Отголосок гражданской...
Вот и прибавляли.
Шли вдоль глубокого ручья, протекающего между холмами в Чёрном
логу. Ну, нет, чтобы на горище припрятать для себя, так он взял и сдал его в музей.
Детворе из Калиновки тоже
хотелось что – нибудь, там, в логу найти, но всё времени не было для этого. С
утра и до обеда в школе. А когда из школы домой возвращались, домашней работы
хватало…. В школу, Вовка с Витей, старались ходить напрямик, через согру,
форсируя речку. Согра – это пойма небольшой реки, поросшая мелким лесом и
кустарником. Тут была берёза, тальник, черёмуха, калина, малина, смородина
чёрная и красная. Во время цветения, оттуда доносился ветром опьяняющий запах. Вовка резко остановился и спросил:
- Что ты ржёшь, как конь ретивый?! Надо мной, что – ли?
- Да нет! – Ответил Витёк -
Слышишь, Вовка? А что там за приключение случилось вчера с тобой, что
вся школа от хохота за животы хваталась? Расскажи – ка, другану! Вовка от
такой постановки вопроса неожиданно смутился и покраснел, почти, до корней
волос….
- Что же здесь смешного?! Ну, получилось то, что получилось…
И, Вовка, тронувшись вперёд, стал увлечённо, иногда посмеиваясь
над своим поступком, рассказывать про вчерашний инцидент.
- Я же сижу на первой парте и мне хорошо видно, до всех мелочей,
что происходят у доски….Вчера шёл урок
истории. У нас его ведёт, как ты знаешь, директор школы – Иван Васильевич. Ты
же знаешь, какой он строгий!
А Иван Васильевич, действительно, очень редко когда улыбался. Во
время Отечественной, у него погибла вся семья, попавшая под бомбёжку немецких
самолётов, когда они эвакуировались ехав на поезде в Сибирь из западных мест,
где происходили боевые действия с фашистами. Прошло уже почти пятнадцать лет
после их гибели, но он так и жил бобылем. Сколько женщин увивалось за ним, но
он был неприступен, непреклонен. Видно очень крепко любил свою жену!
Сухощавый, чуть сутулый, совершенно лысый, очень высокого роста, никогда не
снимающий очки мужчина. Но, историю знал на все сто и очень увлечённо, но с
горечью в душе рассказывал детям об
ужасах той войны. В глазах нет – нет, но и промелькнёт иногда искорка
доброты….
- Так вот – Продолжал
Володька – Стоит Иван Васильевич
справа от доски, спиной к углу.
Вдруг я вижу, как на него опускается на паутине сверху большущий паук.
Скоро уже приземлится на лысый плацдарм….Я представил, как он сядет на
сверкающую лысину и будет её щекотать от этого не выдержал, и, глядя на
директора, засмеялся…. В классе
наступила тревожная тишина, как перед бурей….
Иван Васильевич, сняв очки, изменив своей закоренелой привычке, протёр их, снова
надел, потом опять снял и снова надел, всё это время, глядя на меня, как удав
на кролика.
- Ну – ка, быстро в угол! Я тебе покажу, как сменяться надо
мной!
- Простите, Иван Васильевич! Я не над вами! - еле прошептал я. Но он, не дослушав меня,
подошёл, вырвал своей жилистой рукой из – за парты и водрузил на то место,
где только что стоял сам.
Урок продолжался, а я приуныл. А тут, на мою беду, паук очень
резво стал опускаться на новый плацдарм, т.е. на мою голову. Я в испуге резко
отпрянул и толкнул спиной Ивана Васильевича. Да так толкнул, что тот от
неожиданности выронил указку, и налетел на свой стол, который загромыхал,
добавляя страстей…..
- Ах, ты негодник!
С устрашающим взглядом и искажённым, не предвещающего ничего
хорошего мне лицом, он угрожающе двинулся в мою сторону… Я от страха закрыл
глаза и втянул голову в плечи:
- Ну, всё! Прощай школа, прощайте друзья!
Иван Васильевич схватил меня за плечи, приподнял от пола, моим
же лбом приоткрыл двери и дал мне жирного внушительного пинка, закрыв за мною
дверь…..Но, поверь Витёк, обиды не было, был только смех и радость оттого,
что всё закончилось только пинком. Зато я до конца урока погулял на свежем
воздухе в саду. Вот только и всего! Но ребята потом смеялись, подшучивая надо
мной!
