ГлавнаяПрозаЭссе и статьиЛитературоведение → Сулхан Саба Орбелиани

Сулхан Саба Орбелиани

21 июля 2012 - Анна Магасумова
article64218.jpg
                                                                                                                                                               «Саба-Сулхан сын Орбели
Поднялся мудростью выше орлов»
                                                                                                              (Неизвестный поэт 18 века)
Сулхан Саба Орбелиани (1658-1725) – просветитель, гуманист, писатель, поэт, грузинский государственный деятель и дипломат. Родина – село Тандзия (Южная Грузия, Болнийский район). Имя «Саба» («Савва») получил в монашестве. Принадлежал к знатному феодальному роду. Отец его был человеком ученым. Современники называли Сулхана - автора книги «Мудрость вымысла» - «великим исследователем, глубоким мудрецом», «ученым и философом», «источником, рекой мудрости».
 «Горе мне, ибо я потерял того,
Кто разъяснял мне притчи,
Кто постоянно учил нас добру
И отстраняя зло…»  
Так оплакивал Сулхана его брат, Дмитрий Орбелиани.
Кроме книги «Мудрость вымысла», Сухан Саба - автор «Словаря грузинского языка», который переписал в нескольких экземплярах его брат, Заал-Зосиме. Из этих списков до нас дошли 4. Автору «Словаря» тогда было 27 лет. Талантливый, трудолюбивый юноша становится одним из образованнейших и культурнейших людей своего времени, кроме того, с юных лет он занимает высокое положение при дворе. Он был назначен воспитателем Вахтанга - наследника престола.
Семье Орбелиани принадлежали дворцы в Тандзии и Тбилиси, но большую часть времени он проводит в Дманиси – своем поместье. Перед пострижением в монахи он подарил братьям свою долю наследства – Дманисское ущелье.
    В 1698 году произошел резкий перелом в жизни Сулхана Орбелиани. С этого времени придворный, феодал и баснописец становится «смиренным монахом Саба». Если верить утверждению католического миссионера, проживающего в Грузии, Саба стал монахом, чтобы добиться большей свободы действий в борьбе за соединение грузинской православной и римско- католической церкви. Такое решение Сулхана диктовалось политическими соображениями. По мнению Саба, таким путем можно было освободить Грузию от магометанского ига и поднять ее благосостояние. Сулхан поселился в пустынной местности Давид – Гареджи, рядом с монастырем Иоанна Крестителя. На этой безводной земле водились лишь джейраны и множество змей. Монахи-отшельники, связанные с монастырем, жили в расселинах скал поблизости от него. Выросший в царских условиях Саба стойко переносил летний зной и жестокие морозы, строго соблюдал монастырские каноны, вел аскетический образ жизни, и время от времени обращался к соотечественникам с проповедями. Но даже в пустыне Сулхан-Саба не прекращал своей политической деятельности. Вскоре он покинет монастырь и отправится с дипломатической миссией сначала в Иран, затем в Рим и Париж.
В апреле 1714 года Саба был принят «королём-солнцем — Людовиком ХIV Саба осмотрел Версаль. По словам Ольги Ильиничны Грузинской, внучки Ираклия 2, грузинский дипломат, находясь во Франции, «научился французскому языку и светскому обращению в таком совершенстве, что, когда последовал за царём Вахтангом в Россию, прослыл здесь за образец любезности, учёности и тонкого придворного обращения». Сохранился анекдот о пребывании Саба во Франции: когда он в качестве посла Грузии предстал в Версале перед Людовиком ХIV, последний только оправился от болезни, страдал от упадка сил и был не в духе. Саба сердечно поздравил его с выздоровлением. В ответ король заметил, что он и избавился от одного злейшего врага – болезни, но на него ополчился другой враг – старость. «Это нелёгкая вещь – перевалить за 60 лет!» - заключил король, которому уже перевалило за 70. «Государь, – ответил Саба,– ваше величество с такой грацией носит этот возраст, что каждому хотелось бы обладать им!» Ответ Саба понравился и королю, и придворным, его передавали из уст в уста. Он стал известен также при дворе русского императора…
