ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → Константин Бальмонт: Импрессионист-декадент

Константин Бальмонт: Импрессионист-декадент

20 ноября 2016 - Dr. AS
article363592.jpg
                                                               
                                                                Ангелы опальные,     
                                                                Светлые, печальные...


1. Первой женой Бальмонта была Лариса Михайловна Гарелина, брак был недолгим (1889-1890). Её дочь от второго брака — Анна Николаевна  Энгельгардт — была второй женой Николая Гумилёва.
 2. Валерий Брюсов «К.Д. Бальмонту» (1900)
     
             Нет, я люблю тебя не яростной любовью,
             Вскипающей, как ключ в безбрежности морской,
             Не буду мстить тебе стальным огнем и кровью,
             Не буду ждать тебя, в безмолвной тьме, - с тоской.
 
 3. Лирическое я Бальмонта, поскольку я сумел в  нем  разобраться,  кажется мне очень интересным.
                                                        И.Ф. Анненский «Бальмонт-лирик» (1904)
 
 4. На каком-то литературном приёме он сидел однажды рядом с Ахматовой и импровизировал стихи в своём обычном стиле. Потом Бальмонт    «заложил ножку за ножку и, когда танцевали, сказал: «Зачем мне, такому нежному, на это смотреть?»
 5. Поэт говорил Анне Ахматовой, что до знакомства с нею он знал только двух поэтесс — Сафо и Мирру Лохвицкую, с которой у него был бурный «роман в стихах». Значительно позже сын Мирры Лохвицкой Измаил покончил жизнь самоубийством. Он влюбился в Мирру Бальмонт (дочь поэта от Елены Цветковской), но его нежные чувства были отвергнуты.
Лохвицкая в 1896 году писала:
                   Это счастье – сладострастье.
                   Эта пара – мы с тобой.
Бальмонт «отвечал» в 1897-м:
                                          М. А. Лохвицкой 
                   Я знал, что однажды тебя увидав,
                   Я буду любить тебя вечно.
6. «Познакомился с Бальмонтом. Дьявольски интересен и талантлив этот неврастеник!..», — писал Максим Горький в одном из писем. Познакомились они осенью 1901 года в Ялте.
7. «От Бальмонта уцелело поразительно немного — какой-нибудь десяток стихотворений. Но то, что уцелело, воистину превосходно, и по фонетической яркости, и по глубокому чувству корня и звука выдерживает сравнение с лучшими образцами заумной поэзии». Это мнение Осипа Мандельштама.
8. На родине имя поэта, как сказано в «Литературной энциклопедии» 1930 года, перешедшего «в лагерь белогвардейской эмиграции», было с двадцатых годов предано забвению.
9. «Друг, если бы Вас не было, не было бы и самого светлого и ласкового чувства в моей жизни за последние 8-9 лет…», — писал Константин Дмитриевич 1 октября 1933 года И.С. Шмелёву, дружба с  которым длилась до самой смерти поэта.
10. Марина Цветаева: «На Бальмонте — в каждом его жесте, шаге, слове — клеймо — печать — звезда — поэта».
                        Ничего не можем даром
                        Взять — скорее гору сдвинем!
                        И ко всем гордыням старым —
                        Голод: новая гордыня.
 «В голодные дни Марина, если у ней было шесть картофелин, приносила три мне. Когда я тяжко захворал из-за невозможности достать крепкую обувь, она откуда-то раздобыла несколько щепоток настоящего чаю...» — с интонациями благодарности и дружбы в 1921 году написал Бальмонт.
11. Иван Алексеевич Бунин, беспощадный к символистам, уже в преклонном возрасте написал: «Удивительный он был вообще человек, — человек, за всю свою долгую жизнь не сказавший ни единого словечка в простоте, называвший в стихах даже тайные прелести своих возлюбленных на редкость скверно: „3ачарованный Грот”».
 
12. Сонет, написанный 10 марта 1914 года, Бальмонт посвятил Волошину:
  
   МАКСУ
  
   Ты нравишься мне весь, с своею львиной гривой
   И тайной яростью невыраженных слов,
   В теснине ты поток, и взрывный, и бурливый,
   Что точит камень скал, чтоб литься из основ.
  
   Ты к нам пришел сюда от чуждых берегов.
   Твой лик не совмещу с моей родною ивой,
   В Элладе ведал ты, за сонмами веков,
   Ристалище и лавр победою горделивый.
  
