ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → Певец от бога

Певец от бога

11 июля 2017 - Юрий Урм
В середине 60-х годов Вадим Полетаев поступил учиться в Днепропетровское государственное театральное училище, которое через некоторое время успешно бросил. 
***
С самого раннего детства он почувствовал необычайную тягу к пению. Вокал стал для Вадима той магнетической силой, которая целиком завладела им, и уже никогда больше не отпускала его, в течение всей жизни.

В молодости он успешно занимался боксом, благодаря чему обладал спортивной фигурой, но музыка окончательно победила все его прочие увлечения.

Находясь в здании училища, он частенько поднимался в помещение, расположенное на 5-м этаже. Оно отличалось очень хорошей акустикой, и там, оставшись один, чтобы никто ему не мешал, он регулярно пробовал петь в полный голос. 
***
Живя в Днепре, и регулярно наблюдая повальное пьянство, наркоманию, поножовщину и криминальные разборки среди молодежи, он понял, что если он оттуда не уедет, то попадет в какую-нибудь скверную историю, и в результате  все могло закончиться тюрьмой. 

В те годы к сожалению такой была судьба большинства его сверстников. Они или навсегда попадали в лапы криминала, или спивались до смерти.

 Были конечно среди них и успешные ребята, но какой огромной силой воли и целеустремленностью надо было обладать, чтобы живя там вырваться из порочного круга и достичь успехов в своей жизни и карьере. Среди тех, кто учился одновременно с ним, и успешно окончил училище, а в дальнейшем стал известным советским и российским актером - был Олег Марусев.  Однако и ему пришлось уехать для этого в Москву. 

***
Вадим мечтал о том, чтобы уехать в какой-нибудь другой город СССР на постоянное место жительства. Согласно его мечтам тот,  другой город должен был радикально отличаться от его родного Днепра уровнем жизни, культурой да и самой атмосферой жизни. 

Какой из городов на территории СССР соответствовал бы этим критериям Вадим не знал, пока не увидел новый черно-белый фильм, вышедший на экраны страны как раз в конце 60-х годов. Фильм назывался «Мой младший брат». Главные герои этого фильма – коих сыграли начинающие актеры: Андрей Миронов, Олег Даль и Александр Збруев, - молодые люди, только, что закончившие школу - неожиданно решили уехать из Москвы в столицу Эстонии, город Таллинн. Там они запланировали погулять по улицам старого города, увидеть, а при возможности и побывать в открытом море, завести новые знакомства…

Вадим до глубины души проникся романтикой этого фильма, сильно повлиявшего на его окончательный выбор. Вскоре он уже точно знал, куда он хотел бы поехать, чтобы начать новую жизнь. Городом его мечты несомненно стал тот самый -Таллинн.
***
Но мечты это одна сторона медали, а жизнь совсем другая ее сторона. Поездка в поисках счастья началась совсем не так сказочно, как он ее себе представлял.

Приехав в Таллинн, он тут же столкнулся с тем, что жить ему было негде, небольшие деньги, которые он привез с собой таяли на глазах. Так, что с первых же дней Вадим хватил сполна трудностей неустроенности жизни в чужом городе, где у него не было ни родственников ни знакомых. 

Ему с товарищем с грехом пополам удалось на несколько первых дней устроиться на ночлег в дешевой гостинице. Но надо было как-то пускать корни. Вадим хорошо понимал, что в первую очередь он должен был решить проблему с работой и жильем.

В результате интенсивных поисков таковая нашлась: Вадим устроился моряком на судно класса БМРТ  (большой морозильный рыболовный траулер), где во время нахождения в море ему представлялся ночлег в каюте, а на берегу ему сразу выделили место в «общаге». Кроме всего прочего ему выдавали талоны для питания в "портовой столовке" …

С этого момента крыша над головой и кусок хлеба у него появились. Задача минимум была выполнена. Но не таков был Вадим, чтобы на этом остановиться. 

Неожиданно Вадиму пришла в голову новая и совсем уже сумасшедшая идея. Он решил при первой возможности "рвануть на Запад".
В его план входила идея попросить убежища в первом попавшемся иностранном посольстве. Однако для этого ему надо было еще получить разрешение на плавание во внешних водах Балтики. Он подал в комиссию соответствующее  заявление, но члены комиссии сразу отметили, что согласно документам он не служил в армии. На вопрос:"Почему не служили?" Вадим ответил, что болен язвой желудка. Ему было предложено сначала вылечиться и послужить в армии, и тогда комиссия с удовольствием предоставит ему разрешение ходить в море, с заходами в иностранные порты.

Ну конечно, "Щас". Он вспомнил, как сам истязался над своим здоровьем после того, как врач выявила у него повышенную кислотность, а он вместо того, чтобы внять ее советам, наоборот стал принимать всякую гадость, еще больше  повышающую кислотность. 

Когда он в следующий раз пришел к ней на прием, врач чуть не лишилась дара речи, его показатель кислотности превышал все мыслимые пределы. Вадима окончательно признали не годным к службе. А эти бюрократы предлагают ему то, от чего он увернулся ценой потери здоровья, ну уж нет, спасибо!...

***

Теперь он мог осмотреться и попытаться решить вопрос с вожделенной музыкальной деятельностью, для чего он запланировал попробовать войти в контакт с местными музыкантами.

