ГлавнаяПрозаЭссе и статьиИстория и политика → Морская слава России. Трагедия «Сокрушительного»

Морская слава России. Трагедия «Сокрушительного»

11 октября 2016 - Neihardt
article358066.jpg
Имя эскадренного миноносца «Сокрушительный» редко звучит в документальном эфире, практически не встречается на страницах военных мемуаров. Лишь в воспоминаниях Командующего Северным флотом в годы Великой Отечественной войны адмирала Головко посвящены ему несколько строк...

А между тем, обстоятельства гибели «Сокрушительного» могли бы составить одну из трагических и героических страниц военной летописи Российского флота.


Эсминец «Сокрушительный» принадлежал к многочисленной серии советских эсминцев «Седьмого проекта». К началу Великой Отечественной войны в составе советского ВМФ числилось 22 представителя этого проекта. Серия дала миру немало знаменитых имен — одна из «Семерок» получила в годы войны Гвардейский флаг,  четверо — Орден Красного Знамени. 

«Сокрушительный» появился на свет на заводе № 189 имени С. Орджоникидзе. Эсминец был заложен 29 октября 1936 года под заводским номером С-292, спущен на воду 23 августа 1937 года и в 1939 году вошел в строй. После краткой учебной программы на Балтике перешел на Северный флот — по Беломорско-Балтийскому каналу. С ноября 1939 года приписан к порту Полярный. 

Первой войной для него стала Советско-Финляндская. В качестве дозорно-патрульного корабля «Сокрушительный» совершил несколько боевых походов и однажды воспрепятствовал проникновению в советское воздушное пространство финского самолета-разведчика. С 18 июля 1940 года по 4 июля 1941 года эсминец прошел гарантийный ремонт на заводе № 402 в Молотовске. Суммарный маршрут эсминца по ледяным морям составил на момент начала Великой Отечественной войны более 10 380 миль.

Присоединившись после коротких испытаний к Беломорской флотилии, "Сокрушительный»  сразу же включился в настоящую боевую работу: до 29 сентября 1941 года корабль совершил несколько выходов на эскортирование военных транспоротов, перевозивших войска, трижды выходил на минную постановку, поставив возле Мурманска оборонительное заграждение  из 135 мин. А 1 октября «Сокрушительный» прибыл в Полярный и вошел в состав отдельного дивизиона эсминцев.

Северный флот в годы Великой Отечественной войны был самым молодым и самым малочисленным, но в то же время наиболее активно действовавшим оперативным соединением нашего ВМФ. До прибытия из Англии линкора «Ройал Соверейн», получившего в России имя «Архангельск», «Семерки» составляли на севере главную силу. Пять эсминцев этого типа - «Громкий», «Грозный», «Гремящий», «Стремительный» и «Сокрушительный» - плюс три ветерана Первой Мировой войны, эсминца типа «Новик» составляли 1-й отдельный дивизион эскадренных миноносцев. Только в конце 1942 года, с прибытием с  Тихого океана лидера «Баку» и еще двух эсминцев «Седьмого проекта», была сформирована бригада эскадренных миноносцев под командованием капитана 1-го ранга П.И. Колчина.

До 1 января 1942 года "Сокрушительный» 11 раз выходил в составе своего соединения - обстреливать позиции немецких войск, рвущихся к Мурманску. Расход боеприпасов эсминца за это время составил 1297 130-мм снарядов. Доводилось «Сокрушительному» и взаимодействовать с союзниками: вместе с эсминцем «Грозный» и британским крейсером «Кент» он участвовал в поиске проникшей в советские воды флотилии германских эсминцев-диверсантов, встречал первые транспортные конвои, идущие из Англии в Россию. 
Очередное боевое задание на сопровождение конвоя «Сокрушительный» получил 23 декабря. В паре с «Грозным» встретить очередной конвой. А над морем в полярной ночи бушевала пурга...
Из метеосводки на 24 декабря:
« … ветер  9 баллов, высота волны — 7 баллов».
Это значит — размахи качки стройного корпуса эсминца достигают 45 градусов, волны перехлестывают даже через высокий полубак, а вода на 15-градусном морозе не успевает стечь с бортов и надстроек — так и застывает стеклянной коркой, с каждым часом прибавляя веса конструкциям выше ватерлинии. А значит, с каждым часом ухудшается остойчивость и маневренность, с каждым часом труднее двигаться, труднее вести наблюдение, поскольку  облепленная снегом и льдом оптика практически бесполезна.  Несладко и бойцам: в охранении конвоя не пересидишь ледовый шторм в теплом кубрике — по режиму готовности номер один расчеты находятся у орудий, готовые встретить врага... И остается только уповать на то, что неприятель, ведущий поиск конвоя в примерно таких же условиях, «сломается» раньше, и боя просто не будет.

Словом, не удивительно, что после трех суток, проведенных в штормовом зимнем море, «Сокрушительный» попал в ремонт — на походе вышла из строя одна из турбин ТЗА. Только в марте следующего года удалось эсминцу восстановить боеспособность.  

28 марта – новый боевой выход. Снова сводная группа - «Сокрушительный», «Гремящий», британский эсминец «Ориби». Задача -  встреча идущего сквозь полярный сумрак конвоя PQ-13. Утром следующего дня встреча с конвоем состоялась, а уже в 11 часов 18 минут в густом тумане над морем прогрохотал первый залп...

Через две минуты у борта «Сокрушительного» вырос почти 30-метровый белый всплеск от упавшего в воду снаряда. Потом — еще четыре. И еще три... Неведомый противник, прикрываясь густым туманом, вел обстрел конвоя из легких орудий. 

Эсминцы охранения увеличили скорость, и, маневрируя под огнем, пошли на врага. Видимость была отвратительной: злосчастный стрелок, немецкий миноносец класса «Редер», открылся на курсовом угле 130° только при дистанции 15 кабельтовых. По меркам Второй Мировой войны, это стрельба почти в упор. 

