Буртасы. Кто они?
10 января 2018 -
Алексей Аимин
В первых веках нашей эры с приходом на юг Европейской части России готов, а следом гуннов по Дону на пензенские земли стали приходить скотоводы аланы. Сами аланы, называли себя ясами или асами – то есть лучшими.
Древние определения аса (высший) и аза (первый) у южных народов всегда были в ходу. Черкасы, каспы, хазары, абазы(абхазы), азаки (жили в устье Дона) – это не полная часть примеров. Именно слог аса является главным аргументом сторонников аланского происхождения буртасов.
Аланы были скотоводами и отдавали предпочтение крупнорогатому скоту. Селились они всегда ближе к степной зоне. Пензенские села с необычным названием Мачкасы, Азрапино, и Малый Буртас лишь подтверждение этому, а немного южнее в Саратовской области есть несколько сел Бурасы.
Однако странно, что никто не оберет во внимание первый слог самоназвания. У буртасов – это бурт. Возможно потому, что этот слог имеет западное происхождение и его появление в наших местах труднообъяснимо. Бурт слово польское – первоначально означало земляной вал как защитное сооружение. Именно от него произошел немецкий аналог бург – укрепленный город.
А вот как получилось, что в самоназвании приволжского народа появился такой слог, надо посмотреть, что происходило в то далекое время в пределах транспортной и обозной досягаемости (четырехколесные повозки были известны у сарматов в I тысячелетии до нашей эры). Версия появления этого западного слога есть и она вполне реальна.
Самой сильной империей в те времена была Византия. В ее владения вошли скифские земли Причерноморья и северного Кавказа. В начале V века на Днепре возник новый торговый город Самбатас – будущий Киев. По Днепру и его притокам жили славянские племена, из которых самыми многочисленными были анты. На самом деле это были ванты – предки вятичей и поляков. Дело в том, что буквы «В» в древнегреческом алфавите не было. Известный пример: защитники Трои венеты у древних историков проходили как энеты.
Славяне анты заключили союз с Византией и подрядились на строительство земляных валов, которые должны стать защитными сооружениями от кочевников с востока.
Первыми прорвались в Европу сарматы, через несколько веков гунны. А Византии уже ждали новых набегов. В степях у Каспия набирали силу авары, и поэтому в VI-VII веках в Приднепровье начался новый строительный бум.
Многие знают русскую сказку про Никиту Кожемяку. Запряг Никита Змея Горыныча и пропахал борозду от Киева до самого моря. Именно поэтому ту «борозду» до сих пор называют Змиевыми валами. В русских летописях их еще называют Траяновыми – при этом римском императоре в первых веках начали строить такие защитные сооружения.
Валы достигали высоты 15 метров (высота 4-х этажного дома) и в ширину достигали 20 метров. Чтобы перелопатить миллионы кубов земли на этом укреплении общей протяженностью около 2000 км требовались рабочие руки и много – десятки, а при авральной работе и сотни тысяч. О том кто эти валы строил, история умалчивает и лишь сказочный Никита указывает на славянское происхождение строителей.
Учитывая, что у славян рабовладение как таковое отсутствовало, остается одно – работников нанимали. Византия с принятием христианства тоже отвергала рабовладение, и местное и работников со стороны нанимали за дешевые украшения, утварь и инструмент. При раскопках Давыдовского городища (Тамбовская обл.) древней мордвы найдены янтарные бусы и стеклянная бусина первых веков нашей эры.
За работу расплачивались и деньгами, но чаще с племенным руководством. Клады римских монет II-IV веков равномерно покрывают черняховкие поселения в районе валов. В отдельных кладах находят 1000 монет и более, что подтверждает большой денежный оборот.
Но в то время металлические кругляшки (монеты) интересовали только лишь модниц украшавших ими одежду. Из них делали серьги и ожерелья-монисто. Эту версию подтверждают и археологические находки. Так, в мордовском могильнике раннего средневековья нашли римскую шпору. Это снаряжение римского всадника использовали в качестве украшения. На пензенской земле найдены и римские монеты.
Но основной расчетной единицей был транспортабельный скот – овцы и козы. Их можно было перегонять на большие расстояния. Именно козы и овцы вытоптали первую дорогу от Киева до Булгара, а в хозяйствах пензенцев впервые появился невиданный скот – свиньи. После говядины и конины, их мясо считалось большим деликатесом. На западе свиней держали уже в I тысячелетии до нашей эры. В сочинениях арабских хронистов сообщается, что анты и вятичи пасут свиней точно так же, как они овец.
