ГлавнаяПрозаЭссе и статьиЛитературоведение → Единство без противоположностей

Единство без противоположностей

             Поэзия любит искренность чувств и точность словоупотребления. Гораздо более важным для неё является внутренний стержень - тот особый нерв, который даёт лирике потенциал роста. Исходя из этой мысли, я ощутил в стихотворении Дмитрия Гавриленко, появившемся впервые в журнале "Арион" (№3, 2002 год, стр. 35-36), особое единство без противоположностей, гармонию не только букв, но и звуков, шевельнувших в душе прочно забытое чувство: оно связано с моим деревенским детством.

Слушает село единым ухом
Тишину. Вся замерла окрестность,
Словно судорогою её свело.
Изредка могучим, резким стуком
Наковальня оглашает местность.
В кузнице упряталось тепло.

             В "едином ухе" мне почудилась особая цельность этого мира, заставляющая сельчанина помочь тому, кто живёт рядом с ним. Взаимовыручка стала доступной ступенькой к единству, общим устремлениям на уборке урожая и в момент отдыха. "Тишина" - это как раз то спокойствие деревни, которое обеспечивает ей приток свежих сил. 

               При этом автор создаёт вовсе не идиллическую картину, поскольку тишина ассоциируется с окрестностью, продолжается, усиливается до того момента, когда кажется, будто "судорогою её свело". Вот нерв стиха, заставивший меня вздрогнуть!

                Да, здесь и труд, и отдых не мёд, всё требует величайшего напряжения сил, выхода на новый уровень гармонии, которую нелегко выразить языком (столпотворение гласных), почти невозможно озвучить. Он, этот уровень, и есть сокровенное единство без противоположностей. О нём Дмитрий Гавриленко не говорит ни звука, однако оно всё равно выпирает, как уступ стены, из подтекста.

               Мир деревни, ладно скроенный, в основе своей мелодический, поскольку он приучен преодолевать "судороги" и капризы природы. Потаённую песенность села я услышал в удачном способе рифмовки шести строк. Каждая сцеплена рифмой не с соседкой и не с тем стихом, что рядом с соседкой. Такая композиция поражает неожиданностью рифмы, так как сознание интуитивно уже готово к белому стиху.

                 "Наковальня" - это мощь деревенского мира, она даёт о себе знать изредка, но так, что о ней узнаёт вся "окрестность". Живы мы и готовимся к новой посевной. Молот помогает сделать необходимую запчасть и "могучим, резким стуком" вселяет в сердца уверенность и надежду.

Г. И. Иртеньев

© Copyright: Геннадий Игоревич Иртеньев, 2014

Регистрационный номер №0258660

от 12 декабря 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0258660 выдан для произведения:              Поэзия любит искренность чувств и точность словоупотребления. Гораздо более важным для неё является внутренний стержень - тот особый нерв, который даёт лирике потенциал роста. Исходя из этой мысли, я ощутил в стихотворении Дмитрия Гавриленко, появившемся впервые в журнале "Арион" (№3, 2002 год, стр. 35-36), особое единство без противоположностей, гармонию не только букв, но и звуков, шевельнувших в душе прочно забытое чувство: оно связано с моим деревенским детством.

Слушает село единым ухом
Тишину. Вся замерла окрестность,
Словно судорогою её свело.
Изредка могучим, резким стуком
Наковальня оглашает местность.
В кузнице упряталось тепло.

             В "едином ухе" мне почудилась особая цельность этого мира, заставляющая сельчанина помочь тому, кто живёт рядом с ним. Взаимовыручка стала доступной ступенькой к единству, общим устремлениям на уборке урожая и в момент отдыха. "Тишина" - это как раз то спокойствие деревни, которое обеспечивает ей приток свежих сил. 

               При этом автор создаёт вовсе не идиллическую картину, поскольку тишина ассоциируется с окрестностью, продолжается, усиливается до того момента, когда кажется, будто "судорогою её свело". Вот нерв стиха, заставивший меня вздрогнуть!

                Да, здесь и труд, и отдых не мёд, всё требует величайшего напряжения сил, выхода на новый уровень гармонии, которую нелегко выразить языком (столпотворение гласных), почти невозможно озвучить. Он, этот уровень, и есть сокровенное единство без противоположностей. О нём Дмитрий Гавриленко не говорит ни звука, однако оно всё равно выпирает, как уступ стены, из подтекста.

