ГлавнаяПрозаЭссе и статьиЛитературоведение → Заболоцкий теперь увековечен в Тарусе (разговор с культурологом)

Заболоцкий теперь увековечен в Тарусе (разговор с культурологом)

20 июля 2015 - Алексей Курганов
Эпиграф:
-Ой, как худо жить Марусе в городе Тарусе!
Петухи одни да гуси, Господи Иисусе!

 
11 июля произошло событие, которое, наконец-то, можно обозначить Годом литературы (который, как известно, провозглашён нашим Президентом): в Тарусе открыт ЕДИНСТВЕННЫЙ на сегодня памятник  Николаю Заболоцкому.
Событие (во всяком случае, для литературной общественности)? Да, несомненное. Ещё один повод поговорить об ПОЭТЕ? Конечно. Вот я и разговариваю с культурологом Сергеем Коноваловым.
 

        - Сергей Владимирович, Заболоцкий творил в то время, когда  недостатка именно в ПОЭТАХ (именно так,с Большой буквы) у нас в стране не было. Называю, как говорится, навскидку: Ахматова, Цветаева, Пастернак, второй ряд – Горбовский, Соснора, Кушнер и тэ дэ, и тэ рэ… Что не имя, то ИМЯ! И всё-таки Заболоцкий даже не этом Олимпе чем-то выделялся. Чем?
- Заболоцкий умел ЧУВСТВОВАТЬ людей. Это довольно редкое человеческое качество, на уровне звериного инстинкта: не угадывать, а именно ЧУВСТВОВАТЬ. Когда чувствуешь, то можно создать о себе нужное в данный момент впечатление. Может быть, Николай Алексеевич этим приёмом воспользовался, когда решался вопрос о его местожительстве после ГУЛАГА, и энкаведешный генерал, от которого и зависело решение вопроса, посчитал, что человек это совершенно безобидный, стопроцентный, как сейчас говорят, «ботаник». Хотя в сущности он и был этим самым «ботаником». Подтверждение его безобидности для «власть предержащих» прорвалось однажды  в такой фразе: « …они не хотят печатать мои стихи, а им было бы выгодно печатать мои стихи, потому что в них нет ничего, что им шло бы во вред".
- Но ведь были в характере Заболоцкого и совсем не «ботанические» черты – сдержанность, даже рассудительность, но вместе с тем и ироничность.
          - О мир, свернись одним кварталом,
     Одной разбитой мостовой,
     Одним проплеванным амбаром,
     Одной мышиною норой,
     Но будь к оружию готов:
     Целует девку - Иванов!
 
        Коновалов: Вот вам и «ботаник»! Обыкновенный человек с обыкновенными человеческими слабостями и соблазнами!
 
        - И тем не менее, по словам одного литературоведа, «Заболоцкий это поэт на все времена». Согласны, Сергей Владимирович?
 
        - Абсолютно, и вот почему. Большинству поэтов нужно доказывать свою состоятельность. Заболоцкому этого не требуется. Достаточно было написать ему, скажем, вот это четверостишье из «Тарусского цикла»:
 
- Целый день стирает прачка,
Муж пошёл за водкой.
На крыльце сидит собачка
С маленькой бородкой –,
 
чтобы любому знатоку или даже любителю поэзии стало ясно и понятно без всяких объяснений: эти строки писал ГЕНИЙ. А сколько у него таких строк!
 
- Я боюсь, что наступит мгновенье,
И, не зная дороги к словам,
Мысль, возникшая в муках творенья,
Разорвет мою грудь пополам
Или:.
 Промышляя искусством на свете,
Услаждая слепые умы,
Словно малые глупые дети,
Веселимся над пропастью мы.
Или: 
Но лишь только черед наступает,
Обожженные крылья влача,
Мотылек у свечи умирает,
Чтобы вечно пылала свеча!
 
        - Вы сказали, что большинству поэтов нужно доказывать свою состоятельность. Это понятно и в то ж время непонятно. А разве самим своим творчеством они это не доказывают?
 
