ГлавнаяПрозаЭссе и статьиИстория и политика → Морская слава России. СКР-29 «Бриллиант»

Морская слава России. СКР-29 «Бриллиант»

22 сентября 2016 - Neihardt
article355671.jpg
Алый венок искусственных цветов качается на плотике на острой свинцово-синей зыби. В эту пору года в этих суровых краях уже не найти цветов настоящих...  76°09'02 " северной широты, 87°47' восточной долготы — «координаты славы». Проходя эту точку в пространстве, каждый корабль под российским флагом обязан застопорить ход, выстроить экипаж на шканцах, возложить на воду венок и до середины стеньги приспустить флаг — в память моряков, восьмое десятилетие покоящихся под этими волнами... 

Осенью сорок четвертого здесь в бою с врагом геройски погиб скромный пограничный сторожевик с бортовым номером 29 - «Бриллиант».

Строки пожелтевшего от времени технического формуляра строги и кратки: «Пограничный сторожевой корабль СКР-29 «Бриллиант», построенный по проекту базового тральщика — второй корабль в серии из четырех единиц, построенных на судостроительном заводе № 190 в Ленинграде для морских частей пограничной охраны войск НКВД. Заложен 19 октября 1934 года, спущен на воду 15 ноября 1935 года, принят в состав действующего подразделения  18 декабря 1936 года. С 6 июня 1937 года  в качестве ПСКР вошел в состав 1-го сторожевого отряда Пограничной  стражи  морского погранотряда НКВД в Мурманске. Командир корабля - капитан-лейтенант Б.Чернышев"... 

Из воспоминаний капитана I ранга в отставке  Б. И. Чернышева:
- Я принял «Бриллиант» в январе 1938 года. Строили его наши замечательные комсомольцы, он так и числился — молодежный... Это был хорошо вооруженный, быстроходный по тому времени корабль типа БТЩ. Возвышенный полубак, обеспечивающий неплохую для скромных размеров корабля мореходность, плоский, низко стелющийся над водой ют. На полубаке орудие с длинным стволом — универсальная скорострельная “сотка”, кроме того, три 37-мм автомата и шесть пулеметов... Мало, кажется? Но для пограничной службы вполне довольно, нам ведь, если что, не с линкорами сражаться. Штурманское оборудование — современное для тех лет: гирокомпас,  новейший радиопеленгатор, электролаг. Электрическое рулевое управление... Замечательный корабль! 


Первой войной для «Бриллианта», укомплектованного комсомольским экипажем, стала финская. Задачи сторожевика — проводка по морским коммуникациям транспортных конвоев, противолодочная и противовоздушная оборона флотских соединений, патрулирование территориальных вод... Благодаря мелкой осадке тральщика, «Бриллиант» даже принял участие в десантной операции в Лиинахамари. Подошел практически вплотную к берегу, занял позицию меж двух коварных скальных отмелей — там, где более крупным кораблям было не повернуться — и артиллерийским огнем расчистил от врага плацдарм для высадки морских пехотинцев...

В сражение с немецко-фашистскими ВВС «Бриллиант» вступил едва ли не первым изо всего флота. 30 мая 1941 года  сторожевик нес обычную службу по охране границы в районе губы Орлоака.  Море было пустынно, над горизонтом стелились низкие кучевые облака, собиралась гроза... В 20 часов 25 минут наблюдатель на мостике «Бриллианта» заметил впереди по курсу выпавшую из густой грозовой тучи крылатую тень... Самолет! На сигналы о том, что его курс нарушает государственную границу, летчик не отреагировал, и ничтоже сумняшеся, вторгся в воздушное пространство СССР. Боевые инструкции велят в таких случаях сделать предупредительный выстрел — и «Бриллиант» расчехлил зенитные автоматы...

А самолет, аккуратно развернувшись... пошел в пике. И брызнула по надстройкам звонкая дробь пулеметной очереди! Тут уж не до предупреждений! Передав на базу сообщение о провокационной атаке, «Бриллиант» открыл заградительный зенитный огонь. Сбить немца не сбил, но отвернуть с боевого курса заставил. 

В тот день во время боевого патрулирования еще дважды сторожевик подвергался попыткам демонстративной атаки с воздуха. К счастью, жертв в экипаже не было. Читатель, наверное, мог бы задать вопрос, почему зловредный воздушный стрелок не был попросту уничтожен... Но ведь война еще не была объявлена, между СССР и Германией действовал Пакт о ненападении, и морских пограничников сдерживал строгий приказ не поддаваться на провокации. Сбить чужой самолет, пусть даже над своими территориальными водами — это заведомо подвергнуться риску выступить в роли зачинателя боевых действий, не входивших до поры в планы Верховного командования.

Утро 22 июня 1941 года "Бриллиант» встретил в родном порту. В 3 часа 50 минут прогремела боевая тревога: прикрываясь туманной дымкой, на город шла волна немецких бомбардировщиков... 

