ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → КАК РУШИЛСЯ "ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС" - рассказ

КАК РУШИЛСЯ "ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС" - рассказ

12 сентября 2013 - юрий елистратов
article158180.jpg

КАК РУШИЛСЯ «ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС» - рассказ

 

Я уже писал в «ПАТЕНТ И СУЕТА ВОКРУГ» (ссылка

http://parnasse.ru/prose/small/thumbnails/patent-i-sueta-vokrug-raskaz.html), что несколько лет в Минвнешторге, возглавлял работу по купле продаже лицензий на отечественные и иностранные НОВЫЕ разработки.

 

Этот путь, в своё время прошла Японская промышленность. Накупив лицензий на западные передовые разработки, Японская промышленность, используя дисциплину и работоспособность своих рабочих, сумела сделать ГИГАНТСКИЙ скачок и вывести своё производство на мировой уровень.

 

Партийное руководство нашей страны долго сопротивлялось – разрешить такую работу или нет. Но отставание отечественной промышленности стало угрожающим.

 

И в Госплане СССР  появилась статья – «Приобретение лицензий за границей»! Для этого было создано внешнеторговое объединение ЛИЦЕНЗИНТОРГ.  

 

Вот и получилось так, что финансирование импорта лицензий, проходило через мой «стол».

 

После приобретении лицензии на новую технологию, на нас лежала обязанность следить за её освоением. Работа эта была кропотливой и трудной. Дело двигалось медленно.

 

Причины этого поясню на примере.

Купили у шведской фирмы лицензию на производство лопаток авиационных турбин. Я сопровождал директора и главного технолога на фирму, чтобы осмотреть шведское производство.

 

Ходили, смотрели, «мотали на ус» тонкости производства. Остановились покурить  И тут технолог говорит директору:

- Не смогу я это в точности на нашем заводе повторить!

- Почему: - возмутился директор.

 

- А вот почему. Видели, как каждый раз шведский рабочий, щёточкой протирает пресс-форму?

- Ну и что! Заставим тётю Машу делать так же.

- А вот и нет! Не будет она так аккуратно смахивать пылинки. Да ещё и подуть для надёжности. Видели как швед сдувал пылинки?

 

- Видели! Ну, и что! – кипятился директор.

- Смахивать щёткой будет! А сдувать НЕ БУДЕТ, как пить дать! – злился технолог.

- Скажем – и будет дуть!

- В лучшем случае через раз! – обречённо говорил технолог – Не поставлю же я рядом контролёра – ДУНУЛА МАША ИЛИ НЕТ?

 

Вот я и подумал – не будет Маша сдувать. И будет на лопатках турбины скрытый брак . А мы будем удивляться – и от чего самолёты на землю падают?  Не дунула тётя Маша на пресс-форму и  появилась мельчайшая раковина. А потом раз и лопатка лопнула. Турбина заглохла, а самолёт о землю шлёпнулся.

 

Конечно можно и сжатым воздухом – но швед сдувал пылинки и смотрел – всё ли сдул! В таких тонкостях и есть «СЕКРЕТ ПРОИЗВОДСТВА»!

 

Безалаберность на наших заводах была несусветной. Люди старого поколения помнят, как сыпались плохо завинченные гайки на новеньких автомобилях.

 

Боролись с этим безобразным отношением к работе , но…. Лично Министр автомобильной промышленности лазил под машины в яму на конвейере Горьковского автозавода с гаечным ключом.  Вылезал оттуда пунцовый от ярости и крыл всех и вся матом – гайки у него отвинчивались от руки!.

 

Боролись Партия и  Правительство с недисциплинированностью, но ничего не менялось.

Пока справлялись с качеством  и безобразным отношением к делу у рабочих на производстве, выяснилась другая напасть.

 

 

При освоении лицензий, на заводах отсутствовали необходимые «КНОПКИ, РЕМЕШКИ, ГАЙКИ», производства таких комплектующих в стране не было.

 

Что делать?

Например. Купили лицензию на производство БАНОЧНОГО КВАСА, Начали осваивать производство, а банки, как надо, НЕ ГНУТСЯ, Оказывается в стране жесть такой гибкости – НЕ ПРОИЗВОДИЛАСЬ.

Почесали в затылках и утащили оборудование на свалку.

