В табуне моих мыслей (ненаучная иппология)
Итак, мы подошли к празднованию ещё одного Нового года, который в этом году наступает 31 января. Это год Лошади по восточному календарю.
Не знаю, почему у китайцев Лошадь пришла к финишу только седьмой, пропустив вперёд Крысу, Быка, Тигра, Зайца, Дракона и даже Змею. Ведь это одно из самых быстрых животных. Но, Восток есть Восток. Завершается год Змеи и с 31 января 2014 года начнётся год Синей Лошади или Деревянного Коня (как хотите), поскольку цвет этого года – синий, а элемент природы - Дерево.
Ни одно животное не сыграло в жизни человека и человечества такую, огромную роль, как лошадь. Она явилась тем катализатором, который ускорял процесс переселения и смешения народов, завоевание и освоение новых земель, взаимодействие культур и знаний. Не было бы лошади, мир бы был иной.
Приручение лошади началось в 3 тысячелетии до н.э. Наряду с хозяйственным значением (перевозка грузов), её вскоре стали использовать и как боевую силу. Поскольку дикие кони тех времён были довольно небольшие, то использовались они поначалу не как верховые животные, а запрягались в колесницы. Боевые колесницы широко применялись в армиях древних Греции и Рима, Египта, Индии и Китая.
Древние арии имели развитое коневодство в III тысячелетии до н. э., и продвинулись они быстро на восток именно благодаря использованию конных колесниц. Во II–I тысячелетиях до н. э., как и в I тысячелетии н. э., коней разводили в особых условиях, подробно описанных в «Артхашaстре». Особая каста специалистов обучала коней главным образом для боя, который вели или всадники или воины на колесницах.
Поражает разнообразие корма, расписанное по дням, месяцам и годам: в него входит ячменная мука, растительное и топленое масло, наполовину сваренные зерна и бобовые, молоко, рис, трава, соль, сахар, мясо (!), мясной отвар («сок»), простокваша («для увлажнения компактной пищи»). Уставшим лошадям следует ставить клистир с растительным маслом и маслом же увлажнять нос. Дважды в день следует купать лошадей.
Как род войск конница впервые возникла в Ассирии и Урарту (IX век до н. э.), затем в Персии (VI в. до н. э.) и других государствах. В персидской армии кавалерия являлась главным родом войск и делилась на тяжёлую, имевшую мечи и пики, и лёгкую, вооружённую луками, дротиками и копьями.
В древней Греции наибольшего развития кавалерия достигла в IV в. до н. э. в армии Александра Македонского, где она решала участь всех основных сражений в Азии.
У древних римлян кавалерия была вспомогательным родом войск. Основной силой были знаменитые пешие когорты легионов. Верховой езде с применением оружия воины были обучены слабо, то есть, лошадь служила средством передвижения, поэтому на кавалерию возлагались в основном функции разведки и решения различных обеспечивающих задач. Видимо поэтому более развитая карфагенская кавалерия сыграла важнейшую роль в разгроме римской армии при Каннах (216 г. до н.э.).
***
А вообще-то, ЛОШАДИ (лат. Equus) - род непарнокопытных животных семейства лошадиных. Большинство из этого семейства вымерли: гиракотерий, мезогиппус, миогиппус, гиппарион и др. К семейству лошадиных относятся так же кулан, тарпан, зебра и осёл. Человек вывел более двухсот пород домашней лошади. Здесь и мощные тяжеловозы, способные перевозить большой груз и изящные скаковые породы и миниатюрные пони.
Самой крупной лошадью признан жеребец бельгийской породы Бруклин Сьюприм. В десятилетнем возрасте он имел рост 1,98 м (в холке) и вес – 1451 кг. Самой высокой в мире лошадью был тяжеловоз Сэмпсон-Мамонт. В четырехлетнем возрасте в 1850 году его рост равнялся 2, 19 м. А самые маленькие лошади – представители аргентинской породы фалабелла: жеребец Литтл Памкин в 1975 г. был ростом 35,5 см, а весил 9,07 кг. Рекорд скорости принадлежит Бичу Рэкиту. Этот чистокровный жеребец на скачках в Мехико развил скорость 69,6 км/ч на дистанции в четверть мили.
Некоторые лошади настолько прославились сами, что их имена стали нарицательными: Буцефал - дикий конь, по преданию, усмирённый Александром Македонским и долго ему служивший; Росинант - кляча Дона Кихота; Боливар, который «не выдержит двоих”. Правда, последние два - литературные герои, к коим можно присовокупить известного всем «коня в пальто».
***
Ну, коли я упомянул вымышленных героев, то пора переходить к лошадям - героям мифов разных народов.
В греческой мифологии известны бессмертные кони Балий и Ксанф, сыновья гарпии Подарги и бога западного ветра Зефира. В упряжке колесницы они служили Ахиллу во время осады Трои, а после его гибели их забрал себе владыка моря Посейдон. Колебатель земли любил совершать свои выезды по морю на колеснице, запряжённой длинногривыми конями. Кстати, одно из прозвищ Посейдона фессалийского - Тараксипп, что значит "ужас коней".
Крылатый конь Пегас явился плодом связи Посейдона с Медузой Горгоной, родившись из её крови, когда Персей отрубил ей голову. Пегас служил верховному богу Зевсу, доставляя ему на Олимп громы и молнии. Ударом копыта он выбил на горе Геликон источник (Г)Иппокрену, что значит «лошадиный источник», вода которого дарует вдохновение поэтам. Оседлать Пегаса - значит стать поэтом.
Ещё одним чадом Посейдона был говорящий конь Арейон (Арион), родившийся от богини плодородия Деметры. Спасаясь от преследований Посейдона, она превратилась в кобылицу, но Посейдон, обернувшись конём, настиг её и овладел ею. Арейон принадлежал сначала Посейдону, затем Гераклу и потом Адрасту, царю Аргоса, которого спас при его походе на Фивы. Вот какие были у греческих богов лошадиные игрища.
Свой восьмой подвиг Геракл совершил, победив царя Диомеда и завладев его четвёркой диких коней, которых тот кормил человеческим мясом путешественников, оказавшихся на земле его царства. Эти кони-людоеды растерзали любимца Геракла, сына Гермеса, Абдера, но отпущенные на свободу, сами были съедены зверями.
Вспомним и кентавров - полулюдей-полуконей, диких свирепых существ. Геракл победил и их, совершая свой пятый подвиг. Правда, среди них был и мудрый Фол, друг Геракла. А единственный бессмертный кентавр Хирон, брат Зевса, был учителем таких героев, как Тесей, Ясон, Диоскуры, обучал врачеванию Асклепия (римского Эскулапа).
