Возрождение.

23 апреля 2014 - Олег Черный

Возрождение

    Звонари Храма Христа Спасителя заметили: стоит зазвонить колоколам – и сквозь тёмную пелену пасмурного московского неба сразу начинают пробиваться солнечные лучики. Особенно заметно это зимой.


  - Колокол - живое, духовное существо. Металлурги ведут, при изготовлении колокола, с ним свои задушевные беседы. Сначала долго решают когда, где, как и кто будет изготавливать колокол. Величие каждого колокола, даже самого маленького требует от людей чистого сердца и светлой души. Солист не хочет знать грязных рук, он не запоёт чистейшим голосом свои серенады. Люди с чистой душой собирают деньги для изготовления колокола и он с такой же чистотой звучания, вобрав в себя сотни тысяч добрых слов, музыкально тонко с красотой малинового звона понесёт свой голос в безбрежную даль неба.   

   
    Если вложить в его подвеску или язычок небольшое усилие, то есть где-то гаечку подвернуть, где-то что-то перевесить, то он всегда отзывётся лучшим звуком.


    Колокол всем своим бронзовым сердечком, в которое вложены мечты и труд многих и многих людей, чувствует каждого звонаря. Уже при виде своего лучшего друга готовится запеть так, чтобы во всей округе разнеслась музыка торжества и жизни. Он, как бы чувствуя заботу о себе, отдаёт свои: талант, искусство, мощь и красоту напевов окружающему миру, неся каждому человеку отдельно великое умиротворение торжества его жития на Земле.


    Если Вы нанесёте сильный удар кулаком по внешней части колокола - он промолчит наверно обидевшись на грубость.

   
    Но, если ласково, будете его поглаживать ладошкой по корпусу в том же месте, где невежда ударил колокол кулаком, он обязательно отзовётся Вам мелодично своими обертонами.

   
    История колоколов Храма Христа Спасителя:               
   

    Сохранился всего один колокол с Храма Христа и находится он в Троице-Сергиевой Лавре.


    От остальных колоколов остались нечёткие старые фотографии. Небольшое текстовое описание в книгах Н. Оловянишникова «История колоколов и колокололитейное искусство», вышедшей в 1912 году, и М. Мостовского «Историческое описание Храма во имя Христа Спасителя в Москве» 1883 года.  Чертежей не было, модели не сохранились.


    Специалистам удалось установить, что весь звон храма Христа Спасителя был выстроен в ля-миноре. Храм, построенный в честь победы 1812 года, разрушенный при советской власти был поминальным.   
   
   
    Необходимо было создать и освоить заново технологический процесс, подобрать высококлассных специалистов, делать сложнейшие расчёты профилей колоколов, выполнить чертежи, изготовить модельную оснастку, разработать эскизы декора, построить печь для выплавки металла, изготовить стержни и формы, краску для них, отлить колокола, произвести очистку от пригара, придать красоту русского колокольного искусства и, при всей архинаисложнейшей работы, оставить характерное звучание российских древнейших колоколов.

   
    Выбор предприятия изготовителя для производства колоколов на колокольню Храма Христа Спасителя осуществлялся на конкурсной основе. Условия конкурса жёсткие: каждый участник должен был отлить на свои средства и представить не менее 10 колоколов весом от 8 кг до 3,5 тонн.


    За два месяца до начала конкурса были получены технические условия и задания.
   

    Победителем конкурса стал Первый литейный цех стального литья завода имени И.А. Лихачёва под руководством Заслуженного металлурга СССР, прекрасного человека, рационализатора и изобретателя Михаила Алексеевича Машина.

   
    Западные специалисты: в частности, итальянская фирма бралась изготовить тяжелые колокола за три года; голландцы готовы были уложиться в 1,5 года.
   