- А я - Ответил Витёк –
сделал похуже! Слушай! Четыре дня назад, на уроке французского языка достал
трубочку, сделанную из пучки, набрал в рот зелёных, твердых плодов калины и
«фуркнул» в затылок «Протезу» сидящему впереди через одну парту! На мою беду
в этот момент, он резко нагнулся, доставая с пола упавшую ручку, и весь заряд
калины пришёлся училке в лоб! Она завизжала от боли, как сирена, перед
артналётом и убежала в учительскую. Вот было дело! Чуть не исключили со
школы…. Но всё обошлось, слава Богу. Вчера родители ездили на телеге туда.
Наверно снизят оценку за год по поведению…..
Протез – это кличка. Раньше у каждого была своя… Хомяк, Протез,
Глушка – предатель, Булочка и пр.
А пучка – такое травянистое, трубчатое растение, росшее вдоль
берегов речки в согре, побеги которых дети использовали весной для еды, пока
трубки их ещё были молодые и нежные,
отчего детей потом пучило, а потом этими трубками пользовались, как духовое оружие… И паслён называли
«Бзни-ка», оттого, что наевшись его до одурения, потом происходила бомбардировка неприятным газом,
по окружающей среде. А что было поделать?! После войны детей рожали помногу,
и кушать приходилось всё, что было съедобное. Питались в основном дарами
природы. Речку прудили травяными пластами с землёй, и пока вода набиралась в
созданной ими плотине, шли по речке вниз и ловили под корягами голыми руками
щук и налимов. Сколько же надо было
иметь силы и ловкости в детских ручонках, чтобы удержать таких скользких и
извивающихся налимов…
Тяжело вздохнули друзья, остановились. С горя справили нужду,
пописав в одно место. Так они, по поверью убивали ведьм….. Потом припустили
бегом. Наконец – то показалась их школа…..
Уроки пролетели быстро. И Вовка с Витьком уже мечтали, что ещё
успеют, после уроков, сходить на омута, потаскать плотву на удочки с
поплавком. Рыбаки – то они с ним были заядлые. Так и осталась у них страсть к
рыбалке на всю жизнь. Дороги только разойдутся в дальнейшей жизни. Витя будет
осёдлый образ жизни вести, а Вовка кочевой. Жив человек - есть Вселенная! Умер человек – нет Вселенной…..
|
Вот и прибавляли.
Шли вдоль глубокого ручья, протекающего между холмами в Чёрном
логу. Ну, нет, чтобы на горище припрятать для себя, так он взял и сдал его в музей.
Детворе из Калиновки тоже
хотелось что – нибудь, там, в логу найти, но всё времени не было для этого. С
утра и до обеда в школе. А когда из школы домой возвращались, домашней работы
хватало…. В школу, Вовка с Витей, старались ходить напрямик, через согру,
форсируя речку. Согра – это пойма небольшой реки, поросшая мелким лесом и
кустарником. Тут была берёза, тальник, черёмуха, калина, малина, смородина
чёрная и красная. Во время цветения, оттуда доносился ветром опьяняющий запах. Вовка резко остановился и спросил:
- Что ты ржёшь, как конь ретивый?! Надо мной, что – ли?
- Да нет! – Ответил Витёк -
Слышишь, Вовка? А что там за приключение случилось вчера с тобой, что
вся школа от хохота за животы хваталась? Расскажи – ка, другану! Вовка от
такой постановки вопроса неожиданно смутился и покраснел, почти, до корней
волос….
- Что же здесь смешного?! Ну, получилось то, что получилось…
И, Вовка, тронувшись вперёд, стал увлечённо, иногда посмеиваясь
над своим поступком, рассказывать про вчерашний инцидент.
- Я же сижу на первой парте и мне хорошо видно, до всех мелочей,
что происходят у доски….Вчера шёл урок
истории. У нас его ведёт, как ты знаешь, директор школы – Иван Васильевич. Ты
же знаешь, какой он строгий!
А Иван Васильевич, действительно, очень редко когда улыбался. Во
время Отечественной, у него погибла вся семья, попавшая под бомбёжку немецких
самолётов, когда они эвакуировались ехав на поезде в Сибирь из западных мест,
где происходили боевые действия с фашистами. Прошло уже почти пятнадцать лет
после их гибели, но он так и жил бобылем. Сколько женщин увивалось за ним, но
он был неприступен, непреклонен. Видно очень крепко любил свою жену!
Сухощавый, чуть сутулый, совершенно лысый, очень высокого роста, никогда не
снимающий очки мужчина. Но, историю знал на все сто и очень увлечённо, но с
горечью в душе рассказывал детям об
ужасах той войны. В глазах нет – нет, но и промелькнёт иногда искорка
доброты….
