ГлавнаяПрозаЭссе и статьиЛитературоведение → Другой взгляд, Л. Толстой - не гений!

Другой взгляд, Л. Толстой - не гений!

25 сентября 2014 - Сергей Чернец
Другой взгляд
Лев Толстой вероятно не гений великий.

Его знают как писателя, и надо посмотреть на его жизнь, на его биографию с этой стороны, как еще никто не смотрел. Все только и знают, что прославляют, наделяют эпитетами – великий, талант и прочее. «Пиарят» по-современному. А глянуть проще. 
Родился в 1828 году. Получал домашнее образование. И в 16 лет, в 1844 году поступил в Казанский Университет.
В 20 лет – бросил учебу. 
В 23 года – отправился на войну.
В 24 года – начал писать «Детство», «Отрочество», «Юность». На это ушло 5 лет, до 29 лет.
В 26 лет – написал «Севастопольские рассказы».
В 35 лет – написал повесть «Казаки».
От 35 лет до 41 года – 6 лет писал роман «Война и мир».
В 45 лет – до 49лет, 4года писал роман «Анна Каренина». 
В 52 года – написал серию рассказов народных, в жанре притчи, доступным языком о важнейших сторонах человеческого бытия.
В 70 лет – написал рассказы «Отец Сергий», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича», «После бала», где описывал коллизии ухода героя из 
своей среды. 
21

И писал их до 77 лет. Умер в 82 года.

Лев толстой обосновал основную свою философскую теорию в 51 год, в течении 2 лет – когда написал «Исследование догматического богословия», «Соединение и перевод четырех Евангелий». Но еще в 49 лет выражал свое новое мировоззрение в художественной литературе: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Крейцерова соната».
Все мировоззрение сводилось к пропаганде добра и человеколюбия, необходимости просвещения народа. Однако из-за несоответствия окружающей действительности нравственным устремлениям человека – его уход из этой среды представлялся и нравственным выходом, для философии Л. Толстого. Но и тут не была достигнута гармония. Что хорошо видно из развития рассказа «Отец Сергий», который кончается не в пользу ухода от «мира».

Некоторое отступление от темы.

Афоризм – это лучшая форма для изложения философских суждений. Таково определение.
По определению – афоризм, это сжатое высказывание об огромном понятии. Коротко сказанное слово, выражение бывает понято не сразу и не всеми, а некоторыми бывает понято противоположно тому, что хотел выразить сам автор афоризма. И очевидно, что надо разъяснять и растолковывать глубокие эти понятия, заложенные в афоризмах. Пояснить необходимо бывает и всю философию понятия.
А философия – это не наука в точном смысле. Наука оперирует опытами и фактами. У философии же фактов бывает такое множество и опыта такое разнообразие, что 
22
однозначных выводов сделать невозможно. Как, например, в других науках доказательство теоремы дает определенный результат. В философии результаты всегда спорны, и определенного точного вывода нет и не может быть.
В мечте есть сторона, которая лучше действительности. И философия человечества, бесспорно, окрашена мечтой о лучшем. Мечта же возникает  и будет возникать всегда. Мечтают все люди и мечтают и философы.

Возвращение к теме.
В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя. Это к тому, что все люди одинаковы, сходны между собой. И мы обнаруживаем сходство, глядя на жизнь других людей, на их биографии, сравнивая их жизни со своей.
Несомненно, почитается всеми людьми классик литературы Лев Толстой. Его биография описана во многих книгах. Объяснены с разных сторон его литературные произведения. Известный роман Толстого «Война и мир» признан всеми, как уникальное произведение мировой литературы. Попробуем и мы, для интереса, взглянуть на Льва Толстого с новой прозаичной точки зрения.
Во-первых, как мы представляем его жизнь. Жизнь как человека и писателя.
Родился граф Лев Толстой в 1828 году в имении. Воспитывался няньками-мамками и до 16 лет получал домашнее образование. Конечно, у него были учителя приходящие, как репетиторы сейчас. В холе и неге вырос «барчонок», и самое для него страшное горе, которое он переживал в детстве – была смерть птички, от чего мальчик плакал. Большего горя он не видел.
23 

