«Лебединая песня».
(Иоганн Генрих Песталоцци 1746-1827г,
швейцарский педагог-демократ).
Вступление.
Невежество народных масс нашего современного общества превышает сегодня размеры необходимого. Невежество людей становится предметом шуток юмористов, таких как Задорнов, и вроде бы вызывает смех. Но это плохая тенденция, ибо невежество растет. И это все понимают, - очень плохо для общества.
Для этих целей – для уничтожения невежества народа, еще в 1720-х годах. Швейцарский педагог высказал великую идею элементарного образования. И в своем последнем произведении И. Г. Песталоцци – в «Лебединой песне» (1826) в целостном виде представил свои педагогические взгляды. Они же для нашей современности очень актуальны. «…Большая беда народных школ заключается, несомненно, в том, что принятые в них поверхностные и неудовлетворительные методы обучения, так же как и весь объем имеющихся в их распоряжении скудных средств обучения, никак не связаны с правильными и деятельно живыми принципами и взглядами на воспитание» - писал И. Г. Песталоцци. И все звучит для сегодняшнего времени прямо точно.
Учиться никогда не поздно. Но главное, надо понять: как учиться, чему учиться вперед, в каком порядке. И человеку взрослому, переложение на современный язык сочинения Песталоцци, несомненно поможет. Поможет в том отношении, что каждый, поняв, что ему недостает, чего ему недодали в школе – он сможет восполнить сам. Согласимся, что многим из нас не хватает элементарного образования, в буквальном смысле слова. Или вы считаете себя через чур умным?
- 1 -
Идея элементарного образования – есть не что иное, как идея развития и формирования задатков и сил человеческого рода.
Но чтобы предугадать сущность и масштабы требований, предъявляемых этой природосообразностью, мы должны, прежде всего, спросить: что такое человеческая природа? В чем подлинная сущность, каковы отличительные признаки человеческой природы, как таковой?
И нельзя себе представить, что основой человеческой природы являлась бы какая-то сила или задаток, общий с животными. Но должно признать, наоборот, что истинная сущность человеческой природы – это совокупность задатков и сил, которые отличают человека от всех прочих существ на земле. Это задатки – 1)человеческого сердца и 2)человеческого ума и 3)человеческие способности к мастерству – вот, что составляет человеческую природу.
Отсюда естественно следует, что нужно каждому человеку дать с детства элементарное образование. Это и есть идея природосообразного развития и формирования сил и задатков – 1)чел. сердца, 2)чел. ума 3)чел. умений.
Весь естественный ход нашего развития в значительной мере вытекает из этих стремлений природы, и построен на неизменных законах, заложенных в каждой из человеческих сил. Эти законы вытекают из особенностей каждого отдельного человеческого задатка и значительно отличаются друг от друга, как и те силы, которым они присущи.
Поэтому и важно сохранять равновесие, - никогда нельзя средствами способными возвысить душу человека, формировать лишь человеческий ум, точно так же никогда нельзя средствами развивающими ум – облагородить силы человеческой души. (Часто мы знаем из истории, что большого ума люди были иногда злые и раздражительные чрезмерно. Так Эйнштейн был очень строг со своими детьми, - устраивал им порку, бил их каждую пятницу, за все проступки совершенные ими за неделю.) Любое одностороннее развитие одной из наших сил – не истинное, не получит природосообразного развития, оно будет лишь кажущееся образование.
Истинное природосообразное образование по сути своей, - вызывает стремление к совершенству, стремление к совершенствованию человеческих сил. Односторонность же в развитии сил – ведет к подрыву, к разложению и в конце концов, к погибели совокупности сил человеческой природы. Потому что все эти силы находятся в единстве и взаимосвязи, при всем своем различии они тесно и глубоко между собой связаны. И только благодаря гармонии и равновесию – они являются для человеческого развития природосообразными и способствуют формированию человека.
