"Как делать стихи". Моё прочтение Маяковского. ч. 3
9 июня 2012 -
Анна Магасумова
Основа всякой поэтической вещи – ритм. Откуда берётся этот основной гул-ритм – Маяковский сам не знает. Для него это всякое повторение в нём звука, шума, покачивания. «Я хожу, - пишет Маяковский, - размахивая руками, мыча ещё почти без слов, то укорачивая шаг, чтоб не мешать мычанию, то помычиваю быстрее в такт шагам». Так «обстругивается» и оформляется ритм – основа всякой поэтической вещи, проходящая через неё гулом. Постепенно из этого гула «начинаешь вытискивать отдельные слова».
Ритм – основная сила, энергия стиха. Поэт должен, считает Маяковский, развивать в себе именно это чувство ритма и не заучивать чужие размеры; ямб, хорей, даже канонизированный свободный стих – это ритм, приспособленный для какого-нибудь конкретного случая.
К технической обработке относится и звуковое качество поэтической вещи – сочетание слова со словом. Эта «магия слов», это – «быть может, всё в жизни средство для ярко певучих стихов», эта звуковая сторона кажется также многим самоцелью поэзии, это опять-таки низведение поэзии до технической работы. Перебор созвучий через минуту чтения создаёт впечатление пресыщенности.
Например, Бальмонт:
Я вольный ветер, я вечно вею,
волную волны…и т.д.
Сделав основную работу, многие эстетические места и вычурности надо сознательно притушёвывать для выигрыша блеска другими местами.
Можно, например, полурифмовать строки, связать не лезущий в ухо глагол с другим глаголом, чтобы подвести к блестящей громкогромыхающей рифме.
Этим лишний раз подчёркивается относительность всех правил написания стихов.
К технической работе относится и интонационная сторона поэтической работы. Нельзя работать вещь для функционирования в безвоздушном пространстве или, как часто бывает с поэзией, в чересчур воздушном. Надо всегда иметь перед глазами аудиторию, к которой этот стих обращён. Надо в зависимости от аудитории брать интонацию, убеждающую или просительную, приказывающую или вопрошающую.
Большинство стихов Маяковского построено на разговорной интонации. Они менялись в зависимости от состава аудитории. Иногда в эстрадном исполнении он усиливал строку до крика:
Лозунг:
вырви радость у грядущих дней!
Сделав стих для печати надо учесть, как будет восприниматься напечатанное, именно как напечатанное. Наша обычная пунктуация с точками, с запятыми, вопросительными или восклицательными знаками чересчур бедна и маловыразительна по сравнению с оттенками эмоций, которые человек вкладывает в поэтическое произведение.
Размер и ритм произведения значительнее пунктуации. Если порой после слогов не сделать остановку, часто большую, чем между строками, то ритм оборвётся. Вот почему Маяковский пишет:
Пустота…
Летите,
в звёзды врезываясь.
«Пустота» стоит отдельно, как единственное слово, характеризующее небесный пейзаж.
Одним из серьёзных моментов стиха является концовка. В эту концовку обычно ставятся удачнейшие строки стиха. Иногда стоит стих и переделать.
Для выдержки уже написанной произведения нужно время. Закончив какую-нибудь вещь, Маяковский запирал её в стол на несколько дней, через несколько вынимал и сразу видел раньше исчезавшие недостатки.
Человек, который хочет быть поэтом, должен знать, что поэзия – одно из труднейших производств:
Нести не могу –
и несу мою ношу.
Хочу её бросить –
и знаю,
не брошу!
( из поэмы «Люблю»)
Человек, который хочет осознать для себя и для передачи другим некоторые кажущиеся таинственными способы этого производства, должен знать следующее:
1. 1.Поэзия – производство. Труднейшее, сложнейшее, но производство.
2. 2. Обучение поэтической работе – это не изучение изготовления определённого, ограниченного типа поэтических вещей, а изучение способов всяческой поэтической работы, изучение производственных навыков, помогающих создавать новые.
3. 3.Новизна, новизна материала и приёма обязательна для поэтического произведения.
