Когда звери говорили. When the animals spoke


Отвечали мне реки тихие:
О внимающий, изучающий, исполняющий!
Мы откроем тебе слово тайное:
Свой язык у зверей, свой язык у камней,
Но мы братья твои неназванные,
Братцы ― все тебе ― вековечные и родимые.
И в ручьях, и в людях есть другой язык,
Есть один язык всеобъемлющий, проникающий,
Как любовь, как жизнь, как бессмертие
опьяняющий.
Александр
Добролюбов, «Из Книги Неведомой».
Многие произведениях
о животных начинаются так: «Это было в те стародавние времена, когда звери говорили...»
Да,
тогда ещё деревья пели, а камни ходили...
"One day he was sitting on
the dais eating solid food with honey and molasses, and a drop of honey, a drop
of molasses, and a morsel of cake fell on the ground. An ant seeing this comes
crying, "The king's honey jar is broken on the dais, his molasses cart and
cake cart are upset. "Come and eat honey and molasses and cake.”
«Однажды он сидел на возвышении и ел твёрдую пищу с мёдом и патокой, и
вдруг капля мёда, капля патоки и кусочек лепёшки упали на землю. Увидев это,
муравей прибежал и закричал: «Корова с мёдом разбилась о возвышение, его тележка
с патокой и тележка с лепёшками опрокинуты. «Идите и ешьте мёд, патоку и лепёшки».
"The Language of Animals
from the Jataka, or, Stories of the Buddha's Former Births.”
Впервые факт говорения
животного упоминается в Ветхом Завете:
«Змей был хитрее
всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно
ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
И сказала жена змею:
плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал
Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
И сказал змей жене:
нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются
глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».
«Бытие», 3.1-5.
Адам и Ева были
изгнаны из Эдемского сада за непослушание и не смогли вернуться, а животные
утратили дар речи.
Царь Моава Валак
пригласил волхва Валаама, чтобы тот с помощью магических ритуалов проклял
израильтян, прибывших в его земли после исхода из Египта. Бог явился Валааму и
запретил ему это делать. Однако Валак предложил ещё более выгодные условия, и
Валаам согласился.
«В дороге ангел с
обнажённым мечом, незримый для Валаама, трижды преградил дорогу ослице, которая
из-за этого пыталась свернуть с дороги, но Валаам бил её, пока она вдруг
запротестовала человеческим голосом.
Ослица, увидев
Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить
ослицу палкою.
И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я
тебе сделала, что ты бьёшь меня вот уже третий раз?
Валаам сказал
ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я
теперь же убил бы тебя.
Ослица же сказала
Валааму: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? имела ли
я привычку так поступать с тобою?
Он сказал: нет.
И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня,
стоящего на дороге с обнажённым мечом в руке, и преклонился, и пал на лице
свое.
И сказал ему Ангел
Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы
воспрепятствовать (тебе), потому что путь (твой) не прав предо Мною».
«Числа», 22.22-32.
Ослице был дан на время
потерянный дар общения с человеком, а Валааму – дар общения с
ангелами.
Многих животных мы вообще не можем воспринимать как существующих из-за их
размеров, форм жизни и способов проявления в материальном физическом мире.
Нечеловеческаякоммуникация более разнообразна, чем мы можем предполагать, - она охватывает
способы взаимодействия и выражения, к которым у людей даже нет биологического
доступа.
На каких языках
«говорят» животные?
"When the rice was being served to the
king a few grains fell on the ground, and a fly and an ant began to dispute as
to who should carry them away.
The fly said, "I will take them to my
children.”
The ant replied, "No, I will take them
to mine.”
«Когда
королю подавали рис, несколько зёрен упали на землю, и муха с муравьём
заспорили, кто их унесёт.
Муха
сказала: «Я отнесу их своим детям».
Муравей
ответил: «Нет, я отнесу их к себе».
"The Language of Animals from the
Jataka, or, Stories of the Buddha's Former Births.”