Все должно развиваться в совокупности. Если человек допускает в отношении образования перевес сил, то, в каком бы это ни происходило направлении, оно приводит к формированию каких-то полулюдей, в которых ничего хорошего нет. Так, например, излишне ученый математик или физик или инженер – будет грубым в общении, некультурным, не могущим и гвоздя в стену забить, увлекшись своими формулами и научными теориями. А, наоборот, начитавшийся романов о любви, будет видеть свет сквозь розовые очки, также не приспособленный к жизни.
Всякая односторонность в развитии наших сил ведет к самообману необоснованных претензий, к непризнанию своих слабостей и недостатков, к суровым суждениям обо всех тех, кто не согласен с нашими ошибочными односторонними взглядами.
Это столь же верно в отношении людей, способных перехватить через край ради сердечности и веры (религиозности), как и в отношении тех, кто в своем, не знающем любви эгоизме, предоставляет своим умственным силам широкий простор для неестественности, несущей им гибель личности человеческой.
И потому сегодня, часто, увлекшиеся компьютерными играми люди – осуждают всех, считая их «лузерами» и проч., тех, кто не знает их спец-понятий компьютерных. И часто компьютерщики – бессердечные люди.
Любой односторонний перевес какой либо силы ведет к раздутым претензиям с ее стороны, внутренне бессильным и мертвым. Это столь же верно в отношении 1)любви и веры, как в отношении
2)мыслительных способностей человека и
3)его способностей к мастерству и профессии.
Все эти три силы совместно и в равновесии – и составляют основы семейного и гражданского благополучия человеческого общества.
________________
Внешние же навыки, формирования которых требует семейная и гражданская жизнь – без внутренней сущности основ, на которых зиждется благотворение, являются для человека причиной опаснейших заблуждений, источником разносторонних неудовлетворенностей в семейной и гражданской жизни, источником многих страданий и обид, всякого одичания, которое неизбежно вытекает из их природы.
Поэтому, формирование привычек и порядков внешних надо тщательно контролировать в обществе. Запрещать неблаговидность также как запрещается воровство и убийство. Внешняя мораль также очень необходима и насущна, как и внутреннее развитие человека.
- 2 –
Равновесие сил, которое столь настоятельно требует идея элементарного образования, предполагает необходимость природосообразного развития каждой отдельной основной силы человеческой природы.
Но каждая из этих отдельных сил развивается главным образом только посредством упражнения.
1Человек сам развивает основы своей нравственной жизни – любовь и веру, если он проявляет их на деле. Заботится о ближних и совершает молитвы.
2Человек сам развивает основы своих умственных сил, своего мышления лишь через самый акт мышления.
3Точно также он развивает сам внешние основы своих способностей к мастерству и профессии, свои внешние чувства, органы (руки, ноги) – лишь практически их упражняя.
А сама природа каждой из этих сил побуждает человека к их упражнению. Глаз хочет смотреть, ухо хочет слышать, нога – ходить и рука хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. И ум хочет мыслить.
Сила - в неразвитом виде заложена в нас природой в виде зародыша и надо ее развивать. Нельзя оставлять недоразвитой ни того, ни другого, ни третьего.
И тут, понадобятся нам усилия к развитию сил, надо помощника, или приневоливать себя. Потому что, подобно тому, как у ребенка не умеющего ходить, это его желание тотчас ослабевает, как только он при первых своих попытках шлепается носом, - и наши желания пропадают едва начавшись. И надо будет брать его за руки, поддерживать, чтобы научить не ползать, а ходить. Также ослабевает желание ребенка верить – если кошка, к которой он протянул ручонки, его оцарапает, а собака залает и оскалит на него зубы. Все говорят, нахваливают, что кошечка добрая, а собачка милая – как же этому верить? И также неизбежно уменьшается у него желание на деле развивать свои мыслительные способности путем упражнения в них, если средства к тому, чтобы научить мыслить, - утомительны, отягощают и смущают.
Развитие природное происходит из чувственно-животного, в человеке, и этим же чувственно-животным и тормозится. Человечество должно позаботиться о том, чтобы оживить ход природы. Внеся в него человеческое и божественное начала. В этом и цель идеи элементарного образования, в этом цель благочестия и мудрости.
