?
— Ту, что посвящена персонажу оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»? Конечно, помню, и что?!
— А то, что на Руси головной убор — кокошник был прерогативой исключительно замужних женщин!2 Выходит, что Гвидон, того, приударял, за замужней?!
— Пусть будет у неё на голове не кокошник, а корона. Невелика разница! — тут же нашла что ответить Екатерина, — меня интересует совершенно другое. Что именно поверх этого кокошника, на даме Пик имеется? Нацепила на себя, всё, что в гардеробе нашлось, а мне здесь разбирай, как будто мне экзамен не по русскому костюму сдавать, а по «следственному делу» в юридическом.
— Да, фата на ней. Канаватная, та самая, что из поговорки: "Голь перекатна, а фата канаватна". Знаешь такую?
[aaa003]
Канаватная шаль
Племянница вновь отрицательно покачала головой.
— Канаватную ткать, делали тогда в сирийском городе Канават. Отсюда и его название. Как правило, это был большой платок прямоугольной формы. Его набрасывали поверх головного убора или на плечи. Стоил баснословно дорого. Вот и выхолило, что, приобретая такую фату, можно было и разориться. Посему берегли её как зеницу ока и передавали из поколения в поколение.
[aaa006]
Платок из канавата
— «Юпка коноватная красная, на ней сетка серебряная, цена десять рублевъ" - из списка приданого// Роспись приданому, 1736 году февраля дня вдова Марфа Андреева дочь андреевская, жена Игнатьева сына Толмачева благословляю дочь свою девицу Ульяну Андрееву дочь» — скороговоркой прочитала цитату из интернета Катюша, — хранится в Музее Щукина, в Москве.
[aaa004]
— Могли бы и у нас в стране наладить собственное производство, — отложив гаджет в сторону, предложила Катюша, — пригласить к себе арабов, перенять их опыт. У Петра Первого и Екатерины Великой ведь подобное получалось.
— Производство столь нужных женскому полу, «канаватных фат» в России всё же, было, но как обычно, эти изделия уступали заграничным и по цене и, скорее всего, по качеству. Помнится, я где-то читал, что цена одной отечественной фаты, из канавата, изготовленного на предприятиях купца Мартына Гурьевича Левина, доходила аж до двенадцати рублей! Для справки, младший офицер русской армии в те годы, получал не более шестнадцати.
Кроме того, это сирийское чудо было и с ароматом! — я торжественно поднял палец вверх и победоносно поглядел на племянницу.
— Это как? — она захлопала глазами. Её же с Ближнего Востока везли, можно сказать, на перекладных верблюдах! Она, что их запах в себя впитала? Брр. Я бы такую ни за что на себя не напялила!
— Не стоит так переживать, — улыбнулся я. Ни этим животным, ни корабельными канатами этот узорчатый шёлк не пах. Если ты не забыла, я по профессии — мельник, а не текстильщик, и не знаток импортных тканей, однако потребители, в один голос утверждали, что ткань пахла персиком, грушей, виноградом и прочими фруктами. А если она пахнуть переставала, то её следовало хорошенько потереть, и запах возвращался.
[aaa005]
— Был бы тогда «Лоск» или «Тайд», то после стирки она бы пахла «Морозной свежестью», — съязвила девушка.
— Я так полагаю, что эту дорогущую фату носили так аккуратно, она веками не пачкалась, и по этой причине… не стиралась. Кстати, коль мы уж завели разговор об этом предмете женского туалета, то должен тебе рассказать одну историю. Несколько лет назад сотрудники музейно-творческого кластера «Коломенский посад», случайно обнаружили, что на сайте антикварного магазина в далёком Нью-Йорке продаётся лот под названием «Канаватная фата. Коломна. XIX век».
Бросили клич. Нашли добрых людей и смогли...
— Купить и привезти это чудо к нам, на Родину! — перебила меня девушка и не выдержав, захлопала в ладоши. Теперь её можно будет увидеть?!
— Да. Отныне она главный текстильный объект экспозиции! Ты же на каникулах, собираешься в столицу, ну а там до Коломны, можно сказать, рукой подать.
