ГлавнаяПрозаЭссе и статьиМемуары → Звёздные встречи - Ещё идёт война

Звёздные встречи - Ещё идёт война

9 декабря 2014 - Георгий Териков
article258196.jpg
  • 1944-й год.  Ещё идёт война. Ростов наполовину в развалинах. Не работают многие службы, но  уже работают кинотеатры и театры. Кинотеатры, правда, переименовали. Были «Руж» и «Юнг-штурм», стали «Родина» и «Победа».

  Как-то в воскресенье днём  мы с мамой попали в театр

музыкальной комедии на «Сильву». И спектакль, и особенно артист Капаницын, игравший  Бони, произвели на меня такое впечатление, что я буквально  заболел  опереттой. Я смотрел подряд всё, причём некоторые спектакли по многу раз..

   О Георгии Акиндиновиче Капаницине надо говорить особо. Этот любимец ростовской публики буквально сверкал юмором,  импонировала и  его манера говорить и напевать  с лёгким прононсом. Никогда после я не видел артиста в амплуа простака лучше,  чем Капаницын. Когда в восьмидесятых годах я работал над книгой «Куплет на эстраде»,  и просматривал подшивку газеты «Советское искусство» за 1946-й год, я  в рецензии на московские  гастроли  ростовского театра музыкальной комедии  прочитал, что Москва давно не видела такого замечательного простака, как Капаницын! .

На каждом спектакле я бросал  любимому артисту  на сцену цветы. Деньги на цветы я добывал «оригинальным» способом. Брал из домашней библиотеки любую  книгу и нёс её в букинистический. Таким образом, я переносил букинистам всего Шекспира, в кожаных, старинных переплётах, Толстого, Дюма.

   В 1946-м году в Ростовском театре музыкальной комедии появился ещё один  замечательный простак, Александр Аллегров ( Саркисов ). Эстрадная певица Ирина Аллегрова его дочь.

   Именно тогда я решил стать артистом оперетты, и непременно  таким же смешным, как Капаницын, или Аллегров.

   Днём, когда никого не было дома, я на всю  улицу орал опереточные арии, и прохожие часто спрашивали:

  - Здесь что, сумасшедший живёт?

Кончилось всё тем, что я сорвал голос, какое-то время вообще не разговаривал, и до сих пор говорю с хрипотцой.

   Ещё одним увлечением стала для меня в то время эстрада. У нас в городском саду была летняя площадка, на которой можно было совершенно бесплатно смотреть концерты. И какие! Там я слушал Мирова и Дарского, Громова и Милича, Шурова и Рыкунина…

На этой площадке почти ежедневно выступал небольшой местный эстрадный оркестр с концертной программой.   Запомнились – певица Вера Злобина, скрипач Моня, о котором Розенбаум  уже в наше время  сочинил песню,  и конферансье Юрий Гольдфарб.  Я столько раз слушал эти концерты, что запомнил наизусть и фельетон «Зрители кино»,  и куплеты «До-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до», исполняемые конферансье.       Особенно,  мне нравились куплеты.

В памяти осталась   строфа:

 

 

                      «Композитор жил один,

Конечно, ноты знал.

И песни, как блины он

Ежедневно выпекал.

Когда ж его спросили:

- Не трудно ль вам писать?

Он свой секрет охотно

Согласился рассказать:

 

- До-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до,

Я беру лишь пёрышко рондо.

Песенок чужих четыре-пять,

И сажусь спокойно сочинять.

Ото всех по нотке я беру,

Глядь, готова песенка к утру.

Так я зарабатываю до…( жест «по горло»)

И мне…

До-ре-ми-фа- соль-фа-ми-ре-до!( жест «большой палец»)

 

 По-моему, куплет очень актуальный,  и  этот композитор кого-то очень нам сегодня напоминает.

    Одной из главных городских примет послевоенного времени был певец ростовского джаз-оркестра Ника Стефан. Пел он обычно какие-то экзотические песни, причём с очень «иностранным» акцентом. С таким же акцентом он исполнял и песню о Ростове, из которой я запомнил только припев:

 

 «Площадь театральная,

Тополей приют.