Однажды он зашел в клуб моряков, под названием «Мере клуб», где ему удалось познакомиться с местными музыкантами из ансамбля «Экспромт». Вадим тут же попросился спеть с ними пару песен. Оценив его великолепный могучий голос, музыканты тут же предложили ему стать солистом их ансамбля.
 
Вадим до сих пор с теплым чувством вспоминает этих, простых и доброжелательных эстонских парней, оказавшихся к тому же хорошими музыкантами, давшими ему шанс заявить о себе в музыкальных кругах города.
***
В том же клубе Вадим впервые столкнулся с восходящей звездой Эстонии - Яаком Йоала, который репетировал с ансамблем «Кристаллы» в том же здании.

Случилось так, что в клуб зашел певец Олег Мельник со своим другом и коллегой, мульти- инструменталистом, Владимиром Кригером. Все трое, будучи музыкантами от бога и людьми контактными, они без проблем познакомились и сразу заговорили о перспективах музыкальной деятельности в Таллинне.

Этот случай очень положительно повлиял на всю его дальнейшую музыкальную карьеру в Эстонии…
***
Однажды вечером Вадим зашел в шикарный ресторан «Глория», расположенный в центре города. 

Там работал оркестр, музыканты которого, что называется: «звезд с неба не хватали». Вадим несколько раз спел и с ними. 
Когда директриса услышала его пение, она моментально приняла решение: оркестр уволить, оставить только этого замечательного певца и пусть он сам наберет подходящий ему  новый состав оркестра.. 

Вадиму пришлось позвать своих новых знакомых, уже профессионально работавших во Всесоюзно- признанном эстонском ансамбле «Лайне» и создать с ними классный ресторанный оркестр. 

Так начался его длительный период работы в основном оркестре ресторана Глория. Проработав в нем более 11 лет, а так же немало лет потрудившись и в других ресторанах города, Вадим повидал всякого... 

 некоторые эпизоды из его богатой музыкальной биографии предлагаются Вашему вниманию.

Памятные эпизоды 
Присвоение оркестру уникального почетного звания
Однажды среди музыкантов города разошлась сногсшибательная новость: оркестру ресторана «Глория», ни с того ни с сего, было присвоено звание «Бригады коммунистического труда». 

Несознательные музыканты города откровенно посмеивались над этим абсурдным фактом замечательной жизни тех лет… Все они были в курсе высоких халтурных заработков музыкантов ресторана «Глория» и «не врубались» в то, какое отношение специфическая работа музыкантов имела к этим, бюрократическим методам морального поощрения работников, как правило занятых в сфере промышленного производства. 

Оркестр ресторана Глория и без этих, никому не нужных формальностей, обладал высоким авторитетом среди музыкантов города.
Так, услышав пение Вадима, Яак Йоала сказал: "Если бы я обладал таким же шикарным голосом, я бы стал всемирно известным певцом"
Публика успела полюбить новый оркестр и особенно его солиста, в общем все складывалось наилучшим образом.
***
Однако призрачна и не долговечна стабильность налаженной и счастливой жизни. В какой-то момент работа оркестра дала трещину: барабанщик начал пьянствовать и регулярно прогуливать работу. В такие дни Вадиму приходилось играть за него на комплекте барабанов и при этом петь свой обычный репертуар, а это, доложу я Вам - совсем не так легко. 

Стал регулярно напиваться и гитарист, дело дошло до того, что он позволял себе прогуливать по 2 недели, подряд. А если будучи сильно пьяным, он все же приходил на работу, то поднявшись на сцену просто валился с ног.

Коллеги усаживали его на стул и не давали ему включать гитару в усилитель. Все, что он находясь в таком состоянии мог сделать, это просто сидеть на сцене, имитируя игру на инструменте.

Непосредственно во время работы пианист Александр сосредоточенно читал научно популярную литературу, и не глядя на клавиши классно и безошибочно, но подчеркнуто отстраненно и равнодушно играл свои партии, причем независимо от выбранных тональностей.
***
Все участники ансамбля были опытными «бойцами житейских фронтов». Поэтому во время душеспасительных бесед в кабинете у директора, они без труда находили принятые в то время в обществе варианты утряски всех проблем, требующих разборок у начальства… 

В результате этих собеседований виновными произносились очередные обещания исправиться и прекратить пьянство. После этих обещаний уже никто никого не увольнял и стороны конфликта к их обоюдному удовольствию расходились с миром, каждый поимев свой интерес…

Так в общих чертах выглядела работа этой самой «Бригады коммунистического труда»
***
Казус 
Однажды во время перерыва в работе оркестра Вадим прошел через зал в буфет, в жаркую погоду он любил попить холодного компота. На обратном пути к нему обратился мужчина и предложил Вадиму присесть за его столик. Дав музыканту 10 рублей мужчина попросил Вадима исполнить для него песню. Вадим спросил: «А какую песню?», мужчина ответил: «Расскажи мне о себе». 

Вадим присел и начал подробно рассказывать ему где родился, где учился, когда женился и т.д. 
Мужчина терпеливо слушал подробный рассказ, но в какой-то момент он, извинившись пояснил, что это он заказал песню с таким названием. Вадим понял в какое глупое положение он попал, и еле сдерживая смех быстро ретировался…
***
Милые беседы с представителями органов
Был случай, когда люди в гражданском и с уставными прическами вызвали Вадима на серьезную беседу. Ему были задано несколько провокационных вопросов, таких, как: "У вас клиенты расплачиваются за песни валютой? Кельнера берут валюту? Готов ли он регулярно информировать органы о подобных случаях, подрывающих экономику страны, строящей коммунизм?"

