ГлавнаяПрозаМалые формыМиниатюры → 4. ВОСПОМИНАНИЯ БАКИНСКОГО ПАЦАНА - школьники

4. ВОСПОМИНАНИЯ БАКИНСКОГО ПАЦАНА - школьники

26 августа 2013 - юрий елистратов
article154780.jpg

4.     ШКОЛЬНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО

 

Мои сверстники были распределены по двум классам.

Между классами существовало некое скрытое соперничество. Более того, в дружбе эти два коллектива, никогда не смешивались – дружба оставалась внутри коллективов.

 

«Другой» класс, вобрал в себя несколько сынков высокопоставленных родителей из армии и правительства. Это наложило на парней некую «воображалистось».  Поэтому они смотрели на нас как-то свысока. Так эти два коллектива и «варились» внутри себя, вплоть до окончания школы.

 

Единственно, где мы «смешивались» - это были спортивные кружки. Я нашёл в них себя, занимаясь спортивным фехтованием и игрой в баскетбол.

 

«Страшный Юрфельд» на деле оказался замечательным человеком. Он с отцовской строгостью держал пацанов в строгой дисциплине, а с другой – с бесконечным терпением прививал нам любовь к спорту.

 

Его неуёмная энергия – расчертила школьный двор, улицу рядом со школой, скверик чуть выше школы - спортивными дорожками. Получались мини-стадионы. По этим дорожкам, мы бегали, прыгали, делали зарядку.

 

Прохожие с удивлением смотрели на эти экзерсисы, но не возражали.

Секрет был прост – классом старше, в школе учился сын первого секретаря ЦК ВКПБ Багирова. Выпуск этого класса «ознаменовался» 25 медалистами. Из них Золотую медаль получил сын Джэм и ещё 8 учеников, а остальное «довольствовались»  серебром.

 

Почти все выпускники этого года поступили в Москве в лётную Академию им. Жуковского. Папа Джэма и другие отцы, знали, что самое «хлебное место» для сынков будет в Армии.

 

Через год после этого события, папу Багирова судили и приговорили к расстрелу. Рядом с ним на скамье подсудимых были и другие отцы «золото-серебрянного» выпуска школы №6..

………………………………………………………………………

Кроме общения во время учебного времени, существовали и дружеские отношения в свободное время.

 

Эти отношения вбирали в себя массу разнообразных событий.

Например. Благодаря этой дружбе у меня в руках оказались два шарико-подширника. Приспособив их особым образом, я получил средство передвижения.

 

 На нём можно было «гонять» по ровной поверхности, отталкиваясь одной ногой. Шум, правда, от раздолбанных подшипников стоял страшный.

…………………………………………………………………………

Или! Получил от приятеля напильник с ромбовидными краями. Напильник надо было закалить. Что я и сделал на керогазе – раскалил до красна и с шипением опустил в воду. Всё  - закалил!

 

Ага! Был отруган приятелем – всё сделал не так. С этими словами он вручил мне клинок. Если к нему приделать ручку – получается «финка» - холодное оружие.

 

Надо сделать отступление. Сразу после войны 1941-45гг. в честь Победы, на свободу были выпущены тысячи уголовников.  В Баку сразу же увеличилось количество драк и убийств. 

 

Хорошим тоном у нас пацанов стала говорить «по фене» - на языке уголовников.

В центре Баку главенствовали две бандитские группы. Пацаны жившие в Старой крепости – назывались «крепостные» и отличались особой жестокостью.

 

Друга группа – пацаны жившие в районе выше Нагорного парка – назывались «нагорные». С ними , мы ученики школы №6 дрались. Сам участвовал. Разгонял нас – всё тот же Юрфельд.

 

С учётом такой  обстановки, каждый из нас стремился заиметь, то что сейчас называют «крыша». Без этого жить было не безопасно. Стали вооружаться.

 

Этим и объясняется появление у меня самодельного ножа. Но, узнав об этом, один уголовник сказал мне – «Если достанешь нож – бей! Не можешь – не носи!Я тебе советую - выбрось! Без ножа просто морду набьют. С ножом - можешь жизни лишиться!"..

