Поколение победителей.Как подлодка С-13 расправилась с «Генералом Штойбеном»
9 февраля 2017 -
Neihardt
Но была у прославленного аса морей и еще одна победа, которую любители пересматривать историю склонны относить, скорее, к категории военных трагедий, если не преступлений…
10 февраля 1945 года подводная лодка С-13 торпедировала германский военно-транспортный корабль «Генерал Штойбен»…
Пароход водоизмещением 13.325 тонн, построенный на верфи Северогерманского Ллойда, был одним из первых грузопассажирских лайнеров, созданных в Германии Первой мировой войны. При спуске весной 1923 году он получил типичное для своего класса «географическое» имя «Мюнхен», и после короткой программы испытаний 26 июня 1923 года отправился в свой первый рейс – из Гамбурга в Нью-Йорк с грузом торфяных удобрений.
Этот-то груз чуть не погубил пароход. В Нью-Йоркском порту стояла жара, в грузовом трюме торф самовоспламенился. Обширный пожар настолько изуродовал корабль, что немцы поначалу сомневались, удастся ли его восстановить. Но американский инженер предложил проект ремонтно-восстановительных работ по столь низкой цене, что компания-владелец «Мюнхена» чуть не согласилась. На самом деле американцу, работающему на военное ведомство, нужен был подопытный экземпляр со значительной температурной деструкцией корпусных элементов – инженеры США учились спасать пострадавших от пожаров на случай столь же интенсивных боевых действий, как в Первую Мировую…
Но послужить для развития американского инженерного искусства «Мюнхену» было не суждено. Благодаря военной разведке заподозрив неладное, немцы буксирами утащили пароход в немецкий порт Бремерхафен и отремонтировали его сами. Благо у них опыт работы с массированными выгораниями на кораблях был – еще в 1915 году им удалось восстановить до полной боеспособности линейный крейсер «Зейдлиц», у которого от попадания британского снаряда в бою при Доггер-банке выгорел собственный боезапас в двух подбашенных бункерах главного калибра…
В ремонте «Мюнхен» простоял до 1931 года. Но все-таки был восстановлен, и к тому же, получил новое имя – «Генерал фон Штойбен». Имя героя гражданской войны между Севером и Югом США было выбрано не случайно – пароходу предстояло вернуться на трансатлантические фарватеры и обеспечить торговые связи между Германией и Америкой…
В 1938 году, уже при фашистской власти, «Генерал фон Штойбен» подвергся тотальной модернизации - вплоть до того, что изменились его технические параметры. Теперь водоизмещение корабля составляло 14 600 тонн, а длина в корпусе увеличилась до 168 метров за счет удлинения полубака. Грузопассажирский пароход превратили в круизный лайнер: обустроили каюты-люкс, концертно-танцевальный зал со сценой и экраном для кинематографа, два роскошных салона-ресторана. Система вентиляции позволяла полностью обновлять воздух в каютах за шесть минут, а в обеденных залах за четыре минуты. На верхней палубе расположили бассейн с подогревом морской воды.
С началом Второй мировой войны рейсы в Америку, само собой, прекратились. «Штойбен» некоторое время служил плавучим отелем для высшего командного состава ВМС Германии. Квартировал иногда на его борту и сам адмирал Редер.
Однако, в августе 1944 года на фронте возникла потрекбность в транспорте для вывоза многочисленных раненых. И «Штойбена» тоже привлекли к этой работе. При этом в госпитальное судно он не переоборудовался, знаков различия Красного креста не носил. Бегал, как все, в защитной серой («шаровой») окраске. А значит, не имел в глазах противника никаких отличий от транспорта войскового, который, в принципе, не грех и пугнуть бомбой или торпедой. Женевская Конвенция не может защитить того, кто сам ею пренебрегает…
К тому же «Штойбен» был вооружен, хотя и довольно слабенько: четыре зенитных орудия калибра 37 миллиметров и четыре счетверенных зенитных пулемета. Орудийная прислуга с резервом насчитывала 65 солдат. От пары-тройки бомбардировщиков отбиться – может и хватит.
До декабря 1944 года "Штойбен" сделал 18 рейсов по Балтийскому морю, перевезя в общей сложности 26.445 раненых и 6.694 беженцев. Неплохой результат, если учесть обстановку в Балтийском и Северном морях…
9 февраля 1945 года «Штойбен» снова сбегал за ранеными на фронт. Согласно немецким архивам, в тот день на его борту было:
1600 раненых неходячих – после операций, с гипсовыми повязками или в бессознательном виде;
1200 раненых ходячих;
800 беженцев из гражданских лиц с семьями;
100 вооруженных солдат и матросов;
270 медицинских работников – врачей, фельдшеров и сестер милосердия из полевого госпиталя;
12 сестер милосердия Немецкого Красного Креста;
64 бойца-зенитчика;
61 специалистов ВМС - связисты, сигнальщики, курсанты;
160 - членов гражданской команды парохода.
Вот с таким-то количеством народу путь «Штойбена» и пересекся ночью 10 февраля с
маршрутом подводной лодки С-13 Александра Маринеско…
О том, что было дальше, вполне можно судить по наградному листу славного советского подводника:
"Продолжая действовать на коммуникациях противника, командир ПЛ "С-13" 9 февраля 1945 года ночью обнаружил немецкий крейсер типа "Эмден", шедший в охранении трех эсминцев.
