Сулхан Саба Орбелиани
21 июля 2012 -
Анна Магасумова
«Саба-Сулхан сын Орбели
Поднялся мудростью выше орлов»
(Неизвестный поэт 18 века)
Сулхан Саба Орбелиани (1658-1725) – просветитель, гуманист, писатель, поэт, грузинский государственный деятель и дипломат. Родина – село Тандзия (Южная Грузия, Болнийский район). Имя «Саба» («Савва») получил в монашестве. Принадлежал к знатному феодальному роду. Отец его был человеком ученым. Современники называли Сулхана - автора книги «Мудрость вымысла» - «великим исследователем, глубоким мудрецом», «ученым и философом», «источником, рекой мудрости».
«Горе мне, ибо я потерял того,
Кто разъяснял мне притчи,
Кто постоянно учил нас добру
И отстраняя зло…»
Так оплакивал Сулхана его брат, Дмитрий Орбелиани.
Кроме книги «Мудрость вымысла», Сухан Саба - автор «Словаря грузинского языка», который переписал в нескольких экземплярах его брат, Заал-Зосиме. Из этих списков до нас дошли 4. Автору «Словаря» тогда было 27 лет. Талантливый, трудолюбивый юноша становится одним из образованнейших и культурнейших людей своего времени, кроме того, с юных лет он занимает высокое положение при дворе. Он был назначен воспитателем Вахтанга - наследника престола.
Семье Орбелиани принадлежали дворцы в Тандзии и Тбилиси, но большую часть времени он проводит в Дманиси – своем поместье. Перед пострижением в монахи он подарил братьям свою долю наследства – Дманисское ущелье.
В 1698 году произошел резкий перелом в жизни Сулхана Орбелиани. С этого времени придворный, феодал и баснописец становится «смиренным монахом Саба». Если верить утверждению католического миссионера, проживающего в Грузии, Саба стал монахом, чтобы добиться большей свободы действий в борьбе за соединение грузинской православной и римско- католической церкви. Такое решение Сулхана диктовалось политическими соображениями. По мнению Саба, таким путем можно было освободить Грузию от магометанского ига и поднять ее благосостояние. Сулхан поселился в пустынной местности Давид – Гареджи, рядом с монастырем Иоанна Крестителя. На этой безводной земле водились лишь джейраны и множество змей. Монахи-отшельники, связанные с монастырем, жили в расселинах скал поблизости от него. Выросший в царских условиях Саба стойко переносил летний зной и жестокие морозы, строго соблюдал монастырские каноны, вел аскетический образ жизни, и время от времени обращался к соотечественникам с проповедями. Но даже в пустыне Сулхан-Саба не прекращал своей политической деятельности. Вскоре он покинет монастырь и отправится с дипломатической миссией сначала в Иран, затем в Рим и Париж.
В апреле 1714 года Саба был принят «королём-солнцем — Людовиком ХIV Саба осмотрел Версаль. По словам Ольги Ильиничны Грузинской, внучки Ираклия 2, грузинский дипломат, находясь во Франции, «научился французскому языку и светскому обращению в таком совершенстве, что, когда последовал за царём Вахтангом в Россию, прослыл здесь за образец любезности, учёности и тонкого придворного обращения». Сохранился анекдот о пребывании Саба во Франции: когда он в качестве посла Грузии предстал в Версале перед Людовиком ХIV, последний только оправился от болезни, страдал от упадка сил и был не в духе. Саба сердечно поздравил его с выздоровлением. В ответ король заметил, что он и избавился от одного злейшего врага – болезни, но на него ополчился другой враг – старость. «Это нелёгкая вещь – перевалить за 60 лет!» - заключил король, которому уже перевалило за 70. «Государь, – ответил Саба,– ваше величество с такой грацией носит этот возраст, что каждому хотелось бы обладать им!» Ответ Саба понравился и королю, и придворным, его передавали из уст в уста. Он стал известен также при дворе русского императора…
Церковные сочинения Саба:
1. «Конкорданс» - капитальный труд, сборник параллельных мест из Библии («Симфония»).
2. «Райские врата».
