Анализ стихотворения Бунина «Кошка»
Заброшенный «обветшалый» дом, единственной посетительницей которого
является дворовая кошка, становится объектом описания в произведении
1907 г. Сюжетность и повествовательность интонаций, проявившиеся в этом
стихотворении, сближают его с жанром рассказа.
Кошка периодически навещает пустой дом, наделяемый знаковым
сравнением с «могилой». Своеобразные визиты происходят в ночное время.
Поведение животного одинаково: зайдя в комнату и устроившись против
стола, она «замирала», сидя неподвижно.
Вторая строфа посвящена описанию интерьера комнаты, в которую иногда
забирается зверь. Читателю, подобно сыщику, предлагается обратить
внимание на особенности расположения стола и капли затвердевшего воска,
оставшиеся на полу. Значимые детали вызывают воспоминания — о них
говорится в третьем четверостишии.
В лексическом арсенале «Кошки» отсутствуют слова «смерть» и
«похороны». Эти понятия даны опосредованно, через портрет усопшего
«старичка-холостяка». Неизбежный конец земной жизни приносит
умиротворение и покой. Об этом свидетельствуют художественные приемы:
анафора «кротко» и группа лексики с уменьшительными суффиксами —
«черненький», «бородка».
Особый интерес представляет риторическое обращение-оклик: «Помнишь?»
Учитывая нарочитую объективность, отстраненность лирического «я» от
развития сюжета, возникает впечатление, будто с призывом к читателю
обращается кошка на правах персонажа. Сквозь бытовую зарисовку начинает
просвечивать второй план — мистический. Он подкрепляется фольклорными
намеками и гоголевскими реминисценциями, связанными с
восточнославянскими представлениями о нечистой силе.
Обобщенно-мистические мотивы нагнетаются в финальной строфе.
«Нависающий мрак» сгущается: свечи погасли, и у тьмы теперь нет
противников. Отблески образов и блеск кошачьих глаз — эти детали не
спорят с темнотой, а являются ее частью. Визуальная картина дополняется
звуковым сопровождением, которым служит шум ветра в печных трубах
покинутого дома.
Бунинская версия темы смерти связана с мотивами забвения и
одиночества. Смерть и время способны отнять даже имя у сильного воина,
вождя своего племени («Без имени»). Лирический герой другого
произведения — «Настанет день — исчезну я» осознает конечность
существования, но смиряется с его неизбежностью. Вечный ход времени и
его атрибуты — спокойная «ровная синева» небесных и морских просторов —
переводит проблематику в иной, космический масштаб.