Один из них так и не смог прорваться ни к стоящим на рейде кораблям, ни к жилым кварталам раскинувшегося на базальтовых скалах городка — рухнул, завывая покалеченным мотором, в море под огнем 37-миллиметрового зенитного автомата «Бриллианта». За первую победу над врагом, одержанную через 10 минут после внезапного вторжения, зенитчики сторожевика были представлены к медалям. 

Из воспоминаний бывшего командира сторожевого отряда, контр-адмирала в отставке А.И. Дианова:
- В начале войны сторожевых кораблей на Северном флоте было немного, и это возлагало большую ответственность на пограничные суда, так как они с успехом могли выполнять функции противолодочных кораблей. Поэтому и легла на них основная тяжесть службы в боевом дозоре, в поиске подводных лодок, охране и сопровождении союзных конвоев. Достаточно напомнить, что только в 1941 году нами было уничтожено семь подлодок и десять самолетов врага. И здесь я особо хотел бы отметить экипаж "Бриллианта". 12 июля 1941 года, когда «Бриллиант» шел в охранении транспортного конвоя,  в 19 часов 48 минут наблюдатели обнаружили бурун вокруг перископа подводной лодки. Сторожевик полным ходом устремился к нему. Лодка, почуяв угрозу, тут же погрузилась. «Бриллиант» начал ее глушить глубинными бомбами — по площадям. Едва была сброшена первая серия бомб, на поверхности воды появились масляные пятна, поплыли какие-то обломки, мусор... Неужели попал с первого раза? Но германские подводники иногда хитрили — сбрасывали через торпедный аппарат содержимое мусорного бака, приправленное некоторой дозой отработанной смазки. Увидит противник мерзкое пятно на воде, решит, что лодка погибла, и оставит ее в покое, а она, зараза, меж тем лежит себе на дне живехонька, готовится к новому прорыву на конвой. Но «Бриллиант» пошел на второй заход!  После сброса второй серии бомб произошел сильный подводный взрыв, на поверхность выбросило несколько тел погибших немецких моряков. Теперь уж с лодкой точно было покончено. Военный совет Северного флота объявил благодарность экипажу СКР-29.


Вторую субмарину «Бриллиант» потопил 14 июля 1941 года, когда вместе с напарником, таким же пограничником «Жемчуг» эскортировал караван транспортов в районе губы Савихи.  Немецкая субмарина выследила конвой и попыталась атаковать из полунадводного положения, но сторожевики  артогнем вынудили ее нырнуть. Не хочешь 100-миллиметровый снаряд в рубку — нырнешь! А дальше  - работа для акустиков... Примерно определив положение затаившейся лодки, корабли прошли прямо над ней и отбомбились. Глубина была невелика, а взрыв был  такой силы, что разорванную буквально пополам лодку  по частям выкинуло на поверхность. 

Захват Мурманска мог обеспечить немецким войскам стратегическое господство в регионе и гарантированно лишал Советский Союз контактов с британскими союзниками.  Поэтому 17 июля 1941 года фашистские горно-егерские дивизии начали отчаянное наступление вдоль дороги Печенега — Мурманск. Через сутки для поддержки наших войск, оборонявших острова Средний и Рыбачий, пришли пограничные корабли “Бриллиант”, "Смерч»  и “Айсберг”. Шесть часов вели они огонь по врагу, подавили несколько артиллерийских и минометных батарей, накрыли большое скопление пехоты. Атаки фашистов, стремившихся прорваться через хребет Муста-Тунтури, были отбиты. Поддержанные огнем корабельной артиллерии, части Красной Армии остановили дальнейшее продвижение врага и сорвали планы штурма города. 

Но флотский отряд, уже возвращавшийся в бухту Иоканьга, неожиданно подвергся массированной атаке с воздуха. Около сорока немецких бомбардировщиков обрушились на флотилию . "Смерч" и "Айсберг" успели отступить в полосу тумана. А «Бриллиант" чуть замешкался — и вся мощь немецкой атаки досталась ему...

Из вахтенного журнала СКР-29 «Бриллиант»:
Атакован бомбардировщиками противника. Пикируют по три одновременно, фронтом. Сбросили несколько бомб. Одна бомба разорвалась по носу, в 50 метрах, вторая—в 40 метрах, третья сзади по корме в 70 метрах. От сильных близких взрывов палубу накрыло водой, осколками и грязью со дна... От гидродинамического удара при близком разрыве в магистралях питьевой воды открылась течь. Самолеты атакуют волна за волной. Веду ураганный огонь из орудий и ДШК. На исходе боеприпасы...


Боеприпасов ему хватило на два часа непрерывной зенитной стрельбы. За это время были отражены 8 восемь массированных атак с воздуха, сбит один «Юнкерс». Верткий и маневренный сторожевик отделался от небывалого налета даже без потерь в команде, а через 4 дня ремонта был готов к новым боям.

… А 12 мая 1942 года "Бриллиант" погиб в первый раз.  