Я этому свету последовал!

 

«Крышу» мне обеспечил мой сосед Алик. Оказалось, что его родственник уголовный авторитет. Это было очень полезно. Об этом окружение быстро прознало!

 

Поэтому, ко мне никто не приставал – Знаешь, кто у него есть? Вот! Лучше отвяжись!

То есть у меня на лбу, появилась «защитная отметка» - работала очень хорошо. Поэтому я за свою жизнь дрался только один раз – в присутствии «крыши». Но и этого одного раза хватило, чтобы подтвердить – «С ним лучше не связываться!».

 

Защищать меня в тот раз пришла целая «шайка» пацанов, очень известных в Баку и «авторитетных». Фактически это была моя «дуэль» с моим одноклассником, по кличке Аврора. В кругу собравшихся, мне удалось пару раз съездить Авроре по морде, после чего он заплакал. На этом дуэль закончилась, а вокруг моей фигуры пошли круги рассказов - За него пришли «качать права» урки!

 

Огромный наплыв бывших заключенных, немедленно сказался на бытовой жизни бакинцев. Люди стали жить осторожнее, побаиваясь воров, разбойников. Это, как ни странно стало сказываться даже в лексиконе – всё чаще стали говорить «по фене».

 

Пацаны с удовольствием «играли» в блатных.

Но, очень быстро, уголовников опять пересажали и Баку вздохнул с облегчением! УФ!

………………………………………………………………………

Наркотик «анаша»  был привычным зельем в Баку.

Курили в основном  старики. Мы молодёжь, про этот наркотик знали. Знали как надо «задолдырить» табак с крошками анаши в папиросу. Но сами этим не увлекались.

 

 

Более того. Сам видел, как уголовник схватил за шкирку пацана, курившего папиросу с анашой. Обыскал его и отнял ещё порцию наркотика. Затем дал ему затрещину со словами – Я погибаю от этой заразы, а тебе не дам!

Следили за малышнёй строго!

 

Кажется особой борьбы с этим зельем власти не проводили. Все знали, где, за сколько, у кого можно купить анашу. Продавцы особенно и не скрывались.

 

Власти смотрели на эту торговлю «сквозь пальцы» - считали, видимо это -  народной традицией. Гоняй, не гоняй, всё равно будут курить анашу. Центром торговли был скверик в начале Торговой улицы.

 

Ни я, ни моё окружение анашой не баловались.  

……………………………………………………………………..

В кинотеатрах, наряду с изрядно надоевшими фильмами ВОЛГА-ВОЛГА, КУБАНСКИЕ КАЗАКИ  И АРШИН МАЛАЛАН, стали показывать трофейные американские фильмы.

 

Самым захватывающим был фильм «ТАРЗАН». Приключения героя в джунглях, настолько «перевернули» наши головы, что мы ходили на этот фильм даже во время уроков.

 

Обычна собиралась группа дружбанов, решивших променять учёбу на очередную серию  Тарзана. В ней выделялся Лисицын. Мальчишка страшно увлечённый шахматами. Но одновременно, у него был талант играть в «орёл-решку».

 

Это игра состояла в простом  угадывании на какую сторону упадёт подброшенная монета. Лисицын, чаще всего угадывал правильно!

 

Вот эту удивительную способность Лисицын использовал в интересах «группы товарищей», у которых не хватает денег на билеты в кино.

 

На бульваре, даже в утренние часы, всегда можно было найти желающих сыграть в «монетку». Собрав с нас «первоначальный» капитал,   Лисицын шёл и всегда возвращался с выигрышем.

 

Этих денег хватало не только на билеты в кино, но и на мороженное.

…………………………………………………………………….

Другая область жизни и взаимоотношений мальчишек лежала в области спорта.

 

Занимаясь фехтованием, мы не ограничивались только тренировкой в секциях. Каждый из нас имел дома рапиру. Пренебрегая опасностью, мы без масок фехтовали и дома.