3. «Исповедание о существе бога и закона божьего».
4. «Христианское учение» (катехизис).
5. «Свидетельство пророков».
Последние четыре произведения переведены с латинского и заключают в себе элементарные положения католичества. Саба сам был убежденным католиком и вел энергичную агитацию в пользу католицизма. В Риме он приобрел репутацию «очень стойкого» и «весьма преданного католика». Сам папа Климент ХI говорил, что Саба «проявил многообразные и превосходные черты ревностной веры». Католическая епархия учреждается в Грузии в ХIII веке. Европа знакомится с Древней Грузией.
Миссионеры часто отмечали, что грузинская молодежь своими способностями, трудолюбием, широтой интересов превосходит молодежь многих восточных стран. Начиная со второй половины ХIII века, католическое движение в Грузии идет на убыль.
Последние месяцы жизни Саба провёл в России, в Москве у Дареджан, последней оставшейся в живых некогда большой семьи царя Арчила. От царя Арчила ей досталось 2 дворца: один в центре Москвы – Голицынский дворец, другой – на окраине столицы в селе Всехсвятском. Здесь 3—31 января 1722 года царевна торжественно принимала возвратившегося после шведской войны Петра. В её дворце был устроен пышный маскарад.
В этом же дворце Пётр I и Дареджан совещались о будущих путях Грузии, в частности об участии грузинского войска в походе против Персии. В Всехсвятском остановился для краткого отдыха Сулхан-Саба. Он рассчитывал в ближайшие дни выехать в Петербург с письмами царя Вахтанга. Но он заболел. Выпавшие на его долю испытания оказались выше его сил.
26 января 1725 года сердце великого грузинского патриота перестало биться. Через 2 дня, 28 января, скончался Пётр I.
Саба погребён в склепе старинной церкви, где в 30-х годах 18 столетия был построен храм (недалеко от станции метро «Сокол»). Свою беспокойную жизнь Сулхан-Саба Орбелиани посвятил всю до последнего вздоха делу объединения и возрождения родины. Он подвергался тяжким преследованиям со стороны современного ему общества, которое мстило мыслителю за его политические и литературные взгляды. И, как Данте Алигьери, ему пришлось испытать «горечь чужого хлеба». Он много ездил по свету, видел Испанию, Рим, Париж, Стамбул и Москву – политические центры мира того времени – и нашёл место последнего упокоения в московской земле, рядом со своим воспитателем и другом Арчилом, с которым его связывали годы отрочества и юности.
Книга «Мудрость Вымысла» под редакцией Г.Н Леонидзе и Е.Г.Лундберга,
перевод с грузинского Е.Гогоберидзе,
Издательство Союза писателей Грузии «Заря Востока»
Тбилиси 1959
Здесь объединены басни, параболы, анекдоты, притчи и истории, которые рассказывают друг другу царь Финез, визирь Седрак, евнух Рукха, царевич Джумбер и его воспитатель Леон. Это произведение одновременно и повесть, и сборник басен, имеющих органическое единство, в то же время приобретают самостоятельное идейно-художественное значение.
Сулхан-Саба не щадит никого, начиная с царя, кончая простым сельчанином. Он смело выступает против современных ему нравов и морали.
Вот одна притча:
Недогадливый пловец (дословно)
Пловца несло течением. Он кричал:
– Господи, спаси меня!
Товарищ сказал ему:
– Пошевели руками – и спасёшься.
По мотивам притчи «Недогадливый пловец»
Однажды в знойный летний день
Друзья собрались у реки,
Позагорать, поплавать, обсудить
Вопросы бизнеса,
что были им близки.
Один решил поплавать.
В реку он вошёл,
не зная, что там глубоко,
Но вдруг теченье понесло
А справиться с ним трудно,
нелегко.
Пловец кричал:
«О, господи, спаси!»
Но Бог молчал.
Ему кричали с берега:
«Ну, ты, дурак!
Пошевели руками и ногами.
На бога ты не уповай,
А сам себя спасай!»