Обратимся теперь к мифологии Индии. Так, в Упанишадах имеется указание на сотворение мира из частей коня. А когда боги и асуры (демоны) принялись вместе за пахтание (взбивание) океана, чтобы добыть из него напиток бессмертия амриту, то помимо прочих чудес из океана вышел и летающий белый конь с семью головами и чёрным хвостом, Уччайхшравас, царь всех лошадей, быстрый как мысль, которого забрал себе верховный бог Индра. В «Рамаяне» же он предстаёт как конь Сурьи, бога солнца.
Интересен и ритуал жертвоприношения коня - Ашвамедха. Царь выпускал на волю коня, и следовал за ним с войском, подчиняя себе правителей тех территорий, по которым проходил его конь. Поход продолжался в течение года, после чего и совершался сам ритуал. Считалось, что царь, совершивший сто ашвамедх, становится способным свергнуть самого Индру, и стать владыкой мира.
Мировое древо (модель мира) древних индусов, священная смоковница Ашваттха, означает "лошадиная стоянка". А божественные близнецы Ашвины (буквально «рождённые от коня») близки греческим близнецам Диоскурам, из которых Кастор был укротителем коней. Известны имена и других божественных ведических коней: Таркшья, Дадхикра.
Последняя, десятая аватара (перевоплощение) бога Вишну - Калки, что значит «белый конь». Здесь Вишну выступает на белом коне с обнажённым мечом, как мессия, грядущий судия и каратель человечества, подготавливая будущее возрождение мира, которое будет в конце Кали-юги.
В скандинавской мифологии при строительстве Асгарда, небесной крепости богов - асов, участвует и конь Свадильфари. Но чтобы помешать строительству, один из богов, Локи, превратившись в кобылу (изменил пол!), постоянно отвлекает его от дела, и, в конце концов, от этой связи порождает восьминогого коня Слейпнира (перемена пола даром не прошла). Слейпнир в дальнейшем служит самому верховному богу Одину.
А гигантский ясень Иггдрасиль, древо жизни и судьбы, основа мира, буквально означает «конь Игга», т.е. «конь Одина» (Игг - одно из имён Одина). Вообще-то, «конь и мировое дерево» - распространённый мифологический мотив. И в русском фольклоре Иван-Дурак пасёт своего коня в ветвях гигантского дерева.
Кони - помощники героев, есть в сказаниях многих народов. Так у Рустама, героя иранского эпоса, есть богатырский конь Рахш. Ему же соответствует и Арахш - конь древне-русского богатыря Еруслана Лазаревича и "раши" - кони грузинского эпоса. Созвучен им и крылатый конь Араш из абхазского нартского эпоса; он может перемещаться не только по земле, но и под землёй и на небесах. Крылатый конь Кыр-ата есть у героя тюркского эпоса Кёр-оглы. В армянском сказании о Давиде Сосунском чудесный конь Куркик Джали - советник и помощник героев.
В древне-русских легендах есть Китоврас. Это кентавр, но с крыльями. Он мудр, ибо сам Соломон хитростью заманивает его к себе, чтобы тот подсказал ему, как построить новый храм. Так же в виде кентавра изображался иногда и Полкан-богатырь (другой вариант – получеловек-полупёс). Ещё один персонаж из лошадиного семейства – Индрик-зверь, изображаемый в виде единорога. В европейской средневековой традиции единорог являлся символом чистоты и девственности.
А помните, как в сказках герои преображались, влезая в одно ухо лошади и вылезая из другого. Все, конечно, знают и Сивку-Бурку Вещую Каурку и Конька-горбунка. Кстати, сивка - значит сивой масти, серовато-сизая, а каурка - каурой, светло-каштановой, рыжеватая. Как они совмещались в одной лошади, мне не совсем понятно.
В одном из вариантов сказок о Кащее смерть его наступает от копыта коня Ивана-царевича. Причем главной помощницей героя является Баба-Яга, владеющая стадами волшебных кобылиц, одну из которых она и дала Ивану-царевичу.
***
Обратимся теперь к религиозным источникам.
В исламе пророк Мухаммад совершил ночное путешествие из Мекки в Иерусалим, а затем вознесение на небеса на некоем верховом животном, изображаемом в виде лошади с головой человека. Звали его Бурак, и до Мухаммада он служил и другим пророкам.
В Ветхом Завете есть указания на «революционную» роль Соломона в решении лошадиного вопроса в израильском народе. Зенон Косидовский пишет по этому поводу: «Давид верил только в пехоту, а сам ездил только на осле. Таким образом, Соломон получил в наследство устаревшую, не соответствовавшую требованиям эпохи, армию. Теперь, преодолевая глубоко укоренившееся предубеждение израильтян против конницы, он организовал мощный конный корпус, состоящий из 14 тысяч боевых колесниц. Он модернизировал так же армейские обозы, введя в них повозки и конные упряжки. Кроме того он построил в ряде городов конюшни».
А вот и эротическая лирика Ветхого завета: в первой песне песен Соломона говорится: «Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя, возлюбленная моя». Если нашей современной возлюбленной, сказать, что она подобна кобылице, то она не воспримет это, как комплимент.
В Новом Завете о лошадях я ничего не нашёл, но торжественный вход в Иерусалим Иисус совершил на осле, представителе семейства лошадиных. Почему? Протоиерей Александр Мень вот как списывает это в "Сыне человеческом: "Конный всадник напоминал бы о войне, о древних царях, возвращающихся из кровавых походов, о римских солдатах, гарцевавших на улицах покорённого Иерусалима; поэтому Иисус выбрал животное, которое издавна было символом мира». Сам Иисус следовал пророку Захарии: «Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле...» (Зах. 99).
***
А что вызывает у нас лошадиные ассоциации в истории России? Вспоминается Вещий Олeг в изложении Пушкина и Высоцкого: "...и принял он смерть от коня своего"? Так предрекли ему волхвы. Но причиной смерти всё же была змея, свившая гнездо в черепе его давно умершего коня.
А позже уже конь Святого Георгия-Победоносца будет топтать копытами Змия, красуясь на гербе московских князей. В таком виде он и перешёл на грудь нашего державного двуглавого орла ещё в 15 веке. Есть он там и сейчас. Поэтому лошадь (конь) - составная часть символики современной России.
А поэтическим символом России является знаменитая тройка - "Птица-тройка".
В православном календаре есть и "конский праздник" - 31 августа (н.с.) - день Флора и Лавра (Фрола и Лавёра). В этот день лошадей кормили в полную сыть и ни в коем случае на них не работали, на скачки не седлали и тавро не ставили. Лошадей купали, завивали лентами их хвосты и гривы, кропили святой водой.
