ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → Психоанализ

Психоанализ

13 февраля 2016 - Владимир Степанищев
article330115.jpg
     Психоанализ это болезнь, выдающая себя за лекарство.
     Кто бы ни высказал эту светлую мысль – пришла она в голову тоже весьма светлую. И дело тут не вполне лишь в психоанализе. Психоанализ не то что никакая не наука, он даже не метод, а вот болезнь… Давно уже обнаружено, что все умозрительные предположения Фрейда, названные впоследствии квазинаучным термином психоанализ («psyche» - душа, «analysis» - расчленение), основаны им не на многолетних наблюдениях тысяч душевнобольных пациентов, их поведения и сновидений, но на описании мироощущений лишь одной больной - несчастной его родственницы. Сам он почти и не стеснялся называть свое ремесло шарлатанством, а, прилетевши в Америку и сходя по трапу самолета остановился и сказал, обернувшись к юному своему спутнику Юнгу: «Вот страна, где нашему брату можно работать вечно» (как он провидчески угадал!). Еще ему приписывают слова: «весь мир – мои клиенты» и «сновидения – царская дорога в мир бессознательного». Изобретение Фрейдом подсознания (а позже Юнгом и коллективного бессознательного) явилось событием, по значимости своей перед человечеством тождественным утверждению об истинности бога. Удобство обеих психологических установок в том, разумеется, что обе в равной степени как недоказуемы, так и неопровержимы, с той однако разницей, что человек больше склонен верить тому, за что заплатил деньги. То есть когда он выкладывает пятьсот, тысячу и так дальше долларов за час беседы с психоаналитиком, то ему натурально становится легче, нежели от воскресных бесплатных бесед со своим духовником.

     Духовенство, спору нет, столуется и на счет паствы своей тоже, но в большей степени все же на счет собственных банковских операций, спекуляций с церковной недвижимостью и государственных льготных субсидий, как такое было, например, с безакцизной торговлей спиртным московской патриархией, тогда как разговор психоаналитик-пациент, это все одно как договор таксиста и пассажира, то есть: вот она дистанция, а вот она цена. Все честно… Почти честно, ибо психически нуждающийся пациент очень смутно, сумбурно может описать пункт назначения. Тогда «таксист» начинает задавать наводящие вопросы, предлагая обратиться к сновидениям клиента, но мы ведь чаше всего уже через пять минут после пробуждения не можем припомнить сомнамбулических наших переживаний, чего уж говорить про реминисценции сна дальностью в день, в год, в жизнь да еще с заглядыванием в истинную Мекку психоанализа – детство.

     Величайшим достижением Фрейда является даже не «онаучивание» толкования снов на уровне «главы халдейских мудрецов» Мартына Задеки (он кстати был всего лишь издателем, но никак не автором сонников), но указание на детство как источник всех наших психических переживаний. Детство не привлечешь к суду, не отретушируешь, не исправишь, не излечишь; и если ваш «таксист» привез вас совсем не туда, куда вам хотелось, то пеняйте на свой сон или свое детство, но при этом взгляните на таксометр – там точные, вполне реальные цифры, указывающие на то, что некая работа проделана, а, следовательно, и результат какой-то налицо. 

     Болезнь, выдающая себя за лекарство. Само по себе увлечение человечества психоанализом и вера в его чудотворную действенность уже есть глубокое психическое заболевание, вирус, мутировавший из предшествовавшего ему штамма веры в бога, в богов, какими бы именами ни звались они на местах от Заратустры до Магомета. Красота, изящество обмана еще и в том, что если человек болел раком, а потом операционным или каким медикаментозным вмешательством излечился, то напротив его записи в журнале можно поставить плюс, но кто же сочтет излечившихся при помощи психоанализа? Впрочем, как неисчислимо и количество от него, от веры в него пострадавших. В мировой юриспруденции полно исков к врачам, что не так лечили подагру или сифилис, но есть ли хоть один иск к психоаналитику? А даже пускай и были безумные такие прецеденты, то выигран ли каким истцом хоть один?..

     Человечество, человек порабощает человека и погибает от руки раба; человек выбирает себе монарха и гибнет от его разврата; человек придумывает себе демократию и задыхается от ее объятий. Человек всегда в поисках лекарства, но болен он самим собою и умирает он от себя самого, наивно изобретая себе в лекарство кто Христа, кто Справедливость, кто Фрейда, но… «Ничто не обходится в жизни так дорого, как болезнь и… глупость».  Зигмунд Фрейд.