22-23.09.2011
[Скрыть]
Регистрационный номер 0064218 выдан для произведения:
«Саба-Сулхан сын Орбели
Поднялся мудростью выше орлов»
(Неизвестный поэт 18 века)
Сулхан Саба Орбелиани (1658-1725) – просветитель, гуманист, писатель, поэт, грузинский государственный деятель и дипломат. Родина – село Тандзия (Южная Грузия, Болнийский район). Имя «Саба» («Савва») получил в монашестве. Принадлежал к знатному феодальному роду. Отец его был человеком ученым. Современники называли Сулхана - автора книги «Мудрость вымысла» - «великим исследователем, глубоким мудрецом», «ученым и философом», «источником, рекой мудрости».
«Горе мне, ибо я потерял того,
Кто разъяснял мне притчи,
Кто постоянно учил нас добру
И отстраняя зло…»
Так оплакивал Сулхана его брат, Дмитрий Орбелиани.
Кроме книги «Мудрость вымысла», Сухан Саба - автор «Словаря грузинского языка», который переписал в нескольких экземплярах его брат, Заал-Зосиме. Из этих списков до нас дошли 4. Автору «Словаря» тогда было 27 лет. Талантливый, трудолюбивый юноша становится одним из образованнейших и культурнейших людей своего времени, кроме того, с юных лет он занимает высокое положение при дворе. Он был назначен воспитателем Вахтанга - наследника престола.
Семье Орбелиани принадлежали дворцы в Тандзии и Тбилиси, но большую часть времени он проводит в Дманиси – своем поместье. Перед пострижением в монахи он подарил братьям свою долю наследства – Дманисское ущелье.
В 1698 году произошел резкий перелом в жизни Сулхана Орбелиани. С этого времени придворный, феодал и баснописец становится «смиренным монахом Саба». Если верить утверждению католического миссионера, проживающего в Грузии, Саба стал монахом, чтобы добиться большей свободы действий в борьбе за соединение грузинской православной и римско- католической церкви. Такое решение Сулхана диктовалось политическими соображениями. По мнению Саба, таким путем можно было освободить Грузию от магометанского ига и поднять ее благосостояние. Сулхан поселился в пустынной местности Давид – Гареджи, рядом с монастырем Иоанна Крестителя. На этой безводной земле водились лишь джейраны и множество змей. Монахи-отшельники, связанные с монастырем, жили в расселинах скал поблизости от него. Выросший в царских условиях Саба стойко переносил летний зной и жестокие морозы, строго соблюдал монастырские каноны, вел аскетический образ жизни, и время от времени обращался к соотечественникам с проповедями. Но даже в пустыне Сулхан-Саба не прекращал своей политической деятельности. Вскоре он покинет монастырь и отправится с дипломатической миссией сначала в Иран, затем в Рим и Париж.
В апреле 1714 года Саба был принят «королём-солнцем — Людовиком ХIV Саба осмотрел Версаль. По словам Ольги Ильиничны Грузинской, внучки Ираклия 2, грузинский дипломат, находясь во Франции, «научился французскому языку и светскому обращению в таком совершенстве, что, когда последовал за царём Вахтангом в Россию, прослыл здесь за образец любезности, учёности и тонкого придворного обращения». Сохранился анекдот о пребывании Саба во Франции: когда он в качестве посла Грузии предстал в Версале перед Людовиком ХIV, последний только оправился от болезни, страдал от упадка сил и был не в духе. Саба сердечно поздравил его с выздоровлением. В ответ король заметил, что он и избавился от одного злейшего врага – болезни, но на него ополчился другой враг – старость. «Это нелёгкая вещь – перевалить за 60 лет!» - заключил король, которому уже перевалило за 70. «Государь, – ответил Саба,– ваше величество с такой грацией носит этот возраст, что каждому хотелось бы обладать им!» Ответ Саба понравился и королю, и придворным, его передавали из уст в уста. Он стал известен также при дворе русского императора…
Церковные сочинения Саба:
1. «Конкорданс» - капитальный труд, сборник параллельных мест из Библии («Симфония»).
2. «Райские врата».
3. «Исповедание о существе бога и закона божьего».
4. «Христианское учение» (катехизис).
5. «Свидетельство пророков».