***
Конюший - так называлась придворная должность в Русском государстве 15-17 вв.; по традиции высший думный чин, а со второй половины 16-го века он возглавлял Конюшенный приказ (то бишь министерство).
Во французском языке от Cheval (конь, лошадь) произошёл Chevaller (шевалье ) - рыцарь, кавалер. В испанском языке лошадь - Саваllо, а кабальеро (Caballero) - всадник, кавалер, рыцарь, дворянин. В обоих случаях точный дословный перевод на русский язык звучит как "конник”. В немецком языке конюх (pferdknecht) - буквально "слуга лошади".
Лошадь и одевали, как рыцаря, в латы и наряжали, как невесту. Чего только ни придумал человек для лошадиного снаряжения: седло, попона, сбруя, узда, удила, стремена, хомут и пр. Ну и, конечно же, подкова - лошадиная обувь, символ счастья.
Прообразом знамени, штандарта был бунчук - длинное древко с прядями конских волос (обычно хвост) - символ власти у турецких пашей, польских и украинских гетманов и атаманов русского казачьего войска в 15-18 веках.
Как вы уже заметили, в названиях вымерших лошадей есть корень "гипп". Греческое слово "(Г)ИППОС”(HIPPOS) - ЛОШАДЬ, произвело известные нам слова: ипподром (буквально, лошадиный бег) и гиппопотам (буквально, речная лошадь). Имя отца медицины Гиппократа переводится как "властелин лошадей”, одного из основоположников астрономии и астрологии Гиппарха - "главная лошадь", Ипполит - "распрягающий коней”, Филипп – «любитель коней».
Человек за многолетнюю историю настолько сблизился с лошадью, что перенёс на себя многие её характеристики. Кобыла - рослая нескладная женщина; жеребец - любвеобильный мужчина; мерин (кастрированный жеребец) – тупой человек; кляча - старый, дряхлый; кобылка – тихий трудяга; осёл - упрямец; ишак - трудяга на тяжёлой работе; мул – выносливый, крепкий человек.
Кстати, мул - это гибрид лошади (кобылы) и осла (самца), а гибрид ослицы с жеребцом называется лошак. Ишак же - это общее название и для осла и для мула и для лошака. Есть так же и другие гибриды лошадей: зеброид и куланоид .
Мы часто, закусив удила, вкалываем как лошадь; кто-то обуздывает ce6я, а кто-то седлает любимого конька; когда очень смешно, мы ржём; если ты в силе, то ты "на коне", а если выдохся, то ты кляча, а «загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?».
Помните чеховскую ’’Лошадиную фамилию"? Овсов. Овёс - злак, наиболее часто используемый в корм лошадям, вызвал ассоциацию с самой лошадью. Но настоящие лошадиные названия мы часто находим в окружающем нас мире. Так, в воде обитают рыбы: конь (из семейства карповых), конёк (семейство лососевых), морской конёк (из семейства игловых). В небе летают коньки (шеврицы) из семейства трясогузковых отряда воробьиных. Среди насекомых - кобылки из семейства саранчёвых. Флора представляет нам конский щавель и конский каштан. А звёздный мир просто наполнен лошадиными: зодиакальное созвездие Стрелец, Центавр южного полушария и Хирон – всё это кентавры; Пегаса и Единорога мы найдём среди экваториальных созвездий; а Малый Конь - действительно очень маленькое созвездие.
«Ой, вы кони, вы кони стальные..." - так воспевались когда-то трактора, заменившие тягловый труд лошадей, а мощность их двигателей определялась количеством лошадиных сил ( 1 л.с.= 735,5 Вт).
А может ли конь быть равным по силе слону. Конечно, если оба они шахматные. Но и ходит этот конь как-то странно, с эдаким выкрутасами в виде буквы «Г», прыгая через головы, как своих фигур, так и противника. В этом есть что-то солярное. Если представить все его ходы из одной клетки где-нибудь в середине поля в одну сторону (по часовой стрелке) и в другу (против), то получим прямую и обратную свастики. Наложение обоих комбинаций даст своеобразный крест; он называется крест-патент, или костыльный крест. Часто неожиданное замысловатое решение какого-либо вопроса мы называем - "ход конём’’.
Шахматы - это спорт, а лошадь в спорте - это и скачки-бега и конный кросс, и выездка (дрессура) и конкур, и поло и конный теннис, и пушбол и борьба на лошадях, и джигитовка и многое другое.
А в гимнастике тоже есть конь, но женщины и мужчины используют его по-разному: женщины прыгают через него (опорный прыжок) вдоль, а мужчины объезжают его, как дикого мустанга, вдоль и поперёк.
Деревянной головой коня часто украшали носы своих лодий древние славяне и викинги. Конёк на крыше дома потому и называется коньком, что украшением в виде коня (или его головы) завершался охлупень (бревно, венчающее крышу). Коньки, на которых катаются по льду, первоначально вырезались из дерева, и носки их изображались лошадиными головами.
Значение лошади подчёркивали и слова, которые употреблялись только применительно к ней. Когда лошадей много, то это не стадо (коров, коз, свиней), а табун, а место, где их выращивают, не ферма, а конезавод. Прочую скотину крадёт просто вор, но лошадей - конокрад (узкая специализация!). А лечил их (впрочем, как и прочую скотину) - коновал (современный ветеринар); правда это стало именем нарицательным почему-то для плохого мед. работника.
***
Ну, если уж мы коснулись медицины, то вспомним, что кентавр Хирон, сам искусный врачеватель, обучал этому делу своего двоюродною внука Асклепия, будущего бога врачевания. Асклепий переводится как "змеевидный бог”. Далее в роду Асклепиадов появляется Гиппократ, имя которого значит "Повелитель лошадей"!
Большое значение в медицине имеют приготовленные из крови лошади различные лечебные сыворотки. Наиболее известная и распространённая - противостолбнячная сыворотка (ПСС). С некоторых пор применяется иппотерапия - эффективный метод лечения и реабилитации заболеваний желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, диабета, нервной системы, умственной отсталости и др. Что же это? Обыкновенная верховая езда на лошади. Мы уже знаем, что кошки и собаки, и даже аквариумные рыбки, положительно влияют на здоровье человека. Здесь же не просто общение с большим и красивым животным, но и вибрации, возникающие при езде, оказывают непосредственное влияние на внутренние органы и опорно-двигательный аппарат.
