ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → "ДЖАЗ - ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА"? - рассказ

"ДЖАЗ - ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА"? - рассказ

article137298.jpg

              «ДЖАЗ – ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА»?- моя музыкальная страничка

 

Эта «формула» была изобретена в недрах отдела культуры цк кпсс.

 

В результате население нашей страны было отстранено от этой замечательной музыки. Слабые попытки молодых музыкантов вынести её на музыкальные сцены – подавлялись.

 

Об этом хорошо рассказано в фильме «МЫ ИЗ ДЖАЗА».

 

Я очевидец этих событий и расскажу о своих впечатлениях.

Сразу после окончания войны 1941-45гг. измученному и уставшему от этих невзгод населению страны, показали американские фильмы «СЕРЕНАДА СОЛНЕЧНОЙ ДОЛИНЫ» и «ДЖОРДЖ ИЗ ДИНКИ ДЖАЗА»,

 

Я, тогда школьник начальных классов в городе Баку, вместе с мамой попали на первый показ фильма СЕРЕНАДА СОЛНЕЧНОЙ ДОЛИНЫ. Начало фильма сопровождалась титрами – «Этот фильм – взят в качестве трофеев», как я теперь понимаю, чтобы не иметь  проблем с выплатой гонораров Голливуду.

 

Замечательная, но необычная для нашего уха музыка, заворожила.

Уже потом мы запомнили имя композитора и музыканта Глена Миллера, а слова песни МНЕ СЕНТЯБРЬ КАЖЕТСЯ МАЕМ, мгновенно выплеснулась в народ. Эту песню распевали в компаниях на все лады. Мы школьники то же.

 

В стране уже тогда был известный «эстрадный», как его «стыдливо» называли, джаз-оркестр Леонида Утёсова. Вскоре он прогремел в фильме ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА.

 

Слово ДЖАЗ в стране преследовалось.

Но….всё что запрещается, немедленно вызывает повышенный интерес.

 

Так и произошло в моём окружении. Образовалась группа пацанов, которые «скучковались» вокруг Алика, уже тогда умевшего играть мелодии джаза на пианино. Или «фоно», как мы его тогда называли – выпендриваясь перед слушателями.

 

Его игру сопровождало отстукивание ритма, как ударника,  на сидении стула. Я дуя в кулачок, успешно изображая звуки саксофона и трубы. У нас получалось так здорово, что нас однажды попросили «выступить» на танцевальном вечере в Бакинской женской школе 134

.

Выступление имело успех у девочек и нам торжественно присвоили звание «ЛАБУХИ».

 

 

Это выступление было похоже на выступление в Одесском дворе музыкантов с банджо и барабаном в песне «А ТЫ ОТДАЙ МНЕ ЧЕМОДАНЧИК», в фильме МЫ ИЗ ДЖАЗА.

 

Звание «лабухи», вплоть до окончания школы, мы гордо проносили в окружении восторженных девиц.

 

Западные джазовые мелодии мы восторженно прослушивали по радиоприёмникам. В качестве «трофея» у меня в доме появился немецкий радиоприёмник ТЕЛЕФУНКЕН. В нём были короткие волны, чего не было у советских радиоприёмников в те годы – были только средние и длинные.

 

Поэтому «лабухи» собирались у меня дома.  Мы сквозь треск радиопомех восторженно слушали мелодии ДЖАЗА. Потом Алик подбирал их на «фоно», а мы обеспечивали  стуло-кулаковое музыкальное  сопровождение.

 

Получалось у нас, как говорили слушатели – «клёво»!

 

Любви к джазу в юношеские годы, не смогли помешать даже курсы бальных танцев  в Бакинском Доме пионеров. Этому, правда, способствовала моя партнёрша.  Чудо как красивая девочка. С длинной белой косой до пояса. С голубыми как небо глазами. С красивым лицом. С нежным, обволакивающим взглядом. С чудесном именем Инга!

 

Так! Стоп! Остановлюсь!

 

Внедрением на танцплощадки бальных танцев, коммунистический надзор стремился отвлечь молодёжь от «тлетворного влияния запада» - танцев твист, линда, ча-ча-ча.

Мы с моей партнёршей участвовали в показательных таких танцах в центре Баку.

 

Не знаю как зрители, а я таял и млел с моей милой Ингой, выделывая трудные па танцев ПА-ДЕ-КАТР, ПА-ДЕ–ПАТЕНЕР, ПОЛОНЕЗА и МАЗУРКИ,

Бальные танцы внедрить в практику молодёжных танцев, коммунистам не удалось.

 

На танц-площадках, после обязательного исполнения мелодии бального танца, оркестры дружно «выдували» ЧАТАНУГУ-ЧА-ЧА, ЛИНД-ОТЕЛЬ, НОЧНОЙ ПАТРОЛ и другие вещи Глена Миллера, Рей Конифа, Гершвина и других джаз-композиторов.

