ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → Карнавал масок

Карнавал масок

10 января 2015 - Анна Магасумова
article264278.jpg

Гиппиус Зинаида Николаевна  (один из псевдонимов – Антон Крайний) 8.11.1869 – 9.09. 1945
  Родилась в семье, которая вела начало от древнего немецкого рода. Увлекалась верховой ездой и литературой, писала стихи.
 «Зинаидой прекрасной» называл её Брюсов. Критик и публицист  Пётр Перцов  её наружность определил как  «боттичеллиевую». Так он описывал Зинаиду Гиппиус: «Высокая, стройная блондинка с длинными золотистыми глазами русалки, в очень шедшем ей голубом платье, она бросалась в глаза…» Но при этом  у неё был аналитический подход к жизни, ум насмешливый и язвительный, сердце, как игла.
[1]
Большое влияние на неё оказал её муж – Дмитрий Мережковский. Он способствовал первой публикации стихов Гиппиус, написанных под влиянием Надсона. Затем она приобрела свой собственный голос. Её стихи отличались внутренней борьбой, некоторым демонизмом и холодной сдержанностью. Как отмечал Аким Волынский, слышался «тревожный крик треснувшего стекла».
О, пусть будет то, чего не бывает,
        Никогда не бывает:
Мне бледное небо чудес обещает,
       Оно обещает.
Но плачу без слёз о неверном обете,
      О неверном обете…
Мне нужно то, чего нет на свете,
     Чего нет на свете.
   Строка «мне нужно то, чего нет на свете» мгновенно стала крылатой, в ней бился главный нерв всего Серебряного века, всех поисков и метаний.
Вместе с Мережковским и Розановым Гиппиус  организовала «Религиозно-философские собрания», редактировала журнал «Новый путь» и выступала как авторитетный литературный критик под псевдонимом Антон Крайний. Взгляды её менялись от «светового огня» до метафизических тупиков:
Не ведаю восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить.
Зинаида Гиппиус изображала себя то русалкой, то сильфидой, то ведьмой – целый карнавал масок.
  В квартире в Петербурге, у Мережковских регулярно собирался весь петербургско-московский цвет общества – Брюсов, Белый, Блок, Сологуб, Бердяев. Здесь вынашивались с горячим участием Гиппиус утопические проекты обновления жизни. Революцию Гиппиус не признала, с презрением относилась к власти большевиков, с презрением относилась к тем, кто переметнулся в лагерь новой власти. Она составила свой чёрный список деятелей культуры со знаком минус. Среди них  некогда её любимый Блок, Белый, Бенуа, Есенин, Мейерхольд, Чуковский и другие. Этот список она поместила в свой дневник, который вела со времён 1 мировой войны. Сначала это были «Петербургские дневники», затем «Чёрные тетради», в них Гиппиус рисовала картину сползания России в бездну безумия.
И скоро  в старый хлев ты будешь загнан палкой,
Народ, не уважающий святынь.
В конце декабря 1919 года Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский нелегально выезжают в Польшу, затем во Францию, в Париж.

В 1921 году увидел свет дневник Гиппиус «Чёрная книжка» и «Серый блокнот». Вышла книга стихов. В 1925 году – двухтомник мемуаров «Живые лица».  С 1927 года здесь Гиппиус удалось организовать регулярные собрания общества под названием «Зелёная лампа».
Со своим супругом – Дмитрием Мережковским Гиппиус прожила  52 года. Первым в декабре 1941 года умер Мережковский. Зинаида Николаевна пережила её на 4 года. Это было трудным временем для "бабушки русского декадентства", как она шутливо называла себя. Она ушла из жизни, не дожив двух месяцев до 76 лет.
Я покорных и несчастных не терплю…
Написала Гиппиус в 1907 году. А в молодые годы она писала:
 И только одно я знаю верно:
Надо всякую чашу пить – до дна…
 Ю. Безелянский пишет: « И точно: мужественно выпила чашу до дна. Чаша выпита. Чаша разбита. И о чём  тут разговор!»
[2]
Чаша выпита, чаша разбита –
И о чём тут ещё разговор!
Не терпела покорных, несчастных, 
И вела каждый раз шумный спор.
Август 2011
Карнавал масок З. Гиппиус
Мелькает пред глазами карнавал,
Где маску каждый раз она меняет:
То ведьмой весь бомонд её познал,
А кто русалкой бледной не узнает.
Сильфида вас ещё в свой чёрный список не внесла?
Поставлен минус —  против имени. 
Так чашу жизни выпила до дна,
Её разбила Зинаида Гиппиус.