При строительстве валов камни и землю засыпали в бревенчатые опалубки и утрамбовывали. Работников выполнявших такую работу хорошо анты называли буртасами – лучшими землеустроителями. В какой-то мере это объяснялось широкой стопой более производительной при трамбовке грунта. Интересно, что пензенцев до сих пор нет-нет и назовут толстопятыми. Так что возвращались древние «шабашники» не с пустыми руками и гордо называли себя буртасами.
Самоназвание просуществовало несколько веков. Буртасы были не только хорошими строителями, но и воинами – сражались и конными и пешими.
Большое влияние на развивающуюся народность оказали хазары, которые присоединили к каганату Среднее Поволжье и обложили всех, в том числе и буртасов данью. В письме хазарского царя Иосифа. говорится о народах, живущих вдоль Волги, которая называлась тогда Итилем, и платящих ему дань. Народы эти таковы: «бурт-с» (буртасы), «булг-р» (булгары), «с-в-ар» (сувары), «арису» (мордва), «ц-р-мис» (черемисы), «в-н-н-тит» (вятичи), «с-в-р» (северяне) и др. эти сведения о границах хазарского каганата и окружающих его зависимых народах относятся , к VIII – IX вв.
В дань наложенную на буртасов включалась поставка пушнины, меда и проса, которое на пензенских землях появилось раньше пшеницы и ячменя. В период войн была определена воинская повинность с конфискацией объезженных лошадей.
Буртасы тогда еще не знали, что обычная дань в те древние времена составляла десятину произведенного товара. Хазары брали больше, за что аланы, днепровские славяне и волжские булгары их не любили, если не сказать больше. Хазары для сбора дани использовали конных наемников – калмыков и ногаев.
Численность буртасов определить довольно сложно. Единственное упоминание о том, что этот народ мог выставить 10-тысячное войско дает лишь примерную цифру от 50 до 100 тысяч – от каждой семьи выставлялось по воину. Война не заставила себя долго ждать.
В 684 г. хазары совершили крупный поход в Закавказье. Они опустошили несколько областей, захватили добычу и пленных. Эти события положили начало продолжительным арабо-хазарским войнам, длившимся более столетия.
Военные действия затронули и территорию Алании, которую в 724 г. арабы обложили подушной податью. Часть алан, не вынеся арабских поборов, оставила насиженные места и ушла на север – в верховья Северского Донца, Оскола и Дона. Добавилось их на пензенских землях.
В 735 г. хазары потерпели существенное поражение от арабского полководца Мервана, который со 150-тысячной армией сумел углубиться на территорию Хазарии.
Мерван дошел до Славянской реки, в которой многие исследователи видят Дон, и «увел оттуда 20 тыс. семей «славян и других неверных». Потом вернулся к Волге достиг ее новой столицы и двинулся по правобережью Волги на север, преследуя кагана. собиравшего силы для отпора.
Мераван собирался дойти до Булгара по уже протоптанной по пензенским землям дороге, но наткнулся на защитные редуты. Буртасы не смогли оказать сопротивление его огромной армии, хотя военные столкновения были, иначе бы Мерван не ушел с из правобережья.
Хазарский полководец, узнав, что арабы прошли выставленные кордоны и разоряют страну буртасов, не пошел на выручку и двинулся параллельно ними по левому берегу Волги, надеясь неожиданным ударом разгромить Мервана. Узнав об этом, Мераван ночью по понтонному мосту переправился на левый берег. Разведчики в случайной стычке убили хазарского полководца, а затем арабы неожиданно атаковали хазарскую армию, которая потерпела сокрушительное поражение. Узнав об этом, каган запросил мира.
Мерван пришел в Булгар и потребовал обращения кагана в мусульманство. Как звали кагана неизвестно, возможно Парсбит, так как с него на несколько десятилетий прерывается перечень царей Хазарии. Времена были смутные и о таких люди стараются забыть.
Принял ли каган Ислам - неизвестно, но он разрешил это сделать волжским булгарам по их усмотрению. Мераван освободил булгар от хазарской дани и пообещал отменить налоги принявшим ислам отцам семейств и брать лишь половину ее с их сыновей.
