Эссе Мысли

30 августа 2015 - Сергей Чернец

Сергий Чернец
          Эссе. «Мысли, ум, мудрость».
Мыслить – значит, говорить с самим собой, слышать себя самого.
1. Учить уму и быть разумным – совсем разные вещи.
Знакомство с мыслями светлых умов составляет превосходное умственное упражнение: оно оплодотворяет ум и изощряет  мысли.  Обратимся же к размышлениям умных людей. Например, Лев Толстой говорил, и оставил нам мыли о прогрессе: «Прогресс состоит во все большем преобладании разума над животным законом борьбы». И мудрость не в том, чтобы много знать. Всего знать мы никак не можем. Мудрость не в количестве знаний, а в том, чтобы знать, - какие знания самые нужные, какие менее и какие еще менее нужны. И Толстой ставит вопросы, ратуя за единение человека с природой, к некоему возврату от прогресса. «Что же делать? Отбросить все те усовершенствования жизни, все то могущество, которое приобрело человечество? Забыть то, что оно узнало? Невозможно» - тут же сам отвечает он. 
И, Просвещение – это выход человека из своего «несовершеннолетия», в котором он находится по собственной вине. (Вот и начал Толстой учить детей в Ясной поляне, открыв школу и так далее, учебники написал даже). Несовершеннолетие – (определяется как) неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине – это такое состояние, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им (рассудком) без руководства со стороны. «Решись быть мудрым! Имей мужество пользоваться собственным умом!» - таков (должен быть), следовательно, девиз Просвещения. «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и, хотя криво, да сами», - призывал нас один из великих умов. 
2. Учить уму и быть разумным – совсем разные вещи.
Разум – это счастливый дар человека и его проклятие, одновременно. Одно из характерных свойств человеческого ума в том, что – сталкиваясь с противоречиями, он не может оставаться пассивным. Ум приходит в движение с целью разрешить противоречие. Всем своим прогрессом человек обязан этому факту. И Достоевский определил по своему: «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи…». Разум и чувство – две силы, нуждающиеся друг в друге, и они «мертвы и ничтожны» одна без другой.
Мудрость не будет мудростью, - когда она слишком горда, чтобы плакать; когда она слишком серьезна – чтобы смеяться, иили слишком поглощена собою – чтобы искать другие истины, кроме самое себя.
Просвещение непременно нужно. Жизнь в неведении – не жизнь. Кто живет в неведении, тот только дышит («небо коптит»). Познание и жизнь неотделимы («век живи, век учись»).
Мысль умная (выданная умом, мудростью) – может преобразить мир. Нас всех поглотит небытие (каждому свое время), уметь забывать об этом – в том и есть большая мудрость – предоставить свободу уму, свободу думать о другом…, будто мы проживем вечность.
Мудрец только под конец жизни понимает, что смерть страшна только со стороны, для близких людей, но для себя смерти нет. И сам человек в себе – как родился бессмертным, так и уходит в бессмертие. Мысли тоже рождаются, как живые дети, и их тоже долго вынашивают, прежде чем выпустить в свет. Мудрый – это тот человек, кто яснее других чувствует обязанность свою в отношении настоящего времени, тот – кто наиболее современный человек. «Великий ум проявляется в равновесии всех способностей; безумие же – это несоразмерное напряжение и переизбыток способностей в отдельности», - говорит еще один умный из великих. «Вся мудрость человеческая в двух словах: ждать и надеяться!» - но это, как раз, и не правильно. Ибо разум человеческий владеет тремя ключами: цифрой, буквой, нотой. Знать, думать, мечтать – и стремиться осуществить мечты. Всё в этом!
3. Поле битвы, на котором сражается разум, страшнее, чем поле битвы, где умирают. Поле разума труднее возделывать, чем пашню. Тут нельзя уже без элементарной морали.
Мысль без морали – есть недомыслие, а мораль без мысли – это фанатизм.
Ограничен разум человека (одного) – но зато безграничен разум человеческий. Ибо для мысли не существует пространства. И эта бесконечная цепь единомыслия, мыслей, преследующих одну и ту же цель, всеми силами разума идет в ногу и объемлет кольцом всю вселенную. Сегодня разум с помощью науки проникает в тайны вещества, указывает, где истина. Наука и опыт – только средства, только способы собирания материалов для разума.
Просвещенный разум – облагораживает чувства; голова должна воспитывать сердце. Умение ставить разумные вопросы – уже есть важный признак ума и проницательности. Ум подобен здоровью: кто здоров, просыпаясь по утрам, не чувствует его; и кто обладает разумом, его не замечает.
4. Эпилог. «Ум, если можно так выразится, начинается там, где кончается здравый смысл» - говорил один из великих.
Мир теряет сегодня всякий здравый смысл в огромных масштабах. Разум используют не по существу и неправильно, а мораль утрачивается.
Пользуйтесь, но не злоупотребляйте – таково правило мудрости. Ни воздержание, ни излишества не дают результата. Разум обладает естественной властью…. Ему оказывают сопротивление, но не могут его победить; погодите еще немного и человек вынужден будет вернуться к разуму вновь.
Есть Хитрость – это образ мыслей очень ограниченных людей, и она очень отличается от Ума, на который по внешности походит.
Если разум указывает человеку, что он должен делать, чтобы поистине быть самим собой (Человеком), и таким образом учит человека тому, что есть благо, - то путь достижения добродетели состоит в активном использовании человеком своих способностей.
Конец. 