Животные не владеют словом, которым одарён человек, но они владеют, например, «языком»
реакций химических элементов, ультразвуком, воспринимают инфракрасное излучение
и т.д.:
- Лунные мотыльки,
пчёлы и птицы видят ультрафиолетовый свет, некоторые змеи - тепло, а некоторые
рыбы - электрические поля;
- Змеи воспринимают
инфракрасное излучение: «видят» тепло;
- Глаза мухи воспринимают
до 200 кадров в секунду, а стрекозы - до 300;
- Собака обоняет запахи
своего мира; видит синие и фиолетовые тона, но не видит жёлтый, оранжевый и
красный;
- Дельфины и летучие мыши
слышат звуки на гораздо более высоких частотах;
- Приматы тарсеро
слышат ультразвук до 90000 Гц;
- Муравьи
воспринимают частоты от 27 кГц.
- Морские животные
общаются с помощью ультразвука и инфразвука;
- Мышь распознаёт
углекислый газ и кальций;
- Ставрида «лает», рыба-барабанщик
«барабанит», морской налим урчит и хрюкает, а морской петух при опасности
«кудахчет».
- Из
всех обитателей Мирового океана самый богатый и самый сложный язык у зубатых
китов – дельфинов: они пользуются сигналами для ориентации, навигации,
рекогносцировки, розыска пищи, связи со своими сородичами.
Животные выражают свои эмоции, используя в качестве
эрзац-языка:
- Позы и
телодвижения;
- Запахи;
- Звуки;
- Оскал (выражение
морды).
Так какими «языками»
владеют животные?
"In former days every sound
had its meaning and application… At this time the birds also had their own
language which everyone understood; now it only sounds like chirping.” -
Brothers Grimm "The Willow-Wren.”
«В стародавние времена у каждого звука было свое значенье… В те времена у
птиц был тоже свой язык, и его понимал всякий, а теперь он звучит как щебет» -
Братья Гримм «Королёк».
С незапамятных времён мы желали
понимать «язык» зверей, - отражение этой мечты проявилось в сказочной
литературе, - герои понимают речь зверей и общаются с ними.
Зоосемиотика, которую
основал американский лингвист Томас Себеок, изучает «языки» животных.
«Язык» животных - способ
обмена информацией между ними.
«Язык» животных
использует зрительный, обонятельный, слуховой, тактильный и другие каналы
взаимодействия.
"If we could talk to the
animals, learn their languages
Maybe take an animal degree.
I’d study elephant and
eagle, buffalo and beagle,
Alligator, guinea pig, and
flea.”
Scott Noegel, "When Animals Speak.”
«Если бы мы могли разговаривать с животными, изучать их языки,
Может быть, получить диплом по животным.
Я бы изучал слонов и орлов, буйволов и биглей,
аллигаторов, морских свинок и блох».
Скотт Ногель, «Когда животные говорят».
Первой важнейшей
особенностью «языка» животных является его эмоциональность.
Второй важной
чертой «языка» животных является зависимость сигналов от конкретной ситуации.
Этимихарактеристиками (чертами) «язык» животных напоминает язык эмоций человека:
- человек в процессе речи раскрывает
своё эмоциональное состояние;
- животные голосом, позой,
оскалом выражают свои эмоции.
Поэтомуживотные, не владея человеческим языком, легко реагируют на эмоциональную
окраску человеческой речи.
Но принципиальное отличие от
человеческого языка состоит в том, что языковые сигналы животных всегда
«привязаны» к текущей обстановке и очень конкретны.
«Пить-конфета» =>
арбуз
Знаменитый этолог,
лауреат Нобелевской премии 1973 г. за достижения в области биологии и медицины
Конрад Лоренц в своей книге «Кольцо царя Соломона» рассказывает о «самообучении»
попугаев, живущих с человеком, - птицы запоминали слова, фразы и
воспроизводили их в нужное время и в нужном контексте.
Эдгар Райс Берроуз в «Тарзане» описал как приматы мангани воспитали Джона Клейтона,
виконта Грейстоука, научив его своему языку.
Но, в реальности, речевой
аппарат обезьян не приспособлен для человеческой речи.