Каким бы священным и божественным ни был естественный ход природы в развитии рода человеческого, но, предоставленный самому себе, он первоначально носит чисто животный характер.
Таким образом, если дать более точное определение, - идея элементарного образования есть не что иное, как результат стремлений человечества оказать ходу природы, в развитии и формировании наших задатков и сил, - такое содействие, какое способны оказать ему – разумная любовь, развитый ум и хорошо развитые технические склонности.
Рассмотрим теперь ближе это положение и с нравственной и с духовной, с семейной и гражданской стороны.
1)
Первый вопрос: как развиваются в человеке (в людях) основы нашей нравственной жизни – любовь и вера?
Воспитание начинается с младенчества. Известна восточная притча: когда пришли родители к мудрецу и спросили: с какого возраста начинать воспитывать ребенка(?). Сколько же ему лет? – спросил мудрец. «Уже 6 месяцев, всего полгода!». И мудрец сказал: «Так вы уже опоздали на эти 6 месяцев!». Первые ростки нравственных сил младенца – с самого рождения оживляются и развиваются.
Святая материнская забота ограждает дитя от всякого беспокойства и неудовлетворенности. У младенца развиваются чувственные ростки доверия к источнику своего удовлетворения, а с ним и первые ростки любви к этому источнику. Из оживления этих первых чувственных ростков доверия и любви – появляются затем первые чувственные ростки нравственности и религиозности.
Сущность человечности развивается только при наличии покоя. Без него и любовь теряет свою силу, силу истинности и благотворного влияния. Беспокойство – вот что, по сути, является порождением чувственных страданий или чувственных желаний, как в детстве, так и у взрослых людей. Беспокойство порождает и жестокую нужду или еще более – жестокий эгоизм. И беспокойство же – само порождает бесчувственность, неверие и все последствия, которые из этого вытекают. Очень важна материнская забота о покое ребенка.
Физическая любовь к матери и чувственная вера в нее вырастают затем до большой человеческой любви и человеческой веры. Ибо, исходя из любви к матери, этот дух любви и доверия находит себе выражение в любви к отцу, к братьям и сестрам и в доверии к ним. Круг любви и веры ребенка расширяется.
Кого любит мать, того любит и ее дитя. Кому доверяет мать, тому доверяет и дитя. Даже если мать скажет о чужом человеке, которого ребенок еще никогда не видел: «Он любит тебя, ты должен ему доверять он хороший человек, подай ему ручку» - то, ребенок улыбнется ему и охотно протянет свою невинную рученьку. И если мать скажет ему: «Далеко-далеко отсюда у тебя есть дедушка, и он тебя любит,» - то ребенок этому поверит, охотно станет говорить о нем, поверит в то, что дедушка его любит. И если мать скажет ребенку: «У нас есть Отец Небесный, от которого исходит все хорошее, чем мы с тобой обладаем,» - то ребенок, веря матери на слово, поверит в Отца Небесного…. Так ребенок, веря матери, под ее руководством, - природосообразно поднимется от чувственной веры и физической любви – к любви человеческой, к человеческому доверию, а от них и к чистому чувству истинной христианской веры и истинной христианской любви.
Идея элементарного образования – как раз и видит цель своих стремлений в том, чтобы этим путем, с самой колыбели, строить на человеческой основе нравственную и религиозную жизнь ребенка. Важен авторитет учителя равный авторитету матери.
2)
«Иду дальше и задаю себе второй вопрос» - говорит И. Г. Песталоцци. Каким образом в человеке развиваются основы его мыслительных способностей, его способностей обдумывания, исследования и суждения?
Развитие таких мыслительных способностей начинается с впечатления, которое производят на нас предметы восприятия через чувственное познание. И прежде всего возникает потребность в мимике. Но в то же время, в еще большей степени, ощущается и более свойственная человеку потребность в способности к речи, в которой отпадает необходимость пользоваться излишней мимикой. Это важная часть развития – способность к речи – вспомогательная сила человеческой природы, предназначенная помочь нам плодотворно усвоить знания, приобретенные всем человечеством на всем пути развития его.
