ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → Эссе "Праздность"

Эссе "Праздность"

19 сентября 2015 - Сергей Чернец
Эссе ПраздностьСергий Чернец
Беспечность и бездействие.
       Эпиграф.
      Следовало бы, непрерывную праздность
      Поместить среди мучений Ада,
      А мы её поместили, однако, в мечтах – 
      В число безграничных блаженств Райских.
Человек – это единственное существо на Земле, которое может скучать иили смеяться. Человек – существо, для которого собственное существование составляет проблему. Другие существа – живут себе и не мучаются: почему они живут и зачем они существуют…. Но человек не может без этой проблемы, и он считает, что должен и ищет её разрешения, и этого уже не избежать. Потому что человек не может вернуться к доисторическому состоянию гармонии с природой. Он покоряет её, он изменяет природу к своему удовлетворению. Человеческий разум продолжает развиваться и стремится стать хозяином природы и хозяином самому себе.
На этом пути, на пути развития (и собственной внутренней природы) человек вступает в отношения с другими людьми, и всегда по-разному: он может любить иили ненавидеть, он может соперничать иили сотрудничать. И он может построить социальную систему, тоже по-разному, основанную: или на равенстве (коммуна, община), или на авторитете (царя, фараона). Основанную на свободе или на насилии. 
Но так было у всех живых существ, подозревается – даже у бактерий существует социум, а уж среди насекомых идеально построенные социумы мы можем наблюдать: муравьи, термиты, пчелы и осы и прочие.
То есть жизнь – это действие, это делать надо какие-либо дела. А уж, зачем и почему и в чем смысл действия, - вопрос второстепенный. Само движение – это и есть жизнь. Вселенная движется вся, с самого её зарождения, движутся атомы, движутся звезды и галактики. Движется Энергия. И есть закон сохранения энергии, который подразумевает – переход одного вида энергии в другой. Если тело накапливает кинетическую энергию, то непременно, оно отдаст-передаст эту энергию, превращая её в другой вид. Из физики….
2) Одиночество – это еще не самое скверное, в дни испытаний, чувство человеческое; самое скверное – это сидеть, сложа руки, ничего не делая.
Когда мы перестаем делать (что-либо) – мы перестаем жить. Пассивность настигает человека, как один из пороков, - это болезнь, которая излечивается работой.
          Вставай! Так долго отдыхая, 
          Утратишь силу ты сполна!
          Ведь не приносит урожая
          Невспаханная целина! – как сказал поэт.
Безделье – не отдых. Праздный человек – точно часы без стрелок. И это ужасно тяжелая ноша – ничего не делать, и нет ничего более невыносимого, чем безделье. Это, кажется, все знают. Но вот парадокс: ничего не делать, а побольше «урвать», получать даром, - таков наш «идеал», начиная от мальчишки (с детства) до государственного мужа (чиновника). И существует потому среди людей две «нации», между которыми нет связи ни сочувствия. Которые также не знают привычек, мыслей и чувств друг друга, как обитатели разных планет. Которые по-разному воспитывают детей, питаются разной пищей, учатся разным манерам, которые и живут по разным законом…. И это – богатые и бедные!
3) Праздность - мать скуки. Труд – это отец удовольствия. Умение вести разговор – это талант. Печальная участь ожидает того, кто наделен талантом, но пребывает в праздности. Вместо того, чтобы развивать и совершенствовать свои способности. Возноситься и предаваться праздности и самолюбованию – губительно для любого таланта. Ржавчина невежества разъест и плоть и душу, утрачивается ясность и острота ума, косность и лень будут властвовать во всем.
Прекращение деятельности всегда приводит за собой вялость, а за вялостью идет дряхлость.
Праздная жизнь редко может быть чистою. Несправедливость не всегда связана с действием; часто она состоит именно в бездействии (видя страдание и нужду вокруг). 
 Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени и его не хватало, - займись одним – ничего не делай! И есть такие люди, вся заслуга которых та, что они ничего не делают. И того, кто ничего не делает, всегда много помощников.
4) Стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни. Никакое положение не оправдывает бездействия; всегда можно делать что-нибудь не совершенно бесполезное; всегда надобно делать всё, что можно. 
В мире нет ничего разрушительнее, невыносимее, как бездействие. Апатия и лень – истинное замерзание души и тела. Стыдись своего безделья, когда так много можно сделать для самого себя, для своей семьи, для своего народа, для своей страны.
      Везде исследуйте всечасно,
      Что есть велико и прекрасно.
      Кто малого не может,
      Тому и больше невозможно.
          И знай, что слабый человек,
          Хоть он, подчас, того и сам не может знать,
          Охотно в выспреннем безделье пребывает,
          Чтоб только добрых дел не совершать.
«Всякий праздный гражданин является вором», - говорил Жан Жак Руссо!
5) Праздность опасна. Так еще и Древние Греки рассуждали: «Не имей беспечных дней». Судьба любит сыграть с нами шутку – опрокидывая все наши предположения, хочет застать нас врасплох. Таланту, рассудку, даже красоте – всем надобно быть настороже: даже один день слепой беспечности будет днем их падения. Но когда осмотрительность всего нужней бывает, тут-то она может изменить: опрометчивость – это ступенька к гибели. Я знаю слова одного мудрого человека, который при виде неторопливости и чрезмерной неспешности говорил: «Повременим, чтобы скорее окончить».
Беспечность – худший враг, чем вражеская рать. Там, где царит праздность, не сверкают лучи гения, там нет стремления к славе и бессмертию, там не возникает ни представления о добродетели, ни даже видимости его. Свобода в действиях – это не праздность, а возможность свободно располагать своим временем и выбирать себе род занятий. Короче говоря, быть свободным – не значит предаваться безделью, а самолично решать, что делать и чего не делать. 
6) Праздные люди всегда большие говоруны. Чем меньше думаешь, тем больше говоришь. Бездельника хлебом не корми, а дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь. (Энергию же надо куда-то выливать, благо, что язык без костей). Он всегда готов найти оправдание собственной никчемности.
«Смотри, как разрушается от безделья ленивое тело – также, как портится в озере без движения вода» - указал нам умнейший древний грек.
Когда у человека много свободного времени, он немногого достигнет, говорили китайские мудрецы.
«При наличии Пути не застаиваются» - сказали ДАОсцы.
Человек должен трудиться – плохо ему, когда он бездействует – просто сказали нам Веды древнеиндийские.
Конец.