Церковные сочинения Саба:
1.       «Конкорданс» - капитальный труд, сборник параллельных мест из Библии («Симфония»).
2.       «Райские врата».
3.       «Исповедание о существе бога и закона божьего».
4.       «Христианское учение» (катехизис).
5.       «Свидетельство пророков».
Последние четыре произведения переведены с латинского и заключают в себе элементарные положения католичества. Саба сам был убежденным католиком и вел энергичную агитацию в пользу католицизма. В Риме он приобрел репутацию «очень стойкого» и «весьма преданного католика». Сам папа Климент ХI говорил, что Саба «проявил многообразные и превосходные черты ревностной веры». Католическая епархия учреждается в Грузии в ХIII веке. Европа знакомится с Древней Грузией. 
     Миссионеры часто отмечали, что грузинская молодежь своими способностями, трудолюбием, широтой интересов превосходит молодежь многих восточных стран. Начиная со второй половины ХIII века, католическое движение в Грузии идет на убыль.
    Последние месяцы жизни Саба провёл в России, в Москве у Дареджан, последней оставшейся в живых некогда большой семьи царя Арчила. От царя Арчила ей досталось 2 дворца: один в центре Москвы – Голицынский дворец, другой – на окраине столицы в селе Всехсвятском. Здесь 3—31 января 1722 года царевна торжественно принимала возвратившегося после шведской войны Петра. В её дворце был устроен пышный маскарад.
   В этом же дворце Пётр I и Дареджан совещались о будущих путях Грузии, в частности об участии грузинского войска в походе против Персии. В Всехсвятском остановился для краткого отдыха Сулхан-Саба. Он рассчитывал в ближайшие дни выехать в Петербург с письмами царя Вахтанга. Но он заболел. Выпавшие на его долю испытания оказались выше его сил.
    26 января 1725 года сердце великого грузинского патриота перестало биться. Через 2 дня, 28 января, скончался Пётр I.
   Саба погребён в склепе старинной церкви, где в 30-х годах 18 столетия был построен храм (недалеко от станции метро «Сокол»). Свою беспокойную жизнь Сулхан-Саба Орбелиани посвятил всю до последнего вздоха делу объединения и возрождения родины. Он подвергался тяжким преследованиям со стороны современного ему общества, которое мстило мыслителю за его политические и литературные взгляды. И, как Данте Алигьери, ему пришлось испытать «горечь чужого хлеба».    Он много ездил по свету, видел Испанию, Рим, Париж, Стамбул и Москву – политические центры мира того времени – и нашёл место последнего упокоения в московской земле, рядом со своим воспитателем и другом Арчилом, с которым его связывали годы отрочества и юности.
 Книга «Мудрость Вымысла» под редакцией Г.Н Леонидзе и Е.Г.Лундберга,
перевод с грузинского Е.Гогоберидзе,
 Издательство Союза писателей Грузии «Заря Востока» 
Тбилиси 1959
Здесь объединены басни, параболы, анекдоты, притчи и истории, которые рассказывают друг другу царь Финез, визирь Седрак, евнух Рукха, царевич Джумбер и его воспитатель Леон. Это произведение одновременно и повесть, и сборник басен, имеющих органическое единство, в то же время приобретают самостоятельное идейно-художественное значение.
Сулхан-Саба не щадит никого, начиная с царя, кончая простым сельчанином. Он смело выступает против современных ему нравов и морали. 
Вот одна притча:
Недогадливый пловец (дословно)
Пловца несло течением. Он кричал:
 – Господи, спаси меня!
Товарищ сказал ему:
– Пошевели руками – и спасёшься.
По мотивам притчи «Недогадливый пловец»
Однажды в знойный летний день
Друзья собрались у реки,
Позагорать, поплавать, обсудить
Вопросы бизнеса,
                       что были им близки.
Один решил поплавать.
В реку он вошёл, 
                 не зная, что там глубоко,
Но вдруг теченье понесло
А справиться с ним трудно, 
                                       нелегко.
Пловец кричал:
                         «О, господи, спаси!»
Но Бог молчал.
Ему кричали с берега:
                        «Ну, ты, дурак!
 Пошевели руками и ногами.
                       На бога ты не уповай,
А сам себя спасай!»
22-23.09.2011