© Copyright: Сергей Чернец, 2015

Регистрационный номер №0305453

от 30 августа 2015

[Скрыть] Регистрационный номер 0305453 выдан для произведения:
Сергий Чернец
          Эссе. «Мысли, ум, мудрость».
Мыслить – значит, говорить с самим собой, слышать себя самого.
1. Учить уму и быть разумным – совсем разные вещи.
Знакомство с мыслями светлых умов составляет превосходное умственное упражнение: оно оплодотворяет ум и изощряет  мысли.  Обратимся же к размышлениям умных людей. Например, Лев Толстой говорил, и оставил нам мыли о прогрессе: «Прогресс состоит во все большем преобладании разума над животным законом борьбы». И мудрость не в том, чтобы много знать. Всего знать мы никак не можем. Мудрость не в количестве знаний, а в том, чтобы знать, - какие знания самые нужные, какие менее и какие еще менее нужны. И Толстой ставит вопросы, ратуя за единение человека с природой, к некоему возврату от прогресса. «Что же делать? Отбросить все те усовершенствования жизни, все то могущество, которое приобрело человечество? Забыть то, что оно узнало? Невозможно» - тут же сам отвечает он. 
И, Просвещение – это выход человека из своего «несовершеннолетия», в котором он находится по собственной вине. (Вот и начал Толстой учить детей в Ясной поляне, открыв школу и так далее, учебники написал даже). Несовершеннолетие – (определяется как) неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине – это такое состояние, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им (рассудком) без руководства со стороны. «Решись быть мудрым! Имей мужество пользоваться собственным умом!» - таков (должен быть), следовательно, девиз Просвещения. «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и, хотя криво, да сами», - призывал нас один из великих умов. 
2. Учить уму и быть разумным – совсем разные вещи.
Разум – это счастливый дар человека и его проклятие, одновременно. Одно из характерных свойств человеческого ума в том, что – сталкиваясь с противоречиями, он не может оставаться пассивным. Ум приходит в движение с целью разрешить противоречие. Всем своим прогрессом человек обязан этому факту. И Достоевский определил по своему: «Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет: характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи…». Разум и чувство – две силы, нуждающиеся друг в друге, и они «мертвы и ничтожны» одна без другой.
Мудрость не будет мудростью, - когда она слишком горда, чтобы плакать; когда она слишком серьезна – чтобы смеяться, иили слишком поглощена собою – чтобы искать другие истины, кроме самое себя.
Просвещение непременно нужно. Жизнь в неведении – не жизнь. Кто живет в неведении, тот только дышит («небо коптит»). Познание и жизнь неотделимы («век живи, век учись»).
Мысль умная (выданная умом, мудростью) – может преобразить мир. Нас всех поглотит небытие (каждому свое время), уметь забывать об этом – в том и есть большая мудрость – предоставить свободу уму, свободу думать о другом…, будто мы проживем вечность.