Учёные смогли
обучить шимпанзе Уошо языку жестов глухих амслен - ASL (American Sign Language), она усвоила
около 350 значений. Некоторые обозначения она сама придумала: холодильник: «холод-ящик»,
туалет: «грязный-хороший», утка «птица-вода»,арбуз - «пить-конфета».
Эрнст фон Глазерсфельд и Сью Саваж-Румбау создали «Йеркиш»
- язык знаков, для общения обезьян с человеком.
Шимпанзе Лана, которая
стала первым носителем "Yerkish”, изучила около 60 лексиграмм (визуальных
символов) на компьютере и составляла осмысленные фразы.
Самымиспособными оказались не шимпанзе, как ожидали, а бонобо
и гориллы.
Однако, невозможно
утверждать, что обезьяны освоили новый для себя язык, - они просто использовали
символы для решения своих сиюминутных задач.
«Антропоиды
не обнаруживают характерного для человека отношения тесной связи между
мышлением и речью. Одно и другое не является сколько-нибудь непосредственно
связанным у шимпанзе» - Л.С. Выготский, «Мышление и речь».
Несмотря на
многочисленные длительные эксперименты ни одно из животных не приобрело никаких
«человеческих» способностей, например, управлять собой в группе, использовать
речь для общения между собой и т.д.
Все «говорящие» приматы
проводили ночь в клетках, а по достижению «подросткового» возраста отправлялись
в питомники, так как становились опасными даже для своих «учителей»: они
оставались а-моральными, не имея нравственного закона, вне человеческой этики,
т.е., животными, какими и были созданы.
Полиграф Шариков в
«Собачьем сердце» М. Булгакова разговаривал на человеческом языке, имел
документы и оружие, работал и пил водку, но был гомункулом, а не человеком.
«Попка дурак!»
Предположение тождества или подобия психики животных и человека является несостоятельным
из-за качественного различия механизмов их действия; поиск прямых аналогий
здесь является шарлатанством.
Человеческий язык и
общение животных принципиально отличаются друг от друга.
У каждого вида животных
присутствуют способы передачи информации: сигналы, которые условно можно
назвать «языком»
Таким образом, «язык»
большинства животных - это совокупность конкретных сигналов: звуковых,
обонятельных, зрительных и т.д., которые действуют в данной ситуации и отражают
состояние животного в данный конкретный момент.
Сигналы по
смысловому значению укладываются в несколько основных категорий:
- для половых партнёров
или конкурентов;
- между родителями и
потомством;
- «объявление» тревоги
или сообщение о наличии пищи;
- контакт между
членами стаи;
- выражение агрессии,
миролюбия или неудовлетворённости.
Знаменитыйучёный-физиолог И.П. Павлов определил системы коммуникаций животных, как первую
сигнальную систему, общую для животных и человека.
А речь – это
вторая сигнальная система.
Язык человека - это
открытая система, запас сигналов в которой практически неограничен, в то же
время число сигналов в репертуаре естественных «языков» (сигналов) животных
невелико.
Говорить
- ещё не значит быть человеком
«То-есть он говорил? -
спросил Филипп Филиппович, - это ещё не значит быть человеком… Наука ещё
не знает способов обращать зверей в людей. Вот я попробовал да только
неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние.
Атавизм.
- Неприличными словами
не выражаться, - вдруг гаркнул пёс с кресла и встал» - М. Булгаков «Собачье сердце».
Язык не равен речи и
«говорить» ещё не значит обладать/владеть языком.
Связь языка-речи с
функционированием психической деятельности человека неразрывна, вся
деятельность человека: психическая, поведенческая и т.д. «строится» посредством
языка.
Отличиечеловеческого языка-речи от систем взаимодействия животных или предлагаемых им
человеком «искусственных символов» именно в том, что наличие языка-речи отделяет
человека от животного мира: ни одно из животных не может использовать
знаки/символы для управления своим поведением или психических процессов.
«Язык» животных – это
ещё один из «органов чувств», использующийся для выражения конкретных эмоций в
определённом состоянии, наряду с позами, телодвижениями, запахами и оскалом
(выражение морды).