Вадим очень постарался вывернуться из создавшейся неприятной для него ситуации, отказавшись от навязываемого ему, так называемого сотрудничества.

Он ответил, что если песня есть в официально разрешенном репертуаре, то мы ее бесплатно споем, а если нет, то и деньги не помогут. Валюту нам не предлагают, а если и предложат, то мы, естественно- откажемся.

А что касается работы кельнеров, он сказал: "Мы свой нос в их дела не суем и ничего не знаем про их общение с клиентами". 

Это вызвало злобную реакцию его собеседников. «Ты давай не ври нам, неужели ты думаешь, что мы такие дураки, что поверим в этот бред!? В ответ Вадим лишь с деланным равнодушием пожал плечами.

Тогда эти люди решили воспользоваться своим, многократно проверенным в практике допросов и бесед, очень сильным ходом. Они в весьма жесткой форме спросили его: «Ты что, не хочешь помочь органам?»

Этот вопрос содержал в себе как раздражение, так и неприкрытую угрозу со стороны людей, которые легко могли лишить человека его работы и очень хорошего заработка.
Не на шутку испугавшись, этих слов, Вадим все же постарался скрыть свои страхи, он взял паузу для обдумывания ответа, и чуть позже заявил: «Я готов помогать органам в случае, если это будет связано с разведкой, предательством, шпионами, в конце концов. А мелко стучать на коллег не буду.» На этом беседа была закончена.
***
В следующий раз уже другой человек, все с той же с уставной прической подошел к музыкантам и попросил исполнить песню, предложив им за это доллары. Вадим сразу понял, что это никакой ни иностранец и доллары, скорее всего, были получены им в бухгалтерии под отчет для организации провокации. 

В те годы предложенной мужчиной суммы было достаточно для возбуждения уголовного дела со всеми вытекающими последствиями. Поэтому Вадим вынужден был сказать ему, что эту песню его коллеги не знают и поэтому спеть не смогут, и это несмотря на то, что до того они сотни раз ее исполняли.
***
Самодеятельный «Цирковой» Карлуша. 
Молодой мужчина, которого все звали Карлушей, имел совершенно обычный вид. Каждый раз приходя в ресторан, он до поры до времени сидел за своим столиком тихо и спокойно. Но в какой-то момент мозги Карлушы клинило. 
Он выбирал момент, когда все, танцующие дамы и кавалеры усаживались за свои столики, вставал из за стола, хватал со стола первую, попавшуюся под руку стеклянную бутылку из под водки, коньяка или шампанского вина и с силой ударив ей себя по голове, разбивал оную на мелкие осколки. 

Стеклянные осколки моментально разлетались по всей танцевальной площадке. Тут же из подсобных помещений выбегал кто-нибудь из работников и быстро убирал все, битое стекло. 

Публика испытывала шок, но лишь в течение пары минут, и совсем скоро никто уже не обращал на него никакого внимания. Гости, как правило, были заняты решением задач, поставленных перед собой на вечер, и серьезно отвлечь их от выполнения планов, никто, при всем желании, не смог бы. 

Однажды Вадим предложил этому самодеятельному «цирковому» попробовать для разнообразия разбить о голову большую стеклянную салатницу. Тот посмотрел на него с удивлением и даже с некоторым замешательством. 

Вадим решил, что Карлуша вероятно не станет разбивать салатницу о свою голову, и повернувшись он пошел на сцену. 
Музыканты приготовились исполнить очередную заказанную песню, и тут в зале послышался резкий удар, после которого сотни осколков салатницы разлетелись по полу. Причем голова «циркового», как всегда- совсем не пострадала. Не было у самодеятельного артиста ни ран, ни крови, ни шишек, ни синяков. Таким-вот особым и неповторимым талантом обладал этот уникальный человек.
***
Анекдот из ресторанной жизни
На сцену поднялся очередной посетитель и попросил разрешения спеть вместе с оркестром какую-то песню. Басист оркестра Владимир задал энтузиасту обычный профессиональный вопрос: «Какая тональность?» Тот не совсем правильно услышал вопрос и ответил: «Грузин».

С того времени этот комический ответ надолго привязался к участникам оркестра. Далее эта хохма уже разошлась по всему городу. Когда кто-либо из музыкантов, работавших в других ресторанах, спрашивал про тональность, коллеги улыбаясь отвечали ему: «Грузин».
***
Учеба в эстрадной студии.
В те дни многие певцы поступили в организованную в Таллинне эстрадную студию для постановки голоса.
Приняли в студию и Вадима, там его заставляли учить наизусть отрывки из произведений на эстонском языке, ставили правильное дыхание, исправляли дикцию, артикуляцию и т.п.

И хотя я помню, как он ворчал по поводу того, что вместо того, чтобы сконцентрироваться на обучении правильной технике вокала, ему приходилось заниматься бесполезной ерундой, он все же успешно учился в этой студии.

Руководство студии решило направить Вадима на всесоюзный конкурс молодых исполнителей в Молдавию.