«Сокрушительный» добился попадания по врагу со второго залпа — скорости были слишком высоки. Из-под основания трубы немецкого эсминца выбило в небо густой клубок дыма и пара, немец резеко отвернул с курса на конвой и бесславно драпанул под дымзавесу. Вслед ему полетели еще 4 залпа «Сокрушительного», но далеко уходить от конвоя было нельзя: враги, как правило, нападали стаей. Оставив преследование, «Сокрушительный» вернулся к конвою.

Бой продлился менее 10 минут, но споров вокруг него хватило на 75 лет.  И до сих пор они не утихают. По вахтенному «Сокрушительного» вроде бы получалось, что  эсминец, которому отбили охоту атаковать конвой, был «Z-26".  Но по немецким документам «Z-26" в это время был на другом участке боя, и вел стрельбу по британскому крейсеру «Тринидад», причем, крепко получил от англичанина и едва держался на плаву с единственной уцелевшей пушкой. 
Однотипные «Двадцать шестому» «Z-24" и "Z-25", если судить по их штурманским документам, нападали на конвой не с левого, а с правого борта.  То есть, находились от места схватки двух эсминцев не менее, чем в 30 километрах... 

Иногда в мемуарной и исследовательской литературе даже мелькает версия, что «Сокрушительный» по ошибке напал на союзника, подвергнув обстрелу британский эсминец «Фьюри» из состава охранения того же конвоя. Мол, чего не бывает в суете да в тумане! Но эта версия также не выглядит правдоподобной: противник «Сокрушительного имел попадание в основание дымовой трубы. Это — рана не из легких: неизбежны осколочные порывы паропроводов в соответствующем месту взрыва снаряда котельном отделении, возможны и гашение котлов взрывной волной, и выход их из строя от сотрясения. Вплоть до раскалывания купола котла! Наблюдатели «Сокрушительного» видели после выстрела выброс дыма и пара из пробоины... А  «Фьюри» на следующий день был с конвоем в Мурманске, чувствовал себя в полном порядке, видимых дефектов труб не имел и ремонта не просил.    

Скорее всего, жертвой обстрела «Сокрушительного» все же был «Z-26", а от «Тринидада» ему досталось несколько позже. Не ему принадлежали и те первые залпы, от которых увернулся «Сокрушительный» в начале боя. Тот  5-орудийный залп, судя по всему, вообще не мог принадлежать эсминцу. Дело в том, что у эсминцев-немцев — по 4 орудия главного калибра. А разрыв во времени между падением первого снаряда и последующих слишком мал... Да и высота «фонтанов» говорит о том, что калибр мог быть и покрупнее... Если не эсминец — тогда кто?..

Ближайшим по позиции кораблем, артиллерия которого могла бы произвести именно такой эффект, какой наблюдал «Сокрушительный», был в составе конвойной охраны … крейсер «Тринидад».  Однако, от его старшего артиллериста никаких вразумительных объяснений не последовало. Вероятнее всего, «Тринидад» и спровоцировал стычку: заметил в тумане некие тени, начал отгонять их от конвоя выстрелами, промазал первыми залпами (упавшими у борта «Сокрушительного»)... А там уже советский эсминец сам начал действовать — и всыпал тому врагу, по которому сперва не попал крейсер.

За поражение врага при защите конвоя положена награда. Но комендоров «Сокрушительного» к медалям так и не представили: во-первых, непонятно, что же все-таки стало с врагом после попадания. А во-вторых, слишком уж много сомнительных моментов во всей ситуации. 

В апреле «Сокрушительный», находясь в охранении конвоев, неоднократно отражал воздушные атаки, снова перенес 9-10-балльный шторм. Когда 30 апреля получил торпеду от немецкой подлодки британский крейсер «Эдинбург»,  присоединившийся к конвою для перевозки платы союзникам за поставку боевой техники по ленд-лизу, эсминец оказывал ему помощь. Но из-за перерасхода топлива вынужден был оставить побитого «Эдинбурга»  и уйти на бункеровку. Когда вернулся — понял, что опоздал: за то время, пока «Сокрушительный» опустошал на базе бочку с мазутом, немцы добили крейсер... 

Первый лорд британского Адмиралтейства  попытался обвинить  «Сокрушительного» в «преступном оставлении поврежденного корабля союзника». Однако, международная комиссия стран Антигитлеровской коалиции действия русского командира оправдала: толку было бы с того, что рядом со смертельно раненым «Эдинбургом» остался бы эсминец, потерявший ход без топлива? 

Тем временем, «Сокрушительный» продолжал участие в боевых действиях. Во время обстрела немецких береговых позиций  в губе Араэсминец был атакован двумя эскадрильями вражеских бомбардировщиков.  Благополучно увернувшись от бомб, «Сокрушительный» успел сбить один «Юнкерс». А через неделю, охраняя конвой PQ-16,  пополнил свой боевой счет еще и сбитым торпедоносцем «Фокке-вульф».

С начала войны до 1 сентября 1942 года «Сокрушительный» сделал 40 боевых походов, пройдя в общей сложности 22 385 миль за 1516 ходовых часов. Вне всяких сомнений, это был один из самых активных боевых кораблей советского ВМФ. При этом потери собственного экипажа «Сокрушительного» -  один матрос. Краснофлотец Старчиков не был убит в бою, не утонул в ледовом шторме — жизнь парня унес взрыв бракованной торпеды при заряжании торпедного аппарата эсминца.  Позже погибли еще двое матросов — утонули при попытке спасения экипажа поврежденного транспорта в конвое. 

17 ноября 1942 года из Архангельска вышел в море конвой QP-15: 26 транспортов и 11 британских кораблей охранения возвращались в Исландию за новой партией военных грузов для сражающегося Советского Союза.

Для сопровождения QP-15 были выделены лидер «Баку» под брейд-вымпелом командира дивизиона капитана 1-го ранга П.И. Колчина  и эсминец «Сокрушительный», которым командовал капитан 3-го ранга М.А. Курилех. В условиях жестокого шторма, достигшего к утру 20 ноября ураганной силы, при частых снежных зарядах и практически нулевой видимости, суда конвоя и корабли охранения потеряли друг друга из виду.  Немцы при такой погоде вряд ли рискнули бы атаковать, поэтому, с разрешения командира конвоя, советские корабли получили приказ возвращаться на базу. 