- Так вот – Продолжал
Володька – Стоит Иван Васильевич
справа от доски, спиной к углу.
Вдруг я вижу, как на него опускается на паутине сверху большущий паук.
Скоро уже приземлится на лысый плацдарм….Я представил, как он сядет на
сверкающую лысину и будет её щекотать от этого не выдержал, и, глядя на
директора, засмеялся…. В классе
наступила тревожная тишина, как перед бурей….
Иван Васильевич, сняв очки, изменив своей закоренелой привычке, протёр их, снова
надел, потом опять снял и снова надел, всё это время, глядя на меня, как удав
на кролика.
- Ну – ка, быстро в угол! Я тебе покажу, как сменяться надо
мной!
- Простите, Иван Васильевич! Я не над вами! - еле прошептал я. Но он, не дослушав меня,
подошёл, вырвал своей жилистой рукой из – за парты и водрузил на то место,
где только что стоял сам.
Урок продолжался, а я приуныл. А тут, на мою беду, паук очень
резво стал опускаться на новый плацдарм, т.е. на мою голову. Я в испуге резко
отпрянул и толкнул спиной Ивана Васильевича. Да так толкнул, что тот от
неожиданности выронил указку, и налетел на свой стол, который загромыхал,
добавляя страстей…..
- Ах, ты негодник!
С устрашающим взглядом и искажённым, не предвещающего ничего
хорошего мне лицом, он угрожающе двинулся в мою сторону… Я от страха закрыл
глаза и втянул голову в плечи:
- Ну, всё! Прощай школа, прощайте друзья!
Иван Васильевич схватил меня за плечи, приподнял от пола, моим
же лбом приоткрыл двери и дал мне жирного внушительного пинка, закрыв за мною
дверь…..Но, поверь Витёк, обиды не было, был только смех и радость оттого,
что всё закончилось только пинком. Зато я до конца урока погулял на свежем
воздухе в саду. Вот только и всего! Но ребята потом смеялись, подшучивая надо
мной!
- А я - Ответил Витёк –
сделал похуже! Слушай! Четыре дня назад, на уроке французского языка достал
трубочку, сделанную из пучки, набрал в рот зелёных, твердых плодов калины и
«фуркнул» в затылок «Протезу» сидящему впереди через одну парту! На мою беду
в этот момент, он резко нагнулся, доставая с пола упавшую ручку, и весь заряд
калины пришёлся училке в лоб! Она завизжала от боли, как сирена, перед
артналётом и убежала в учительскую. Вот было дело! Чуть не исключили со
школы…. Но всё обошлось, слава Богу. Вчера родители ездили на телеге туда.
Наверно снизят оценку за год по поведению…..
Протез – это кличка. Раньше у каждого была своя… Хомяк, Протез,
Глушка – предатель, Булочка и пр.
А пучка – такое травянистое, трубчатое растение, росшее вдоль
берегов речки в согре, побеги которых дети использовали весной для еды, пока
трубки их ещё были молодые и нежные,
отчего детей потом пучило, а потом этими трубками пользовались, как духовое оружие… И паслён называли
«Бзни-ка», оттого, что наевшись его до одурения, потом происходила бомбардировка неприятным газом,
по окружающей среде. А что было поделать?! После войны детей рожали помногу,
и кушать приходилось всё, что было съедобное. Питались в основном дарами
природы. Речку прудили травяными пластами с землёй, и пока вода набиралась в
созданной ими плотине, шли по речке вниз и ловили под корягами голыми руками
щук и налимов. Сколько же надо было
иметь силы и ловкости в детских ручонках, чтобы удержать таких скользких и
извивающихся налимов…
Тяжело вздохнули друзья, остановились. С горя справили нужду,
пописав в одно место. Так они, по поверью убивали ведьм….. Потом припустили
бегом. Наконец – то показалась их школа…..
Уроки пролетели быстро. И Вовка с Витьком уже мечтали, что ещё
успеют, после уроков, сходить на омута, потаскать плотву на удочки с
поплавком. Рыбаки – то они с ним были заядлые. Так и осталась у них страсть к
рыбалке на всю жизнь. Дороги только разойдутся в дальнейшей жизни. Витя будет
осёдлый образ жизни вести, а Вовка кочевой. Жив человек - есть Вселенная! Умер человек – нет Вселенной…..
|
Серов Владимир # 11 февраля 2014 в 14:23 0 | ||
|
Владимир Ростов # 12 февраля 2014 в 06:54 0 | ||
|