Катюша вновь повернула ко мне планшет, по экрану которого бежала яркая надпись: «Кановат перед бархатом виноват!»:
— Можешь пояснить, чем, на этот раз сирийский шёлк провинился?
Пришлось мне как следует, почесать свой затылок:
— Если я не ошибаюсь, такая фраза есть в словаре Владимира Ивановича Даля. Если я не ошибаюсь, он не приводит там детальной расшифровки этой поговорки, сообщая лишь, что «Где сила, там и закон». Выходит, что дорогой импортный товар милее вашему женскому сердцу, чем наш, тоже недешёвый бархат. Впрочем, я могу и ошибаться.
Катюша кивнула в знак согласия и протянула мне раскрытую тетрадь. Там синим по белому было написано: «Билет №13. Сватовство на Руси. Женские наряды. Обычаи».
— Начнём? — она поднялась на цыпочки и заглянула мне в глаза.
На моё счастье, известной мелодией Поля Мариа заиграл смартфон. Я нажал кнопку, и недовольный голос редактора пробасил:
— Где рассказ? Долго я буду ждать?! Ты знаешь такое известное русское слово — дедлайн3?!
1— Коновать, канавать — дорогая азиатская шелковая ткань, использовалась для шиться фаты и покрывал. Голь перекатна, а фата коноватна! Виноват коноват перед бархатом! Толковый … Толковый словарь Даля
2— Старинные кокошники выглядели по-разному, но обычно все их части скроены так, чтобы надёжно прятать волосы. По старинному обычаю женщины были обязаны полностью прятать волосы под головным убором, а оказаться с распущенными волосами на людях считалось оскорбительным. Отсюда выражение — ОПРОСТОВОЛОСИТЬСЯ!
3— крайний срок, к которому должна быть выполнена поставленная задача.
Продолжение истории о картах фирмы «Дондорф», под названием «Русский стиль», начатой в рассказе «Дама пик и другие прототипы»
***
— И далась тебе эта Зинаида Юсупова, то есть дама Пик! — возмущаюсь я, глядя, что племянница Катюша, отложив в сторону тетрадку с лекциями по истории русского костюма, взяв в руки увеличительное стекло, внимательно рассматривает потёртую игральную карту, напечатанную в типографии Ленинградского комбината цветной печати ещё во времена Советского Союза.
— А я и занимаюсь, причём глубоко погружаясь в тему, - не отрываясь от своего занятия, парирует родственница и продолжает, - вот ты у нас всё знаешь, а из какой ткани сшит её сарафан или платье? Не могу толком разглядеть.
[aaa001]
Дама в русском костюме
— Всё знает только Гугл, да Википедия, однако я в этом всё же сомневаюсь. А на твой вопрос ответить действительно просто. Найди в инете фотографию, с которой немцы из «Дондорфа» сделали карту, и ты поймёшь, что княгиня для похода на бал, обрядилась в сарафан из дорогущей пукетовой ткани, помнишь, как Островский писал: «Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский». Не умели в то время на Руси-матушке на ткань наносить цветочный узор, поэтому и именовалась она на иностранный манер - пукетовая, то есть букетовая, крупными цветами по всему полотну, расшитая.
Сарафанчик сей, для нарядности ещё и обильно золотом расшили, чтобы побогаче выглядел.
Екатерина, включила планшет, вывела на экран знаменитую фотографию прототипа дамы Пик, и буркнула:
- Она чёрно-белая, никакой золотой вышивки не разглядеть, - после чего, словно волшебница, сделав почти невидимые движения пальчиками, отправила фото в программу раскраски и вуаля. Зинаида Юсупова, в блистательном, переливающемся серебром и золотом одеянии.
Я же, глядя на всё это, от души рассмеялся и, достав платок, стал вытирать слёзы.
— Не вижу ничего смешного — продолжала ворчать девушка, — по-моему очень даже красиво.
— Да я не над ней, потешаюсь, а над сапогами императора всероссийского Николая Второго. Выведи на экран его фото в старинном царском наряде и всё поймёшь. Кстати, об этом казусе тебя запросто на экзамене может преподаватель спросить.
Секунду спустя Катюша уже внимательно рассматривала раскрашенную фотографию прототипа короля червей.
