ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → "Умереть, чтобы осуществиться" (между готикой и барокко)

"Умереть, чтобы осуществиться" (между готикой и барокко)

30 октября 2024 - Алексей Баландин
ВМЕСТО  ЭПИГРАФА:  "ЕСТЬ  ТОЛЬКО  ОДИН  ГЕНИАЛЬНЫЙ  ПОСТАНОВЩИК - ТВОРЕЦ. В  ЕГО  ПЬЕСЕ  ИГРАЮТ  МИЛЛИАРДЫ  ЛЮДЕЙ  И  КАЖДЫЙ  УВЕРЕН, ЧТО  ОН - В  ГЛАВНОЙ  РОЛИ. САМОЕ  ИНТЕРЕСНОЕ, ЧТО  ОН  ПРАВ. ПЬЕСА  ЗАПУТАНА, НИКТО  НЕ  ЧИТАЛ  СЦЕНАРИЯ, НИКТО  НЕ  РЕПЕТИРОВАЛ,  ВСЕ  ИМПРОВИЗИРУЮТ  И  ПЫТАЮТСЯ  ПОНЯТЬ  СМЫСЛ  РОЛИ  И  ЗАМЫСЕЛ  ПЬЕСЫ"
(Клод  Лелюш. Интервью)


.................."Взрыв  украинского  снаряда...совсем  рядом...прямо  под  ногами...это  конец...Но  нет (дышу  сквозь  дым  и  гарь. Дикая  боль  в  спине)... Вот ещё  одна  вспышка  уже  где-то  внутри, аффект  достигший  максимума, словно  первый  поцелуй, поцелуй  смерти, открывший  своей  чрезмерностью  клапан  потаённой  энергии  внутри...а  затем  и  вовсе  неуместное -  щелчок (кинокамеры?) и  нахлынувшее  следом  чувство  какой-то  запредельной  и  уже  чужой  ностальгии. 
Я  оказался  в  центре  "заброшенного"  города. Оглянувшись  по  сторонам,  вздохнул  и  не  совсем  уверенно  сказал  себе: "Да. он  всё  тот  же, каким  был...возможно...тогда (когда?)... Словно  я  не  покидал  его  вовсе".  Величественные  здания  различных  эпох  и  стилей, пёстрораскрашенные  современным  графити, покачиваясь  словно  изображения  на  водной  ряби,  зависли  на  разной  высоте  в  вязком, тяжёлом  на  вдохе,  воздухе, между  блуждающими  среди  них  остовами  машин, пустыми  мусорными  баками   и  мигающими  в  ритме  пульса  светофорами. Разбросаные  в  художественно  сложившемся  беспорядке, они  словно  представляли  собой   шифр  какой-то  неправильной,  взбалмошно-гротескной  и  скандальнох-величественой  метафизики. Некоторые  здания  располагались  горизонтально, словно  мертвецы  на  отпевании; другие  были   словно  хищные  птицы, полуперевёрнутые  вниз  крышами-клювами, с  глазами-окнами  навыкате; встречались  разрезанные  надвое, словно  столбики  неравномерно  оттаявщего  и  вмиг  окаменевшего  мороженного.  Растекающиеся,  закрученные  штопором, причудливо  выгнутые  и  вывернутые  наизнанку  формы, выводящие  заитригованное  сознание  в  иные  измерения...  Знакомые, как  незнакомые,  двери  тянулись  нескончаемыми  рядами  от  горизонта  до  горизонта, по  ходу  моего(спиной  вперёд)  движения, сходясь  в  дальней  перспективе  в  один  тягучий  поток, чтобы  обрушиться   водопадом  матереализовавшейся  ностальгии  в  невидимый  провал  земли - лабиринты  никогда  не  существовавшего  прошлого. Слева  из  треснушего  полотна  пространства, сквозь  вспучившийся  асфальт  выросло  вмиг  зацветшее  и  начавшее  плодоносить  дерево. Я  сорвал  с  него  первый  попавшийся  под  руку  ключ  и  открыл  им  ближайшую  дверь Из  неё  выбежал  неестественно  большой,  сиамский  кот (любимый  символ  детства) и  на  миг  завис  в  прыжке  над  трухлявым, изъеденным  земляными  осами  порогом. Постепенно  и  кот  и  порог  вместе  с  осами  стали  рассыпаться  на  мигающие  как  кадры  старого  кинематографа  кубические  чёрно-белые  пазлы-вспышки. Когда  последний  кубик  с  улыбюющейся  кошачьей  мордочкой  втянулся  в  раздвинувшуюся  складку  прстраннства, я  переступил  внутрь. "Да, да, это  её  квартира. Какой  изысканно-траурный  интерьер" - промелькнули  смутные, обманывающие  мысли. "Интересно  как  она  изменилась  с  тех  пор? Существовала  ли  она  вообще?И  этот  поцелуй, этот  тёмный  поцелуй!..". В  голове  стал  вырисовываться  милый  образ  совершенно  незнакомой  девушки  с  отстранённым  взглядом  на  очаровательно-причудливом  лице, состоящем  из  двух  разных  половинок (может  быть  минорной  и  мажорной, может  быть  дневной  и  ночной, нет, нет, скорее  любимой  и  нелюбимой, ведь  одна  была, словно  за  вуалью  неслучившегося  и  уже  невозможного, а  о  другой  можно  было  сказать  всё, что  угодно, а  значит  тоже  НИЧЕГО).
Продолжаю  движение(спиной  вперёд), и  из  под  ног, шипя  или  позвякивая  стрелками, расползаются  и  растекаются  в  разные  стороны  циферблаты  часов  в  виде  полупрзрачных  амёб  и  многоножек. Странная, однако  причуда  всю  жизнь  двигаться  таким  образом, убеждая  себя, что  именно  так  никогда  не  рискуешь  споткнуться  об  эту,  ИДЕАЛЬНО  ровную  поверхность, если, конечно  же,  не  считать  навязчивое  копошение  у  ног  растекающихся  тварей(хрономорфий). Что  ж, вероятно,  все   тут  так  ходят, все  привыкли  и  это  укладывается  в  рамки  их  обыденного  здавого  смысла, хотя  с  моей  точки  зрения  это  просто  нелепо  и  крайне  неудобно, но  я  в  этом  городе  только  ГОСТЬ.
Только  сейчас  обратил  внимание  на  то, что  в  городе, вроде  бы, больше  и  нет  никого, кроме  одного  единственного  ГОСТЯ, то  бишь  меня. Однако...За  столиком  кафе  сидит  посетитель, почему-то  только  один. Он  напряжённо  смотрит  в  экран  то  ли  телевизора, то  ли  видеокамеры  парящего  где-то  в  мёртвом  безмолвии  дрона. Мы  похожи, как  две  капли  чьей-то  памяти. Что  он  отслеживает?  Мои  бесконечные  блуждания  или  то, что  происходит  за  границами  видимого  отсюда? Куда  нам  доступа  почему-то  уже  нет.
Один  мудрец  как-то  сказал, что  наша  индивидуальность - всего  лишь  ЭФФЕКТ  УГАСАНИЯ  АФФЕКТА. Той  самой  вспышки, опыта  первого  поцелуя  от  той  двуликой, которую  я  не  могу  найти  ни  за  одной  дверью  тут. Не  понимаю  только  одного:  если  в  этом  городе,  угасли  все  аффекты  кроме  моего, если  сам  этот  город - всего  лишь  архитектура   моего  угасающего  аффекта,  почему  он   так  долго-долго  длится  и  всё  никак  не  может  угаснуть?.
Часть  этого  угасающего  аффекта,  сидит  перед  экраном  и  упорно  всматривается  в  то, как  другая  его  часть  блуждает  по  пустым  улицам,  безнадёжно  путая  входы  и  выходы, не  может (да  и  хочет  ли?) выбраться  из  замкнувшегося  времени  сновидений  в  ЖИЗНЬ, такую  бесчеловечно-жёсткую, неэстетичную  и....  предательскую. 