Фонари хрустальные

Свет весёлый льют.

По утрам гудки «Аксая»

Слушает «Сельмаш».

И шумит  волна донская,

Омывая пляж!»

 

    Почти все ростовчане в те годы ходили в шинелях, в телогрейках. А Ника Стефан ежедневно, чуть прихрамывая, (У него был протез) фланировал по главной улице, в шикарном костюме кремового цвета в полосочку, при бабочке, да ещё и в  канотье. Казалось, что он сошёл с экрана,  из трофейных  фильмов, которые в то время в огромном количестве крутились во всех кинотеатрах.

  И лишь однажды ростовчане увидели Нику в затрапезной робе.             У Ники Стефана не было жилья, обычно  он ночевал у знакомых поклонниц, либо в гостиницах. И вот как-то вечером он приехал с гастролей и отправился в единственную гостиницу «Деловой двор». Свободное место оказалось лишь одно, да и то в общем номере. Плотно «отужинав», он разделся и лёг спать. А когда проснулся, то не нашёл  ни чемодана, ни  своего единственного костюма.  В одних трусах он бросился к директору гостиницы, но тот лишь развёл руками:

 - У нас в Ростове так: хорошо одевается, кто рано просыпается!

    Приехав в шестидесятых в Москву,  я вскоре познакомился с милым и скромным артистом Москонцерта Колей Щукиным. Это и был ростовский пижон сороковых годов – Ника Стефан, певец  с Гавайских островов!

 

    Знакомство с эстрадой  изменило мои планы. Теперь я решил стать конферансье!

    Ещё одним серьёзным увлечением стали шахматы. Буквально за два года я  стал первокатегорником, и начал принимать участие в городских турнирах.

    В 46-м году мы с мамой приехали в Москву к родственникам.  Я, конечно, посетил оперетту.  Мамин дядя сводил меня в Центральный Дом Работников Искусств на концерт Лауреатов Второго Всесоюзного Конкурса артистов эстрады. Запомнились, юмористы,  – Тимошенко и Березин и  вокальный дуэт Людмила Лядова и Нина Пантелеева.

  Побывал я и в садике«Эрмитаж» на концерте джаза Утёсова. В садике играл небольшой оркестр. Помню,  объявили: – Дирижёр -  Василий Агапкин. Спустя десятилетия я осознал, что  это был автор знаменитого марша «Прощания славянки», написанного в 1912-м году, во время Первой Балканской войны.

 

  1946-й год. Во дворе нашей школы №39 цирк-шапито. Каждый вечер я проникаю туда. Меня мало интересуют акробаты и фокусники.  Я слушаю артистов Григория Рашковского и Николая Скалова.

  У одного в руках гитара, у другого мандолина. Артисты на манеже  исполняют смешные песенки, которые, оказывается, называются куплетами. В каждом куплете четыре строчки, но как смеётся и аплодирует зал. Что я запомнил?

 

               

                Вот столовая «Нарпита»,                 

                Здесь порядочек такой

                Завстоловой ходит бритый,

                А котлеты с бородой.

 

                Служит в тире наш Федот,

               Он квитанций не даёт.

                Трах-трах-трах-трах,

                И квартира вся в коврах!

 

               Нас раздеться попросили

               Лучшие знакомые.

               Мы не разделись, так раздели

               Вовсе незнакомые!

 

  Я пытаюсь понять – в чём фокус? Мне кажется, что  я такое тоже смогу сочинять.

 И дома и на уроках я пишу, пишу, пишу километрами.

 До этого я сочинял в основном эпиграммы на учителей.

  А учились мы тогда раздельно. И наша 39-я  мужская, дружила с 37-й женской.