11.01. 2011

Послесловие

Жизнь это не маскарад,

Где маски менять не нужно.

Один лишь суровый взгляд,

И снова разбита дружба.

Поставлен минус, где плюс

Совсем  ещё был недавно,

Но так надоел этот груз,

Который нести устала. 

10.01.2015

 [1] Ю.Безелянский, "99 имён Серебряного века", М.2009, стр. 132

[2] Ю.Безелянский, там же, стр. 137

© Copyright: Анна Магасумова, 2015

Регистрационный номер №0264278

от 10 января 2015

[Скрыть] Регистрационный номер 0264278 выдан для произведения:

Гиппиус Зинаида Николаевна  (один из псевдонимов – Антон Крайний) 8.11.1869 – 9.09. 1945
  Родилась в семье, которая вела начало от древнего немецкого рода. Увлекалась верховой ездой и литературой, писала стихи.
 «Зинаидой прекрасной» называл её Брюсов. Критик и публицист  Пётр Перцов  её наружность определил как  «боттичеллиевую». Так он описывал Зинаиду Гиппиус: «Высокая, стройная блондинка с длинными золотистыми глазами русалки, в очень шедшем ей голубом платье, она бросалась в глаза…» Но при этом  у неё был аналитический подход к жизни, ум насмешливый и язвительный, сердце, как игла.
[1]
Большое влияние на неё оказал её муж – Дмитрий Мережковский. Он способствовал первой публикации стихов Гиппиус, написанных под влиянием Надсона. Затем она приобрела свой собственный голос. Её стихи отличались внутренней борьбой, некоторым демонизмом и холодной сдержанностью. Как отмечал Аким Волынский, слышался «тревожный крик треснувшего стекла».
О, пусть будет то, чего не бывает,
        Никогда не бывает:
Мне бледное небо чудес обещает,
       Оно обещает.
Но плачу без слёз о неверном обете,
      О неверном обете…
Мне нужно то, чего нет на свете,
     Чего нет на свете.
   Строка «мне нужно то, чего нет на свете» мгновенно стала крылатой, в ней бился главный нерв всего Серебряного века, всех поисков и метаний.
Вместе с Мережковским и Розановым Гиппиус  организовала «Религиозно-философские собрания», редактировала журнал «Новый путь» и выступала как авторитетный литературный критик под псевдонимом Антон Крайний. Взгляды её менялись от «светового огня» до метафизических тупиков:
Не ведаю восстать иль покориться,
Нет смелости ни умереть, ни жить.
Зинаида Гиппиус изображала себя то русалкой, то сильфидой, то ведьмой – целый карнавал масок.
  В квартире в Петербурге, у Мережковских регулярно собирался весь петербургско-московский цвет общества – Брюсов, Белый, Блок, Сологуб, Бердяев. Здесь вынашивались с горячим участием Гиппиус утопические проекты обновления жизни. Революцию Гиппиус не признала, с презрением относилась к власти большевиков, с презрением относилась к тем, кто переметнулся в лагерь новой власти. Она составила свой чёрный список деятелей культуры со знаком минус. Среди них  некогда её любимый Блок, Белый, Бенуа, Есенин, Мейерхольд, Чуковский и другие. Этот список она поместила в свой дневник, который вела со времён 1 мировой войны. Сначала это были «Петербургские дневники», затем «Чёрные тетради», в них Гиппиус рисовала картину сползания России в бездну безумия.
И скоро  в старый хлев ты будешь загнан палкой,
Народ, не уважающий святынь.
В конце декабря 1919 года Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский нелегально выезжают в Польшу, затем во Францию, в Париж.

