ГлавнаяПрозаЭссе и статьиМемуары → Звёздные встречи -Маяковский_Брик_Полонская

Звёздные встречи -Маяковский_Брик_Полонская

2 февраля 2015 - Георгий Териков
article268870.jpg
                                «Если повздорил
                                                                с подружкой одной,                                            
                                   Махнул рукой
                                                                    и к другой пошёл
                                    Так и просится
                                                                    лозунг такой:
                                    «И жизнь хороша,
                                                                    и жить хорошо!»
 
    Я всегда интересовался и творчеством Маяковского, и  всем что окружало поэта.  Мне, естественно, было недостаточно официоза, и я старался побольше узнать о Маяковском у его современников.
    В разные годы мне рассказывали о нём артисты Рина Зелёная,  Роман Юрьев и мой сосед по дому поэт Александр Жаров…
    Хочется буквально несколько слов сказать об Александре Жарове, том самом современнике Маяковского,  в общем, который - «Взвейтесь кострами  синие ночи». , 
   Честно говоря я и не предполагал что он жив. Мне казалось, что все из тех лет уже давно история.
   И вот в  1976 году я въехал в элитный кооперативный дом «Драматург».  Что ни сосед – знаменитость: Радзинский, Мережко, Инин, Приставкин, Нилин...  И… поэт Александр Жаров.  Я и не подумал что это тот самый.
 
  И вот как-то в доме объявление о том, что состоится общее собрание членов кооператива. Начало, скажем, в 19-00.
Днём раздался звонок, и меня попросили прийти на полчаса раньше. Прихожу. Оказывается этот самый Жаров каким-то образом разузнал телефоны членов партии, и решил собрать нас, чтобы выработать, - как он сказал, - единую партийную точку зрения по вопросам, которые будут обсуждаться.
   Так мы познакомились с Александром   Алексеевичем  Жаровым, «выработали единую партийную точку зрения»  по поводу ремонта мусоропровода,  и больше никогда на  приглашения прийти на собрания пораньше не откликались.
  Несколько раз мы сидели вместе у дома на скамеечке, и Александр Алексеевич, кстати, автор очень неплохих песен, таких как «Заветный камень», «Грустные ивы», «Ходили мы походами», «Где ты, утро раннее?»
 интересно рассказывал мне о литературной жизни в 20-х-3 0-х гг,  о Маяковском, о Есенине, о Нарбуте, о других своих современниках. Рассказывал как  об обычных людях, которые в  его рассказах  были совсем не такими, какими нам их представляли  так называемые «официальные источники».
   Жаров рассказывал, что Маяковский как-то выступая в Политехническом, вдруг стал читать чужие,  нравившиеся ему стихи.  А затем прочитал его стихи «Старым друзьям»,  которые он как-то раскритиковал. Прочитал здорово, и зрители стали аплодировать.  Из зала кричали: «Отличные стихи…» « Хорошие стихи…»,  «И  Маяковский спустился в зал,  - рассказывал Жаров, - взял меня за руку, и со словами: «Иди,  кланяйся»,  вывел на сцену».
    Из всех рассказов я сделал вывод, что Маяковский, хоть и был хорошим поэтом, но человеком  был, мягко говоря, не однозначным.
    Портрет  поэта дополнила и найденная недавно эпиграмма известного тенора Большого театра Леонида Собинова на Маяковского. 
    Дело в том, что после смерти Сергея Есенина в Художественном театре был вечер памяти поэта, на котором в числе других выступал и Собинов.  
   И Маяковский откликнулся на этот вечер стихами «Сергею Есенину», в которых были такие строки:
 
 
«Ваше имя
                в платочки рассоплено,
ваше слово
                слюнявит Собинов.
И выводит
                 под берёзкой дохлой –
«Ни слова,
                 о дру-г мой,
                                 ни вздо-о-о-о-ха».
Эх,
                поговорить бы иначе
С этим самым
                с Леонидом Лоэнгринычем!»
 
     Собинов  был возмущён бестактными стихами Маяковского и сочинил на него довольно пространную злую эпиграмму, которая заканчивалась словами:
 
                    … Погиб Есенин… Ты же, гнусный гад, живёшь,
                    И каждый день смердишь своей вонючей пастью.
                    Тифозную с тобой хотел сравнить бы вошь,
                    Но ты живёшь, они же все погибли, к счастью!
 