Мы  совместно посещали школу бального танца, и однажды совместно

  участвовали в спектакле «Сказка о правде» о Зое Космодемьянской. Я не помню, кто ставил спектакль, помню только,  что я изображал бессловесного партизана. А поскольку я уже решил, что буду артистом,  то к роли отнёсся очень серьёзно. Приготовил соответствующий костюм, бороду, усы, ушанку. 

В  серьёзной сцене допроса партизан немецким обер-лейтенантом, я должен был молчать. А мне так хотелось хоть что-нибудь сказать. И когда обер-лейтенант в очередной раз спросил меня:

 - Ты есть – глухонемой?!

Я неожиданно для всех ответил:

- Ага!

Все, в том числе и немцы,  и Зоя Космодемьянская,  прыснули от смеха.

Должен сказать, что если в шахматах я делал успехи, если  мои увлечения театром и эстрадой носили серьёзный характер, то похвастаться успехами в учёбе я не мог никак.

  И так пропустив в войну два года учёбы, я умудрился в шестом классе остаться на второй год. Не ладилась учёба и в седьмом классе… Многочисленные увлечения  отнимали  столько времени, что учиться просто было некогда. С горем пополам я перешёл в седьмой класс, но учился  плохо, и меня исключили из школы. Особенно на этом настаивала завуч Евгения Андреевна Шелепина.  Правда, для «расправы» надо мной у руководства школы была ещё одна причина. Эпиграммы. Какие-то, я помню до сих пор.

 

   

          Шелепиной

 

Виляя худосочным тазом,

Колы нам ставит раз за разом.

Когда Евгеша входит в класс,

То так и тянет дать ей в глаз!

 

    Химичке Таисе

 

 У Химички Таисы,

Глазки будто у крысы

Так и тянет  сказать:

- Ангидрид твою мать!

 

                           Директору

 

Директор наш без глаза,

Что радует особо.

За нами он, зараза,

Глядеть не может в оба!

 

     Исключение из школы автоматически  исключило меня и из театральной студии Дворца Пионеров, в которой я решил приобщится к искусству. Но заниматься там можно было только при наличии школьной  справки об успеваемости

   Поменяв ещё несколько школ,  и потеряв ещё год, я оказался в железнодорожной школе №3, где учился всё с тем же успехом.  Причём, как и в предыдущих школах,  я учился без троек и четвёрок.  Литература, русский, история, география – пятёрки,  математика, химия, физика – двойки.

    Зато на школьных вечерах  я, главный школьный остряк,  «блистал» в конферансе,  читал смешные стихи, в том числе и фельетон «Зрители кино».

    В школе был неплохой драмкружок, в котором, совместно с женской школой № 1,  мы ставили отрывки из разных спектаклей. Я там  изображал  Шмагу и Любима Торцова. Один из  нашего драмкружка,  Эдик Бочаров, закончив десятый класс, отправился в Москву, поступил во ВГИК  и стал кинорежиссёром.

  Итак, теперь я стал сочинять куплеты.  И когда таких четверостиший набралась целая тетрадь, я решился показать свои творения артистам Рашковскому и Скалову. Я встретил их у цирка и  вручил им тетрадь.

  - Почитаем! – сказали они.

Как всегда, каждый вечер лезу под брезент шапито и слушаю. А вдруг!

И однажды свершилось! Я услышал три, аж три моих куплета! Это были куплеты на местные ростовские темы!

   Я снова встретил этих артистов. 

 - Ну как? – сказал тот что потолще, - Рашковский. -  Доволен? Три куплета! Остальное -  буза! Держи!.. - И протянул мне деньги. Я не помню, сколько, то ли десять, то ли сто… Это был мой первый в жизни гонорар!

 - Давай, пиши ещё! –  посоветовали мне сатирики. У тебя получится!

И 1948 год я по праву считаю началом своей творческой профессиональной деятельности, хотя до следующего гонорара  прошли годы.

 

© Copyright: Георгий Териков, 2014

Регистрационный номер №0258196

от 9 декабря 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0258196 выдан для произведения:
  • 1944-й год.  Ещё идёт война. Ростов наполовину в развалинах. Не работают многие службы, но  уже работают кинотеатры и театры. Кинотеатры, правда, переименовали. Были «Руж» и «Юнг-штурм», стали «Родина» и «Победа».