Стоя на якоре Иоканьгского рейда, он каким-то образом проморгал звено «Юнкерсов», которое зашло со стороны низкого северного солнца и внезапно обрушилось на сторожевик с бомбами...  Две бомбы взорвались прямо у борта, вскрыли обшивку, изрешетили небронированный бак вихрем горячих осколков...  На палубе вспыхнул пожар, который экипаж тушил до последнего. До приказа покинуть тонущий корабль, отданного командиром — лейтенантом А. Косменюком. Политрук «Бриллианта» Павел Пономаренко, руководивший  борьбой за живучесть, выполнить этот приказ не успел...

Из приказа по флоту: 
«23 сентября 1943 года навечно зачислен в списки личного состава Йоканьгской ВМБ помощник командира по политической части сторожевого корабля СКР-29 «Бриллиант» старший политрук Пономаренко Павел Васильевич, который героически погиб вместе с кораблем во время налета вражеской авиации на Иоканьгскую ВМБ 12 мая 1942 года». 


За отвагу и мужество в этом бою правительственных наград были удостоены члены экипажа «Бриллианта» старший лейтенант Добрик, лейтенант Гаврилов, старшина 1-й статьи Волков, краснофлотцы Гальцов, Кочнев и многие другие... 

Казалось бы, тут и конец биографии отважного «Бриллианта». Но небольшие глубины в месте затопления и  острая нехватка на театре боевых действий  малых кораблей охранения заставили командование Северного флота задуматься о попытке поднять корабль. Водолазная экспедиция флота четыре месяца герметизировала корпус «Бриллианта» на дне. Кроме двух крупных бомбовых повреждений в обшивке СКР-29 водолазы насчитали … более 800 осколочных пробоин. 

И все же он был поднят, отбуксирован с водоотливниками в Архангельск на верфь и восстановлен для новых сражений с неприятелем. Осенью 1944 года возрожденный к жизни  сторожевик пришел в море Лаптевых — для участия в охране транспортных конвоев на этом участке Северного морского пути.

Долог путь по северным водам из пролива Вилькицкого к ледяному Диксону. 22 сентября 1944 года из моря Лаптевых этим маршрутом вышел транспортный конвой с грузом боезапаса и продовольствия для фронта. В охранении конвоя было семь сторожевиков. Впереди каравана прочесывали волны от мин четыре тральщика.  «Бриллиантом» командовал  старший лейтенант М. Махоньков, принявший корабль недавно — еще в ремонте.

Было 23 сентября, глухая северная полночь. В 1 час 13 минут пополуночи наблюдательные вахты «Бриллианта»  заметили в черной воде тонкий стальной стержень перископа, обрамленный вытянутым кольцом белой пены. И над зубьями холодной зыби тускло сверкнул в свете мощного прожектора  отблеск линзы... Лодка! «Бриллиант» поднял тревогу.  

При первых звуках ревуна, разорвавших чуткую тишину, лодка нырнула. Корабли охранения плотным кольцом окружили транспорты, расчехляя артиллерийские стволы, готовя к сбросу комплекты глубинных бомб. По волнам замелькали лучи прожекторов...

Внезапно слева по курсу «Бриллианта» под слоем свинцово черной воды возникла серебряная дорожка — след торпеды. Смертоносная немецкая «сигара» шла прямо на транспорт «Революционер" — один из самых крупных кораблей в конвое, на борту которого находился и штаб каравана. Еще мгновение — и стальная «рыбина» вломится в высокий черный борт, оглушительный взрыв сокрушит переборки, впуская холодное море внутрь умирающего корабля, и гигантский - по сравнению с крохотным сторожевиком -  пароход завалится в крене...

- Полный вперед! - коротко бросил старший лейтенант Махоньков в амбушюр переговорной трубы и передернул ручку машинного телеграфа...

Торпедный взрыв, казалось, расколол низкое ночное небо надвое. Выше мачт полыхнуло оранжевое зарево. Огромный столб воды встал у борта «Революционера» и опал, обдавая палубу ледяными брызгами...  
Когда тишина вновь воцарилась над морем, "Бриллианта" уже не было на поверхности. 

Из воспоминаний капитана 1 ранга в отставке Б. Валинского, командира СКР-23 "Рубин", участника конвойной операции:
- Когда мы подошли к месту гибели СКР-29, то увидели на воде большое соляровое пятно, две шлюпки, сорванные с ростров и залитые водой, несколько пробковых матрацев и деревянные обломки. Людей не было... По всей видимости, торпеда поразила сторожевик в зону расположения дизелей, и гибель его была мгновенной, спастись никто из команды не успел. На итоговом разборе похода по поводу гибели “Бриллианта” все офицеры высказали единое мнение: Махоньков, заметив след торпеды, направленной в транспорт, преградил ей путь бортом своего корабля. Обладая хорошей маневренностью и большим запасом скорости по сравнению с той, которой шла собственно транспортная колонна, «Бриллиант" мог легко уклониться от торпеды, но тогда она поразила бы транспорт с грузом для фронта... И коммунист Махоньков принял единственное решение...


