Ставили как-то в театре кукол «Ночь перед Рождеством». Ставили уже второй раз и в новой интерпретации. Режиссер-постановщик была известна в театре как большая любительница спецэффектов И вот, придя к решению поставить сказку Гоголя, она объявила, что не хочет пользоваться услугами местного Художника по свету, а хочет специалиста «заграничного». Не суть важно, как она пришла к этой мысли, точнее кто ее к ней привел, важно, что специалист за границами театра сыскался в тот же день.
И вот, когда уже шли прогоны, когда свет был сформирован, а программа световая написана, вот тогда-то и явил себя вышеупомянутый «заграничный» специалист. С самого начала он постарался показать, кто здесь главный. После просмотра прогона было сразу заявлено, что свет никуда не годится. «Будем думать!» - пообещал он режиссеру.
Световая репетиция была долгой и нудной. Однако итогом ее явились лишь замена уже установленных цветных фильтров на более плотные да добавление пары приборов на появление в картинах чертей.
Среди идей режиссера «Ночи перед Рождеством» была и такая: в самом начале через весь зал будут пролетать черти и приземляться на сцене. Разумеется, черти предполагались не такие, какие играли на сцене, а всего лишь тряпочки, на огромной скорости затягиваемые специальным приспособлением за лески на сцену. Так вот, эти тряпочки тоже как-то надо было освещать. Приходимец высказал предложение воспользоваться ультрафиолетовым прибором. «Под воздействием его светятся только объекты, раскрашенные люминесцентными красками и белые хлопчатобумажные ткани» - пояснил он. А то местные мастера по свету того не знали, как будто.
На следующий день привез откуда-то такой светильник и потребовал установить его в конце зрительного зала под потолком. После чего включить, чтобы проверить. Его установили, включили и стали ждать, когда лампа разгорится. Это особенность подобных приборов – добиться какого-то эффекта от них можно только минут через 15-20 после включения. Прошло какое-то время, осветители, пока лампа не нагрелась, о готовности своей провести эксперимент не докладывают. Наконец, приходимец не выдерживает и раздраженно говорит:
– НУ! ВКЛЮЧАЙТЕ!
– Давно уже включили - отвечают ему.
– ПРИБОР НАДО НАПРАВИТЬ НА ПОТОЛОК.
– Уже.
– А почему я не вижу результата?
И это говорит ПРОФЕССИОНАЛ, который, к тому же сам привез этот прибор и должен бы знать его особенности.
– А какой результат вы ждете? - интересуются местные мастера
– Я НЕ ВИЖУ СВЕЧЕНИЯ.
– А чему светиться-то. Тряпок, изображающих чертей, не повесили, а потолок никто люминофором не покрывал.
=+=+=+=+=+=+=+=+=
Даже когда «Ночь перед Рождеством» уже вовсю шла на зрителе, еще многие месяцы приходимец наведывался, чтобы проконтролировать, не испортили ли местные осветители ЕГО свет. Хотя те никак в толк не могли взять, что же в этом свете было его.
При чем же здесь Винни-Пух, спросите вы? Скажу. Впрочем, лучше расскажу. «Ночь перед Рождеством» вдохновила ее режиссера на новые свершения. И вот таким свершением стал как раз «Винни-Пух». Задумывался он как музыкальный спектакль с кучей спецэффектов (куда ж без них). Осветители театра уже не сомневались, кто придет ставить свет. А потому, чтобы не дарить ему 95 процентов работы, свет решили не делать до самого упора. Нехай потрудится за обещанные ему денежки.
«Заграничный» специалист пришел, как и прежде - к самым прогонам. Однако, вопреки ожидаемому, работу пришлось начинать с нуля. Но он не унывал. Первым делом, выслушав, чего ждет от света режиссер, заказал «голову»* . Удивительно, что купили ее в течение месяца, в то время, как заявки местных осветителей, писавшиеся в течение нескольких лет по много раз, игнорировались.
Но вернемся к нашим Винни-Пухам. «Будем думать!» - прозвучала коронная фраза, ничего увлекательного не предвещавшая. Все участвующие в постановке, кроме осветителей, были отпущены, что уже напрягло, потому, что свет ставить без участия актеров, держащих кукол – работа в корзину. Приглашенный специалист принялся «думать». Процесс его «размышлений» особо описывать не буду, скажу лишь, что местные мастера по свету бегали от прожектора к прожектору, меняли фильтры, подрезали лучи, включали в программу новые прожектора. Задействован был ВЕСЬ ПАРК ТЕХНИКИ, имевшейся на сцене. Но и этого ему показалось мало. Приходимец потребовал выставить в кулисах дополнительные прожектора. Тут терпение местных лопнуло. Шел уже третий час световой репетиции, учитывая, что до этого была еще правка света на дневной спектакль и сам спектакль, что тоже отнимает много времени и сил. И ладно бы эти дополнительные приборы работали весь спектакль, чтобы кукол лучше было видно. Нет. Целью их присутствия на сцене были дополнительные пятнышки света на декорациях для «оживляжа». На счастье осветителей был нюанс, который мог помочь им избавиться от выставляемой аппаратуры. По тому месту, куда эти приборы должны были встать, в ходе спектакля проезжали станки с установленными на них декорациями. Осветители не замедлили это уточнить. Но приходимец настаивал на своем: «Значит, будут объезжать. Я ДОГОВОРЮСЬ!». Ладно, приборы установили, внесли изменения в программу спектакля и разошлись. Разошлись, заранее предвкушая хоть и маленькую, но победу над чужаком, который даже не попытался вникнуть в специфику театра.