Это мы узнаем из его же автобиографической повести «Детство».
И только в 16 лет он поступил в Казанский университет, где столкнулся с миром, с людьми. И тут же претерпел своей философии детской крах. Он, как известно, проиграл в карты большие деньги. И ушел из той среды, по его уже зарождающейся, но еще не сформировавшейся новой философии. 
Но учености особенной Лев Толстой не достиг. Даже профессию он не приобрел никакую. Не стал он ни инженером, ни юристом – бросил учебу в университете, оставшись недоучкой, «вечным студентом», человеком с незаконченным высшим образованием, по-современному.
Уйти из среды общества Толстому удалось. Продолжать жизнь он пошел на войну, на Кавказ. Затем на войну Крымскую и в Севастополь, в самое пекло войны. Вот где он приобрел опыт и выживания и смертей, участвуя в битве.
И все-таки, знания свои, свою «ученость», не очень великую, он начал излагать в литературных произведениях. Писал он повести о своей жизни собственной, и опыт войны описал с натуры, в очерках, за счет которых и приобрел первую славу писателя. 
Но в том, что дворянин писал – не было ничего выдающегося для того времени. Во многих дворянских семьях – писать, сочинять стихи, говорить на французском – было обычным делом для дворянских детей. Детей приучали с детских лет вести свои дневники. Только, повзрослев, не многие продолжали писать, а тем более не многие становились писателями. Лев Толстой по своим дневникам написал повести автобиографические: «Детство», «Отрочество», «Юность».
Льву Толстому к этому дали толчок его очерки о войне – 
24
«Севастопольские рассказы». Он их написал в 26 лет. И молодому человеку, конечно, было приятно, когда его хвалили. Слава и «пиар» сделали его молодого и амбициозного – тем самым писателем, которого и сейчас расхваливают все на все лады.
А на самом-то деле, мы же знаем, что Лев Толстой не имел никакого филологического иили специального литературного образования. И он вообще не имел никакого образования, ведь была возможность, и то он бросил учебу в университете. Так вот, - сын графа, богатый молодой и невероятно возгордившийся, (а сам даже неграмотный) – начал писать новые литературные произведения. 
В 35 лет, через девять лет хвалы (и своей внутренней гордости) – он выдал повесть «Казаки», навеянную службой на кавказской войне. Это рассказ о людях, с которыми он встречался еще в молодости, в 23 года, когда на Кавказе шла война с Дагестаном. И эту повесть «Казаки», он писал, прерываясь, почти 10 лет. 
Когда читатели встретили и это произведение Льва Толстого с похвалой и с восхвалением, - он начал собирать материал об Отечественной войне 1812 года с французами. Документы и рассказы ветеранов собирать, конечно, труд. А любовные интриги в среде дворян легко навеяны романами из-за границы: дворяне зачитывались Флобером, Бальзаком.
В работе над романом и сказалась его необразованность литературная. Этот роман о войне 1812 года Лев Толстой писал уже очень трудно. Он переписывал свои черновики и раз и два. И менял сюжетные линии и характеры героев. Известно, что роман «Война и мир» он переписал полностью четыре раза, чтобы как-то довести его до совершенства.
Отсюда вывод – в чем дело!?! О каком таком 
25
«великом» таланте может идти речь? Таланта тут, если он и был, - было, ну-10 процентов, если не меньше. Не был Лев Толстой на 100 процентов талантливым писателем. Тут присутствует обычный навык в труде приобретенный. Все гениальное – просто, это верная пословица. Лев Толстой писал роман от 35 лет до 41, 6 лет трудился. 
Пример. Если человек хочет научиться плотницкому ремеслу, он будет смотреть опыт других людей. И когда он сам начнет работать плотницким топором опыт ему придет со временем. Срубит один раз сруб и другой раз. Первые срубы у нового плотника получатся не очень хорошие. Но если четыре раза подряд плотник будет работать и рубить срубы, - то, конечно, он срубит четвертый сруб хорошо. Как и столяр сделает один стул чуть кривовато, другой получше, а четвертый стул может быть вовсе загляденье.
Так, молодой граф Лев Толстой, с детства много читал произведения талантливых писателей (Мопассана, Эмиля Золя), литература дворянам была легкодоступна. И он, исходя из опыта детских дневниковых записей, в подражание, - сам делал попытки создать литературные произведения. Начинал, как начинают все ученики любой профессии, с малого: перебирал свои дневники, потом написал очерки о том, что видел на войне под Севастополем (как чукчи: едут на нартах и что видят, то и поют). И благодаря неоднократной «рубке сруба» - «срубил»-таки хорошее литературное произведение, свой роман «Война и мир».