© Copyright: Сергей Чернец, 2015

Регистрационный номер №0308300

от 19 сентября 2015

[Скрыть] Регистрационный номер 0308300 выдан для произведения: Эссе ПраздностьСергий Чернец
Беспечность и бездействие.
       Эпиграф.
      Следовало бы, непрерывную праздность
      Поместить среди мучений Ада,
      А мы её поместили, однако, в мечтах – 
      В число безграничных блаженств Райских.
Человек – это единственное существо на Земле, которое может скучать иили смеяться. Человек – существо, для которого собственное существование составляет проблему. Другие существа – живут себе и не мучаются: почему они живут и зачем они существуют…. Но человек не может без этой проблемы, и он считает, что должен и ищет её разрешения, и этого уже не избежать. Потому что человек не может вернуться к доисторическому состоянию гармонии с природой. Он покоряет её, он изменяет природу к своему удовлетворению. Человеческий разум продолжает развиваться и стремится стать хозяином природы и хозяином самому себе.
На этом пути, на пути развития (и собственной внутренней природы) человек вступает в отношения с другими людьми, и всегда по-разному: он может любить иили ненавидеть, он может соперничать иили сотрудничать. И он может построить социальную систему, тоже по-разному, основанную: или на равенстве (коммуна, община), или на авторитете (царя, фараона). Основанную на свободе или на насилии. 
Но так было у всех живых существ, подозревается – даже у бактерий существует социум, а уж среди насекомых идеально построенные социумы мы можем наблюдать: муравьи, термиты, пчелы и осы и прочие.
То есть жизнь – это действие, это делать надо какие-либо дела. А уж, зачем и почему и в чем смысл действия, - вопрос второстепенный. Само движение – это и есть жизнь. Вселенная движется вся, с самого её зарождения, движутся атомы, движутся звезды и галактики. Движется Энергия. И есть закон сохранения энергии, который подразумевает – переход одного вида энергии в другой. Если тело накапливает кинетическую энергию, то непременно, оно отдаст-передаст эту энергию, превращая её в другой вид. Из физики….
2) Одиночество – это еще не самое скверное, в дни испытаний, чувство человеческое; самое скверное – это сидеть, сложа руки, ничего не делая.
Когда мы перестаем делать (что-либо) – мы перестаем жить. Пассивность настигает человека, как один из пороков, - это болезнь, которая излечивается работой.
          Вставай! Так долго отдыхая, 
          Утратишь силу ты сполна!
          Ведь не приносит урожая
          Невспаханная целина! – как сказал поэт.
Безделье – не отдых. Праздный человек – точно часы без стрелок. И это ужасно тяжелая ноша – ничего не делать, и нет ничего более невыносимого, чем безделье. Это, кажется, все знают. Но вот парадокс: ничего не делать, а побольше «урвать», получать даром, - таков наш «идеал», начиная от мальчишки (с детства) до государственного мужа (чиновника). И существует потому среди людей две «нации», между которыми нет связи ни сочувствия. Которые также не знают привычек, мыслей и чувств друг друга, как обитатели разных планет. Которые по-разному воспитывают детей, питаются разной пищей, учатся разным манерам, которые и живут по разным законом…. И это – богатые и бедные!