— Какого цвета у правителя сапоги? — успокоившись, спрашиваю я.
— Сам же видишь, красные! — как и полагается царю!
— А вот и нет! Ты права лишь в том, что такого цвета сапоги, из юфти — краснодубной кожи, самого высокого качества, — символ богатства, процветания и благополучия. Стоили они немалых денег, и их могли себе позволить князья, бояре, ну и ещё — апшеронцы, то есть солдаты восемьдесят первого пехотного Апшеронского полка. Но у них были не красные сапоги, а только красные отвороты на них. Мог ли самодержец носить то же, что и поданные?!
Племянница молча покачала головой, на этот раз, не желая мне перечить.
— Царь наш, батюшка, носил обувь специальную, так сказать, индивидуального пошива! Выделанной из кожи мягонькой, телячьей или козлиной. Отличительной чертой сапог, сшитых из таких шкур, было то, что они не нуждались в окраске и в основном были, собственного, жёлтого цвета! На поверхность этих предметов обуви наносили сложные тиснёные рисунки. Каблуки делали из чистейшего серебра, приятного уху звона, ради. Стоимость такой пары обуви была очень высокой, по карману только царским особам, ну и ещё лицам, к ним приближённым. Ну, что, продолжим одежонку дамочки Зинаиды обсуждать? Или пойдём на кухню, чаи гонять? — поинтересовался я, в тайне надеясь, что на этом моя просветительская миссия будет завершена. Но не тут-то было:
— Пойдём на кухню и там продолжим.
***
Самовара ни медного, ни даже латунного в нашем доме, увы, не сохранилось, зато есть электрический, подарочный, под хохлому расписанный. Не знаю, как из тех, старинных, дореволюционных, но и из нашего кипяток получается очень даже ничего.
— Дядь Саш, а теперь про эту накидку расскажи, ну, пожалуйста — вновь заканючила родственница, тыча пальчиком в фотографию, сделанную после последнего бала Российской империи, — из чего сарафан сшили, мне уже понятно, а вот что на голове, - нет. Это же не платок? Тогда что?
— Кокошник! Разве не видно! Старинный головной убор замужней женщины. Из покон веков жёны на Руси такие надевали, чем богаче, тем наряднее. Помнишь картину Михаила Врубеля «Царевна лебедь»?
— Ту, что посвящена персонажу оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»? Конечно, помню, и что?!
— А то, что на Руси головной убор — кокошник был прерогативой исключительно замужних женщин!2 Выходит, что Гвидон, того, приударял, за замужней?!
— Пусть будет у неё на голове не кокошник, а корона. Невелика разница! — тут же нашла что ответить Екатерина, — меня интересует совершенно другое. Что именно поверх этого кокошника, на даме Пик имеется? Нацепила на себя, всё, что в гардеробе нашлось, а мне здесь разбирай, как будто мне экзамен не по русскому костюму сдавать, а по «следственному делу» в юридическом.
— Да, фата на ней. Канаватная, та самая, что из поговорки: "Голь перекатна, а фата канаватна". Знаешь такую?
[aaa003]
Канаватная шаль
Племянница вновь отрицательно покачала головой.
— Канаватную ткать, делали тогда в сирийском городе Канават. Отсюда и его название. Как правило, это был большой платок прямоугольной формы. Его набрасывали поверх головного убора или на плечи. Стоил баснословно дорого. Вот и выхолило, что, приобретая такую фату, можно было и разориться. Посему берегли её как зеницу ока и передавали из поколения в поколение.
[aaa006]
Платок из канавата
— «Юпка коноватная красная, на ней сетка серебряная, цена десять рублевъ" - из списка приданого// Роспись приданому, 1736 году февраля дня вдова Марфа Андреева дочь андреевская, жена Игнатьева сына Толмачева благословляю дочь свою девицу Ульяну Андрееву дочь» — скороговоркой прочитала цитату из интернета Катюша, — хранится в Музее Щукина, в Москве.
[aaa004]
— Могли бы и у нас в стране наладить собственное производство, — отложив гаджет в сторону, предложила Катюша, — пригласить к себе арабов, перенять их опыт. У Петра Первого и Екатерины Великой ведь подобное получалось.