Тут у него возник конфликт с музыкантами оркестра, они знать ничего не хотели ни про какие конкурсы. У них был один аргумент: «Ты с ума сошел? Кто будет петь?». 

Вечером ему идти на работу, а его ждет репетиция с большим оркестром радио и телевидения в городе Пярну. Вадим решил симулировать болезнь и знакомый врач по его просьбе выписал ему липовую справку.

С этой справкой он пришел к ответственному организатору поездки и сообщил, ему, что к сожалению не может поехать на репетицию так, как заболел. Вадим протянул чиновнику фальшивую справку, тот прочитал ее и неожиданно произнес фразу, совсем не типичную для человека его уровня: «Что вы мне здесь понимаешь пи…дите?".

Фраза прозвучала с сильным эстонским акцентом. Все это было бы смешно, если бы не было так грустно…

В конце концов поехать на конкурсему все-таки пришлось. Интересно то, что из Молдавии он вернулся назад с тремя первыми местами. Он взял первое место за лучшее исполнение произвольной песни, тоже за исполнение молдавской песни а так же он завоевал первое место в конкурсе зрительских симпатий.
***
Эпизоды из нашей совместной работы в ресторане Глория.
Выслушав воспоминания Вадима, я напомнил ему, что мы ведь вместе работали по понедельникам, подменяя основной оркестр.
Помню, что мне очень нравилась атмосфера ресторана, особенно в начале вечеров. Наш пианист приносил книгу с нотами «300 лучших джазовых мелодий», и мы с удовольствием стали играть эту музыку.

Во тором отделении и далее уже потихоньку начинался бедлам, но вместе с ним начиналось то, что музыканты называли работой. При встрече с коллегами обычно спрашивали: «Есть ли работа?». Имелись ввиду конечно не сама работа, а заработки.

Ко второму отделению приходил Вадим и мы радикально меняли джазовый репертуар на стандартный ресторанный. Впрочем и в этой части репертуара наряду с одесским репертуаром, мы, каждый раз с удовольствием исполняли мировые шлягеры. Голос Вадима завораживал как публику, так и нас самих. Все мы получали большое удовольствие от совместной работы с таким классным солистом. …
***
Я напомнил Вадиму, как однажды он получил заказ на песню из кинофильма «Ошибка резидента», первая строчка, которой звучала так: «Я в весеннем лесу пил березовый сок». Вадим начал импровизировать с текстом музыкального приветствия и его понесло. Поставленным голосом он произнес незабываемую фразу: «А сейчас мы исполним песню из кинофильма «Ошибка президента Никсона» под названием: «Я в весеннем лесу пил желудочный сок». 

Я стоял ближе всех к Вадиму, и он повернувшись ко мне в пол оборота с неподдельным страхом в голосе спросил меня: «Как думаешь-не посадят? Я сквозь смех, растерянно пробурчал, что могут и посадить… 

В другой песне он спел: «Сняла решительно пиджак засаленный». 
Еще вспоминается как он вместо слов: «Я прошу хоть ненадолго» спел: «Я прошу хоть не надо лгать».
***
Однажды во время перерыва в оркестровую комнатку зашла девушка не самого примерного поведения и утонченных манер. Она принесла нам в подарок большую плитку шоколада. Казалось бы - все хорошо, но она открыла упаковку и вытащив шоколад из упаковки, стала прямо руками ломать его на куски и выложила их на тарелку. Мы выразили ей сердечную благодарность за щедрый подарок, но как только она ушла, Вадим выкинул все содержимое тарелки в мусорный ящик.

 Я помню, что испытал двойное чувство: с одной стороны никто не стал бы есть этот шоколад, после подобной сервировки, а с другой стороны мне было не по себе от того, что ценный продукт так запросто можно выкинуть в мусор...
***
Высокая оценка.
Вадим вспомнил, как однажды на церковном празднике, проводимом  в городском холле ему пришлось спеть в одном концерте с известным финским певцом Виктором Клименко. Этот финн русского происхождения завоевал сердца финнов и не только их чудесным исполнением старинных русских и украинских песен. Для всех нас он был безусловным кумиром. 

После выступления к Вадиму подошел этот, признанный во всем мире певец и "искупал его в комплиментах". Виктор напутствовал Вадима продолжать петь и ни за что не бросать заниматься музыкой, потому, что такой талант нельзя зарывать в землю.... 

***
История одного раритета.
Через много лет я узнал невероятную и очень грустную историю про один электронный аппарат, цифровыми версиями которого в наше время пользуются практически все музыканты мира.

В начале 60-х годов к нам в Таллинн приезжал с концертами итальянский ансамбль под руководством Марино Марини. В те дни мы впервые услышали, как звучат голос и гитара после обработки прибором под названием ревербератор.

Оказалось, что кто-то из его оркестра, будучи знатоком радиоэлектроники, сам спроектировал и собрал этот замечательный прибор, использовав большой медный диск, с полированной полосой на поверхности и комплектом записывающих, воспроизводящих и стирающих магнитных головок. Благодаря различным эффектам эха, создаваемым этим прибором, оркестр звучал непривычно объемно и очень эффектно…

Оказывается какой-то паренек, работавший специалистом по электронике в филармонии, получил его в подарок за хорошую работу от самого Марино.

