Опричнина

21 августа 2014 - Историк
Иван IV , был сторонником неограниченной самодержавной власти, установлению которой препятствовала боярско-княжеская оппозиция, не желавшая, чтобы царь единолично и по своему усмотрению распоряжался государственной властью. Отношения государя с боярством постепенно обострялись на протяжении многих лет, что в итоге и привело к установлению им опричнины (1565-1572). Этот термин был известен на Руси и до Ивана Грозного. Когда-то опричниной, от древнерусского слова «опричь»- кроме, называли особый земельный удел выделяемый княжеской вдове при разделе имущества мужа. Но при первом русском царе значение этого слова несколько изменилось. Опричниной стали называть специально выделенный царю земельный удел, штат его приближённых и особое личное войско.


В декабре 1565 г царь вместе со всей семьёй, собрав своё имущество и сопровождаемый вооружённым отрядом детей боярских, покинул столицу и прибыл в Александровскую слободу, и отправил из неё в Москву два письма. Одно было адресовано духовенству, князьям, боярам, служилым и приказным людям, другое – посадскому населению Москвы. В первом письме царь сообщал о своём отречении от престола и просил выделить ему во владение особый удел–опричнину. Причиной такого своего поступка он называл государственную измену бояр, не без оснований, обвиняя их в том, что они опустошали государеву казну, захватывали государственные земли и раздавали их своим родственникам и друзьям, уклонялись от государственной службы, притесняли крестьян и не желали защищать страну от Крымских и Литовских вторжений. Митрополита и высшее духовенство Иван IV обвинил в том, что они покрывали виновных бояр и служилых людей, мешая ему их наказывать. Второе письмо, адресованное посадскому населению, отличалось от первого более миролюбивым тоном. В нём Иван IV также сообщал об отказе от власти, но при этом добавлял, что на них он зла не держит.

В слободу начали прибывать делегации от бояр, духовенства, посадского населения Москвы, которые уговаривали вернуться. Иван IV согласился, но оговорив себе право учредить опричнину и подвергать опале изменников по своему усмотрению. Сразу после своего возвращения в Москву, царь разделил страну на две части опричнину и земщину. В состав опричного удела вошли наиболее развитые в экономическом отношении города, имеющие важное торгово-промышленное значение, такие как Суздаль, Можайск, Великий Устюг, Козельск, Медынь Старая Русса, Перемышль, Кострома, Холмогоры, Каргополь, Вологда и помимо этих ещё множество других городов. Доходы с территории опричнины поступали в царскую казну и шли на содержание аппарата управления и опричного войска, которое первоначально насчитывало тысячу человек, но затем разрослось до шести тысяч. В опричнине функционировала опричная дума и приказы. Сами опричники ни подчинялись никому и были подсудны только царю. Они носили чёрную одежду и привязывали к седлу лошади собачью голову и метлу в знак своей готовности «выгрызать» и «выметать» измену. Для реализации своих целей опричники могли применять любые средства включая убийства и пытки. С территории опричнины насильственно выселялись те князья, бояре, дворяне и приказные люди, которые добровольно не захотели записаться в опричники. Они получали земли в земских уделах.

Земли, не вошедшие в состав опричнины, назывались земщиной. Она управлялась боярской думой, которая правила по старому обычаю и во всём была послушна воле Ивана Грозного. На обустройство опричнины царь приказал собрать с земщины огромный по тем временам единовременный налог в размере ста тысяч рублей.

