ГлавнаяПрозаЭссе и статьиЛитературоведение → "Как делать стихи". Моё прочтение Маяковского. ч. 3

"Как делать стихи". Моё прочтение Маяковского. ч. 3

9 июня 2012 - Анна Магасумова
article54340.jpg
Основа всякой поэтической вещи – ритм. Откуда берётся этот основной гул-ритм – Маяковский сам не знает.  Для него это всякое повторение в нём  звука, шума, покачивания. «Я хожу, - пишет Маяковский, - размахивая руками, мыча ещё почти без слов, то укорачивая шаг, чтоб не мешать мычанию, то помычиваю быстрее в такт шагам». Так «обстругивается» и оформляется ритм – основа всякой поэтической вещи, проходящая через неё гулом. Постепенно из этого гула   «начинаешь вытискивать отдельные слова».
  Ритм – основная сила, энергия стиха. Поэт должен, считает Маяковский, развивать в себе именно это чувство ритма и не заучивать чужие размеры; ямб, хорей, даже канонизированный свободный стих – это ритм, приспособленный для какого-нибудь конкретного случая.
К технической обработке относится и звуковое качество поэтической вещи – сочетание слова со словом. Эта «магия слов», это – «быть может, всё в жизни средство для ярко певучих стихов», эта звуковая сторона кажется также многим самоцелью поэзии, это опять-таки низведение поэзии до технической работы. Перебор  созвучий через минуту чтения создаёт впечатление пресыщенности.
 Например, Бальмонт:
Я вольный ветер, я вечно вею,
волную волны…и т.д.
Сделав основную работу, многие эстетические места и вычурности надо сознательно притушёвывать для выигрыша блеска другими местами.
Можно, например, полурифмовать строки, связать не лезущий в ухо глагол с другим глаголом, чтобы подвести к блестящей громкогромыхающей рифме.
   Этим лишний раз подчёркивается относительность всех правил написания стихов.
К технической работе относится и интонационная сторона поэтической работы. Нельзя работать вещь для функционирования в безвоздушном пространстве или, как часто бывает с поэзией, в чересчур воздушном. Надо всегда иметь перед глазами аудиторию, к которой этот стих обращён. Надо в зависимости от аудитории брать интонацию, убеждающую или просительную, приказывающую или вопрошающую.
 Большинство стихов Маяковского построено на разговорной интонации. Они менялись в зависимости  от  состава аудитории. Иногда в эстрадном исполнении он усиливал строку до крика:
Лозунг:
         вырви радость у грядущих дней!
Сделав стих для печати надо учесть, как будет восприниматься напечатанное, именно как напечатанное. Наша обычная пунктуация с точками, с запятыми, вопросительными или восклицательными знаками чересчур бедна и маловыразительна по сравнению с оттенками эмоций, которые человек вкладывает в поэтическое произведение.
   Размер и ритм произведения значительнее пунктуации. Если порой после слогов не сделать остановку, часто большую, чем между строками, то ритм оборвётся. Вот почему Маяковский пишет:
Пустота…
               Летите,
                            в звёзды врезываясь.
«Пустота» стоит отдельно, как единственное слово, характеризующее небесный пейзаж.
   Одним из серьёзных моментов стиха является концовка. В эту концовку обычно ставятся удачнейшие строки стиха. Иногда стоит стих и переделать.
 Для выдержки уже написанной произведения  нужно время. Закончив какую-нибудь вещь, Маяковский запирал её в стол на несколько дней, через несколько вынимал и сразу видел раньше исчезавшие недостатки.  
 Человек, который хочет быть поэтом, должен знать, что поэзия – одно из труднейших производств:
Нести не могу –
и несу мою ношу.
Хочу её бросить –
и знаю,
не брошу!
( из поэмы «Люблю») 
 Человек, который хочет осознать для себя и для передачи  другим некоторые кажущиеся таинственными  способы этого производства, должен знать следующее:
1.       1.Поэзия – производство. Труднейшее, сложнейшее, но производство.
2.      2. Обучение поэтической работе – это не изучение изготовления определённого, ограниченного типа поэтических вещей, а изучение способов всяческой поэтической работы, изучение производственных навыков, помогающих создавать новые.
3.       3.Новизна, новизна материала и приёма обязательна для поэтического произведения.
4.       4. Работа стихотворца должна вестись ежедневно для улучшения мастерства и для накопления поэтических заготовок.
5.       5.Хорошая записная книжка и умение обращаться с нею важнее умения писать без ошибок известными размерами.
6.       6.Надо браться за перо только тогда, когда нет иного способа говорить, кроме стиха.
7.       7.Поэт должен быть в центре дел и событий.
8.       8. Надо разбить в дребезги сказку о аполитичном искусстве.
9.       9. Отношение к искусству как к производству уничтожает случайность, беспринципность вкусов. Только производственное отношение поставит в ряд различные виды литературного труда: и стих, и заметку.
10.   10.Только знание, усовершенствование, накопление, использование разнообразных литературных приёмов делает человека профессионалом – писателем.
11.    11.Бытовая поэтическая обстановка тоже влияет на создание настоящего произведения. Даже одежда поэта, даже его разговоры с домашними должны быть иными, определяемыми всем его поэтическим производством.
12.   Маяковский не причисляет себя к единственным обладателям секретов поэтического творчества. Он   раскрывает нам эти секреты.
Задумайтесь над вопросом: «А что выпишите?»
Главной работой, которую необходимо вести сейчас поэту, писателю, должна стать общая борьба за качество.
Этому посвящено стихотворение Владимира Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии». В нём он считает необходимым напомнить, что:
Поэзия –
            та же добыча радия.
В грамм добыча,
                            в год труды.
Изводишь
                   единого слова ради
 тысячи тонн
                          словесной руды.
Но как
           испепеляющее
                                     слов желание
 рядом
            с тлением
                              слова-сырца.
Эти слова
                  приводят в движение
тысячи лет
                     миллионов сердца.
Настоящая поэзия всегда, хоть на час, а должна опередить жизнь.
(Из прозы В.Маяковского «Как делать стихи?» и «Что вы пишете?»)