Через много-много лет Вадим купил его у того самого парня и положил на хранение в церкви, понадеявшись, что там его никто не тронет. Увы, в течение пары недель его все-таки украли.

Думаю, что из за большого веса медного диска его элементарно сдали на металл. Когда я узнал про финал этой истории, мне стало очень грустно, это ведь был очень ценный и совершенно уникальный раритет, которому самое место в музее музыки... 
***
Репетиция в церкви
Вадим был кантором этой самой церкви, и однажды мы решили попробовать спеть дуэтом Аве Марию.
Для этого мы пришли к нему в церковь, однако там после службы оставалось еще немало людей, которые с интересом стали следить за тем, как мы устанавливали звуковую аппаратуру.

Вадим сказал, что нам придется немного подождать пока все они уйдут, и тогда мы сможем начать репетицию. Однако люди и не думали расходиться, время шло, и мы были вынуждены начать репетицию. 

Никто из музыкантов, как правило, не любит репетировать при посторонних, но нам пришлось смириться с присутствием любопытных прихожан. Они же прослушав наше пение, упросили нас спеть ее еще 5 раз, подряд. 
***
В дальнейшем мы записали этот дуэт на студии, и теперь, когда есть настроение, я снова и снова слушаю эту запись…

© Copyright: Юрий Урм, 2017

Регистрационный номер №0390353

от 11 июля 2017

[Скрыть] Регистрационный номер 0390353 выдан для произведения: В середине 60-х Вадим поступил учиться в Днепропетровское государственное театральное училище, которое успешно окончил. Среди тех, кто окончил училище одновременно с ним, был и ставший в дальнейшем известным советским и российским актером-Олег Марусев. 
                                                                                                    ***
С самого раннего детства он почувствовал необычайную тягу к пению. Вокал стал для Вадима той магнетической силой, которая целиком завладела им, и уже никогда больше не отпускала его, в течение всей жизни.

 В молодости он успешно занимался боксом, благодаря чему обладал спортивной фигурой, но музыка окончательно победила все его прочие увлечения.

Находясь в здании училища, он частенько поднимался в помещение, расположенное на 5-м этаже. Оно отличалось очень хорошей акустикой, и там, оставшись один, чтобы никто ему не мешал,он регулярно пробовал петь в полный голос. 
                                                                                                    ***
Живя в Днепре, и регулярно наблюдая повальное пьянство, наркоманию, поножовщину и криминальные разборки среди молодежи, он понял, что если он оттуда не уедет, то попадет в какую-нибудь скверную историю, и в результате не исключено, что закончится все тюрьмой. 

В те годы к сожалению такой была судьба большинства его сверстников. Они или навсегда попадали в лапы криминала, или спивались до смерти. Были конечно среди них и успешные ребята, но какой огромной силой воли и целеустремленностью надо было обладать, чтобы живя там вырваться из порочного круга и достичь успехов в своей жизни и карьере. 
                                                                                                      ***
Вадим мечтал о том, чтобы уехать в какой-нибудь другой город СССР на постоянное место жительства. Этот другой город по его замыслам должен был радикально отличаться от его родного Днепра уровнем жизни, культурой да и самой атмосферой жизни. 

Какой из городов на территории СССР соответствовал бы этим критериям Вадим не знал, пока не увидел новый черно-белый фильм, вышедший на экраны страны как раз в конце 60-х годов.

Фильм назывался «Мой младший брат». Главные герои этого фильма – коих сыграли начинающие актеры: Андрей Миронов, Олег Даль и Александр Збруев, - молодые люди, только, что закончившие школу - неожиданно решили уехать из Москвы в столицу Эстонии, город Таллинн.

В этом волшебном городе они запланировали погулять по улицам старого города, увидеть, а при возможности и побывать в открытом море, завести новые знакомства…

Вадим до глубины души проникся романтикой этого фильма, так сильно повлиявшего на его окончательный выбор, что вскоре он уже точно знал, куда он поедет, чтобы начать новую жизнь. Городом его мечты безусловно стал тот самый -Таллинн.
                                                                                                        ***
Но мечты это одна сторона медали, а жизнь совсем другая ее сторона. Поездка в поисках счастья началась совсем не так уж сказочно, как он ее себе представлял. 

Приехав в Таллинн, он тут же столкнулся с тем, что жить было негде, те небольшие деньги, которые он привез с собой быстро заканчивались. Так, что с первых же дней Вадим хватил сполна трудностей неустроенности жизни в чужом городе, где у него не было ни родственников ни знакомых. 

Ему с товарищем с грехом пополам удалось на несколько первых дней устроиться на ночлег в дешевой гостинице. Но надо было как-то пускать корни, он хорошо понимал, что в первую очередь он должен был решить проблему с работой и жильем.

В результате интенсивных поисков таковая нашлась: Вадим устроился моряком на судно класса БМРТ, где во время нахождения в море ему представлялся ночлег в каюте, а на берегу ему сразу выделили место в «общаге» …

С этого момента крыша над головой и кусок хлеба у него появились. Задача минимум была выполнена. Но не таков был Вадим, чтобы на этом остановиться. 

Теперь он мог осмотреться и попытаться решить вопрос с вожделенной музыкальной деятельностью, для чего он запланировал попробовать войти в контакт с местными музыкантами.