   
     Выполняя важнейший заказ, люди с огромной благодарностью за оказанное им доверие работали по 16-18часов подряд, понимая какова их ответственность, спали прямо в цехе, не уходя домой. Всё руководство цеха принимало участие в этой, казалось бы, непосильной работе. Каждый работник понимал, что останется в истории России навечно. Весь колокольный набор был отлит за 10 месяцев.
 
 
     Впервые в России, после забвения, длиной почти в 100 лет, был отлита такая гамма колоколов.   
   
    
     Всего было изготовлено четырнадцать колоколов.
 

     Впервые в России, после забвения, длиной почти в 100 лет, был отлита такая гамма колоколов.   
   

     Изготовление большого колокола для храма Христа Спасителя:


     На шихтовом дворе Первого литейного цеха специально для колокола была построена печь. Автор конструкции Заслуженный металлург СССР Машин Михаил Алексеевич. Он же и главный разработчик полного технологического процесса.

      В день отливки колокола в литейном цехе на ЗИЛе, непосредственно на участке заливки, Патриарх Алексий II совершил молебен.


      Плавильщики на участке плавки открыли лётку. По специальному жёлобу пошёл металл. 25 минут шла струя медного сплава, заполняя форму. В течении нескольких дней форма, заполненная металлом остывала естественным способом.


      Затем отливка (колокол-великан) была извлечена из опоки. Предстояла поистине титаническая работа по превращению первого крупнейшего изделия в настоящее произведение искусства.

      
      В течение месяца с готовой отливки оригинальным способом был удалён пригар, произведена расчеканка колокола, полировка его корпуса. Затем он был покрыт бромистым серебром, зачищен.


      В июне 1997 года торжественно поднят на юго-западную колокольню храма Христа Спасителя.
   
      
      - Впервые в мире в лаборатории колокольной акустики на заводе имени Ивана Алексеевича Лихачёва сделано несколько сенсационных открытий. Каких?

     - Звуковая волна, которая расходится от удара колокола, излучается в форме креста. Об этом никто никогда не предполагал: ни звонари, ни литейщики раньше не знали. Кроме того, оказалось, что во время звона колокол сжимается и растягивается.


     - Итальянские врачи, проводя исследования в своих лабораториях, доказали: колокольный звон способен убивать вирусы гриппа и других заболеваний.


     В дореволюционной России, где колокола звонили повсюду, эпидемий гриппа, таких, как случаются сейчас, как известно, никогда не было.   


      Гамма всех колоколов отлитых в Первом литейном цехе автозавода имени Ивана Алексеевича Лихачёва Для Главного Храма России - Храма Христа Спасителя.
   

     1.Большой колокол - Торжественный: вес 27101 кг, вместил на своей наружной поверхности шесть рельефных изображений. Вверху: Спаситель, Божия Матерь, Иоанн Предтеча, внизу в медальонах императоры - Александр I, Николай I, Александр II. В верхнем поясе колокола отлиты надписи: «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу», «Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе», а в нижней части его: «В лето от сотворения мира 7335-е, а от воплощения Бога Слова 1877-е, повелением Благочестивейшего, Самодержавнейшего, Великого Государя императора Александра Николаевича, всея России, вылит сей колокол для Храма во имя Христа Спасителя в Москве, в возблагодарение за явленные свыше благость и милость Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа при нашествии на Россию галлов и с ними двунадесяти языков в 1812 году и на вечную память о в Бозе почивших Благочестивейших императорах Александре I и Николае I». Колокол звучит 4 раза в год по самым великим православным праздникам.

   
     2.Воскресный колокол - Праздничный вес 15889 кг, с рельефными изображениями святителей Московских: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и надписями: «Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его по множеству величия Его». Его голос можно услышать в дни двенадцати праздников.

   
     3.Колокол Полиелейный вес 10401 кг, с рельефными изображениями: Св. Николая Чудотворца, Св. Александра Невского и Св. Зосимы Соловецкого и надписями: «Благовестите день от дне спасение Бога нашего. Возвестите во языцех славу Его».