   Люблю тебя за то, что твердою киркой
   Ты разрываешь глубь, чтоб камень дорогой
   Покорно отдала борцу родная Гайя {*}.
  
   Люблю, что пожелал наш Рок, ведун слепой,
   Чтоб с болью ласковой, через тебя, тобой,
   Вошла в мою мечту - и в ней сияет - Майя.
  
   {* Гайя (Гая) - гора в Индии, центр паломничества буддистов.}
 
                     Максимилиан Волошин , 15 (02) февраля 1915, Париж:

                                           Бальмонт

                              Огромный лоб, клейменный шрамом,
                              Безбровый взгляд зеленых глаз, —
                              В часы тоски подобных ямам,
                              И хмельных локонов экстаз.
                              Смесь воли и капризов детских,
                              И мужеской фигуры стать —
                              Веласкес мог бы написать
                              На тусклом фоне гор Толедских.
                              Тебе к лицу шелка и меч,
                              И темный плащ оттенка сливы;
                              Узорно-вычурная речь
                              Таит круженья и отливы,
                              Как сварка стали на клинке,
                              Зажатом в замшевой руке.
                              А голос твой, стихом играя,
                              Сверкает плавно, напрягая
                              Упругий и звенящий звук...
                              Но в нем живет не рокот лиры,
                              А пенье стали, свист рапиры
                              И меткость неизбежных рук.
                              И о твоих испанских предках
                              Победоносно говорят
                              Отрывистость рипостов редких
                              И рифм стремительный парад.
  

© Copyright: Dr. AS, 2016

Регистрационный номер №0363592

от 20 ноября 2016

[Скрыть] Регистрационный номер 0363592 выдан для произведения:
 1. Первой женой Бальмонта была Лариса Михайловна Гарелина, брак был недолгим (1889-1890). Её дочь от второго брака — Анна Николаевна    Энгельгардт — была второй женой Николая Гумилёва.
 2. Валерий Брюсов «К.Д. Бальмонту» (1900)
     
     Нет, я люблю тебя не яростной любовью,
     Вскипающей, как ключ в безбрежности морской,
     Не буду мстить тебе стальным огнем и кровью,
     Не буду ждать тебя, в безмолвной тьме, - с тоской.
 
 3. Лирическое я Бальмонта, поскольку я сумел в  нем  разобраться,  кажется мне очень интересным.
                                                        И.Ф. Анненский «Бальмонт-лирик» (1904)
 
 4. На каком-то литературном приёме он сидел однажды рядом с Ахматовой и импровизировал стихи в своём обычном стиле. Потом Бальмонт    «заложил ножку за ножку и, когда танцевали, сказал: «Зачем мне, такому нежному, на это смотреть?»
 5. Поэт говорил Анне Ахматовой, что до знакомства с нею он знал только двух поэтесс — Сафо и Мирру Лохвицкую, с которой у него был бурный «роман в стихах». Значительно позже сын Мирры Лохвицкой Измаил покончил жизнь самоубийством. Он влюбился в Мирру Бальмонт (дочь поэта от Елены Цветковской), но его нежные чувства были отвергнуты.
Лохвицкая в 1896 году писала:
                   Это счастье – сладострастье.
                   Эта пара – мы с тобой.
Бальмонт «отвечал» в 1897-м:
                                          М. А. Лохвицкой 
                   Я знал, что однажды тебя увидав,
                   Я буду любить тебя вечно.
6. «Познакомился с Бальмонтом. Дьявольски интересен и талантлив этот неврастеник!..», — писал Максим Горький в одном из писем. Познакомились они осенью 1901 года в Ялте.
7. «От Бальмонта уцелело поразительно немного — какой-нибудь десяток стихотворений. Но то, что уцелело, воистину превосходно, и по фонетической яркости, и по глубокому чувству корня и звука выдерживает сравнение с лучшими образцами заумной поэзии». Это мнение Осипа Мандельштама.
8. На родине имя поэта, как сказано в «Литературной энциклопедии» 1930 года, перешедшего «в лагерь белогвардейской эмиграции», было с двадцатых годов предано забвению.
9. «Друг, если бы Вас не было, не было бы и самого светлого и ласкового чувства в моей жизни за последние 8-9 лет…», — писал Константин Дмитриевич 1 октября 1933 года И.С. Шмелёву, дружба с  которым длилась до самой смерти поэта.
10. Марина Цветаева: «На Бальмонте — в каждом его жесте, шаге, слове — клеймо — печать — звезда — поэта».
Ничего не можем даром
Взять — скорее гору сдвинем!
И ко всем гордыням старым —
Голод: новая гордыня.
 «В голодные дни Марина, если у ней было шесть картофелин, приносила три мне. Когда я тяжко захворал из-за невозможности достать крепкую обувь, она откуда-то раздобыла несколько щепоток настоящего чаю...» — с интонациями благодарности и дружбы в 1921 году написал Бальмонт.
11. Иван Алексеевич Бунин, беспощадный к символистам, уже в преклонном возрасте написал: «Удивительный он был вообще человек, — человек, за всю свою долгую жизнь не сказавший ни единого словечка в простоте, называвший в стихах даже тайные прелести своих возлюбленных на редкость скверно: „3ачарованный Грот”».
 