Последние четыре произведения переведены с латинского и заключают в себе элементарные положения католичества. Саба сам был убежденным католиком и вел энергичную агитацию в пользу католицизма. В Риме он приобрел репутацию «очень стойкого» и «весьма преданного католика». Сам папа Климент ХI говорил, что Саба «проявил многообразные и превосходные черты ревностной веры». Католическая епархия учреждается в Грузии в ХIII веке. Европа знакомится с Древней Грузией.
Миссионеры часто отмечали, что грузинская молодежь своими способностями, трудолюбием, широтой интересов превосходит молодежь многих восточных стран. Начиная со второй половины ХIII века, католическое движение в Грузии идет на убыль.
Последние месяцы жизни Саба провёл в России, в Москве у Дареджан, последней оставшейся в живых некогда большой семьи царя Арчила. От царя Арчила ей досталось 2 дворца: один в центре Москвы – Голицынский дворец, другой – на окраине столицы в селе Всехсвятском. Здесь 3—31 января 1722 года царевна торжественно принимала возвратившегося после шведской войны Петра. В её дворце был устроен пышный маскарад.
В этом же дворце Пётр I и Дареджан совещались о будущих путях Грузии, в частности об участии грузинского войска в походе против Персии. В Всехсвятском остановился для краткого отдыха Сулхан-Саба. Он рассчитывал в ближайшие дни выехать в Петербург с письмами царя Вахтанга. Но он заболел. Выпавшие на его долю испытания оказались выше его сил.
26 января 1725 года сердце великого грузинского патриота перестало биться. Через 2 дня, 28 января, скончался Пётр I.
Саба погребён в склепе старинной церкви, где в 30-х годах 18 столетия был построен храм (недалеко от станции метро «Сокол»). Свою беспокойную жизнь Сулхан-Саба Орбелиани посвятил всю до последнего вздоха делу объединения и возрождения родины. Он подвергался тяжким преследованиям со стороны современного ему общества, которое мстило мыслителю за его политические и литературные взгляды. И, как Данте Алигьери, ему пришлось испытать «горечь чужого хлеба». Он много ездил по свету, видел Испанию, Рим, Париж, Стамбул и Москву – политические центры мира того времени – и нашёл место последнего упокоения в московской земле, рядом со своим воспитателем и другом Арчилом, с которым его связывали годы отрочества и юности.
Книга «Мудрость Вымысла» под редакцией Г.Н Леонидзе и Е.Г.Лундберга,
перевод с грузинского Е.Гогоберидзе,
Издательство Союза писателей Грузии «Заря Востока»
Тбилиси 1959
Здесь объединены басни, параболы, анекдоты, притчи и истории, которые рассказывают друг другу царь Финез, визирь Седрак, евнух Рукха, царевич Джумбер и его воспитатель Леон. Это произведение одновременно и повесть, и сборник басен, имеющих органическое единство, в то же время приобретают самостоятельное идейно-художественное значение.
Сулхан-Саба не щадит никого, начиная с царя, кончая простым сельчанином. Он смело выступает против современных ему нравов и морали.
Вот одна притча:
Недогадливый пловец (дословно)
Пловца несло течением. Он кричал:
– Господи, спаси меня!
Товарищ сказал ему:
– Пошевели руками – и спасёшься.
По мотивам притчи «Недогадливый пловец»
Однажды в знойный летний день
Друзья собрались у реки,
Позагорать, поплавать, обсудить
Вопросы бизнеса,
что были им близки.
Один решил поплавать.
В реку он вошёл,
не зная, что там глубоко,
Но вдруг теченье понесло
А справиться с ним трудно,
нелегко.
Пловец кричал:
«О, господи, спаси!»
Но Бог молчал.
Ему кричали с берега:
«Ну, ты, дурак!
Пошевели руками и ногами.
На бога ты не уповай,
А сам себя спасай!»
22-23.09.2011
Рейтинг: +2
4354 просмотра
Комментарии (2)
0 # 21 июля 2012 в 11:18 +1 |
Ольга Кельчина # 24 июля 2012 в 23:03 0 | ||
|
Новые произведения