© Copyright: Анна Магасумова, 2012

Регистрационный номер №0064218

от 21 июля 2012

[Скрыть] Регистрационный номер 0064218 выдан для произведения:
                                                                                                                                                                                   «Саба-Сулхан сын Орбели
Поднялся мудростью выше орлов»
                                                                                                              (Неизвестный поэт 18 века)
Сулхан Саба Орбелиани (1658-1725) – просветитель, гуманист, писатель, поэт, грузинский государственный деятель и дипломат. Родина – село Тандзия (Южная Грузия, Болнийский район). Имя «Саба» («Савва») получил в монашестве. Принадлежал к знатному феодальному роду. Отец его был человеком ученым. Современники называли Сулхана - автора книги «Мудрость вымысла» - «великим исследователем, глубоким мудрецом», «ученым и философом», «источником, рекой мудрости».
 «Горе мне, ибо я потерял того,
Кто разъяснял мне притчи,
Кто постоянно учил нас добру
И отстраняя зло…»  
Так оплакивал Сулхана его брат, Дмитрий Орбелиани.
Кроме книги «Мудрость вымысла», Сухан Саба - автор «Словаря грузинского языка», который переписал в нескольких экземплярах его брат, Заал-Зосиме. Из этих списков до нас дошли 4. Автору «Словаря» тогда было 27 лет. Талантливый, трудолюбивый юноша становится одним из образованнейших и культурнейших людей своего времени, кроме того, с юных лет он занимает высокое положение при дворе. Он был назначен воспитателем Вахтанга - наследника престола.
Семье Орбелиани принадлежали дворцы в Тандзии и Тбилиси, но большую часть времени он проводит в Дманиси – своем поместье. Перед пострижением в монахи он подарил братьям свою долю наследства – Дманисское ущелье.
    В 1698 году произошел резкий перелом в жизни Сулхана Орбелиани. С этого времени придворный, феодал и баснописец становится «смиренным монахом Саба». Если верить утверждению католического миссионера, проживающего в Грузии, Саба стал монахом, чтобы добиться большей свободы действий в борьбе за соединение грузинской православной и римско- католической церкви. Такое решение Сулхана диктовалось политическими соображениями. По мнению Саба, таким путем можно было освободить Грузию от магометанского ига и поднять ее благосостояние. Сулхан поселился в пустынной местности Давид – Гареджи, рядом с монастырем Иоанна Крестителя. На этой безводной земле водились лишь джейраны и множество змей. Монахи-отшельники, связанные с монастырем, жили в расселинах скал поблизости от него. Выросший в царских условиях Саба стойко переносил летний зной и жестокие морозы, строго соблюдал монастырские каноны, вел аскетический образ жизни, и время от времени обращался к соотечественникам с проповедями. Но даже в пустыне Сулхан-Саба не прекращал своей политической деятельности. Вскоре он покинет монастырь и отправится с дипломатической миссией сначала в Иран, затем в Рим и Париж.
В апреле 1714 года Саба был принят «королём-солнцем — Людовиком ХIV Саба осмотрел Версаль. По словам Ольги Ильиничны Грузинской, внучки Ираклия 2, грузинский дипломат, находясь во Франции, «научился французскому языку и светскому обращению в таком совершенстве, что, когда последовал за царём Вахтангом в Россию, прослыл здесь за образец любезности, учёности и тонкого придворного обращения». Сохранился анекдот о пребывании Саба во Франции: когда он в качестве посла Грузии предстал в Версале перед Людовиком ХIV, последний только оправился от болезни, страдал от упадка сил и был не в духе. Саба сердечно поздравил его с выздоровлением. В ответ король заметил, что он и избавился от одного злейшего врага – болезни, но на него ополчился другой враг – старость. «Это нелёгкая вещь – перевалить за 60 лет!» - заключил король, которому уже перевалило за 70. «Государь, – ответил Саба,– ваше величество с такой грацией носит этот возраст, что каждому хотелось бы обладать им!» Ответ Саба понравился и королю, и придворным, его передавали из уст в уста. Он стал известен также при дворе русского императора…
Церковные сочинения Саба:
1.       «Конкорданс» - капитальный труд, сборник параллельных мест из Библии («Симфония»).
2.       «Райские врата».
3.       «Исповедание о существе бога и закона божьего».
4.       «Христианское учение» (катехизис).
5.       «Свидетельство пророков».
