Долина жути - Зловещая долина


Valley of eeriness - Uncanny Valley
«И тут Андрей увидел человека. Было мгновение - Андрею показалось, что человек жив и лишь поднялся в витрину, чтобы его испугать. Вернее всего, сработало убеждение, что в музее ставят чучела животных, но не чучела людей. Тем более это было не чучело, а самый настоящий первобытный человек, грудь и спина его густо поросли рыжей шерстью, длинные спутанные волосы, челюсть скошена и лоб покат - но это был человек, и он смотрел на Андрея остановившимися глазами. И лишь неподвижность взгляда, сначала испугавшая, заставляла поверить в то, что человек «заспиртован».
Кир Булычев «Подземелье ведьм».
Последние десятилетия мы проводим в «обществе» роботов: на производстве, в сфере услуг, дома…
Начиналось всё, как водится, с маленького: станки с алгоритмами заданий, «умные» холодильники/утюги, голосовые помощники и т.д. Вскоре специалисты обратили внимание на феномен в сфере «общения» между людьми и роботами: их увеличивающееся сходство с человеком не привело к симпатии, а, напротив, стало вызывать чувство страха и отторжения.
В 1970 г. японский робототехник Масахиро Мори в журнале "Energy” старался понять, как уровень реалистичности (человекоподобия) роботов влияет на отношение к ним, и почему увеличивающаяся степень схожести с человеком вызывает у людей дискомфорт.
В своей работе "Bukimi no Tani” – «Долина жути» Мори отметил: стоит внешнему виду роботов стать почти идентичным человеческому, как их восприятие резко ухудшается, вызывая у нас тревогу, отвращение и страх.
А вот мультяшные герои, внешне далёкие от образа человека, - с большими глазами, округлыми формами, нестандартными пропорциями тела, - воспринимались милыми.
«Зловещая долина». Почему так происходит?
Выживание человека всегда зависело от способности быстро распознать угрозу и избежать её.
Во-первых, наша негативная реакция на почти «человекоподобие» роботов связана с инстинктом распознавания угроз: образы, которые ощущаются неестественными, воспринимаются как носители болезней, аномалий или мёртвыми (неживыми).
В ходе эволюции развилась базовая эмоция отвращения или страха, как механизм избегания патогенов, который определяет недостатки «человечности», как признак заболевания или психического расстройства.
Во-вторых, наш мозг, который предельно чувствителен к мельчайшим деталям и нюансам лиц и движений, ожидая увидеть «настоящего» человека, опознаёт нечеловеческие черты: «мёртвые» глаза, медленное моргание, неестественную мимику, резкие и угловатые движения, - наше подсознание не может решить, - это человек или искусственный (мёртвый) объект?
Психологический эффект «зловещей долины» у манекенов и кукол связан с тем, что их реалистичный внешний вид контрастирует с их неподвижностью и отсутствием жизни, что создаёт ощущение тревоги и странности.
В-третьих, эффект возникает на границе перехода из нечеловеческой внешности в «человеческую», когда неодушевлённое «лицо» начинает казаться «живым».
Андроиды пугают не потому, что они не совсем подобны людям. Напротив, они зловещи, потому что достаточно реалистичны, чтобы предположительно обладать человеческим разумом и субъективным чувственным опытом.
В-четвёртых, эффект возникает, когда мы начинаем верить, что почти человеческое существо обладает разумом, как и мы.
Андроиды нервируют людей только тогда, когда предполагается, что у них есть способность чувствовать и переживать. Роботы, которые не вызывают такого предположения, не пугают.
«Поразило меня тоже его лицо: волосы его были что-то уж очень чёрны, светлые глаза его что-то уж очень спокойны и ясны, цвет лица что-то уж очень нежен и бел, румянец что-то уж слишком ярок и чист, зубы как жемчужины, губы как коралловые, − казалось бы, писаный красавец, а в то же время как будто и отвратителен. Говорили, что лицо его напоминает маску».