.......................................................................................................................(ВДРУГ  ЧТО-ТО  ЩЁЛКНУЛО  И  ЗАВИБРИРОВАЛО   В  ГОЛОВЕ, СЛОВНО   В  ИСПОРТИВШЕМСЯ  ВДРУГ  ПРИЁМНИКЕ  СБИЛИСЬ  ВСЕ  НАСТРОЙКИ  И  ВОЛНА  ПАРАЛЕЛЬНОЙ, ЗАПРЕДЕЛЬНОЙ   РЕАЛЬНОСТИ   НА   МИГ   ПРОРВАЛАСЬ  И  НАЛОЖИЛАСЬ  НА  МОЁ  НАСТОЯЩЕЕ....  СКВОЗЬ  НАРАСТАЮЩИЕ  ПОМЕХИ, Я  ЕДВА  РАЗЛИЧАЛ   ДВА  ТАКИХ  БЛИЗКИХ, НО  УЖЕ  БЕСКОНЕЧНО  ДАЛЁКИХ  ЖЕНСКИХ  ГОЛОСА.  - ГОЛОС  МОЛОДОЙ:  "СКОЛЬКО  ОН  УЖЕ  В  КОМЕ?" - ГОЛОС  ПОЖИЛОЙ: "ВОТ  УЖЕ  ЧЕТЫЁРТЫЙ  МЕСЯЦ  ПОШЁЛ, МИЛАЯ"  ДЛИТЕЛЬНАЯ  ПАУЗА....ЗАТЕМ  СНОВА...МОЛОДОЙ  ГОЛОС. НЕКОЛЬКО  ВИНОВАТО: "Я  БОЛЬШЕ  НЕ  СМОГУ  ПРИХОДИТЬ...ПОЙМИТЕ  МЕНЯ  ПРАВИЛЬНО...НАДО  КАК-ТО  УСТРАИВАТЬ  ЖИЗНЬ...ЕГО  ВЕДЬ  УЖЕ  НЕ  ВЫНУТЬ  ОТТУДА...ЧЕРЕЗ   10  ДНЕЙ  У  МЕНЯ  СВАДЬБА. ВСЁ  УЖЕ  РЕШЕНО".  СНОВА  НАПРЯЖЁННАЯ  ПАУЗА, ЗАТЕМ  УДАЛЯЮЩИЙСЯ  СТУК  КАБЛУЧКОВ  И  ХЛОПОК  ДВЕРИ.  ШУМ  В  ГОЛОВЕ  ПРОПАЛ, СБИВШИЕСЯ  НАСТРОЙКИ  КАКИМ-ТО   ЧУДОМ  ВОССТАНОВИЛИСЬ  И  НАЛОЖЕНИЕ  РЕАЛЬНОСТЕЙ  ПРЕКРАТИЛОСЬ  ТАКЖЕ  НЕОЖИДАННО  КАК  НАЧАЛОСЬ..ЧТО   ЭТО?.. ТО  ЛИ  МСТИТЕЛЬНАЯ  ИЗДЁВКА, ТО  ЛИ  ДАВНО  ПРОСРОЧЕННОЕ  НАКАЗАНИЕ. СЛОВНО, СТАВНШИЙ  ВЕЗДЕСУЩИМ  АВЕЛЬ, БЕССИЛЬНЫЙ  ЗАБЫТЬ  ЛЮБИМОГО  БРАТА, ДО  СИХ  ПОР  ПЫТАЕТСЯ, С  РАВНЫМ  НЕУСПЕХОМ, ТО  СПАСАТЬ  ЕГО, ТО  МУЧИТЬ...  Я  СНОВА , С  ЯВНЫМ  ОБЛЕГЧЕНИЕМ  ПРОВАЛИВАЮСЬ  В  УДУШЛИВЫЕ  ГЛУБИНЫ  СОБСТВЕННОГО  ПОДСОЗНАНИЯ.
  