      Эпиграмма по литературным достоинствам конечно далека от совершенства, но, тем не менее, дает определённое представление о Маяковском.   И когда примерно в 1967 или в 1968 году в Центральном Доме Работников Искусств, в Каминной гостиной была объявлена встреча с любимой женщиной поэта Лилей Брик, я естественно, устремился туда. Лиле Юрьевне было тогда под восемьдесят, но мне  очень хотелось посмотреть на музу Маяковского, понять, чем она так привлекала поэта?
   Ведь  судя по письмам, это была, как минимум, богиня:  «Дорогой мой лилёночек, милый мой лилёночек, ужасно любимый мой…», «Мине тебе очень хочется и я тебя страшно целую…», «Целую, целую и целую. Твой, твой, твой…»
  Вечер должен был вести Борис  Брунов. Но он запаздывал, и мне предложили его подменить. Я  решил посоветоваться с Лилей  Юрьевной, как её представить, что сказать в начале...   Первое, о чём она меня попросила - ничего не спрашивать о Маяковском.
   Я лихорадочно стал соображать, о чём ещё, кроме как о Маяковском, можно с нею говорить?
 И тут, слава Богу, пришёл Брунов, и  через две минуты Лиля Брик уже вовсю говорила...  о Маяковском!
   В Каминной был узкий круг, в основном артисты. И вопросы Лиле Юрьевне касались в основном творчества любимого поэта.
   И только я задал идиотский вопрос: «А ваш официальный муж Осип Брик и Маяковский никогда из-за вас не дрались?»
   Лиля Юрьевна улыбнулась:
   - Мой муж Осип был ростом ещё ниже вас. А Маяковский...
И она показала рукой, какого роста был поэт...
-  И зачем, скажите,  Брику были лишние неприятности!
   Честно говоря, я так и не понял, что привлекало Маяковского в этой женщине. Понятно, что тогда она была значительно моложе. Но глаза…  Что-то в них было, прошу прощения, неприятное.
 
    Гораздо большее впечатление на меня произвела встреча в Доме Ветеранов Сцены с Вероникой Полонской, с той  самой, которая  последняя видела живого Маяковского.
   Молодая Полонская была театральной артисткой, работала во МХАТе, а в 1928 году снялась в первом своём фильме «Стеклянный глаз».  Самое интересное, что режиссёром этого фильма была Лиля Брик.  
   В Дом Ветеранов Сцены я попал с группой артистов  Москонцерта. Было это по-моему  где-то в середине восьмидесятых. Нам показали Полонскую ещё до концерта. Она сидела ряду в пятом-шестом.
   У меня был номер, в котором я по ходу выходил в зал,  выводил на сцену девушку, и вёл с нею шуточный диалог.
   В Доме ветеранов сцены, естественно, девушек не было, и я рискнул подойти к Полонской. Она легко согласилась выйти на сцену. Правда, пришлось сходу  импровизировать, ибо заранее приготовленные  вопросы, которые предполагали смешные ответы,  никак не подходили к данной ситуации. Но всё прошло здорово. Интермедию я закончил словами Маяковского: « И жизнь хороша и  жить хорошо!»,  после чего  поцеловал Полонской руку, и помог ей спуститься со сцены.
   После концерта я  остался в Доме ветеранов сцены, тем более был предлог. В этом Доме в то время проживала супружеская пара - старые друзья моей мамы.  Мне очень хотелось поговорить с Вероникой Витольдовной. И разговор состоялся.  Я понимал, что ей наверно уже надоело более пятидесяти лет всем рассказывать историю своих отношений с Маяковским, рассказывать о том, как она спешила на репетицию, а Маяковский  уговаривал её остаться, как она всё-таки вышла из квартиры, и тут раздался роковой выстрел... И поэтому я  стал расспрашивать её о работе в кино, в театре, о её дальнейшей жизни. Она рассказывала что переехала в Дом Ветеранов Сцены, потому что у неё очень маленькая пенсия -  60 рублей 50 копеек. Рассказывала, что Кукрыниксы пытались ей помочь. Художники обращались в ЦК КПСС с просьбой увеличить Полонской пенсию, напоминая, что Маяковский в предсмертном письме просил Правительство устроить сносную жизнь его семье, и среди тех, кого он называл членами своей семьи, он упоминал и Веронику Полонскую. Ответ из Секретариата  ЦК КПСС она запомнила очень хорошо: «Оснований повысить Полонской пенсию не найдено»
 Наш разговор, конечно же, постепенно приближался к тем известным событиям. Но я делал вид, что меня это как бы мало интересует. И её, видимо, это даже задело, и она сама стала рассказывать о  Маяковском, и о том злополучном дне, который привёл её к разводу с Яншиным. Оказывается,  в то время она была женой известного, по-крайней мере в будущем, мхатовца Михаила Яншина. Этого я не знал.
- Яншин, - сказала Вероника Витольдовна, - от меня ушёл в табор!
- В какой табор? - не понял я.
Оказывается,  разойдясь с Полонской, Яншин тут же женился на известной цыганской актрисе Ляле Чёрной!
   Последний раз в кино Полонская снялась в 1982 году, в фильме «Мать Мария».