На обратном пути в Полярный лидер «Баку» получил жестокий удар девятибалльной волны в бак, отчего разошелся клепаный шов  на его обшивке у ватерлинии. Все носовые отсеки по 29-й шпангоут были затоплены, вода проникла во 2-е и 3-е котельные отделения — в действии остался только котел № 1. Состояние корабля было критическим, крен доходил до 40° на борт. Личный состав вел отчаянную борьбу за непотопляемость. 

А «Сокрушительный» ночью … потерялся. Эсминец, не предназначенный для действий в условиях 11 бального шторма, с трудом выгребал против волны и на малом ходу ухитрился в непогоде отстать от поврежденного «Баку». Волна ломала легкий корпус страшно — так, что в кубриках слышно было, как «трещат» и «ходят» шпангоуты.  20 ноября в 14 ч. 30 мин. в кормовом кубрике услышали сильный треск (слышимый и на мостике) — это лопнули листы настила верхней палубы между кормовой надстройкой и 130-мм орудием № 4, как раз там, где заканчивались стрингеры и начинался район корпуса с поперечной системой набора. Одновременно образовался гофр на наружной обшивке левого борта, затем последовал обрыв обоих валопроводов. В течение 3 минут кормовая часть миноносца оторвалась и затонула, унеся с собой шесть матросов, не успевших покинуть румпельное отделение. Вскоре последовал мощный взрыв — это сработали, достигнув заданной глубины, взрыватели глубинных бомб, уложенных на корме на случай атаки подводной лодки. 

Оставшиеся кормовые отсеки эсминца быстро заполнялись водой до кормовой переборки 2-го машинного отделения. Потерявший ход корабль развернуло лагом к волне, бортовая качка достигла 45–50°, килевая — 6°. Возник дифферент на корму, остойчивость несколько уменьшилась, что было заметно по увеличившемуся периоду качки; корабль «залеживался» во время качки в накрененном положении. Палубу и надстройки непрерывно накрывало волной, движение по верхней палубе было крайне затруднено.

Однако все сохранившиеся механизмы эсминца действовали безотказно, полностью обеспечивалась работа водоотливных средств и освещения.Личному составу удалось даже запустить резервный котел № 2 , чтобы обеспечить энергией водоотливные механизмы. 

«Баку» сообщил на базу по радио, что потерял в шторме напарника. Узнав об этом, адмирал  Головко велел лидеру пойти его искать, и одновременно поднял по тревоге эсминцы «Урицкий" и "Куйбышев", стоявшие в Иоканьге. В Кольском заливе аналогичный приказ на поиски «Сокрушительного» получил эсминец  "Разумный",  спасатели “Шквал” и “Память Руслана”.

Спустя час «Сокрушительный» передал по радио в Мурманск, что в шторме лишился части кормы вплоть до машинных отделений, но пока держится на плаву. Ветер — зюйд, десять баллов,  координаты - широта 75 градусов 1 минута, долгота 41 градус 25 минут. 

От Иоканьги  до этих координат — 420 морских миль...

Около 18 часов 15 минут к месту аварии подошли эсминцы “Куйбышев”, “Урицкий” и «Разумный».  Хотели было взять «Сокрушительного» на буксир, но шторм не позволил: на волне стальные тросы рвались, как бумажный шпагат. А шторм меж тем крепчал... В таких условиях решено было сначала снять с поврежденного эсминца часть экипажа, уставшую в борьбе за живучесть, заменить ее свежей сменой моряков с собственного борта, а потом уже решать вопрос о буксировке... 

Но попробуйте-ка подойти к борту аварийного корабля при волнении моря в 8-9 баллов! Шлюпкой не воспользуешься — унесет!!! Попытки “Разумного” приблизиться к «Сокрушительному» вплотную тоже успеха не имели: при сближении эсминцы так кидало друг на друга, что дело явно шло к новой аварии. Был снят всего один отчаянный матрос, то ли прыгнувший с борта на борт, то ли вообще переброшенный силой стихийного толчка... Счастье, что парень, шмякнувшийся на палубу «Разумного» как мешок, благополучно избежал серьезных травм.  Новых попыток передать экипаж способом «борт к борту» не предпринималось. 

Удивительно, но факт: более старые “Куйбышев” и “Урицкий”, принадлежавшие к еще дореволюционной серии эсминцев типа «Новик", переносили шторм гораздо лучше, могли нормально двигаться. Они в результате и начали снимать экипаж «Сокрушительного», наладив с поврежденным эсминцем  контакт с помощью тросовых «беседок». Проще говоря, от одного миноносца к другому протягивается тонкая, но прочная веревка, на которой буквально меж небом и штормовой волной болтается человек в остропке, похожей на снаряжение альпиниста...

Передать таким способом несколько сотен душ народу — та еще задача! Во-первых, спасающий эсминец должен так ювелирно подрабатывать машинами, чтобы трос не порвать. Во-вторых, вновь поднялась пурга, слепившая глаза: спасаемые моряки просто не видели, куда по веревке едут. В-третьих, если при обрыве «беседки» попадаешь в воду, проживешь в сапогах и бушлате не больше десяти минут...

Уже 97 моряков “Сокрушительного” были переправлены на “Куйбышев”, когда  злосчастный трос все-таки оборвался.  Девяносто восьмого матроса достать из воды живым не успели.

«Новики» предложили новый способ спасения — тоже рискованный, но в такой шторм не рискованных методов нет. Взять еще один пеньковый трос покрепче, длиной около 300 метров, вплести в него через каждые два метра спасательные круги и перетягивать народ к себе на борт на них. В воде... А на борту «Куйбышева» и «Урицкого» сразу же начинать борьбу с переохлаждением у спасенных.

Это кажется невероятным, но на кругах удалось перевезти еще 90 моряков: “Куйбышев” взял семьдесят девять человек, “Урицкий” - одиннадцать. Теперь на борту “Сокрушительного” осталось 15 матросов и два офицера - минер старший лейтенант Лекарев и заместитель командира по политчасти БЧ-5 старший лейтенант Владимиров.