.....................................................................................................Изобразительность  моего  отчаяния  приобрела  оттенок   усталости  и  равнодушия...Город  начал  непредсказуемо  меняться... В  нём  осталась  лишь  одна  бесконечно  длинная, как  лента  Мёбиуса  улица. По  одну  сторону  от  неё  были  всё  те  же, парящие  в  небе  здания, но  теперь  они  выглядели  уж  совсем  фантасмогорически, словно недорисованные  или  до  конца  не  разобранные  конструкции  гигантских  Образов-Пазлов. У  одних  отсутствовала  часть  крыши  и  фасада; у  других   исчезла  половина  нижней  и  обе  боковые  части; в  середине  одного  невероятно  прекрасного  строения, напоминающего  по  форме  знаменитый  собор  в  Барселоне,  зияла  огромная  рваная  дыра, словно  след  от  снаряда  чудовищного  калибра. Во  все  стороны  от  неё  по  диаметру  расползались  по  фасаду  зигзагообразные  линии  растрескивания.  И  всё  это  каким-то  парадоксальным  образом  держалось, как  единое  целое. Были  и  ещё  более  сумасшедшие  композиции, когда  оторванные  части  одного  строения  свободно  парили  и  вращались  внутри  зияющих  разрывов  другого, переплетаясь  составными  частями   словно  безвыходно  запутавшиеся  друг  в  друге   и  в  самих  себе  мысли. Недораспавшаяся  и  причудливо  перемешанная   эта  вязь, эта  почти  невыносимая  красота  распада,  была  одновременно   головокружительно-чарующа  и  гнетуще-безнадёжна, словно  медитация  мучительно  освобождающегося  духа  над  ещё  узнаваемыми  остатками  собственного  тела. И  на  этих  скалообразных  останках, как  на  холмах  Голивуда  красовалась  такая  горделивая  вначале, но  уже  неотвратимо  осыпающаяся  надпись - название  города -" ИПОСТАЗИУМ - G" . По  другую  сторону  от  дороги, то  там  то  тут  из  потрескавшейся  каменистой  почвы  торчали  покосившиеся  в  разные  стороны, полосатые  столбы  с  топографическим  обозначением : GOTTHEIT. Там  простиралась   до  самого  горизонта  абсолютно  безжзненная   пустыня  с  редкими  вкраплениями  красно-серых  и  почти  чёрных  скал, отдалённо  напоминающих  монструозные  человекообразные  фигуры  Гойи  и  надгробные  памятники-монолиты  в  бесвкусном  стиле  наших  девяностых. Зрение  останавливалось  поочерёдно  на   развалинах  буддийской  пагоды, сломанной  теевизионной  вышке  и  сторожевой  башне  с  обвисшим  в  вечном  безветрии  белым  флагом. В  небе  вместо  прежнего  ослепительно-жёлтого  Солнца  застыло  тёмно-красное  потухающее  светило  с  изображением (как  в  рамке)   изуродованного  многочисленными  хирургическими  операциями, глаза. Повсюду  был  крепчающий  запах  тухлых  яиц. Я  шёл  не  останавливаясь  ни  на  миг  между  проваливающимся  в  пустоту  миром  освободившейся  от  норм, обезумевшей  фантазии  и  тем, что  КАЗАЛОСЬ  символом  ещё  пустой  и  непроявленной  сути  явленного, НАЧАЛА  НАЧАЛ  и  ОСНОВАНИЯ  всякого  бытия. Шёл  я  вдоль  непрерывного, то  ли  кодирующего  экрана, то  ли  бесконечного  зеркала  отражающего  вечно  алчную  и  всё-равно  полупустую  глубину  подсознания. С  обратной  стороны  экрана   мне  навстречу  шёл  мой  двойник, бог  весть  как  оказавшееся  по  эту  сторону, моё  зеркальное  отражение. Мы, лишённые  всякой  надежды  и  смысла  выбраться  отсюда,  или  хотя  бы  теперь  слиться  воедино (две  неслиянные  ипостаси  одной  треснувшей  посередине  сердца  сущности), находящиеся  в  необратимости  вечно-длящегося  сближения, вели  умиротворяюще-размеренную  шизофреническую  беседу  о  пародоксальной  природе  объединяющего  нас  отчаяния.
Я: - "Помнишь,  в  каком-то  старом  фильме, один  персонаж  пытался  объяснить  запутавшимся  собеседникам  природу  их  загадочных  злоключений. Говорил  он  следующее: "Люди, словно  слепцы  блуждают  в  лабиринте  незнакомого  города. Улицы   ведут  к  определённой  цели, но  мы, почему-то, боимся  идти  вперёд, возвращаемся  назад  или  топчемся  на  месте. Я  вижу  немало  улочек, которые  пока  ведут  в  ничто, нужно  только  найти  новую  комбинацию  и  сразу  всё  станет  ясно". Вот  я  и  думаю, какую  комбинацию  можно  найти  теперь, когда  осталась  только  одна  улица  и  всего  лишь  два  направления?" -
Он - "Не  попробуешь  ли  ты  повернуть  назад?" -
Я - "Повернул" -
Он - "и  что  же?" -
"Ничего. Я  продолжаю  двигаться  так  же  спиной  вперёд. Ландшафт  впереди  ни  чуточки  не  поменялся. Мало  того  мне  кажется, что  мы  с  тобой  просто  паменялись  местами, словно  жидкость  перелили  из  одного  стакана  в...тот  же  самый. Какая-то  топографичекая  аномалия-