На следующий день все произошло как по писанному. Монтировщики, разумеется, подняли шум, попытки объехать штативы с прожекторами привели к обрушению выставленных приборов, на чем, собственно, их существование в этом спектакле и закончилось. Однако не закончилось соревнование между чужаком и местными. После первых же картин из зала раздались возмущения:
– Господа, что у вас со светом?
«Господа», конечно, видят, что свет далек от совершенства, но вины за собой не чувствуют.
– Почему у нас? - спрашивают – ВЫ же вчера с нами три часа свет ставили. Мы с тех пор ничего не меняли Это ВАШ свет!
– У вас куклы в темноте! - настаивает приходимец.
– Не у нас, а у вас. Когда свет ставят, то в первую очередь исходят из актеров, а уж потом …
– Вы меня еще учить будете! – вскипел приглашенный специалист.
– Вообще-то у нас генеральный прогон. – напомнила режиссер.
– Ладно. Не знаю, что вы там сделали с программой, но сейчас по ходу дела будем ее исправлять.
Весь прогон оператор осветительского пульта слышал бубнеж в рацию: "Что у вас есть на Винни-Пуха. Дайте. Много! Дайте в проценте. Так. Осел ярчит. Прижмите." Осветители на галерках и выносах стояли все действие и переправляли приборы то на Пятачка, то опять на Винни-Пуха. Вмешались в процесс даже гаишники, с которыми их рации, как выяснилось, были на одной волне. Осветителям пригрозили, что если они, винни-пухи сраные, не заткнутся, то не оберутся проблем. Но на этом беды цеха световиков не закончились. Художник-постановщик, присутствовавший при этом, высказал претензии к получившемуся свету и изъявил желание поучаствовать в световой репетиции после прогона. И вот теперь уже на пару в течение двух с половиной часов они очередной раз перекраивали схему и палитру света, регуляторщик рвал и метал, потому, что написанная накануне программа летела к чертям. Увеличилось количество картин, состав приборов в них изменился, все это делалось опять без актеров, монтировщиков, перепрыгивая с картины на картину. Единственным консультантом была порядком уставшая режиссер, которая либо курила, либо дремала, положив голову на стол …
Премьера. Волнительный день. Больше всех волновался оператор пульта. Написанная программа вызывала сомнения. По своему опыту он прекрасно знал, что нельзя перед премьерой кардинально что-то переделывать. Сомнения его не обманули. То тут то там вылезали лишние прожектора, какие-то, наоборот, не зажигались. Весь спектакль пересвеченные куклы на переднем плане контрастировали по яркости с декорациями в глубине сцены. А в финальной картине, над которой оба знатока художественного света – Художник-постановщик и «заграничный» специалист - особо рьяно трудились с точки зрения раскрашивания оным декораций, произошел заметный казус. Подъем огромного торта из-за ширмы – сигнал для медленного перехода на следующую световую картину. И тут свет с кукол, стоявших на первом плане, по мере расцвечивания торта начал уходить и они превратились в силуэты. Помня, что так быть не должно, регуляторщик попытался ввести на них нужные приборы, но переход-то еще не был закончен!
=+=+=+=+=+=+=+=+=
Больше этого Художника по свету в театр кукол не приглашали. Нет, это вовсе не значит, что здесь «услышали своих пророков». Приходимцы не переведутся никогда. Но самое смешное, что там, где ОНИ работают, к НИМ тоже никто не прислушивается. Потому, что «взгляд у них замыленный, а у стороннего специалиста – свежий».
Такой вот круговорот приходимцев в природе.
_______________________________________________________________________________________________________________________
* - многофункциональный прожектор, управление функциями которого производится с пульта осветителей.
Фотография В. Шульца. Взята с официального сайта ГАЦТК им. С.В. Образцова
[Скрыть]Регистрационный номер 0044949 выдан для произведения:
ПРИХОДИМЦАМ ВЕЗДЕ У НАС ДОРОГА
ПРИХОДИМЦЕВ ПОВСЮДУ ЖДЕТ ПОЧЕТ.