Врачи же времён Авиценны использовали для лечения молоко лошади и даже помёт. Армянский врач 15 века Амасиаци в книге "Ненужное для неучей” пишет: "Кумыс быстро переваривается. Вызывает месячные при задержке, если женщина сделает им клизму, согревает матку и очищает её от язв. Если выпить, опьянит". "Лошадиный помёт во всех видах, как жжёном, так и нежженом, останавливает кровь. Если свежий помёт отжать и воду выпить, то растворит камень почек". А вот про конину он пишет: "по своей природе и силе похожа на мясо верблюда. Оно жёсткое, медленно переваривается и вызывает образование черной желчи и дурных болезней".
На счёт использования помёта в современной медицине я не слышал, а вот кумысолечение не утратило своего значения в лечении некоторых заболевании, в основном, разных форм туберкулёза. Имеются даже кумысолечебницы. Интересно, что по химическому составу кобылье молоко и кумыс ближе к женскому молоку, чем к коровьему. Ну а конина это дело вкуса. Её в разных видах едят и любят очень многие. А для некоторых народов она стоит на первом месте по употреблению.
***
На лошадях пахали, боронили и сеяли. На телегах, повозках и арбах лошади перевозили разные грузы. Колесили по миру кибитки цыган и фургоны переселенцев. Тарантасы, ландо, кэбы, кареты стучали колёсами по мостовым городов. Почтовые кареты и дилижансы перевозили почту и деньги. А прообразом трамвая стала городская конка. Боевую колесницу древнего мира попыталась заменить в гражданскую войну тачанка. Постепенно авто-тракторная техника вытеснила лошадь. Она выполнила свою миссию. Боевая кавалерия уже во Вторую мировую войну не была ударной силой, как в Первую. Но лошади до сих пор несут службу в труднодоступных горных районах, в основном, в пограничных частях.
Нельзя не любоваться этим красивым и умным животным, его движениями. Даже то, как лошадь двигается, имеет свои названия - аллюры: шаг, рысь, иноходь, галоп, прыжки. А в конном спорте и цирковом искусстве человек создал искусственные аллюры: парадный шаг, пассаж, пьяффе, пируэт. Движения лошади часто отождествляется с силами природы, стихиями: конь как ветер мчится, летит во весь опор; табун проносится вихрем (ураганом); конница накатывается лавиной.
Название окрасов лошади тоже специфические, это масти: буланая (светло-жёлтая с чёрным хвостом и гривой), саврасая (светло-гнедая), гнедая (красновато-рыжая), пегая (пятнистая, пёстрая), в яблоках (с тёмными круглыми пятнами). О каурой и сивой я писал выше. Два основных цвета: белый и черный (вороной для лошади). Герои мифов и сказаний чаще выступали на белых конях. Белый цвет - цвет коней победителей. И маршал Жуков принимал Парад Победы на белом скакуне, как Георгий Победоносец.
А вот и истинные знаменитые лошадиные фамилии России: Кобыла Андрей - боярин, приближённый московского великого князя Симеона Гордого, первый исторически достоверный предок дома Романовых; Конь Фёдор - русский зодчий 16 века, строитель стен и башен Белого города в Москве и крепостных стен Смоленска; Конёнков Сергей Тимофеевич - скульптор, народный художник CCCР; Конев Иван Степанович - маршал СССР.
***
Первые наскальные рисунки с изображением лошади относят к четвёртому тысячелетию до н.э. Всадники на конях и кентавры украшают Парфенон - главный храм Афинского Акрополя. Бронзовые конные памятники императоров Древнего Рима стоят на площадях Вечного города. Много конных скульптур и в России. Особо знаменитые – Медный всадник и укротители Аничкова моста в Петербурге, квадрига Аполлона на здании Большого театра в Москве (смотрите на сторублёвой банкноте).
Многочисленны изображения лошадей на картинах известных художников. Пожалуй, отмечу одну необычную – «Купание красного коня» Петрова-Водкина. К красному цвету революции она никакого отношения не имеет. Написана была в 1912 году, а алый цвет коня Петров-Водкин, как он сам говорил, взял от древнерусских иконописцев.
А сколько песен сложил народ про своих помощников и друзей: "Тройка мчится, тройка скачет", "Пара гнедых, запряжённых зарёю", "Ой, мороз, мороз, не морозь меня,... моего коня", "Ехали на тройке с бубенцами”, "Ой, вы кони залётные...", "Эх, тачанка...”, "Чуть помедленнее, кони...", «Три белых коня…», «Ой, вы, кони, кони-звери…»
Много художественной литературы, посвящённой прекрасным животным: Лев Толстой "Холстомер: история лошади"; Салтыков-Щедрин "Коняга"; Иван Бунин "Белая лошадь" и другие. О лошадях поставил свои фильмы известный телеведущий и публицист А.Г. Невзоров: «Лошадиная энциклопедия» (2004), «Лошадь распятая и воскресшая» (2008), «Манежное лошадиное чтение» (2010). Он же написал книгу «Лошадиная энциклопедия» (2005). А Свифт переносил своего героя Гулливера в страну гуингмов – благородных говорящих лошадей.
Разнообразные поговорки и пословицы вошли в нашу жизнь: "коней на переправе не меняют", "не в коня корм", "конь не валялся", "тёмная лошадка", «лошадиная доза”, "дарёному коню в зубы не смотрят". Последнее, правда, подвело троянцев, которым осаждающие Трою ахейцы подарили огромного деревянного коня. Троянский конь оказался коварным подарком, Троя пала.
***
Если в Восточном календаре 12 животных, то в зороастрийском - 32. Есть там и год с тотемом Коня. Последний раз он пришёлся на период с 21 марта 1989 по 21 марта 1990. Поэтому, рождённые в этот период, а так же в период 1957-1958 и 1925-1926 гг. (пляшем от 21 марта) могут праздновать этот год, как свой. Из знаков зодиака, думаю, что 2014 год будет благоволить к Стрельцам, поскольку Стрелец – это кентавр, стреляющий из лука. И, хотя это получеловек-полулошадь, но лошади по массе там будет от 70%.
Ну, пора и закругляться. Мои мысли - мои скакуны, промчали меня галопом по Европам, оставив много интересного в черновом материале. Однако, это не научная работа, а краткий экскурс в страну Иппландию.
Я уже писал, что Лошадь вошла в символику России, как белый конь Святого Георгия Победоносца, изображённого на нашем гербе. Отметил так же, что красным цветом писались кони на древнерусских иконах. И вот грядёт год Синей Лошади. Синий – третий цвет нашего государственного флага. Вот она, Птица- тройка коней цвета флага России! А, значит, год будет НАШ!