3) Праздность - мать скуки. Труд – это отец удовольствия. Умение вести разговор – это талант. Печальная участь ожидает того, кто наделен талантом, но пребывает в праздности. Вместо того, чтобы развивать и совершенствовать свои способности. Возноситься и предаваться праздности и самолюбованию – губительно для любого таланта. Ржавчина невежества разъест и плоть и душу, утрачивается ясность и острота ума, косность и лень будут властвовать во всем.
Прекращение деятельности всегда приводит за собой вялость, а за вялостью идет дряхлость.
Праздная жизнь редко может быть чистою. Несправедливость не всегда связана с действием; часто она состоит именно в бездействии (видя страдание и нужду вокруг). 
 Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени и его не хватало, - займись одним – ничего не делай! И есть такие люди, вся заслуга которых та, что они ничего не делают. И того, кто ничего не делает, всегда много помощников.
4) Стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни. Никакое положение не оправдывает бездействия; всегда можно делать что-нибудь не совершенно бесполезное; всегда надобно делать всё, что можно. 
В мире нет ничего разрушительнее, невыносимее, как бездействие. Апатия и лень – истинное замерзание души и тела. Стыдись своего безделья, когда так много можно сделать для самого себя, для своей семьи, для своего народа, для своей страны.
      Везде исследуйте всечасно,
      Что есть велико и прекрасно.
      Кто малого не может,
      Тому и больше невозможно.
          И знай, что слабый человек,
          Хоть он, подчас, того и сам не может знать,
          Охотно в выспреннем безделье пребывает,
          Чтоб только добрых дел не совершать.
«Всякий праздный гражданин является вором», - говорил Жан Жак Руссо!
5) Праздность опасна. Так еще и Древние Греки рассуждали: «Не имей беспечных дней». Судьба любит сыграть с нами шутку – опрокидывая все наши предположения, хочет застать нас врасплох. Таланту, рассудку, даже красоте – всем надобно быть настороже: даже один день слепой беспечности будет днем их падения. Но когда осмотрительность всего нужней бывает, тут-то она может изменить: опрометчивость – это ступенька к гибели. Я знаю слова одного мудрого человека, который при виде неторопливости и чрезмерной неспешности говорил: «Повременим, чтобы скорее окончить».
Беспечность – худший враг, чем вражеская рать. Там, где царит праздность, не сверкают лучи гения, там нет стремления к славе и бессмертию, там не возникает ни представления о добродетели, ни даже видимости его. Свобода в действиях – это не праздность, а возможность свободно располагать своим временем и выбирать себе род занятий. Короче говоря, быть свободным – не значит предаваться безделью, а самолично решать, что делать и чего не делать. 
6) Праздные люди всегда большие говоруны. Чем меньше думаешь, тем больше говоришь. Бездельника хлебом не корми, а дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь. (Энергию же надо куда-то выливать, благо, что язык без костей). Он всегда готов найти оправдание собственной никчемности.
«Смотри, как разрушается от безделья ленивое тело – также, как портится в озере без движения вода» - указал нам умнейший древний грек.
Когда у человека много свободного времени, он немногого достигнет, говорили китайские мудрецы.
«При наличии Пути не застаиваются» - сказали ДАОсцы.
Человек должен трудиться – плохо ему, когда он бездействует – просто сказали нам Веды древнеиндийские.
Конец.
 
Рейтинг: 0 4075 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!