Однажды он зашел в клуб моряков, под названием «Мере клуб», где ему удалось познакомиться с местными музыкантами из ансамбля «Экспромт». Вадим тут же попросился спеть с ними пару песен. Оценив его великолепный могучий голос, музыканты тут же предложили ему стать солистом их ансамбля. 

Вадим до сих пор с теплым чувством вспоминает этих, простых эстонских парней,  к тому же оказавшихся хорошими музыкантами, давшими ему шанс заявить о себе в музыкальных кругах города.
                                                                                                     ***
В том же клубе Вадим впервые столкнулся с восходящей звездой Эстонии - Яаком Йоала, который репетировал с ансамблем «Кристаллы» в том же здании.

В клуб зашел певец Олег Мельник со своим другом и коллегой, мульти- инструменталистом, Владимиром Кригером. Все трое, будучи музыкантами от бога и людьми контактными, они без проблем познакомились и сразу повели беседу о перспективах музыкальной деятельности в Таллинне.
 
Этот случай очень положительно повлиял на всю его дальнейшую музыкальную карьеру…

                                                                                                     ***
Однажды вечером Вадим зашел в шикарный ресторан «Глория», что в центре города. 
Там работал оркестр, музыканты которого «звезд с неба не хватали». Вадим несколько раз спел и с ними. 

Когда директриса услышала его, она моментально приняла решение: оркестр уволить, и оставить только этого замечательного певца. 

Вадиму пришлось позвать своих новых знакомых, уже профессионально работавших во всесоюзно- признанном эстонском ансамбле «Лайне» и создать с их непосредственным участием классный ресторанный оркестр. 

Так начался его длительный период работы в основном оркестре ресторана Глория. Проработав в нем более 11 лет, а так же немало лет потрудившись и в других ресторанах города, Вадим повидал всякого… 

                                                                                      Памятные эпизоды 

Присвоение оркестру уникального почетного звания
Однажды среди музыкантов города разошлась сногсшибательная новость: оркестру ресторана «Глория» ни с того ни с сего было присвоено звание «Бригады коммунистического труда». 

Несознательные музыканты города откровенно посмеивались над этим абсурдным фактом замечательной жизни тех лет… Все они были в курсе высоких халтурных заработков музыкантов ресторана «Глория» и «не врубались» в то, какое отношение специфическая работа музыкантов имела к этим, бюрократическим методам морального поощрения работников, как правило занятых в сфере производства. 

Идея этого, лишенного всякого смысла решения руководства, так и осталась для всех загадкой. Оркестр ресторана Глория и без этих, никому не нужных формальностей, обладал высоким авторитетом среди музыкантов города.
                                                                                                   ***
Однако призрачна и не долговечна стабильность налаженной и счастливой жизни. В какой-то момент оркестр дал трещину: барабанщик начал пьянствовать и регулярно прогуливать работу. В такие дни Вадиму приходилось играть за него на комплекте барабанов и при этом петь свой обычный репертуар, а это, доложу я Вам - совсем не так легко. 

Стал регулярно напиваться и гитарист, дело дошло до того, что он позволял себе прогуливать по 2 недели, подряд. А если будучи сильно пьяным, он все же приходил на работу, то поднявшись на сцену просто валился с ног.​
​ 
Коллеги усаживали его на стул и не давали ему включать гитару в усилитель. Все, что он находясь в таком состоянии мог сделать, это просто сидеть на сцене, имитируя игру на инструменте.

Непосредственно во время работы пианист Александр увлеченно читал научно популярную литературу, и не глядя на клавиши ​классно, но подчеркнуто равнодушно играл свои партии, причем независимо от тональностей.
                                                                                                    ***
Все участники ансамбля были опытными «бойцами житейских фронтов». Поэтому во время душеспасительных бесед в кабинете у директора, они без труда находили принятые в то время в обществе варианты утряски всех проблем, требующих разборок у начальства… ​

В результате этих собеседований виновными произносились очередные обещания исправиться и прекратить пьянство. После этих обещаний уже никто никого не увольнял и стороны конфликта к их обоюдному удовольствию расходились с миром, каждый со своим интересом…

Так в общих чертах изнутри выглядела работа этой самой «Бригады коммунистического труда»
                                                                                                   ***
Казус 
Однажды во время перерыва в работе оркестра Вадим прошел через зал в буфет, в жаркую погоду он любил попить холодного компота. На обратном пути к нему обратился мужчина и предложил Вадиму присесть за его столик. Дав музыканту 10 рублей мужчина попросил Вадима исполнить для него песню. 

​ Вадим спросил: «А какую песню?», мужчина ответил: «Расскажи мне о себе». 
Вадим присел и начал подробно рассказывать ему где родился, где учился, когда женился и т.д. 

Мужчина терпеливо выслушал подробный рассказ, но в какой-то момент он, извинившись пояснил, что это он заказал песню с таким названием. Вадим понял в какое глупое положение он попал, и еле сдерживая смех быстро ретировался…
                                                                                                 ***
Милые беседы с представителями органов
Был случай, когда люди в гражданском, с уставными прическами вызвали Вадима на серьезную беседу. Ему были задано несколько провокационных вопросов, таких, как: "У вас клиенты расплачиваются за песни валютой? Видел ли он как кельнера берут валюту? Готов ли он регулярно информировать органы о подобных случаях, подрывающих экономику страны, строящей коммунизм?"