По одной из версий именно 737 год считается годом принятия ислама у волжских булгар. Позже Багдад предоставил Булгарии финансовую помощь и строителей для возведения крепости в войне против Хазарии, исповедовавшей иудаизм. Они даже прислали булгарам подкрепление. Согласно гипотезе одно из булгарских племен баланджары, приняли ислам сразу после походов Марвана в 719-737 гг. и переселились в новые места уже мусульманами.
Ибн Фадлан писал: «Мы видели у них племя около пяти тысяч душ мужчин и женщин, все до единого принявшие ислам. Это племя называется баранджар».
Вступление в отношения с этим богатым государством еще больше повысило авторитет Волжской Булгарии в мире, и вскоре булгары стали считать своими подданными соседей буртасов. В Пензенской области найдены около 70 городищ и селищ того времени.
Быть под властью булгар тоже было не сладко. По сообщению Ибн-Руста (около 912 года) каждый, кто из подданных булгарскому хану женился, должен был давать по верховой лошади.
Ислам буртасы не торопились принимать, возможно, не хотели менять своих древних богов. Самым известным был бог земледельцев Коло принесенный в VII веке сколотами. Жрецов бога называли колдунами (вызывая дождь те дули на воду по направлению к солнцу и заговаривали ее). Иудаизм был принят только верховной знатью Хазарии и простолюдины плевались слушая проповеди чуждой им религии. Однако бежавшие от арабов аланы уже были христианами. Хотя время этой религии на пензенской земле тоже еще не наступило.
Единая вера буртасов неизвестна. Возможно, именно это помешало состояться этому народу и есть несколько версий его исчезновения.
Основная – ассимиляция, растворение в собирательном русском этносе. Однако, есть мнение о том, что их в свою Орду их насильно рекрутировал Чингисхан и лучшие представители народа сложили свои головы в Европе. Возможно, мы никогда не узнаем, куда подевались буртасы и будем только хранить и передавать их гены.
Алексей Аимин,
отрывок из книги «Пенза древняя»
[Скрыть]
Регистрационный номер 0406773 выдан для произведения:
В первых веках нашей эры с приходом на юг Европейской части России готов, а следом гуннов по Дону на пензенские земли стали приходить скотоводы аланы. Сами аланы, называли себя ясами или асами – то есть лучшими.
Древние определения аса (высший) и аза (первый) у южных народов всегда были в ходу. Черкасы, каспы, хазары, абазы(абхазы), азаки (жили в устье Дона) – это не полная часть примеров. Именно слог слог аса является главным аргументом сторонников аланского происхождения буртасов.
Аланы были скотоводами и отдавали предпочтение крупнорогатому скоту. Селились они всегда ближе к степной зоне. Пензенские села с необычным названием Мачкасы, Азрапино, и Малый Буртас лишь подтверждение этому, а немного южнее в Саратовской области есть несколько сел Бурасы.
Однако странно, что никто не оберет во внимание первый слог самоназвания. У буртасов – это бурт. Возможно потому, что этот слог имеет западное происхождение и его появление в наших местах труднообъяснимо. Бурт слово польское – первоначально означало земляной вал как защитное сооружение. Именно от него произошел немецкий аналог бург – укрепленный город.
А вот как получилось, что в самоназвании приволжского народа появился такой слог, надо посмотреть, что происходило в то далекое время в пределах транспортной и обозной досягаемости (четырехколесные повозки были известны у сарматов в I тысячелетии до нашей эры). Версия появления этого западного слога есть и она вполне реальна.
Самой сильной империей в те времена была Византия. В ее владения вошли скифские земли Причерноморья и северного Кавказа. В начале V века на Днепре возник новый торговый город Самбатас – будущий Киев. По Днепру и его притокам жили славянские племена, из которых самыми многочисленными были анты. На самом деле это были ванты – предки вятичей и поляков. Дело в том, что буквы «В» в древнегреческом алфавите не было. Известный пример: защитники Трои венеты у древних историков проходили как энеты.
Славяне анты заключили союз с Византией и подрядились на строительство земляных валов, которые должны стать защитными сооружениями от кочевников с востока.
Первыми прорвались в Европу сарматы, через несколько веков гунны. А Византии уже ждали новых набегов. В степях у Каспия набирали силу авары, и поэтому в VI-VII веках в Приднепровье начался новый строительный бум.