 

В химической промышленности и того безобразнее. Закупали огромные колонны для химреакторов.  Вся страна становилась на дыбы, пока эти колонны везли по нашим дорога. Ломали  тоннели, мосты, чтобы негабаритный груз прошёл. Журналисты все это описывали, как героизм транспортировки НЕГАБАРИТНЫХ грузов и кричали УРА!

 

Привозили, сгружали, утирали пот со лба и…СТОЛБЕНЕЛИ!

 

Пока везли «эту заразу», технология ИЗМЕНИЛАСЬ!  Что же делать? А ничего, ребята, теперь давайте это железо, отвезём на свалку.

 

Все эти знания о подобных безобразиях, скапливались в Минвнешторге.

 

Мы провели  «штурм мозгов» и атаку на исправление этого положения.

И на свет появилось предложение – покупать не только документацию, но и специальное оборудование, мерительный инструмент, оснастку и инструмент.

 

Госплан СССР исправил статью – вместе с лицензией стало покупаться и необходимое для начал производства уникальное оборудование.

Дело на заводах начало сдвигаться в лучшую сторону, но… не совсем так как хотелось.

 

Начало массового производства упиралось в отсутствие этих самых проклятых «КНОПОК, РЕМЕШКОВ, ГАЕК». Не покупать же ещё и это?

 

Мы все сошлись во мнении, что необходимо менять ПРИНЦИПИАЛЬНО процесс освоения в стране новой техники.

 

Как? Да просто! Надо с партнёром «подружиться» и делать лицензионную продукцию вместе  При этом должны быть взаимные поставки – ты умеешь делать это, а мы это. Поставляем друг другу и каждый спокойно производит в отдельности целиком и продаёт.

 

Вроде бы просто. Капиталисты с радостью готовы были на это

Ан нет! Необходимо было партийное решение – РАЗРЕШАТЬ ИЛИ НЕТ ДРУЖИТЬ С КАПИТАЛИСТАМИ?!

 

Вот и закачался ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС!. А тут ещё подоспел давний план Америки – задушить нашу экономику. Всё ими задумывалось просто – цены на нефть УПАЛИ! По команде из Америки, в один момент арабские шейхи сыграли  цены НА ПОНИЖЕНИЕ! В результате в кошельке СССР образовалась огромная брешь.

 

И престарелое руководство Страны, было вынуждено начать процесс  ПРИПОДНЯТИЯ ЗАНАВЕСА,

 

Это наш «мозговой центр»  врасплох не застало.

 

У нас уже был разработан стратегический план создания СОВМЕСТНЫХ С ИНОФИРМАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ.

 

Для начала подписывался, разработанный нами «Протокол о намерениях», что приводило в ужас Внешторговских юристов – не было в истории советской торговли такого документа  

 

 

 В рамках этого протокола решались все предварительные вопросы. После чего подписывался коммерческий договор.

 

Это сейчас все давно привыкли к этим терминам и документам.

 

А когда это всё разрабатывалось и согласовывалось, приводило советских госчиновников в шоковое состояние.

 

Следующим этапом было подготовка соответствующего Закона.

Мы приготовили такой проект Закона на двух листочках. Ан нет!

Листочки пошли гулять по ведомствам на «согласование»

 

Госчиновник что? – он всегда ищет для себя место, чтобы благополучно «подсесть» на поезд и ехать с «комфортом», желательно ни за что не отвечая.

 

В результате этих чиновничьих игр, наши два листочка «разбухли» в толстую папку. На каждом этапе, надо было получать согласование и визы в бесчисленном количестве министерств и ведомств.

 

С этим «чиновничьим сопротивлением»  не справились даже в наше время. Не зря Президент всё время призывает  упростить формализацию создания фирм и производств в стране.

 

 Подозреваю, что «воз и ныне там»! МЕШАТЬ  - у чиновников записано в ГЕНОФОНДЕ!

 

Каждая чиновничья сявка боится остаться в «стороне» от процесса, а значит без  работы и зарплаты.

В нашем случае, удалось отсеять многих «желающих подсесть» и Закон стал работать.

 

До сих пор в памяти истерики чиновников Госплана, когда им надо было впервые создать план ЭКСПОРТА И ИМПОРТА взаимных поставок по кооперации совместных предприятий, «сбалансированных по стоимости».

 

До сих пор Государственный план СССР никак не стыковался – кто-то зарабатывал, а этими «грошами» пользовались совсем другие организации.  Раздрай экономики был полный!

 

И дело сдвинулось!