   
     4.Колокол Будничный вес 5291 кг, с рельефными изображениями: Св. Праведной Елизаветы, Св. царицы Александры, Св. Марии Магдалины. С надписями «Воскликните Богови вся земля. Работайте Господеви в веселии. Внидите перед Ним в радость».

   
     5.Колокол, весом 3358 кг, с рельефными изображениями: Св. Равноапостольного князя Владимира, Преподобного Сергия, Апостола Павла и великомученика Георгия, с надписями «Воспойте Господеви песнь нову. Хвалите Его в церкви преподобных».

   
     6.Колокол, весом 1884 кг, с изображениями: Св. Архангела Михаила, Св. царя Константина и Св. Николая Новгородского; с надписями: «Во всю землю изыде вещание и в концы вселенные глаголы их. Господи помощниче мой и избавителю мой».

   
     7.Колокол, весом 835 кг, с изображениями: Св. Анны Пророчицы, Св. Великомученицы Екатерины, Св. царицы Елены и Св. благоверной княгини Ольги; с надписями: «Вся земля да поклонится Тебе поет Тебе: да поет же имени Твоему, Вышний».


     8.Колокол, весом 459 кг, с изображениями: Св. Апостола Петра, Св. Димитрия Ростовского и Св. князя Вячеслава, с надписью: «Разумейте языци и покоряйтеся яко с нами Бог».


     9.Колокол, весом 229 кг.


     10.Колокол, весом 98 кг.


     11.Колокол, весом 4 9 кг.


     12.Колокол, весом 33 кг.


     13.Колокол, весом 14 кг.


     14.Колокол, весом 10 кг.


     Колокола размещены на четырех колокольнях Храма. Их разместили таким образом: на юго-западной колокольне - Праздничный колокол, на северо-восточной - Воскресный, на северо-западной - мелкие колокола, на северо-восточной колокольне - Будничный и остальные десять колоколов.


     По благословению его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II весь комплекс работ по обустройству колоколен и создание системы синхронного звона на четырех колокольнях Храма Христа Спасителя, надвратной Спасо-Преображенской колокольни и Храма Державной Иконы Божией Матери на Волхонке выполняют звонари Общества Церковных Звонарей Московской Патриархии под руководством художественного руководителя колокольных звонов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя И.В. Коновалова.


     Рабочие литейного цеха дали колоколу своё имя: "Благовест" - он Первый и пусть несёт свои звуки с Благой Вестью по всей России.


Родился Благовест в тот год весной.
России нужен колокол такой.
Принёс Руси он возрождение –
Народу жизни продолжение.

Встретила Москва дитя - солдата.
Голосом поющего набата,
Звучал орнамент звона над Москвой,
Помчалась музыка над всей страной.

Ощутив души своей свободу,
Музыка рвалась на небо к Богу.      
Россия вся в величии своём,
Объединилась с Ним теперь вдвоём.

Русь, прислушайся  к чудесным звукам,
Стань созвучна Благовеста буквам,
Музыке, летящей водопадом,
Разлитой над Храмом Главным рядом.

Красивым ликующим трезвоном,
Согласно церковным всем канонам,
Праздновал герой свою свободу,
Свой священный глас он нёс народу.


    Моему лучшему другу Михаилу Алексеевичу Машину автору Большого Колокола Для Храма Христа Спасителя в Москве.


    31 Мая 1997 года впервые в современной России, в присутствии Патриарха Алексия, на заводе имени Ивана Алексеевича Лихачёва  в Главном Литейном Цехе Цветного и Стального Литья (Первом литейном цехе) был отлит самый большой на то время Колокол - Торжественный.


    Спустя более 80 лет после Октябрьской Революции в России впервые отлит такой Колокол. За годы Советской власти технология литья колоколов была полностью утеряна.


    Уникальность мастерства русских металлургов всегда ставила наших мастеров художественного литья на ведущие места в мире металлургии.