Несмотря на сильное охранение, капитан 3-го ранга Маринеско, умело, маневрируя, в течение 4,5 часов настойчиво преследовал противника и добился победы. Обе выпущенные торпеды попали в крейсер.
После взрыва торпед на крейсере раздались еще три сильных взрыва, после чего он быстро затонул. Утопленный крейсер имел следующие тактико-технические данные: длина 150 метров, ширина 14,3 метра, осадка 5,2 метра, скорость хода 29 узлов, водоизмещение 5.400 тонн. Крейсер имел броню толщиной от 3х до 4-х дюймов. Вооружение крейсера состояло из 8 - 150 мм орудий, три 90 мм зен., 4-х торпедных аппаратов, 2 самолетов, катапульты. Экипаж крейсера насчитывал 634 человека. Потопление крейсера типа "Эмден" ПЛ С-13 лишило германский флот крупного бронированного корабля с сильным артиллерийским вооружением".
Итак, советские подводники на полном серьезе считали, что топят военный корабль противника. Причем, корабль крайне опасный… А такие действия, согласитесь, стоят ордена!
Правда, остается вопрос, почему подлодка приняла довольно неуклюжую транспортюгу за боевой корабль. Все-таки крейсера и пассажирские лайнеры имеют весьма различающуюся внешность…
Ну, допустим, данные «Эмдена» подводники считали из Бредтовского справочника-определителя по германским военным кораблям. Справочник вышел еще до войны и быстро стал настольной книгой всех моряков, воюющих с германским флотом. Немного не ясно, почему зенитные калибры «Эмдена» обозначены в наградном листе как 90-миллиметровые – у «Эмдена» были стандартные немецкие 88-миллиметровые пушки. А остальные данные с Бредтом вполне совпадают.
Вахтенный журнал «Тринадцатого» живописует атаку во всех подробностях.
« 10.2.1945 г. Балтика.
02.10 - …Виден неясный силуэт большого корабля и трех меньших силуэтов.
02.32 - Определен состав каравана. Легкий крейсер, предположительно "Эмден" в охранении трех миноносцев. Один миноносец впереди с гакобортными огнями. В кильватере лежит крейсер с затемненными ходовыми огнями и два миноносца по корме крейсера уступом вправо и влево без огней.
02.38 - Легли на параллельный курс 250 градусов, определили скорость движения крейсера - 16 узлов.
02.49 - Миноносец, идущий по корме крейсера уступом вправо, не дал возможности выйти в атаку носовыми торпедными аппаратами. Легли на курс 0 градусов для атаки кормовыми ТА на отходе. Уменьшили ход до 12 уз.
02.50 - Произведен двухторпедный кормовой залп по крейсеру. Дистанция 12 кабельтовых. Интервал 14 секунд. Увеличили ход до 18 узлов.
02.52 - Взорвались две торпеды, попавшие в крейсер. Взрыв первой очень сильный и сопровождался огнем.
03.02 - Последовало три сильных взрыва на крейсере, после которых появилось зарево огня, которое спустя полминуты быстро скрылось. В районе потопления наблюдалось скопление дозорных кораблей, которые освещали горизонт прожекторами и осветительными ракетами».
Итак, лодка с роковым номером 13 сначала глядит на противника в перископ, а потом разворачивается и атакует кормовыми торпедными аппаратами на отходе. Условия – глубокая зимняя ночь. То есть, горизонт – мутный, небо – низкое и свинцово-серое, чуть светлее размытой линии горизонта. Еще и снег иногда идет, начисто уничтожая само понятие «видимость». В зимнем море при ночной атаке почти любая цель определяется подлодкой как «вон там какие-то мутные пятна, возможно – неприятель…».
К тому же лодка определяла врага с перископной глубины, и только определив – всплыла в развороте. Это значит, что точка наблюдения для нее возвышается над водой всего на несколько метров, а линзы периодически забрызгиваются водой и залепляются мокрым снегом. Якобы «крейсер», окрашенный в маскировочный цвет боевого корабля, тащился по холодной зыби на 16 узлах хода – без огней… Да в этих условиях о точности определения типа вражеского судна может говорить только безумный. Удивительно, что «Тринадцатый» вообще хоть куда-нибудь смог попасть своими торпедами. Повезло, как никому – не иначе!
Когда из газет выяснилось, что в ночь атаки погиб не крейсер «Эмден», а транспортный пароход, Маринеско в собственном штабе были предъявлены обвинении в очковтирательстве и лжи. Имело место и партсобрание, на котором «пропесочили» злосчастного капитана третьего ранга… Учитывая, что Маринеско был честолюбивым и ранимым человеком, эти обвинения не могли не выбить подводника-аса из колеи. Легко ли чуть не каждый день слышать от старших по званию и коллег, что ты - «Тоже мне – герой, принял за крейсер пассажирскую калошу двадцатилетнего возраста с перепуганными беженцами на борту!»
Не эта ли нервотрепка в конечном итоге привела к тому, что Маринеско начал заливать свой мнимый «позор» спиртным – и вскоре после победы покинул флот. Естественно, о представлении к званию Героя Советского Союза никто уже больше не вспоминал… Справедливую награду герой получит только посмертно.