Так вот, поэтому ни о какой-то великой одаренности или гениальности речи быть не может. По образованию он и то не очень грамотен был. Поэтому такие эпитеты: как – гениальный и великий, ко Льву Толстому отношения не имеют. Он не был гением.
В 45 лет Лев Толстой начинает писать роман серьезный 
26
– «Анна Каренина», где пытается выразить свою философию, свое новое мировоззрение. И пишет его долго – 4 года. Потому что конкретно он еще не может выразить, вынести свою философию в мир. И в 49 лет он, в дополнение к роману, пишет открытым текстом о своей, несколько религиозной философии: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Крейцерова соната». Он пропагандирует человеколюбие и добро. А видит вокруг, что действительность противоречива. И его новая религия («толстовство»), его учение противоречит учению существующей в мире религии. 
И ему хочется утвердиться. В 51 год он пишет критические произведения, в которых несогласен с христианским учением Церкви. «Исследование догматического богословия» - это его теоретический философский труд.
Но мы знаем из его биографии, что по теориям Лев Толстой не был научен настолько, чтобы быть ученым, хоть в одной из областей науки. Знал ли Толстой математику, кроме школьной программы? Знал ли Толстой Физику (квантовую физику, конечно, не знал, ее не было)? А химию он знал? Менделеева труды? Да и вообще, кроме литературы, он знал еще что-нибудь? Биологию, медицину и другие науки?
Какой из него ученый мог быть, - из этого графа недоучки, самоучки (домашнее образование). И о какой такой «научной» теории речь?
Вся его философия звучит как бред мечтателя графа! Он чувственная натура – это да! Он видел войну – много смертей! Конечно, ему было противно зло и наказание, он состраданием наполнен и переполнен! 
Но знания его дилетантские, обычные мирские. О каком богословии он смог бы толковать? Священники, которые с детства служили и принимали исповеди от тысячи людей,
27 
подобных ему, - и те не покушались на какие-то теоретические религиозные новшества. А мечтатель, граф Лев Толстой изобрел новую религию. Что ты…! Ведь, его все хвалили, все говорили ему – «ты гений»! Вот он и возомнил себя неким «богом», который может всё: и теорию создать и освободить всё человечество от зла.
Так в 52 года он обращается к простому народу, начинает писать простым языком, доступным. Уже даже изыски литературные: недосказанности, описательность и психологические построения – он отметает. Как он писал сам, в одном из писем издателю: «если мне есть, что сказать, то не буду я описывать природу-погоду…» - примерно так.
А в 72 года он отражает «реальность реально», без особых литературных изысков, в романе «Воскресенье». Он дает социальную панораму, некий срез общества, показывает все слои России – от аристократов до каторжан. И в этом его считают новатором. В России может быть. Хотя и Гоголь в «Мертвых душах» сделал тоже самое, показал все общество. А уж за границей, в Европе – таких романов было много во многих странах. И наши писатели только подражали известным мировым гениям.
Действительность была жестока. Толстого за выпад против Церкви отлучили от нее. И учение его псевдотеории не прижилось, а подверглось осмеянию. «Как же, - вопрошали его крестьяне, - если злой человек меня ударит, то мне и ответить ему нельзя?» «Непротивление злу насилием» - явно было не по душе народу.
И тогда Лев Толстой описывает уход человека из своей среды. Но писатель – раб своих литературных произведений. Уход от среды не увенчивается успехом, как показано в рассказе «Отец Сергий» - окончание рассказа Толстой 
28
вынужден подвести к краху своей собственной философии ухода. Даже ушедшему в монашество человеку выпадает соблазн и не дает ему утешения, возвращает его в мир.
Свою жизнь закончил уходом от всех и сам Лев Толстой. Как был он неграмотен, - нищ в уме, так и умер, как нищий с котомкой за плечами.
Без знаний, хоть ты и писать что-то умеешь, но теорию, чтобы спасти хотя бы себя, - не придумаешь.
Надо было учиться. Окончить университет. Постичь науки – и мог бы много пользы людям принести.