У меня есть повесть ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ в которой описано, как нам удалось организовать революцию  в области строительства. Впервые в стране у строителей появилась самая передовая техника укладки бетона.

 

В Ленинграде началось производство обуви  совместно с фирмой САЛАМАНДРА. Специально для  молодёжи – началось совместное производство кроссовок с фирмой АДИДАС, В магазинах люди радовались – наконец-то! Очереди, перед магазинами, по первоначалу, организовывали с конной милицией.  Ведь тогда у молодёжи была формула – ТОТ, КТО НОСИТ АДИДАС, ТОМУ ЛЮБАЯ ДЕВУШКА,,,,,!». 

 

Первые совместные с фирмами предприятия, показывали невиданную в СССР скорость внедрения в производство новой продукции.

 

Не привыкшие к этому производственники, только хлопали глазами от удивления.

К таким темпам освоения, тогдашняя советская промышленность не была готова.

 

К этой нашей новой форме торговли с Западом не были готовы и инофирмы. Прямо скажем РАСТЕРЯЛИСЬ!

 

Чтобы рассеять это психологическое состояние ,была создана Правительственная группа экспертов, в состав которой был включён и я.  Этой группой мы читали лекции в Европе и Японии – как хорошо с нами торговать, через совместные предприятия..

 

Так как мне удалось осуществить самый первый проект совместного предприятия, я и рассказывал о нём, отвечал на вопросы. Изобрёл графическою схему взаимоотношений партнёров. Поэтому меня всегда выставляли вперёд – Давай объясни им!

 

Всё это вызывало огромный интерес, а у нас удовлетворение – УДАЛОСЬ ПРИПОДНЯТЬ ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС.

 

Создано

Юрий Елистратов

Москва

11 сентября 2013г.

© Copyright: юрий елистратов, 2013

Регистрационный номер №0158180

от 12 сентября 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0158180 выдан для произведения:

КАК РУШИЛСЯ «ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС» - рассказ

 

Я уже писал в «ПАТЕНТ И СУЕТА ВОКРУГ» (ссылка

http://parnasse.ru/prose/small/thumbnails/patent-i-sueta-vokrug-raskaz.html), что несколько лет в Минвнешторге, возглавлял работу по купле продаже лицензий на отечественные и иностранные НОВЫЕ разработки.

 

Этот путь, в своё время прошла Японская промышленность. Накупив лицензий на западные передовые разработки, Японская промышленность, используя дисциплину и работоспособность своих рабочих, сумела сделать ГИГАНТСКИЙ скачок и вывести своё производство на мировой уровень.

 

Партийное руководство нашей страны долго сопротивлялось – разрешить такую работу или нет. Но отставание отечественной промышленности стало угрожающим.

 

И в Госплане СССР  появилась статья – «Приобретение лицензий за границей»! Для этого было создано внешнеторговое объединение ЛИЦЕНЗИНТОРГ.  

 

Вот и получилось так, что финансирование импорта лицензий, проходило через мой «стол».

 

После приобретении лицензии на новую технологию, на нас лежала обязанность следить за её освоением. Работа эта была кропотливой и трудной. Дело двигалось медленно.

 

Причины этого поясню на примере.

Купили у шведской фирмы лицензию на производство лопаток авиационных турбин. Я сопровождал директора и главного технолога на фирму, чтобы осмотреть шведское производство.

 

Ходили, смотрели, «мотали на ус» тонкости производства. Остановились покурить  И тут технолог говорит директору:

- Не смогу я это в точности на нашем заводе повторить!

- Почему: - возмутился директор.

 

- А вот почему. Видели, как каждый раз шведский рабочий, щёточкой протирает пресс-форму?

- Ну и что! Заставим тётю Машу делать так же.

- А вот и нет! Не будет она так аккуратно смахивать пылинки. Да ещё и подуть для надёжности. Видели как швед сдувал пылинки?

 

- Видели! Ну, и что! – кипятился директор.

- Смахивать щёткой будет! А сдувать НЕ БУДЕТ, как пить дать! – злился технолог.

- Скажем – и будет дуть!

- В лучшем случае через раз! – обречённо говорил технолог – Не поставлю же я рядом контролёра – ДУНУЛА МАША ИЛИ НЕТ?

 

Вот я и подумал – не будет Маша сдувать. И будет на лопатках турбины скрытый брак . А мы будем удивляться – и от чего самолёты на землю падают?  Не дунула тётя Маша на пресс-форму и  появилась мельчайшая раковина. А потом раз и лопатка лопнула. Турбина заглохла, а самолёт о землю шлёпнулся.