А западная пресса, даже союзная, меж тем безапелляционно причислила командира С-13 к военным преступникам - раздувая до размеров доброго аэростата заграждения имевший место факт: при потоплении «Штойбена» погибли 3608 человек, из которых только полторы сотни были действующими военными, остальные – сплошь небоеспособные раненые да мирные граждане…
Миноносцы, сопровождавшие лайнер, спасли с воды 659 человек. И многие из спасенных охотно живописали журналистам подробности «жестокой и вероломной атаки». Эти публикации тоже подливали масла в огонь.
Уже на следующий день после потопления "Штойбена" главнокомандующий ВМС Германии гросс-адмирал Карл Дениц, сам офицер-подводник, доложил фюреру о катастрофе, после чего в "Журнале донесений по обстановке ГК ВМС Гитлеру" появилась следующая запись:
"По вопросу о гибели Госпитального судна "Штойбен" ГК ВМС докладывает, что, несмотря на вызывающие сожаление потери, нельзя отказываться от использования больших кораблей для транспортировки раненых по Балтийскому морю, поскольку из-за этого снизились бы возможности перевозки раненых на 40.000 человек в месяц, в то время, как имеющимися в распоряжении малыми судами можно было бы перевезти в общей сложности лишь 17.000 раненых. Было бы правильным, задействовать все наличные средства для эвакуации раненых, принимая при этом во внимание возможные дальнейшие потери, а не отказываться сразу же от эвакуации большого числа раненых. До сего дня все-таки удалось переправить по Балтийскому морю в общей сложности 76.000 раненых, так что потеря составляет лишь небольшой процент от общего числа. Фюрер согласился с этим мнением".
Крейсер «Эмден», целых три дня числившийся в России потопленным, в это время вообще в море не ходил. Он находился при военной верфи в Киле у причальной стенки, надолго прикованный к городу сложным ремонтом. Выйти в море ему было вообще больше не суждено: в ночь с 13 на 14 апреля 1945 года на Киль налетели британские бомбардировщики и нанесли крейсеру тяжелые повреждения. Не добили лишь потому, что при заводе всегда есть спасатели и опытные инженеры… 3 мая 1945 года, когда над Рейхстагом уже развевался красный флаг, «Эмден» открыл кингстоны, не дожидаясь капитуляции своей державы.
По сообщению газеты «Гамбургер абендблат», недавно у польского побережья Балтики на траверзе города Штольп обнаружены останки немецкого военного транспорта «Генерал фон Штойбен». Нашел корабль после трехлетних поисков на глубине всего 23 метров немецкий подводный археолог, 44-летний Ульрих Рестемейер. По его словам, корпус «Штойбена» настолько опутан рыболовными сетями, в нем застряло несколько якорей. Повреждения и коррозия не позволяют поднять пароход на поверхность, но вероятно, экспертиза сможет пролить свет на то, что же взорвалось в грузовых отсеках военного транспорта после попадания второй торпеды – ведь сама торпеда взрывается лишь один раз. Не исключено, что гибель «Штойбена» ускорила детонация находившегося у него боезапаса. А это – уже свидетельство того, что немцы сами нарушили Женевскую конвенцию, допустив одновременную погрузку на транспорт раненых, беженцев и боеприпасов. И Маринеско, конечно, топил не крейсер. Но – посудину, имевшую все признаки вспомогательного военного корабля.
[Скрыть]
Регистрационный номер 0375324 выдан для произведения:
Имя советского подводника, Героя Советского Союза Александра Маринеско в сознании знатоков морской истории прочно связано с потоплением германского суперлайнера «Вильгельм Густлов».
Но была у прославленного аса морей и еще одна победа, которую любители пересматривать историю склонны относить, скорее, к категории военных трагедий, если не преступлений…
10 февраля 1945 года подводная лодка С-13 торпедировала германский военно-транспортный корабль «Генерал Штойбен»…
Пароход водоизмещением 13.325 тонн, построенный на верфи Северогерманского Ллойда, был одним из первых грузопассажирских лайнеров, созданных в Германии Первой мировой войны. При спуске весной 1923 году он получил типичное для своего класса «географическое» имя «Мюнхен», и после короткой программы испытаний 26 июня 1923 года отправился в свой первый рейс – из Гамбурга в Нью-Йорк с грузом торфяных удобрений.