И не надо бояться деревянного Коня, как коня троянского. Пусть это будет деревянная Лошадка – символ детства.
Не знаю, почему у китайцев Лошадь пришла к финишу только седьмой, пропустив вперёд Крысу, Быка, Тигра, Зайца, Дракона и даже Змею. Ведь это одно из самых быстрых животных. Но, Восток есть Восток. Завершается год Змеи и с 31 января 2014 года начнётся год Синей Лошади или Деревянного Коня (как хотите), поскольку цвет этого года – синий, а элемент природы - Дерево.
Ни одно животное не сыграло в жизни человека и человечества такую, огромную роль, как лошадь. Она явилась тем катализатором, который ускорял процесс переселения и смешения народов, завоевание и освоение новых земель, взаимодействие культур и знаний. Не было бы лошади, мир бы был иной.
Приручение лошади началось в 3 тысячелетии до н.э. Наряду с хозяйственным значением (перевозка грузов), её вскоре стали использовать и как боевую силу. Поскольку дикие кони тех времён были довольно небольшие, то использовались они поначалу не как верховые животные, а запрягались в колесницы. Боевые колесницы широко применялись в армиях древних Греции и Рима, Египта, Индии и Китая.
Древние арии имели развитое коневодство в III тысячелетии до н. э., и продвинулись они быстро на восток именно благодаря использованию конных колесниц. Во II–I тысячелетиях до н. э., как и в I тысячелетии н. э., коней разводили в особых условиях, подробно описанных в «Артхашaстре». Особая каста специалистов обучала коней главным образом для боя, который вели или всадники или воины на колесницах.
Поражает разнообразие корма, расписанное по дням, месяцам и годам: в него входит ячменная мука, растительное и топленое масло, наполовину сваренные зерна и бобовые, молоко, рис, трава, соль, сахар, мясо (!), мясной отвар («сок»), простокваша («для увлажнения компактной пищи»). Уставшим лошадям следует ставить клистир с растительным маслом и маслом же увлажнять нос. Дважды в день следует купать лошадей.
Как род войск конница впервые возникла в Ассирии и Урарту (IX век до н. э.), затем в Персии (VI в. до н. э.) и других государствах. В персидской армии кавалерия являлась главным родом войск и делилась на тяжёлую, имевшую мечи и пики, и лёгкую, вооружённую луками, дротиками и копьями.
В древней Греции наибольшего развития кавалерия достигла в IV в. до н. э. в армии Александра Македонского, где она решала участь всех основных сражений в Азии.
У древних римлян кавалерия была вспомогательным родом войск. Основной силой были знаменитые пешие когорты легионов. Верховой езде с применением оружия воины были обучены слабо, то есть, лошадь служила средством передвижения, поэтому на кавалерию возлагались в основном функции разведки и решения различных обеспечивающих задач. Видимо поэтому более развитая карфагенская кавалерия сыграла важнейшую роль в разгроме римской армии при Каннах (216 г. до н.э.).
***
А вообще-то, ЛОШАДИ (лат. Equus) - род непарнокопытных животных семейства лошадиных. Большинство из этого семейства вымерли: гиракотерий, мезогиппус, миогиппус, гиппарион и др. К семейству лошадиных относятся так же кулан, тарпан, зебра и осёл. Человек вывел более двухсот пород домашней лошади. Здесь и мощные тяжеловозы, способные перевозить большой груз и изящные скаковые породы и миниатюрные пони.
Самой крупной лошадью признан жеребец бельгийской породы Бруклин Сьюприм. В десятилетнем возрасте он имел рост 1,98 м (в холке) и вес – 1451 кг. Самой высокой в мире лошадью был тяжеловоз Сэмпсон-Мамонт. В четырехлетнем возрасте в 1850 году его рост равнялся 2, 19 м. А самые маленькие лошади – представители аргентинской породы фалабелла: жеребец Литтл Памкин в 1975 г. был ростом 35,5 см, а весил 9,07 кг. Рекорд скорости принадлежит Бичу Рэкиту. Этот чистокровный жеребец на скачках в Мехико развил скорость 69,6 км/ч на дистанции в четверть мили.
Некоторые лошади настолько прославились сами, что их имена стали нарицательными: Буцефал - дикий конь, по преданию, усмирённый Александром Македонским и долго ему служивший; Росинант - кляча Дона Кихота; Боливар, который «не выдержит двоих”. Правда, последние два - литературные герои, к коим можно присовокупить известного всем «коня в пальто».
***
Ну, коли я упомянул вымышленных героев, то пора переходить к лошадям - героям мифов разных народов.
В греческой мифологии известны бессмертные кони Балий и Ксанф, сыновья гарпии Подарги и бога западного ветра Зефира. В упряжке колесницы они служили Ахиллу во время осады Трои, а после его гибели их забрал себе владыка моря Посейдон. Колебатель земли любил совершать свои выезды по морю на колеснице, запряжённой длинногривыми конями. Кстати, одно из прозвищ Посейдона фессалийского - Тараксипп, что значит "ужас коней".
Крылатый конь Пегас явился плодом связи Посейдона с Медузой Горгоной, родившись из её крови, когда Персей отрубил ей голову. Пегас служил верховному богу Зевсу, доставляя ему на Олимп громы и молнии. Ударом копыта он выбил на горе Геликон источник (Г)Иппокрену, что значит «лошадиный источник», вода которого дарует вдохновение поэтам. Оседлать Пегаса - значит стать поэтом.
Ещё одним чадом Посейдона был говорящий конь Арейон (Арион), родившийся от богини плодородия Деметры. Спасаясь от преследований Посейдона, она превратилась в кобылицу, но Посейдон, обернувшись конём, настиг её и овладел ею. Арейон принадлежал сначала Посейдону, затем Гераклу и потом Адрасту, царю Аргоса, которого спас при его походе на Фивы. Вот какие были у греческих богов лошадиные игрища.
Свой восьмой подвиг Геракл совершил, победив царя Диомеда и завладев его четвёркой диких коней, которых тот кормил человеческим мясом путешественников, оказавшихся на земле его царства. Эти кони-людоеды растерзали любимца Геракла, сына Гермеса, Абдера, но отпущенные на свободу, сами были съедены зверями.
Вспомним и кентавров - полулюдей-полуконей, диких свирепых существ. Геракл победил и их, совершая свой пятый подвиг. Правда, среди них был и мудрый Фол, друг Геракла. А единственный бессмертный кентавр Хирон, брат Зевса, был учителем таких героев, как Тесей, Ясон, Диоскуры, обучал врачеванию Асклепия (римского Эскулапа).