Окончание.
И все-таки, по словам самого Льва Толстого: «Великие предметы искусства только потому и великие, что они доступны и понятны всем»
В своих произведениях Л. Толстой показал людям многие истины, которые скрывались за множеством обыденности и суеты и не были явны для простого человека.
Талант Толстого заключался как раз в том, что он видел и замечал и мог объяснить необъяснимые для обычных людей чувства. Он показывал жизнь во всех красках. И в красках любви и в красках смерти, когда писал о войне. И конечно, нравственность, и любовь во всех его произведениях показана так, что понятна и возвышает душу человека.
И знания свои и мудрость Лев Толстой приобрел не от исследовательской или научной работы. Но видимо, все дано ему было Свыше, от Бога. « Мудрость не в том, чтобы много знать. Всего знать мы никак не можем. (Мудрость не в том, чтобы узнать, что нужно делать, а в том, чтобы знать, что делать прежде, а что после.) 

29

И в том мудрость, чтобы знать, какие знания самые нужные, а какие менее нужны» - из его же 
рассуждений.
Всем своим творчеством Л. Толстой стремился дать людям мечту осуществленную, или подвигнуть, подтолкнуть их к мечте. И как он сам говорил об этом: «Надо пользоваться всяким случаем, чтобы доставить людям радость, но людям надо также стараться о том, чтобы радовали их не пустяки, а важные вещи».
Главное же – труд и труд. Огромный труд во всю свою жизнь отдал Лев Толстой в дополнение к своему таланту. И потому он и признан гением – именно за неутомимый свой труд на поприще литературы.
Конец.

© Copyright: Сергей Чернец, 2014

Регистрационный номер №0241528

от 25 сентября 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0241528 выдан для произведения: Другой взгляд
Лев Толстой вероятно не гений великий.

Его знают как писателя, и надо посмотреть на его жизнь, на его биографию с этой стороны, как еще никто не смотрел. Все только и знают, что прославляют, наделяют эпитетами – великий, талант и прочее. «Пиарят» по-современному. А глянуть проще. 
Родился в 1828 году. Получал домашнее образование. И в 16 лет, в 1844 году поступил в Казанский Университет.
В 20 лет – бросил учебу. 
В 23 года – отправился на войну.
В 24 года – начал писать «Детство», «Отрочество», «Юность». На это ушло 5 лет, до 29 лет.
В 26 лет – написал «Севастопольские рассказы».
В 35 лет – написал повесть «Казаки».
От 35 лет до 41 года – 6 лет писал роман «Война и мир».
В 45 лет – до 49лет, 4года писал роман «Анна Каренина». 
В 52 года – написал серию рассказов народных, в жанре притчи, доступным языком о важнейших сторонах человеческого бытия.
В 70 лет – написал рассказы «Отец Сергий», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича», «После бала», где описывал коллизии ухода героя из 
своей среды. 
21

И писал их до 77 лет. Умер в 82 года.