— Производство столь нужных женскому полу, «канаватных фат» в России всё же, было, но как обычно, эти изделия уступали заграничным и по цене и, скорее всего, по качеству. Помнится, я где-то читал, что цена одной отечественной фаты, из канавата, изготовленного на предприятиях купца Мартына Гурьевича Левина, доходила аж до двенадцати рублей! Для справки, младший офицер русской армии в те годы, получал не более шестнадцати.
Кроме того, это сирийское чудо было и с ароматом! — я торжественно поднял палец вверх и победоносно поглядел на племянницу.
— Это как? — она захлопала глазами. Её же с Ближнего Востока везли, можно сказать, на перекладных верблюдах! Она, что их запах в себя впитала? Брр. Я бы такую ни за что на себя не напялила!
— Не стоит так переживать, — улыбнулся я. Ни этим животным, ни корабельными канатами этот узорчатый шёлк не пах. Если ты не забыла, я по профессии — мельник, а не текстильщик, и не знаток импортных тканей, однако потребители, в один голос утверждали, что ткань пахла персиком, грушей, виноградом и прочими фруктами. А если она пахнуть переставала, то её следовало хорошенько потереть, и запах возвращался.
[aaa005]
— Был бы тогда «Лоск» или «Тайд», то после стирки она бы пахла «Морозной свежестью», — съязвила девушка.
— Я так полагаю, что эту дорогущую фату носили так аккуратно, она веками не пачкалась, и по этой причине… не стиралась. Кстати, коль мы уж завели разговор об этом предмете женского туалета, то должен тебе рассказать одну историю. Несколько лет назад сотрудники музейно-творческого кластера «Коломенский посад», случайно обнаружили, что на сайте антикварного магазина в далёком Нью-Йорке продаётся лот под названием «Канаватная фата. Коломна. XIX век».
Бросили клич. Нашли добрых людей и смогли...
— Купить и привезти это чудо к нам, на Родину! — перебила меня девушка и не выдержав, захлопала в ладоши. Теперь её можно будет увидеть?!
— Да. Отныне она главный текстильный объект экспозиции! Ты же на каникулах, собираешься в столицу, ну а там до Коломны, можно сказать, рукой подать.
Катюша вновь повернула ко мне планшет, по экрану которого бежала яркая надпись: «Кановат перед бархатом виноват!»:
— Можешь пояснить, чем, на этот раз сирийский шёлк провинился?
Пришлось мне как следует, почесать свой затылок:
— Если я не ошибаюсь, такая фраза есть в словаре Владимира Ивановича Даля. Если я не ошибаюсь, он не приводит там детальной расшифровки этой поговорки, сообщая лишь, что «Где сила, там и закон». Выходит, что дорогой импортный товар милее вашему женскому сердцу, чем наш, тоже недешёвый бархат. Впрочем, я могу и ошибаться.
Катюша кивнула в знак согласия и протянула мне раскрытую тетрадь. Там синим по белому было написано: «Билет №13. Сватовство на Руси. Женские наряды. Обычаи».
— Начнём? — она поднялась на цыпочки и заглянула мне в глаза.
На моё счастье, известной мелодией Поля Мариа заиграл смартфон. Я нажал кнопку, и недовольный голос редактора пробасил:
— Где рассказ? Долго я буду ждать?! Ты знаешь такое известное русское слово — дедлайн3?!
1— Коновать, канавать — дорогая азиатская шелковая ткань, использовалась для шиться фаты и покрывал. Голь перекатна, а фата коноватна! Виноват коноват перед бархатом! Толковый … Толковый словарь Даля
2— Старинные кокошники выглядели по-разному, но обычно все их части скроены так, чтобы надёжно прятать волосы. По старинному обычаю женщины были обязаны полностью прятать волосы под головным убором, а оказаться с распущенными волосами на людях считалось оскорбительным. Отсюда выражение — ОПРОСТОВОЛОСИТЬСЯ!
3— крайний срок, к которому должна быть выполнена поставленная задача.
Рейтинг: 0
27 просмотров
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!