Капитану полагается оставлять аварийный корабль последним. Однако командир «Сокрушительного» Курилех уехал в «беседке» в числе первых спасенных. Капитан не был ранен, однако счел, что большую пользу принесет, руководя спасательными работами со стороны... Так героизм одних в экстремальной ситуации порой мешается с откровенной робостью других.

Штаб флота  прекрасно понимал, что на штормовой волне буксировать «Сокрушительного» «Новикам» и «Разумному» не под силу.  Надо было ждать профессиональных спасателей, а они, увы, куда как тихоходнее любого эсминца... Оставаться долее рядом с поврежденным кораблем означало допустить перерасход топлива тремя боеспособными эсминцами.  Как тогда возвращаться?..  

Из воспоминаний адмирала Головко: 
«Жалею, что не послал вчера к “Сокрушительному” тральщики. Румянцев предлагал послать их, но я тогда не принял его предложения. Это моя ошибка. Был уверен, после того как эсминцы обнаружили “Сокрушительный”, они сумеют взять его на буксир. Потеряны сутки, ибо все равно необходимо посылать тральщики. Вызываю П.В. Панфилова (командир дивизиона тральщиков) и ставлю ему задачу, выйти к “Сокрушительному” с двумя тральщиками — ТЩ-36 и ТЩ-39; снять всех, кто остался на корабле... Если погода не позволит ни снять людей, ни буксировать корабль, то находиться у “Сокрушительного” и охранять его до улучшения погоды и подхода спасателей; если же эсминец по его состоянию нельзя будет буксировать и при хорошей погоде, корабль подорвать и уничтожить. В 23 часа оба тральщика вышли по назначению.»

...Когда «Разумный», «Куйбышев» и «Урицкий» уходили, над мостиком лежавшего в крене «Сокрушительного» взвилась ракета, потом другая, третья… Сначала эсминцы пытались сверить ракетные пуски с таблицей сигналов, решив, что аварийный эсминец что-то хочет сообщить перед расставанием. Но за третьей пошла четвертая ракета, пятая,  шестая... Ровно 17 пусков. 17 моряков, остающихся наедине со штормовым морем на полузатопленном корабле, прощались с друзьями... 

...Когда в координаты аварии пришли тральщики со спасательным буксиром, спасать было уже некого. Волнение моря упало до 4 баллов,  шторм исчерпал свои силы. Но «Сокрушительного»  уже не было...

Лишь в середине декабря 1942 года нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов подписал директиву: "поиски «Сокрушительного» прекратить, корабль, числившийся до сих пор пропавшим без вести,  считать погибшим".

Командир корабля капитан 3 ранга Курилех, бросивший свой эсминец на погибель с остатками экипажа на борту,  был отдан под трибунал, разжалован и приговорен к расстрелу.  Приговор приведен в исполнение весной 1943 года.

А нам осталось лишь помянуть поименно тех,  кто выполнил свой долг моряка и воина до конца:

1. Лекарев Геннадий Евдокимович, 1916 года рождения, старший лейтенант, командир БЧ-3.
2. Владимиров Илья Александрович, (1910), политрук БЧ-5.
3. Белов Василий Степанович, (1915), главстаршина, старшина команды трюмных машинистов.
4. Сидельников Семен Семенович, (1912), мичман; главный боцман.
5. Бойко Трофим Маркович, (1917), старшина 2-й статьи, командир отделения машинистов-турбинистов.
6. Нагорный Федор Васильевич, (1919), краснофлотец, сигнальщик
7. Любимов Федор Николаевич, (1914), старший краснофлотец, котельный машинист старший.
8. Гаврилов Николай Кузьмич, (1917), старший краснофлотец, машинист-турбинист старший.
9. Пурыгин Василий Иванович, (1917), старший краснофлотец, котельный машинист старший.
10. Зимовец Владимир Павлович, (1919), краснофлотец, электрик.
11. Савинов Михаил Петрович, (1919), краснофлотец, трюмный машинист.
12. Терновой Василий Иванович, (1916), старшина 2-й статьи, командир отделения мотористов.
13. Артемьев Прохор Степанович, (1919), краснофлотец, котельный машинист.
14. Дремлюга Григорий Семенович, (1919), краснофлотец, котельный машинист.
15. Чебиряко Григорий Федорович, (1917), старший краснофлотец, дальномерщик.
16. Шилатыркин Павел Алексеевич, (1919), краснофлотец, котельный машинист.
17. Большов Сергей Тихонович, (1916), старший краснофлотец, электрик.

И у «пропавших без вести» есть право на долгую добрую память. Имя «Сокрушительного» передано по наследству новому боевому кораблю...

© Copyright: Neihardt, 2016

Регистрационный номер №0358066

от 11 октября 2016

[Скрыть] Регистрационный номер 0358066 выдан для произведения: Имя эскадренного миноносца «Сокрушительный» редко звучит в документальном эфире, практически не встречается на страницах военных мемуаров. Лишь в воспоминаниях Командующего Северным флотом в годы Великой Отечественной войны адмирала Головко посвящены ему несколько строк...

А между тем, обстоятельства гибели «Сокрушительного» могли бы составить одну из трагических и героических страниц военной летописи Российского флота.


Эсминец «Сокрушительный» принадлежал к многочисленной серии советских эсминцев «Седьмого проекта». К началу Великой Отечественной войны в составе советского ВМФ числилось 22 представителя этого проекта. Серия дала миру немало знаменитых имен — одна из «Семерок» получила в годы войны Гвардейский флаг,  четверо — Орден Красного Знамени. 

«Сокрушительный» появился на свет на заводе № 189 имени С. Орджоникидзе. Эсминец был заложен 29 октября 1936 года под заводским номером С-292, спущен на воду 23 августа 1937 года и в 1939 году вошел в строй. После краткой учебной программы на Балтике перешел на Северный флот — по Беломорско-Балтийскому каналу. С ноября 1939 года приписан к порту Полярный. 

Первой войной для него стала Советско-Финляндская. В качестве дозорно-патрульного корабля «Сокрушительный» совершил несколько боевых походов и однажды воспрепятствовал проникновению в советское воздушное пространство финского самолета-разведчика. С 18 июля 1940 года по 4 июля 1941 года эсминец прошел гарантийный ремонт на заводе № 402 в Молотовске. Суммарный маршрут эсминца по ледяным морям составил на момент начала Великой Отечественной войны более 10 380 миль.