Лев толстой обосновал основную свою философскую теорию в 51 год, в течении 2 лет – когда написал «Исследование догматического богословия», «Соединение и перевод четырех Евангелий». Но еще в 49 лет выражал свое новое мировоззрение в художественной литературе: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Крейцерова соната».
Все мировоззрение сводилось к пропаганде добра и человеколюбия, необходимости просвещения народа. Однако из-за несоответствия окружающей действительности нравственным устремлениям человека – его уход из этой среды представлялся и нравственным выходом, для философии Л. Толстого. Но и тут не была достигнута гармония. Что хорошо видно из развития рассказа «Отец Сергий», который кончается не в пользу ухода от «мира».

Некоторое отступление от темы.

Афоризм – это лучшая форма для изложения философских суждений. Таково определение.
По определению – афоризм, это сжатое высказывание об огромном понятии. Коротко сказанное слово, выражение бывает понято не сразу и не всеми, а некоторыми бывает понято противоположно тому, что хотел выразить сам автор афоризма. И очевидно, что надо разъяснять и растолковывать глубокие эти понятия, заложенные в афоризмах. Пояснить необходимо бывает и всю философию понятия.
А философия – это не наука в точном смысле. Наука оперирует опытами и фактами. У философии же фактов бывает такое множество и опыта такое разнообразие, что 
22
однозначных выводов сделать невозможно. Как, например, в других науках доказательство теоремы дает определенный результат. В философии результаты всегда спорны, и определенного точного вывода нет и не может быть.
В мечте есть сторона, которая лучше действительности. И философия человечества, бесспорно, окрашена мечтой о лучшем. Мечта же возникает  и будет возникать всегда. Мечтают все люди и мечтают и философы.

Возвращение к теме.
В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя. Это к тому, что все люди одинаковы, сходны между собой. И мы обнаруживаем сходство, глядя на жизнь других людей, на их биографии, сравнивая их жизни со своей.
Несомненно, почитается всеми людьми классик литературы Лев Толстой. Его биография описана во многих книгах. Объяснены с разных сторон его литературные произведения. Известный роман Толстого «Война и мир» признан всеми, как уникальное произведение мировой литературы. Попробуем и мы, для интереса, взглянуть на Льва Толстого с новой прозаичной точки зрения.
Во-первых, как мы представляем его жизнь. Жизнь как человека и писателя.
Родился граф Лев Толстой в 1828 году в имении. Воспитывался няньками-мамками и до 16 лет получал домашнее образование. Конечно, у него были учителя приходящие, как репетиторы сейчас. В холе и неге вырос «барчонок», и самое для него страшное горе, которое он переживал в детстве – была смерть птички, от чего мальчик плакал. Большего горя он не видел.
23 