"Я  кажется  понял  в  чём  тут  дело. Пейзаж  не  снаружи, он  внутри  тебя, то  есть  и  меня. Больше  нет  разделения  на  внутреннее  и  внешнее, вернее  всё  стало  внутренним." -
"Нет, внешним" -
"Как  тебе  угодно, суть  дела  не  меняется. Иными  словами  ты  оказался  внутри  бутылки  Кляйна  -  одномоментно  на  внутренней  и  внешней  её  стороне. Мало  того  в  бутылке  больше  не  осталось  ни  капли  пьнящей  тебя  до  сих  пор   эссенции" -
"Я  понял, ты  имеешь  в  виду  волю  к  жизни. Ну  и  что  же  мне  остаётся  в  рамках  этого  осознания? О, хотя  бы  намёк  на  шанс  соскочить  с  этой  нескончаемой, множащей  лишние  сущности, ленты?
"Не  попробовать  ли  сойти  с  дороги  в  сторону  города?"
"Но  там  я  уже  был. И  не  нашёл  там   ничего  подлинного. Даже  ЕЁ  не  было  не  за  одной  дверью"
"Значит  ЕЁ  нет  вовсе, вернее  нет  того, что  ты  под  ней  понимаешь, но  ведь  что-то  всё-таки  было. Просто  ты  ДО  СИХ  ПОР  не  способен  воспринять  ЭТО  как  реальность?. Помнишь, как  в  другом  фильме: "Видишь  "Черного  Дембеля" ? Вон  там." - "Нет, не  вижу" - "То-то  и  оно. Ты  его  не  видишь, а  он  ЕСТЬ".
"Хичкок  называл  это  МАКГАФФИН, то. что  будучи  ничем, по  степени  важности  является  абсолютно  всем? Даже  не  знаю, как  к  этому  относиться... Выходит  все  наши  мысли  и  чувства  существуют  лишь  для  того, чтобы  вводить  в  заблуждение  относительно  главного? Даже  здесь, даже  теперь.
"Какая  разница  где  и  когда. Различия  в  твоём  сознании. Не  важно  как, но  ты  подошёл  к  последнему  пределу, к  границам  языка, мышления, жизни, воспринимаемого  невоспринимаемого. К  границам  ВСЕГО. Пришло  время  сделать  решительный  шаг.  Сойти  в  сторону  ИНОГО, отменяющего  всё  это  НАВАЖДЕНИЕ  СУЩЕСТВОВАНИЯ  и...  погрузиться  в  Ничто, в   АБСОЛЮТНУЮ  ВНУТРЕННЮЮ  ПУСТЫНЮ.
"Но  найду  ли  я  там  то, что  искал  всю  жизнь! Искал, даже  не  подозревая  об  этом"
"Имеешь  в  виду  самого  себя, подлинного? То, чего  ещё  не  было, но  что  должно  было  появиться  в  конце  ПРОЕКТА , как  его  результат , или  хотя  бы  промелькнуть  горьким  очарованием  неосуществимого  обещания  если  уж  он  был  разорван  по  воле  случая?
"Но  неужели  чтобы  обрести  хоть  что-то  стоящее  нужно  было  разом  потерять  всё?!"
"Так  было  и  будет  всегда." 
"Ладно, ладно, если  по  другому  нельзя, то  пусть  будет хоть так." 
"Но  готов  ли  ты  ради  этого  бросить  всё, даже  Бога, к   которому   сейчас  близок  как  никогда!?"
"Мне  кажется, я  схожу  с  ума  от  боли  этого  выбора"
"Не  льсти  себе, это  совсем  другая  боль, боль  угасания, которая  вынуждает  принимать  решение  не  выбирая...Но  теперь  это  уже  не  важно. Проваливайся  в  своё  сумасшествие  глубже, только  тогда  ты  можешь  выйти  с  другой  стороны  преображённым  до  неузнаваемости  и  понять - что  на  самом  деле  хочешь  именно  этого.
"Я  в  замешательстве... Но  недаром  меня  так  тянет  именно  туда, словно  голос  матери  С  НЕДАВНИХ  ПОР   зовёт  из-за  пустынного  горизонта"    
"Посмотри  как  растворяется  в  небытии  этот  Город, как гаснет  этот  кровавый  изуродованный  опытными   специалистами  Киноглаз. Очередная  серия  Вселенского   Фильма  подходит  к  концу  или  просто  рвётся  на  самом  неинтересном  месте.Ты  думаешь, эта  камера  погаснет?. Нет, она  не  погаснет  никогда,  даже  если  станет  абсолютно  чёрной, а  глаз  окончательно  ослепнет. Она(или  он)  просто  включится  по  другую  от  тебя  сторону  и  станет  транслировать  в  сущности  всё  те  же  чёртовые, гипнотизирующие  искуственной  красотой  и  прихотливым  смыслом  "живые  картинки", эту  лживую  память  выдуманной  ЛИЧНОСТИ, чтобы  забылся  и  запутался  тот, другой  в  её  иллюзорных  лабиринтах  и  не  испугался  неизбывного  своего  одиночества, не  ужаснулся  всё  той  же  ненаполнимой  и  вечно  алчущей  глубины  своей. Слу-у-у-ша-а-а-й! Тебя  зовёт  Подлинность  твоего  ПРЕДСУЩЕСТВОВАНИЯ,  знакомый  голос  из-за  горизонта, скоро  вы  вновь  сольётесь  в  НЕРАЗДЕЛЬНУЮ  ЦЕЛЬНОСТЬ  НЕОСУЩЕСВЛЁННОГО.  Пустое  растворится  в  ещё  более  совершенном  Пустом "
"А  как  же  Город, как  же  мой  Бог, почему  бы  нам  не  забрать  его  с  собой, в  НИЧТО?"
"Почему  даже  сейчас  ты  продолжаешь  думать  о  бессмысленном?. Ты, бабочка  влетевшая  в  огонь, бессильная  что-либо  изменить  и  понять,   существующая  лишь  пока  летишь, сгоряя!    