Присоединившись после коротких испытаний к Беломорской флотилии, "Сокрушительный»  сразу же включился в настоящую боевую работу: до 29 сентября 1941 года корабль совершил несколько выходов на эскортирование военных транспоротов, перевозивших войска, трижды выходил на минную постановку, поставив возле Мурманска оборонительное заграждение  из 135 мин. А 1 октября «Сокрушительный» прибыл в Полярный и вошел в состав отдельного дивизиона эсминцев.

Северный флот в годы Великой Отечественной войны был самым молодым и самым малочисленным, но в то же время наиболее активно действовавшим оперативным соединением нашего ВМФ. До прибытия из Англии линкора «Ройал Соверейн», получившего в России имя «Архангельск», «Семерки» составляли на севере главную силу. Пять эсминцев этого типа - «Громкий», «Грозный», «Гремящий», «Стремительный» и «Сокрушительный» - плюс три ветерана Первой Мировой войны, эсминца типа «Новик» составляли 1-й отдельный дивизион эскадренных миноносцев. Только в конце 1942 года, с прибытием с  Тихого океана лидера «Баку» и еще двух эсминцев «Седьмого проекта», была сформирована бригада эскадренных миноносцев под командованием капитана 1-го ранга П.И. Колчина.

До 1 января 1942 года "Сокрушительный» 11 раз выходил в составе своего соединения - обстреливать позиции немецких войск, рвущихся к Мурманску. Расход боеприпасов эсминца за это время составил 1297 130-мм снарядов. Доводилось «Сокрушительному» и взаимодействовать с союзниками: вместе с эсминцем «Грозный» и британским крейсером «Кент» он участвовал в поиске проникшей в советские воды флотилии германских эсминцев-диверсантов, встречал первые транспортные конвои, идущие из Англии в Россию. 
Очередное боевое задание на сопровождение конвоя «Сокрушительный» получил 23 декабря. В паре с «Грозным» встретить очередной конвой. А над морем в полярной ночи бушевала пурга...
Из метеосводки на 24 декабря:
« … ветер  9 баллов, высота волны — 7 баллов».
Это значит — размахи качки стройного корпуса эсминца достигают 45 градусов, волны перехлестывают даже через высокий полубак, а вода на 15-градусном морозе не успевает стечь с бортов и надстроек — так и застывает стеклянной коркой, с каждым часом прибавляя веса конструкциям выше ватерлинии. А значит, с каждым часом ухудшается остойчивость и маневренность, с каждым часом труднее двигаться, труднее вести наблюдение, поскольку  облепленная снегом и льдом оптика практически бесполезна.  Несладко и бойцам: в охранении конвоя не пересидишь ледовый шторм в теплом кубрике — по режиму готовности номер один расчеты находятся у орудий, готовые встретить врага... И остается только уповать на то, что неприятель, ведущий поиск конвоя в примерно таких же условиях, «сломается» раньше, и боя просто не будет.

Словом, не удивительно, что после трех суток, проведенных в штормовом зимнем море, «Сокрушительный» попал в ремонт — на походе вышла из строя одна из турбин ТЗА. Только в марте следующего года удалось эсминцу восстановить боеспособность.  

28 марта – новый боевой выход. Снова сводная группа - «Сокрушительный», «Гремящий», британский эсминец «Ориби». Задача -  встреча идущего сквозь полярный сумрак конвоя PQ-13. Утром следующего дня встреча с конвоем состоялась, а уже в 11 часов 18 минут в густом тумане над морем прогрохотал первый залп...

Через две минуты у борта «Сокрушительного» вырос почти 30-метровый белый всплеск от упавшего в воду снаряда. Потом — еще четыре. И еще три... Неведомый противник, прикрываясь густым туманом, вел обстрел конвоя из легких орудий. 

Эсминцы охранения увеличили скорость, и, маневрируя под огнем, пошли на врага. Видимость была отвратительной: злосчастный стрелок, немецкий миноносец класса «Редер», открылся на курсовом угле 130° только при дистанции 15 кабельтовых. По меркам Второй Мировой войны, это стрельба почти в упор. 

«Сокрушительный» добился попадания по врагу со второго залпа — скорости были слишком высоки. Из-под основания трубы немецкого эсминца выбило в небо густой клубок дыма и пара, немец резеко отвернул с курса на конвой и бесславно драпанул под дымзавесу. Вслед ему полетели еще 4 залпа «Сокрушительного», но далеко уходить от конвоя было нельзя: враги, как правило, нападали стаей. Оставив преследование, «Сокрушительный» вернулся к конвою.

Бой продлился менее 10 минут, но споров вокруг него хватило на 75 лет.  И до сих пор они не утихают. По вахтенному «Сокрушительного» вроде бы получалось, что  эсминец, которому отбили охоту атаковать конвой, был «Z-26".  Но по немецким документам «Z-26" в это время был на другом участке боя, и вел стрельбу по британскому крейсеру «Тринидад», причем, крепко получил от англичанина и едва держался на плаву с единственной уцелевшей пушкой. 
Однотипные «Двадцать шестому» «Z-24" и "Z-25", если судить по их штурманским документам, нападали на конвой не с левого, а с правого борта.  То есть, находились от места схватки двух эсминцев не менее, чем в 30 километрах... 

Иногда в мемуарной и исследовательской литературе даже мелькает версия, что «Сокрушительный» по ошибке напал на союзника, подвергнув обстрелу британский эсминец «Фьюри» из состава охранения того же конвоя. Мол, чего не бывает в суете да в тумане! Но эта версия также не выглядит правдоподобной: противник «Сокрушительного имел попадание в основание дымовой трубы. Это — рана не из легких: неизбежны осколочные порывы паропроводов в соответствующем месту взрыва снаряда котельном отделении, возможны и гашение котлов взрывной волной, и выход их из строя от сотрясения. Вплоть до раскалывания купола котла! Наблюдатели «Сокрушительного» видели после выстрела выброс дыма и пара из пробоины... А  «Фьюри» на следующий день был с конвоем в Мурманске, чувствовал себя в полном порядке, видимых дефектов труб не имел и ремонта не просил.    

