ГлавнаяКлассикаАхматова Анна Андреевна (1889-1966) → Анна Ахматова ~ Читатель

Анна Ахматова ~ Читатель

Не должен быть очень несчастным
И главное скрытным. О нет! —
Чтоб быть современнику ясным,
Весь настежь распахнут поэт.


И рампа торчит под ногами,
Все мертвенно, пусто, светло,
Лайм-лайта позорное пламя
Его заклеймило чело.


А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Пусть самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд.


Там все, что природа запрячет,
Когда ей угодно, от нас.
Там кто-то беспомощно плачет
В какой-то назначенный час.


И сколько там сумрака ночи,
И тени, и сколько прохлад,
Там те незнакомые очи
До света со мной говорят,


За что-то меня упрекают
И в чем-то согласны со мной…
Так исповедь льется немая,
Беседы блаженнейший зной.


Наш век на земле быстротечен
И тесен назначенный круг,
А он неизменен и вечен —
Поэта неведомый друг.


Комарово

Год написания: 1959, 23 июля

***

Ахматова А. А. » О стихах

 

 Анализ стихотворения Ахматовой «Читатель»

 

Авторская версия темы предназначения поэзии включает ориентацию на читательское восприятие в число обязательных признаков идеального творческого процесса. В противном случае писательский труд теряет мотивацию и оказывается бессмысленным. Художественное произведение живет, пока продолжается диалог между его создателем и адресатом — такая мысль содержится в стихотворении «А в книгах я последнюю страницу…» Прочитанный и закрытый читателем том возвращает автора в первоначальное состояние, когда он «бесповоротно одинок». По этой причине «пышная концовка» текста приукрашивается остроумными или язвительными высказываниями.


Образу читателя, слушателя и поклонника, посвящено одноименное стихотворение 1959 г., входящее в знаменитые «Тайны ремесла». Произведение открывается описанием портрета поэта, инициатора творческого диалога. Начав с отрицания, лирический герой отмечает главную черту персонажа — открытость, доведенную до максимума, до состояния «настежь распахнут». Четко обозначена позиция поэта: он находится в неподвижном и светлом пространстве театральной или эстрадной авансцены. Не обойдена вниманием обратная, диссонансная сторона внимания и популярности. Из средств, создающих противоречивый эффект, следует выделить лексемы «мертвенно» и «заклеймило». По театральному антуражу, отношениям персонажа к категориям света и темноты стихотворный текст сближается с характеристиками художественного мира пастернаковского  «Гамлета».


Ярко освещенной фигуре поэта противопоставлен неопределенный облик читателя, который находится в тени. Особенность его положения дает основание для сравнения образа с тайной или кладом, сокрытым в земле. Неясная природа персонажа позволяет сосуществовать нескольким его вариантам: вдумчивому и легкомысленному, эмоциональному и сдержанному, согласному и желающему поспорить. В изображения читательской реакции вплетены традиционные для русской лирики мотивы и образы, поданные в форме скрытых цитат.


Кульминационный момент стихотворения — диалог двух участников творческого действа. Он обозначен метафорическими конструкциями «блаженнейший зной» и «исповедь немая», последняя из которых основана на оксюмороне. Иносказательный прием подчеркивает гармоничный и продуктивный характер беседы, приносящей удовольствие обеим сторонам.


Финальный катрен утверждает постоянство и вневременную суть идеальной ипостаси читателя, которая позиционируется в качестве «неведомого друга» творца.


 Ахматова, Анна Андреевна (1889-1966)


Рейтинг: +2 Голосов: 2 729 просмотров

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Это Вы не читали...