    Один из лучших выпускников Московского института стали и сплавов Михаил Алексеевич Машин, прошедший путь от сталевара до начальника корпуса - лучшего на ЗиЛе, по крупицам, на протяжении многих лет разрабатывал технологический процесс колокольного литья, одновременно изучал акустику и музыкальную грамоту. Колокола Машина должны были иметь силу и красоту малинового звучания. Мастер сумел увидеть звук в своих колоколах.


    Вместе со своими друзьями единомышленниками: Евгением Михайловичем Чебурковым и Юрием Ивановичем Виштаком, Михаил Алексеевич стремился осуществить мечту своей жизни.      

    Многолетний труд превратился в огромный день - Праздник для автора колокола.


    Мечта Мастера осуществилась.


    Первый Большой Колокол отлит и, конечно, с автографом автора.


    Установлен Торжественный на Главном Храме России в месте со всеми своими собратьями.

   
    Сам Господь выбрал для для такого исторического символического события трёх людей: Патриарха Всея Руси  Алексия и двоих Алексеевичей - основателя завода Ивана Алексеевича Лихачёва и автора уникального колокола Михаила Алексеевича Машина.
      
   
    История, которую нельзя придумать.


    Многие её свидетели сегодня живы, а некоторые ещё работают на ЗиЛе. Всё было подготовлено к заливке колокола.


    Патриарх Алексий подозвал Михаила Алексеевича и дал ему баул с золотыми изделиями. - "Михаил Алексеевич золото собирала вся Россия для этого колокола, чтобы у него был красивый голос." Машин ответил: - " Торжественный " и так будет прекрасно петь, золото не сыграет никакой роли." -"Народ собрал"- повторил Патриарх.


    М.А. Машин дал команду всем рабочим бросить по горсти золота в расплав.


    Рабочие спокойно, аккуратно опускали золото на зеркало металла, как обычную добавку.


    Алексий очень удивился отношению людей к золоту. Наверно поэтому у него полились слёзы гордости за простых русских парней. Никто не хотел видеть слёз патриарха. - " Ну это обычная добавка" - сказал один из рабочих.
      
      
         Благовест.

Нам, каждому литейщику нести свой крест
За, изготовленный в литейке, Благовест.
Хвалу споёт когда-нибудь быть может он,
Всем зиловцам, к нему пришедших поклон.

Золота рабочим дал Патриарх баул,
Он думал так улучшить Благовеста гул.
В форму горячею струёй лилась река.
Рабочие не видя слёз у старика:

Обычный золото для работяг металл,
Спокойно каждый золото в струю бросал.
Висит теперь в Москве на Главном Храме он.
По всей России Благовеста слышен звон.






























© Copyright: Олег Черный, 2014

Регистрационный номер №0210703

от 23 апреля 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0210703 выдан для произведения:


    Звонари Храма Христа Спасителя заметили: стоит зазвонить колоколам – и сквозь тёмную пелену пасмурного московского неба сразу начинают пробиваться солнечные лучики. Особенно заметно это зимой.


  - Колокол - живое, духовное существо. Металлурги ведут, при изготовлении колокола, с ним свои задушевные беседы. Сначала долго решают когда, где, как и кто будет изготавливать колокол. Величие каждого колокола, даже самого маленького требует от людей чистого сердца и светлой души. Металл не хочет знать грязных рук. Люди с чистой душой собирают деньги для изготовления колокола и он с такой же чистотой звучания, вобрав в себя сотни тысяч добрых слов, музыкально тонко с красотой малинового звона несёт свой голос в безбрежную даль неба.   