Скорее всего, жертвой обстрела «Сокрушительного» все же был «Z-26", а от «Тринидада» ему досталось несколько позже. Не ему принадлежали и те первые залпы, от которых увернулся «Сокрушительный» в начале боя. Тот  5-орудийный залп, судя по всему, вообще не мог принадлежать эсминцу. Дело в том, что у эсминцев-немцев — по 4 орудия главного калибра. А разрыв во времени между падением первого снаряда и последующих слишком мал... Да и высота «фонтанов» говорит о том, что калибр мог быть и покрупнее... Если не эсминец — тогда кто?..

Ближайшим по позиции кораблем, артиллерия которого могла бы произвести именно такой эффект, какой наблюдал «Сокрушительный», был в составе конвойной охраны … крейсер «Тринидад».  Однако, от его старшего артиллериста никаких вразумительных объяснений не последовало. Вероятнее всего, «Тринидад» и спровоцировал стычку: заметил в тумане некие тени, начал отгонять их от конвоя выстрелами, промазал первыми залпами (упавшими у борта «Сокрушительного»)... А там уже советский эсминец сам начал действовать — и всыпал тому врагу, по которому сперва не попал крейсер.

За поражение врага при защите конвоя положена награда. Но комендоров «Сокрушительного» к медалям так и не представили: во-первых, непонятно, что же все-таки стало с врагом после попадания. А во-вторых, слишком уж много сомнительных моментов во всей ситуации. 

В апреле «Сокрушительный», находясь в охранении конвоев, неоднократно отражал воздушные атаки, снова перенес 9-10-балльный шторм. Когда 30 апреля получил торпеду от немецкой подлодки британский крейсер «Эдинбург»,  присоединившийся к конвою для перевозки платы союзникам за поставку боевой техники по ленд-лизу, эсминец оказывал ему помощь. Но из-за перерасхода топлива вынужден был оставить побитого «Эдинбурга»  и уйти на бункеровку. Когда вернулся — понял, что опоздал: за то время, пока «Сокрушительный» опустошал на базе бочку с мазутом, немцы добили крейсер... 

Первый лорд британского Адмиралтейства  попытался обвинить  «Сокрушительного» в «преступном оставлении поврежденного корабля союзника». Однако, международная комиссия стран Антигитлеровской коалиции действия русского командира оправдала: толку было бы с того, что рядом со смертельно раненым «Эдинбургом» остался бы эсминец, потерявший ход без топлива? 

Тем временем, «Сокрушительный» продолжал участие в боевых действиях. Во время обстрела немецких береговых позиций  в губе Араэсминец был атакован двумя эскадрильями вражеских бомбардировщиков.  Благополучно увернувшись от бомб, «Сокрушительный» успел сбить один «Юнкерс». А через неделю, охраняя конвой PQ-16,  пополнил свой боевой счет еще и сбитым торпедоносцем «Фокке-вульф».

С начала войны до 1 сентября 1942 года «Сокрушительный» сделал 40 боевых походов, пройдя в общей сложности 22 385 миль за 1516 ходовых часов. Вне всяких сомнений, это был один из самых активных боевых кораблей советского ВМФ. При этом потери собственного экипажа «Сокрушительного» -  один матрос. Краснофлотец Старчиков не был убит в бою, не утонул в ледовом шторме — жизнь парня унес взрыв бракованной торпеды при заряжании торпедного аппарата эсминца.  Позже погибли еще двое матросов — утонули при попытке спасения экипажа поврежденного транспорта в конвое. 

17 ноября 1942 года из Архангельска вышел в море конвой QP-15: 26 транспортов и 11 британских кораблей охранения возвращались в Исландию за новой партией военных грузов для сражающегося Советского Союза.

Для сопровождения QP-15 были выделены лидер «Баку» под брейд-вымпелом командира дивизиона капитана 1-го ранга П.И. Колчина  и эсминец «Сокрушительный», которым командовал капитан 3-го ранга М.А. Курилех. В условиях жестокого шторма, достигшего к утру 20 ноября ураганной силы, при частых снежных зарядах и практически нулевой видимости, суда конвоя и корабли охранения потеряли друг друга из виду.  Немцы при такой погоде вряд ли рискнули бы атаковать, поэтому, с разрешения командира конвоя, советские корабли получили приказ возвращаться на базу. 

На обратном пути в Полярный лидер «Баку» получил жестокий удар девятибалльной волны в бак, отчего разошелся клепаный шов  на его обшивке у ватерлинии. Все носовые отсеки по 29-й шпангоут были затоплены, вода проникла во 2-е и 3-е котельные отделения — в действии остался только котел № 1. Состояние корабля было критическим, крен доходил до 40° на борт. Личный состав вел отчаянную борьбу за непотопляемость. 

А «Сокрушительный» ночью … потерялся. Эсминец, не предназначенный для действий в условиях 11 бального шторма, с трудом выгребал против волны и на малом ходу ухитрился в непогоде отстать от поврежденного «Баку». Волна ломала легкий корпус страшно — так, что в кубриках слышно было, как «трещат» и «ходят» шпангоуты.  20 ноября в 14 ч. 30 мин. в кормовом кубрике услышали сильный треск (слышимый и на мостике) — это лопнули листы настила верхней палубы между кормовой надстройкой и 130-мм орудием № 4, как раз там, где заканчивались стрингеры и начинался район корпуса с поперечной системой набора. Одновременно образовался гофр на наружной обшивке левого борта, затем последовал обрыв обоих валопроводов. В течение 3 минут кормовая часть миноносца оторвалась и затонула, унеся с собой шесть матросов, не успевших покинуть румпельное отделение. Вскоре последовал мощный взрыв — это сработали, достигнув заданной глубины, взрыватели глубинных бомб, уложенных на корме на случай атаки подводной лодки. 