Если человеческий язык-речь
связаны с познанием, то «язык» животных лишь реакция на событие.
Речь человека - это способность
воссоздать реальность/действительность в абстракции; «орудие» познания; способ
создания мысли, - ни одно сотворённое существо, не может сравниться в этом
отношении с человеком.
Животных условно
можно определить, как «биороботов» со сложным комплексом врождённых/приобретённых
рефлексов и развитой эмоциональной системой.
Растения не имеют
души, а являются проявлением жизни нашей планеты.
Животные же
обладают простейшей душой, - источником жизни, которая после их смерти
возвращается в землю.
Я
искал языка неизменного
И
рабам, и царям откровенного
И
богатым, и нищим понятного,
Словно
молния обымающего,
От
востока ли и до запада.
Я
искал у людей, у зверей, в лесах,
Слушал
говор волн, слушал песню звёзд.
Александр
Добролюбов, «Из Книги Неведомой».
Во всех этих
попытках научить животных языку, проскальзывает глубоко скрытое желание
определённой группы учёных, кстати, последователей теории Дарвина, стать
этакими «богами»-творцами новых сущностей, «демиургами»,
доказав, самим себе и всему миру, что Бога нет, а человек произошёл от какой-то
«особенной» обезьяны, которая, вдруг, по Марксу, с помощью труда, как-то «сама
стала» человеком.
У нас, у людей так всегда, нам хочется каких-то сказочных чудес; мы всегда
недовольны тем, что имеем; мы не видим драгоценного в земном языке; нам нужны
блеск и мишура: языки пришельцев/инопланетян, животных, искусственные языки и
т.д.
Но, насмотревшись/начитавшись сказок и фантастики, мы всегда возвращаемся к нашей реальности, продолжая более глубоко осваивать родной и иностранные языки.
Отвечали мне реки тихие:
О внимающий, изучающий, исполняющий!
Мы откроем тебе слово тайное:
Свой язык у зверей, свой язык у камней,
Но мы братья твои неназванные,
Братцы ― все тебе ― вековечные и родимые.
И в ручьях, и в людях есть другой язык,
Есть один язык всеобъемлющий, проникающий,
Как любовь, как жизнь, как бессмертие
опьяняющий.
Александр
Добролюбов, «Из Книги Неведомой».
Многие произведениях
о животных начинаются так: «Это было в те стародавние времена, когда звери говорили...»
Да,
тогда ещё деревья пели, а камни ходили...
"One day he was sitting on
the dais eating solid food with honey and molasses, and a drop of honey, a drop
of molasses, and a morsel of cake fell on the ground. An ant seeing this comes
crying, "The king's honey jar is broken on the dais, his molasses cart and
cake cart are upset. "Come and eat honey and molasses and cake.”
«Однажды он сидел на возвышении и ел твёрдую пищу с мёдом и патокой, и
вдруг капля мёда, капля патоки и кусочек лепёшки упали на землю. Увидев это,
муравей прибежал и закричал: «Корова с мёдом разбилась о возвышение, его тележка
с патокой и тележка с лепёшками опрокинуты. «Идите и ешьте мёд, патоку и лепёшки».
"The Language of Animals
from the Jataka, or, Stories of the Buddha's Former Births.”
Впервые факт говорения
животного упоминается в Ветхом Завете:
«Змей был хитрее
всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно
ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
И сказала жена змею:
плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал
Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
И сказал змей жене:
нет, не умрёте, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются
глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».
«Бытие», 3.1-5.
Адам и Ева были
изгнаны из Эдемского сада за непослушание и не смогли вернуться, а животные
утратили дар речи.
Царь Моава Валак
пригласил волхва Валаама, чтобы тот с помощью магических ритуалов проклял
израильтян, прибывших в его земли после исхода из Египта. Бог явился Валааму и
запретил ему это делать. Однако Валак предложил ещё более выгодные условия, и
Валаам согласился.
