ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → Карнавал масок

Карнавал масок

10 января 2015 - Анна Магасумова
article264278.jpg

Гиппиус Зинаида Николаевна  (один из псевдонимов – Антон Крайний) 8.11.1869 – 9.09. 1945
  Родилась в семье, которая вела начало от древнего немецкого рода. Увлекалась верховой ездой и литературой, писала стихи.
 «Зинаидой прекрасной» называл её Брюсов. Критик и публицист  Пётр Перцов  её наружность определил как  «боттичеллиевую». Так он описывал Зинаиду Гиппиус: «Высокая, стройная блондинка с длинными золотистыми глазами русалки, в очень шедшем ей голубом платье, она бросалась в глаза…» Но при этом  у неё был аналитический подход к жизни, ум насмешливый и язвительный, сердце, как игла.
[1]
Большое влияние на неё оказал её муж – Дмитрий Мережковский. Он способствовал первой публикации стихов Гиппиус, написанных под влиянием Надсона. Затем она приобрела свой собственный голос. Её стихи отличались внутренней борьбой, некоторым демонизмом и холодной сдержанностью. Как отмечал Аким Волынский, слышался «тревожный крик треснувшего стекла».
О, пусть будет то, чего не бывает,
        Никогда не бывает:
Мне бледное небо чудес обещает,
       Оно обещает.
Но плачу без слёз о неверном обете,
      О неверном обете…
Мне нужно то, чего нет на свете,
     Чего нет на свете.
   Строка «мне нужно то, чего нет на свете» мгновенно стала крылатой, в ней бился главный нерв всего Серебряного века, всех поисков и метаний.
Вместе с Мережковским и Розановым Гиппиус  организовала «Религиозно-философские собрания», редактировала журнал «Новый путь» и выступала как авторитетный литературный критик под псевдонимом Антон Крайний. Взгляды её менялись от «светового огня» до метафизических тупиков:
Не ведаю восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить.
Зинаида Гиппиус изображала себя то русалкой, то сильфидой, то ведьмой – целый карнавал масок.
  В квартире в Петербурге, у Мережковских регулярно собирался весь петербургско-московский цвет общества – Брюсов, Белый, Блок, Сологуб, Бердяев. Здесь вынашивались с горячим участием Гиппиус утопические проекты обновления жизни. Революцию Гиппиус не признала, с презрением относилась к власти большевиков, с презрением относилась к тем, кто переметнулся в лагерь новой власти. Она составила свой чёрный список деятелей культуры со знаком минус. Среди них  некогда её любимый Блок, Белый, Бенуа, Есенин, Мейерхольд, Чуковский и другие. Этот список она поместила в свой дневник, который вела со времён 1 мировой войны. Сначала это были «Петербургские дневники», затем «Чёрные тетради», в них Гиппиус рисовала картину сползания России в бездну безумия.
И скоро  в старый хлев ты будешь загнан палкой,
Народ, не уважающий святынь.
В конце декабря 1919 года Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский нелегально выезжают в Польшу, затем во Францию, в Париж.

В 1921 году увидел свет дневник Гиппиус «Чёрная книжка» и «Серый блокнот». Вышла книга стихов. В 1925 году – двухтомник мемуаров «Живые лица».  С 1927 года здесь Гиппиус удалось организовать регулярные собрания общества под названием «Зелёная лампа».
Со своим супругом – Дмитрием Мережковским Гиппиус прожила  52 года. Первым в декабре 1941 года умер Мережковский. Зинаида Николаевна пережила её на 4 года. Это было трудным временем для "бабушки русского декадентства", как она шутливо называла себя. Она ушла из жизни, не дожив двух месяцев до 76 лет.
Я покорных и несчастных не терплю…
Написала Гиппиус в 1907 году. А в молодые годы она писала:
 И только одно я знаю верно:
Надо всякую чашу пить – до дна…
 Ю. Безелянский пишет: « И точно: мужественно выпила чашу до дна. Чаша выпита. Чаша разбита. И о чём  тут разговор!»
[2]
Чаша выпита, чаша разбита –
И о чём тут ещё разговор!
Не терпела покорных, несчастных, 
И вела каждый раз шумный спор.
Август 2011
Карнавал масок З. Гиппиус
Мелькает пред глазами карнавал,
Где маску каждый раз она меняет:
То ведьмой весь бомонд её познал,
А кто русалкой бледной не узнает.
Сильфида вас ещё в свой чёрный список не внесла?
Поставлен минус —  против имени. 
Так чашу жизни выпила до дна,
Её разбила Зинаида Гиппиус.

11.01. 2011

Послесловие

Жизнь это не маскарад,

Где маски менять не нужно.

Один лишь суровый взгляд,

И снова разбита дружба.

Поставлен минус, где плюс

Совсем  ещё был недавно,

Но так надоел этот груз,

Который нести устала. 