В 1921 году увидел свет дневник Гиппиус «Чёрная книжка» и «Серый блокнот». Вышла книга стихов. В 1925 году – двухтомник мемуаров «Живые лица».  С 1927 года здесь Гиппиус удалось организовать регулярные собрания общества под названием «Зелёная лампа».
Со своим супругом – Дмитрием Мережковским Гиппиус прожила  52 года. Первым в декабре 1941 года умер Мережковский. Зинаида Николаевна пережила её на 4 года. Это было трудным временем для "бабушки русского декадентства", как она шутливо называла себя. Она ушла из жизни, не дожив двух месяцев до 76 лет.
Я покорных и несчастных не терплю…
Написала Гиппиус в 1907 году. А в молодые годы она писала:
 И только одно я знаю верно:
Надо всякую чашу пить – до дна…
 Ю. Безелянский пишет: « И точно: мужественно выпила чашу до дна. Чаша выпита. Чаша разбита. И о чём  тут разговор!»
[2]
Чаша выпита, чаша разбита –
И о чём тут ещё разговор!
Не терпела покорных, несчастных, 
И вела каждый раз шумный спор.
Август 2011
Карнавал масок З. Гиппиус
Мелькает пред глазами карнавал,
Где маску каждый раз она меняет:
То ведьмой весь бомонд её познал,
А кто русалкой бледной не узнает.
Сильфида вас ещё в свой чёрный список не внесла?
Поставлен минус —  против имени. 
Так чашу жизни выпила до дна,
Её разбила Зинаида Гиппиус.

2011

Послесловие

Жизнь это не маскарад,

Где маски менять не нужно.

Один лишь суровый взгляд,

И снова разбита дружба.

Поставлен минус, где плюс

Совсем  ещё был недавно,

Но так надоел этот груз,

Который нести устала. 

10.01 2015

Рейтинг: +5 321 просмотр
Комментарии (10)
Марина Попенова # 10 января 2015 в 18:30 0
Анечка, спасибо за эту работу! Очень под большим впечатлением!
Анна Магасумова # 10 января 2015 в 18:37 0
БлагоДарю, Марина! У меня большая подборка миниатюр о любимых поэтах Серебряного века.
Ивушка # 10 января 2015 в 19:44 0
Очень интересно читать.
Анна Магасумова # 10 января 2015 в 19:48 +1
БлагоДарю!
Николай Георгиевич Глушенков # 11 января 2015 в 08:19 0
Отличная познавательная работа.
Анна Магасумова # 11 января 2015 в 11:39 0
БлагоДарю!
Тая Кузмина # 11 января 2015 в 12:02 0
АНЕЧКА, СПАСИБО, ОЧЕНЬ ЗДОРОВО ПИШЕШЬ, ЧИТАТЬ ВСЕГДА ИНТЕРЕСНО!!!!!

Анна Магасумова # 11 января 2015 в 19:38 0
Спасибо, Тасенька! rose Спасибо!
Юлия Дидур # 29 марта 2015 в 13:22 0
Замечательное эссе! Браво! 040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6
Анна Магасумова # 30 марта 2015 в 22:11 0
БлагоДарю!
Проза, которую Вы не читали

 

Популярная проза за месяц
164
139
133
129
111
106
Ловец жемчуга 28 августа 2017 (Тая Кузмина)
104
102
99
Только Ты! 17 сентября 2017 (Анна Гирик)
91
89
86
78
78
78
77
76
76
76
74
73
73
ПРИНЦ 29 августа 2017 (Елена Бурханова)
71
71
Песочный замок 6 сентября 2017 (Аида Бекеш)
70
69
68
67
67
65