«В дороге ангел с
обнажённым мечом, незримый для Валаама, трижды преградил дорогу ослице, которая
из-за этого пыталась свернуть с дороги, но Валаам бил её, пока она вдруг
запротестовала человеческим голосом.
Ослица, увидев
Ангела Господня, легла под Валаамом. И воспылал гнев Валаама, и стал он бить
ослицу палкою.
И отверз Господь уста ослицы, и она сказала Валааму: что я
тебе сделала, что ты бьёшь меня вот уже третий раз?
Валаам сказал
ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я
теперь же убил бы тебя.
Ослица же сказала
Валааму: не я ли твоя ослица, на которой ты ездил сначала до сего дня? имела ли
я привычку так поступать с тобою?
Он сказал: нет.
И открыл Господь глаза Валааму, и увидел он Ангела Господня,
стоящего на дороге с обнажённым мечом в руке, и преклонился, и пал на лице
свое.
И сказал ему Ангел
Господень: за что ты бил ослицу твою вот уже три раза? Я вышел, чтобы
воспрепятствовать (тебе), потому что путь (твой) не прав предо Мною».
«Числа», 22.22-32.
Ослице был дан на время
потерянный дар общения с человеком, а Валааму – дар общения с
ангелами.
Многих животных мы вообще не можем воспринимать как существующих из-за их
размеров, форм жизни и способов проявления в материальном физическом мире.
Нечеловеческаякоммуникация более разнообразна, чем мы можем предполагать, - она охватывает
способы взаимодействия и выражения, к которым у людей даже нет биологического
доступа.
На каких языках
«говорят» животные?
"When the rice was being served to the
king a few grains fell on the ground, and a fly and an ant began to dispute as
to who should carry them away.
The fly said, "I will take them to my
children.”
The ant replied, "No, I will take them
to mine.”
«Когда
королю подавали рис, несколько зёрен упали на землю, и муха с муравьём
заспорили, кто их унесёт.
Муха
сказала: «Я отнесу их своим детям».
Муравей
ответил: «Нет, я отнесу их к себе».
"The Language of Animals from the
Jataka, or, Stories of the Buddha's Former Births.”
Животные не владеют словом, которым одарён человек, но они владеют, например, «языком»
реакций химических элементов, ультразвуком, воспринимают инфракрасное излучение
и т.д.:
- Лунные мотыльки,
пчёлы и птицы видят ультрафиолетовый свет, некоторые змеи - тепло, а некоторые
рыбы - электрические поля;
- Змеи воспринимают
инфракрасное излучение: «видят» тепло;
- Глаза мухи воспринимают
до 200 кадров в секунду, а стрекозы - до 300;
- Собака обоняет запахи
своего мира; видит синие и фиолетовые тона, но не видит жёлтый, оранжевый и
красный;
- Дельфины и летучие мыши
слышат звуки на гораздо более высоких частотах;
- Приматы тарсеро
слышат ультразвук до 90000 Гц;
- Муравьи
воспринимают частоты от 27 кГц.
- Морские животные
общаются с помощью ультразвука и инфразвука;
- Мышь распознаёт
углекислый газ и кальций;
- Ставрида «лает», рыба-барабанщик
«барабанит», морской налим урчит и хрюкает, а морской петух при опасности
«кудахчет».
- Из
всех обитателей Мирового океана самый богатый и самый сложный язык у зубатых
китов – дельфинов: они пользуются сигналами для ориентации, навигации,
рекогносцировки, розыска пищи, связи со своими сородичами.
Животные выражают свои эмоции, используя в качестве
эрзац-языка:
- Позы и
телодвижения;
- Запахи;
- Звуки;
- Оскал (выражение
морды).
Так какими «языками»
владеют животные?
"In former days every sound
had its meaning and application… At this time the birds also had their own
language which everyone understood; now it only sounds like chirping.” -
Brothers Grimm "The Willow-Wren.”
«В стародавние времена у каждого звука было свое значенье… В те времена у
птиц был тоже свой язык, и его понимал всякий, а теперь он звучит как щебет» -
Братья Гримм «Королёк».