..................................Сворачиваю  с  дороги  и  иду  вглубь  пустыни. Тошнотворный  запах  пропадает. Воздух  становится  удушливо-мятным. Солнце  над  пустыней  становится  абсолютно  чёрным. Город  за  моей  спиной  вместе  с  двойником, бодро  махнувшим  рукой  на  прощанье, постепенно  размывается  и  превращается  в  продолжение  пустынного  пейзажа  но  уже  без  всяких  развалин  и  скальных  обломков  абсолютно  голая, идеально  плоская  песчанная  поверхность,  начинающая  медленно  осыпаться  у  моих  ног, закручивающейся  против  часовой  стрелки  воронкой. Странное  ощущение, будто  время  повернуло  не  вспять, но   куда-то  вглубь, в  какую-то  свёртывающуюся, нулевую  степень.. Постепено  соскальзываю  вместе  с  песком  вниз, и  сквозь  парализующий  ужас  неотвратимой  катастрофы  слышу  по-матерински  обволакивающий  и  успокаивающий  шёрох  трущихся  друг  о  друга   песчинок: "Ничего, ничего...Не  так  страшно  быть  собой, как  кажется. Все  пугаются  с  непривычки.  Но  на  этот  раз  всё  произойдёт  легче. чем  обычно! Ты  мне  веришь?" - "Верю, мама...Конечно  же  верю!...А  ТЫ  НЕ  ОБМАНЕШЬ?". 