 

© Copyright: Георгий Териков, 2015

Регистрационный номер №0268870

от 2 февраля 2015

[Скрыть] Регистрационный номер 0268870 выдан для произведения:                                 «Если повздорил
                                                                с подружкой одной,                                            
                                   Махнул рукой
                                                                    и к другой пошёл
                                    Так и просится
                                                                    лозунг такой:
                                    «И жизнь хороша,
                                                                    и жить хорошо!»
 
    Я всегда интересовался и творчеством Маяковского, и  всем что окружало поэта.  Мне, естественно, было недостаточно официоза, и я старался побольше узнать о Маяковском у его современников.
    В разные годы мне рассказывали о нём артисты Рина Зелёная,  Роман Юрьев и мой сосед по дому поэт Александр Жаров…
    Хочется буквально несколько слов сказать об Александре Жарове, том самом современнике Маяковского,  в общем, который - «Взвейтесь кострами  синие ночи». , 
   Честно говоря я и не предполагал что он жив. Мне казалось, что все из тех лет уже давно история.
   И вот в  1976 году я въехал в элитный кооперативный дом «Драматург».  Что ни сосед – знаменитость: Радзинский, Мережко, Инин, Приставкин, Нилин...  И… поэт Александр Жаров.  Я и не подумал что это тот самый.
 
  И вот как-то в доме объявление о том, что состоится общее собрание членов кооператива. Начало, скажем, в 19-00.
Днём раздался звонок, и меня попросили прийти на полчаса раньше. Прихожу. Оказывается этот самый Жаров каким-то образом разузнал телефоны членов партии, и решил собрать нас, чтобы выработать, - как он сказал, - единую партийную точку зрения по вопросам, которые будут обсуждаться.
   Так мы познакомились с Александром   Алексеевичем  Жаровым, «выработали единую партийную точку зрения»  по поводу ремонта мусоропровода,  и больше никогда на  приглашения прийти на собрания пораньше не откликались.
  Несколько раз мы сидели вместе у дома на скамеечке, и Александр Алексеевич, кстати, автор очень неплохих песен, таких как «Заветный камень», «Грустные ивы», «Ходили мы походами», «Где ты, утро раннее?»
 интересно рассказывал мне о литературной жизни в 20-х-3 0-х гг,  о Маяковском, о Есенине, о Нарбуте, о других своих современниках. Рассказывал как  об обычных людях, которые в  его рассказах  были совсем не такими, какими нам их представляли  так называемые «официальные источники».
   Жаров рассказывал, что Маяковский как-то выступая в Политехническом, вдруг стал читать чужие,  нравившиеся ему стихи.  А затем прочитал его стихи «Старым друзьям»,  которые он как-то раскритиковал. Прочитал здорово, и зрители стали аплодировать.  Из зала кричали: «Отличные стихи…» « Хорошие стихи…»,  «И  Маяковский спустился в зал,  - рассказывал Жаров, - взял меня за руку, и со словами: «Иди,  кланяйся»,  вывел на сцену».
    Из всех рассказов я сделал вывод, что Маяковский, хоть и был хорошим поэтом, но человеком  был, мягко говоря, не однозначным.
    Портрет  поэта дополнила и найденная недавно эпиграмма известного тенора Большого театра Леонида Собинова на Маяковского. 
    Дело в том, что после смерти Сергея Есенина в Художественном театре был вечер памяти поэта, на котором в числе других выступал и Собинов.  
   И Маяковский откликнулся на этот вечер стихами «Сергею Есенину», в которых были такие строки:
 
 
«Ваше имя
                в платочки рассоплено,
ваше слово
                слюнявит Собинов.
И выводит
                 под берёзкой дохлой –
«Ни слова,
                 о дру-г мой,
                                 ни вздо-о-о-о-ха».
Эх,
                поговорить бы иначе
С этим самым
                с Леонидом Лоэнгринычем!»
 