С незапамятных времён мы желали
понимать «язык» зверей, - отражение этой мечты проявилось в сказочной
литературе, - герои понимают речь зверей и общаются с ними.
Зоосемиотика, которую
основал американский лингвист Томас Себеок, изучает «языки» животных.
«Язык» животных - способ
обмена информацией между ними.
«Язык» животных
использует зрительный, обонятельный, слуховой, тактильный и другие каналы
взаимодействия.
"If we could talk to the
animals, learn their languages
Maybe take an animal degree.
I’d study elephant and
eagle, buffalo and beagle,
Alligator, guinea pig, and
flea.”
Scott Noegel, "When Animals Speak.”
«Если бы мы могли разговаривать с животными, изучать их языки,
Может быть, получить диплом по животным.
Я бы изучал слонов и орлов, буйволов и биглей,
аллигаторов, морских свинок и блох».
Скотт Ногель, «Когда животные говорят».
Первой важнейшей
особенностью «языка» животных является его эмоциональность.
Второй важной
чертой «языка» животных является зависимость сигналов от конкретной ситуации.
Этимихарактеристиками (чертами) «язык» животных напоминает язык эмоций человека:
- человек в процессе речи раскрывает
своё эмоциональное состояние;
- животные голосом, позой,
оскалом выражают свои эмоции.
Поэтомуживотные, не владея человеческим языком, легко реагируют на эмоциональную
окраску человеческой речи.
Но принципиальное отличие от
человеческого языка состоит в том, что языковые сигналы животных всегда
«привязаны» к текущей обстановке и очень конкретны.
«Пить-конфета» =>
арбуз
Знаменитый этолог,
лауреат Нобелевской премии 1973 г. за достижения в области биологии и медицины
Конрад Лоренц в своей книге «Кольцо царя Соломона» рассказывает о «самообучении»
попугаев, живущих с человеком, - птицы запоминали слова, фразы и
воспроизводили их в нужное время и в нужном контексте.
Эдгар Райс Берроуз в «Тарзане» описал как приматы мангани воспитали Джона Клейтона,
виконта Грейстоука, научив его своему языку.
Но, в реальности, речевой
аппарат обезьян не приспособлен для человеческой речи.
Учёные смогли
обучить шимпанзе Уошо языку жестов глухих амслен - ASL (American Sign Language), она усвоила
около 350 значений. Некоторые обозначения она сама придумала: холодильник: «холод-ящик»,
туалет: «грязный-хороший», утка «птица-вода»,арбуз - «пить-конфета».
Эрнст фон Глазерсфельд и Сью Саваж-Румбау создали «Йеркиш»
- язык знаков, для общения обезьян с человеком.
Шимпанзе Лана, которая
стала первым носителем "Yerkish”, изучила около 60 лексиграмм (визуальных
символов) на компьютере и составляла осмысленные фразы.
Самымиспособными оказались не шимпанзе, как ожидали, а бонобо
и гориллы.
Однако, невозможно
утверждать, что обезьяны освоили новый для себя язык, - они просто использовали
символы для решения своих сиюминутных задач.
«Антропоиды
не обнаруживают характерного для человека отношения тесной связи между
мышлением и речью. Одно и другое не является сколько-нибудь непосредственно
связанным у шимпанзе» - Л.С. Выготский, «Мышление и речь».
Несмотря на
многочисленные длительные эксперименты ни одно из животных не приобрело никаких
«человеческих» способностей, например, управлять собой в группе, использовать
речь для общения между собой и т.д.
Все «говорящие» приматы
проводили ночь в клетках, а по достижению «подросткового» возраста отправлялись
в питомники, так как становились опасными даже для своих «учителей»: они
оставались а-моральными, не имея нравственного закона, вне человеческой этики,
т.е., животными, какими и были созданы.
Полиграф Шариков в
«Собачьем сердце» М. Булгакова разговаривал на человеческом языке, имел
документы и оружие, работал и пил водку, но был гомункулом, а не человеком.
«Попка дурак!»
Предположение тождества или подобия психики животных и человека является несостоятельным
из-за качественного различия механизмов их действия; поиск прямых аналогий
здесь является шарлатанством.