   
    Если вложить в его подвеску или язычок небольшое усилие, то есть где-то гаечку подвернуть, где-то что-то перевесить, то он всегда отзывается лучшим звуком. Колокол чувствует каждого звонаря. Уже при виде своего лучшего друга готовится запеть так, чтобы во всей округе разнеслась музыка торжества и жизни. Он как бы чувствует заботу о себе. Если Вы нанесёте сильный удар кулаком по внешней части колокола - он промолчит наверно обидевшись на грубость. Но, если ласково, будете его поглаживать ладошкой по корпусу в том же месте, где ударили кулаком, он обязательно отзовётся Вам мелодично своими обертонами.

    
    История колоколов Храма Христа Спасителя:               
   

    Сохранился всего один колокол с Храма Христа и находится он в Троице-Сергиевой Лавре.


    От остальных колоколов остались нечёткие старые фотографии. Небольшое текстовое описание в книгах Н. Оловянишникова «История колоколов и колокололитейное искусство», вышедшей в 1912 году, и М. Мостовского «Историческое описание Храма во имя Христа Спасителя в Москве» 1883 года.  Чертежей не было, модели не сохранились.


    Специалистам удалось установить, что весь звон храма Христа Спасителя был выстроен в ля-миноре. Храм, построенный в честь победы 1812 года, разрушенный при советской власти был поминальным.   
   
   
    Необходимо было создать и освоить заново технологический процесс подобрать высококлассных специалистов, делать сложнейшие расчёты профилей колоколов, выполнить чертежи, изготовить модельную оснастку, разработать эскизы декора, построить печь для выплавки металла, изготовить стержни и формы,краску для них, отлить колокола, произвести очистку от пригара, придать красоту русского колокольного искусства и, при всей архинаисложнейшей работы, оставить характерное звучание российских древнейших колоколов.

   
    Выбор предприятия изготовителя для производства колоколов на колокольню Храма Христа Спасителя осуществлялся на конкурсной основе. Условия конкурса жёсткие: каждый участник должен был отлить на свои средства и представить не менее 10 колоколов весом от 8 кг до 3,5 тонн.


    За два месяца до начала конкурса были получены технические условия и задания.
   

    Победителем конкурса стал Первый литейный цех стального литья завода имени И.А. Лихачёва под руководством Михаила Алексеевича Машина.

    
    Западные специалисты: в частности, итальянская фирма бралась изготовить тяжелые колокола за три года; голландцы готовы были уложиться в 1,5 года.
   
    
     Выполняя важнейший заказ, люди с огромной благодарностью за оказанное им доверие работали по 16-18часов подряд, понимая какова их ответственность, спали прямо в цехе, не уходя домой. Всё руководство цеха принимало участие в этой, казалось бы, непосильной работе. Каждый работник понимал, что останется в истории России навечно. Весь колокольный набор был отлит за 10 месяцев.
 
    
     Всего было изготовлено четырнадцать колоколов.


     Изготовление большого колокола для храма Христа Спасителя:


     На шихтовом дворе Первого литейного цеха специально для колокола была построена печь. Автор конструкции Заслуженный металлург СССР Машин Михаил Алексеевич. Он же и главный разработчик полного технологического процесса.

      В день отливки колокола в литейном цехе на ЗИЛе, непосредственно на участке заливки, Патриарх Алексий II совершил молебен.


      Плавильщики на участке плавки открыли лётку. По специальному жёлобу пошёл металл. 25 минут шла струя медного сплава, заполняя форму. В течении нескольких дней форма, заполненная металлом остывала естественным способом, а затем была вскрыта.


      В течение месяца с готовой отливки оригинальным способом был удалён пригар, произведена расчеканка колокола, полировка его корпуса. Затем он был покрыт бромистым серебром, зачищен.


      В июне 1997 года торжественно поднят на юго-западную колокольню храма Христа Спасителя.
    
      
      - Впервые в мире в лаборатории колокольной акустики на заводе имени Ивана Алексеевича Лихачёва сделано несколько сенсационных открытий. Каких?

     - Звуковая волна, которая расходится от удара колокола, излучается в форме креста. Об этом никто никогда не предполагал: ни звонари, ни литейщики раньше не знали. Кроме того, оказалось, что во время звона колокол сжимается и растягивается. 