С введением опричнины усилились опалы и казни. Начался режим семилетнего опричного террора. Особой жестокостью отличался любимец Ивана IV Малюта Скуратов. Уже в первый год опричнины царь отправил в казанскую ссылку 100 княжат из 288. Их родовые вотчины были конфискованы. В 1566 году на Земском соборе группа бояр подала царю челобитную об отмене опричнины. Иван Грозный приказал наказать челобитчиков. В лучшем случае они были подвигнуты порке кнутом, в худшем случае казнены. В 1569 году была уничтожена вся семья Владимира Андреевича Старицкого, которого Иван Грозный заподозрил в государственном заговоре, и возможно действительно не без оснований. Царь приказал своему двоюродному брату, его матери, жене и дочери выпить яд. И в этом же году по приказу царя Малютой Скуратовым был задушен в своей келье митрополит Филип, публично обличавший опричнину. В начале 1570 года Иван Грозный получил известие, которое историки склонны считать ложным, о том что Новгород хочет перейти под власть к Литве, и в наказание за это подверг город погрому, длившемуся шесть недель. 25 июля 1570 года, был казнён глава Посольского приказа дьяк И.М. Висковатый входивший когда-то в избранную раду Всего же за семь лет жертвами опричнины стало около десяти тысяч человек.

С помощью опричнины царю удалось добиться ликвидации боярской оппозиции и установить режим неограниченной личной власти. Однако результатом опричнины также стало хозяйственное разорение страны и ослабление её военной мощи, что явилось причиной поражения опричного войска и сожжения Москвы дотла Крымским ханом Девлет-Гиреем в 1571 году, а также одной из главных причин военных неудач России в Ливонской войне.

Однако добившись с помощью опричнины стоявших перед ним политических Задач: ликвидации боярской оппозиции, очагов удельного сепаратизма, неограниченного усиления личной власти Иван Грозный официально отменил опричнину осенью 1572 года. При этом царь под угрозой наказания запретил своим подданным даже произносить это слово. Многие бывшие опричники были обвинены в государственных преступлениях и казнены. С отказом от опричных порядков прекратился и массовый террор.


 

© Copyright: Историк, 2014

Регистрационный номер №0234359

от 21 августа 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0234359 выдан для произведения:
Иван IV , был сторонником неограниченной самодержавной власти, установлению которой препятствовала боярско-княжеская оппозиция, не желавшая, чтобы царь единолично и по своему усмотрению распоряжался государственной властью. Отношения государя с боярством постепенно обострялись на протяжении многих лет, что в итоге и привело к установлению им опричнины (1565-1572). Этот термин был известен на Руси и до Ивана Грозного. Когда-то опричниной, от древнерусского слова «опричь»- кроме, называли особый земельный удел выделяемый княжеской вдове при разделе имущества мужа. Но при первом русском царе значение этого слова несколько изменилось. Опричниной стали называть специально выделенный царю земельный удел, штат его приближённых и особое личное войско.

 В декабре 1565 г царь вместе со всей семьёй, собрав своё имущество и сопровождаемый вооружённым отрядом детей боярских, покинул столицу и прибыл в  Александровскую слободу, и  отправил из неё  в Москву два письма. Одно было адресовано духовенству, князьям, боярам, служилым и приказным людям, другое – посадскому населению Москвы. В первом письме царь сообщал о своём отречении от престола и просил выделить ему во владение особый удел–опричнину. Причиной такого своего поступка он называл государственную измену бояр, не без оснований, обвиняя их в том, что они опустошали государеву казну, захватывали государственные земли и раздавали их своим родственникам и друзьям, уклонялись от государственной службы, притесняли крестьян и не желали защищать страну от Крымских и Литовских вторжений. Митрополита и высшее духовенство Иван IV обвинил в том, что они покрывали виновных бояр и служилых людей, мешая ему их наказывать.   Второе письмо, адресованное посадскому населению,  отличалось от первого более миролюбивым тоном. В нём Иван IV также сообщал об отказе от власти, но при этом добавлял, что на них он зла не держит.