Фёдор Достоевский, «Бесы».
«Протезная идентичность»
Масахиро Мори предполагал, человек, не зная, что вместо руки пожимает протез, в виде и форме реальной руки, испытает жуткое ощущение, которое возникнет из-за несоответствия между визуальной и тактильной информацией.
Это противоречие между разными перцептивными сигналами вызовет у человека эффект «зловещей долины».
Эрнст Йенч в 1906 г. в эссе «О психологии сверхъестественного» писал, что неуверенность в том, «действительно ли внешне живое существо является одушевлённым», непреодолимо вызывает сверхъестественный ужас.
Например, можно в сумерках принять огородное пугало за человека и мгновенно попасть в «долину жути», испытав хтонический ужас.
В 1919 г. Зигмунд Фрейд выделил термин «uncanny», или «сверхъестественный, жуткий». Английское слово «uncanny» возникло в северных и шотландских диалектах, означая: «за пределами понимания знания» и к XVIII веку обозначало странность, ненадёжность, ассоциировалось со сверхъестественным.
З. Фрейд говорил, что кукол, восковых фигур, доппельгангеров и призраков роднит одна особенность: человек не может быстро определить, мёртв ли объект перед ним или жив. Возникает когнитивный диссонанс, который заставляет человека реагировать на существо перед ним, как на опасность.
Мультяшные герои, куклы и роботы, которые «обозначают» человека лишь условно, вызывают симпатию.
«Зловещая долина» - это «провал» эмоциональной реакции при столкновении с существом, которое почти похоже на человека.
Эффект «зловещей долины» может также проявляться при взаимодействии с голосовыми ассистентами и телефонными помощниками, такими как Siri, Alexa или Google Assistant: когда голос помощника звучит почти как человеческий, но интонационно неестественно или «помощник» не понимает контекст, что вызывает у пользователей чувство чужеродности.
Страх возникает при несоответствии между «внешностью» робота и/или его «поведением»: несовпадение движения речевого аппарата произносимым словам и скорости речи; «неправильное» выражение «лица»; нечеловеческая биомеханика движений.
Вся странность «поведения» роботов воспринимается нами как свойственное людям с физическими недостатками, психопатическими чертами личности или болезнями.
Но, если внешнее сходство увеличивалось до такой степени, что робота было, условно, почти «не отличить» от человека, - люди «выходили» из «зловещей долины» и их благожелательное отношение к роботам возвращалось.
«Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое? Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая — ни дать, ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать — только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди жёлтых волос. У подбородка, на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечных руки тоже бронзового цвета. Я вглядываюсь попристальнее лицо не только не безобразное, даже красивое, — но страшное, необычайное. И тем страшнее кажется мне это лицо, что по нём, по металлическим его щекам, я вижу — силится… силится и не может расплыться улыбка».
Иван Тургенев «Живые мощи».
Не всё то утка, что плавает
"If it looks like a duck, swims like a duck, and quacks like a duck, then it probably is a duck.” - "Duck-test.”
«Если нечто выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, то это, вероятно, и есть утка» - «Утиный тест».
То есть, сущность какого-либо явления можно определить по типичным внешним признакам.
Как мы теперь знаем, «зловещий» эффект возникает от несоответствия реальности нашим ожиданиям, когда что-то/кто-то выглядит почти как человек, но человеком не является.
Именно зрительный контраст - почти «живое» лицо, которое одновременно не живое, вызывает эффект «зловещей долины»: страх возникает из-за визуального и поведенческого несоответствия.
Этот эффект может возникать:
- Если некто улыбается, но глаза «мертвы»: выглядит почти как человек, но не совсем – это инстинктивно пугает;
- Мы верим, что робот всего лишь машина, но вдруг обнаруживаем, что начинаем ему «сочувствовать» - возникает внутренний конфликт между логикой и эмоциями; между восприятием формы и смысла.
Внешнее восприятие вызывает инстинктивную тревогу, а внутреннее - логическое или моральное напряжение.