  Как-то в воскресенье днём  мы с мамой попали в театр

музыкальной комедии на «Сильву». И спектакль, и особенно артист Капаницын, игравший  Бони, произвели на меня такое впечатление, что я буквально  заболел  опереттой. Я смотрел подряд всё, причём некоторые спектакли по многу раз..

   О Георгии Акиндиновиче Капаницине надо говорить особо. Этот любимец ростовской публики буквально сверкал юмором,  импонировала и  его манера говорить и напевать  с лёгким прононсом. Никогда после я не видел артиста в амплуа простака лучше,  чем Капаницын. Когда в восьмидесятых годах я работал над книгой «Куплет на эстраде»,  и просматривал подшивку газеты «Советское искусство» за 1946-й год, я  в рецензии на московские  гастроли  ростовского театра музыкальной комедии  прочитал, что Москва давно не видела такого замечательного простака, как Капаницын! .

На каждом спектакле я бросал  любимому артисту  на сцену цветы. Деньги на цветы я добывал «оригинальным» способом. Брал из домашней библиотеки любую  книгу и нёс её в букинистический. Таким образом, я переносил букинистам всего Шекспира, в кожаных, старинных переплётах, Толстого, Дюма.

   В 1946-м году в Ростовском театре музыкальной комедии появился ещё один  замечательный простак, Александр Аллегров ( Саркисов ). Эстрадная певица Ирина Аллегрова его дочь.

   Именно тогда я решил стать артистом оперетты, и непременно  таким же смешным, как Капаницын, или Аллегров.

   Днём, когда никого не было дома, я на всю  улицу орал опереточные арии, и прохожие часто спрашивали:

  - Здесь что, сумасшедший живёт?

Кончилось всё тем, что я сорвал голос, какое-то время вообще не разговаривал, и до сих пор говорю с хрипотцой.

   Ещё одним увлечением стала для меня в то время эстрада. У нас в городском саду была летняя площадка, на которой можно было совершенно бесплатно смотреть концерты. И какие! Там я слушал Мирова и Дарского, Громова и Милича, Шурова и Рыкунина…

На этой площадке почти ежедневно выступал небольшой местный эстрадный оркестр с концертной программой.   Запомнились – певица Вера Злобина, скрипач Моня, о котором Розенбаум  уже в наше время  сочинил песню,  и конферансье Юрий Гольдфарб.  Я столько раз слушал эти концерты, что запомнил наизусть и фельетон «Зрители кино»,  и куплеты «До-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до», исполняемые конферансье.       Особенно,  мне нравились куплеты.

В памяти осталась   строфа:

 

 

                      «Композитор жил один,

Конечно, ноты знал.

И песни, как блины он

Ежедневно выпекал.

Когда ж его спросили:

- Не трудно ль вам писать?

Он свой секрет охотно

Согласился рассказать:

 

- До-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до,

Я беру лишь пёрышко рондо.

Песенок чужих четыре-пять,

И сажусь спокойно сочинять.

Ото всех по нотке я беру,

Глядь, готова песенка к утру.

Так я зарабатываю до…( жест «по горло»)

И мне…

До-ре-ми-фа- соль-фа-ми-ре-до!( жест «большой палец»)

 

 По-моему, куплет очень актуальный,  и  этот композитор кого-то очень нам сегодня напоминает.

    Одной из главных городских примет послевоенного времени был певец ростовского джаз-оркестра Ника Стефан. Пел он обычно какие-то экзотические песни, причём с очень «иностранным» акцентом. С таким же акцентом он исполнял и песню о Ростове, из которой я запомнил только припев:

 

 «Площадь театральная,

Тополей приют.

Фонари хрустальные

Свет весёлый льют.

По утрам гудки «Аксая»

Слушает «Сельмаш».

И шумит  волна донская,

Омывая пляж!»