P.S.  У каждого поэта и писателя есть свой читатель. Не удивляйтесь и не расстраивайтесь, если у вас мало комментариев   ваших произведений. Ваши мысли, ваши чувства не всегда дойдут до каждого. Вы – своеобразны, а это главное!

© Copyright: Анна Магасумова, 2012

Регистрационный номер №0054340

от 9 июня 2012

[Скрыть] Регистрационный номер 0054340 выдан для произведения:
Основа всякой поэтической вещи – ритм. Откуда берётся этот основной гул-ритм – Маяковский сам не знает.  Для него это всякое повторение в нём  звука, шума, покачивания. «Я хожу, - пишет Маяковский, - размахивая руками, мыча ещё почти без слов, то укорачивая шаг, чтоб не мешать мычанию, то помычиваю быстрее в такт шагам». Так «обстругивается» и оформляется ритм – основа всякой поэтической вещи, проходящая через неё гулом. Постепенно из этого гула   «начинаешь вытискивать отдельные слова».
  Ритм – основная сила, энергия стиха. Поэт должен, считает Маяковский, развивать в себе именно это чувство ритма и не заучивать чужие размеры; ямб, хорей, даже канонизированный свободный стих – это ритм, приспособленный для какого-нибудь конкретного случая.
К технической обработке относится и звуковое качество поэтической вещи – сочетание слова со словом. Эта «магия слов», это – «быть может, всё в жизни средство для ярко певучих стихов», эта звуковая сторона кажется также многим самоцелью поэзии, это опять-таки низведение поэзии до технической работы. Перебор  созвучий через минуту чтения создаёт впечатление пресыщенности.
 Например, Бальмонт:
Я вольный ветер, я вечно вею,
волную волны…и т.д.
Сделав основную работу, многие эстетические места и вычурности надо сознательно притушёвывать для выигрыша блеска другими местами.
Можно, например, полурифмовать строки, связать не лезущий в ухо глагол с другим глаголом, чтобы подвести к блестящей громкогромыхающей рифме.
   Этим лишний раз подчёркивается относительность всех правил написания стихов.
К технической работе относится и интонационная сторона поэтической работы. Нельзя работать вещь для функционирования в безвоздушном пространстве или, как часто бывает с поэзией, в чересчур воздушном. Надо всегда иметь перед глазами аудиторию, к которой этот стих обращён. Надо в зависимости от аудитории брать интонацию, убеждающую или просительную, приказывающую или вопрошающую.
 Большинство стихов Маяковского построено на разговорной интонации. Они менялись в зависимости  от  состава аудитории. Иногда в эстрадном исполнении он усиливал строку до крика:
Лозунг:
         вырви радость у грядущих дней!
Сделав стих для печати надо учесть, как будет восприниматься напечатанное, именно как напечатанное. Наша обычная пунктуация с точками, с запятыми, вопросительными или восклицательными знаками чересчур бедна и маловыразительна по сравнению с оттенками эмоций, которые человек вкладывает в поэтическое произведение.
   Размер и ритм произведения значительнее пунктуации. Если порой после слогов не сделать остановку, часто большую, чем между строками, то ритм оборвётся. Вот почему Маяковский пишет:
Пустота…
               Летите,
                            в звёзды врезываясь.
«Пустота» стоит отдельно, как единственное слово, характеризующее небесный пейзаж.
   Одним из серьёзных моментов стиха является концовка. В эту концовку обычно ставятся удачнейшие строки стиха. Иногда стоит стих и переделать.