...СКВОЗЬ  ПОМЕХИ   СНОВА  СЛЫШНЫ  ГОЛОСА  ИЗ  ПОТУСТОРОННЕЙ  РЕАЛЬНОСТИ:  МУЖСКОЙ  ГОЛОС: "ПУЛЬС  ПРОПАДАЕТ...МЫ  ЕГО  ТЕРЯЕМ...ВСЁ...УБИРАЙТЕ  СИСТЕМУ...И...СООБЩИТЕ  РОДНЫМ" ЖЕНСКИЙ  ГОЛОС: "ИЗ  РОДНЫХ  У  НЕГО  ТОЛЬКО  МАТЬ...НО  ОНА  УМЕРЛА  СЕМЬ  ДНЕЙ  НАЗАД  ОТ  ОБШИРНОГО  ИНФАРКТА". - "ВСЁ  ПРАВИЛЬНО, ВСЁ  ЖЕСТОКО  И  ПРАВИЛЬНО..." 

    

 Примечания:

Начало  рассказа - парафраз  из  автобиографии  Дэвида  Линча, описывающего  свой  самый  первый  поцелуй : "Это  было, как  во  сне. Поцелуй  становился  всё  глубже  и  глубже, разжигая  огонь  внутри" (Линч. Д. Маккена К. "Комната  снов" Автобиография  Дэвида  Линча. - М.:Бомбора.2019. - с. 35)

Хрономорфии -  от  греческих  слов  Хронос (время) и  Морфо(форма). Часто  присутствуют  в  картинах С. Дали

Один  мудрец - Жак  Лакан (франц. психолог  и  философ).

Один  старый  фильм - "Рукопись, найденная  в  Сарогосе" (режисёр Войцех Хас. Польша.1965 г.)