Обратимся теперь к мифологии Индии. Так, в Упанишадах имеется указание на сотворение мира из частей коня. А когда боги и асуры (демоны) принялись вместе за пахтание (взбивание) океана, чтобы добыть из него напиток бессмертия амриту, то помимо прочих чудес из океана вышел и летающий белый конь с семью головами и чёрным хвостом, Уччайхшравас, царь всех лошадей, быстрый как мысль, которого забрал себе верховный бог Индра. В «Рамаяне» же он предстаёт как конь Сурьи, бога солнца.
Интересен и ритуал жертвоприношения коня - Ашвамедха. Царь выпускал на волю коня, и следовал за ним с войском, подчиняя себе правителей тех территорий, по которым проходил его конь. Поход продолжался в течение года, после чего и совершался сам ритуал. Считалось, что царь, совершивший сто ашвамедх, становится способным свергнуть самого Индру, и стать владыкой мира.
Мировое древо (модель мира) древних индусов, священная смоковница Ашваттха, означает "лошадиная стоянка". А божественные близнецы Ашвины (буквально «рождённые от коня») близки греческим близнецам Диоскурам, из которых Кастор был укротителем коней. Известны имена и других божественных ведических коней: Таркшья, Дадхикра.
Последняя, десятая аватара (перевоплощение) бога Вишну - Калки, что значит «белый конь». Здесь Вишну выступает на белом коне с обнажённым мечом, как мессия, грядущий судия и каратель человечества, подготавливая будущее возрождение мира, которое будет в конце Кали-юги.
В скандинавской мифологии при строительстве Асгарда, небесной крепости богов - асов, участвует и конь Свадильфари. Но чтобы помешать строительству, один из богов, Локи, превратившись в кобылу (изменил пол!), постоянно отвлекает его от дела, и, в конце концов, от этой связи порождает восьминогого коня Слейпнира (перемена пола даром не прошла). Слейпнир в дальнейшем служит самому верховному богу Одину.
А гигантский ясень Иггдрасиль, древо жизни и судьбы, основа мира, буквально означает «конь Игга», т.е. «конь Одина» (Игг - одно из имён Одина). Вообще-то, «конь и мировое дерево» - распространённый мифологический мотив. И в русском фольклоре Иван-Дурак пасёт своего коня в ветвях гигантского дерева.
Кони - помощники героев, есть в сказаниях многих народов. Так у Рустама, героя иранского эпоса, есть богатырский конь Рахш. Ему же соответствует и Арахш - конь древне-русского богатыря Еруслана Лазаревича и "раши" - кони грузинского эпоса. Созвучен им и крылатый конь Араш из абхазского нартского эпоса; он может перемещаться не только по земле, но и под землёй и на небесах. Крылатый конь Кыр-ата есть у героя тюркского эпоса Кёр-оглы. В армянском сказании о Давиде Сосунском чудесный конь Куркик Джали - советник и помощник героев.
В древне-русских легендах есть Китоврас. Это кентавр, но с крыльями. Он мудр, ибо сам Соломон хитростью заманивает его к себе, чтобы тот подсказал ему, как построить новый храм. Так же в виде кентавра изображался иногда и Полкан-богатырь (другой вариант – получеловек-полупёс). Ещё один персонаж из лошадиного семейства – Индрик-зверь, изображаемый в виде единорога. В европейской средневековой традиции единорог являлся символом чистоты и девственности.
А помните, как в сказках герои преображались, влезая в одно ухо лошади и вылезая из другого. Все, конечно, знают и Сивку-Бурку Вещую Каурку и Конька-горбунка. Кстати, сивка - значит сивой масти, серовато-сизая, а каурка - каурой, светло-каштановой, рыжеватая. Как они совмещались в одной лошади, мне не совсем понятно.
В одном из вариантов сказок о Кащее смерть его наступает от копыта коня Ивана-царевича. Причем главной помощницей героя является Баба-Яга, владеющая стадами волшебных кобылиц, одну из которых она и дала Ивану-царевичу.
***
Обратимся теперь к религиозным источникам.
В исламе пророк Мухаммад совершил ночное путешествие из Мекки в Иерусалим, а затем вознесение на небеса на некоем верховом животном, изображаемом в виде лошади с головой человека. Звали его Бурак, и до Мухаммада он служил и другим пророкам.
В Ветхом Завете есть указания на «революционную» роль Соломона в решении лошадиного вопроса в израильском народе. Зенон Косидовский пишет по этому поводу: «Давид верил только в пехоту, а сам ездил только на осле. Таким образом, Соломон получил в наследство устаревшую, не соответствовавшую требованиям эпохи, армию. Теперь, преодолевая глубоко укоренившееся предубеждение израильтян против конницы, он организовал мощный конный корпус, состоящий из 14 тысяч боевых колесниц. Он модернизировал так же армейские обозы, введя в них повозки и конные упряжки. Кроме того он построил в ряде городов конюшни».
А вот и эротическая лирика Ветхого завета: в первой песне песен Соломона говорится: «Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя, возлюбленная моя». Если нашей современной возлюбленной, сказать, что она подобна кобылице, то она не воспримет это, как комплимент.
В Новом Завете о лошадях я ничего не нашёл, но торжественный вход в Иерусалим Иисус совершил на осле, представителе семейства лошадиных. Почему? Протоиерей Александр Мень вот как списывает это в "Сыне человеческом: "Конный всадник напоминал бы о войне, о древних царях, возвращающихся из кровавых походов, о римских солдатах, гарцевавших на улицах покорённого Иерусалима; поэтому Иисус выбрал животное, которое издавна было символом мира». Сам Иисус следовал пророку Захарии: «Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле...» (Зах. 99).
***
А что вызывает у нас лошадиные ассоциации в истории России? Вспоминается Вещий Олeг в изложении Пушкина и Высоцкого: "...и принял он смерть от коня своего"? Так предрекли ему волхвы. Но причиной смерти всё же была змея, свившая гнездо в черепе его давно умершего коня.
А позже уже конь Святого Георгия-Победоносца будет топтать копытами Змия, красуясь на гербе московских князей. В таком виде он и перешёл на грудь нашего державного двуглавого орла ещё в 15 веке. Есть он там и сейчас. Поэтому лошадь (конь) - составная часть символики современной России.
А поэтическим символом России является знаменитая тройка - "Птица-тройка".
В православном календаре есть и "конский праздник" - 31 августа (н.с.) - день Флора и Лавра (Фрола и Лавёра). В этот день лошадей кормили в полную сыть и ни в коем случае на них не работали, на скачки не седлали и тавро не ставили. Лошадей купали, завивали лентами их хвосты и гривы, кропили святой водой.