4. 4. Работа стихотворца должна вестись ежедневно для улучшения мастерства и для накопления поэтических заготовок.
5. 5.Хорошая записная книжка и умение обращаться с нею важнее умения писать без ошибок известными размерами.
6. 6.Надо браться за перо только тогда, когда нет иного способа говорить, кроме стиха.
7. 7.Поэт должен быть в центре дел и событий.
8. 8. Надо разбить в дребезги сказку о аполитичном искусстве.
9. 9. Отношение к искусству как к производству уничтожает случайность, беспринципность вкусов. Только производственное отношение поставит в ряд различные виды литературного труда: и стих, и заметку.
10. 10.Только знание, усовершенствование, накопление, использование разнообразных литературных приёмов делает человека профессионалом – писателем.
11. 11.Бытовая поэтическая обстановка тоже влияет на создание настоящего произведения. Даже одежда поэта, даже его разговоры с домашними должны быть иными, определяемыми всем его поэтическим производством.
12. Маяковский не причисляет себя к единственным обладателям секретов поэтического творчества. Он раскрывает нам эти секреты.
Задумайтесь над вопросом: «А что выпишите?»
Главной работой, которую необходимо вести сейчас поэту, писателю, должна стать общая борьба за качество.
Этому посвящено стихотворение Владимира Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии». В нём он считает необходимым напомнить, что:
Поэзия –
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
Но как
испепеляющее
слов желание
рядом
с тлением
слова-сырца.
Эти слова
приводят в движение
тысячи лет
миллионов сердца.
Настоящая поэзия всегда, хоть на час, а должна опередить жизнь.
(Из прозы В.Маяковского «Как делать стихи?» и «Что вы пишете?»)
P.S. У каждого поэта и писателя есть свой читатель. Не удивляйтесь и не расстраивайтесь, если у вас мало комментариев ваших произведений. Ваши мысли, ваши чувства не всегда дойдут до каждого. Вы – своеобразны, а это главное!
[Скрыть]
Регистрационный номер 0054340 выдан для произведения:
Основа всякой поэтической вещи – ритм. Откуда берётся этот основной гул-ритм – Маяковский сам не знает. Для него это всякое повторение в нём звука, шума, покачивания. «Я хожу, - пишет Маяковский, - размахивая руками, мыча ещё почти без слов, то укорачивая шаг, чтоб не мешать мычанию, то помычиваю быстрее в такт шагам». Так «обстругивается» и оформляется ритм – основа всякой поэтической вещи, проходящая через неё гулом. Постепенно из этого гула «начинаешь вытискивать отдельные слова».
Ритм – основная сила, энергия стиха. Поэт должен, считает Маяковский, развивать в себе именно это чувство ритма и не заучивать чужие размеры; ямб, хорей, даже канонизированный свободный стих – это ритм, приспособленный для какого-нибудь конкретного случая.
К технической обработке относится и звуковое качество поэтической вещи – сочетание слова со словом. Эта «магия слов», это – «быть может, всё в жизни средство для ярко певучих стихов», эта звуковая сторона кажется также многим самоцелью поэзии, это опять-таки низведение поэзии до технической работы. Перебор созвучий через минуту чтения создаёт впечатление пресыщенности.
Например, Бальмонт:
Я вольный ветер, я вечно вею,
волную волны…и т.д.
Сделав основную работу, многие эстетические места и вычурности надо сознательно притушёвывать для выигрыша блеска другими местами.
Можно, например, полурифмовать строки, связать не лезущий в ухо глагол с другим глаголом, чтобы подвести к блестящей громкогромыхающей рифме.
Этим лишний раз подчёркивается относительность всех правил написания стихов.
К технической работе относится и интонационная сторона поэтической работы. Нельзя работать вещь для функционирования в безвоздушном пространстве или, как часто бывает с поэзией, в чересчур воздушном. Надо всегда иметь перед глазами аудиторию, к которой этот стих обращён. Надо в зависимости от аудитории брать интонацию, убеждающую или просительную, приказывающую или вопрошающую.