И всё это глубже обычного ужаса.
"This fear grew stronger from what had before lessened it, for the more I looked at the old man’s bland face the more its very blandness terrified me. The eyes never moved, and the skin was too like wax. Finally I was sure it was not a face at all, but a fiendishly cunning mask. But the flabby hands, curiously gloved, wrote genially on the tablet and told me I must wait a while before I could be led to the place of festival” - Lovecraft, H. P., "The Festival.”
«Более того, страх этот усилился, и причиной этому было именно то, что лишь недавно его заглушило: я имею в виду доброе лицо старика, ибо чем дольше я в него всматривался, тем более меня ужасала сама доброта его. Неподвижные, застывшие зрачки, кожа белая, как воск… Внезапно я понял, что это вовсе не лицо, а маска, дьявольски искусная маска. И ещё меня поразило то, что старик был в перчатках. Трясущимися руками он снова нацарапал что-то на табличке. Я прочёл: мне вежливо предлагалось немного подождать, прежде чем меня отведут к месту празднества» - Говард Филлипс Лавкрафт, «Праздник».
Нелегальные пришельцы. Illegal aliens
Aliens: иноземные пришельцы или нелегальные мигранты.
Мы можем попасть в «зловещую долину» не только с роботами, но и с обычными людьми, если эти люди не владеют речью на приемлемом уровне: либо они слаборазвиты, либо они иностранцы, то есть, Чужие/Иные!
Оказывается, речевые ошибки собеседника вызывают учащённое сердцебиение, повышают давление, провоцируют реакцию «бей или беги».
В ходе исследования профессора в области когнитивной лингвистики и языкового познания Бирмингемского университета Дагмара Дивьяк и профессора психологии языка и языкового обучения Петара Милин, была обнаружена прямая связь между случаями проявления неправильной грамматики и изменениями сердечного ритма испытуемых.
Мы испытываем дискомфорт и физическое недомогание, общаясь с людьми, не владеющими правильной речью.
Господь Бог наделил человека Своим подобием: свободной волей и даром слова.
Животные и другие создания этого мира не имеют дара речи.
Если мы встречаем человека, который «слаб на язык», мы подсознательно воспринимаем его как угрозу, а вдруг он робот, гуманоид или животное.
Чужой/Иной. Alien.
Во-первых, перед нами человек, но он говорит не так как мы, - включается инстинкт распознавания угроз: человек воспринимается нами как отсталый, больной или Иной;
Во-вторых, наш мозг, опознаёт неестественную артикуляция, акцент, чужую языковую конструкцию и возникает противоречие: наше подсознание не может решить, - это «наш» или Чужой?
В-третьих, пришельцы зловещи, потому что такие же, как и мы, обладают разумом, но, «пользуются языком» по-другому.
«A person's language skills is often an indicator of their intelligence».
«Языковые навыки человека часто являются показателем его интеллекта».
«Если кто-то выглядит как человек, но очень слабо владеет речью, то, может быть он не человек, а Чужой?» – примерно так воспринимает эту ситуацию наше подсознание.
Некто выглядит как человек, ходит как человек, говорит как человек, но, артикуляция, тональность, грамматика не соответствуют языку, на котором всё это произносится; к тому же, присутствует чужой акцент.
При общении мы воспринимаем два образа, вступающих между собой в противоречие:
1. Мы видим перед собой человека, внешне такого же, как и мы;
2. Этот человек, как иностранец, обладает странной речью, которую опознать и осознать смысл сказанного очень сложно, а иногда и невозможно.
Возникает эффект отторжения. Будут терпеть только красивых женщин и тех, кто платит большие деньги.
Наше гадкое произношение терпят из-за того, что туризм приносит деньги в казну или наши услуги, в данный момент, будут востребованы.
«Если язык человека вял, тяжёл, сбивчив, бессилен, не определён, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка» - Джон Готфрид Гердер.