 

Конечно можно и сжатым воздухом – но швед сдувал пылинки и смотрел – всё ли сдул! В таких тонкостях и есть «СЕКРЕТ ПРОИЗВОДСТВА»!

 

Безалаберность на наших заводах была несусветной. Люди старого поколения помнят, как сыпались плохо завинченные гайки на новеньких автомобилях.

 

Боролись с этим безобразным отношением к работе , но…. Лично Министр автомобильной промышленности лазил под машины в яму на конвейере Горьковского автозавода с гаечным ключом.  Вылезал оттуда пунцовый от ярости и крыл всех и вся матом – гайки у него отвинчивались от руки!.

 

Боролись Партия и  Правительство с недисциплинированностью, но ничего не менялось.

Пока справлялись с качеством  и безобразным отношением к делу у рабочих на производстве, выяснилась другая напасть.

 

 

При освоении лицензий, на заводах отсутствовали необходимые «КНОПКИ, РЕМЕШКИ, ГАЙКИ», производства таких комплектующих в стране не было.

 

Что делать?

Например. Купили лицензию на производство БАНОЧНОГО КВАСА, Начали осваивать производство, а банки, как надо, НЕ ГНУТСЯ, Оказывается в стране жесть такой гибкости – НЕ ПРОИЗВОДИЛАСЬ.

Почесали в затылках и утащили оборудование на свалку.

 

В химической промышленности и того безобразнее. Закупали огромные колонны для химреакторов.  Вся страна становилась на дыбы, пока эти колонны везли по нашим дорога. Ломали  тоннели, мосты, чтобы негабаритный груз прошёл. Журналисты все это описывали, как героизм транспортировки НЕГАБАРИТНЫХ грузов и кричали УРА!

 

Привозили, сгружали, утирали пот со лба и…СТОЛБЕНЕЛИ!

 

Пока везли «эту заразу», технология ИЗМЕНИЛАСЬ!  Что же делать? А ничего, ребята, теперь давайте это железо, отвезём на свалку.

 

Все эти знания о подобных безобразиях, скапливались в Минвнешторге.

 

Мы провели  «штурм мозгов» и атаку на исправление этого положения.

И на свет появилось предложение – покупать не только документацию, но и специальное оборудование, мерительный инструмент, оснастку и инструмент.

 

Госплан СССР исправил статью – вместе с лицензией стало покупаться и необходимое для начал производства уникальное оборудование.

Дело на заводах начало сдвигаться в лучшую сторону, но… не совсем так как хотелось.

 

Начало массового производства упиралось в отсутствие этих самых проклятых «КНОПОК, РЕМЕШКОВ, ГАЕК». Не покупать же ещё и это?

 

Мы все сошлись во мнении, что необходимо менять ПРИНЦИПИАЛЬНО процесс освоения в стране новой техники.

 

Как? Да просто! Надо с партнёром «подружиться» и делать лицензионную продукцию вместе  При этом должны быть взаимные поставки – ты умеешь делать это, а мы это. Поставляем друг другу и каждый спокойно производит в отдельности целиком и продаёт.

 

Вроде бы просто. Капиталисты с радостью готовы были на это

Ан нет! Необходимо было партийное решение – РАЗРЕШАТЬ ИЛИ НЕТ ДРУЖИТЬ С КАПИТАЛИСТАМИ?!

 

Вот и закачался ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС!. А тут ещё подоспел давний план Америки – задушить нашу экономику. Всё ими задумывалось просто – цены на нефть УПАЛИ! По команде из Америки, в один момент арабские шейхи сыграли  цены НА ПОНИЖЕНИЕ! В результате в кошельке СССР образовалась огромная брешь.

 

И престарелое руководство Страны, было вынуждено начать процесс  ПРИПОДНЯТИЯ ЗАНАВЕСА,

 

Это наш «мозговой центр»  врасплох не застало.

 

У нас уже был разработан стратегический план создания СОВМЕСТНЫХ С ИНОФИРМАМИ ПРЕДПРИЯТИЙ.

 

Для начала подписывался, разработанный нами «Протокол о намерениях», что приводило в ужас Внешторговских юристов – не было в истории советской торговли такого документа  

 

 

 В рамках этого протокола решались все предварительные вопросы. После чего подписывался коммерческий договор.

 

Это сейчас все давно привыкли к этим терминам и документам.

