ГлавнаяПрозаЭссе и статьиЛитературоведение → Рачитель песенного слова

Рачитель песенного слова

article262479.jpg

            Их встреча не была запланирована заранее, великий поэт только что вернулся в Москву после ссылки. Коронованный две недели назад новый царь Николай I публично назвал Пушкина после аудиенции умнейшим человеком России. А Петру Киреевскому исполнилось в ту пору лишь восемнадцать лет. И все-таки родник отечественной фольклористики начал пробивать себе дорогу со дня встречи поэта и его восторженного поклонника.
            Среди озорной, нередко бесшабашной дворянской молодежи Петр выглядел белой вороной. Он был молчалив, сторонился шумных компаний, от родителей унаследовал философский склад ума. Общению с другими людьми мешала застенчивость, вставая неодолимой преградой в приобретении новых знакомых, однако случай был особенный: Петр впервые увидел Пушкина, стихи и поэмы которого он внимательно и с такой любовью читал. Природная застенчивость не смогла воспрепятствовать их знакомству. Ведь Киреевский боготворил великого поэта и уже давно приготовился к тому, чтобы выразить переполнявшие его чувства при встрече. А Пушкин, в свою очередь, не мог не выделить из своих поклонников Петра Киреевского, мать которого Авдотья Петровна находилась в близком родстве с В. А. Жуковским, старшим другом и покровителем поэта. Состоявшийся разговор был краток, но он во многом определил дальнейшую судьбу Петра. Поэт рассказал, что ему удалось записать в Михайловском русские народные песни, исполненные красоты и глубины чувства. Поделился планами издания их отдельной книгой. Слова Пушкина произвели большое впечатление на молодого человека. Он и сам уже осознавал отшлифованное веками совершенство народной поэзии, ее первозданность и цельность. Но кто он такой? Один из многих дворянских детей, не нашедших пока своей дороги в жизни. Иное дело - Пушкин. Это имя у всех на устах, и только его авторитет может привлечь внимание публики к старинным песням. Петр Киреевский решил в меру своих сил помогать великому поэту. Требовалось своего рода подвижничество, так как поле, на которое ступил юноша, было давно засеяно и щедро плодоносило, однако обязывало иметь немалые знания для сбор урожая. Планы великого поэта вдохновляли Петра, помогая сохранять надежду на благополучное завершение начатого. Посетив одну деревню, дотошно расспросив ее старожилов о народных песнях, записав их тексты, он отправлялся в другую, расположенную зачастую на значительном расстоянии. Но это не смущало энтузиаста, ощутившего наконец свое подлинное призвание. Его записи увеличивались с каждым днем.
            За месяц набиралось столько великолепных песен, что юноша готов был пуститься в пляс при мысли о том, что скоро они попадут в руки Пушкина, умевшего ценить подлинную поэзию лучше других. И там и сям встречал Петр в его произведениях вкрапления из устного народного творчества. Это и задушевные песни, и мудрые в своей краткости пословицы и поговорки. Киреевский живо представлял себе, как обрадуется поэт его записям, как непременно укрепится в мысли о необходимости донести до читателя всю роскошную прелесть старинных строк - настоящий подарок от народа- языкотворца.
            Получилось же все совсем не так, как воображал молодой человек. Он не знал многих обстоятельств нелегкой жизни поэта, когда Александру Сергеевичу зачастую было не до песен. Приходилось заботиться о куске хлеба да о том, чтобы расквитаться с долгами. А фольклористика требовала много специальных знаний и кропотливого труда. Пушкин, познакомившись с записями Киреевского, увидел в нем и знатока, и работягу-энтузиаста. Вместо того чтобы забрать у молодого человека записанные им народные песни, поэт без колебаний передал ему свое собрание, значительно пополненное во время поездок в Болдино и под Оренбург. Тем самым поэт как бы благословил Киреевского на дальнейшую скрупулезную работу. Он хорошо понимал, что русская фольклористика стоит лишь в самом начале долгого пути. Пушкин выразился по этому поводу лаконично и ясно: "Дело находится в надежных руках Киреевского".
            И не ошибся, оказавшись настоящим провидцем. В Киреевской слободке под Орлом Петр тщательно обдумал состав будущих "песенных" книг. Здесь он многократно перечитывал пушкинское собрание. В нем попадались прекрасные образцы устного творчества нашего народа:
Беседа моя, беседушка, 
беседа смирна! 
Во той во беседушке 
девицы сидят, 
Девицы сидят, 
речи говорят: 
"Лучина-лучинушка, 
не ясно горишь, 
не ясно горишь, 
не вспыхиваешь". 
"Али ты, лучинушка, 
в печи не была ?" 
"Я была в печи 
вчерашней ночи. 
Лихая свекровушка 
воду пролила, 
воду пролила, 
меня залила".
            Пушкин обещал Киреевскому написать предисловие к сборнику народной поэзии, однако намерение осуществить не удалось. В рукописях Пушкина сохранились небольшие замечания о свадебных песнях, в которых он усмотрел "семейственные причины элегического их тона". Но гораздо более важным свидетельством увлечения поэта фольклором является портрет Петра Киреевского, нарисованный им в рукописи поэмы "Полтава". Куда-то вдаль смотрит чуть курносый молодой человек, светлоглазый, темно-русый. Определенно ощущаются в его облике целеустремленность, готовность пройти до конца избранной стезей. Пушкин будто бы предчувствовал, что Киреевскому придется преодолеть немало трудностей.
            В 1848 году Петр Киреевский начал публиковать сокровища старинной поэзии. Непростое это дело растянулось на многие годы. Тысячи песен пришли к читателю, открыв ему со всей полнотой мир народных чаяний, упорного труда, религиозных обрядов и веселых празднеств. П. В. Киреевский был признан основателем русской фольклористики, но нельзя забывать, что первый камень в фундамент новой науки заложил наш великий Пушкин, вдохновенный рачитель песенного слова.
                               ДМИТРИЙ ГАВРИЛЕНКО (http://www.ug.ru/archive/2749)
 