GOTTHEIT - Единое. По  Мейстеру  Экхарту (1260 - 13288) - бездействующая  вечная  божественность, изначальный  Абсолют, понимаемый  как  неизменность, пустыня, вечное  безмолвие, безымянная  и  безличная  тьма, глубина, не  осознающая  самое  себя, порождающая  из  себя  Ипостасного  Бога (библейский  Бог-творец), но  этот  Бог  не  может  быть  самим  собой  до  сотворения  мира. Его  душа  и  самосознание  должны  быть  сотворены  человеческим  познанием - "орудием  вечного  порождения  богом  самого  себя". Бог  порождает  мир  и  сам  становится  миром ("безымянным"  городом)  по  необходимости. Творение  нужно  не  только  для  того, чтобы  Бог  родился  в  душе  человека. но  и чтобы   в  Боге  появилась  душа (человек, оставшийся  в  Городе). Отношение  Бога  и  человека  есть  обоюдопорождающая  связь. Человеческая  душа  по  своей  сути  едина  с  Абсолютом, но  для  возвращения  к  такому  единству  человек  должен  отказаться  от  самого  себя, погрузиться  в  духовное  убожество, внутреннюю  пустыню  и  нищету. ЧЕЛОВЕК  ПРЕВРАЩАЕТСЯ  В  НИЧТО, ЗАТО  ДУША  ТЕПЕРЬ -  НЕКИЙ  СВЕТОВОЙ  СЛЕД, ОСТАВШИЙСЯ  ПОСЛЕ  ИСЧЕЗНОВЕНИЯ  ЧЕЛОВЕКА. Это "ничто" (особое  полое  место) есть  основная  категория  человеческого  бытия. Человек, по-сути  всегда  оставался  ничем ("всюду  только  условные  знаки"). Город - лишь  устойчивая, сотканная  привычкой  и  ужасом  окунуться  в  реальную  пустоту, кажимость, которая  постепенно  разрушается (вместе  с  гаснущим  аффектом  жизни). Происходит  очищающее  опустошение. Отречение  от  всего, оказывается  высшим  благом  и  в  то  же  время  самой  большой  силой. Бог не  может  не  войти  в  очищенную  и  опучтошённую  душу. Однако  и  этого  ещё  недостаточно. Человек  должен  отречься  не  только  от  себя   и  от  мира, но  и  от  Бога (сойти  с  ленты  или  просто  ОСТАНОВИТЬСЯ, ПЕРЕСТАТЬ  ОЗНАЧИВАТЬ  ОЧЕВИДНОЕ-ВООБРАЖАЕМОЕ, остановить  "машину  желаний") и  только  тогда  душа  его  сольётся  с  незиречённой  божественностью  ПУСТОГО (нет  нужды  ни  в  движении, ни  в  формах, ни  в  смыслах. Вообще  пропадает  категория  "нужды", "нуждаемости"). "Машина  желаний", то  есть  душа  человека  в  качестве  агрегата  по  производству  и  поддержанию  иллюзий  застопорится. Человек  замыкнёт  собою  круг , начало  и  конец  которого  в  Абсолютном.
Ступени "саморазрушения" есть  ступени  исполнения  миссии  человеческого  бытия  по  возвращению  в  изначальное  состояние - Бытиё  в  состоянии  небытия. То  есть  то  же  самое: "Существование  осуществляется  своим  несуществованием". 

     