 

А когда это всё разрабатывалось и согласовывалось, приводило советских госчиновников в шоковое состояние.

 

Следующим этапом было подготовка соответствующего Закона.

Мы приготовили такой проект Закона на двух листочках. Ан нет!

Листочки пошли гулять по ведомствам на «согласование»

 

Госчиновник что? – он всегда ищет для себя место, чтобы благополучно «подсесть» на поезд и ехать с «комфортом», желательно ни за что не отвечая.

 

В результате этих чиновничьих игр, наши два листочка «разбухли» в толстую папку. На каждом этапе, надо было получать согласование и визы в бесчисленном количестве министерств и ведомств.

 

С этим «чиновничьим сопротивлением»  не справились даже в наше время. Не зря Президент всё время призывает  упростить формализацию создания фирм и производств в стране.

 

 Подозреваю, что «воз и ныне там»! МЕШАТЬ  - у чиновников записано в ГЕНОФОНДЕ!

 

Каждая чиновничья сявка боится остаться в «стороне» от процесса, а значит без  работы и зарплаты.

В нашем случае, удалось отсеять многих «желающих подсесть» и Закон стал работать.

 

До сих пор в памяти истерики чиновников Госплана, когда им надо было впервые создать план ЭКСПОРТА И ИМПОРТА взаимных поставок по кооперации совместных предприятий, «сбалансированных по стоимости».

 

До сих пор Государственный план СССР никак не стыковался – кто-то зарабатывал, а этими «грошами» пользовались совсем другие организации.  Раздрай экономики был полный!

 

И дело сдвинулось!

У меня есть повесть ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ (ссылка на эту работу

http://www.proza.ru/2011/07/24/576), в которой описано, как нам удалось организовать революцию  в области строительства. Впервые в стране у строителей появилась самая передовая техника укладки бетона.

 

В Ленинграде началось производство обуви  совместно с фирмой САЛАМАНДРА. Специально для  молодёжи – началось совместное производство кроссовок с фирмой АДИДАС, В магазинах люди радовались – наконец-то! Очереди, перед магазинами, по первоначалу, организовывали с конной милицией.  Ведь тогда у молодёжи была формула – ТОТ, КТО НОСИТ АДИДАС, ТОМУ ЛЮБАЯ ДЕВУШКА,,,,,!». 

 

Первые совместные с фирмами предприятия, показывали невиданную в СССР скорость внедрения в производство новой продукции.

 

Не привыкшие к этому производственники, только хлопали глазами от удивления.

К таким темпам освоения, тогдашняя советская промышленность не была готова.

 

К этой нашей новой форме торговли с Западом не были готовы и инофирмы. Прямо скажем РАСТЕРЯЛИСЬ!

 

Чтобы рассеять это психологическое состояние ,была создана Правительственная группа экспертов, в состав которой был включён и я.  Этой группой мы читали лекции в Европе и Японии – как хорошо с нами торговать, через совместные предприятия..

 

Так как мне удалось осуществить самый первый проект совместного предприятия, я и рассказывал о нём, отвечал на вопросы. Изобрёл графическою схему взаимоотношений партнёров. Поэтому меня всегда выставляли вперёд – Давай объясни им!

 

Всё это вызывало огромный интерес, а у нас удовлетворение – УДАЛОСЬ ПРИПОДНЯТЬ ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС.

 

Создано

Юрий Елистратов

Москва

11 сентября 2013г.

 
Рейтинг: +1 683 просмотра
Комментарии (2)
Галина Карташова # 15 сентября 2013 в 11:16 0
Вот такие мы балбесы и разгильдяи! Наверное, мы такими созданы от природы. Вот представлялось, новый строй, новые отношения, продавцы не будут так нагло обсчитывать и обвешивать. И обсчитывают и обманывают. Как было, так и есть. И так во всём. А самолёты падают и поезда сходят с рельсов. Увы...

voenpulem
юрий елистратов # 15 сентября 2013 в 12:02 0
Да не балбесы мы!
Действует размер страны.
На Западе говорят
СЕЙ СЕКУНД!
А мы говорим
СЕЙЧАС!
И так во всём!
Галочка - всё будет
хорошо!
Надо вытерпеть!
И запомни - ТОРГОВЛЯ ВСЯКАЯ
ВСЕГДА БЫЛА ПОСТРОЕНА
НА ОБМАНЕ ПОКУПАТЕЛЯ!
preview