10.01.2015

 [1] Ю.Безелянский, "99 имён Серебряного века", М.2009, стр. 132

[2] Ю.Безелянский, там же, стр. 137

© Copyright: Анна Магасумова, 2015

Регистрационный номер №0264278

от 10 января 2015

[Скрыть] Регистрационный номер 0264278 выдан для произведения:

Гиппиус Зинаида Николаевна  (один из псевдонимов – Антон Крайний) 8.11.1869 – 9.09. 1945
  Родилась в семье, которая вела начало от древнего немецкого рода. Увлекалась верховой ездой и литературой, писала стихи.
 «Зинаидой прекрасной» называл её Брюсов. Критик и публицист  Пётр Перцов  её наружность определил как  «боттичеллиевую». Так он описывал Зинаиду Гиппиус: «Высокая, стройная блондинка с длинными золотистыми глазами русалки, в очень шедшем ей голубом платье, она бросалась в глаза…» Но при этом  у неё был аналитический подход к жизни, ум насмешливый и язвительный, сердце, как игла.
[1]
Большое влияние на неё оказал её муж – Дмитрий Мережковский. Он способствовал первой публикации стихов Гиппиус, написанных под влиянием Надсона. Затем она приобрела свой собственный голос. Её стихи отличались внутренней борьбой, некоторым демонизмом и холодной сдержанностью. Как отмечал Аким Волынский, слышался «тревожный крик треснувшего стекла».
О, пусть будет то, чего не бывает,
        Никогда не бывает:
Мне бледное небо чудес обещает,
       Оно обещает.
Но плачу без слёз о неверном обете,
      О неверном обете…
Мне нужно то, чего нет на свете,
     Чего нет на свете.
   Строка «мне нужно то, чего нет на свете» мгновенно стала крылатой, в ней бился главный нерв всего Серебряного века, всех поисков и метаний.
Вместе с Мережковским и Розановым Гиппиус  организовала «Религиозно-философские собрания», редактировала журнал «Новый путь» и выступала как авторитетный литературный критик под псевдонимом Антон Крайний. Взгляды её менялись от «светового огня» до метафизических тупиков:
Не ведаю восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить.
Зинаида Гиппиус изображала себя то русалкой, то сильфидой, то ведьмой – целый карнавал масок.
  В квартире в Петербурге, у Мережковских регулярно собирался весь петербургско-московский цвет общества – Брюсов, Белый, Блок, Сологуб, Бердяев. Здесь вынашивались с горячим участием Гиппиус утопические проекты обновления жизни. Революцию Гиппиус не признала, с презрением относилась к власти большевиков, с презрением относилась к тем, кто переметнулся в лагерь новой власти. Она составила свой чёрный список деятелей культуры со знаком минус. Среди них  некогда её любимый Блок, Белый, Бенуа, Есенин, Мейерхольд, Чуковский и другие. Этот список она поместила в свой дневник, который вела со времён 1 мировой войны. Сначала это были «Петербургские дневники», затем «Чёрные тетради», в них Гиппиус рисовала картину сползания России в бездну безумия.
И скоро  в старый хлев ты будешь загнан палкой,
Народ, не уважающий святынь.
В конце декабря 1919 года Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский нелегально выезжают в Польшу, затем во Францию, в Париж.

В 1921 году увидел свет дневник Гиппиус «Чёрная книжка» и «Серый блокнот». Вышла книга стихов. В 1925 году – двухтомник мемуаров «Живые лица».  С 1927 года здесь Гиппиус удалось организовать регулярные собрания общества под названием «Зелёная лампа».
Со своим супругом – Дмитрием Мережковским Гиппиус прожила  52 года. Первым в декабре 1941 года умер Мережковский. Зинаида Николаевна пережила её на 4 года. Это было трудным временем для "бабушки русского декадентства", как она шутливо называла себя. Она ушла из жизни, не дожив двух месяцев до 76 лет.
Я покорных и несчастных не терплю…
Написала Гиппиус в 1907 году. А в молодые годы она писала:
 И только одно я знаю верно:
Надо всякую чашу пить – до дна…
 Ю. Безелянский пишет: « И точно: мужественно выпила чашу до дна. Чаша выпита. Чаша разбита. И о чём  тут разговор!»
[2]
Чаша выпита, чаша разбита –
И о чём тут ещё разговор!
Не терпела покорных, несчастных, 
И вела каждый раз шумный спор.
Август 2011
Карнавал масок З. Гиппиус
Мелькает пред глазами карнавал,
Где маску каждый раз она меняет:
То ведьмой весь бомонд её познал,
А кто русалкой бледной не узнает.
Сильфида вас ещё в свой чёрный список не внесла?
Поставлен минус —  против имени. 
Так чашу жизни выпила до дна,
Её разбила Зинаида Гиппиус.

2011

Послесловие

Жизнь это не маскарад,

Где маски менять не нужно.

Один лишь суровый взгляд,

И снова разбита дружба.

Поставлен минус, где плюс

Совсем  ещё был недавно,

Но так надоел этот груз,

Который нести устала. 

10.01 2015

 
Рейтинг: +5 601 просмотр
Комментарии (10)
Марина Попенова # 10 января 2015 в 18:30 0
Анечка, спасибо за эту работу! Очень под большим впечатлением!
Анна Магасумова # 10 января 2015 в 18:37 0
БлагоДарю, Марина! У меня большая подборка миниатюр о любимых поэтах Серебряного века.
Ивушка # 10 января 2015 в 19:44 0
Очень интересно читать.
Анна Магасумова # 10 января 2015 в 19:48 +1
БлагоДарю!
Николай Георгиевич Глушенков # 11 января 2015 в 08:19 0
Отличная познавательная работа.
Анна Магасумова # 11 января 2015 в 11:39 0
БлагоДарю!
Тая Кузмина # 11 января 2015 в 12:02 0
АНЕЧКА, СПАСИБО, ОЧЕНЬ ЗДОРОВО ПИШЕШЬ, ЧИТАТЬ ВСЕГДА ИНТЕРЕСНО!!!!!

Анна Магасумова # 11 января 2015 в 19:38 0
Спасибо, Тасенька! rose Спасибо!
Юлия Дидур # 29 марта 2015 в 13:22 0
Замечательное эссе! Браво! 040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6
Анна Магасумова # 30 марта 2015 в 22:11 0
БлагоДарю!