"If a person’s language is sluggish, heavy, confused, powerless, undefined, uneducated, then this is probably the mind of this person, for he thinks only through language.” - Johann Gottfried Herder.
Феномен «зловещей долины» сложился и закрепился как реакция человека живого на существо не только неживое, но и принципиально другое, существующее вне.
Живой человек неосознанно копирует своего собеседника, выражение его лица, жесты, а робот к собеседнику равнодушен.
Неправильная артикуляция, акцент, лицевая и телесная статика, неестественная искаженность движений маркируется нашим мозгом как признаки пришельцев из мира мёртвых (неживых): зомби, ходячих мертвецов, привидений.
Попугаи, вороны и т.д. тоже могут копировать звуки слов, но и только.
А вот обезьяны очень точно подражают речевой мимике и движениям тела человека.
Общение на иностранном языке, например, английском, при неправильной артикуляции, акценте, использовании грамматики родного языка; невозможности понять смысл, подсознательно вызывают у собеседника острое негативное ощущение и отторжение.
При освоении иностранного языка необходимо точное копирование – «обезъянничество», а не пустое подражание – «попугайничество».
Если мы, пытаясь общаться с носителем иностранного языка будем «слабоподобны», мы ввергнем его в «зловещую долину», где он подсознательно воспримет нас чужим дефективным пришельцем, угрожающим ему какой-нибудь заразой.
Конечно, воспитание не позволит ему наброситься на нас с кулаками или убежать, но уж удовольствия от общения с нами носитель не получит, а только неприятные эмоции.
Так что, если уж что-то делать, то делать правильно и на высоком уровне.
Если уж пользоваться речью как Божьим даром, то как «ангелы», а не как «демоны»; как «аристократы», а не как «быдло».
Иллюстрация:
1. "The Hands Resist Him" - «Руки противятся ему», 1972 г.
2. "Resistance at the Threshold" - «Сопротивление на пороге», 2004 г.
3. "Threshold of Revelation" - «Порог откровений», 2012 г.
Bill Stoneham - Билл Стоунхем.
Valley of eeriness - Uncanny Valley
«И тут Андрей увидел человека. Было мгновение - Андрею показалось, что человек жив и лишь поднялся в витрину, чтобы его испугать. Вернее всего, сработало убеждение, что в музее ставят чучела животных, но не чучела людей. Тем более это было не чучело, а самый настоящий первобытный человек, грудь и спина его густо поросли рыжей шерстью, длинные спутанные волосы, челюсть скошена и лоб покат - но это был человек, и он смотрел на Андрея остановившимися глазами. И лишь неподвижность взгляда, сначала испугавшая, заставляла поверить в то, что человек «заспиртован».
Кир Булычев «Подземелье ведьм».
Последние десятилетия мы проводим в «обществе» роботов: на производстве, в сфере услуг, дома…
Начиналось всё, как водится, с маленького: станки с алгоритмами заданий, «умные» холодильники/утюги, голосовые помощники и т.д. Вскоре специалисты обратили внимание на феномен в сфере «общения» между людьми и роботами: их увеличивающееся сходство с человеком не привело к симпатии, а, напротив, стало вызывать чувство страха и отторжения.
В 1970 г. японский робототехник Масахиро Мори в журнале "Energy” старался понять, как уровень реалистичности (человекоподобия) роботов влияет на отношение к ним, и почему увеличивающаяся степень схожести с человеком вызывает у людей дискомфорт.
В своей работе "Bukimi no Tani” – «Долина жути» Мори отметил: стоит внешнему виду роботов стать почти идентичным человеческому, как их восприятие резко ухудшается, вызывая у нас тревогу, отвращение и страх.
А вот мультяшные герои, внешне далёкие от образа человека, - с большими глазами, округлыми формами, нестандартными пропорциями тела, - воспринимались милыми.
«Зловещая долина». Почему так происходит?
Выживание человека всегда зависело от способности быстро распознать угрозу и избежать её.