Этот-то груз чуть не погубил пароход. В Нью-Йоркском порту стояла жара, в грузовом трюме торф самовоспламенился. Обширный пожар настолько изуродовал корабль, что немцы поначалу сомневались, удастся ли его восстановить. Но американский инженер предложил проект ремонтно-восстановительных работ по столь низкой цене, что компания-владелец «Мюнхена» чуть не согласилась. На самом деле американцу, работающему на военное ведомство, нужен был подопытный экземпляр со значительной температурной деструкцией корпусных элементов – инженеры США учились спасать пострадавших от пожаров на случай столь же интенсивных боевых действий, как в Первую Мировую…
Но послужить для развития американского инженерного искусства «Мюнхену» было не суждено. Благодаря военной разведке заподозрив неладное, немцы буксирами утащили пароход в немецкий порт Бремерхафен и отремонтировали его сами. Благо у них опыт работы с массированными выгораниями на кораблях был – еще в 1915 году им удалось восстановить до полной боеспособности линейный крейсер «Зейдлиц», у которого от попадания британского снаряда в бою при Доггер-банке выгорел собственный боезапас в двух подбашенных бункерах главного калибра…
В ремонте «Мюнхен» простоял до 1931 года. Но все-таки был восстановлен, и к тому же, получил новое имя – «Генерал фон Штойбен». Имя героя гражданской войны между Севером и Югом США было выбрано не случайно – пароходу предстояло вернуться на трансатлантические фарватеры и обеспечить торговые связи между Германией и Америкой…
В 1938 году, уже при фашистской власти, «Генерал фон Штойбен» подвергся тотальной модернизации - вплоть до того, что изменились его технические параметры. Теперь водоизмещение корабля составляло 14 600 тонн, а длина в корпусе увеличилась до 168 метров за счет удлинения полубака. Грузопассажирский пароход превратили в круизный лайнер: обустроили каюты-люкс, концертно-танцевальный зал со сценой и экраном для кинематографа, два роскошных салона-ресторана. Система вентиляции позволяла полностью обновлять воздух в каютах за шесть минут, а в обеденных залах за четыре минуты. На верхней палубе расположили бассейн с подогревом морской воды.
С началом Второй мировой войны рейсы в Америку, само собой, прекратились. «Штойбен» некоторое время служил плавучим отелем для высшего командного состава ВМС Германии. Квартировал иногда на его борту и сам адмирал Редер.
Однако, в августе 1944 года на фронте возникла потрекбность в транспорте для вывоза многочисленных раненых. И «Штойбена» тоже привлекли к этой работе. При этом в госпитальное судно он не переоборудовался, знаков различия Красного креста не носил. Бегал, как все, в защитной серой («шаровой») окраске. А значит, не имел в глазах противника никаких отличий от транспорта войскового, который, в принципе, не грех и пугнуть бомбой или торпедой. Женевская Конвенция не может защитить того, кто сам ею пренебрегает…
К тому же «Штойбен» был вооружен, хотя и довольно слабенько: четыре зенитных орудия калибра 37 миллиметров и четыре счетверенных зенитных пулемета. Орудийная прислуга с резервом насчитывала 65 солдат. От пары-тройки бомбардировщиков отбиться – может и хватит.
До декабря 1944 года "Штойбен" сделал 18 рейсов по Балтийскому морю, перевезя в общей сложности 26.445 раненых и 6.694 беженцев. Неплохой результат, если учесть обстановку в Балтийском и Северном морях…
9 февраля 1945 года «Штойбен» снова сбегал за ранеными на фронт. Согласно немецким архивам, в тот день на его борту было:
1600 раненых неходячих – после операций, с гипсовыми повязками или в бессознательном виде;
1200 раненых ходячих;
800 беженцев из гражданских лиц с семьями;
100 вооруженных солдат и матросов;
270 медицинских работников – врачей, фельдшеров и сестер милосердия из полевого госпиталя;
12 сестер милосердия Немецкого Красного Креста;
64 бойца-зенитчика;
61 специалистов ВМС - связисты, сигнальщики, курсанты;
160 - членов гражданской команды парохода.
Вот с таким-то количеством народу путь «Штойбена» и пересекся ночью 10 февраля с
маршрутом подводной лодки С-13 Александра Маринеско…
О том, что было дальше, вполне можно судить по наградному листу славного советского подводника:
"Продолжая действовать на коммуникациях противника, командир ПЛ "С-13" 9 февраля 1945 года ночью обнаружил немецкий крейсер типа "Эмден", шедший в охранении трех эсминцев.
Несмотря на сильное охранение, капитан 3-го ранга Маринеско, умело, маневрируя, в течение 4,5 часов настойчиво преследовал противника и добился победы. Обе выпущенные торпеды попали в крейсер.
После взрыва торпед на крейсере раздались еще три сильных взрыва, после чего он быстро затонул. Утопленный крейсер имел следующие тактико-технические данные: длина 150 метров, ширина 14,3 метра, осадка 5,2 метра, скорость хода 29 узлов, водоизмещение 5.400 тонн. Крейсер имел броню толщиной от 3х до 4-х дюймов. Вооружение крейсера состояло из 8 - 150 мм орудий, три 90 мм зен., 4-х торпедных аппаратов, 2 самолетов, катапульты. Экипаж крейсера насчитывал 634 человека. Потопление крейсера типа "Эмден" ПЛ С-13 лишило германский флот крупного бронированного корабля с сильным артиллерийским вооружением".
Итак, советские подводники на полном серьезе считали, что топят военный корабль противника. Причем, корабль крайне опасный… А такие действия, согласитесь, стоят ордена!
Правда, остается вопрос, почему подлодка приняла довольно неуклюжую транспортюгу за боевой корабль. Все-таки крейсера и пассажирские лайнеры имеют весьма различающуюся внешность…
Ну, допустим, данные «Эмдена» подводники считали из Бредтовского справочника-определителя по германским военным кораблям. Справочник вышел еще до войны и быстро стал настольной книгой всех моряков, воюющих с германским флотом. Немного не ясно, почему зенитные калибры «Эмдена» обозначены в наградном листе как 90-миллиметровые – у «Эмдена» были стандартные немецкие 88-миллиметровые пушки. А остальные данные с Бредтом вполне совпадают.