© Copyright: Дмитрий Сергеевич Гавриленко, 2014

Регистрационный номер №0262479

от 31 декабря 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0262479 выдан для произведения:
            Их встреча не была запланирована заранее, великий поэт только что вернулся в Москву после ссылки. Коронованный две недели назад новый царь Николай I публично назвал Пушкина после аудиенции умнейшим человеком России. А Петру Киреевскому исполнилось в ту пору лишь восемнадцать лет. И все-таки родник отечественной фольклористики начал пробивать себе дорогу со дня встречи поэта и его восторженного поклонника.
            Среди озорной, нередко бесшабашной дворянской молодежи Петр выглядел белой вороной. Он был молчалив, сторонился шумных компаний, от родителей унаследовал философский склад ума. Общению с другими людьми мешала застенчивость, вставая неодолимой преградой в приобретении новых знакомых, однако случай был особенный: Петр впервые увидел Пушкина, стихи и поэмы которого он внимательно и с такой любовью читал. Природная застенчивость не смогла воспрепятствовать их знакомству. Ведь Киреевский боготворил великого поэта и уже давно приготовился к тому, чтобы выразить переполнявшие его чувства при встрече. А Пушкин, в свою очередь, не мог не выделить из своих поклонников Петра Киреевского, мать которого Авдотья Петровна находилась в близком родстве с В. А. Жуковским, старшим другом и покровителем поэта. Состоявшийся разговор был краток, но он во многом определил дальнейшую судьбу Петра. Поэт рассказал, что ему удалось записать в Михайловском русские народные песни, исполненные красоты и глубины чувства. Поделился планами издания их отдельной книгой. Слова Пушкина произвели большое впечатление на молодого человека. Он и сам уже осознавал отшлифованное веками совершенство народной поэзии, ее первозданность и цельность. Но кто он такой? Один из многих дворянских детей, не нашедших пока своей дороги в жизни. Иное дело - Пушкин. Это имя у всех на устах, и только его авторитет может привлечь внимание публики к старинным песням. Петр Киреевский решил в меру своих сил помогать великому поэту. Требовалось своего рода подвижничество, так как поле, на которое ступил юноша, было давно засеяно и щедро плодоносило, однако обязывало иметь немалые знания для сбор урожая. Планы великого поэта вдохновляли Петра, помогая сохранять надежду на благополучное завершение начатого. Посетив одну деревню, дотошно расспросив ее старожилов о народных песнях, записав их тексты, он отправлялся в другую, расположенную зачастую на значительном расстоянии. Но это не смущало энтузиаста, ощутившего наконец свое подлинное призвание. Его записи увеличивались с каждым днем.
            За месяц набиралось столько великолепных песен, что юноша готов был пуститься в пляс при мысли о том, что скоро они попадут в руки Пушкина, умевшего ценить подлинную поэзию лучше других. И там и сям встречал Петр в его произведениях вкрапления из устного народного творчества. Это и задушевные песни, и мудрые в своей краткости пословицы и поговорки. Киреевский живо представлял себе, как обрадуется поэт его записям, как непременно укрепится в мысли о необходимости донести до читателя всю роскошную прелесть старинных строк - настоящий подарок от народа- языкотворца.