***
Конюший - так называлась придворная должность в Русском государстве 15-17 вв.; по традиции высший думный чин, а со второй половины 16-го века он возглавлял Конюшенный приказ (то бишь министерство).
Во французском языке от Cheval (конь, лошадь) произошёл Chevaller (шевалье ) - рыцарь, кавалер. В испанском языке лошадь - Саваllо, а кабальеро (Caballero) - всадник, кавалер, рыцарь, дворянин. В обоих случаях точный дословный перевод на русский язык звучит как "конник”. В немецком языке конюх (pferdknecht) - буквально "слуга лошади".
Лошадь и одевали, как рыцаря, в латы и наряжали, как невесту. Чего только ни придумал человек для лошадиного снаряжения: седло, попона, сбруя, узда, удила, стремена, хомут и пр. Ну и, конечно же, подкова - лошадиная обувь, символ счастья.
Прообразом знамени, штандарта был бунчук - длинное древко с прядями конских волос (обычно хвост) - символ власти у турецких пашей, польских и украинских гетманов и атаманов русского казачьего войска в 15-18 веках.
Как вы уже заметили, в названиях вымерших лошадей есть корень "гипп". Греческое слово "(Г)ИППОС”(HIPPOS) - ЛОШАДЬ, произвело известные нам слова: ипподром (буквально, лошадиный бег) и гиппопотам (буквально, речная лошадь). Имя отца медицины Гиппократа переводится как "властелин лошадей”, одного из основоположников астрономии и астрологии Гиппарха - "главная лошадь", Ипполит - "распрягающий коней”, Филипп – «любитель коней».
Человек за многолетнюю историю настолько сблизился с лошадью, что перенёс на себя многие её характеристики. Кобыла - рослая нескладная женщина; жеребец - любвеобильный мужчина; мерин (кастрированный жеребец) – тупой человек; кляча - старый, дряхлый; кобылка – тихий трудяга; осёл - упрямец; ишак - трудяга на тяжёлой работе; мул – выносливый, крепкий человек.
Кстати, мул - это гибрид лошади (кобылы) и осла (самца), а гибрид ослицы с жеребцом называется лошак. Ишак же - это общее название и для осла и для мула и для лошака. Есть так же и другие гибриды лошадей: зеброид и куланоид .
Мы часто, закусив удила, вкалываем как лошадь; кто-то обуздывает ce6я, а кто-то седлает любимого конька; когда очень смешно, мы ржём; если ты в силе, то ты "на коне", а если выдохся, то ты кляча, а «загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?».
Помните чеховскую ’’Лошадиную фамилию"? Овсов. Овёс - злак, наиболее часто используемый в корм лошадям, вызвал ассоциацию с самой лошадью. Но настоящие лошадиные названия мы часто находим в окружающем нас мире. Так, в воде обитают рыбы: конь (из семейства карповых), конёк (семейство лососевых), морской конёк (из семейства игловых). В небе летают коньки (шеврицы) из семейства трясогузковых отряда воробьиных. Среди насекомых - кобылки из семейства саранчёвых. Флора представляет нам конский щавель и конский каштан. А звёздный мир просто наполнен лошадиными: зодиакальное созвездие Стрелец, Центавр южного полушария и Хирон – всё это кентавры; Пегаса и Единорога мы найдём среди экваториальных созвездий; а Малый Конь - действительно очень маленькое созвездие.
«Ой, вы кони, вы кони стальные..." - так воспевались когда-то трактора, заменившие тягловый труд лошадей, а мощность их двигателей определялась количеством лошадиных сил ( 1 л.с.= 735,5 Вт).
А может ли конь быть равным по силе слону. Конечно, если оба они шахматные. Но и ходит этот конь как-то странно, с эдаким выкрутасами в виде буквы «Г», прыгая через головы, как своих фигур, так и противника. В этом есть что-то солярное. Если представить все его ходы из одной клетки где-нибудь в середине поля в одну сторону (по часовой стрелке) и в другу (против), то получим прямую и обратную свастики. Наложение обоих комбинаций даст своеобразный крест; он называется крест-патент, или костыльный крест. Часто неожиданное замысловатое решение какого-либо вопроса мы называем - "ход конём’’.
Шахматы - это спорт, а лошадь в спорте - это и скачки-бега и конный кросс, и выездка (дрессура) и конкур, и поло и конный теннис, и пушбол и борьба на лошадях, и джигитовка и многое другое.
А в гимнастике тоже есть конь, но женщины и мужчины используют его по-разному: женщины прыгают через него (опорный прыжок) вдоль, а мужчины объезжают его, как дикого мустанга, вдоль и поперёк.
Деревянной головой коня часто украшали носы своих лодий древние славяне и викинги. Конёк на крыше дома потому и называется коньком, что украшением в виде коня (или его головы) завершался охлупень (бревно, венчающее крышу). Коньки, на которых катаются по льду, первоначально вырезались из дерева, и носки их изображались лошадиными головами.
Значение лошади подчёркивали и слова, которые употреблялись только применительно к ней. Когда лошадей много, то это не стадо (коров, коз, свиней), а табун, а место, где их выращивают, не ферма, а конезавод. Прочую скотину крадёт просто вор, но лошадей - конокрад (узкая специализация!). А лечил их (впрочем, как и прочую скотину) - коновал (современный ветеринар); правда это стало именем нарицательным почему-то для плохого мед. работника.
***
Ну, если уж мы коснулись медицины, то вспомним, что кентавр Хирон, сам искусный врачеватель, обучал этому делу своего двоюродною внука Асклепия, будущего бога врачевания. Асклепий переводится как "змеевидный бог”. Далее в роду Асклепиадов появляется Гиппократ, имя которого значит "Повелитель лошадей"!
Большое значение в медицине имеют приготовленные из крови лошади различные лечебные сыворотки. Наиболее известная и распространённая - противостолбнячная сыворотка (ПСС). С некоторых пор применяется иппотерапия - эффективный метод лечения и реабилитации заболеваний желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, диабета, нервной системы, умственной отсталости и др. Что же это? Обыкновенная верховая езда на лошади. Мы уже знаем, что кошки и собаки, и даже аквариумные рыбки, положительно влияют на здоровье человека. Здесь же не просто общение с большим и красивым животным, но и вибрации, возникающие при езде, оказывают непосредственное влияние на внутренние органы и опорно-двигательный аппарат.