        - Я выразился не совсем точно. Поэтам с большой буквы доказывать, конечно же, ничего и никому не нужно. Но есть Поэты и есть поэты. Вторые это просто сочинители рифмованных строк, и среди пишущих стихи они составляют девяносто девять процентов (для подтверждения – зайдите на ЛЮБОЙ сегодняшний литературный сайт. Сами всё увидите, сами всё поймёте). Понятно, что практически все они считают себя именно поэтами, поскольку апломба у них и самомнения всегда, как говорится, «выше крыши». Понятно, что в русской-российской поэзии они НИЧЕГО не значат и НИЧЕГО в ней от себя не оставят.
 
        - Это уже разговор о сути писательства, а здесь мнения могут быть самые разные, от совершенно нейтральных до просто-таки убийственных. Недавно перечитал «Исповедь» Льва Толстого и снова поразился: это не исповедь, а самый настоящий приговор: «Мы все тогда были убеждены, что нам нужно говорить и говорить, писать, печатать - как можно скорее, как можно больше, что все это нужно для блага человечества. И тысячи нас, отрицая, ругая один другого, все печатали, писали, поучая других. И, не замечая того, что мы ничего не знаем, что на самый простой вопрос жизни: что хорошо, что дурно, - мы не знаем, что ответить, мы все, не слушая друг друга, все враз говорили, иногда потакая друг другу и восхваляя друг друга с тем, чтоб и мне потакали и меня похвалили, иногда же раздражаясь и перекрикивая друг друга, точно так, как в сумасшедшем доме… Ужасно странно, что теперь мне понятно...". Страшное в своей беспощадности признание!
 
        - … и замечу, что на ТАКОЕ признание может решиться только МУДРЫЙ человек.
 
- Вернёмся к Заболоцкому. Его называют и поэтом-философом, и поэтом-мыслителем, но он, конечно прежде всего, поэт-лирик, наиболее близкий по настрою и мировоззрению к Тютчеву и Баратынскому. Согласны?
 
        - Конечно. Но вот, к примеру, Бродский пошёл ещё дальше. Признавая безусловную гениальность Заболоцкого, он сказал, что Заболоцкий-  фигура в поэзии явно недооценённая. И что его нужно обязательно читать, чтобы знать, о чём писать дальше.
 
        - И давайте вот на этой недосказанности и остановимся. Спасибо за интересный разговор, за интересные факты и подробности. А читателям совет-экспромтное двустишье: следуйте совету Бродского - читайте Заболоцкого!
 
 
 
 
 
 
 
 

 

© Copyright: Алексей Курганов, 2015

Регистрационный номер №0299148

от 20 июля 2015

[Скрыть] Регистрационный номер 0299148 выдан для произведения: Эпиграф:
-Ой, как худо жить Марусе в городе Тарусе!
Петухи одни да гуси, Господи Иисусе!

 
11 июля произошло событие, которое, наконец-то, можно обозначить Годом литературы (который, как известно, провозглашён нашим Президентом): в Тарусе открыт ЕДИНСТВЕННЫЙ на сегодня памятник  Николаю Заболоцкому.
Событие (во всяком случае, для литературной общественности)? Да, несомненное. Ещё один повод поговорить об ПОЭТЕ? Конечно. Вот я и разговариваю с культурологом Сергеем Коноваловым.
 

        - Сергей Владимирович, Заболоцкий творил в то время, когда  недостатка именно в ПОЭТАХ (именно так,с Большой буквы) у нас в стране не было. Называю, как говорится, навскидку: Ахматова, Цветаева, Пастернак, второй ряд – Горбовский, Соснора, Кушнер и тэ дэ, и тэ рэ… Что не имя, то ИМЯ! И всё-таки Заболоцкий даже не этом Олимпе чем-то выделялся. Чем?
- Заболоцкий умел ЧУВСТВОВАТЬ людей. Это довольно редкое человеческое качество, на уровне звериного инстинкта: не угадывать, а именно ЧУВСТВОВАТЬ. Когда чувствуешь, то можно создать о себе нужное в данный момент впечатление. Может быть, Николай Алексеевич этим приёмом воспользовался, когда решался вопрос о его местожительстве после ГУЛАГА, и энкаведешный генерал, от которого и зависело решение вопроса, посчитал, что человек это совершенно безобидный, стопроцентный, как сейчас говорят, «ботаник». Хотя в сущности он и был этим самым «ботаником». Подтверждение его безобидности для «власть предержащих» прорвалось однажды  в такой фразе: « …они не хотят печатать мои стихи, а им было бы выгодно печатать мои стихи, потому что в них нет ничего, что им шло бы во вред".
- Но ведь были в характере Заболоцкого и совсем не «ботанические» черты – сдержанность, даже рассудительность, но вместе с тем и ироничность.
          - О мир, свернись одним кварталом,
     Одной разбитой мостовой,
     Одним проплеванным амбаром,
     Одной мышиною норой,
     Но будь к оружию готов:
     Целует девку - Иванов!
 