Позже выяснилось — один моряк с «Бриллианта» все же уцелел в этом бою. Сигнальщик Алексей Стаханов, тёзка знаменитого шахтера родом из Курска, был ранен во время взрыва и выброшен за борт взрывной волной. В темноте его не нашли другие сторожевики, и держась за обломок палубной доски, краснофлотец Стаханов проплыл более 100 километров — до пустынного берега острова Таймыр. Здесь силы оставили матроса, и до гидрографической станции острова он уже не смог дойти — умер от потери крови и усталости на узкой тропе, затерянной меж холодных скал. Его останки нашла новая экспедиция гидрографов лишь в 1961 году.

В 1985 году на киностудии "Мосфильм" режиссером Рудольфом Фрунтовым по сценарию Алексея Германа был снят фильм «Жил отважный капитан», один из главных «героев» которого — пограничный сторожевик СКР-29 «Память Руслана», в роли которого снялся тральщик БТ-820, в прошлом — рыболовный  траулер. Материалом для «биографии» киноперсонажа послужила судьба «Бриллианта».

Ныне имя «Бриллиант» носит новейший корабль береговой охраны. — уже четвертый в этом славном роду...

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПСКР-29 “БРИЛЛИАНТ”
Длина наибольшая, м . . . 67,5
Ширина, м ........ 7,3
Осадка, м ........ 2,2
Водоизмещение, т . . . 600/1000 
Скорость, узл ...... 16,8 
Мощность дизелей, л. с. . 2Х1100
Экипаж, чел. ....... 68
Вооружение: 
артиллерия - 1 102-мм орудие, 3 37-мм зенитных морских пушки, 2 12,7-мм пулемета на турелях; 
минное: рельсы и кормовой скат; 
бомбовое: 2 -лотковых бомбосбрасывателя, 2 бомбомета; 
химическое: 6 морских больших дымовых шашек (МБДШ) в корзинах.

© Copyright: Neihardt, 2016

Регистрационный номер №0355671

от 22 сентября 2016

[Скрыть] Регистрационный номер 0355671 выдан для произведения: Алый венок искусственных цветов качается на плотике на острой свинцово-синей зыби. В эту пору года в этих суровых краях уже не найти цветов настоящих...  76°09'02 " северной широты, 87°47' восточной долготы — «координаты славы». Проходя эту точку в пространстве, каждый корабль под российским флагом обязан застопорить ход, выстроить экипаж на шканцах, возложить на воду венок и до середины стеньги приспустить флаг — в память моряков, восьмое десятилетие покоящихся под этими волнами... 

Осенью сорок четвертого здесь в бою с врагом геройски погиб скромный пограничный сторожевик с бортовым номером 29 - «Бриллиант».

Строки пожелтевшего от времени технического формуляра строги и кратки: «Пограничный сторожевой корабль СКР-29 «Бриллиант», построенный по проекту базового тральщика — второй корабль в серии из четырех единиц, построенных на судостроительном заводе № 190 в Ленинграде для морских частей пограничной охраны войск НКВД. Заложен 19 октября 1934 года, спущен на воду 15 ноября 1935 года, принят в состав действующего подразделения  18 декабря 1936 года. С 6 июня 1937 года  в качестве ПСКР вошел в состав 1-го сторожевого отряда Пограничной  стражи  морского погранотряда НКВД в Мурманске. Командир корабля - капитан-лейтенант Б.Чернышев"... 

Из воспоминаний капитана I ранга в отставке  Б. И. Чернышева:
- Я принял «Бриллиант» в январе 1938 года. Строили его наши замечательные комсомольцы, он так и числился — молодежный... Это был хорошо вооруженный, быстроходный по тому времени корабль типа БТЩ. Возвышенный полубак, обеспечивающий неплохую для скромных размеров корабля мореходность, плоский, низко стелющийся над водой ют. На полубаке орудие с длинным стволом — универсальная скорострельная “сотка”, кроме того, три 37-мм автомата и шесть пулеметов... Мало, кажется? Но для пограничной службы вполне довольно, нам ведь, если что, не с линкорами сражаться. Штурманское оборудование — современное для тех лет: гирокомпас,  новейший радиопеленгатор, электролаг. Электрическое рулевое управление... Замечательный корабль! 


Первой войной для «Бриллианта», укомплектованного комсомольским экипажем, стала финская. Задачи сторожевика — проводка по морским коммуникациям транспортных конвоев, противолодочная и противовоздушная оборона флотских соединений, патрулирование территориальных вод... Благодаря мелкой осадке тральщика, «Бриллиант» даже принял участие в десантной операции в Лиинахамари. Подошел практически вплотную к берегу, занял позицию меж двух коварных скальных отмелей — там, где более крупным кораблям было не повернуться — и артиллерийским огнем расчистил от врага плацдарм для высадки морских пехотинцев...