Врачи же времён Авиценны использовали для лечения молоко лошади и даже помёт. Армянский врач 15 века Амасиаци в книге "Ненужное для неучей” пишет: "Кумыс быстро переваривается. Вызывает месячные при задержке, если женщина сделает им клизму, согревает матку и очищает её от язв. Если выпить, опьянит". "Лошадиный помёт во всех видах, как жжёном, так и нежженом, останавливает кровь. Если свежий помёт отжать и воду выпить, то растворит камень почек". А вот про конину он пишет: "по своей природе и силе похожа на мясо верблюда. Оно жёсткое, медленно переваривается и вызывает образование черной желчи и дурных болезней".
На счёт использования помёта в современной медицине я не слышал, а вот кумысолечение не утратило своего значения в лечении некоторых заболевании, в основном, разных форм туберкулёза. Имеются даже кумысолечебницы. Интересно, что по химическому составу кобылье молоко и кумыс ближе к женскому молоку, чем к коровьему. Ну а конина это дело вкуса. Её в разных видах едят и любят очень многие. А для некоторых народов она стоит на первом месте по употреблению.
***
На лошадях пахали, боронили и сеяли. На телегах, повозках и арбах лошади перевозили разные грузы. Колесили по миру кибитки цыган и фургоны переселенцев. Тарантасы, ландо, кэбы, кареты стучали колёсами по мостовым городов. Почтовые кареты и дилижансы перевозили почту и деньги. А прообразом трамвая стала городская конка. Боевую колесницу древнего мира попыталась заменить в гражданскую войну тачанка. Постепенно авто-тракторная техника вытеснила лошадь. Она выполнила свою миссию. Боевая кавалерия уже во Вторую мировую войну не была ударной силой, как в Первую. Но лошади до сих пор несут службу в труднодоступных горных районах, в основном, в пограничных частях.
Нельзя не любоваться этим красивым и умным животным, его движениями. Даже то, как лошадь двигается, имеет свои названия - аллюры: шаг, рысь, иноходь, галоп, прыжки. А в конном спорте и цирковом искусстве человек создал искусственные аллюры: парадный шаг, пассаж, пьяффе, пируэт. Движения лошади часто отождествляется с силами природы, стихиями: конь как ветер мчится, летит во весь опор; табун проносится вихрем (ураганом); конница накатывается лавиной.
Название окрасов лошади тоже специфические, это масти: буланая (светло-жёлтая с чёрным хвостом и гривой), саврасая (светло-гнедая), гнедая (красновато-рыжая), пегая (пятнистая, пёстрая), в яблоках (с тёмными круглыми пятнами). О каурой и сивой я писал выше. Два основных цвета: белый и черный (вороной для лошади). Герои мифов и сказаний чаще выступали на белых конях. Белый цвет - цвет коней победителей. И маршал Жуков принимал Парад Победы на белом скакуне, как Георгий Победоносец.
А вот и истинные знаменитые лошадиные фамилии России: Кобыла Андрей - боярин, приближённый московского великого князя Симеона Гордого, первый исторически достоверный предок дома Романовых; Конь Фёдор - русский зодчий 16 века, строитель стен и башен Белого города в Москве и крепостных стен Смоленска; Конёнков Сергей Тимофеевич - скульптор, народный художник CCCР; Конев Иван Степанович - маршал СССР.
***
Первые наскальные рисунки с изображением лошади относят к четвёртому тысячелетию до н.э. Всадники на конях и кентавры украшают Парфенон - главный храм Афинского Акрополя. Бронзовые конные памятники императоров Древнего Рима стоят на площадях Вечного города. Много конных скульптур и в России. Особо знаменитые – Медный всадник и укротители Аничкова моста в Петербурге, квадрига Аполлона на здании Большого театра в Москве (смотрите на сторублёвой банкноте).
Многочисленны изображения лошадей на картинах известных художников. Пожалуй, отмечу одну необычную – «Купание красного коня» Петрова-Водкина. К красному цвету революции она никакого отношения не имеет. Написана была в 1912 году, а алый цвет коня Петров-Водкин, как он сам говорил, взял от древнерусских иконописцев.
А сколько песен сложил народ про своих помощников и друзей: "Тройка мчится, тройка скачет", "Пара гнедых, запряжённых зарёю", "Ой, мороз, мороз, не морозь меня,... моего коня", "Ехали на тройке с бубенцами”, "Ой, вы кони залётные...", "Эх, тачанка...”, "Чуть помедленнее, кони...", «Три белых коня…», «Ой, вы, кони, кони-звери…»
Много художественной литературы, посвящённой прекрасным животным: Лев Толстой "Холстомер: история лошади"; Салтыков-Щедрин "Коняга"; Иван Бунин "Белая лошадь" и другие. О лошадях поставил свои фильмы известный телеведущий и публицист А.Г. Невзоров: «Лошадиная энциклопедия» (2004), «Лошадь распятая и воскресшая» (2008), «Манежное лошадиное чтение» (2010). Он же написал книгу «Лошадиная энциклопедия» (2005). А Свифт переносил своего героя Гулливера в страну гуингмов – благородных говорящих лошадей.
Разнообразные поговорки и пословицы вошли в нашу жизнь: "коней на переправе не меняют", "не в коня корм", "конь не валялся", "тёмная лошадка", «лошадиная доза”, "дарёному коню в зубы не смотрят". Последнее, правда, подвело троянцев, которым осаждающие Трою ахейцы подарили огромного деревянного коня. Троянский конь оказался коварным подарком, Троя пала.
***
Если в Восточном календаре 12 животных, то в зороастрийском - 32. Есть там и год с тотемом Коня. Последний раз он пришёлся на период с 21 марта 1989 по 21 марта 1990. Поэтому, рождённые в этот период, а так же в период 1957-1958 и 1925-1926 гг. (пляшем от 21 марта) могут праздновать этот год, как свой. Из знаков зодиака, думаю, что 2014 год будет благоволить к Стрельцам, поскольку Стрелец – это кентавр, стреляющий из лука. И, хотя это получеловек-полулошадь, но лошади по массе там будет от 70%.
Ну, пора и закругляться. Мои мысли - мои скакуны, промчали меня галопом по Европам, оставив много интересного в черновом материале. Однако, это не научная работа, а краткий экскурс в страну Иппландию.
Я уже писал, что Лошадь вошла в символику России, как белый конь Святого Георгия Победоносца, изображённого на нашем гербе. Отметил так же, что красным цветом писались кони на древнерусских иконах. И вот грядёт год Синей Лошади. Синий – третий цвет нашего государственного флага. Вот она, Птица- тройка коней цвета флага России! А, значит, год будет НАШ!
И не надо бояться деревянного Коня, как коня троянского. Пусть это будет деревянная Лошадка – символ детства.
Нет комментариев. Ваш будет первым!