Многие знают русскую сказку про Никиту Кожемяку. Запряг Никита Змея Горыныча и пропахал борозду от Киева до самого моря. Именно поэтому ту «борозду» до сих пор называют Змиевыми валами. В русских летописях их еще называют Траяновыми – при этом римском императоре в первых веках начали строить такие защитные сооружения.
Валы достигали высоты 15 метров (высота 4-х этажного дома) и в ширину достигали 20 метров. Чтобы перелопатить миллионы кубов земли на этом укреплении общей протяженностью около 2000 км требовались рабочие руки и много – десятки, а при авральной работе и сотни тысяч. О том кто эти валы строил, история умалчивает и лишь сказочный Никита указывает на славянское происхождение строителей.
Учитывая, что у славян рабовладение как таковое отсутствовало, остается одно – работников нанимали. Византия с принятием христианства тоже отвергала рабовладение, и местное и работников со стороны нанимали за дешевые украшения, утварь и инструмент. При раскопках Давыдовского городища (Тамбовская обл.) древней мордвы найдены янтарные бусы и стеклянная бусина первых веков.
За работу расплачивались и деньгами, но чаще с племенным руководством. Клады римских монет II-IV веков равномерно покрывают черняховкие поселения в районе валов. В отдельных кладах находят 1000 монет и более, что подтверждает большой денежный оборот.
Но в то время металлические кругляшки (монеты) интересовали только лишь модниц украшавших ими одежду. Из них делали серьги и ожерелья-монисто. Эту версию подтверждают и археологические находки. Так, в мордовском могильнике раннего средневековья нашли римскую шпору. Это снаряжение римского всадника использовали в качестве украшения. На пензенской земле найдены и римские монеты.
Но основной расчетной единицей был транспортабельный скот – овцы и козы. Их можно было перегонять на большие расстояния. Именно козы и овцы вытоптали первую дорогу от Киева до Булгара, а в хозяйствах пензенцев впервые появился невиданный скот – свиньи. После говядины и конины, их мясо считалось большим деликатесом. На западе свиней держали уже в тысячелетии до нашей эры. В сочинениях арабских хронистов сообщается, что анты и вятичи пасут свиней точно так же, как они овец.
При строительстве валов камни и землю засыпали в бревенчатые опалубки и утрамбовывали. Работников выполнявших такую работу хорошо анты называли буртасами – лучшими землеустроителями. В какой-то мере это объяснялось широкой стопой более производительной при трамбовке грунта. Интересно, что пензенцев до сих пор нет-нет и назовут толстопятыми. Так что возвращались древние «шабашники» не с пустыми руками и гордо называли себя буртасами.
Самоназвание просуществовало несколько веков. Буртасы были не только хорошими строителями, но и воинами – сражались и конными и пешими.
Большое влияние на развивающуюся народность оказали хазары, которые присоединили к каганату Среднее Поволжье и обложили всех, в том числе и буртасов данью. В нее включалась поставка пушнины, меда и проса, которое на пензенских землях появилось раньше пшеницы и ячменя. В период войн была определена воинская повинность с конфискацией объезженных лошадей.
Буртасы тогда еще не знали, что обычная дань в те древние времена составляла десятину произведенного товара. Хазары брали больше, за что аланы, днепровские славяне и волжские булгары их не любили, если не сказать больше. Хазары для сбора дани использовали конных наемников – калмыков и ногаев.
Численность буртасов определить довольно сложно. Единственное упоминание о том, что этот народ мог выставить 10-тысячное войско дает лишь примерную цифру от 50 до 100 тысяч – от каждой семьи выставлялось по воину. А война не заставила долго ждать.
В 684 г. хазары совершили крупный поход в Закавказье. Они опустошили несколько областей, захватили добычу и пленных. Эти события положили начало продолжительным арабо-хазарским войнам, длившимся более столетия.
Военные действия затронули и территорию Алании, которую в 724 г. арабы обложили подушной податью. Часть алан, не вынеся арабских поборов, оставила насиженные места и ушла на север – в верховья Северского Донца, Оскола и Дона. Добавилось их на пензенских землях.
В 735 г. хазары потерпели существенное поражение от арабского полководца Мервана, который со 150-тысячной армией сумел углубиться на территорию Хазарии.