Это мы узнаем из его же автобиографической повести «Детство».
И только в 16 лет он поступил в Казанский университет, где столкнулся с миром, с людьми. И тут же претерпел своей философии детской крах. Он, как известно, проиграл в карты большие деньги. И ушел из той среды, по его уже зарождающейся, но еще не сформировавшейся новой философии. 
Но учености особенной Лев Толстой не достиг. Даже профессию он не приобрел никакую. Не стал он ни инженером, ни юристом – бросил учебу в университете, оставшись недоучкой, «вечным студентом», человеком с незаконченным высшим образованием, по-современному.
Уйти из среды общества Толстому удалось. Продолжать жизнь он пошел на войну, на Кавказ. Затем на войну Крымскую и в Севастополь, в самое пекло войны. Вот где он приобрел опыт и выживания и смертей, участвуя в битве.
И все-таки, знания свои, свою «ученость», не очень великую, он начал излагать в литературных произведениях. Писал он повести о своей жизни собственной, и опыт войны описал с натуры, в очерках, за счет которых и приобрел первую славу писателя. 
Но в том, что дворянин писал – не было ничего выдающегося для того времени. Во многих дворянских семьях – писать, сочинять стихи, говорить на французском – было обычным делом для дворянских детей. Детей приучали с детских лет вести свои дневники. Только, повзрослев, не многие продолжали писать, а тем более не многие становились писателями. Лев Толстой по своим дневникам написал повести автобиографические: «Детство», «Отрочество», «Юность».
Льву Толстому к этому дали толчок его очерки о войне – 
24
«Севастопольские рассказы». Он их написал в 26 лет. И молодому человеку, конечно, было приятно, когда его хвалили. Слава и «пиар» сделали его молодого и амбициозного – тем самым писателем, которого и сейчас расхваливают все на все лады.
А на самом-то деле, мы же знаем, что Лев Толстой не имел никакого филологического иили специального литературного образования. И он вообще не имел никакого образования, ведь была возможность, и то он бросил учебу в университете. Так вот, - сын графа, богатый молодой и невероятно возгордившийся, (а сам даже неграмотный) – начал писать новые литературные произведения. 
В 35 лет, через девять лет хвалы (и своей внутренней гордости) – он выдал повесть «Казаки», навеянную службой на кавказской войне. Это рассказ о людях, с которыми он встречался еще в молодости, в 23 года, когда на Кавказе шла война с Дагестаном. И эту повесть «Казаки», он писал, прерываясь, почти 10 лет. 
Когда читатели встретили и это произведение Льва Толстого с похвалой и с восхвалением, - он начал собирать материал об Отечественной войне 1812 года с французами. Документы и рассказы ветеранов собирать, конечно, труд. А любовные интриги в среде дворян легко навеяны романами из-за границы: дворяне зачитывались Флобером, Бальзаком.
В работе над романом и сказалась его необразованность литературная. Этот роман о войне 1812 года Лев Толстой писал уже очень трудно. Он переписывал свои черновики и раз и два. И менял сюжетные линии и характеры героев. Известно, что роман «Война и мир» он переписал полностью четыре раза, чтобы как-то довести его до совершенства.
Отсюда вывод – в чем дело!?! О каком таком 
25
«великом» таланте может идти речь? Таланта тут, если он и был, - было, ну-10 процентов, если не меньше. Не был Лев Толстой на 100 процентов талантливым писателем. Тут присутствует обычный навык в труде приобретенный. Все гениальное – просто, это верная пословица. Лев Толстой писал роман от 35 лет до 41, 6 лет трудился. 
Пример. Если человек хочет научиться плотницкому ремеслу, он будет смотреть опыт других людей. И когда он сам начнет работать плотницким топором опыт ему придет со временем. Срубит один раз сруб и другой раз. Первые срубы у нового плотника получатся не очень хорошие. Но если четыре раза подряд плотник будет работать и рубить срубы, - то, конечно, он срубит четвертый сруб хорошо. Как и столяр сделает один стул чуть кривовато, другой получше, а четвертый стул может быть вовсе загляденье.
Так, молодой граф Лев Толстой, с детства много читал произведения талантливых писателей (Мопассана, Эмиля Золя), литература дворянам была легкодоступна. И он, исходя из опыта детских дневниковых записей, в подражание, - сам делал попытки создать литературные произведения. Начинал, как начинают все ученики любой профессии, с малого: перебирал свои дневники, потом написал очерки о том, что видел на войне под Севастополем (как чукчи: едут на нартах и что видят, то и поют). И благодаря неоднократной «рубке сруба» - «срубил»-таки хорошее литературное произведение, свой роман «Война и мир».