     Собинов  был возмущён бестактными стихами Маяковского и сочинил на него довольно пространную злую эпиграмму, которая заканчивалась словами:
 
                    … Погиб Есенин… Ты же, гнусный гад, живёшь,
                    И каждый день смердишь своей вонючей пастью.
                    Тифозную с тобой хотел сравнить бы вошь,
                    Но ты живёшь, они же все погибли, к счастью!
 
      Эпиграмма по литературным достоинствам конечно далека от совершенства, но, тем не менее, дает определённое представление о Маяковском.   И когда примерно в 1967 или в 1968 году в Центральном Доме Работников Искусств, в Каминной гостиной была объявлена встреча с любимой женщиной поэта Лилей Брик, я естественно, устремился туда. Лиле Юрьевне было тогда под восемьдесят, но мне  очень хотелось посмотреть на музу Маяковского, понять, чем она так привлекала поэта?
   Ведь  судя по письмам, это была, как минимум, богиня:  «Дорогой мой лилёночек, милый мой лилёночек, ужасно любимый мой…», «Мине тебе очень хочется и я тебя страшно целую…», «Целую, целую и целую. Твой, твой, твой…»
  Вечер должен был вести Борис  Брунов. Но он запаздывал, и мне предложили его подменить. Я  решил посоветоваться с Лилей  Юрьевной, как её представить, что сказать в начале...   Первое, о чём она меня попросила - ничего не спрашивать о Маяковском.
   Я лихорадочно стал соображать, о чём ещё, кроме как о Маяковском, можно с нею говорить?
 И тут, слава Богу, пришёл Брунов, и  через две минуты Лиля Брик уже вовсю говорила...  о Маяковском!
   В Каминной был узкий круг, в основном артисты. И вопросы Лиле Юрьевне касались в основном творчества любимого поэта.
   И только я задал идиотский вопрос: «А ваш официальный муж Осип Брик и Маяковский никогда из-за вас не дрались?»
   Лиля Юрьевна улыбнулась:
   - Мой муж Осип был ростом ещё ниже вас. А Маяковский...
И она показала рукой, какого роста был поэт...
-  И зачем, скажите,  Брику были лишние неприятности!
   Честно говоря, я так и не понял, что привлекало Маяковского в этой женщине. Понятно, что тогда она была значительно моложе. Но глаза…  Что-то в них было, прошу прощения, неприятное.
 
    Гораздо большее впечатление на меня произвела встреча в Доме Ветеранов Сцены с Вероникой Полонской, с той  самой, которая  последняя видела живого Маяковского.
   Молодая Полонская была театральной артисткой, работала во МХАТе, а в 1928 году снялась в первом своём фильме «Стеклянный глаз».  Самое интересное, что режиссёром этого фильма была Лиля Брик.  
   В Дом Ветеранов Сцены я попал с группой артистов  Москонцерта. Было это по-моему  где-то в середине восьмидесятых. Нам показали Полонскую ещё до концерта. Она сидела ряду в пятом-шестом.
   У меня был номер, в котором я по ходу выходил в зал,  выводил на сцену девушку, и вёл с нею шуточный диалог.
   В Доме ветеранов сцены, естественно, девушек не было, и я рискнул подойти к Полонской. Она легко согласилась выйти на сцену. Правда, пришлось сходу  импровизировать, ибо заранее приготовленные  вопросы, которые предполагали смешные ответы,  никак не подходили к данной ситуации. Но всё прошло здорово. Интермедию я закончил словами Маяковского: « И жизнь хороша и  жить хорошо!»,  после чего  поцеловал Полонской руку, и помог ей спуститься со сцены.
   После концерта я  остался в Доме ветеранов сцены, тем более был предлог. В этом Доме в то время проживала супружеская пара - старые друзья моей мамы.  Мне очень хотелось поговорить с Вероникой Витольдовной. И разговор состоялся.  Я понимал, что ей наверно уже надоело более пятидесяти лет всем рассказывать историю своих отношений с Маяковским, рассказывать о том, как она спешила на репетицию, а Маяковский  уговаривал её остаться, как она всё-таки вышла из квартиры, и тут раздался роковой выстрел... И поэтому я  стал расспрашивать её о работе в кино, в театре, о её дальнейшей жизни. Она рассказывала что переехала в Дом Ветеранов Сцены, потому что у неё очень маленькая пенсия -  60 рублей 50 копеек. Рассказывала, что Кукрыниксы пытались ей помочь. Художники обращались в ЦК КПСС с просьбой увеличить Полонской пенсию, напоминая, что Маяковский в предсмертном письме просил Правительство устроить сносную жизнь его семье, и среди тех, кого он называл членами своей семьи, он упоминал и Веронику Полонскую. Ответ из Секретариата  ЦК КПСС она запомнила очень хорошо: «Оснований повысить Полонской пенсию не найдено»
 Наш разговор, конечно же, постепенно приближался к тем известным событиям. Но я делал вид, что меня это как бы мало интересует. И её, видимо, это даже задело, и она сама стала рассказывать о  Маяковском, и о том злополучном дне, который привёл её к разводу с Яншиным. Оказывается,  в то время она была женой известного, по-крайней мере в будущем, мхатовца Михаила Яншина. Этого я не знал.
- Яншин, - сказала Вероника Витольдовна, - от меня ушёл в табор!
- В какой табор? - не понял я.
Оказывается,  разойдясь с Полонской, Яншин тут же женился на известной цыганской актрисе Ляле Чёрной!
   Последний раз в кино Полонская снялась в 1982 году, в фильме «Мать Мария».