Ставили как-то в театре кукол «Ночь перед Рождеством». Ставили уже второй раз и в новой интерпретации. Режиссер-постановщик была известна в театре как большая любительница спецэффектов И вот, придя к решению поставить сказку Гоголя, она объявила, что не хочет пользоваться услугами местного Художника по свету, а хочет специалиста «заграничного». Не суть важно, как она пришла к этой мысли, точнее кто ее к ней привел, важно, что специалист за границами театра сыскался в тот же день.
И вот, когда уже шли прогоны, когда свет был сформирован, а программа световая написана, вот тогда-то и явил себя вышеупомянутый «заграничный» специалист. С самого начала он постарался показать, кто здесь главный. После просмотра прогона было сразу заявлено, что свет никуда не годится. «Будем думать!» - пообещал он режиссеру.
Световая репетиция была долгой и нудной. Однако итогом ее явились лишь замена уже установленных цветных фильтров на более плотные да добавление пары приборов на появление в картинах чертей.
Среди идей режиссера «Ночи перед Рождеством» была и такая: в самом начале через весь зал будут пролетать черти и приземляться на сцене. Разумеется, черти предполагались не такие, какие играли на сцене, а всего лишь тряпочки, на огромной скорости затягиваемые специальным приспособлением за лески на сцену. Так вот, эти тряпочки тоже как-то надо было освещать. Приходимец высказал предложение воспользоваться ультрафиолетовым прибором. «Под воздействием его светятся только объекты, раскрашенные люминесцентными красками и белые хлопчатобумажные ткани» - пояснил он. А то местные мастера по свету того не знали, как будто.
На следующий день привез откуда-то такой светильник и потребовал установить его в конце зрительного зала под потолком. После чего включить, чтобы проверить. Его установили, включили и стали ждать, когда лампа разгорится. Это особенность подобных приборов – добиться какого-то эффекта от них можно только минут через 15-20 после включения. Прошло какое-то время, осветители, пока лампа не нагрелась, о готовности своей провести эксперимент не докладывают. Наконец, приходимец не выдерживает и раздраженно говорит:
– НУ! ВКЛЮЧАЙТЕ!
– Давно уже включили - отвечают ему.
– ПРИБОР НАДО НАПРАВИТЬ НА ПОТОЛОК.
– Уже.
– А почему я не вижу результата?
И это говорит ПРОФЕССИОНАЛ, который, к тому же сам привез этот прибор и должен бы знать его особенности.
– А какой результат вы ждете? - интересуются местные мастера
– Я НЕ ВИЖУ СВЕЧЕНИЯ.
– А чему светиться-то. Тряпок, изображающих чертей, не повесили, а потолок никто люминофором не покрывал.
=+=+=+=+=+=+=+=+=
Даже когда «Ночь перед Рождеством» уже во всю шла на зрителе, еще многие месяцы приходимец наведывался, чтобы проконтролировать, не испортили ли местные осветители ЕГО свет. Хотя те никак в толк не могли взять, что же в этом свете было его.
При чем же здесь Винни-Пух, спросите вы? Скажу. Впрочем, лучше расскажу. «Ночь перед Рождеством» вдохновила ее режиссера на новые свершения. И вот таким свершением стал как раз «Винни-Пух». Задумывался он как музыкальный спектакль с кучей спецэффектов (куда ж без них). Осветители театра уже не сомневались, кто придет ставить свет. А потому, чтобы не дарить ему 95 процентов работы, свет решили не делать до самого упора. Нехай потрудится за обещанные ему денежки.
«Заграничный» специалист пришел, как и прежде - к самым прогонам. Однако, вопреки ожидаемому, работу пришлось начинать с нуля. Но он не унывал. Первым делом, выслушав, чего ждет от света режиссер, заказал «голову»* . Удивительно, что купили ее в течение месяца, в то время, как заявки местных осветителей, писавшиеся в течение нескольких лет по много раз, игнорировались.
Но вернемся к нашим Винни-Пухам. «Будем думать!» - прозвучала коронная фраза, ничего увлекательного не предвещавшая. Все участвующие в постановке, кроме осветителей, были отпущены, что уже напрягло, потому, что свет ставить без участия актеров, держащих кукол – работа в корзину. Приглашенный специалист принялся «думать». Процесс его «размышлений» особо описывать не буду, скажу лишь, что местные мастера по свету бегали от прожектора к прожектору, меняли фильтры, подрезали лучи, включали в программу новые прожектора. Задействован был ВЕСЬ ПАРК ТЕХНИКИ, имевшейся на сцене. Но и этого ему показалось мало. Приходимец потребовал выставить в кулисах дополнительные прожектора. Тут терпение местных лопнуло. Шел уже третий час световой репетиции, учитывая, что до этого была еще правка света на дневной спектакль и сам спектакль, что тоже отнимает много времени и сил. И ладно бы эти дополнительные приборы работали весь спектакль, чтобы кукол лучше было видно. Нет. Целью их присутствия на сцене были дополнительные пятнышки света на декорациях для «оживляжа». На счастье осветителей был нюанс, который мог помочь им избавиться от выставляемой аппаратуры. По тому месту, куда эти приборы должны были встать, в ходе спектакля проезжали станки с установленными на них декорациями. Осветители не замедлили это уточнить. Но приходимец настаивал на своем: «Значит, будут объезжать. Я ДОГОВОРЮСЬ!». Ладно, приборы установили, внесли изменения в программу спектакля и разошлись. Разошлись, заранее предвкушая хоть и маленькую, но победу над чужаком, который даже не попытался вникнуть в специфику театра.