Во-первых, наша негативная реакция на почти «человекоподобие» роботов связана с инстинктом распознавания угроз: образы, которые ощущаются неестественными, воспринимаются как носители болезней, аномалий или мёртвыми (неживыми).
В ходе эволюции развилась базовая эмоция отвращения или страха, как механизм избегания патогенов, который определяет недостатки «человечности», как признак заболевания или психического расстройства.
Во-вторых, наш мозг, который предельно чувствителен к мельчайшим деталям и нюансам лиц и движений, ожидая увидеть «настоящего» человека, опознаёт нечеловеческие черты: «мёртвые» глаза, медленное моргание, неестественную мимику, резкие и угловатые движения, - наше подсознание не может решить, - это человек или искусственный (мёртвый) объект?
Психологический эффект «зловещей долины» у манекенов и кукол связан с тем, что их реалистичный внешний вид контрастирует с их неподвижностью и отсутствием жизни, что создаёт ощущение тревоги и странности.
В-третьих, эффект возникает на границе перехода из нечеловеческой внешности в «человеческую», когда неодушевлённое «лицо» начинает казаться «живым».
Андроиды пугают не потому, что они не совсем подобны людям. Напротив, они зловещи, потому что достаточно реалистичны, чтобы предположительно обладать человеческим разумом и субъективным чувственным опытом.
В-четвёртых, эффект возникает, когда мы начинаем верить, что почти человеческое существо обладает разумом, как и мы.
Андроиды нервируют людей только тогда, когда предполагается, что у них есть способность чувствовать и переживать. Роботы, которые не вызывают такого предположения, не пугают.
«Поразило меня тоже его лицо: волосы его были что-то уж очень чёрны, светлые глаза его что-то уж очень спокойны и ясны, цвет лица что-то уж очень нежен и бел, румянец что-то уж слишком ярок и чист, зубы как жемчужины, губы как коралловые, − казалось бы, писаный красавец, а в то же время как будто и отвратителен. Говорили, что лицо его напоминает маску».
Фёдор Достоевский, «Бесы».
«Протезная идентичность»
Масахиро Мори предполагал, человек, не зная, что вместо руки пожимает протез, в виде и форме реальной руки, испытает жуткое ощущение, которое возникнет из-за несоответствия между визуальной и тактильной информацией.
Это противоречие между разными перцептивными сигналами вызовет у человека эффект «зловещей долины».
Эрнст Йенч в 1906 г. в эссе «О психологии сверхъестественного» писал, что неуверенность в том, «действительно ли внешне живое существо является одушевлённым», непреодолимо вызывает сверхъестественный ужас.
Например, можно в сумерках принять огородное пугало за человека и мгновенно попасть в «долину жути», испытав хтонический ужас.
В 1919 г. Зигмунд Фрейд выделил термин «uncanny», или «сверхъестественный, жуткий». Английское слово «uncanny» возникло в северных и шотландских диалектах, означая: «за пределами понимания знания» и к XVIII веку обозначало странность, ненадёжность, ассоциировалось со сверхъестественным.
З. Фрейд говорил, что кукол, восковых фигур, доппельгангеров и призраков роднит одна особенность: человек не может быстро определить, мёртв ли объект перед ним или жив. Возникает когнитивный диссонанс, который заставляет человека реагировать на существо перед ним, как на опасность.
Мультяшные герои, куклы и роботы, которые «обозначают» человека лишь условно, вызывают симпатию.
«Зловещая долина» - это «провал» эмоциональной реакции при столкновении с существом, которое почти похоже на человека.
Эффект «зловещей долины» может также проявляться при взаимодействии с голосовыми ассистентами и телефонными помощниками, такими как Siri, Alexa или Google Assistant: когда голос помощника звучит почти как человеческий, но интонационно неестественно или «помощник» не понимает контекст, что вызывает у пользователей чувство чужеродности.
Страх возникает при несоответствии между «внешностью» робота и/или его «поведением»: несовпадение движения речевого аппарата произносимым словам и скорости речи; «неправильное» выражение «лица»; нечеловеческая биомеханика движений.