Человеческий язык и
общение животных принципиально отличаются друг от друга.
У каждого вида животных
присутствуют способы передачи информации: сигналы, которые условно можно
назвать «языком»
Таким образом, «язык»
большинства животных - это совокупность конкретных сигналов: звуковых,
обонятельных, зрительных и т.д., которые действуют в данной ситуации и отражают
состояние животного в данный конкретный момент.
Сигналы по
смысловому значению укладываются в несколько основных категорий:
- для половых партнёров
или конкурентов;
- между родителями и
потомством;
- «объявление» тревоги
или сообщение о наличии пищи;
- контакт между
членами стаи;
- выражение агрессии,
миролюбия или неудовлетворённости.
Знаменитыйучёный-физиолог И.П. Павлов определил системы коммуникаций животных, как первую
сигнальную систему, общую для животных и человека.
А речь – это
вторая сигнальная система.
Язык человека - это
открытая система, запас сигналов в которой практически неограничен, в то же
время число сигналов в репертуаре естественных «языков» (сигналов) животных
невелико.
Говорить
- ещё не значит быть человеком
«То-есть он говорил? -
спросил Филипп Филиппович, - это ещё не значит быть человеком… Наука ещё
не знает способов обращать зверей в людей. Вот я попробовал да только
неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние.
Атавизм.
- Неприличными словами
не выражаться, - вдруг гаркнул пёс с кресла и встал» - М. Булгаков «Собачье сердце».
Язык не равен речи и
«говорить» ещё не значит обладать/владеть языком.
Связь языка-речи с
функционированием психической деятельности человека неразрывна, вся
деятельность человека: психическая, поведенческая и т.д. «строится» посредством
языка.
Отличиечеловеческого языка-речи от систем взаимодействия животных или предлагаемых им
человеком «искусственных символов» именно в том, что наличие языка-речи отделяет
человека от животного мира: ни одно из животных не может использовать
знаки/символы для управления своим поведением или психических процессов.
«Язык» животных – это
ещё один из «органов чувств», использующийся для выражения конкретных эмоций в
определённом состоянии, наряду с позами, телодвижениями, запахами и оскалом
(выражение морды).
Если человеческий язык-речь
связаны с познанием, то «язык» животных лишь реакция на событие.
Речь человека - это способность
воссоздать реальность/действительность в абстракции; «орудие» познания; способ
создания мысли, - ни одно сотворённое существо, не может сравниться в этом
отношении с человеком.
Животных условно
можно определить, как «биороботов» со сложным комплексом врождённых/приобретённых
рефлексов и развитой эмоциональной системой.
Растения не имеют
души, а являются проявлением жизни нашей планеты.
Животные же
обладают простейшей душой, - источником жизни, которая после их смерти
возвращается в землю.
Я
искал языка неизменного
И
рабам, и царям откровенного
И
богатым, и нищим понятного,
Словно
молния обымающего,
От
востока ли и до запада.
Я
искал у людей, у зверей, в лесах,
Слушал
говор волн, слушал песню звёзд.
Александр
Добролюбов, «Из Книги Неведомой».
Во всех этих
попытках научить животных языку, проскальзывает глубоко скрытое желание
определённой группы учёных, кстати, последователей теории Дарвина, стать
этакими «богами»-творцами новых сущностей, «демиургами»,
доказав, самим себе и всему миру, что Бога нет, а человек произошёл от какой-то
«особенной» обезьяны, которая, вдруг, по Марксу, с помощью труда, как-то «сама
стала» человеком.
У нас, у людей так всегда, нам хочется каких-то сказочных чудес; мы всегда
недовольны тем, что имеем; мы не видим драгоценного в земном языке; нам нужны
блеск и мишура: языки пришельцев/инопланетян, животных, искусственные языки и
т.д.
Но, насмотревшись/начитавшись сказок и фантастики, мы всегда возвращаемся к нашей реальности, продолжая более глубоко осваивать родной и иностранные языки.
Нет комментариев. Ваш будет первым!