Вахтенный журнал «Тринадцатого» живописует атаку во всех подробностях.
« 10.2.1945 г. Балтика.
02.10 - …Виден неясный силуэт большого корабля и трех меньших силуэтов.
02.32 - Определен состав каравана. Легкий крейсер, предположительно "Эмден" в охранении трех миноносцев. Один миноносец впереди с гакобортными огнями. В кильватере лежит крейсер с затемненными ходовыми огнями и два миноносца по корме крейсера уступом вправо и влево без огней.
02.38 - Легли на параллельный курс 250 градусов, определили скорость движения крейсера - 16 узлов.
02.49 - Миноносец, идущий по корме крейсера уступом вправо, не дал возможности выйти в атаку носовыми торпедными аппаратами. Легли на курс 0 градусов для атаки кормовыми ТА на отходе. Уменьшили ход до 12 уз.
02.50 - Произведен двухторпедный кормовой залп по крейсеру. Дистанция 12 кабельтовых. Интервал 14 секунд. Увеличили ход до 18 узлов.
02.52 - Взорвались две торпеды, попавшие в крейсер. Взрыв первой очень сильный и сопровождался огнем.
03.02 - Последовало три сильных взрыва на крейсере, после которых появилось зарево огня, которое спустя полминуты быстро скрылось. В районе потопления наблюдалось скопление дозорных кораблей, которые освещали горизонт прожекторами и осветительными ракетами».
Итак, лодка с роковым номером 13 сначала глядит на противника в перископ, а потом разворачивается и атакует кормовыми торпедными аппаратами на отходе. Условия – глубокая зимняя ночь. То есть, горизонт – мутный, небо – низкое и свинцово-серое, чуть светлее размытой линии горизонта. Еще и снег иногда идет, начисто уничтожая само понятие «видимость». В зимнем море при ночной атаке почти любая цель определяется подлодкой как «вон там какие-то мутные пятна, возможно – неприятель…».
К тому же лодка определяла врага с перископной глубины, и только определив – всплыла в развороте. Это значит, что точка наблюдения для нее возвышается над водой всего на несколько метров, а линзы периодически забрызгиваются водой и залепляются мокрым снегом. Якобы «крейсер», окрашенный в маскировочный цвет боевого корабля, тащился по холодной зыби на 16 узлах хода – без огней… Да в этих условиях о точности определения типа вражеского судна может говорить только безумный. Удивительно, что «Тринадцатый» вообще хоть куда-нибудь смог попасть своими торпедами. Повезло, как никому – не иначе!
Когда из газет выяснилось, что в ночь атаки погиб не крейсер «Эмден», а транспортный пароход, Маринеско в собственном штабе были предъявлены обвинении в очковтирательстве и лжи. Имело место и партсобрание, на котором «пропесочили» злосчастного капитана третьего ранга… Учитывая, что Маринеско был честолюбивым и ранимым человеком, эти обвинения не могли не выбить подводника-аса из колеи. Легко ли чуть не каждый день слышать от старших по званию и коллег, что ты - «Тоже мне – герой, принял за крейсер пассажирскую калошу двадцатилетнего возраста с перепуганными беженцами на борту!»
Не эта ли нервотрепка в конечном итоге привела к тому, что Маринеско начал заливать свой мнимый «позор» спиртным – и вскоре после победы покинул флот. Естественно, о представлении к званию Героя Советского Союза никто уже больше не вспоминал… Справедливую награду герой получит только посмертно.
А западная пресса, даже союзная, меж тем безапелляционно причислила командира С-13 к военным преступникам - раздувая до размеров доброго аэростата заграждения имевший место факт: при потоплении «Штойбена» погибли 3608 человек, из которых только полторы сотни были действующими военными, остальные – сплошь небоеспособные раненые да мирные граждане…
Миноносцы, сопровождавшие лайнер, спасли с воды 659 человек. И многие из спасенных охотно живописали журналистам подробности «жестокой и вероломной атаки». Эти публикации тоже подливали масла в огонь.
Уже на следующий день после потопления "Штойбена" главнокомандующий ВМС Германии гросс-адмирал Карл Дениц, сам офицер-подводник, доложил фюреру о катастрофе, после чего в "Журнале донесений по обстановке ГК ВМС Гитлеру" появилась следующая запись:
"По вопросу о гибели Госпитального судна "Штойбен" ГК ВМС докладывает, что, несмотря на вызывающие сожаление потери, нельзя отказываться от использования больших кораблей для транспортировки раненых по Балтийскому морю, поскольку из-за этого снизились бы возможности перевозки раненых на 40.000 человек в месяц, в то время, как имеющимися в распоряжении малыми судами можно было бы перевезти в общей сложности лишь 17.000 раненых. Было бы правильным, задействовать все наличные средства для эвакуации раненых, принимая при этом во внимание возможные дальнейшие потери, а не отказываться сразу же от эвакуации большого числа раненых. До сего дня все-таки удалось переправить по Балтийскому морю в общей сложности 76.000 раненых, так что потеря составляет лишь небольшой процент от общего числа. Фюрер согласился с этим мнением".