Вадим очень постарался вывернуться из создавшейся неприятной для него ситуации, отказавшись от навязываемого ему, так называемого сотрудничества.
​ 
Он ответил, что если песня есть в официально разрешенном репертуаре, то мы ее бесплатно споем, а если нет, то и деньги не помогут. Валюту нам не предлагают, а если и предложат, то мы, естественно- откажемся.

А что касается работы кельнеров, он сказал, что мы свой нос в их дела не суем и ничего не знаем про их общение с клиентами. 

Это вызвало злобную реакцию его собеседников. «Ты давай не ври нам, ты серьезно думаешь, что мы такие дураки и поверим в этот бред!? В ответ Вадим лишь с деланным равнодушием пожал плечами.

Тогда эти люди решили воспользоваться своим, многократно проверенным в практике допросов и бесед, очень сильным ходом. Они в весьма жесткой форме спросили его: «Ты что, не хочешь помочь органам?»

Этот вопрос содержал в себе как раздражение, так и неприкрытую угрозу со стороны людей, которые легко могли лишить человека его работы и хорошего заработка.

 Не на шутку испугавшись, этих слов, Вадим очень постарался скрыть свои страхи, он взял паузу для обдумывания ответа, и чуть позже заявил: «Я готов помогать органам в случае, если это будет связано с разведкой, предательством, шпионами, в конце концов. А мелко стучать на коллег не буду.» На этом беседа была закончена.
                                                                                             ***
В следующий раз уже другой человек, все с той же с уставной прической подошел к музыкантам и попросил исполнить песню, предложив им за это доллары. Вадим сразу понял, что это никакой ни иностранец и доллары, скорее всего, были получены им в бухгалтерии под отчет для организации провокации. 

В те годы предложенной им суммы было достаточно для возбуждения уголовного дела со всеми вытекающими последствиями. Поэтому Вадим вынужден был сказать ему, что эту песню его коллеги не знают и поэтому спеть не смогут, и это несмотря на то, что до того они сотни раз ее исполняли.
                                                                                          ***
Самодеятельный «Цирковой» Карлуша. 
Молодой мужчина, которого все звали Карлушей, имел совершенно обычный вид. Каждый раз приходя в ресторан, он до поры до времени сидел за своим столиком тихо и спокойно. Но в какой-то момент мозги Карлушы клинило. 

Он  вставал из за стола, хватал со стола первую, попавшуюся под руку стеклянную бутылку из под водки, коньяка или шампанского вина и с силой ударив ей себя по голове, разбивал оную на мелкие осколки. 

​Мелкие стеклянные осколки моментально разлетались по всей танцевальной площадке. Тут же из подсобных помещений выбегал кто-нибудь из работников и быстро убирал все, битое стекло. 

Публика испытывала шок лишь в течение пары минут, и совсем скоро никто уже не обращал на него никакого внимания. Гости, как правило, были заняты решением задач, поставленных перед собой на вечер, и серьезно отвлечь их от выполнения планов, никто, при всем желании, не смог бы. 

Однажды Вадим предложил​ этому самодеятельному «цирковому» попробовать для разнообразия разбить о голову большую стеклянную салатницу. Тот посмотрел на него с удивлением и даже с некоторым замешательством. 

Вадим решил, что Карлуша вероятно не станет разбивать салатницу о свою голову, и повернувшись он пошел на сцену. 

Музыканты приготовились исполнить очередную заказанную песню, и тут в зале послышался резкий удар и сотни осколков салатницы разлетелись по полу. Причем голова «циркового», как всегда- совсем не пострадала. Не было у самодеятельного артиста ни ран, ни крови, ни шишек, ни синяков. Таким-вот особым и неповторимым талантом обладал этот уникальный человек.
                                                                                        ***
Анекдот из ресторанной жизни
На сцену поднялся очередной посетитель и попросил разрешения спеть вместе  с оркестром какую-то песню. Басист оркестра Владимир задал энтузиасту обычный профессиональный вопрос: «Какая тональность?» Тот не совсем правильно услышал вопрос и ответил: «Грузин».

С того времени этот комический ответ надолго привязался к участникам оркестра, а далее эта хохма уже  разошлась по всему  городу. Когда кто-либо из музыкантов, работавших в других ресторанах, спрашивал про тональность, ему отвечали все так же: «Грузин».
                                                                                      ***
Учеба в эстрадной студии
В те дни многие певцы поступили в организованную в Таллинне эстрадную студию для постановки голоса молодым исполнителям.
Приняли в студию и Вадима, там его заставляли учить наизусть отрывки из произведений на эстонском языке, ставили правильное дыхание, исправляли дикцию, артикуляцию и т.п.

И хотя я помню, как он ворчал по поводу того, что вместо того, чтобы сконцентрироваться на обучении правильной технике вокала, ему приходилось заниматься бесполезной ерундой.

Руководство студии решило  направить Вадима на всесоюзный конкурс молодых исполнителей в Молдавию.

​И тут у него возник конфликт с музыкантами оркестра, они знать ничего не хотели ни про какие конкурсы. У них был один аргумент: «Ты с ума сошел? Кто будет петь вместо тебя?». 

Вечером ему идти на работу, а его в городе Пярну ждет  репетиция с большим оркестром радио и телевидения. Вадим решил симулировать болезнь и знакомый врач по его просьбе выписал ему липовую справку.