 

    Почти все ростовчане в те годы ходили в шинелях, в телогрейках. А Ника Стефан ежедневно, чуть прихрамывая, (У него был протез) фланировал по главной улице, в шикарном костюме кремового цвета в полосочку, при бабочке, да ещё и в  канотье. Казалось, что он сошёл с экрана,  из трофейных  фильмов, которые в то время в огромном количестве крутились во всех кинотеатрах.

  И лишь однажды ростовчане увидели Нику в затрапезной робе.             У Ники Стефана не было жилья, обычно  он ночевал у знакомых поклонниц, либо в гостиницах. И вот как-то вечером он приехал с гастролей и отправился в единственную гостиницу «Деловой двор». Свободное место оказалось лишь одно, да и то в общем номере. Плотно «отужинав», он разделся и лёг спать. А когда проснулся, то не нашёл  ни чемодана, ни  своего единственного костюма.  В одних трусах он бросился к директору гостиницы, но тот лишь развёл руками:

 - У нас в Ростове так: хорошо одевается, кто рано просыпается!

    Приехав в шестидесятых в Москву,  я вскоре познакомился с милым и скромным артистом Москонцерта Колей Щукиным. Это и был ростовский пижон сороковых годов – Ника Стефан, певец  с Гавайских островов!

 

    Знакомство с эстрадой  изменило мои планы. Теперь я решил стать конферансье!

    Ещё одним серьёзным увлечением стали шахматы. Буквально за два года я  стал первокатегорником, и начал принимать участие в городских турнирах.

    В 46-м году мы с мамой приехали в Москву к родственникам.  Я, конечно, посетил оперетту.  Мамин дядя сводил меня в Центральный Дом Работников Искусств на концерт Лауреатов Второго Всесоюзного Конкурса артистов эстрады. Запомнились, юмористы,  – Тимошенко и Березин и  вокальный дуэт Людмила Лядова и Нина Пантелеева.

  Побывал я и в садике«Эрмитаж» на концерте джаза Утёсова. В садике играл небольшой оркестр. Помню,  объявили: – Дирижёр -  Василий Агапкин. Спустя десятилетия я осознал, что  это был автор знаменитого марша «Прощания славянки», написанного в 1912-м году, во время Первой Балканской войны.

 

  1946-й год. Во дворе нашей школы №39 цирк-шапито. Каждый вечер я проникаю туда. Меня мало интересуют акробаты и фокусники.  Я слушаю артистов Григория Рашковского и Николая Скалова.

  У одного в руках гитара, у другого мандолина. Артисты на манеже  исполняют смешные песенки, которые, оказывается, называются куплетами. В каждом куплете четыре строчки, но как смеётся и аплодирует зал. Что я запомнил?

 

               

                Вот столовая «Нарпита»,                 

                Здесь порядочек такой

                Завстоловой ходит бритый,

                А котлеты с бородой.

 

                Служит в тире наш Федот,

               Он квитанций не даёт.

                Трах-трах-трах-трах,

                И квартира вся в коврах!

 

               Нас раздеться попросили

               Лучшие знакомые.

               Мы не разделись, так раздели

               Вовсе незнакомые!

 

  Я пытаюсь понять – в чём фокус? Мне кажется, что  я такое тоже смогу сочинять.

 И дома и на уроках я пишу, пишу, пишу километрами.

 До этого я сочинял в основном эпиграммы на учителей.

  А учились мы тогда раздельно. И наша 39-я  мужская, дружила с 37-й женской.

Мы  совместно посещали школу бального танца, и однажды совместно

  участвовали в спектакле «Сказка о правде» о Зое Космодемьянской. Я не помню, кто ставил спектакль, помню только,  что я изображал бессловесного партизана. А поскольку я уже решил, что буду артистом,  то к роли отнёсся очень серьёзно. Приготовил соответствующий костюм, бороду, усы, ушанку. 