В сражение с немецко-фашистскими ВВС «Бриллиант» вступил едва ли не первым изо всего флота. 30 мая 1941 года  сторожевик нес обычную службу по охране границы в районе губы Орлоака.  Море было пустынно, над горизонтом стелились низкие кучевые облака, собиралась гроза... В 20 часов 25 минут наблюдатель на мостике «Бриллианта» заметил впереди по курсу выпавшую из густой грозовой тучи крылатую тень... Самолет! На сигналы о том, что его курс нарушает государственную границу, летчик не отреагировал, и ничтоже сумняшеся, вторгся в воздушное пространство СССР. Боевые инструкции велят в таких случаях сделать предупредительный выстрел — и «Бриллиант» расчехлил зенитные автоматы...

А самолет, аккуратно развернувшись... пошел в пике. И брызнула по надстройкам звонкая дробь пулеметной очереди! Тут уж не до предупреждений! Передав на базу сообщение о провокационной атаке, «Бриллиант» открыл заградительный зенитный огонь. Сбить немца не сбил, но отвернуть с боевого курса заставил. 

В тот день во время боевого патрулирования еще дважды сторожевик подвергался попыткам демонстративной атаки с воздуха. К счастью, жертв в экипаже не было. Читатель, наверное, мог бы задать вопрос, почему зловредный воздушный стрелок не был попросту уничтожен... Но ведь война еще не была объявлена, между СССР и Германией действовал Пакт о ненападении, и морских пограничников сдерживал строгий приказ не поддаваться на провокации. Сбить чужой самолет, пусть даже над своими территориальными водами — это заведомо подвергнуться риску выступить в роли зачинателя боевых действий, не входивших до поры в планы Верховного командования.

Утро 22 июня 1941 года "Бриллиант» встретил в родном порту. В 3 часа 50 минут прогремела боевая тревога: прикрываясь туманной дымкой, на город шла волна немецких бомбардировщиков... 

Один из них так и не смог прорваться ни к стоящим на рейде кораблям, ни к жилым кварталам раскинувшегося на базальтовых скалах городка — рухнул, завывая покалеченным мотором, в море под огнем 37-миллиметрового зенитного автомата «Бриллианта». За первую победу над врагом, одержанную через 10 минут после внезапного вторжения, зенитчики сторожевика были представлены к медалям. 

Из воспоминаний бывшего командира сторожевого отряда, контр-адмирала в отставке А.И. Дианова:
- В начале войны сторожевых кораблей на Северном флоте было немного, и это возлагало большую ответственность на пограничные суда, так как они с успехом могли выполнять функции противолодочных кораблей. Поэтому и легла на них основная тяжесть службы в боевом дозоре, в поиске подводных лодок, охране и сопровождении союзных конвоев. Достаточно напомнить, что только в 1941 году нами было уничтожено семь подлодок и десять самолетов врага. И здесь я особо хотел бы отметить экипаж "Бриллианта". 12 июля 1941 года, когда «Бриллиант» шел в охранении транспортного конвоя,  в 19 часов 48 минут наблюдатели обнаружили бурун вокруг перископа подводной лодки. Сторожевик полным ходом устремился к нему. Лодка, почуяв угрозу, тут же погрузилась. «Бриллиант» начал ее глушить глубинными бомбами — по площадям. Едва была сброшена первая серия бомб, на поверхности воды появились масляные пятна, поплыли какие-то обломки, мусор... Неужели попал с первого раза? Но германские подводники иногда хитрили — сбрасывали через торпедный аппарат содержимое мусорного бака, приправленное некоторой дозой отработанной смазки. Увидит противник мерзкое пятно на воде, решит, что лодка погибла, и оставит ее в покое, а она, зараза, меж тем лежит себе на дне живехонька, готовится к новому прорыву на конвой. Но «Бриллиант» пошел на второй заход!  После сброса второй серии бомб произошел сильный подводный взрыв, на поверхность выбросило несколько тел погибших немецких моряков. Теперь уж с лодкой точно было покончено. Военный совет Северного флота объявил благодарность экипажу СКР-29.


Вторую субмарину «Бриллиант» потопил 14 июля 1941 года, когда вместе с напарником, таким же пограничником «Жемчуг» эскортировал караван транспортов в районе губы Савихи.  Немецкая субмарина выследила конвой и попыталась атаковать из полунадводного положения, но сторожевики  артогнем вынудили ее нырнуть. Не хочешь 100-миллиметровый снаряд в рубку — нырнешь! А дальше  - работа для акустиков... Примерно определив положение затаившейся лодки, корабли прошли прямо над ней и отбомбились. Глубина была невелика, а взрыв был  такой силы, что разорванную буквально пополам лодку  по частям выкинуло на поверхность. 