С этой справкой он пришел к ответственному организатору поездки и сообщил, ему,что не может поехать на репетицию так, как заболел. Вадим протянул чиновнику фальшивую справку, тот прочитал ее и неожиданно произнес фразу, совсем не типичную для человека его уровня: «Что вы мне здесь понимаешь пи…дите?".
​ 
Фраза прозвучала с сильным эстонским акцентом. Все это было бы смешно, если бы не было так грустно…

На конкурс ему ехать все-таки пришлось. Интересно то, что из Молдавии он вернулся назад с тремя первыми местами. Он взял первое место за лучшее исполнение произвольной песни, тоже за исполнение молдавской песни а так же он завоевал первое место в конкурсе зрительских симпатий.
                                                                                      ***
Эпизоды из нашей совместной работы в ресторане Глория
Выслушав воспоминания Вадима, я напомнил ему, что мы ведь вместе работали по понедельникам, подменяя основной оркестр.

Помню, что мне очень нравилась атмосфера ресторана, особенно в начале вечеров. Наш пианист приносил книгу «300 лучших джазовых мелодий», и мы с удовольствием стали играть эту музыку.

Во тором отделении и далее уже потихоньку начинался бедлам, но вместе с ним начиналось то, что музыканты называли работой. При встрече с коллегами обычно спрашивали: «Есть ли работа?». Имелись ввиду конечно не сама работа, а заработки.

Ко второму отделению приходил Вадим и мы радикально меняли джазовый репертуар на  стандартный ресторанный. Впрочем и в этой части репертуара наряду с одесским репертуаром, мы, каждый раз с удовольствием исполняли мировые шлягеры. Голос Вадима завораживал как публику, так и нас самих. Все мы получали большое удовольствие от совместной работы с таким классным солистом. …
***
Я напомнил Вадиму, как однажды он получил заказ на песню из кинофильма «Ошибка резидента», первая строчка, которой звучала так: «Я в весеннем лесу пил березовый сок». Вадим начал импровизировать с текстом музыкального приветствия и его понесло. Поставленным голосом он произнес незабываемую фразу: «А сейчас мы исполним песню из кинофильма «Ошибка президента Никсона» под названием: «Я в весеннем лесу пил желудочный сок». 

Я стоял ближе всех к Вадиму, и он повернувшись ко мне в пол оборота с неподдельным страхом в голосе спросил меня: «Как думаешь-не посадят? Я растерянно пробурчал, что могут и посадить… 

В другой песне он спел: «Сняла решительно пиджак засаленный». 
Еще вспоминается как он вместо слов: «Я прошу хоть ненадолго» спел: «Я прошу хоть не надо лгать».
                                                                                ***
Однажды во время перерыва в оркестровую комнатку зашла девушка не самого примерного поведения и принесла нам в подарок большую плитку шоколада. Казалось бы - хорошо, но девушка открыла упаковку и вытащив шоколад,  стала прямо руками ломать ее на куски и сломав ее всю, положила  куски на тарелку. Мы выразили ей сердечную благодарность за щедрый подарок. Но как только она ушла, Вадим выкинул все содержимое тарелки в мусорный ящик.

                                                                              ***
История одного раритета
Через много лет я узнал невероятную и очень грустную историю про один электронный аппарат, которым в наше время пользуются практически все музыканты мира.

В начале 60-х годов к нам в Таллинн приезжал с концертами итальянский оркестр под руководством  Марино Марини. В те дни мы впервые услышали, как на сцене звучат голос и гитара после обработки прибором под названием ревербератор.

 Оказалось, что руководитель и солист оркестра, будучи знатоком радиоэлектроники, сам спроектировал и собрал этот замечательный прибор, использовав большой медный диск, с полированной полосой на поверхности и комплектом магнитных головок. Благодаря различным эффектам эха, создаваемым этим прибором, оркестр звучал непривычно объемно и очень впечатляюще…

Оказывается какой-то паренек, работавший в тот год в филармонии, получил его в подарок за хорошую работу от самого Марино.
​ 
Через много-много лет Вадим купил его у того самого парня и положил на хранение в церкви, понадеявшись, что там его никто не тронет. Увы, в течение пары недель его все-таки украли.

Думаю, что его из за большого веса медного диска элементарно сдали на металл. Когда я узнал про конец этой истории, мне стало очень грустно, это ведь был очень ценный и совершенно уникальный  раритет. 
                                                                           ***
Репетиция в церкви
В этой самой церкви, где Вадим  был кантором , однажды мы  решили попробовать спеть дуэтом Аве Марию.

​ Мы пришли к нему в церковь, но там после службы было еще  немало людей, которые с интересом стали следить за тем, как мы устанавливали звуковую аппаратуру.
​ 
Вадим сказал, что нам придется немного подождать пока все они уйдут, и тогда мы сможем начать репетицию. Однако люди и не думали расходиться,  и мы решили начать петь, не обращая на них внимание. 

Как правило никто из музыкантов не любит репетировать при посторонних, но нам пришлось смириться с присутствием любопытных прихожан. Прослушав наше пение, они упросили нас спеть ее еще, и так 5 раз подряд. 
                                                                         ***
В дальнейшем мы записали этот дуэт на студии, и теперь, когда есть настроение, я снова и снова  слушаю эту запись…
 
Рейтинг: 0 558 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!