Именно способность к речи расширяет знания, полученные через чувственные восприятия, которые ей обычно предшествуют.
Человек не может говорить о чем-то, чего он еще не знает. О чем бы человек ни говорил, он может говорить об этом лишь так, как он это узнал. Что человек узнал поверхностно, о том он и говорит поверхностно. Что он узнал неправильно, о том он и говорит неправильно. То же, что было верно с самого начала, то будет верно и по сей день….
Умственное развитие и зависящая от него культура человечества – требуют постоянного совершенствования логических средств искусства, в целях развития наших мыслительных способностей. Нужно совершенствовать все виды науки, для развития наших мыслительных способностей к исследованию и суждению, до которых человек возвысился с давних пор.
Наилучшее средство для достижения этой важной цели образования – надо усмотреть в обучении числу и форме. В человеке развита и поощряется самой природой способность считать и измерять.
Идея элементарного образования признает психологически обоснованное и упрощенное обучение числу и форме, в сочетании со столь же упрощенным обучением языку. Потому что это самая действенная и широкая основа природосообразного формирования в процессе обучения мыслительных способностей человека, и она требует такого обучения.
Исследовательская способность человека захочет узнавать больше и больше, - так устроена человеческая природа, потому что полных знаний нет ни в языке, ни в науках, а все больше вопросов, которые заинтересовывают людей.
И здесь снова нужен учитель, умеющий заинтересовать, дать знания и любопытство.
3)
В-третьих, стоит вопрос об элементарном формировании способностей к мастерству. Надо признать, что если человек хорошо, то есть природосообразно и удовлетворительно обучен – читать, считать и, что с этим связано, чертить, - то он в себе самом уже содержит важнейшие основы всякого мастерства.
Профессиональные умения – это как специальное приложение всех сил и способностей человека, их развитие в нужном направлении.
Тут вновь нельзя обойтись без профессионального учителя и мастера своего дела.
__________
Если рассмотреть элементарные упражнения, которые все, начиная с самых первых, исходя из формирования способности к наблюдению, - то мы увидим, что все они могут быть упрощены, что все их можно и должно соединить с привлекательностью, соответствующей детскому возрасту. Это позволит начать уже с колыбели их применение, способствующее действительно природосообразному образованию.
Однако следует помнить, что ни элементарное развитие способности к наблюдению, ни такое же развитие способности к речи или мышлению, взятое в отдельности, изолированно от других в своем влиянии, - нельзя рассматривать как нечто соответствующее природосообразно истинному и основательному развитию наших интеллектуальных сил. Эти силы только совместно, во всем объеме следует рассматривать в качестве силы человеческой природы. Формирование, или, вернее, возвышение умственных способностей до человечности требует предварительного развития самой человечности. Без сильно развитой человечности -немыслимо истинное возвышение умственных способностей к ней. Она проистекает, по существу, из любви и веры. Если нет любви и веры, то нет и начала нити, с которой развивается оно до самого конца.
Вера и любовь – вот, альфа и омега природосообразного элементарного формирования личности человеческой. Умственное образование и обучение мастерству – лишь подчиненные им образовательные средства.
Путь природы, по стопам которой, помогая ей, должно следовать искусство воспитания – производит развитие наших сил только в единстве человеческой природы. Поэтому ясно, что воспитание должно быть с младенческих дней ребенка исходить в единстве всей человеческой природы. А это значит, что начала элементарного образования детей – с колыбели и до семи лет должны быть достоянием каждой семьи.
Родители должны понять принцип идеи элементарного образования, именно от них зависит их же собственное будущее и будущее всего человечества в целом.
Конец.
О воспитании. Лебединая песня.
4 ноября 2014 -
Сергей Чернец
Рейтинг: +2
4385 просмотров
Комментарии (3)
# 4 ноября 2014 в 23:25 +1 | ||
|
# 10 ноября 2014 в 07:18 0 |
# 10 ноября 2014 в 11:19 +1 |