Оставшиеся кормовые отсеки эсминца быстро заполнялись водой до кормовой переборки 2-го машинного отделения. Потерявший ход корабль развернуло лагом к волне, бортовая качка достигла 45–50°, килевая — 6°. Возник дифферент на корму, остойчивость несколько уменьшилась, что было заметно по увеличившемуся периоду качки; корабль «залеживался» во время качки в накрененном положении. Палубу и надстройки непрерывно накрывало волной, движение по верхней палубе было крайне затруднено.

Однако все сохранившиеся механизмы эсминца действовали безотказно, полностью обеспечивалась работа водоотливных средств и освещения.Личному составу удалось даже запустить резервный котел № 2 , чтобы обеспечить энергией водоотливные механизмы. 

«Баку» сообщил на базу по радио, что потерял в шторме напарника. Узнав об этом, адмирал  Головко велел лидеру пойти его искать, и одновременно поднял по тревоге эсминцы «Урицкий" и "Куйбышев", стоявшие в Иоканьге. В Кольском заливе аналогичный приказ на поиски «Сокрушительного» получил эсминец  "Разумный",  спасатели “Шквал” и “Память Руслана”.

Спустя час «Сокрушительный» передал по радио в Мурманск, что в шторме лишился части кормы вплоть до машинных отделений, но пока держится на плаву. Ветер — зюйд, десять баллов,  координаты - широта 75 градусов 1 минута, долгота 41 градус 25 минут. 

От Иоканьги  до этих координат — 420 морских миль...

Около 18 часов 15 минут к месту аварии подошли эсминцы “Куйбышев”, “Урицкий” и «Разумный».  Хотели было взять «Сокрушительного» на буксир, но шторм не позволил: на волне стальные тросы рвались, как бумажный шпагат. А шторм меж тем крепчал... В таких условиях решено было сначала снять с поврежденного эсминца часть экипажа, уставшую в борьбе за живучесть, заменить ее свежей сменой моряков с собственного борта, а потом уже решать вопрос о буксировке... 

Но попробуйте-ка подойти к борту аварийного корабля при волнении моря в 10 баллов! Шлюпкой не воспользуешься — унесет!!! Попытки “Разумного” приблизиться к «Сокрушительному» вплотную тоже успеха не имели: при сближении эсминцы так кидало друг на друга, что дело явно шло к новой аварии. Был снят всего один отчаянный матрос, то ли прыгнувший с борта на борт, то ли вообще переброшенный силой стихийного толчка... Счастье, что парень, шмякнувшийся на палубу «Разумного» как мешок, благополучно избежал серьезных травм.  Новых попыток передать экипаж способом «борт к борту» не предпринималось. 

Удивительно, но факт: более старые “Куйбышев” и “Урицкий”, принадлежавшие к еще дореволюционной серии эсминцев типа «Новик", переносили шторм гораздо лучше, могли нормально двигаться. Они в результате и начали снимать экипаж «Сокрушительного», наладив с поврежденным эсминцем  контакт с помощью тросовых «беседок». Проще говоря, от одного миноносца к другому протягивается тонкая, но прочная веревка, на которой буквально меж небом и штормовой волной болтается человек в остропке, похожей на снаряжение альпиниста...

Передать таким способом несколько сотен душ народу — та еще задача! Во-первых, спасающий эсминец должен так ювелирно подрабатывать машинами, чтобы трос не порвать. Во-вторых, вновь поднялась пурга, слепившая глаза: спасаемые моряки просто не видели, куда по веревке едут. В-третьих, если при обрыве «беседки» попадаешь в воду, проживешь в сапогах и бушлате не больше десяти минут...

Уже 97 моряков “Сокрушительного” были переправлены на “Куйбышев”, когда  злосчастный трос все-таки оборвался.  Девяносто восьмого матроса достать из воды живым не успели.

«Новики» предложили новый способ спасения — тоже рискованный, но в такой шторм не рискованных методов нет. Взять еще один пеньковый трос покрепче, длиной около 300 метров, вплести в него через каждые два метра спасательные круги и перетягивать народ к себе на борт на них. В воде... А на борту «Куйбышева» и «Урицкого» сразу же начинать борьбу с переохлаждением у спасенных.
Это кажется невероятным, но на кругах удалось перевезти еще 90 моряков: “Куйбышев” взял семьдесят девять человек, “Урицкий” - одиннадцать. Теперь на борту “Сокрушительного” осталось 15 матросов и два офицера - минер старший лейтенант Лекарев и заместитель командира по политчасти БЧ-5 старший лейтенант Владимиров.

Капитану полагается оставлять аварийный корабль последним. Однако командир «Сокрушительного» Курилех уехал в «беседке» в числе первых спасенных. Капитан не был ранен, однако счел, что большую пользу принесет, руководя спасательными работами со стороны... Так героизм одних в экстремальной ситуации порой мешается с откровенной робостью других.

Штаб флота  прекрасно понимал, что на штормовой волне буксировать «Сокрушительного» «Новикам» и «Разумному» не под силу.  Надо было ждать профессиональных спасателей, а они, увы, куда как тихоходнее любого эсминца... Оставаться долее рядом с поврежденным кораблем означало допустить перерасход топлива тремя боеспособными эсминцами.  Как тогда возвращаться?..  

Из воспоминаний адмирала Головко: 
«Жалею, что не послал вчера к “Сокрушительному” тральщики. Румянцев предлагал послать их, но я тогда не принял его предложения. Это моя ошибка. Был уверен, после того как эсминцы обнаружили “Сокрушительный”, они сумеют взять его на буксир. Потеряны сутки, ибо все равно необходимо посылать тральщики. Вызываю П.В. Панфилова (командир дивизиона тральщиков) и ставлю ему задачу, выйти к “Сокрушительному” с двумя тральщиками — ТЩ-36 и ТЩ-39; снять всех, кто остался на корабле... Если погода не позволит ни снять людей, ни буксировать корабль, то находиться у “Сокрушительного” и охранять его до улучшения погоды и подхода спасателей; если же эсминец по его состоянию нельзя будет буксировать и при хорошей погоде, корабль подорвать и уничтожить. В 23 часа оба тральщика вышли по назначению.»

