ГлавнаяПрозаЭссе и статьиФилософия → 10. ЭГОИЗМ. МОРАЛЬ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА

10. ЭГОИЗМ. МОРАЛЬ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА

30 марта 2019 - Евгений Гридман
Все попытки искоренить природный человеческий эгоизм, то есть, другими словами, отнять у каждой отдельно взятой личности ее свободное Я и подчинить его воле тирана ли какой-нибудь социалистической идее, во все времена приводили к страшным трагедиям и сопровождались неисчислимыми жертвами, но никогда не имели успеха. Любимый лозунг всех самых страшных тираний, когда-либо существовавших на Земле: «Отдельный человек – ничто, масса – всё» – лозунг, превращавший человека в так называемый винтик большого государственного механизма, избавлял массу от необходимости думать и принимать самостоятельные решения и требовал лишь одного: беспрекословного подчинения. Но эгоизм, заложенный в человека самой природой и, как это ни парадоксально, на протяжении тысячелетий помогавший ему выживать, всегда восставал против тирании, требуя права реализовать себя. В сущности, в основу любого демократического общества всегда кладется принцип максимально возможного раскрепощения эгоизма, который формулируется замечательной, на наш взгляд, фразой: «Моя свобода махать кулаками кончается там, где начинается нос моего собеседника». Следует четко уяснить, что данная формула вовсе не призывает к ограничению собственного эгоизма, она лишь учит уважать чужой во имя баланса сил и мирного сосуществования. Каждая личность неповторима и самоценна и имеет право ценить себя превыше всех остальных. Демократическое общество призвано лишь направлять проявления эгоизма в спокойное русло и не давать ему выплескиваться и обрызгивать других. В итоге счастье каждого складывается не из счастья всех, а счастье всех складывается из счастья каждого. Эгоизм, таким образом, становится центральным понятием, краеугольным камнем, на котором возводится здание общества. И если первоначально процесс творчества создал религию с ее основополагающим понятием: «Все мы – рабы божьи», то впоследствии эгоизм вывернул этот постулат наизнанку, превратив его в лозунг: «Я ничей не раб, только божий». Этот лозунг уравнял в правах монарха и дворника и в очередной раз продемонстрировал, что эгоизм и творчество суть диалектическая неразделимость.
Эгоизм породил страх, а следовательно, стал одним из факторов, обусловливающих творчество. Понятно, что любое существо боится лишь потому, что является самоценным и самоцельным для самого себя. Без этого не работал бы инстинкт самосохранения. Существо, полностью лишенное эгоизма, не способно обороняться. И если эгоизм – естественное и изначальное состояние любого живого существа, то альтруизм есть порождение творчества, одна из бесчисленных условностей, определяющих на том или ином этапе развития человечества, что такое хорошо и что такое плохо. Абсолютно свободным можно быть только в полном одиночестве. Любая вторая особь, находящаяся рядом со мной, ограничивает мою свободу, ибо мне волей-неволей приходится считаться с ее эгоизмом. И коль скоро людей на Земле всегда было достаточное количество, для того чтобы начать ненавидеть друг друга, в процессе творчества ради выживания человека как биологического вида были выработаны всевозможные условности и табу. Сюда, в первую очередь, относится мораль – штука, всегда работающая на потребу времени и изменяющаяся в зависимости от изменений объективной реальности. Понятия «добро» и «зло» не могут существовать сами по себе. Они имеют смысл лишь относительно человека, эгоцентризм которого провозглашает: «Всё, что плохо для человека, есть безусловное зло; всё, что для человека хорошо, – безусловное добро». Это изначальное деление персонифицировалось в добрых и злых богах и воплотилось в морали, во все времена держащейся на одном, в большей или меньшей степени завуалированном принципе: «Я буду угождать соседу, если он сильнее меня; если же он слабее, пусть сам угождает мне».

© Copyright: Евгений Гридман, 2019

Регистрационный номер №0443961

от 30 марта 2019

[Скрыть] Регистрационный номер 0443961 выдан для произведения: Все попытки искоренить природный человеческий эгоизм, то есть, другими словами, отнять у каждой отдельно взятой личности ее свободное Я и подчинить его воле тирана ли какой-нибудь социалистической идее, во все времена приводили к страшным трагедиям и сопровождались неисчислимыми жертвами, но никогда не имели успеха. Любимый лозунг всех самых страшных тираний, когда-либо существовавших на Земле: «Отдельный человек – ничто, масса – всё» – лозунг, превращавший человека в так называемый винтик большого государственного механизма, избавлял массу от необходимости думать и принимать самостоятельные решения и требовал лишь одного: беспрекословного подчинения. Но эгоизм, заложенный в человека самой природой и, как это ни парадоксально, на протяжении тысячелетий помогавший ему выживать, всегда восставал против тирании, требуя права реализовать себя. В сущности, в основу любого демократического общества всегда кладется принцип максимально возможного раскрепощения эгоизма, который формулируется замечательной, на наш взгляд, фразой: «Моя свобода махать кулаками кончается там, где начинается нос моего собеседника». Следует четко уяснить, что данная формула вовсе не призывает к ограничению собственного эгоизма, она лишь учит уважать чужой во имя баланса сил и мирного сосуществования. Каждая личность неповторима и самоценна и имеет право ценить себя превыше всех остальных. Демократическое общество призвано лишь направлять проявления эгоизма в спокойное русло и не давать ему выплескиваться и обрызгивать других. В итоге счастье каждого складывается не из счастья всех, а счастье всех складывается из счастья каждого. Эгоизм, таким образом, становится центральным понятием, краеугольным камнем, на котором возводится здание общества. И если первоначально процесс творчества создал религию с ее основополагающим понятием: «Все мы – рабы божьи», то впоследствии эгоизм вывернул этот постулат наизнанку, превратив его в лозунг: «Я ничей не раб, только божий». Этот лозунг уравнял в правах монарха и дворника и в очередной раз продемонстрировал, что эгоизм и творчество суть диалектическая неразделимость.
Эгоизм породил страх, а следовательно, стал одним из факторов, обусловливающих творчество. Понятно, что любое существо боится лишь потому, что является самоценным и самоцельным для самого себя. Без этого не работал бы инстинкт самосохранения. Существо, полностью лишенное эгоизма, не способно обороняться. И если эгоизм – естественное и изначальное состояние любого живого существа, то альтруизм есть порождение творчества, одна из бесчисленных условностей, определяющих на том или ином этапе развития человечества, что такое хорошо и что такое плохо. Абсолютно свободным можно быть только в полном одиночестве. Любая вторая особь, находящаяся рядом со мной, ограничивает мою свободу, ибо мне волей-неволей приходится считаться с ее эгоизмом. И коль скоро людей на Земле всегда было достаточное количество, для того чтобы начать ненавидеть друг друга, в процессе творчества ради выживания человека как биологического вида были выработаны всевозможные условности и табу. Сюда, в первую очередь, относится мораль – штука, всегда работающая на потребу времени и изменяющаяся в зависимости от изменений объективной реальности. Понятия «добро» и «зло» не могут существовать сами по себе. Они имеют смысл лишь относительно человека, эгоцентризм которого провозглашает: «Всё, что плохо для человека, есть безусловное зло; всё, что для человека хорошо, – безусловное добро». Это изначальное деление персонифицировалось в добрых и злых богах и воплотилось в морали, во все времена держащейся на одном, в большей или меньшей степени завуалированном принципе: «Я буду угождать соседу, если он сильнее меня; если же он слабее, пусть сам угождает мне».
 
Рейтинг: +1 215 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!