В слободу начали прибывать делегации от бояр, духовенства, посадского населения Москвы, которые уговаривали вернуться. Иван IV согласился, но оговорив себе право учредить опричнину и подвергать опале изменников по своему усмотрению. Сразу после своего возвращения в Москву, царь  разделил страну на две части опричнину и земщину.  В состав опричного удела вошли наиболее развитые в экономическом отношении города, имеющие важное торгово-промышленное значение, такие как Суздаль, Можайск, Великий Устюг, Козельск, Медынь Старая Русса, Перемышль, Кострома, Холмогоры, Каргополь, Вологда и помимо этих ещё множество других городов. Доходы с территории опричнины поступали в царскую казну и шли на содержание аппарата управления и опричного войска, которое первоначально насчитывало тысячу человек, но затем разрослось до шести тысяч. В опричнине функционировала опричная дума и приказы. Сами опричники ни подчинялись никому и были подсудны только царю. Они носили чёрную одежду и привязывали к седлу лошади собачью голову и метлу в знак своей готовности «выгрызать» и «выметать» измену. Для реализации своих целей опричники могли применять любые средства включая убийства и пытки. С территории опричнины насильственно выселялись те князья, бояре, дворяне и приказные люди, которые добровольно не захотели записаться в опричники. Они получали земли в земских уделах.

Земли, не вошедшие в состав опричнины,  назывались земщиной. Она управлялась боярской думой, которая правила по старому обычаю и во всём была послушна воле Ивана Грозного.  На обустройство опричнины царь приказал собрать с земщины огромный по тем временам единовременный налог в размере ста тысяч рублей.
С введением опричнины усилились опалы и казни. Начался  режим семилетнего опричного террора. Особой жестокостью отличался любимец Ивана IV Малюта Скуратов. Уже в первый год опричнины царь отправил в казанскую ссылку 100 княжат из 288. Их родовые вотчины были конфискованы. В 1566 году на Земском соборе группа бояр подала царю челобитную об отмене опричнины. Иван Грозный приказал наказать челобитчиков. В лучшем случае  они были подвигнуты порке кнутом, в худшем случае казнены.  В 1569 году была уничтожена вся семья Владимира Андреевича Старицкого, которого Иван Грозный заподозрил в государственном заговоре, и возможно действительно не без оснований. Царь приказал своему двоюродному брату, его матери, жене и дочери выпить яд. И в этом же году по приказу царя Малютой Скуратовым был задушен в своей келье митрополит Филип, публично обличавший опричнину. В начале 1570 года Иван Грозный получил известие, которое историки склонны считать ложным, о том что Новгород хочет перейти под власть к Литве, и в наказание за это подверг город  погрому, длившемуся шесть недель. 25 июля 1570 года, был казнён глава Посольского приказа дьяк И.М. Висковатый входивший когда-то в избранную раду  Всего же за семь лет жертвами опричнины стало около десяти тысяч человек. 

С помощью опричнины царю удалось добиться ликвидации боярской оппозиции и установить режим неограниченной личной власти. Однако результатом опричнины также стало хозяйственное разорение страны и ослабление её военной мощи, что явилось причиной поражения опричного войска и сожжения Москвы дотла  Крымским ханом Девлет-Гиреем в 1571 году, а также одной из главных причин военных неудач России в Ливонской войне.

Однако добившись с помощью опричнины стоявших перед ним политических Задач: ликвидации боярской оппозиции, очагов удельного сепаратизма, неограниченного усиления личной власти Иван Грозный  официально отменил опричнину осенью 1572 года. При этом царь под угрозой наказания запретил своим подданным даже произносить это слово. Многие бывшие опричники были обвинены в государственных преступлениях и казнены. С отказом от опричных порядков прекратился и массовый террор.
 
Рейтинг: +1 2038 просмотров
Комментарии (2)
Денис Маркелов # 21 августа 2014 в 21:55 0
Я так понимаю, это школьный учебник истории. Написано доходчиво и внятно. Но слегка суховато. Факты, но нет чувства, нет желания увлечь. Возможно, я ошибаюсь
Историк # 21 августа 2014 в 22:07 0
Нет это не школьный учебник истории, это мой личный опус. То что доходчиво и внятно это для меня комплимент, а что слегка суховато, извините, но это не остросюжетный роман, а отрывок из моего будущего научного труда, который я надеюсь со временем опубликовать.За комментарий спасибо.