 
     - Итальянские врачи, проводя исследования в своих лабораториях, доказали: колокольный звон способен убивать вирусы гриппа и других заболеваний.


     В дореволюционной России, где колокола звонили повсюду, эпидемий гриппа, таких, как случаются сейчас, как известно, никогда не было.   


      Гамма всех колоколов отлитых в Первом литейном цехе автозавода имени Ивана Алексеевича Лихачёва Для Главного Храма России - Храма Христа Спасителя.
    

     1.Большой колокол - Торжественный: вес 27101 кг, вместил на своей наружной поверхности шесть рельефных изображений. Вверху: Спаситель, Божия Матерь, Иоанн Предтеча, внизу в медальонах императоры - Александр I, Николай I, Александр II. В верхнем поясе колокола отлиты надписи: «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу», «Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе», а в нижней части его: «В лето от сотворения мира 7335-е, а от воплощения Бога Слова 1877-е, повелением Благочестивейшего, Самодержавнейшего, Великого Государя императора Александра Николаевича, всея России, вылит сей колокол для Храма во имя Христа Спасителя в Москве, в возблагодарение за явленные свыше благость и милость Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа при нашествии на Россию галлов и с ними двунадесяти языков в 1812 году и на вечную память о в Бозе почивших Благочестивейших императорах Александре I и Николае I». Колокол звучит 4 раза в год по самым великим православным праздникам.

    
     2.Воскресный колокол - Праздничный вес 15889 кг, с рельефными изображениями святителей Московских: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа и надписями: «Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его по множеству величия Его». Его голос можно услышать в дни двенадцати праздников.

    
     3.Колокол Полиелейный вес 10401 кг, с рельефными изображениями: Св. Николая Чудотворца, Св. Александра Невского и Св. Зосимы Соловецкого и надписями: «Благовестите день от дне спасение Бога нашего. Возвестите во языцех славу Его».

    
     4.Колокол Будничный вес 5291 кг, с рельефными изображениями: Св. Праведной Елизаветы, Св. царицы Александры, Св. Марии Магдалины. С надписями «Воскликните Богови вся земля. Работайте Господеви в веселии. Внидите перед Ним в радость».

    
     5.Колокол, весом 3358 кг, с рельефными изображениями: Св. Равноапостольного князя Владимира, Преподобного Сергия, Апостола Павла и великомученика Георгия, с надписями «Воспойте Господеви песнь нову. Хвалите Его в церкви преподобных».

    
     6.Колокол, весом 1884 кг, с изображениями: Св. Архангела Михаила, Св. царя Константина и Св. Николая Новгородского; с надписями: «Во всю землю изыде вещание и в концы вселенные глаголы их. Господи помощниче мой и избавителю мой».

    
     7.Колокол, весом 835 кг, с изображениями: Св. Анны Пророчицы, Св. Великомученицы Екатерины, Св. царицы Елены и Св. благоверной княгини Ольги; с надписями: «Вся земля да поклонится Тебе поет Тебе: да поет же имени Твоему, Вышний».


     8.Колокол, весом 459 кг, с изображениями: Св. Апостола Петра, Св. Димитрия Ростовского и Св. князя Вячеслава, с надписью: «Разумейте языци и покоряйтеся яко с нами Бог».


     9.Колокол, весом 229 кг.


     10.Колокол, весом 98 кг.


     11.Колокол, весом 4 9 кг.

 
     12.Колокол, весом 33 кг.


     13.Колокол, весом 14 кг.


     14.Колокол, весом 10 кг.


     Колокола размещены на четырех колокольнях Храма. Их разместили таким образом: на юго-западной колокольне - Праздничный колокол, на северо-восточной - Воскресный, на северо-западной - мелкие колокола, на северо-восточной колокольне - Будничный и остальные десять колоколов.