Последние четыре произведения переведены с латинского и заключают в себе элементарные положения католичества. Саба сам был убежденным католиком и вел энергичную агитацию в пользу католицизма. В Риме он приобрел репутацию «очень стойкого» и «весьма преданного католика». Сам папа Климент ХI говорил, что Саба «проявил многообразные и превосходные черты ревностной веры». Католическая епархия учреждается в Грузии в ХIII веке. Европа знакомится с Древней Грузией. 
     Миссионеры часто отмечали, что грузинская молодежь своими способностями, трудолюбием, широтой интересов превосходит молодежь многих восточных стран. Начиная со второй половины ХIII века, католическое движение в Грузии идет на убыль.
    Последние месяцы жизни Саба провёл в России, в Москве у Дареджан, последней оставшейся в живых некогда большой семьи царя Арчила. От царя Арчила ей досталось 2 дворца: один в центре Москвы – Голицынский дворец, другой – на окраине столицы в селе Всехсвятском. Здесь 3—31 января 1722 года царевна торжественно принимала возвратившегося после шведской войны Петра. В её дворце был устроен пышный маскарад.
   В этом же дворце Пётр I и Дареджан совещались о будущих путях Грузии, в частности об участии грузинского войска в походе против Персии. В Всехсвятском остановился для краткого отдыха Сулхан-Саба. Он рассчитывал в ближайшие дни выехать в Петербург с письмами царя Вахтанга. Но он заболел. Выпавшие на его долю испытания оказались выше его сил.
    26 января 1725 года сердце великого грузинского патриота перестало биться. Через 2 дня, 28 января, скончался Пётр I.
   Саба погребён в склепе старинной церкви, где в 30-х годах 18 столетия был построен храм (недалеко от станции метро «Сокол»). Свою беспокойную жизнь Сулхан-Саба Орбелиани посвятил всю до последнего вздоха делу объединения и возрождения родины. Он подвергался тяжким преследованиям со стороны современного ему общества, которое мстило мыслителю за его политические и литературные взгляды. И, как Данте Алигьери, ему пришлось испытать «горечь чужого хлеба».    Он много ездил по свету, видел Испанию, Рим, Париж, Стамбул и Москву – политические центры мира того времени – и нашёл место последнего упокоения в московской земле, рядом со своим воспитателем и другом Арчилом, с которым его связывали годы отрочества и юности.
 Книга «Мудрость Вымысла» под редакцией Г.Н Леонидзе и Е.Г.Лундберга,
перевод с грузинского Е.Гогоберидзе,
 Издательство Союза писателей Грузии «Заря Востока» 
Тбилиси 1959
Здесь объединены басни, параболы, анекдоты, притчи и истории, которые рассказывают друг другу царь Финез, визирь Седрак, евнух Рукха, царевич Джумбер и его воспитатель Леон. Это произведение одновременно и повесть, и сборник басен, имеющих органическое единство, в то же время приобретают самостоятельное идейно-художественное значение.
Сулхан-Саба не щадит никого, начиная с царя, кончая простым сельчанином. Он смело выступает против современных ему нравов и морали. 
Вот одна притча:
Недогадливый пловец (дословно)
Пловца несло течением. Он кричал:
 – Господи, спаси меня!
Товарищ сказал ему:
– Пошевели руками – и спасёшься.
По мотивам притчи «Недогадливый пловец»
Однажды в знойный летний день
Друзья собрались у реки,
Позагорать, поплавать, обсудить
Вопросы бизнеса,
                       что были им близки.
Один решил поплавать.
В реку он вошёл, 
                 не зная, что там глубоко,
Но вдруг теченье понесло
А справиться с ним трудно, 
                                       нелегко.
Пловец кричал:
                         «О, господи, спаси!»
Но Бог молчал.
Ему кричали с берега:
                        «Ну, ты, дурак!
 Пошевели руками и ногами.
                       На бога ты не уповай,
А сам себя спасай!»
22-23.09.2011
Рейтинг: +2 3087 просмотров
Комментарии (2)
0 # 21 июля 2012 в 11:18 +1
"– Пошевели руками – и спасёшься."--- как верно! Иные не только руками,но и мозгами не хотят шевелить... так и плывут, как г...но по жизненному течению))) Анечка, спасибо за интересную и мудрую статью и стих!
Ольга Кельчина # 24 июля 2012 в 23:03 0
Очень интересно! 50ba589c42903ba3fa2d8601ad34ba1e
 

 

Популярная проза за месяц
130
122
94
86
76
76
74
​Я И ТЫ 7 декабря 2017 (Эльвира Ищенко)
74
71
68
64
64
63
63
62
Перчатка 19 ноября 2017 (Виктор Лидин)
60
58
58
55
54
53
53
52
51
51
47
46
43
Синички 20 ноября 2017 (Тая Кузмина)
40
36