Так вот, поэтому ни о какой-то великой одаренности или гениальности речи быть не может. По образованию он и то не очень грамотен был. Поэтому такие эпитеты: как – гениальный и великий, ко Льву Толстому отношения не имеют. Он не был гением.
В 45 лет Лев Толстой начинает писать роман серьезный 
26
– «Анна Каренина», где пытается выразить свою философию, свое новое мировоззрение. И пишет его долго – 4 года. Потому что конкретно он еще не может выразить, вынести свою философию в мир. И в 49 лет он, в дополнение к роману, пишет открытым текстом о своей, несколько религиозной философии: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Крейцерова соната». Он пропагандирует человеколюбие и добро. А видит вокруг, что действительность противоречива. И его новая религия («толстовство»), его учение противоречит учению существующей в мире религии. 
И ему хочется утвердиться. В 51 год он пишет критические произведения, в которых несогласен с христианским учением Церкви. «Исследование догматического богословия» - это его теоретический философский труд.
Но мы знаем из его биографии, что по теориям Лев Толстой не был научен настолько, чтобы быть ученым, хоть в одной из областей науки. Знал ли Толстой математику, кроме школьной программы? Знал ли Толстой Физику (квантовую физику, конечно, не знал, ее не было)? А химию он знал? Менделеева труды? Да и вообще, кроме литературы, он знал еще что-нибудь? Биологию, медицину и другие науки?
Какой из него ученый мог быть, - из этого графа недоучки, самоучки (домашнее образование). И о какой такой «научной» теории речь?
Вся его философия звучит как бред мечтателя графа! Он чувственная натура – это да! Он видел войну – много смертей! Конечно, ему было противно зло и наказание, он состраданием наполнен и переполнен! 
Но знания его дилетантские, обычные мирские. О каком богословии он смог бы толковать? Священники, которые с детства служили и принимали исповеди от тысячи людей,
27 
подобных ему, - и те не покушались на какие-то теоретические религиозные новшества. А мечтатель, граф Лев Толстой изобрел новую религию. Что ты…! Ведь, его все хвалили, все говорили ему – «ты гений»! Вот он и возомнил себя неким «богом», который может всё: и теорию создать и освободить всё человечество от зла.
Так в 52 года он обращается к простому народу, начинает писать простым языком, доступным. Уже даже изыски литературные: недосказанности, описательность и психологические построения – он отметает. Как он писал сам, в одном из писем издателю: «если мне есть, что сказать, то не буду я описывать природу-погоду…» - примерно так.
А в 72 года он отражает «реальность реально», без особых литературных изысков, в романе «Воскресенье». Он дает социальную панораму, некий срез общества, показывает все слои России – от аристократов до каторжан. И в этом его считают новатором. В России может быть. Хотя и Гоголь в «Мертвых душах» сделал тоже самое, показал все общество. А уж за границей, в Европе – таких романов было много во многих странах. И наши писатели только подражали известным мировым гениям.
Действительность была жестока. Толстого за выпад против Церкви отлучили от нее. И учение его псевдотеории не прижилось, а подверглось осмеянию. «Как же, - вопрошали его крестьяне, - если злой человек меня ударит, то мне и ответить ему нельзя?» «Непротивление злу насилием» - явно было не по душе народу.
И тогда Лев Толстой описывает уход человека из своей среды. Но писатель – раб своих литературных произведений. Уход от среды не увенчивается успехом, как показано в рассказе «Отец Сергий» - окончание рассказа Толстой 
28
вынужден подвести к краху своей собственной философии ухода. Даже ушедшему в монашество человеку выпадает соблазн и не дает ему утешения, возвращает его в мир.
Свою жизнь закончил уходом от всех и сам Лев Толстой. Как был он неграмотен, - нищ в уме, так и умер, как нищий с котомкой за плечами.
Без знаний, хоть ты и писать что-то умеешь, но теорию, чтобы спасти хотя бы себя, - не придумаешь.
Надо было учиться. Окончить университет. Постичь науки – и мог бы много пользы людям принести.