     По благословению его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Алексия II весь комплекс работ по обустройству колоколен и создание системы синхронного звона на четырех колокольнях Храма Христа Спасителя, надвратной Спасо-Преображенской колокольни и Храма Державной Иконы Божией Матери на Волхонке выполняют звонари Общества Церковных Звонарей Московской Патриархии под руководством художественного руководителя колокольных звонов Московского Кремля и Храма Христа Спасителя И.В. Коновалова.


     Рабочие литейного цеха дали колоколу своё имя: "Благовест" - он Первый и пусть несёт свои звуки с Благой Вестью по всей России.


Родился Благовест в тот год весной.
России нужен колокол такой.
Принёс Руси он возрождение –
Народу жизни продолжение.

Встретила Москва дитя - солдата.
Голосом поющего набата, 
Звучал орнамент звона над Москвой,
Помчалась музыка над всей страной.

Ощутив души своей свободу,
Музыка рвалась на небо к Богу.      
Россия вся в величии своём,
Объединилась с Ним теперь вдвоём.

Русь, прислушайся  к чудесным звукам,
Стань созвучна Благовеста буквам,
Музыке, летящей водопадом,
Разлитой над Храмом Главным рядом.

Красивым ликующим трезвоном,
Согласно церковным всем канонам,
Праздновал герой свою свободу,
Свой священный глас он нёс народу.
 
 
    Моему лучшему другу Михаилу Алексеевичу Машину автору Большого Колокола Для Храма Христа Спасителя в Москве.
 
 
    31 Мая 1997 года впервые в современной России, в присутствии Патриарха Алексия, на заводе имени Ивана Алексеевича Лихачёва  в Главном Литейном Цехе Цветного и Стального Литья (Первом литейном цехе) был отлит самый большой на то время Колокол - Торжественный.

 
    Спустя более 80 лет после Октябрьской Революции в России впервые отлит такой Колокол. За годы Советской власти технология литья колоколов была полностью утеряна.

 
    Уникальность мастерства русских металлургов всегда ставила наших мастеров художественного литья на ведущие места в мире металлургии.

 
    Один из лучших выпускников Московского института стали и сплавов Михаил Алексеевич Машин, прошедший путь от сталевара до начальника корпуса - лучшего на ЗиЛе, по крупицам, на протяжении многих лет разрабатывал технологический процесс колокольного литья, одновременно изучал акустику и музыкальную грамоту. Колокола Машина должны были иметь силу и красоту малинового звучания. Мастер сумел увидеть звук в своих колоколах.
 
 
    Вместе со своими друзьями единомышленниками: Евгением Михайловичем Чебурковым и Юрием Ивановичем Виштаком, Михаил Алексеевич стремился осуществить мечту своей жизни.      
 
    Многолетний труд превратился в огромный день - Праздник для автора колокола.

 
    Мечта Мастера осуществилась.
 
 
    Первый Большой Колокол отлит и, конечно, с автографом автора. 
 
 
    Установлен Торжественный на Главном Храме России в месте со всеми своими собратьями.

   
    Сам Господь выбрал для для такого исторического символического события трёх людей: Патриарха Всея Руси  Алексия и двоих Алексеевичей - основателя завода Ивана Алексеевича Лихачёва и автора уникального колокола Михаила Алексеевича Машина.
       
    
    История, которую нельзя придумать.


    Многие её свидетели сегодня живы, а некоторые ещё работают на ЗиЛе. Всё было подготовлено к заливке колокола.


    Патриарх Алексий подозвал Михаила Алексеевича и дал ему баул с золотыми изделиями. - "Михаил Алексеевич золото собирала вся Россия для этого колокола, чтобы у него был красивый голос." Машин ответил: - " Торжественный " и так будет прекрасно петь, золото не сыграет никакой роли." -"Народ собрал"- повторил Патриарх.


