ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → Синдром Стендаля

Синдром Стендаля

article332385.jpg
     Скука, скука, скука… Жизнь обыкновенного парня, родившегося в обыкновенной семье на обыкновенной земле в обыкновенное историческое время, ну разве что в необычной стране, очень скучна. Не то чтобы обыкновенные люди и вовсе не испытывают никаких движений души, высоких чувств, тонких эмпирий, просто у них к тому, в силу то ли по жизни хлопот, а, может, и невынужденной или от нищеты лени меньше поводов и причин какое-либо такое испытывать. Чтобы иметь в себе некоторые эстетические свойства, тонкости там всякие струн, их, тонкости эти, надо бы где-то взять, заполучить (купить – не купишь). А где дают? В школе? – отнюдь, в телевизоре? – я вас умоляю, самообразованием? – да ни боже мой - без яйцеголовых менторов и принудительных штудий ни в жизнь не догонишь, что там имел ввиду Мунк в своем «Крике» или чего такого золотого заколдовано в «Ирисах» Ван Гога, чтобы давать за подмалевок пол на полметра сто миллионов. Тут надо бы гуманитарное чего-такое лет на пять, а лучше и с аспирантурой или родиться-воспитаться от розовых ногтей в какой подходящей семье, окружении… Но и люди образованные, утонченные, деликатной организации натуры порой платят и здоровьем за такие дары.

     Однажды, будучи во Флоренции, некто Мари-Анри Бейль по прозвищу Стендаль выходил из церкви Святого Креста и с ним сделалось нехорошо, потому как там он увидел шедевры искусства, как он пишет, «порожденные энергией страсти, после чего (после духовного соприкосновения с которыми, я полагаю) все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишённой страстей, а значит, пороков и добродетелей». В общем парень грохнулся оземь, не совладавши со своей ничтожностью (или необыкновенностью) перед..., после… М-да… Оставим витиеватость мысли автору, а изысканность транскрипции переводчику, но почему Стендаль? Я понял бы, когда б то был бы чехово-достоевский француз Мопассан (тоже кстати не абы как, а Анри-Рене-Альбер-Ги де). А Стендаль? Ну… Я припоминаю…, Жюльен Сорель, Люсьен Левен… Не бог весть, но раз читал когда-то – значит было зачем юному уму? Однако чтобы впадать в кому от переизбытка чувств или «когда ветер страстей перестает надувать паруса»…

     Да простят меня поклонники Стендаля, - не об нем речь. «Синдром Стендаля» как психическое заболевание внесен в реестры медицинских энциклопедий и справочников на правах общепризнанной научным сообществом патологии. Однако что же на самом деле происходит с нами при виде истинных произведений искусства и чем души тонкие отличны от душ обыкновенных? Один видит в Саврасовских «Грачах» черных птиц на сером небе, другой вспоминает упаковку конфет с шоколадной начинкой к восьмому марта, а третий - спившегося, огромного, косматого, в черном рубище гения, академика живописи, бродящего, аки грач в марте, по Столешникову переулку в одних носках, без ботинок и пишущего шедевр за штоф водки и буханку хлеба. Он не бился в припадке безумия, «когда ветер страстей перестает надувать паруса», он просто глядел, просто чувствовал и просто писал. Обыкновенно. Так обыкновенно, что стоишь перед картиной и глаз оторвать не можешь, без образования, без воспитания, без тонкой организации и… без патологии, которая зачем-то названа синдромом Стендаля.

     К чему вдруг записал такое? Да так…, навеяло что-то. Стендалю в общем-то ни за что попало. Сегодня настала календарная весна, первое марта… Грачи еще не прилетели, они больше не селятся в городах, но я их очень жду, этих смешных, гомонливых, неказистых птиц, без которых нет однако русского пейзажа и не оттаивает весною заиндевелая русская душа… Или это у меня синдром Саврасова?..