Крейсер «Эмден», целых три дня числившийся в России потопленным, в это время вообще в море не ходил. Он находился при военной верфи в Киле у причальной стенки, надолго прикованный к городу сложным ремонтом. Выйти в море ему было вообще больше не суждено: в ночь с 13 на 14 апреля 1945 года на Киль налетели британские бомбардировщики и нанесли крейсеру тяжелые повреждения. Не добили лишь потому, что при заводе всегда есть спасатели и опытные инженеры… 3 мая 1945 года, когда над Рейхстагом уже развевался красный флаг, «Эмден» открыл кингстоны, не дожидаясь капитуляции своей державы.
По сообщению газеты «Гамбургер абендблат», недавно у польского побережья Балтики на траверзе города Штольп обнаружены останки немецкого военного транспорта «Генерал фон Штойбен». Нашел корабль после трехлетних поисков на глубине всего 23 метров немецкий подводный археолог, 44-летний Ульрих Рестемейер. По его словам, корпус «Штойбена» настолько опутан рыболовными сетями, в нем застряло несколько якорей. Повреждения и коррозия не позволяют поднять пароход на поверхность, но вероятно, экспертиза сможет пролить свет на то, что же взорвалось в грузовых отсеках военного транспорта после попадания второй торпеды – ведь сама торпеда взрывается лишь один раз. Не исключено, что гибель «Штойбена» ускорила детонация находившегося у него боезапаса. А это – уже свидетельство того, что немцы сами нарушили Женевскую конвенцию, допустив одновременную погрузку на транспорт раненых, беженцев и боеприпасов. И Маринеско, конечно, топил не крейсер. Но – посудину, имевшую все признаки вспомогательного военного корабля.
Но была у прославленного аса морей и еще одна победа, которую любители пересматривать историю склонны относить, скорее, к категории военных трагедий, если не преступлений…
10 февраля 1945 года подводная лодка С-13 торпедировала германский военно-транспортный корабль «Генерал Штойбен»…
Пароход водоизмещением 13.325 тонн, построенный на верфи Северогерманского Ллойда, был одним из первых грузопассажирских лайнеров, созданных в Германии Первой мировой войны. При спуске весной 1923 году он получил типичное для своего класса «географическое» имя «Мюнхен», и после короткой программы испытаний 26 июня 1923 года отправился в свой первый рейс – из Гамбурга в Нью-Йорк с грузом торфяных удобрений.
Этот-то груз чуть не погубил пароход. В Нью-Йоркском порту стояла жара, в грузовом трюме торф самовоспламенился. Обширный пожар настолько изуродовал корабль, что немцы поначалу сомневались, удастся ли его восстановить. Но американский инженер предложил проект ремонтно-восстановительных работ по столь низкой цене, что компания-владелец «Мюнхена» чуть не согласилась. На самом деле американцу, работающему на военное ведомство, нужен был подопытный экземпляр со значительной температурной деструкцией корпусных элементов – инженеры США учились спасать пострадавших от пожаров на случай столь же интенсивных боевых действий, как в Первую Мировую…
Но послужить для развития американского инженерного искусства «Мюнхену» было не суждено. Благодаря военной разведке заподозрив неладное, немцы буксирами утащили пароход в немецкий порт Бремерхафен и отремонтировали его сами. Благо у них опыт работы с массированными выгораниями на кораблях был – еще в 1915 году им удалось восстановить до полной боеспособности линейный крейсер «Зейдлиц», у которого от попадания британского снаряда в бою при Доггер-банке выгорел собственный боезапас в двух подбашенных бункерах главного калибра…
В ремонте «Мюнхен» простоял до 1931 года. Но все-таки был восстановлен, и к тому же, получил новое имя – «Генерал фон Штойбен». Имя героя гражданской войны между Севером и Югом США было выбрано не случайно – пароходу предстояло вернуться на трансатлантические фарватеры и обеспечить торговые связи между Германией и Америкой…
В 1938 году, уже при фашистской власти, «Генерал фон Штойбен» подвергся тотальной модернизации - вплоть до того, что изменились его технические параметры. Теперь водоизмещение корабля составляло 14 600 тонн, а длина в корпусе увеличилась до 168 метров за счет удлинения полубака. Грузопассажирский пароход превратили в круизный лайнер: обустроили каюты-люкс, концертно-танцевальный зал со сценой и экраном для кинематографа, два роскошных салона-ресторана. Система вентиляции позволяла полностью обновлять воздух в каютах за шесть минут, а в обеденных залах за четыре минуты. На верхней палубе расположили бассейн с подогревом морской воды.
С началом Второй мировой войны рейсы в Америку, само собой, прекратились. «Штойбен» некоторое время служил плавучим отелем для высшего командного состава ВМС Германии. Квартировал иногда на его борту и сам адмирал Редер.
Однако, в августе 1944 года на фронте возникла потрекбность в транспорте для вывоза многочисленных раненых. И «Штойбена» тоже привлекли к этой работе. При этом в госпитальное судно он не переоборудовался, знаков различия Красного креста не носил. Бегал, как все, в защитной серой («шаровой») окраске. А значит, не имел в глазах противника никаких отличий от транспорта войскового, который, в принципе, не грех и пугнуть бомбой или торпедой. Женевская Конвенция не может защитить того, кто сам ею пренебрегает…
К тому же «Штойбен» был вооружен, хотя и довольно слабенько: четыре зенитных орудия калибра 37 миллиметров и четыре счетверенных зенитных пулемета. Орудийная прислуга с резервом насчитывала 65 солдат. От пары-тройки бомбардировщиков отбиться – может и хватит.