Мерван дошел до Славянской реки, в которой многие исследователи видят Дон, и «увел оттуда 20 тыс. семей «славян и других неверных». Потом вернулся к Волге достиг ее новой столицы и двинулся по правобережью Волги на север, преследуя кагана. собиравшего силы для отпора.
Мераван собирался дойти до Булгара по уже протоптанной по пензенским землям дороге. Буртасы не смогли оказать сопротивление его огромной армии, хотя военные столкновения были, иначе бы Мерван не ушел с из правобережья.
Хазарский полководец, узнав, что арабы прошли выставленные кордоны и разоряют страну буртасов, не пошел на выручку и двинулся параллельно ними по левому берегу Волги, надеясь неожиданным ударом разгромить Мервана. Узнав об этом, Мераван ночью по понтонному мосту переправился на левый берег. Разведчики в случайной стычке убили хазарского полководца, а затем арабы неожиданно атаковали хазарскую армию, которая потерпела сокрушительное поражение. Узнав об этом, каган запросил мира.
Мерван пришел в Булгар и потребовал обращения кагана в мусульманство.
Принял ли его каган неизвестно, но он разрешил это сделать волжским булгарам по их усмотрению. Мераван освободил булгар от хазарской дани и пообещал отменить свою дань принявшим ислам отцам семейств и брать лишь половину ее их сыновей.
По одной из версий именно 737 год считается годом принятия ислама у волжских булгар. Позже Багдад предоставил Булгарии финансовую помощь и строителей для возведения крепости в войне против Хазарии, исповедовавшей иудаизм. Они даже прислали булгарам подкрепление. Согласно гипотезе одно из булгарских племен баланджары, приняли ислам сразу после походов Марвана в 719-737 гг. и переселились в новые места уже мусульманами.
Ибн Фадлан писал: «Мы видели у них племя около пяти тысяч душ мужчин и женщин, все до единого принявшие ислам. Это племя называется баранджар».
Вступление в отношения с этим богатым государством еще больше повысило авторитет Волжской Булгарии в мире, и вскоре булгары стали считать своими подданными соседей буртасов. В Пензенской области найдены около 70 городищ и селищ того времени.
Быть под властью булгар тоже было не сладко. По сообщению Ибн-Руста (около 912 года) каждый, кто из подданных булгарскому хану женился, должен был давать по верховой лошади. Ислам буртасы не торопились принимать, возможно, не хотели менять своих древних богов. Самым известным был бог земледельцев Коло принесенный в VII веке сколотами. Жрецов бога называли колдунами (вызывая дождь те дули и заговаривали воду). Однако бежавшие от арабов аланы уже были христианами.
Единая вера буртасов неизвестна. Возможно, именно это помешало состояться этому народу и есть несколько версий его исчезновения.
Основная – ассимиляция, растворение в собирательном русском этносе. Однако, есть мнение о том, что их в свою Орду их насильно рекрутировал Чингисхан и лучшие представители народа сложили свои головы в Европе. Возможно, мы никогда не узнаем, куда подевались буртасы и будем только хранить и передавать их гены.
Алексей Аимин,
отрывок из книги «Пенза древняя»
В первых веках нашей эры с приходом на юг Европейской части России готов, а следом гуннов по Дону на пензенские земли стали приходить скотоводы аланы. Сами аланы, называли себя ясами или асами – то есть лучшими.
Древние определения аса (высший) и аза (первый) у южных народов всегда были в ходу. Черкасы, каспы, хазары, абазы(абхазы), азаки (жили в устье Дона) – это не полная часть примеров. Именно слог слог аса является главным аргументом сторонников аланского происхождения буртасов.
Аланы были скотоводами и отдавали предпочтение крупнорогатому скоту. Селились они всегда ближе к степной зоне. Пензенские села с необычным названием Мачкасы, Азрапино, и Малый Буртас лишь подтверждение этому, а немного южнее в Саратовской области есть несколько сел Бурасы.
Однако странно, что никто не оберет во внимание первый слог самоназвания. У буртасов – это бурт. Возможно потому, что этот слог имеет западное происхождение и его появление в наших местах труднообъяснимо. Бурт слово польское – первоначально означало земляной вал как защитное сооружение. Именно от него произошел немецкий аналог бург – укрепленный город.