 Для выдержки уже написанной произведения  нужно время. Закончив какую-нибудь вещь, Маяковский запирал её в стол на несколько дней, через несколько вынимал и сразу видел раньше исчезавшие недостатки.  
 Человек, который хочет быть поэтом, должен знать, что поэзия – одно из труднейших производств:
Нести не могу –
и несу мою ношу.
Хочу её бросить –
и знаю,
не брошу!
( из поэмы «Люблю») 
 Человек, который хочет осознать для себя и для передачи  другим некоторые кажущиеся таинственными  способы этого производства, должен знать следующее:
1.       Поэзия – производство. Труднейшее, сложнейшее, но производство.
2.       Обучение поэтической работе – это не изучение изготовления определённого, ограниченного типа поэтических вещей, а изучение способов всяческой поэтической работы, изучение производственных навыков, помогающих создавать новые.
3.       Новизна, новизна материала и приёма обязательна для поэтического произведения.
4.       Работа стихотворца должна вестись ежедневно для улучшения мастерства и для накопления поэтических заготовок.
5.       Хорошая записная книжка и умение обращаться с нею важнее умения писать без ошибок известными размерами.
6.       Надо браться за перо только тогда, когда нет иного способа говорить, кроме стиха.
7.       Поэт должен быть в центре дел и событий.
8.       Надо разбить в дребезги сказку о аполитичном искусстве.
9.       Отношение к искусству как к производству уничтожает случайность, беспринципность вкусов. Только производственное отношение поставит в ряд различные виды литературного труда: и стих, и заметку.
10.   Только знание, усовершенствование, накопление, использование разнообразных литературных приёмов делает человека профессионалом – писателем.
11.   Бытовая поэтическая обстановка тоже влияет на создание настоящего произведения. Даже одежда поэта, даже его разговоры с домашними должны быть иными, определяемыми всем его поэтическим производством.
12.   Маяковский не причисляет себя к единственным обладателям секретов поэтического творчества. Он   раскрывает нам эти секреты.
Задумайтесь над вопросом: «А что выпишите?»
Главной работой, которую необходимо вести сейчас поэту, писателю, должна стать общая борьба за качество.
Этому посвящено стихотворение Владимира Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии». В нём он считает необходимым напомнить, что:
Поэзия –
            та же добыча радия.
В грамм добыча,
                            в год труды.
Изводишь
                   единого слова ради
 тысячи тонн
                          словесной руды.
Но как
           испепеляющее
                                     слов желание
 рядом
            с тлением
                              слова-сырца.
Эти слова
                  приводят в движение
тысячи лет
                     миллионов сердца.
Настоящая поэзия всегда, хоть на час, а должна опередить жизнь.
(Из прозы В.Маяковского «Как делать стихи?» и «Что вы пишете?»)

P.S.  У каждого поэта и писателя есть свой читатель. Не удивляйтесь и не расстраивайтесь, если у вас мало комментариев   ваших произведений. Ваши мысли, ваши чувства не всегда дойдут до каждого. Вы – своеобразны, а это главное!

 
Рейтинг: +3 2752 просмотра
Комментарии (3)
Александр Приймак # 9 июня 2012 в 15:29 0
И вновь, и вновь скажу - ай да умница, ай да молодец!
Митрофанов Валерий # 9 июня 2012 в 21:49 0
трудно не согласиться и с вами и с Маяковским.
Мария Подалевич # 4 июля 2012 в 18:59 0
Значительная работа! Удивительно! Примите моё восхищение! buket3