Вся странность «поведения» роботов воспринимается нами как свойственное людям с физическими недостатками, психопатическими чертами личности или болезнями.
Но, если внешнее сходство увеличивалось до такой степени, что робота было, условно, почти «не отличить» от человека, - люди «выходили» из «зловещей долины» и их благожелательное отношение к роботам возвращалось.
«Я приблизился – и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое? Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая — ни дать, ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать — только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди жёлтых волос. У подбородка, на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечных руки тоже бронзового цвета. Я вглядываюсь попристальнее лицо не только не безобразное, даже красивое, — но страшное, необычайное. И тем страшнее кажется мне это лицо, что по нём, по металлическим его щекам, я вижу — силится… силится и не может расплыться улыбка».
Иван Тургенев «Живые мощи».
Не всё то утка, что плавает
"If it looks like a duck, swims like a duck, and quacks like a duck, then it probably is a duck.” - "Duck-test.”
«Если нечто выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, то это, вероятно, и есть утка» - «Утиный тест».
То есть, сущность какого-либо явления можно определить по типичным внешним признакам.
Как мы теперь знаем, «зловещий» эффект возникает от несоответствия реальности нашим ожиданиям, когда что-то/кто-то выглядит почти как человек, но человеком не является.
Именно зрительный контраст - почти «живое» лицо, которое одновременно не живое, вызывает эффект «зловещей долины»: страх возникает из-за визуального и поведенческого несоответствия.
Этот эффект может возникать:
- Если некто улыбается, но глаза «мертвы»: выглядит почти как человек, но не совсем – это инстинктивно пугает;
- Мы верим, что робот всего лишь машина, но вдруг обнаруживаем, что начинаем ему «сочувствовать» - возникает внутренний конфликт между логикой и эмоциями; между восприятием формы и смысла.
Внешнее восприятие вызывает инстинктивную тревогу, а внутреннее - логическое или моральное напряжение.
И всё это глубже обычного ужаса.
"This fear grew stronger from what had before lessened it, for the more I looked at the old man’s bland face the more its very blandness terrified me. The eyes never moved, and the skin was too like wax. Finally I was sure it was not a face at all, but a fiendishly cunning mask. But the flabby hands, curiously gloved, wrote genially on the tablet and told me I must wait a while before I could be led to the place of festival” - Lovecraft, H. P., "The Festival.”
«Более того, страх этот усилился, и причиной этому было именно то, что лишь недавно его заглушило: я имею в виду доброе лицо старика, ибо чем дольше я в него всматривался, тем более меня ужасала сама доброта его. Неподвижные, застывшие зрачки, кожа белая, как воск… Внезапно я понял, что это вовсе не лицо, а маска, дьявольски искусная маска. И ещё меня поразило то, что старик был в перчатках. Трясущимися руками он снова нацарапал что-то на табличке. Я прочёл: мне вежливо предлагалось немного подождать, прежде чем меня отведут к месту празднества» - Говард Филлипс Лавкрафт, «Праздник».
Нелегальные пришельцы. Illegal aliens
Aliens: иноземные пришельцы или нелегальные мигранты.
Мы можем попасть в «зловещую долину» не только с роботами, но и с обычными людьми, если эти люди не владеют речью на приемлемом уровне: либо они слаборазвиты, либо они иностранцы, то есть, Чужие/Иные!
Оказывается, речевые ошибки собеседника вызывают учащённое сердцебиение, повышают давление, провоцируют реакцию «бей или беги».
В ходе исследования профессора в области когнитивной лингвистики и языкового познания Бирмингемского университета Дагмара Дивьяк и профессора психологии языка и языкового обучения Петара Милин, была обнаружена прямая связь между случаями проявления неправильной грамматики и изменениями сердечного ритма испытуемых.
Мы испытываем дискомфорт и физическое недомогание, общаясь с людьми, не владеющими правильной речью.
Господь Бог наделил человека Своим подобием: свободной волей и даром слова.