А вот как получилось, что в самоназвании приволжского народа появился такой слог, надо посмотреть, что происходило в то далекое время в пределах транспортной и обозной досягаемости (четырехколесные повозки были известны у сарматов в I тысячелетии до нашей эры). Версия появления этого западного слога есть и она вполне реальна.
Самой сильной империей в те времена была Византия. В ее владения вошли скифские земли Причерноморья и северного Кавказа. В начале V века на Днепре возник новый торговый город Самбатас – будущий Киев. По Днепру и его притокам жили славянские племена, из которых самыми многочисленными были анты. На самом деле это были ванты – предки вятичей и поляков. Дело в том, что буквы «В» в древнегреческом алфавите не было. Известный пример: защитники Трои венеты у древних историков проходили как энеты.
Славяне анты заключили союз с Византией и подрядились на строительство земляных валов, которые должны стать защитными сооружениями от кочевников с востока.
Первыми прорвались в Европу сарматы, через несколько веков гунны. А Византии уже ждали новых набегов. В степях у Каспия набирали силу авары, и поэтому в VI-VII веках в Приднепровье начался новый строительный бум.
Многие знают русскую сказку про Никиту Кожемяку. Запряг Никита Змея Горыныча и пропахал борозду от Киева до самого моря. Именно поэтому ту «борозду» до сих пор называют Змиевыми валами. В русских летописях их еще называют Траяновыми – при этом римском императоре в первых веках начали строить такие защитные сооружения.
Валы достигали высоты 15 метров (высота 4-х этажного дома) и в ширину достигали 20 метров. Чтобы перелопатить миллионы кубов земли на этом укреплении общей протяженностью около 2000 км требовались рабочие руки и много – десятки, а при авральной работе и сотни тысяч. О том кто эти валы строил, история умалчивает и лишь сказочный Никита указывает на славянское происхождение строителей.
Учитывая, что у славян рабовладение как таковое отсутствовало, остается одно – работников нанимали. Византия с принятием христианства тоже отвергала рабовладение, и местное и работников со стороны нанимали за дешевые украшения, утварь и инструмент. При раскопках Давыдовского городища (Тамбовская обл.) древней мордвы найдены янтарные бусы и стеклянная бусина первых веков.
За работу расплачивались и деньгами, но чаще с племенным руководством. Клады римских монет II-IV веков равномерно покрывают черняховкие поселения в районе валов. В отдельных кладах находят 1000 монет и более, что подтверждает большой денежный оборот.
Но в то время металлические кругляшки (монеты) интересовали только лишь модниц украшавших ими одежду. Из них делали серьги и ожерелья-монисто. Эту версию подтверждают и археологические находки. Так, в мордовском могильнике раннего средневековья нашли римскую шпору. Это снаряжение римского всадника использовали в качестве украшения. На пензенской земле найдены и римские монеты.
Но основной расчетной единицей был транспортабельный скот – овцы и козы. Их можно было перегонять на большие расстояния. Именно козы и овцы вытоптали первую дорогу от Киева до Булгара, а в хозяйствах пензенцев впервые появился невиданный скот – свиньи. После говядины и конины, их мясо считалось большим деликатесом. На западе свиней держали уже в тысячелетии до нашей эры. В сочинениях арабских хронистов сообщается, что анты и вятичи пасут свиней точно так же, как они овец.
При строительстве валов камни и землю засыпали в бревенчатые опалубки и утрамбовывали. Работников выполнявших такую работу хорошо анты называли буртасами – лучшими землеустроителями. В какой-то мере это объяснялось широкой стопой более производительной при трамбовке грунта. Интересно, что пензенцев до сих пор нет-нет и назовут толстопятыми. Так что возвращались древние «шабашники» не с пустыми руками и гордо называли себя буртасами.
Самоназвание просуществовало несколько веков. Буртасы были не только хорошими строителями, но и воинами – сражались и конными и пешими.
Большое влияние на развивающуюся народность оказали хазары, которые присоединили к каганату Среднее Поволжье и обложили всех, в том числе и буртасов данью. В нее включалась поставка пушнины, меда и проса, которое на пензенских землях появилось раньше пшеницы и ячменя. В период войн была определена воинская повинность с конфискацией объезженных лошадей.