Мудрец только под конец жизни понимает, что смерть страшна только со стороны, для близких людей, но для себя смерти нет. И сам человек в себе – как родился бессмертным, так и уходит в бессмертие. Мысли тоже рождаются, как живые дети, и их тоже долго вынашивают, прежде чем выпустить в свет. Мудрый – это тот человек, кто яснее других чувствует обязанность свою в отношении настоящего времени, тот – кто наиболее современный человек. «Великий ум проявляется в равновесии всех способностей; безумие же – это несоразмерное напряжение и переизбыток способностей в отдельности», - говорит еще один умный из великих. «Вся мудрость человеческая в двух словах: ждать и надеяться!» - но это, как раз, и не правильно. Ибо разум человеческий владеет тремя ключами: цифрой, буквой, нотой. Знать, думать, мечтать – и стремиться осуществить мечты. Всё в этом!
3. Поле битвы, на котором сражается разум, страшнее, чем поле битвы, где умирают. Поле разума труднее возделывать, чем пашню. Тут нельзя уже без элементарной морали.
Мысль без морали – есть недомыслие, а мораль без мысли – это фанатизм.
Ограничен разум человека (одного) – но зато безграничен разум человеческий. Ибо для мысли не существует пространства. И эта бесконечная цепь единомыслия, мыслей, преследующих одну и ту же цель, всеми силами разума идет в ногу и объемлет кольцом всю вселенную. Сегодня разум с помощью науки проникает в тайны вещества, указывает, где истина. Наука и опыт – только средства, только способы собирания материалов для разума.
Просвещенный разум – облагораживает чувства; голова должна воспитывать сердце. Умение ставить разумные вопросы – уже есть важный признак ума и проницательности. Ум подобен здоровью: кто здоров, просыпаясь по утрам, не чувствует его; и кто обладает разумом, его не замечает.
4. Эпилог. «Ум, если можно так выразится, начинается там, где кончается здравый смысл» - говорил один из великих.
Мир теряет сегодня всякий здравый смысл в огромных масштабах. Разум используют не по существу и неправильно, а мораль утрачивается.
Пользуйтесь, но не злоупотребляйте – таково правило мудрости. Ни воздержание, ни излишества не дают результата. Разум обладает естественной властью…. Ему оказывают сопротивление, но не могут его победить; погодите еще немного и человек вынужден будет вернуться к разуму вновь.
Есть Хитрость – это образ мыслей очень ограниченных людей, и она очень отличается от Ума, на который по внешности походит.
Если разум указывает человеку, что он должен делать, чтобы поистине быть самим собой (Человеком), и таким образом учит человека тому, что есть благо, - то путь достижения добродетели состоит в активном использовании человеком своих способностей.
Конец. 
 
Рейтинг: +2 5722 просмотра
Комментарии (3)
Серов Владимир # 31 августа 2015 в 11:39 0
Мудро! super
Сергей Чернец # 31 августа 2015 в 11:49 0
Было и другое мнение, противоположное, в комментариях. А это взято из книжки "Цитатник". Так что мнение автора может не совпадать ... как обычно пишут. Лев Толстой и Достоевский тут указаны, кстати, но и есть и из других цитаты и можно догадаться, что не авторское высказывание, переработка.
Ивушка # 27 мая 2016 в 17:11 +1
с Днём рождения вас,Сергей,всего самого доброго