Животные и другие создания этого мира не имеют дара речи.
Если мы встречаем человека, который «слаб на язык», мы подсознательно воспринимаем его как угрозу, а вдруг он робот, гуманоид или животное.
Чужой/Иной. Alien.
Во-первых, перед нами человек, но он говорит не так как мы, - включается инстинкт распознавания угроз: человек воспринимается нами как отсталый, больной или Иной;
Во-вторых, наш мозг, опознаёт неестественную артикуляция, акцент, чужую языковую конструкцию и возникает противоречие: наше подсознание не может решить, - это «наш» или Чужой?
В-третьих, пришельцы зловещи, потому что такие же, как и мы, обладают разумом, но, «пользуются языком» по-другому.
«A person's language skills is often an indicator of their intelligence».
«Языковые навыки человека часто являются показателем его интеллекта».
«Если кто-то выглядит как человек, но очень слабо владеет речью, то, может быть он не человек, а Чужой?» – примерно так воспринимает эту ситуацию наше подсознание.
Некто выглядит как человек, ходит как человек, говорит как человек, но, артикуляция, тональность, грамматика не соответствуют языку, на котором всё это произносится; к тому же, присутствует чужой акцент.
При общении мы воспринимаем два образа, вступающих между собой в противоречие:
1. Мы видим перед собой человека, внешне такого же, как и мы;
2. Этот человек, как иностранец, обладает странной речью, которую опознать и осознать смысл сказанного очень сложно, а иногда и невозможно.
Возникает эффект отторжения. Будут терпеть только красивых женщин и тех, кто платит большие деньги.
Наше гадкое произношение терпят из-за того, что туризм приносит деньги в казну или наши услуги, в данный момент, будут востребованы.
«Если язык человека вял, тяжёл, сбивчив, бессилен, не определён, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка» - Джон Готфрид Гердер.
"If a person’s language is sluggish, heavy, confused, powerless, undefined, uneducated, then this is probably the mind of this person, for he thinks only through language.” - Johann Gottfried Herder.
Феномен «зловещей долины» сложился и закрепился как реакция человека живого на существо не только неживое, но и принципиально другое, существующее вне.
Живой человек неосознанно копирует своего собеседника, выражение его лица, жесты, а робот к собеседнику равнодушен.
Неправильная артикуляция, акцент, лицевая и телесная статика, неестественная искаженность движений маркируется нашим мозгом как признаки пришельцев из мира мёртвых (неживых): зомби, ходячих мертвецов, привидений.
Попугаи, вороны и т.д. тоже могут копировать звуки слов, но и только.
А вот обезьяны очень точно подражают речевой мимике и движениям тела человека.
Общение на иностранном языке, например, английском, при неправильной артикуляции, акценте, использовании грамматики родного языка; невозможности понять смысл, подсознательно вызывают у собеседника острое негативное ощущение и отторжение.
При освоении иностранного языка необходимо точное копирование – «обезъянничество», а не пустое подражание – «попугайничество».
Если мы, пытаясь общаться с носителем иностранного языка будем «слабоподобны», мы ввергнем его в «зловещую долину», где он подсознательно воспримет нас чужим дефективным пришельцем, угрожающим ему какой-нибудь заразой.
Конечно, воспитание не позволит ему наброситься на нас с кулаками или убежать, но уж удовольствия от общения с нами носитель не получит, а только неприятные эмоции.
Так что, если уж что-то делать, то делать правильно и на высоком уровне.
Если уж пользоваться речью как Божьим даром, то как «ангелы», а не как «демоны»; как «аристократы», а не как «быдло».
Иллюстрация:
1. "The Hands Resist Him" - «Руки противятся ему», 1972 г.
2. "Resistance at the Threshold" - «Сопротивление на пороге», 2004 г.
3. "Threshold of Revelation" - «Порог откровений», 2012 г.
Bill Stoneham - Билл Стоунхем.
Нет комментариев. Ваш будет первым!