© Copyright: Владимир Степанищев, 2016

Регистрационный номер №0330115

от 13 февраля 2016

[Скрыть] Регистрационный номер 0330115 выдан для произведения:      Психоанализ это болезнь, выдающая себя за лекарство.
     Кто бы ни высказал эту светлую мысль – пришла она в голову тоже весьма светлую. И дело тут не вполне лишь в психоанализе. Психоанализ не то что никакая не наука, он даже не метод, а вот болезнь… Давно уже обнаружено, что все умозрительные предположения Фрейда, названные впоследствии квазинаучным термином психоанализ («psyche» - душа, «analysis» - расчленение), основаны им не на многолетних наблюдениях тысяч душевнобольных пациентов, их поведения и сновидений, но на описании мироощущений лишь одной больной - несчастной его родственницы. Сам он почти и не стеснялся называть свое ремесло шарлатанством, а, прилетевши в Америку и сходя по трапу самолета остановился и сказал, обернувшись к юному своему спутнику Юнгу: «Вот страна, где нашему брату можно работать вечно» (как он провидчески угадал!). Еще ему приписывают слова: «весь мир – мои клиенты» и «сновидения – царская дорога в мир бессознательного». Изобретение Фрейдом подсознания (а позже Юнгом и коллективного бессознательного) явилось событием, по значимости своей перед человечеством тождественным утверждению об истинности бога. Удобство обеих психологических установок в том, разумеется, что обе в равной степени как недоказуемы, так и неопровержимы, с той однако разницей, что человек больше склонен верить тому, за что заплатил деньги. То есть когда он выкладывает пятьсот, тысячу и так дальше долларов за час беседы с психоаналитиком, то ему натурально становится легче, нежели от воскресных бесплатных бесед со своим духовником.

     Духовенство, спору нет, столуется и на счет паствы своей тоже, но в большей степени все же на счет собственных банковских операций, спекуляций с церковной недвижимостью и государственных льготных субсидий, как такое было, например, с безакцизной торговлей спиртным московской патриархией, тогда как разговор психоаналитик-пациент, это все одно как договор таксиста и пассажира, то есть: вот она дистанция, а вот она цена. Все честно… Почти честно, ибо психически нуждающийся пациент очень смутно, сумбурно может описать пункт назначения. Тогда «таксист» начинает задавать наводящие вопросы, предлагая обратиться к сновидениям клиента, но мы ведь чаше всего уже через пять минут после пробуждения не можем припомнить сомнамбулических наших переживаний, чего уж говорить про реминисценции сна дальностью в день, в год, в жизнь да еще с заглядыванием в истинную Мекку психоанализа – детство.

     Величайшим достижением Фрейда является даже не «онаучивание» толкования снов на уровне «главы халдейских мудрецов» Мартына Задеки (он кстати был всего лишь издателем, но никак не автором сонников), но указание на детство как источник всех наших психических переживаний. Детство не привлечешь к суду, не отретушируешь, не исправишь, не излечишь; и если ваш «таксист» привез вас совсем не туда, куда вам хотелось, то пеняйте на свой сон или свое детство, но при этом взгляните на таксометр – там точные, вполне реальные цифры, указывающие на то, что некая работа проделана, а, следовательно, и результат какой-то налицо. 

     Болезнь, выдающая себя за лекарство. Само по себе увлечение человечества психоанализом и вера в его чудотворную действенность уже есть глубокое психическое заболевание, вирус, мутировавший из предшествовавшего ему штамма веры в бога, в богов, какими бы именами ни звались они на местах от Заратустры до Магомета. Красота, изящество обмана еще и в том, что если человек болел раком, а потом операционным или каким медикаментозным вмешательством излечился, то напротив его записи в журнале можно поставить плюс, но кто же сочтет излечившихся при помощи психоанализа? Впрочем, как неисчислимо и количество от него, от веры в него пострадавших. В мировой юриспруденции полно исков к врачам, что не так лечили подагру или сифилис, но есть ли хоть один иск к психоаналитику? А даже пускай и были безумные такие прецеденты, то выигран ли каким истцом хоть один?..

     Человечество, человек порабощает человека и погибает от руки раба; человек выбирает себе монарха и гибнет от его разврата; человек придумывает себе демократию и задыхается от ее объятий. Человек всегда в поисках лекарства, но болен он самим собою и умирает он от себя самого, наивно изобретая себе в лекарство кто Христа, кто Справедливость, кто Фрейда, но… «Ничто не обходится в жизни так дорого, как болезнь и… глупость».  Зигмунд Фрейд.
 
Рейтинг: 0 340 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!