 

 

 

 Стали появляться и советские композиторы джаза. В оркестровки ворвались мелодии  Цфасмана и других композиторов,

 

Огромное влияние на вкусы слушателей производил оркестр Леонида Утёсова, который вскорости сменил оркестр Олега ЛУНДСТРЕМА,

 

Именно этот оркестр сопровождал вечер выпуска молодых лейтенантов Каспийского Высшего Военно-морского училища, в числе которых был и я. Это был большой подарок тогдашнего военно-морского начальства – нам выпускникам!

 

Этот оркестр запомнился мне ещё и тем, что  рядом со мной была красивая девушка Надя. С ней я познакомился на школьном выпускном вечере, и теперь, она опять была со мной, но на выпускном вечере молодых лейтенантов.

Правда, оба таких совпадения, не повлекли за собой продолжения!

 

И вдруг!

 

Телеканал КУЛЬТУРА преподнесла слушателям, замечательную серию вечеров БОЛЬШОГО ДЖАЗА,

 

Для сопровождения этих вечеров в форме конкурса джаз-менов-исполнителей, пригласили джаз-оркестр из Нового Орлеана. Этот оркестр сопровождал выступления конкурсантов, замечательными музыкальными аранжировками.

 

Прелесть этого вечера была в том, что  исполнялись музыкальные произведения российских композиторов.

 

ДЖАЗ – это особая форма музыкального произведения, после классической симфонической музыки. Есть даже попытки создать симфо-джаз – получается неплохо.

 

В отличие от привычного исполнения, в джазе отдельным инструментам даётся возможность пофантазировать сольной игрой.

 

Это не привычно и требует некоторой музыкальной подготовки. Если в детстве ребёнок с такой музыкой не знаком – он остаётся равнодушным к джазу.

 

Хочется поблагодарить канал КУЛЬТУРА, который после прекрасных вечеров балета, представил нам ВЕЧЕРА ДЖАЗА!

 

 

БОЛЬШОЕ СПАСИБО!

 

 

Создано

Юрий Елистратов

Москва

19 мая 2013 г.

 

   

© Copyright: юрий елистратов, 2013

Регистрационный номер №0137298

от 19 мая 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0137298 выдан для произведения:

              «ДЖАЗ – ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА»?- моя музыкальная страничка

 

Эта «формула» была изобретена в недрах отдела культуры цк кпсс.

 

В результате население нашей страны было отстранено от этой замечательной музыки. Слабые попытки молодых музыкантов вынести её на музыкальные сцены – подавлялись.

 

Об этом хорошо рассказано в фильме «МЫ ИЗ ДЖАЗА».

 

Я очевидец этих событий и расскажу о своих впечатлениях.

Сразу после окончания войны 1941-45гг. измученному и уставшему от этих невзгод населению страны, показали американские фильмы «СЕРЕНАДА СОЛНЕЧНОЙ ДОЛИНЫ» и «ДЖОРДЖ ИЗ ДИНКИ ДЖАЗА»,

 

Я, тогда школьник начальных классов в городе Баку, вместе с мамой попали на первый показ фильма СЕРЕНАДА СОЛНЕЧНОЙ ДОЛИНЫ. Начало фильма сопровождалась титрами – «Этот фильм – взят в качестве трофеев», как я теперь понимаю, чтобы не иметь  проблем с выплатой гонораров Голливуду.

 

Замечательная, но необычная для нашего уха музыка, заворожила.

Уже потом мы запомнили имя композитора и музыканта Глена Миллера, а слова песни МНЕ СЕНТЯБРЬ КАЖЕТСЯ МАЕМ, мгновенно выплеснулась в народ. Эту песню распевали в компаниях на все лады. Мы школьники то же.

 

В стране уже тогда был известный «эстрадный», как его «стыдливо» называли, джаз-оркестр Леонида Утёсова. Вскоре он прогремел в фильме ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА.

 

Слово ДЖАЗ в стране преследовалось.

Но….всё что запрещается, немедленно вызывает повышенный интерес.

 

Так и произошло в моём окружении. Образовалась группа пацанов, которые «скучковались» вокруг Алика, уже тогда умевшего играть мелодии джаза на пианино. Или «фоно», как мы его тогда называли – выпендриваясь перед слушателями.

 

Его игру сопровождало отстукивание ритма, как ударника,  на сидении стула. Я дуя в кулачок, успешно изображая звуки саксофона и трубы. У нас получалось так здорово, что нас однажды попросили «выступить» на танцевальном вечере в Бакинской женской школе 134

.

Выступление имело успех у девочек и нам торжественно присвоили звание «ЛАБУХИ».

 

 

Это выступление было похоже на выступление в Одесском дворе музыкантов с банджо и барабаном в песне «А ТЫ ОТДАЙ МНЕ ЧЕМОДАНЧИК», в фильме МЫ ИЗ ДЖАЗА.

