ГлавнаяКлассикаБлок Александр Александрович (1880-1921) → Александр Блок ~ Сумерки сумерки вешние..

Александр Блок ~ Сумерки сумерки вешние..

article443925.jpg
 
«Сумерки, сумерки вешние»
 ~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~ 
          Дождешься ль вечерней порой
          Опять и желанья, и лодки,
          Весла, и огня за рекой?
                    (А. А. Фет)

Сумерки, сумерки вешние, 
Хладные волны у ног, 
В сердце - надежды нездешние, 
Волны бегут на песок.

Отзвуки, песня далекая, 
Но различить - не могу. 
Плачет душа одинокая 
Там, на другом берегу.

Тайна ль моя совершается, 
Ты ли зовешь вдалеке? 
Лодка ныряет, качается, 
Что-то бежит по реке.

В сердце - надежды нездешние, 
Кто-то навстречу - бегу... 
Отблески, сумерки вешние, 
Клики на том берегу.

Дата написания: 1901 год

~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~

 Анализ стихотворения Блока «Сумерки, сумерки вешние…»

 
Известному тексту, созданному летом 1901 г., предпослан эпиграф из фетовского произведения «Вдали огонек за рекою…» Связь последнего с блоковским творением имеет не только явную, цитатную форму, но и скрытый характер, проявляющийся на уровне идейно-образного наполнения. Блестящая струящаяся река, одинокая лодка, весло «удалое», далекий огонь, хорошо различимый в вечерних сумерках, — пейзажные доминанты, привлекающие внимание героя Фета. Лирическим субъектом, отправившимся в речное путешествие, движет не конкретная практическая цель, а эмоциональный порыв. Психологический подтекст стихотворения связан с ощущением сбывшегося ожидания — своеобразного момента истины, побуждающего лирического «я» к решительным действиям.

Внешние обстоятельства лирической ситуации, заявленные в стихотворении Блока, близки к фетовскому тексту: холодная речная вода, ныряющая в волнах лодка. Лексическая анафора, открывающая произведение, указывает на особенности художественного времени. Эпитет «вешние» дополняет романтическую атмосферу, порождающую неясные тревожные предчувствия.

В отличие от героя-деятеля Фета лирический субъект анализируемого текста не склонен к активным поступкам, предпочитая встретить неведомое на берегу, ставшем основной точкой его наблюдений. Блок сосредоточивается на описании внутреннего состояния лирического «я», которое существует параллельно с изображением деталей пейзажа. Надежды, покорившие сердце героя, получают знаковый эпитет «нездешние» — не связанные с земным миром, возвышенные, небесные. Строка, содержащая замечание о душевных устремлениях героя-мечтателя, повторяется в финальном катрене.

Фетовского гребца ведет визуальный ориентир, «огонек за рекою». Наблюдатель Блока, находящийся в однородном туманном пространстве, видит не пламя, а лишь «отблески». Знаками, предвещающими явление идеала, для него становятся звуки. Блоковский текст изобилует их характеристиками: «клики», неявственные отзвуки, далекая песня, метафорически именуемая плачем «души одинокой» или тайной, воплощающейся в реальности. В акустическом сопровождении возникает образ лодки, который также окружен атмосферой загадочности: кажется, что судно плывет само по себе. Наблюдатель устремляется навстречу неизвестному путешественнику, однако финальная сцена остается незавершенной.

Расплывчатость, смутность впечатлений усиливается при помощи неопределенных местоимений, риторических вопросов и замечаний с семантикой неуверенности.
 

Рейтинг: +4 Голосов: 4 93 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Это Вы не читали...