Захват Мурманска мог обеспечить немецким войскам стратегическое господство в регионе и гарантированно лишал Советский Союз контактов с британскими союзниками.  Поэтому 17 июля 1941 года фашистские горно-егерские дивизии начали отчаянное наступление вдоль дороги Печенега — Мурманск. Через сутки для поддержки наших войск, оборонявших острова Средний и Рыбачий, пришли пограничные корабли “Бриллиант”, "Смерч»  и “Айсберг”. Шесть часов вели они огонь по врагу, подавили несколько артиллерийских и минометных батарей, накрыли большое скопление пехоты. Атаки фашистов, стремившихся прорваться через хребет Муста-Тунтури, были отбиты. Поддержанные огнем корабельной артиллерии, части Красной Армии остановили дальнейшее продвижение врага и сорвали планы штурма города. 

Но флотский отряд, уже возвращавшийся в бухту Иоканьга, неожиданно подвергся массированной атаке с воздуха. Около сорока немецких бомбардировщиков обрушились на флотилию . "Смерч" и "Айсберг" успели отступить в полосу тумана. А «Бриллиант" чуть замешкался — и вся мощь немецкой атаки досталась ему...

Из вахтенного журнала СКР-29 «Бриллиант»:
Атакован бомбардировщиками противника. Пикируют по три одновременно, фронтом. Сбросили несколько бомб. Одна бомба разорвалась по носу, в 50 метрах, вторая—в 40 метрах, третья сзади по корме в 70 метрах. От сильных близких взрывов палубу накрыло водой, осколками и грязью со дна... От гидродинамического удара при близком разрыве в магистралях питьевой воды открылась течь. Самолеты атакуют волна за волной. Веду ураганный огонь из орудий и ДШК. На исходе боеприпасы...


Боеприпасов ему хватило на два часа непрерывной зенитной стрельбы. За это время были отражены 8 восемь массированных атак с воздуха, сбит один «Юнкерс». Верткий и маневренный сторожевик отделался от небывалого налета даже без потерь в команде, а через 4 дня ремонта был готов к новым боям.

… А 12 мая 1942 года "Бриллиант" погиб в первый раз.  

Стоя на якоре Иоканьгского рейда, он каким-то образом проморгал звено «Юнкерсов», которое зашло со стороны низкого северного солнца и внезапно обрушилось на сторожевик с бомбами...  Две бомбы взорвались прямо у борта, вскрыли обшивку, изрешетили небронированный бак вихрем горячих осколков...  На палубе вспыхнул пожар, который экипаж тушил до последнего. До приказа покинуть тонущий корабль, отданного командиром — лейтенантом А. Косменюком. Политрук «Бриллианта» Павел Пономаренко, руководивший  борьбой за живучесть, выполнить этот приказ не успел...

Из приказа по флоту: 
«23 сентября 1943 года навечно зачислен в списки личного состава Йоканьгской ВМБ помощник командира по политической части сторожевого корабля СКР-29 «Бриллиант» старший политрук Пономаренко Павел Васильевич, который героически погиб вместе с кораблем во время налета вражеской авиации на Иоканьгскую ВМБ 12 мая 1942 года». 


За отвагу и мужество в этом бою правительственных наград были удостоены члены экипажа «Бриллианта» старший лейтенант Добрик, лейтенант Гаврилов, старшина 1-й статьи Волков, краснофлотцы Гальцов, Кочнев и многие другие... 

Казалось бы, тут и конец биографии отважного «Бриллианта». Но небольшие глубины в месте затопления и  острая нехватка на театре боевых действий  малых кораблей охранения заставили командование Северного флота задуматься о попытке поднять корабль. Водолазная экспедиция флота четыре месяца герметизировала корпус «Бриллианта» на дне. Кроме двух крупных бомбовых повреждений в обшивке СКР-29 водолазы насчитали … более 800 осколочных пробоин. 

И все же он был поднят, отбуксирован с водоотливниками в Архангельск на верфь и восстановлен для новых сражений с неприятелем. Осенью 1944 года возрожденный к жизни  сторожевик пришел в море Лаптевых — для участия в охране транспортных конвоев на этом участке Северного морского пути.

Долог путь по северным водам из пролива Вилькицкого к ледяному Диксону. 22 сентября 1944 года из моря Лаптевых этим маршрутом вышел транспортный конвой с грузом боезапаса и продовольствия для фронта. В охранении конвоя было семь сторожевиков. Впереди каравана прочесывали волны от мин четыре тральщика.  «Бриллиантом» командовал  старший лейтенант М. Махоньков, принявший корабль недавно — еще в ремонте.

Было 23 сентября, глухая северная полночь. В 1 час 13 минут пополуночи наблюдательные вахты «Бриллианта»  заметили в черной воде тонкий стальной стержень перископа, обрамленный вытянутым кольцом белой пены. И над зубьями холодной зыби тускло сверкнул в свете мощного прожектора  отблеск линзы... Лодка! «Бриллиант» поднял тревогу.  

