ГлавнаяЗарубежнаяШекспир Уильям → Уильям Шекспир — Сонет 122 на английском в переводе Cамуила Маршака, Модеста Чайковского, Александра Финкеля

Уильям Шекспир — Сонет 122 на английском в переводе Cамуила Маршака, Модеста Чайковского, Александра Финкеля

article434956.jpg
Шекспир. Сонет 122 на английском
С переводом С. Я. Маршака, А. М. Финкеля, М. Чайковского
  ~ ~ ~ ***  ~  *** ~ ~ ~ 
Thy gift, thy tables, are within my brain
Full charactered with lasting memory,
Which shall above that idle rank remain
Beyond all date, even to eternity;
Or, at the least, so long as brain and heart
Have faculty by nature to subsist,
Till each to razed oblivion yield his part
Of thee, thy record never can be missed.
That poor retention could not so much hold,
Nor need I tallies thy dear love to score;
Therefore to give them from me was I bold,
To trust those tables that receive thee more:
To keep an adjunct to remember thee
Were to import forgetfulness in me.
Sonnet 122 by William Shakespeare в оригинале
 ~ ~ ~ ***  ~  *** ~ ~ ~ 
Твоих таблиц не надо мне. В мозгу -
Верней, чем на пергаменте и воске, -
Я образ твои навеки сберегу,
И не нужны мне памятные доски.
Ты будешь жить до тех далеких дней,
Когда живое, уступая тленью,
Отдаст частицу памяти твоей
Всесильному и вечному забвенью.
Так долго бы не,сохранился воск
Твоих таблиц - подарок твой напрасный.
Нет, любящее сердце, чуткий мозг
Полнее сберегут твой лик прекрасный.
Кто должен памятку любви хранить,
Тому способна память изменять!
Сонет 122 в переводе Cамуила Маршака
 ~ ~ ~ ***  ~  *** ~ ~ ~ 
Твой дар, портрет твой, у меня в мозгу
Запечатлен; его не смоет вечность.
Он тления не знает, жить ему
Вне времени предела в бесконечность.
Иль, в крайности, пока моей душе
Дает еще существовать природа.
В то время, как все гибнет на земле,
Твой облик будет цвесть из рода в роды.
Прожить ли столько этому портрету?
Я без доски ношу в душе другой.
Вот почему мне в этом нужды нету:
Твой истинный неразлучим со мной.
Держать для памяти изображенье
Не значит ли признать права забвенья?
Сонет 122 в переводе Модеста Чайковского
 ~ ~ ~ ***  ~  *** ~ ~ ~ 
Твой дар, дневник, я мозгом заменил;
Неизгладимы в нем воспоминанья,
Он сбережет прочнее всех чернил
Твои черты навек, без увяданья.
Пока мой мозг и сердце будут жить,
Пока самих их не коснется тленье,
Я буду память о тебе хранить,
И не изгладит образ твой забвенье.
Всего не впишешь в бедный твой дневник,
Моя ж любовь без бирок сохранится:
Ее хранит души моей тайник,
И я готов вернуть твои страницы.
Любви тогда лишь памятка нужна,
Когда не верит памяти она.
Сонет 122 в переводе Александра Финкеля
  ~ ~ ~ ***  ~  *** ~ ~ ~ 
Примечания к сонету:
 
Ещё в сонете 76 поэт сообщает, что ему не хватает свежих новостей о жизни адресата, а уже в следующем воодушевляет его писать о своей жизни, чтобы на основе его заметок иметь возможность развивать и дальше тему «восхищения». Спустя некоторое время последовал вопрос от молодого мецената о судьбе его выдержек из вышеупомянутого дневника или уже каких-то новых заметок. И вот теперь, в сонете 122 Шекспир пишет, что утратил великодушно предоставленный адресатом дар, но успокаивает, что это не отразится на ясности его воспоминаний.
И хотя нигде не упоминается, утратил ли Шекспир оригинал дневника из сонета 77 или некие выдержки из него в виде таблиц с заметками, такие незначительные извинения за утрату столь важной для человека вещи, а также акцентирование внимания именно на том, что ему достаточно информации для дальнейшего творчества, показывает, что сами по себе они не представляли из себя особой ценности или обстоятельства, при которых их не стало, были терпимыми. Ответ Шекспира в этом сонете указывает на отсутствие вопроса со стороны адресата о том, почему он не ничего не написал на их основе. Наиболее вероятно, что после некоторого перерыва в переписке адресат интересовался судьбой своих записей именно в контексте того, достаточно ли их Шекспиру, чтобы возобновить написание сонет.

Если адресатом Шекспира является Генри Ризли, 3-й граф Саутгемптон, то можно предположить, что разрыв в общении мог быть связан с заключением адресата в тюрьму. Существует мнение, что текущий этап переписки развивался после поездки, упоминаемой в сонете 39 или другой, однако, в этом случае, если вопрос адресата был именно о том, почему поэт ничего ему не написал на основе его заметок, это бы означало, что Шекспир уклонился от ответа на вопрос, что кажется несколько маловероятным.
 ~ ~ ~ ***  ~  *** ~ ~ ~ 
Рейтинг: +3 Голосов: 3 217 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Это Вы не читали...