               Мир деревни, ладно скроенный, в основе своей мелодический, поскольку он приучен преодолевать "судороги" и капризы природы. Потаённую песенность села я услышал в удачном способе рифмовки шести строк. Каждая сцеплена рифмой не с соседкой и не с тем стихом, что рядом с соседкой. Такая композиция поражает неожиданностью рифмы, так как сознание интуитивно уже готово к белому стиху.

                 "Наковальня" - это мощь деревенского мира, она даёт о себе знать изредка, но так, что о ней узнаёт вся "окрестность". Живы мы и готовимся к новой посевной. Молот помогает сделать необходимую запчасть и "могучим, резким стуком" вселяет в сердца уверенность и надежду.

Г. И. Иртеньев
 
Рейтинг: +15 1850 просмотров
Комментарии (18)
Евгений Подборов # 12 декабря 2014 в 15:19 +3
Заинтриговало. Спасибо. Хотел бы у себя видеть такого замечательного критика.
Геннадий Игоревич Иртеньев # 13 декабря 2014 в 08:15 +2
Здравствуйте! Рад Вашим добрым словам об этой статье, благодарю.
Лидия Копасова # 13 декабря 2014 в 11:22 +3
Мне было интересно. Понравилось!

Геннадий Игоревич Иртеньев # 15 декабря 2014 в 00:31 +2
t7211
Спасибо! Ваш отклик порадовал меня.
Ольга Иванова # 13 декабря 2014 в 11:28 +3
Мне все это близко... Спасибо! Удачи Вам!!!
Геннадий Игоревич Иртеньев # 15 декабря 2014 в 00:28 +1
t7211
Ольга, благодарю за отклик на эту статью.
Полина Валерьевна Колокольцева # 14 декабря 2014 в 10:20 +3
Геннадий Игоревич, доброго Вам утра! Тема развёрнута превосходно, я на это сразу же обратила внимание.))) У Вас есть особое поэтическое чутьё, позволяющее делать тонкие и глубокие наблюдения над текстом стихотворения, которое и мне тоже нравится.
С уважением,
Полина

Геннадий Игоревич Иртеньев # 15 декабря 2014 в 00:33 +2
t07067
Благодарю. Сердечно рад пониманию.
Вероника Подольская # 4 января 2015 в 08:58 +3
Геннадий Игоревич, яркая статья.
Праздничного настроения Вам!
Геннадий Игоревич Иртеньев # 11 января 2015 в 10:04 +2
Вероника, спасибо Вам!

Ирина Аркадьевна Антонова # 7 января 2015 в 10:51 +3
5min
Читая, думала о том, как Вы умело раскрываете тему, не упуская её из виду ни на минуту.
Оптимистическое заключение восхитило уместностью появления.
В общем, тот случай, когда я могла с лёгкой душой сказать: всё кстати.))

Геннадий Игоревич Иртеньев # 11 января 2015 в 10:06 +2
t07067
Ирина, очень рад Вашему отклику.

Николина ОзернАя # 11 июля 2015 в 07:25 +3
Да Вы, батенька, современный Белинский! Замечательно написана критическая статья!
Геннадий Игоревич Иртеньев # 12 июля 2015 в 10:27 +2
soln
Николина, радуюсь, как солнышку, Вашей милой улыбке.))) Спасибо за одобрение и поддержку!

Ольга Oly # 6 августа 2015 в 19:22 +3
Великолепная "расшифровка" стихов, замечательно написанная статья, прекрасно обосновывающая каждое слово. Мне понравилось. Как будто пришел привет из деревни далекого детства, где я проводила школьные летние каникулы у бабушки... 50ba589c42903ba3fa2d8601ad34ba1e
Геннадий Игоревич Иртеньев # 17 апреля 2016 в 09:27 +2
Ольга, с немалым удовольствием прочитал ваш живой, вдумчивый, проницательный отклик на мою статью. Ваше мнение о "Единстве без противоположностей" дорого и важно для меня. Спасибо!!!

soln 9c054147d5a8ab5898d1159f9428261c

Людмила Казачок # 14 мая 2016 в 09:19 +2
8ed46eaeebfbdaa9807323e5c8b8e6d9
Геннадий Игоревич Иртеньев # 18 мая 2016 в 15:42 +2
Спасибо от души, Людмила!!! Приятно получить отклик на "Единство..."