© Copyright: Алексей Баландин, 2024

Регистрационный номер №0533754

от 30 октября 2024

[Скрыть] Регистрационный номер 0533754 выдан для произведения: ...Неожиданная  вспышка, аффект, словно  открывшийся  клапан  внутри  сна, а  затем  и  вовсе  неуместный  щелчок  кинокамеры и  нахлынувшее  чувство  запредельной, снова  чужой  ностальгии. Я  оказался  в  центре  позабытого мною  города. Оглянувшись  по  сторонам,  вздохнул  и  не  совсем  уверенно  сказал  себе: "Да. он  всё  тот  же, каким  был...возможно...тогда (когда?)... Словно  я  не  покидал  его  вовсе". Пятиэтажные  дома. пёстрораскрашенные  современным  графити, парили  в  воздухе  в  комфортном  для  глаза  отдалении  над  головой, среди  блуждающих  урн  и  с ветофоров,  расположенные  в  тщательно  продуманном  беспорядке: порой  даже  лежащие  горизонтально, словно  мертвецы  на  отпевании, порой, словно  хищные  птицы, полуперевёрнутые  вниз  крышами-клювами, с  глазами-окнами  навыкате, порой  и  вовсе  разрезанные  надвое, словно  столбики  неравномерно  оттаивающего  мороженного. Знакомые, как  незнакомые,  двери  стройными  рядами  тянутся  по  ходу  моего  движения (спиной  вперёд), сливаясь  в  дальней  перспективе  в  один  тягучий  поток. чтобы  обрушиться  водопадом  матереализовавшейся  ностальгии  в  невидимый  глазу  провал  земли - никогда  не  существовавшее  пришлое. Слева  из  треснушего  полотна  пространства, сквозь  вспучившийся  асфальт  выросло  вмиг  зацветшее  и  начавшее  плодоносить  дерево. Я  сорвал  с  него  первый  попавшийся  под  руку  ключ  и  открыл  им  ближайшую, как  мне  казалось, из  неё  выбежал  неестественно  большой,  сиамский  кот (любимый  символ  детства) и  на  миг  завис  в  прыжке  над  трухлявым, изъеденным  земляными  осами  порогом. Постепенно  и  порог  и  кот  стали  рассыпаться  мигающими, как  кадры  старого  кинематографи  чёрно-белыми  пирамидкам-пазлами. Когда  последняя  пирамидка  с  улыбнувшийся  мне  напоследок  кошачьей  мордочкой  втянулась  в  раздвинувшуюся  складку  прстраннства, я  переступил  внутрь. "Да, да, это  её  квартира" - промелькнули  смутные, обманывающие  мысли. "Интересно  как  она  изменилась  спустя  столько  лет? Была  ли  она  вообще?". В  голове  стал  вырисовываться  милый  образ  незнакомой  девушки  с  отстранённым  взглядом  на  очаровательно-причудливом  лице, состоящем  из  двух  разных  половинок (может  быть  минорной  и  мажорной, может  быть  дневной  и  ночной, нет, нет, скорее  любимой  и  нелюбимой, ведь  одна  была, словно  за  вуалью  неслучившегося  и  уже  невозможного, а  о  другой  можно  было  сказать  всё, что  угодно, а  значит  НИЧЕГО).
Продолжаю  движение(спиной  вперёд), и  из  под  ног  шипя  или  позвякивая  расползаются  и  растекаются  в  разные  стороны  циферблаты  часов  в  виде  гиганстких  амёб  и  многоножек. Странная, однако  причуда  всю  жизнь  двигаться  таким  образом, убеждая  себя, что  именно  так  никогда  не  рискуешь  споткнуться  об  эту,  ИДЕАЛЬНО  ровную  поверхность, если, конечно  же,  не  считать  иллюзорное  копошение  у  ног  растекающихся  тварей. Что  ж, вероятно,  все   тут  так  ходят, все  привыкли  и  это  укладывается  в  рамки  их  обыденного  здавого  смысла, хотя  с  моей  точки  зрения  это  просто  нелепо  и  крайне  неудобно, но  я  в  этом  городе  уже  только  гость, хотя  в  нём, вроде, больше  и  нет  никого, кроме  гостя. Хотя...За  столиком  кафе  сидит  посетитель, почему-то  только  один, несмотря  на  прекрасную  погоду  и  множество  эффектно  застывших  в  солнечной  паутине  миниатюрных  сов, грифонов  и  ночных  бабочек. Он  напряжённо  смотрит  в  экран  стоящего  на  столике  перед  ним  телевизионного  экрана. Мы  с  ним  похожи, как  две  капли  чьей-то  памяти. Что  он  видит?
Один  мудрец  как-то  сказал, что  наша  личность - всего  лишь  эффект  угасания  аффекта. Той  самой  вспышки, что  привела  меня  в  этот  город. Так  вот  в  этом  городе, казалось  угасли  все  аффекты  кроме  моего, продолжающего  почему-то  длиться. И  часть  этого  угасающего  аффекта, возможно  сейчас  сидит  за  столом  и  упорно  всматривается  в  то, как  другая  его  часть  блуждает  по  его  пустым  улицам,  безнадёжно  путая  вход  с  выходом, не  может, да  и  не  хочет  выбраться  из  свяхнувшегося  времени  сновидений  в  такую  жуткую, пустую  и  бесцветную  жизнь.       
 
Рейтинг: +2 234 просмотра
Комментарии (2)
Денис Маркелов # 3 ноября 2024 в 20:29 0
Интересно и своевременно. У автора есть чувство времени
Алексей Баландин # 4 ноября 2024 в 05:46 +1
Это зародыш будующей(возможной) монопьесы в стиле Ионеско или Беккета. Долго держать в себе то "чудо" было трудно. Впрочем теперь необходимость в пьесе пропала.