До декабря 1944 года "Штойбен" сделал 18 рейсов по Балтийскому морю, перевезя в общей сложности 26.445 раненых и 6.694 беженцев. Неплохой результат, если учесть обстановку в Балтийском и Северном морях…
9 февраля 1945 года «Штойбен» снова сбегал за ранеными на фронт. Согласно немецким архивам, в тот день на его борту было:
1600 раненых неходячих – после операций, с гипсовыми повязками или в бессознательном виде;
1200 раненых ходячих;
800 беженцев из гражданских лиц с семьями;
100 вооруженных солдат и матросов;
270 медицинских работников – врачей, фельдшеров и сестер милосердия из полевого госпиталя;
12 сестер милосердия Немецкого Красного Креста;
64 бойца-зенитчика;
61 специалистов ВМС - связисты, сигнальщики, курсанты;
160 - членов гражданской команды парохода.
Вот с таким-то количеством народу путь «Штойбена» и пересекся ночью 10 февраля с
маршрутом подводной лодки С-13 Александра Маринеско…
О том, что было дальше, вполне можно судить по наградному листу славного советского подводника:
"Продолжая действовать на коммуникациях противника, командир ПЛ "С-13" 9 февраля 1945 года ночью обнаружил немецкий крейсер типа "Эмден", шедший в охранении трех эсминцев.
Несмотря на сильное охранение, капитан 3-го ранга Маринеско, умело, маневрируя, в течение 4,5 часов настойчиво преследовал противника и добился победы. Обе выпущенные торпеды попали в крейсер.
После взрыва торпед на крейсере раздались еще три сильных взрыва, после чего он быстро затонул. Утопленный крейсер имел следующие тактико-технические данные: длина 150 метров, ширина 14,3 метра, осадка 5,2 метра, скорость хода 29 узлов, водоизмещение 5.400 тонн. Крейсер имел броню толщиной от 3х до 4-х дюймов. Вооружение крейсера состояло из 8 - 150 мм орудий, три 90 мм зен., 4-х торпедных аппаратов, 2 самолетов, катапульты. Экипаж крейсера насчитывал 634 человека. Потопление крейсера типа "Эмден" ПЛ С-13 лишило германский флот крупного бронированного корабля с сильным артиллерийским вооружением".
Итак, советские подводники на полном серьезе считали, что топят военный корабль противника. Причем, корабль крайне опасный… А такие действия, согласитесь, стоят ордена!
Правда, остается вопрос, почему подлодка приняла довольно неуклюжую транспортюгу за боевой корабль. Все-таки крейсера и пассажирские лайнеры имеют весьма различающуюся внешность…
Ну, допустим, данные «Эмдена» подводники считали из Бредтовского справочника-определителя по германским военным кораблям. Справочник вышел еще до войны и быстро стал настольной книгой всех моряков, воюющих с германским флотом. Немного не ясно, почему зенитные калибры «Эмдена» обозначены в наградном листе как 90-миллиметровые – у «Эмдена» были стандартные немецкие 88-миллиметровые пушки. А остальные данные с Бредтом вполне совпадают.
Вахтенный журнал «Тринадцатого» живописует атаку во всех подробностях.
« 10.2.1945 г. Балтика.
02.10 - …Виден неясный силуэт большого корабля и трех меньших силуэтов.
02.32 - Определен состав каравана. Легкий крейсер, предположительно "Эмден" в охранении трех миноносцев. Один миноносец впереди с гакобортными огнями. В кильватере лежит крейсер с затемненными ходовыми огнями и два миноносца по корме крейсера уступом вправо и влево без огней.
02.38 - Легли на параллельный курс 250 градусов, определили скорость движения крейсера - 16 узлов.
02.49 - Миноносец, идущий по корме крейсера уступом вправо, не дал возможности выйти в атаку носовыми торпедными аппаратами. Легли на курс 0 градусов для атаки кормовыми ТА на отходе. Уменьшили ход до 12 уз.
02.50 - Произведен двухторпедный кормовой залп по крейсеру. Дистанция 12 кабельтовых. Интервал 14 секунд. Увеличили ход до 18 узлов.
02.52 - Взорвались две торпеды, попавшие в крейсер. Взрыв первой очень сильный и сопровождался огнем.
03.02 - Последовало три сильных взрыва на крейсере, после которых появилось зарево огня, которое спустя полминуты быстро скрылось. В районе потопления наблюдалось скопление дозорных кораблей, которые освещали горизонт прожекторами и осветительными ракетами».
Итак, лодка с роковым номером 13 сначала глядит на противника в перископ, а потом разворачивается и атакует кормовыми торпедными аппаратами на отходе. Условия – глубокая зимняя ночь. То есть, горизонт – мутный, небо – низкое и свинцово-серое, чуть светлее размытой линии горизонта. Еще и снег иногда идет, начисто уничтожая само понятие «видимость». В зимнем море при ночной атаке почти любая цель определяется подлодкой как «вон там какие-то мутные пятна, возможно – неприятель…».