 

Мне удалось втянуть в этот спорт соседа Рафика. И мы с ним до седьмого пота фехтовали в галереях возле наших квартир.

Другой моя приятель Маис Шахгельдиев, темпераментно фехтовал со мной дома и мы так готовились к выступлению на соревнованиях. Любовь к фехтовании на рапирах, к сожалению у Маиса, переросла в  любовь к кулачным дракам.

 

Странно, но он оставался цел и невредим в бесчисленных похождениях. 

……………………………………………………………………

Один из наших парней прекрасно «лабал» на фоно! Этот сленг музыкантов, включая «чувак» и «чувиха» мы с удовольствием применяли в общении.

 

Наряду с увлечением спортом, мы заразились «джазухой», с которой яростно боролась «партия и правительство».Очень близко к ней подходил оркестр Утёсова.

 

 

  Но когда мы увидели американский фильм «Серенада солнечной долины» с оркестром Глена Миллера  - мы загорелись настоящей «джазухой».

 

Этот кинофильм подвиг нас на создание собственного джаз-банда. Роли при этом, распределялись так.

 

«Лабух» играл на «фоно». Второй парень стучал на сидении стула, изображая ударник. А вот я….Я научился, складывая ладони определённым образом, изображать звуки саксофона или трубы.

 

Сначала мы репетировали дома. Потом стали «наглеть». И однажды даже выступили на вечере танцев в женской школе: КРИЧАЛИ ДЕВОЧКИ - УРА! И В ВОЗДУХ ЧЕПЧИКИ БРОСАЛИ!

 

Успех был оглушительным! Мы ходили «героями» девичьих воздыханий, надувая тощие груди.

 

Наш коллектив удостоился звания «ЛАБУХИ». Это была действительно народная оценка наших талантов!

Поэтому в душе, я с удовольствием тихо, про себя, называюсь ДЖАЗМЕНОМ!

 

 

 

Создано Юрий Елистратов

Москва

26 августа 2013 г.

 


 

 

© Copyright: юрий елистратов, 2013

Регистрационный номер №0154780

от 26 августа 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0154780 выдан для произведения:

2.     ШКОЛЬНОЕ ТОВАРИЩЕСТВО

 

Мои сверстники были распределены по двум классам.

Между классами существовало некое скрытое соперничество. Более того, в дружбе эти два коллектива, никогда не смешивались – дружба оставалась внутри коллективов.

 

«Другой» класс, вобрал в себя несколько сынков высокопоставленных родителей из армии и правительства. Это наложило на парней некую «воображалистось».  Поэтому они смотрели на нас как-то свысока. Так эти два коллектива и «варились» внутри себя, вплоть до окончания школы.

 

Единственно, где мы «смешивались» - это были спортивные кружки. Я нашёл в них себя, занимаясь спортивным фехтованием и игрой в баскетбол.

 

«Страшный Юрфельд» на деле оказался замечательным человеком. Он с отцовской строгостью держал пацанов в строгой дисциплине, а с другой – с бесконечным терпением прививал нам любовь к спорту.

 

Его неуёмная энергия – расчертила школьный двор, улицу рядом со школой, скверик чуть выше школы - спортивными дорожками. Получались мини-стадионы. По этим дорожкам, мы бегали, прыгали, делали зарядку.

 

Прохожие с удивлением смотрели на эти экзерсисы, но не возражали.

Секрет был прост – классом старше, в школе учился сын первого секретаря ЦК ВКПБ Багирова. Выпуск этого класса «ознаменовался» 25 медалистами. Из них Золотую медаль получил сын Джэм и ещё 8 учеников, а остальное «довольствовались»  серебром.

 

Почти все выпускники этого года поступили в Москве в лётную Академию им. Жуковского. Папа Джэма и другие отцы, знали, что самое «хлебное место» для сынков будет в Армии.

 

Через год после этого события, папу Багирова судили и приговорили к расстрелу. Рядом с ним на скамье подсудимых были и другие отцы «золото-серебрянного» выпуска школы №6..

………………………………………………………………………

Кроме общения во время учебного времени, существовали и дружеские отношения в свободное время.