    М.А. Машин дал команду всем рабочим бросить по горсти золота в расплав.


    Рабочие спокойно, аккуратно опускали золото на зеркало металла, как обычную добавку.


    Алексий очень удивился отношению людей к золоту. Наверно поэтому у него полились слёзы гордости за простых русских парней. Никто не хотел видеть слёз патриарха. - " Ну это обычная добавка" - сказал один из рабочих.
      
      
         Благовест.

Нам, каждому литейщику нести свой крест
За, изготовленный в литейке, Благовест.
Хвалу споёт когда-нибудь быть может он,
Всем зиловцам, к нему пришедших поклон.

Золота рабочим дал Патриарх баул,
Он думал так улучшить Благовеста гул.
В форму горячею струёй лилась река.
Рабочие не видя слёз у старика:

Обычный золото для работяг металл,
Спокойно каждый золото в струю бросал.
Висит теперь в Москве на Главном Храме он.
По всей России Благовеста слышен звон.
Рейтинг: +2 137 просмотров
Комментарии (8)
Ивушка # 23 апреля 2014 в 19:44 0
Познавательная увлекательная и интересная работа,Олег.
Олег Черный # 23 апреля 2014 в 19:54 +1
Маша, всегда рад видеть тебя на своей странице, с благодарностью Олег.
Ивушка # 23 апреля 2014 в 20:43 0
Спасибо Олег,я обожаю знакомиться и читать хорошие работы,а то порой ведь попадаю на такую откровенную дребедень и удивляюсь обилию комментариев на совсем никчёмном стишке(случается частенько такое).Но хороших работ тоже много,только они как-то теряются в потоке.я так считаю,а может быть я и не права.Каждый Автор считает своё лучшим.
Олег Черный # 23 апреля 2014 в 22:13 +1
Маша я начинал начал работу в этом цеху рабочим, как и авторы колокола. Где бы, в каком цеху или филиале завода потом работали те, кто начал здесь работу оставался на всю жизнь родным в этом цехе. Первый литейный цех до самого последнего был всегда Первым с времён АМО. Этот цех любили и уважали многие директора завода. Здесь были изобретены многие сплавы. Благодаря людям, работающим в этом цехе вновь найдена современная технология отливки колоколов. Со многими я общаюсь до сих пор, хотя завод ЗиЛ полностью уничтожен, как предприятие вообще. Так, что холодильник, автомобили, микроволновки раритеты, а велосипеды с начала 60 годов 20 века. Они, как и мы - история нашей страны. я решил написать хотя бы немного об этих людях. Маша, поверь мне, люди умеющие плавить металл, давать металлу вторую жизнь умеют дать жизнь всему к чему прикасаются их руки. Металлурги знают что такое жизнь и умеют её ценить, как никто другой. И также безгранично умеют любить и дорожить своей семьёй.
Тамара Поминова # 23 апреля 2014 в 21:37 +1
Глубокая работа,Олег! Сведения познавательны и поучительны. t7304 Возьму на заметку для внуков! 040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6
Олег Черный # 23 апреля 2014 в 22:25 +1
Тамара! Это мой родной цех и все мои родные люди. Я горжусь тем, что я, как они начинал работать рабочим именно в Первом литейном цехе ЗиЛа. Так уж получилось, что последние 35 лет мне пришлось работать ведущим инженером плавки в Третьем цехе Но Первый оставался и остаётся моим родным, как и его люди. Это лишь немного строчек из истории моего Зила и нашей России. Спасибо от меня и всех моих друзей за добрые слова в их адрес. С уважением Олег.
Тамара Поминова # 28 апреля 2014 в 06:51 0
Глубокое уважение людям труда и талантам!Счастливы те ,кто умеет творить,создавать и ценить результаты труда людей! И восхищаться!
Олег Черный # 28 апреля 2014 в 08:54 0
Все участвующие в этой работе получили ордена и медали. Награждал каждого сам Алексий 11.