В  серьёзной сцене допроса партизан немецким обер-лейтенантом, я должен был молчать. А мне так хотелось хоть что-нибудь сказать. И когда обер-лейтенант в очередной раз спросил меня:

 - Ты есть – глухонемой?!

Я неожиданно для всех ответил:

- Ага!

Все, в том числе и немцы,  и Зоя Космодемьянская,  прыснули от смеха.

Должен сказать, что если в шахматах я делал успехи, если  мои увлечения театром и эстрадой носили серьёзный характер, то похвастаться успехами в учёбе я не мог никак.

  И так пропустив в войну два года учёбы, я умудрился в шестом классе остаться на второй год. Не ладилась учёба и в седьмом классе… Многочисленные увлечения  отнимали  столько времени, что учиться просто было некогда. С горем пополам я перешёл в седьмой класс, но учился  плохо, и меня исключили из школы. Особенно на этом настаивала завуч Евгения Андреевна Шелепина.  Правда, для «расправы» надо мной у руководства школы была ещё одна причина. Эпиграммы. Какие-то, я помню до сих пор.

 

   

          Шелепиной

 

Виляя худосочным тазом,

Колы нам ставит раз за разом.

Когда Евгеша входит в класс,

То так и тянет дать ей в глаз!

 

    Химичке Таисе

 

 У Химички Таисы,

Глазки будто у крысы

Так и тянет  сказать:

- Ангидрид твою мать!

 

                           Директору

 

Директор наш без глаза,

Что радует особо.

За нами он, зараза,

Глядеть не может в оба!

 

     Исключение из школы автоматически  исключило меня и из театральной студии Дворца Пионеров, в которой я решил приобщится к искусству. Но заниматься там можно было только при наличии школьной  справки об успеваемости

   Поменяв ещё несколько школ,  и потеряв ещё год, я оказался в железнодорожной школе №3, где учился всё с тем же успехом.  Причём, как и в предыдущих школах,  я учился без троек и четвёрок.  Литература, русский, история, география – пятёрки,  математика, химия, физика – двойки.

    Зато на школьных вечерах  я, главный школьный остряк,  «блистал» в конферансе,  читал смешные стихи, в том числе и фельетон «Зрители кино».

    В школе был неплохой драмкружок, в котором, совместно с женской школой № 1,  мы ставили отрывки из разных спектаклей. Я там  изображал  Шмагу и Любима Торцова. Один из  нашего драмкружка,  Эдик Бочаров, закончив десятый класс, отправился в Москву, поступил во ВГИК  и стал кинорежиссёром.

  Итак, теперь я стал сочинять куплеты.  И когда таких четверостиший набралась целая тетрадь, я решился показать свои творения артистам Рашковскому и Скалову. Я встретил их у цирка и  вручил им тетрадь.

  - Почитаем! – сказали они.

Как всегда, каждый вечер лезу под брезент шапито и слушаю. А вдруг!

И однажды свершилось! Я услышал три, аж три моих куплета! Это были куплеты на местные ростовские темы!

   Я снова встретил этих артистов. 

 - Ну как? – сказал тот что потолще, - Рашковский. -  Доволен? Три куплета! Остальное -  буза! Держи!.. - И протянул мне деньги. Я не помню, сколько, то ли десять, то ли сто… Это был мой первый в жизни гонорар!

 - Давай, пиши ещё! –  посоветовали мне сатирики. У тебя получится!

 
Рейтинг: +2 956 просмотров
Комментарии (3)
Татьяна Шарина # 18 декабря 2014 в 19:27 +1
Интересные факты из жизни знаменитых людей!! Спасибо, Георгий!! Всех благ Вам! 8ed46eaeebfbdaa9807323e5c8b8e6d9
Георгий Териков # 18 декабря 2014 в 19:30 +1
Спасибо, Татьяна. С уважением Георгий Териков
Марина Попенова # 19 декабря 2014 в 13:05 +1
Георгий, воспоминания уникальные! Очень интересно! СПАСИБО ВАМ ОТ ВСЕЙ ДУШИ! 040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6