Иван Бунин ~ Костер

    «Костер»
~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~
    Ворох листьев сухих все сильней, веселей разгорается,
    И трещит, и пылает костер.
    Пышет пламя в лицо; теплый дым на ветру развеваете;
    Затянул весь лесной косогор.

    Лес гудит на горе, низко гнутся березы ветвистые,
    Меж стволами качается тень…
    Блеском, шумом листвы наполняет леса золотистые
    Этот солнечный ветреный день.

    А в долине — затишье, светло от орешника яркого,
    И по светлой долине лесной
    Тянет гарью сухой от костра распаленного, жаркого,
    Развевается дым голубой.

    Камни, заросли, рвы. Лучезарным теплом очарованный,
    В полусне я лежу у куста…
    Странно желтой листвой озарен этот дол заколдованный,
    Эти лисьи, глухие места!

    Ветер стоны несет… Не собаки ль вдали заливаются?
    Не рога ли тоскуют, вопят?
    А вершины шумят, а вершины скрипят и качаются,
    Однотонно шумят и скрипят…

Анализ стихотворения Бунина «Костер»

Образ, давший название произведению 1895 г., возникает и в бунинской прозе. В миниатюрной зарисовке, озаглавленной той же лексемой, нехитрый костер кочующих цыган становится символом любви-страсти — внезапной и мощной, напоминающей неукротимую силу разгорающегося пламени. В стихотворении «Огонь» изображается иная лирическая ситуация: догорающий ночной костер грустен и жалок. Дрожащий и неуверенный «свет замирающий» скоро поглотит наступающая тьма.

Ощущения тревоги и душевного неблагополучия, важные для упомянутых выше произведений, не находят выражения в характеристике главного образа анализируемого текста. Спокойное и умиротворенное настроение субъекта речи созвучно природной картине: автор изображает погожий день ранней осени.

Обстоятельства лирической ситуации определены достаточно точно. Побродив по сухому, по-осеннему нарядному лесу, путник устраивается в низине, где разводит костер. Тепло от солнечных лучей и жаркого пламени, получающее выразительный эпитет «лучезарное», согревает озябшего героя, погружая в расслабленное состояние полусна.

Поэт наделяет образ пламени еще одним примечательным свойством: оно манит, очаровывает. По этой причине светлая долина кажется заколдованной, похожей на сказочную, и даже цвет листвы характеризуется как странный, неестественно яркий.

Важную композиционную функцию несет оппозиция верха и низа. Ее компонентами служат особенности лесного ландшафта — гора и низменность. Для обеих частей антитезы создается отдельная зарисовка. В лесу на пригорке очень ветрено: отдыхающий видит, как низко нагибаются стволы берез и вместе с ветвями качаются тени. Акустической приметой пейзажа становится шум листвы, дополняющий солнечную радостную картину. В долине, наоборот, тихо и спокойно, легкий ветерок разносит теплый голубоватый дым. Стремясь придать умиротворяющей картине реалистичность, автор вводит упоминание о гари, которую чувствует лежащий у костра.

Сквозь полудрему герою слышатся новые звуки. Различить их характер невозможно: отдаленный шум похож и на собачий лай, и на звук охотничьего рожка. Взгляд созерцателя направлен вверх, к верхушкам деревьев. Их монотонное раскачивание выглядит бесконечным, оно успокаивает и погружает в сон. Это обстоятельство подчеркивается однородными сказуемыми, два из которых привлекаются в качестве анафоры.
 
 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 540 просмотров

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Это Вы не читали...