На следующий день все произошло как по писанному. Монтировщики, разумеется, подняли шум, попытки объехать штативы с прожекторами привели к обрушению выставленных приборов, на чем, собственно, их существование в этом спектакле и закончилось. Однако не закончилось соревнование между чужаком и местными. После первых же картин из зала раздались возмущения:
– Господа, что у вас со светом?
«Господа», конечно, видят, что свет далек от совершенства, но вины за собой не чувствуют.
– Почему у нас? - спрашивают – ВЫ же вчера с нами три часа свет ставили. Мы с тех пор ничего не меняли Это ВАШ свет!
– У вас куклы в темноте! - настаивает приходимец.
– Не у нас, а у вас. Когда свет ставят, то в первую очередь исходят из актеров, а уж потом …
– Вы меня еще учить будете! – вскипел приглашенный специалист.
– Вообще-то у нас генеральный прогон. – напомнила режиссер.
– Ладно. Не знаю, что вы там сделали с программой, но сейчас по ходу дела будем ее исправлять.
Весь прогон оператор осветительского пульта слышал бубнеж в рацию: "Что у вас есть на Винни-Пуха. Дайте. Много! Дайте в проценте. Так. Осел ярчит. Прижмите." Осветители на галерках и выносах стояли все действие и переправляли приборы то на Пятачка, то опять на Винни-Пуха. Вмешались в процесс даже гаишники, с которыми их рации, как выяснилось, были на одной волне. Осветителям пригрозили, что если они, винни-пухи сраные, не заткнутся, то не оберутся проблем. Но на этом беды цеха световиков не закончились. Художник-постановщик, присутствовавший при этом, высказал претензии к получившемуся свету и изъявил желание поучаствовать в световой репетиции после прогона. И вот теперь уже на пару в течение двух с половиной часов они очередной раз перекраивали схему и палитру света, регуляторщик рвал и метал, потому, что написанная накануне программа летела к чертям. Увеличилось количество картин, состав приборов в них изменился, все это делалось опять без актеров, монтировщиков, перепрыгивая с картины на картину. Единственным консультантом была порядком уставшая режиссер, которая либо курила, либо дремала, положив голову на стол …
Премьера. Волнительный день. Больше всех волновался оператор пульта. Написанная программа вызывала сомнения. По своему опыту он прекрасно знал, что нельзя перед премьерой кардинально что-то переделывать. Сомнения его не обманули. То тут то там вылезали лишние прожектора, какие-то, наоборот, не зажигались. Весь спектакль пересвеченные куклы на переднем плане контрастировали по яркости с декорациями в глубине сцены. А в финальной картине, над которой оба знатока художественного света – Художник-постановщик и «заграничный» специалист - особо рьяно трудились с точки зрения раскрашивания оным декораций, произошел заметный казус. Подъем огромного торта из-за ширмы – сигнал для медленного перехода на следующую световую картину. И тут свет с кукол, стоявших на первом плане, по мере расцвечивания торта начал уходить и они превратились в силуэты. Помня, что так быть не должно, регуляторщик попытался ввести на них нужные приборы, но переход-то еще не был закончен!
=+=+=+=+=+=+=+=+=
Больше этого Художника по свету в театр кукол не приглашали. Нет, это вовсе не значит, что здесь «услышали своих пророков». Приходимцы не переведутся никогда. Но самое смешное, что там, где ОНИ работают, к НИМ тоже никто не прислушивается. Потому, что «взгляд у них замыленный, а у стороннего специалиста – свежий». Такой вот круговорот приходимцев в природе.
____________________________________________________________________________
* - многофункциональный прожектор, управление функциями которого производится с пульта осветителей.
Фотографии В. Шульца. Взяты с официального сайта ГАЦТК им. С.В. Образцова
Из под рук данного режиссера вышли спектакли по Пушкину ("Пиковая дама") и Харрису Д. ("Сказки дядюшки Римуса"). Вообще в театре кукол Образцова, что только не ставили. Даже "Кармен".