При первых звуках ревуна, разорвавших чуткую тишину, лодка нырнула. Корабли охранения плотным кольцом окружили транспорты, расчехляя артиллерийские стволы, готовя к сбросу комплекты глубинных бомб. По волнам замелькали лучи прожекторов...

Внезапно слева по курсу «Бриллианта» под слоем свинцово черной воды возникла серебряная дорожка — след торпеды. Смертоносная немецкая «сигара» шла прямо на транспорт «Революционер" — один из самых крупных кораблей в конвое, на борту которого находился и штаб каравана. Еще мгновение — и стальная «рыбина» вломится в высокий черный борт, оглушительный взрыв сокрушит переборки, впуская холодное море внутрь умирающего корабля, и гигантский - по сравнению с крохотным сторожевиком -  пароход завалится в крене...

- Полный вперед! - коротко бросил старший лейтенант Махоньков в амбушюр переговорной трубы и передернул ручку машинного телеграфа...

Торпедный взрыв, казалось, расколол низкое ночное небо надвое. Выше мачт полыхнуло оранжевое зарево. Огромный столб воды встал у борта «Революционера» и опал, обдавая палубу ледяными брызгами...  
Когда тишина вновь воцарилась над морем, "Бриллианта" уже не было на поверхности. 

Из воспоминаний капитана 1 ранга в отставке Б. Валинского, командира СКР-23 "Рубин", участника конвойной операции:
- Когда мы подошли к месту гибели СКР-29, то увидели на воде большое соляровое пятно, две шлюпки, сорванные с ростров и залитые водой, несколько пробковых матрацев и деревянные обломки. Людей не было... По всей видимости, торпеда поразила сторожевик в зону расположения дизелей, и гибель его была мгновенной, спастись никто из команды не успел. На итоговом разборе похода по поводу гибели “Бриллианта” все офицеры высказали единое мнение: Махоньков, заметив след торпеды, направленной в транспорт, преградил ей путь бортом своего корабля. Обладая хорошей маневренностью и большим запасом скорости по сравнению с той, которой шла собственно транспортная колонна, «Бриллиант" мог легко уклониться от торпеды, но тогда она поразила бы транспорт с грузом для фронта... И коммунист Махоньков принял единственное решение...


Позже выяснилось — один моряк с «Бриллианта» все же уцелел в этом бою. Сигнальщик Алексей Стаханов, тёзка знаменитого шахтера родом из Курска, был ранен во время взрыва и выброшен за борт взрывной волной. В темноте его не нашли другие сторожевики, и держась за обломок палубной доски, краснофлотец Стаханов проплыл более 100 километров — до пустынного берега острова Таймыр. Здесь силы оставили матроса, и до гидрографической станции острова он уже не смог дойти — умер от потери крови и усталости на узкой тропе, затерянной меж холодных скал. Его останки нашла новая экспедиция гидрографов лишь в 1961 году.

В 1985 году на киностудии "Мосфильм" режиссером Рудольфом Фрунтовым по сценарию Алексея Германа был снят фильм «Жил отважный капитан», один из главных «героев» которого — пограничный сторожевик СКР-29 «Память Руслана», в роли которого снялся тральщик БТ-820, в прошлом — рыболовный  траулер. Материалом для «биографии» киноперсонажа послужила судьба «Бриллианта».

Ныне имя «Бриллиант» носит новейший корабль береговой охраны. — уже четвертый в этом славном роду...

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПСКР-29 “БРИЛЛИАНТ”
Длина наибольшая, м . . . 67,5
Ширина, м ........ 7,3
Осадка, м ........ 2,2
Водоизмещение, т . . . 600/1000 
Скорость, узл ...... 16,8 
Мощность дизелей, л. с. . 2Х1100
Экипаж, чел. ....... 68
Вооружение: 
артиллерия - 1 102-мм орудие, 3 37-мм зенитных морских пушки, 2 12,7-мм пулемета на турелях; 
минное: рельсы и кормовой скат; 
бомбовое: 2 -лотковых бомбосбрасывателя, 2 бомбомета; 
химическое: 6 морских больших дымовых шашек (МБДШ) в корзинах.
 
Рейтинг: +3 1540 просмотров
Комментарии (22)
Марина Заварзина # 22 сентября 2016 в 23:25 +2
Да, не зря сторожевику дали вторую жизнь... Погибло 68 человек, которые своей смертью спасли жизни очень многих людей: это и экипаж транспорта, а также жизни тех, кому предназначался груз, находящийся на "Революционере". Думаю, что там помимо боеприпасов было и продовольствие, медикаменты и пр. - всё то, что было необходимо людям в то нелёгкое военное время.
Славная история корабля, героическая и печальная, как до, так и после возрождения.
Спасибо, Neihardt. Писать про это всегда сложно, по себе знаю, что после этого наступает эмоциональное опустошение, усталость, будто ты заново переживаешь всю трагедию, пропускаешь через себя. Именно так и пишутся подобные очерки. Если автор прочувствует написанное им, то и читатель не останется равнодушным. У тебя это получилось. Читательских эмоций много: и слёзы на глаза наворачиваются, и дрожь по телу, будто эта стальная гадина и меня зацепила, и меня накрыло этой ударной волной смерти и боли.
О таких эпизодах войны надо помнить, о таких геройских кораблях и их экипажах надо знать!
Спасибо за память!
lenta9m
Neihardt # 22 сентября 2016 в 23:45 +1
Благодарю за прочтение и сочувствие...