 

Эти отношения вбирали в себя массу разнообразных событий.

Например. Благодаря этой дружбе у меня в руках оказались два шарико-подширника. Приспособив их особым образом, я получил средство передвижения.

 

 На нём можно было «гонять» по ровной поверхности, отталкиваясь одной ногой. Шум, правда, от раздолбанных подшипников стоял страшный.

…………………………………………………………………………

Или! Получил от приятеля напильник с ромбовидными краями. Напильник надо было закалить. Что я и сделал на керогазе – раскалил до красна и с шипением опустил в воду. Всё  - закалил!

 

Ага! Был отруган приятелем – всё сделал не так. С этими словами он вручил мне клинок. Если к нему приделать ручку – получается «финка» - холодное оружие.

 

Надо сделать отступление. Сразу после войны 1941-45гг. в честь Победы, на свободу были выпущены тысячи уголовников.  В Баку сразу же увеличилось количество драк и убийств. 

 

Хорошим тоном у нас пацанов стала говорить «по фене» - на языке уголовников.

В центре Баку главенствовали две бандитские группы. Пацаны жившие в Старой крепости – назывались «крепостные» и отличались особой жестокостью.

 

Друга группа – пацаны жившие в районе выше Нагорного парка – назывались «нагорные». С ними , мы ученики школы №6 дрались. Сам участвовал. Разгонял нас – всё тот же Юрфельд.

 

С учётом такой  обстановки, каждый из нас стремился заиметь, то что сейчас называют «крыша». Без этого жить было не безопасно. Стали вооружаться.

 

Этим и объясняется появление у меня самодельного ножа. Но, узнав об этом, один уголовник сказал мне – «Если достанешь нож – бей! Не можешь – не носи!  Я тебе советую его выбросить. Без ножа – просто морду набьют. А с ножом, можешь и  жизни лишиться!».

Я этому свету последовал!

 

«Крышу» мне обеспечил мой сосед Алик. Оказалось, что его родственник уголовный авторитет. Это было очень полезно. Об этом окружение быстро прознало!

 

Поэтому, ко мне никто не приставал – Знаешь, кто у него есть? Вот! Лучше отвяжись!

То есть у меня на лбу, появилась «защитная отметка» - работала очень хорошо. Поэтому я за свою жизнь дрался только один раз – в присутствии «крыши». Но и этого одного раза хватило, чтобы подтвердить – «С ним лучше не связываться!».

 

Защищать меня в тот раз пришла целая «шайка» пацанов, очень известных в Баку и «авторитетных». Фактически это была моя «дуэль» с моим одноклассником, по кличке Аврора. В кругу собравшихся, мне удалось пару раз съездить Авроре по морде, после чего он заплакал. На этом дуэль закончилась, а вокруг моей фигуры пошли круги рассказов - За него пришли «качать права» урки!

 

Огромный наплыв бывших заключенных, немедленно сказался на бытовой жизни бакинцев. Люди стали жить осторожнее, побаиваясь воров, разбойников. Это, как ни странно стало сказываться даже в лексиконе – всё чаще стали говорить «по фене».

 

Пацаны с удовольствием «играли» в блатных.

Но, очень быстро, уголовников опять пересажали и Баку вздохнул с облегчением! УФ!

………………………………………………………………………

Наркотик «анаша»  был привычным зельем в Баку.

Курили в основном  старики. Мы молодёжь, про этот наркотик знали. Знали как надо «задолдырить» табак с крошками анаши в папиросу. Но сами этим не увлекались.

 

 

Более того. Сам видел, как уголовник схватил за шкирку пацана, курившего папиросу с анашой. Обыскал его и отнял ещё порцию наркотика. Затем дал ему затрещину со словами – Я погибаю от этой заразы, а тебе не дам!

Следили за малышнёй строго!

 

Кажется особой борьбы с этим зельем власти не проводили. Все знали, где, за сколько, у кого можно купить анашу. Продавцы особенно и не скрывались.