 
 
Рейтинг: +13 1454 просмотра
Комментарии (15)
Ирина Канареева # 2 февраля 2015 в 15:30 +3
Спасибо огромное за интересный рассказ.
Маяковский один из моих любимых поэтов!
Кроме тайны его смерти, пустых мест в его биографии практически нет,
но духовный склад, личность поэта изучают до сих пор. ...
Многие факты из жизни Маяковского мало кому известно.
Поэтому мне было очень интересно и познавательно!
С искренностью и уважением!

7aa69dac83194fc69a0626e2ebac3057
Георгий Териков # 2 февраля 2015 в 21:09 +1
Спасибо Вам за добрые слова. С уважением Георгий Териков
Татьяна Шарина # 2 февраля 2015 в 15:44 +2
Как много можно узнать о неизвестных фактах жизни любимых поэтов!
Спасибо, Георгий, за интересный рассказ.
Георгий Териков # 2 февраля 2015 в 21:04 +1
Спасибо за добрые слова. С уважением Георгий Териков
Олег Бескровный # 2 февраля 2015 в 17:00 +2
Георгий, спасибо за познавательный экскурс в прошлое таких интересных людей. Добра!
Георгий Териков # 2 февраля 2015 в 21:05 +1
Спасибо за добрые слова. С уважением Георгий Териков
Елена Можарова # 2 февраля 2015 в 17:38 +2
Узнала много нового! Огромное спасибо!
Георгий Териков # 2 февраля 2015 в 21:06 +1
И вам спасибо за добрые слова. Продолжение следует. С уважением Георгий Териков
Елена Абесадзе # 2 февраля 2015 в 20:15 +1
спасибо за оживление истории! браво! это очень важно сохранять историю живой,а не только официальной!ещё раз,спасибо! 8ed46eaeebfbdaa9807323e5c8b8e6d9
Георгий Териков # 2 февраля 2015 в 21:08 +1
Спасибо за добрые слова. Следующие главы будут о Шульженко, Утёсове... С уважением Георгий Териков
Элина Данилина # 2 февраля 2015 в 22:34 +1
Большое спасибо за интересный и познавательный рассказ о прекрасном поэте!Низкий поклон за память.

Жду новых глав Ваших мемуаров!
С уважением .
Георгий Териков # 2 февраля 2015 в 23:34 0
Рад что вам понравилось. Спасибо за добрые слова. С уважением Георгий Териков
Лариса Шишкина # 3 февраля 2015 в 06:41 0
Благодарю за интересный познавательный рассказ из жизни звездных знаменитостей. Очень понравилось. Спасибо большое. 040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6
Георгий Териков # 3 февраля 2015 в 10:12 0
Спасибо за добрые слова. Стараюсь! С уважением Георгий Териков
Ирина Перепелица # 9 февраля 2015 в 23:39 0
Всё это интересно, но написано как-то сумбурно и не совсем последовательно.
Тайна личности человек останется навсегда тайной.
Но факты его биографии будут нам интересны всегда, тем более, из уст очевидцев.
Спасибо за воспоминания, Георгий!