Буртасы тогда еще не знали, что обычная дань в те древние времена составляла десятину произведенного товара. Хазары брали больше, за что аланы, днепровские славяне и волжские булгары их не любили, если не сказать больше. Хазары для сбора дани использовали конных наемников – калмыков и ногаев.
Численность буртасов определить довольно сложно. Единственное упоминание о том, что этот народ мог выставить 10-тысячное войско дает лишь примерную цифру от 50 до 100 тысяч – от каждой семьи выставлялось по воину. А война не заставила долго ждать.
В 684 г. хазары совершили крупный поход в Закавказье. Они опустошили несколько областей, захватили добычу и пленных. Эти события положили начало продолжительным арабо-хазарским войнам, длившимся более столетия.
Военные действия затронули и территорию Алании, которую в 724 г. арабы обложили подушной податью. Часть алан, не вынеся арабских поборов, оставила насиженные места и ушла на север – в верховья Северского Донца, Оскола и Дона. Добавилось их на пензенских землях.
В 735 г. хазары потерпели существенное поражение от арабского полководца Мервана, который со 150-тысячной армией сумел углубиться на территорию Хазарии.
Мерван дошел до Славянской реки, в которой многие исследователи видят Дон, и «увел оттуда 20 тыс. семей «славян и других неверных». Потом вернулся к Волге достиг ее новой столицы и двинулся по правобережью Волги на север, преследуя кагана. собиравшего силы для отпора.
Мераван собирался дойти до Булгара по уже протоптанной по пензенским землям дороге. Буртасы не смогли оказать сопротивление его огромной армии, хотя военные столкновения были, иначе бы Мерван не ушел с из правобережья.
Хазарский полководец, узнав, что арабы прошли выставленные кордоны и разоряют страну буртасов, не пошел на выручку и двинулся параллельно ними по левому берегу Волги, надеясь неожиданным ударом разгромить Мервана. Узнав об этом, Мераван ночью по понтонному мосту переправился на левый берег. Разведчики в случайной стычке убили хазарского полководца, а затем арабы неожиданно атаковали хазарскую армию, которая потерпела сокрушительное поражение. Узнав об этом, каган запросил мира.
Мерван пришел в Булгар и потребовал обращения кагана в мусульманство.
Принял ли его каган неизвестно, но он разрешил это сделать волжским булгарам по их усмотрению. Мераван освободил булгар от хазарской дани и пообещал отменить свою дань принявшим ислам отцам семейств и брать лишь половину ее их сыновей.
По одной из версий именно 737 год считается годом принятия ислама у волжских булгар. Позже Багдад предоставил Булгарии финансовую помощь и строителей для возведения крепости в войне против Хазарии, исповедовавшей иудаизм. Они даже прислали булгарам подкрепление. Согласно гипотезе одно из булгарских племен баланджары, приняли ислам сразу после походов Марвана в 719-737 гг. и переселились в новые места уже мусульманами.
Ибн Фадлан писал: «Мы видели у них племя около пяти тысяч душ мужчин и женщин, все до единого принявшие ислам. Это племя называется баранджар».
Вступление в отношения с этим богатым государством еще больше повысило авторитет Волжской Булгарии в мире, и вскоре булгары стали считать своими подданными соседей буртасов. В Пензенской области найдены около 70 городищ и селищ того времени.
Быть под властью булгар тоже было не сладко. По сообщению Ибн-Руста (около 912 года) каждый, кто из подданных булгарскому хану женился, должен был давать по верховой лошади. Ислам буртасы не торопились принимать, возможно, не хотели менять своих древних богов. Самым известным был бог земледельцев Коло принесенный в VII веке сколотами. Жрецов бога называли колдунами (вызывая дождь те дули и заговаривали воду). Однако бежавшие от арабов аланы уже были христианами.
Единая вера буртасов неизвестна. Возможно, именно это помешало состояться этому народу и есть несколько версий его исчезновения.
Основная – ассимиляция, растворение в собирательном русском этносе. Однако, есть мнение о том, что их в свою Орду их насильно рекрутировал Чингисхан и лучшие представители народа сложили свои головы в Европе. Возможно, мы никогда не узнаем, куда подевались буртасы и будем только хранить и передавать их гены.
Алексей Аимин,
отрывок из книги «Пенза древняя»
Рейтинг: +3
2231 просмотр
Комментарии (1)
Елена Бурханова # 27 июля 2018 в 23:59 0 | ||
|
Новые произведения