 

Власти смотрели на эту торговлю «сквозь пальцы» - считали, видимо это -  народной традицией. Гоняй, не гоняй, всё равно будут курить анашу. Центром торговли был скверик в начале Торговой улицы.

 

Ни я, ни моё окружение анашой не баловались.  

……………………………………………………………………..

В кинотеатрах, наряду с изрядно надоевшими фильмами ВОЛГА-ВОЛГА, КУБАНСКИЕ КАЗАКИ  И АРШИН МАЛАЛАН, стали показывать трофейные американские фильмы.

 

Самым захватывающим был фильм «ТАРЗАН». Приключения героя в джунглях, настолько «перевернули» наши головы, что мы ходили на этот фильм даже во время уроков.

 

Обычна собиралась группа дружбанов, решивших променять учёбу на очередную серию  Тарзана. В ней выделялся Лисицын. Мальчишка страшно увлечённый шахматами. Но одновременно, у него был талант играть в «орёл-решку».

 

Это игра состояла в простом  угадывании на какую сторону упадёт подброшенная монета. Лисицын, чаще всего угадывал правильно!

 

Вот эту удивительную способность Лисицын использовал в интересах «группы товарищей», у которых не хватает денег на билеты в кино.

 

На бульваре, даже в утренние часы, всегда можно было найти желающих сыграть в «монетку». Собрав с нас «первоначальный» капитал,   Лисицын шёл и всегда возвращался с выигрышем.

 

Этих денег хватало не только на билеты в кино, но и на мороженное.

…………………………………………………………………….

Другая область жизни и взаимоотношений мальчишек лежала в области спорта.

 

Занимаясь фехтованием, мы не ограничивались только тренировкой в секциях. Каждый из нас имел дома рапиру. Пренебрегая опасностью, мы без масок фехтовали и дома.

 

Мне удалось втянуть в этот спорт соседа Рафика. И мы с ним до седьмого пота фехтовали в галереях возле наших квартир.

Другой моя приятель Маис Шахгельдиев, темпераментно фехтовал со мной дома и мы так готовились к выступлению на соревнованиях. Любовь к фехтовании на рапирах, к сожалению у Маиса, переросла в  любовь к кулачным дракам.

 

Странно, но он оставался цел и невредим в бесчисленных похождениях. 

……………………………………………………………………

Один из наших парней прекрасно «лабал» на фоно! Этот сленг музыкантов, включая «чувак» и «чувиха» мы с удовольствием применяли в общении.

 

Наряду с увлечением спортом, мы заразились «джазухой», с которой яростно боролась «партия и правительство».Очень близко к ней подходил оркестр Утёсова.

 

 

  Но когда мы увидели американский фильм «Серенада солнечной долины» с оркестром Глена Миллера  - мы загорелись настоящей «джазухой».

 

Этот кинофильм подвиг нас на создание собственного джаз-банда. Роли при этом, распределялись так.

 

«Лабух» играл на «фоно». Второй парень стучал на сидении стула, изображая ударник. А вот я….Я научился, складывая ладони определённым образом, изображать звуки саксофона или трубы.

 

Сначала мы репетировали дома. Потом стали «наглеть». И однажды даже выступили на вечере танцев в женской школе: КРИЧАЛИ ДЕВОЧКИ  - УРА! И В ВОЗДУХ ЧЕПЧИКИ БРОСАЛИ!

 

Успех был оглушительным! Мы ходили «героями» девичьих воздыханий, надувая тощие груди.

 

Наш коллектив удостоился звания «ЛАБУХИ». Это была действительно народная оценка наших талантов!

Поэтому в душе, я с удовольствием тихо, про себя, называюсь ДЖАЗМЕНОМ!

 

Создано Юрий Елистратов

Москва

26 августа 2013 г.

 


 

 

 
Рейтинг: +1 719 просмотров
Комментарии (2)
Виктор Винниченко # 7 сентября 2013 в 23:19 0
Уважаемый Юрий! Спасибо за интересные воспоминания.Успехов Вам в творчестве
юрий елистратов # 8 сентября 2013 в 10:06 0
Спасибо!
Буду стараться! preview