 

Звание «лабухи», вплоть до окончания школы, мы гордо проносили в окружении восторженных девиц.

 

Западные джазовые мелодии мы восторженно прослушивали по радиоприёмникам. В качестве «трофея» у меня в доме появился немецкий радиоприёмник ТЕЛЕФУНКЕН. В нём были короткие волны, чего не было у советских радиоприёмников в те годы – были только средние и длинные.

 

Поэтому «лабухи» собирались у меня дома.  Мы сквозь треск радиопомех восторженно слушали мелодии ДЖАЗА. Потом Алик подбирал их на «фоно», а мы обеспечивали  стуло-кулаковое музыкальное  сопровождение.

 

Получалось у нас, как говорили слушатели – «клёво»!

 

Любви к джазу в юношеские годы, не смогли помешать даже курсы бальных танцев  в Бакинском Доме пионеров. Этому, правда, способствовала моя партнёрша.  Чудо как красивая девочка. С длинной белой косой до пояса. С голубыми как небо глазами. С красивым лицом. С нежным, обволакивающим взглядом. С чудесном именем Инга!

 

Так! Стоп! Остановлюсь!

 

Внедрением на танцплощадки бальных танцев, коммунистический надзор стремился отвлечь молодёжь от «тлетворного влияния запада» - танцев твист, линда, ча-ча-ча.

Мы с моей партнёршей участвовали в показательных таких танцах в центре Баку.

 

Не знаю как зрители, а я таял и млел с моей милой Ингой, выделывая трудные па танцев ПА-ДЕ-КАТР, ПА-ДЕ–ПАТЕНЕР, ПОЛОНЕЗА и МАЗУРКИ,

Бальные танцы внедрить в практику молодёжных танцев, коммунистам не удалось.

 

На танц-площадках, после обязательного исполнения мелодии бального танца, оркестры дружно «выдували» ЧАТАНУГУ-ЧА-ЧА, ЛИНД-ОТЕЛЬ, НОЧНОЙ ПАТРОЛ и другие вещи Глена Миллера, Рей Конифа, Гершвина и других джаз-композиторов.

 

 

 

 Стали появляться и советские композиторы джаза. В оркестровки ворвались мелодии  Цфасмана и других композиторов,

 

Огромное влияние на вкусы слушателей производил оркестр Леонида Утёсова, который вскорости сменил оркестр Олега ЛУНДСТРЕМА,

 

Именно этот оркестр сопровождал вечер выпуска молодых лейтенантов Каспийского Высшего Военно-морского училища, в числе которых был и я. Это был большой подарок тогдашнего военно-морского начальства – нам выпускникам!

 

Этот оркестр запомнился мне ещё и тем, что  рядом со мной была красивая девушка Надя. С ней я познакомился на школьном выпускном вечере, и теперь, она опять была со мной, но на выпускном вечере молодых лейтенантов.

Правда, оба таких совпадения, не повлекли за собой продолжения!

 

И вдруг!

 

Телеканал КУЛЬТУРА преподнесла слушателям, замечательную серию вечеров БОЛЬШОГО ДЖАЗА,

 

Для сопровождения этих вечеров в форме конкурса джаз-менов-исполнителей, пригласили джаз-оркестр из Нового Орлеана. Этот оркестр сопровождал выступления конкурсантов, замечательными музыкальными аранжировками.

 

Прелесть этого вечера была в том, что  исполнялись музыкальные произведения российских композиторов.

 

ДЖАЗ – это особая форма музыкального произведения, после классической симфонической музыки. Есть даже попытки создать симфо-джаз – получается неплохо.

 

В отличие от привычного исполнения, в джазе отдельным инструментам даётся возможность пофантазировать сольной игрой.

 

Это не привычно и требует некоторой музыкальной подготовки. Если в детстве ребёнок с такой музыкой не знаком – он остаётся равнодушным к джазу.

 

Хочется поблагодарить канал КУЛЬТУРА, который после прекрасных вечеров балета, представил нам ВЕЧЕРА ДЖАЗА!

 

 

БОЛЬШОЕ СПАСИБО!

 

 

Создано

Юрий Елистратов

Москва

19 мая 2013 г.

 

   

 
Рейтинг: +1 505 просмотров
Комментарии (2)
Елена Нацаренус # 14 июня 2013 в 15:49 0
С П А С И Б О !!! Великолепная работа! Обожаю ждазовую музыку, рада, что она, всё же, пробила себе дорогу в жизнь!
юрий елистратов # 14 июня 2013 в 17:26 0
Со званием ЛАБУХ присвоенное ещё в школе,
прошёл "трудную" жизнь, но ДЖАЗУ не
изменил!
Ещё два вечера ДЖАЗА жду с нетерпением!
Как джазмен - целую ручки джазвуман! c0137 music_band