12. Сонет, написанный 10 марта 1914 года, Бальмонт посвятил Волошину:
  
   МАКСУ
  
   Ты нравишься мне весь, с своею львиной гривой
   И тайной яростью невыраженных слов,
   В теснине ты поток, и взрывный, и бурливый,
   Что точит камень скал, чтоб литься из основ.
  
   Ты к нам пришел сюда от чуждых берегов.
   Твой лик не совмещу с моей родною ивой,
   В Элладе ведал ты, за сонмами веков,
   Ристалище и лавр победою горделивый.
  
   Люблю тебя за то, что твердою киркой
   Ты разрываешь глубь, чтоб камень дорогой
   Покорно отдала борцу родная Гайя {*}.
  
   Люблю, что пожелал наш Рок, ведун слепой,
   Чтоб с болью ласковой, через тебя, тобой,
   Вошла в мою мечту - и в ней сияет - Майя.
  
   {* Гайя (Гая) - гора в Индии, центр паломничества буддистов.}
 
Максимилиан Волошин , 15 (02) февраля 1915, Париж:
Бальмонт

Огромный лоб, клейменный шрамом,
Безбровый взгляд зеленых глаз, —
В часы тоски подобных ямам,
И хмельных локонов экстаз.
Смесь воли и капризов детских,

И мужеской фигуры стать —

Веласкес мог бы написать

На тусклом фоне гор Толедских.

Тебе к лицу шелка и меч,

И темный плащ оттенка сливы;

Узорно-вычурная речь

Таит круженья и отливы,

Как сварка стали на клинке,

Зажатом в замшевой руке.

А голос твой, стихом играя,

Сверкает плавно, напрягая

Упругий и звенящий звук...

Но в нем живет не рокот лиры,

А пенье стали, свист рапиры

И меткость неизбежных рук.

И о твоих испанских предках

Победоносно говорят

Отрывистость рипостов редких

И рифм стремительный парад.
  
 
Рейтинг: +1 1001 просмотр
Комментарии (8)
Ирина Лейшгольд # 20 ноября 2016 в 16:37 +1
Интересно.
Спасибо
Dr. AS # 20 ноября 2016 в 16:51 +1
Читайте, Ира.
Путь ещё далёк.

Ирина Лейшгольд # 20 ноября 2016 в 18:06 +1
Я хочу быть любимой тобой
Не для знойного сладкого сна,
Но - чтоб связаны с вечной судьбой
Были наши навек имена.
Мирра Лохвицкая

Dr. AS # 20 ноября 2016 в 18:41 +2
Миррэлия — светлое царство,
Край ландышей и лебедей.
Где нет ни больных, ни лекарства,
Где люди не вроде людей.
...Миррэлия — вечная Пасха,
Где губы влекутся к губам.
Миррэлия — дивная сказка,
Рассказанная мною вам.

...Качает там лебедя слива,
Как символ восторгов любви...
Миррэлия! Как ты счастлива
В небывшем своем бытии!

И. Северянин

«Творимая легенда» Северянина — Миррэлия — страна, несбывшаяся мечта, идеал (поэт назвал утопический мир Миррэлией в честь поэтессы Мирры Лохвицкой)
Ирина Лейшгольд # 20 ноября 2016 в 18:31 +1
Век особенный, век серебряный
прозвенел именами звонкими.
Их стихи уж давно потеряны,
а сияли красою тонкою.
Dr. AS # 20 ноября 2016 в 19:03 +2
что говорить о предыдущих
коль не читают и живущих
Ивушка # 15 июня 2017 в 16:48 +1
познавательно и очень интересно...спасибо...
Dr. AS # 20 июня 2017 в 00:00 0
редко читаем, редко думаем о них...