К тому же лодка определяла врага с перископной глубины, и только определив – всплыла в развороте. Это значит, что точка наблюдения для нее возвышается над водой всего на несколько метров, а линзы периодически забрызгиваются водой и залепляются мокрым снегом. Якобы «крейсер», окрашенный в маскировочный цвет боевого корабля, тащился по холодной зыби на 16 узлах хода – без огней… Да в этих условиях о точности определения типа вражеского судна может говорить только безумный. Удивительно, что «Тринадцатый» вообще хоть куда-нибудь смог попасть своими торпедами. Повезло, как никому – не иначе!
Когда из газет выяснилось, что в ночь атаки погиб не крейсер «Эмден», а транспортный пароход, Маринеско в собственном штабе были предъявлены обвинении в очковтирательстве и лжи. Имело место и партсобрание, на котором «пропесочили» злосчастного капитана третьего ранга… Учитывая, что Маринеско был честолюбивым и ранимым человеком, эти обвинения не могли не выбить подводника-аса из колеи. Легко ли чуть не каждый день слышать от старших по званию и коллег, что ты - «Тоже мне – герой, принял за крейсер пассажирскую калошу двадцатилетнего возраста с перепуганными беженцами на борту!»
Не эта ли нервотрепка в конечном итоге привела к тому, что Маринеско начал заливать свой мнимый «позор» спиртным – и вскоре после победы покинул флот. Естественно, о представлении к званию Героя Советского Союза никто уже больше не вспоминал… Справедливую награду герой получит только посмертно.
А западная пресса, даже союзная, меж тем безапелляционно причислила командира С-13 к военным преступникам - раздувая до размеров доброго аэростата заграждения имевший место факт: при потоплении «Штойбена» погибли 3608 человек, из которых только полторы сотни были действующими военными, остальные – сплошь небоеспособные раненые да мирные граждане…
Миноносцы, сопровождавшие лайнер, спасли с воды 659 человек. И многие из спасенных охотно живописали журналистам подробности «жестокой и вероломной атаки». Эти публикации тоже подливали масла в огонь.
Уже на следующий день после потопления "Штойбена" главнокомандующий ВМС Германии гросс-адмирал Карл Дениц, сам офицер-подводник, доложил фюреру о катастрофе, после чего в "Журнале донесений по обстановке ГК ВМС Гитлеру" появилась следующая запись:
"По вопросу о гибели Госпитального судна "Штойбен" ГК ВМС докладывает, что, несмотря на вызывающие сожаление потери, нельзя отказываться от использования больших кораблей для транспортировки раненых по Балтийскому морю, поскольку из-за этого снизились бы возможности перевозки раненых на 40.000 человек в месяц, в то время, как имеющимися в распоряжении малыми судами можно было бы перевезти в общей сложности лишь 17.000 раненых. Было бы правильным, задействовать все наличные средства для эвакуации раненых, принимая при этом во внимание возможные дальнейшие потери, а не отказываться сразу же от эвакуации большого числа раненых. До сего дня все-таки удалось переправить по Балтийскому морю в общей сложности 76.000 раненых, так что потеря составляет лишь небольшой процент от общего числа. Фюрер согласился с этим мнением".
Крейсер «Эмден», целых три дня числившийся в России потопленным, в это время вообще в море не ходил. Он находился при военной верфи в Киле у причальной стенки, надолго прикованный к городу сложным ремонтом. Выйти в море ему было вообще больше не суждено: в ночь с 13 на 14 апреля 1945 года на Киль налетели британские бомбардировщики и нанесли крейсеру тяжелые повреждения. Не добили лишь потому, что при заводе всегда есть спасатели и опытные инженеры… 3 мая 1945 года, когда над Рейхстагом уже развевался красный флаг, «Эмден» открыл кингстоны, не дожидаясь капитуляции своей державы.
По сообщению газеты «Гамбургер абендблат», недавно у польского побережья Балтики на траверзе города Штольп обнаружены останки немецкого военного транспорта «Генерал фон Штойбен». Нашел корабль после трехлетних поисков на глубине всего 23 метров немецкий подводный археолог, 44-летний Ульрих Рестемейер. По его словам, корпус «Штойбена» настолько опутан рыболовными сетями, в нем застряло несколько якорей. Повреждения и коррозия не позволяют поднять пароход на поверхность, но вероятно, экспертиза сможет пролить свет на то, что же взорвалось в грузовых отсеках военного транспорта после попадания второй торпеды – ведь сама торпеда взрывается лишь один раз. Не исключено, что гибель «Штойбена» ускорила детонация находившегося у него боезапаса. А это – уже свидетельство того, что немцы сами нарушили Женевскую конвенцию, допустив одновременную погрузку на транспорт раненых, беженцев и боеприпасов. И Маринеско, конечно, топил не крейсер. Но – посудину, имевшую все признаки вспомогательного военного корабля.
Рейтинг: +3
771 просмотр
Комментарии (4)
Марина Заварзина # 20 февраля 2017 в 22:01 +2 | ||
|
Neihardt # 21 февраля 2017 в 16:17 +2 |
Марина Заварзина # 21 февраля 2017 в 16:39 +2 | ||
|
Neihardt # 22 февраля 2017 в 02:20 +1 | ||
|
Новые произведения