        Коновалов: Вот вам и «ботаник»! Обыкновенный человек с обыкновенными человеческими слабостями и соблазнами!
 
        - И тем не менее, по словам одного литературоведа, «Заболоцкий это поэт на все времена». Согласны, Сергей Владимирович?
 
        - Абсолютно, и вот почему. Большинству поэтов нужно доказывать свою состоятельность. Заболоцкому этого не требуется. Достаточно было написать ему, скажем, вот это четверостишье из «Тарусского цикла»:
 
- Целый день стирает прачка,
Муж пошёл за водкой.
На крыльце сидит собачка
С маленькой бородкой –,
 
чтобы любому знатоку или даже любителю поэзии стало ясно и понятно без всяких объяснений: эти строки писал ГЕНИЙ. А сколько у него таких строк!
 
- Я боюсь, что наступит мгновенье,
И, не зная дороги к словам,
Мысль, возникшая в муках творенья,
Разорвет мою грудь пополам
Или:.
 Промышляя искусством на свете,
Услаждая слепые умы,
Словно малые глупые дети,
Веселимся над пропастью мы.
Или: 
Но лишь только черед наступает,
Обожженные крылья влача,
Мотылек у свечи умирает,
Чтобы вечно пылала свеча!
 
        - Вы сказали, что большинству поэтов нужно доказывать свою состоятельность. Это понятно и в то ж время непонятно. А разве самим своим творчеством они это не доказывают?
 
        - Я выразился не совсем точно. Поэтам с большой буквы доказывать, конечно же, ничего и никому не нужно. Но есть Поэты и есть поэты. Вторые это просто сочинители рифмованных строк, и среди пишущих стихи они составляют девяносто девять процентов (для подтверждения – зайдите на ЛЮБОЙ сегодняшний литературный сайт. Сами всё увидите, сами всё поймёте). Понятно, что практически все они считают себя именно поэтами, поскольку апломба у них и самомнения всегда, как говорится, «выше крыши». Понятно, что в русской-российской поэзии они НИЧЕГО не значат и НИЧЕГО в ней от себя не оставят.
 
        - Это уже разговор о сути писательства, а здесь мнения могут быть самые разные, от совершенно нейтральных до просто-таки убийственных. Недавно перечитал «Исповедь» Льва Толстого и снова поразился: это не исповедь, а самый настоящий приговор: «Мы все тогда были убеждены, что нам нужно говорить и говорить, писать, печатать - как можно скорее, как можно больше, что все это нужно для блага человечества. И тысячи нас, отрицая, ругая один другого, все печатали, писали, поучая других. И, не замечая того, что мы ничего не знаем, что на самый простой вопрос жизни: что хорошо, что дурно, - мы не знаем, что ответить, мы все, не слушая друг друга, все враз говорили, иногда потакая друг другу и восхваляя друг друга с тем, чтоб и мне потакали и меня похвалили, иногда же раздражаясь и перекрикивая друг друга, точно так, как в сумасшедшем доме… Ужасно странно, что теперь мне понятно...". Страшное в своей беспощадности признание!
 
        - … и замечу, что на ТАКОЕ признание может решиться только МУДРЫЙ человек.
 
- Вернёмся к Заболоцкому. Его называют и поэтом-философом, и поэтом-мыслителем, но он, конечно прежде всего, поэт-лирик, наиболее близкий по настрою и мировоззрению к Тютчеву и Баратынскому. Согласны?
 
        - Конечно. Но вот, к примеру, Бродский пошёл ещё дальше. Признавая безусловную гениальность Заболоцкого, он сказал, что Заболоцкий-  фигура в поэзии явно недооценённая. И что его нужно обязательно читать, чтобы знать, о чём писать дальше.
 
        - И давайте вот на этой недосказанности и остановимся. Спасибо за интересный разговор, за интересные факты и подробности. А читателям совет-экспромтное двустишье: следуйте совету Бродского - читайте Заболоцкого!
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
Рейтинг: 0 554 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!