...Когда «Разумный», «Куйбышев» и «Урицкий» уходили, над мостиком лежавшего в крене «Сокрушительного» взвилась ракета, потом другая, третья… Сначала эсминцы пытались сверить ракетные пуски с таблицей сигналов, решив, что аварийный эсминец что-то хочет сообщить перед расставанием. Но за третьей пошла четвертая ракета, пятая,  шестая... Ровно 17 пусков. 17 моряков, остающихся наедине со штормовым морем на полузатопленном корабле, прощались с друзьями... 

...Когда в координаты аварии пришли тральщики со спасательным буксиром, спасать было уже некого. Волнение моря упало до 4 баллов,  шторм исчерпал свои силы. Но «Сокрушительного»  уже не было...

Лишь в середине декабря 1942 года нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов подписал директиву: "поиски «Сокрушительного» прекратить, корабль, числившийся до сих пор пропавшим без вести,  считать погибшим".

Командир корабля капитан 3 ранга Курилех, бросивший свой эсминец на погибель с остатками экипажа на борту,  был отдан под трибунал, разжалован и приговорен к расстрелу.  Приговор приведен в исполнение весной 1943 года.

А нам осталось лишь помянуть поименно тех,  кто выполнил свой долг моряка и воина до конца:

1. Лекарев Геннадий Евдокимович, 1916 года рождения, старший лейтенант, командир БЧ-3.
2. Владимиров Илья Александрович, (1910), политрук БЧ-5.
3. Белов Василий Степанович, (1915), главстаршина, старшина команды трюмных машинистов.
4. Сидельников Семен Семенович, (1912), мичман; главный боцман.
5. Бойко Трофим Маркович, (1917), старшина 2-й статьи, командир отделения машинистов-турбинистов.
6. Нагорный Федор Васильевич, (1919), краснофлотец, сигнальщик
7. Любимов Федор Николаевич, (1914), старший краснофлотец, котельный машинист старший.
8. Гаврилов Николай Кузьмич, (1917), старший краснофлотец, машинист-турбинист старший.
9. Пурыгин Василий Иванович, (1917), старший краснофлотец, котельный машинист старший.
10. Зимовец Владимир Павлович, (1919), краснофлотец, электрик.
11. Савинов Михаил Петрович, (1919), краснофлотец, трюмный машинист.
12. Терновой Василий Иванович, (1916), старшина 2-й статьи, командир отделения мотористов.
13. Артемьев Прохор Степанович, (1919), краснофлотец, котельный машинист.
14. Дремлюга Григорий Семенович, (1919), краснофлотец, котельный машинист.
15. Чебиряко Григорий Федорович, (1917), старший краснофлотец, дальномерщик.
16. Шилатыркин Павел Алексеевич, (1919), краснофлотец, котельный машинист.
17. Большов Сергей Тихонович, (1916), старший краснофлотец, электрик.

И у «пропавших без вести» есть право на долгую добрую память. Имя «Сокрушительного» передано по наследству новому боевому кораблю...
 
Рейтинг: +5 1354 просмотра
Комментарии (11)
Марина Заварзина # 11 октября 2016 в 22:31 +1
Читала и никак не могла вспомнить, где же и когда я уже встречала информацию о "Сокрушительном", правда, не так подробно.
Хорошее продолжение рубрики. Поразил капитан - ведь это редкость, когда капитан оставлял свой боевой пост.
Смущает одно: ведь знали, что эсминец не выдержит такие погодные условия и все равно отправляли. Что это: необходимость военного времени или глупость?
Neihardt # 11 октября 2016 в 23:12 +1
Не берегли народ, Марина. Как ни странно, крупный сухогруз из конвоя выдерживает 8 баллов легче, чем мелкий эсминец с острыми обводами. "Новики" толще - они умеют...
информация к размышлению: можно как угодно плохо относится к немцу "Шарнхорсту", фашист все-таки, но он уже при 5 баллах предпочитал не брать с собой на охоту за конвоями свои эсминцы. Один работал. А то еще не всех обратно приведешь...
Валентин Воробьев # 11 октября 2016 в 22:33 +2
Спасибо, Neihardt, за такой рассказ, наполненный драматичными событиями, о подвигах наших военных моряков в годы войны. Война без жертв не бывает. Вечная слава героям, сражавшимся с врагом и с непогодой в суровых северных широтах, героям погибшим и героям, выжившим в этой смертельной схватке с разбушевавшейся стихией.
Я тоже помню, правда, в мирное время и в южных широтах (вблизи острова Сокотра), подобный шторм, разыгравшийся ночью. Два наших корабля оказались в опасной близости друг от друга, и волны швырнули нас, будто в объятия друг к другу. Были сломаны фальшборта (что ещё - не знаю). Мы были вынуждены зайти в иностранный порт для ремонта.
lenta9m2
Валентин Воробьев # 11 октября 2016 в 22:36 +2
Но попробуйте-ка подойти к борту аварийного корабля при волнении моря в 10 баллов!
Источник: http://parnasse.ru/prose/essay/history/morskaja-slava-rosi-tragedija-sokrushitelnogo.html#c2433082
Насколько я помню, волнение больше 9 баллов не бывает.
preview
Neihardt # 11 октября 2016 в 23:07 +2
Спасибо за уточнение: есть и 12-балльная шкала, английская. На Северном флоте по причине постоянных контактов с союзниками пользовались ею. По нашей это 8 - 9
Валентин Воробьев # 12 октября 2016 в 06:42 +2
Понятно, спасибо, Neihardt! Возможно, тогда имеет смысл уточнить это в тексте. Мы, рождённые после войны, таких нюансов можем и не знать.
Neihardt # 12 октября 2016 в 12:29 0
Пожалуй, я просто переведу в тексте метеорологические показатели в современную шкалу - сноски утомляют читателя.
Роксана Ланд # 11 октября 2016 в 23:39 +3
Да, служба на севере и в мирное время не сахар, а уж во время войны и подавно...
Героическая биография и страшная гибель.
Спасибо, коллега.
Neihardt # 12 октября 2016 в 00:07 +2
Да что я-то, это все он, странный такой... Кстати, есть проблема: нет его хороших фото.
ЕДН # 14 октября 2016 в 21:33 +1
Вечная память героям! lenta9m
Neihardt # 14 октября 2016 в 22:08 0
Спасибо, Елена!