Большинство стихов Маяковского построено на разговорной интонации. Они менялись в зависимости от состава аудитории. Иногда в эстрадном исполнении он усиливал строку до крика:
Лозунг:
вырви радость у грядущих дней!
Сделав стих для печати надо учесть, как будет восприниматься напечатанное, именно как напечатанное. Наша обычная пунктуация с точками, с запятыми, вопросительными или восклицательными знаками чересчур бедна и маловыразительна по сравнению с оттенками эмоций, которые человек вкладывает в поэтическое произведение.
Размер и ритм произведения значительнее пунктуации. Если порой после слогов не сделать остановку, часто большую, чем между строками, то ритм оборвётся. Вот почему Маяковский пишет:
Пустота…
Летите,
в звёзды врезываясь.
«Пустота» стоит отдельно, как единственное слово, характеризующее небесный пейзаж.
Одним из серьёзных моментов стиха является концовка. В эту концовку обычно ставятся удачнейшие строки стиха. Иногда стоит стих и переделать.
Для выдержки уже написанной произведения нужно время. Закончив какую-нибудь вещь, Маяковский запирал её в стол на несколько дней, через несколько вынимал и сразу видел раньше исчезавшие недостатки.
Человек, который хочет быть поэтом, должен знать, что поэзия – одно из труднейших производств:
Нести не могу –
и несу мою ношу.
Хочу её бросить –
и знаю,
не брошу!
( из поэмы «Люблю»)
Человек, который хочет осознать для себя и для передачи другим некоторые кажущиеся таинственными способы этого производства, должен знать следующее:
1. Поэзия – производство. Труднейшее, сложнейшее, но производство.
2. Обучение поэтической работе – это не изучение изготовления определённого, ограниченного типа поэтических вещей, а изучение способов всяческой поэтической работы, изучение производственных навыков, помогающих создавать новые.
3. Новизна, новизна материала и приёма обязательна для поэтического произведения.
4. Работа стихотворца должна вестись ежедневно для улучшения мастерства и для накопления поэтических заготовок.
5. Хорошая записная книжка и умение обращаться с нею важнее умения писать без ошибок известными размерами.
6. Надо браться за перо только тогда, когда нет иного способа говорить, кроме стиха.
7. Поэт должен быть в центре дел и событий.
8. Надо разбить в дребезги сказку о аполитичном искусстве.
9. Отношение к искусству как к производству уничтожает случайность, беспринципность вкусов. Только производственное отношение поставит в ряд различные виды литературного труда: и стих, и заметку.
10. Только знание, усовершенствование, накопление, использование разнообразных литературных приёмов делает человека профессионалом – писателем.
11. Бытовая поэтическая обстановка тоже влияет на создание настоящего произведения. Даже одежда поэта, даже его разговоры с домашними должны быть иными, определяемыми всем его поэтическим производством.
12. Маяковский не причисляет себя к единственным обладателям секретов поэтического творчества. Он раскрывает нам эти секреты.
Задумайтесь над вопросом: «А что выпишите?»
Главной работой, которую необходимо вести сейчас поэту, писателю, должна стать общая борьба за качество.
Этому посвящено стихотворение Владимира Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии». В нём он считает необходимым напомнить, что:
Поэзия –
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
Но как
испепеляющее
слов желание
рядом
с тлением
слова-сырца.
Эти слова
приводят в движение
тысячи лет
миллионов сердца.
Настоящая поэзия всегда, хоть на час, а должна опередить жизнь.
(Из прозы В.Маяковского «Как делать стихи?» и «Что вы пишете?»)
P.S. У каждого поэта и писателя есть свой читатель. Не удивляйтесь и не расстраивайтесь, если у вас мало комментариев ваших произведений. Ваши мысли, ваши чувства не всегда дойдут до каждого. Вы – своеобразны, а это главное!
Рейтинг: +3
2752 просмотра
Комментарии (3)
Александр Приймак # 9 июня 2012 в 15:29 0 | ||
|
Митрофанов Валерий # 9 июня 2012 в 21:49 0 | ||
|
Мария Подалевич # 4 июля 2012 в 18:59 0 | ||
|