© Copyright: Владимир Степанищев, 2016

Регистрационный номер №0332385

от 1 марта 2016

[Скрыть] Регистрационный номер 0332385 выдан для произведения:      Скука, скука, скука… Жизнь обыкновенного парня, родившегося в обыкновенной семье на обыкновенной земле в обыкновенное историческое время, ну разве что в необычной стране, очень скучна. Не то чтобы обыкновенные люди и вовсе не испытывают никаких движений души, высоких чувств, тонких эмпирий, просто у них к тому, в силу то ли по жизни хлопот, а, может, и невынужденной или от нищеты лени меньше поводов и причин какое-либо такое испытывать. Чтобы иметь в себе некоторые эстетические свойства, тонкости там всякие струн, их, тонкости эти, надо бы где-то взять, заполучить (купить – не купишь). А где дают? В школе? – отнюдь, в телевизоре? – я вас умоляю, самообразованием? – да ни боже мой - без яйцеголовых менторов и принудительных штудий ни в жизнь не догонишь, что там имел ввиду Мунк в своем «Крике» или чего такого золотого заколдовано в «Ирисах» Ван Гога, чтобы давать за подмалевок пол на полметра сто миллионов. Тут надо бы гуманитарное чего-такое лет на пять, а лучше и с аспирантурой или родиться-воспитаться от розовых ногтей в какой подходящей семье, окружении… Но и люди образованные, утонченные, деликатной организации натуры порой платят и здоровьем за такие дары.

     Однажды, будучи во Флоренции, некто Мари-Анри Бейль по прозвищу Стендаль выходил из церкви Святого Креста и с ним сделалось нехорошо, потому как там он увидел шедевры искусства, как он пишет, «порожденные энергией страсти, после чего (после духовного соприкосновения с которыми, я полагаю) все стало бессмысленным, маленьким, ограниченным, так, когда ветер страстей перестает надувать паруса, которые толкают вперед человеческую душу, тогда она становится лишённой страстей, а значит, пороков и добродетелей». В общем парень грохнулся оземь, не совладавши со своей ничтожностью (или необыкновенностью) перед..., после… М-да… Оставим витиеватость мысли автору, а изысканность транскрипции переводчику, но почему Стендаль? Я понял бы, когда б то был бы чехово-достоевский француз Мопассан (тоже кстати не абы как, а Анри-Рене-Альбер-Ги де). А Стендаль? Ну… Я припоминаю…, Жюльен Сорель, Люсьен Левен… Не бог весть, но раз читал когда-то – значит было зачем юному уму? Однако чтобы впадать в кому от переизбытка чувств или «когда ветер страстей перестает надувать паруса»…

     Да простят меня поклонники Стендаля, - не об нем речь. «Синдром Стендаля» как психическое заболевание внесен в реестры медицинских энциклопедий и справочников на правах общепризнанной научным сообществом патологии. Однако что же на самом деле происходит с нами при виде истинных произведений искусства и чем души тонкие отличны от душ обыкновенных? Один видит в Саврасовских «Грачах» черных птиц на сером небе, другой вспоминает упаковку конфет с шоколадной начинкой к восьмому марта, а третий - спившегося, огромного, косматого, в черном рубище гения, академика живописи, бродящего, аки грач в марте, по Столешникову переулку в одних носках, без ботинок и пишущего шедевр за штоф водки и буханку хлеба. Он не бился в припадке безумия, «когда ветер страстей перестает надувать паруса», он просто глядел, просто чувствовал и просто писал. Обыкновенно. Так обыкновенно, что стоишь перед картиной и глаз оторвать не можешь, без образования, без воспитания, без тонкой организации и… без патологии, которая зачем-то названа синдромом Стендаля.

     К чему вдруг записал такое? Да так…, навеяло что-то. Стендалю в общем-то ни за что попало. Сегодня настала календарная весна, первое марта… Грачи еще не прилетели, они больше не селятся в городах, но я их очень жду, этих смешных, гомонливых, неказистых птиц, без которых нет однако русского пейзажа и не оттаивает весною заиндевелая русская душа… Или это у меня синдром Саврасова?..
 
Рейтинг: 0 382 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!