            Получилось же все совсем не так, как воображал молодой человек. Он не знал многих обстоятельств нелегкой жизни поэта, когда Александру Сергеевичу зачастую было не до песен. Приходилось заботиться о куске хлеба да о том, чтобы расквитаться с долгами. А фольклористика требовала много специальных знаний и кропотливого труда. Пушкин, познакомившись с записями Киреевского, увидел в нем и знатока, и работягу-энтузиаста. Вместо того чтобы забрать у молодого человека записанные им народные песни, поэт без колебаний передал ему свое собрание, значительно пополненное во время поездок в Болдино и под Оренбург. Тем самым поэт как бы благословил Киреевского на дальнейшую скрупулезную работу. Он хорошо понимал, что русская фольклористика стоит лишь в самом начале долгого пути. Пушкин выразился по этому поводу лаконично и ясно: "Дело находится в надежных руках Киреевского".
            И не ошибся, оказавшись настоящим провидцем. В Киреевской слободке под Орлом Петр тщательно обдумал состав будущих "песенных" книг. Здесь он многократно перечитывал пушкинское собрание. В нем попадались прекрасные образцы устного творчества нашего народа:
Беседа моя, беседушка, 
беседа смирна! 
Во той во беседушке 
девицы сидят, 
Девицы сидят, 
речи говорят: 
"Лучина-лучинушка, 
не ясно горишь, 
не ясно горишь, 
не вспыхиваешь". 
"Али ты, лучинушка, 
в печи не была ?" 
"Я была в печи 
вчерашней ночи. 
Лихая свекровушка 
воду пролила, 
воду пролила, 
меня залила".
            Пушкин обещал Киреевскому написать предисловие к сборнику народной поэзии, однако намерение осуществить не удалось. В рукописях Пушкина сохранились небольшие замечания о свадебных песнях, в которых он усмотрел "семейственные причины элегического их тона". Но гораздо более важным свидетельством увлечения поэта фольклором является портрет Петра Киреевского, нарисованный им в рукописи поэмы "Полтава". Куда-то вдаль смотрит чуть курносый молодой человек, светлоглазый, темно-русый. Определенно ощущаются в его облике целеустремленность, готовность пройти до конца избранной стезей. Пушкин будто бы предчувствовал, что Киреевскому придется преодолеть немало трудностей.
            В 1848 году Петр Киреевский начал публиковать сокровища старинной поэзии. Непростое это дело растянулось на многие годы. Тысячи песен пришли к читателю, открыв ему со всей полнотой мир народных чаяний, упорного труда, религиозных обрядов и веселых празднеств. П. В. Киреевский был признан основателем русской фольклористики, но нельзя забывать, что первый камень в фундамент новой науки заложил наш великий Пушкин, вдохновенный рачитель песенного слова.
                               ДМИТРИЙ ГАВРИЛЕНКО
 
 
Рейтинг: +4 1113 просмотров
Комментарии (4)
Ивушка # 31 декабря 2014 в 19:08 +3
Познавательно и очень интересно читать.Прекрасного Нового Года вам и всего самого доброго.
Дмитрий Сергеевич Гавриленко # 18 января 2015 в 10:08 +3
Спасибо за отклик на эту статью.

Ивушка # 2 сентября 2015 в 19:42 +2
Интересная статья.
Дмитрий Сергеевич Гавриленко # 4 сентября 2015 в 07:33 +2
9c054147d5a8ab5898d1159f9428261c
Благодарю Вас!