Окончание.
И все-таки, по словам самого Льва Толстого: «Великие предметы искусства только потому и великие, что они доступны и понятны всем»
В своих произведениях Л. Толстой показал людям многие истины, которые скрывались за множеством обыденности и суеты и не были явны для простого человека.
Талант Толстого заключался как раз в том, что он видел и замечал и мог объяснить необъяснимые для обычных людей чувства. Он показывал жизнь во всех красках. И в красках любви и в красках смерти, когда писал о войне. И конечно, нравственность, и любовь во всех его произведениях показана так, что понятна и возвышает душу человека.
И знания свои и мудрость Лев Толстой приобрел не от исследовательской или научной работы. Но видимо, все дано ему было Свыше, от Бога. « Мудрость не в том, чтобы много знать. Всего знать мы никак не можем. (Мудрость не в том, чтобы узнать, что нужно делать, а в том, чтобы знать, что делать прежде, а что после.) 

29

И в том мудрость, чтобы знать, какие знания самые нужные, а какие менее нужны» - из его же 
рассуждений.
Всем своим творчеством Л. Толстой стремился дать людям мечту осуществленную, или подвигнуть, подтолкнуть их к мечте. И как он сам говорил об этом: «Надо пользоваться всяким случаем, чтобы доставить людям радость, но людям надо также стараться о том, чтобы радовали их не пустяки, а важные вещи».
Главное же – труд и труд. Огромный труд во всю свою жизнь отдал Лев Толстой в дополнение к своему таланту. И потому он и признан гением – именно за неутомимый свой труд на поприще литературы.
Конец.
 
Рейтинг: +2 4188 просмотров
Комментарии (5)
Серов Владимир # 25 сентября 2014 в 21:49 +1
Хорошее исследование !
Полина Стрёмная # 26 сентября 2014 в 05:42 0
Плюсик поставила за коммент, автор, разумеется, имеет полное право на собственное мнение... НО. На мой взгляд, не суди, - не судим будешь, а уж судить о жизни человека, который и ответить-то уже не сможет, по понятным причинам, нужно как-то поделикатнее, что ли... Наверное, может, самому попробовать написать лучше Льва Николаевича и прожить иначе?... Возможность есть... Ой, здесь спорно и хрупко всё. НО. В тех, кто ответить не может, нельзя...Нельзя!
Сергей Чернец # 26 сентября 2014 в 10:35 0
Благодарим за плюсик. Но. Не было суда, была констатация факта. Так говорят, между прочим студенты, и это не моё мнение, одного человека, - есть такое мнение у молодежи. Грустный факт. В конце статьи всё-таки признается Толстой гениальным. И заканчивается его собственным высказыванием о том, что такое мудрость. А сведения даны из его биографии для того, чтобы знали молодые. Как он жил, где учился, как стал писать... Не хотят они учить, - пусть так, через свои же амбиции узнают биографию Гениального, без сомнения, писателя Льва Толстого. Удачи вам во всех ваших делах! 50ba589c42903ba3fa2d8601ad34ba1e
Марина Попенова # 3 октября 2014 в 15:37 0
"И потому он и признан гением – именно за неутомимый свой труд на поприще литературы.
Источник: http://parnasse.ru/prose/essay/literarycriticism/drugoi-vzgljad-l-tolstoi-ne-genii.html"
П. И. Чайковский тоже говорил , что талант это - 90% труда +10% способности к чему либо.
Сергей Чернец # 3 октября 2014 в 16:55 0
Спасибо! Несомненно и то что труд и труд недюжинный сделал любой талант производительным! А то бывало... Видел я таланты зарытые в забвении. Живут по провинциям, делают вещи для себя и своих близких. Как дорогу дать - развить их талант? вот вопрос, который всегда упирается - в бюрократию власти, в холодность функционеров от искусства и прочее и прочее. к тому же образование мельчает каждые 5 или 10 лет. Видим, видим всё и ничего поделать не можем. Вечный вопрос: Что делать? - в романе Чернышевского, там есть сон Веры Павловой....