А лодка ушла...
Марина Заварзина # 22 сентября 2016 в 23:49 +1
Подводные лодки - это страшно, особенно в те времена, когда отследить их технически было сложно. Парадоксально, но... я люблю подводников, но не люблю подводные лодки...
Neihardt # 22 сентября 2016 в 23:53 +1
Сейчас они другие совсем... Да и средства обнаружения усовершенствовались, во многом уравняв тех, кто под водой и тех, кто над водой...

Вот, с "Акулой" в сравнении - и авианосец некая среднестатистическая почти мелкота
Марина Заварзина # 23 сентября 2016 в 00:03 +2
Я заметила одну интересную вещь: при просмотре фильмов про подводников часто замирает сердце от ужаса, неизвестности, волнения и переживания за них, от того, что у них низкая информативность о происходящем вокруг (я про фильмы о подводниках в годы Великой Отечественной").
А по очерку хочу ещё добавить то, что я восхищена реакцией и хладнокровием Махонькова, его действиями. Не каждый командир пойдёт на это.
Neihardt # 23 сентября 2016 в 00:14 +1
Да, лейтенант решил за весь экипаж. Механик, репетуя "полный вперед" на телеграфе, был, например, не в курсе сути и смысла совершаемого маневра.
Марина Заварзина # 23 сентября 2016 в 00:18 +2
Ё-моё... 26 лет ему было, а уже командир, и столько мудрости и видения ситуации...
Вечная память...
lenta9m2
Neihardt # 23 сентября 2016 в 00:23 +3
А может, в молодости все и дело? Только юные могут так пренебрегать простым и естественным желанием выжить, принимая решение не только за себя.

Махоньков с боевыми товарищами (слева)
Марина Заварзина # 23 сентября 2016 в 00:31 +1
Наверное, да, дело в возрасте, хотя... Сколько, например, Рудневу было лет на момент боя?
Кстати, спасибо за фотографии в комментариях.
Neihardt # 23 сентября 2016 в 00:46 +2
Всеволод Федорович - 1855 года рождения. Слегка засиделся в каперангах... И в обращении к экипажу перед боем объявил цель и задачи выхода, предупредил о возможности погибнуть и предложил не занятым в боевом расписании (коку, музыкантам, морпехам с "Севастополя") в бою не участвовать.
Отказавшихся, кстати, не было.
Марина Заварзина # 23 сентября 2016 в 00:55 +1
Перефразирую известное выражение: "Войне и подвигу все возрасты покорны..."
Neihardt # 23 сентября 2016 в 01:02 +1
Да тут уж скорее ваш моностих: "Забудь "хочу" и помни только "Надо"...
Марина Заварзина # 23 сентября 2016 в 01:07 +1
Спасибо. Меня цитируют - как это необычно...
И за фото спасибо.
Neihardt # 23 сентября 2016 в 01:11 +1
Вымотал меня этот тип. Если разобраться - смотреть не на что, а такое в нем сидит - закачаешься...

НЕт даже уверенности, что я его понимаю.
Марина Заварзина # 23 сентября 2016 в 01:16 +1
Мне кажется, что не зря судьба дала ему второй шанс - просто так не воскресают, хотя, уверена, что в истории кораблей обязательно найдутся факты, опровергающие мою гипотезу.
Neihardt # 23 сентября 2016 в 01:39 +1
"Простотак" ни один водолаз в Иоканьге на дно не полезет - там даже летом вода не выше плюс восьми. :))))
Роксана Ланд # 23 сентября 2016 в 03:12 +1
Героическая биография и страшная гибель. Вот уж воистину и самый маленький может сделать большое дело. А подводные лодки ее зря на флоте не любят - подлючие они всё-таки.
Neihardt # 25 сентября 2016 в 15:22 0
Угу.
Вера Киреева # 25 сентября 2016 в 06:04 +1
Спасибо, что пишите об этом!
Труд моряков тяжёл и опасен . smileded live4
Neihardt # 25 сентября 2016 в 15:24 0
Благодарю за интерес. Кстати, нынче как раз отметилии малозаметный праздник: день караванщика. Или, по нашему. день конвойного кменданта...:))
ТАкого коменднта "Бриллиант" и спас
postum postum # 18 апреля 2017 в 13:45 +1
Спасибо, за статью. Мой дед погиб на "Бриллианте".
Neihardt # 18 апреля 2017 в 16:44 0
Добро пожаловать с биографией дедушки-героя на сайт polkrf. ru "Бессмертный полк России"