ГлавнаяВся прозаМалые формыРассказы → Вспоминая Высоцкого

 

Вспоминая Высоцкого

28 января 2013 - Владимир Юрков

Вспоминая Высоцкого

На днях в твиттере прочитал следующее: «Serge Pushkarev @Su0m  хм, не пойму, что все так любят Высоцкого, песни не песни, а речетатив под 1-3 гитарных аккорда».

И подумал, ведь еще Козьма Прутков – великий русский писатель 19 века, настаивал (причем неоднократно настаивал): зри в корень! А мы – как птицы небесные (по меткому определению Иисуса Христа) летаем в заоблачных высотах и совсем не думает о бренном, о земном. Мы начисто позабыли в разглагольствованиях о высотах искусства, утилитарное назначение песен, стихов, речи человеческой в конце концов. Чему они служат.

А ответ простой – поэзия, равно как и речь – просто-напросто  передача информации. И все. Все так просто-примитивно.

Ну проза, слава богу, хоть изощряется в краснобайстве, но, по прежнему, выполняет исходную функцию. Чтобы мы не читали - роман ли, детектив ли, газету ли – мы читаем это, чтобы узнать что-нибудь новое про кого-то или что-то.

С поэзией туже – этот вид передачи информации оказался заковыристым. Начав свою историю с ритмической прозы – как я думаю для облегчения запоминания (ведь в античные времена меньше писали и больше запонминали) и, важнее всего, чтения. Трансформируясь из греческого гекзаметра, который практически не отличим (с моей точки зрения) от прозы, он, с легкой руки Пушкина (в нашей стране), превратился в жонглирование словами и смыслом. Дойдя в начале 20 века до полной потери своей основной функции – передачи информации.

В противоположность прозе, где не скупятся на слова, задачей поэзии стало вложить как можно больше информации в минимум слов, заставляя читателя додумывать упущенное. Я бы назвал это –«сжатием с потерей» - знакомые с форматом JPG заметят некое сходство. Для «восстановления» информации поэзия использует ассоциации, вызывая их ритмом, иносказанием, порою – рисунком стиха и прочими художественными приемами. Ну, а в песне для этого добавлялась еще и музыка.

Слог Высоцкого, необыкновенное емок. Это удивительные строки, в которых при малости слов кроется очень много смысла. И сложная музыка, как возбудитель ассоциаций здесь уже почти не нужна. А простая музыка облегчает нам, слушателям, запоминание стихов. Могу поклясться, что в детстве, часами учил стихотворение какого-нибудь «певца природы», типа, Кольцова, но за ОДИН РАЗ  запоминал целую магнитофонную ленту песен Высоцкого. Не помню сколько их там записывали, но думаю с десяток песен –точно.

И еще одно – песня со сложным вокализом или музыкальным сопровождением не пригодна для повторения. Ее можно слушать, запоминать, но повторить – нельзя. Способностей и возможностей не хватит. Зато хрипатые безголосные песни Высоцкого на три аккорда (как точно заметил Серж Пушкарев) способен повторить каждый пацан. Поэтому мне кажется, что именно примитивность музыкальных и вокальных характеристик его песен стала одной из причин популярности. Эти песни входили в любой дом, даже в такой, где никогда не то, что петь не пытались, а даже и песен-то не слушали.

Но чем потрясал меня всю жизнь Высоцкий – так это размахом своей тематики. Об этом много раз говорилось, но я все-таки скажу свое мнение.

Вот Пушкин – чиста лирик. Он не сумел сочинить хвалебного гимна удивительному событию, ознаменовавшему новый этап истории человечества, свидетелем которого он был – железной дороге. Наверное потом, что не понимал, что произошло или был настолько далек от этого. Лирик!

Высоцкий освещал все – и политику, и искусство, и жизнь простолюдинов, и события изх новостной ленты, и технику, и даже фантастику, и, тем более, военные подвиги. Не был он чужд и классической любовной лирики.

Я оцениваю значимость поэта не по тому, как витиевато он «загибает» слова в стихотворениях, а насколько часто мы, в своей грешной жизни, по случаю и без повода, вспоминаем его строки.

Для меня самые вспоминаемые поэты – Высоцкий, Дольский, Визбор и Кирсанов. Творчество остальных я совсем не помню, кроме фетовского «я пришел к тебе с приветом…», которое стало настолько хрестоматийным, что его вспоминать-то стыдно.

Возьмем Пушкина – какие строки приходят на ум: «я помню чудное мгновенье»? «Ужель та самая Татьяна» – когда дело доходит до Татьян, «уж полночь близится, А Германа все нет» – если кто-то опаздывает. «Я к вам пишу, чего же боле» – почти о любом письме. «Вздыхать и думать про себя – когда же черт возьмет тебя» – ухаживая за больным и богатым родственником, и во всех случаях, когда желаешь кому-нибудь смерти.

Кто-нибудь сможет продолжить этот список, но все равно – мало! А главное – все это крутится в «ушедшем мире», мире прошлого, который отстает от нас на целых двести лет, в котором нет ни самолетов, ни телефонов, ни автомобилей.

А Высоцкий, умерший более тридцати лет, остается поэтом нашего времени.

Строки Высоцкого сопровождают меня всю жизнь и повсюду. Я не буду перечислять их – это тема отдельного разговора, а вернее фотографического альбома «Высоцкий вокруг меня». Кстати - интересная идея – может у кого-нибудь хватит терпения и времени осуществить ее.  Сделать альбом фотографий с подписями из песен Высоцкого.

Ведь, действительно – стоит только глянуть на себя в зеркало и сразу «Я вышел ростом и лицом, спасибо матери с отцом». Понеслась!  Посмотришь на девушку – «я на нее вовсю глядел, как смотрят дети». Надоела работа, особенно бестолковая: «Пусть этот МАЗ огнем горит!» Увидел крепкого: «здоровый черт, ему бы в МВД» Стоит увидеть по ТВ бокс: «ведь бокс не драка это спорт» и так – до бесконечности…

 Еще пара строк засевших в памяти с юности. «Нынче вырвалась, словно из плена, весна» – потрясающая фраза, которую я повторяю практически каждую весну, глядя на ее стремительное наступление. Сколько поэтов пытались это передать, но удалось это только Высоцкому.

А гениальная аллегорическая свзязка любви и автомобильного движения – «светло-серый мерседес позабыл нажать на тормоз»,     «покатились колеса, мосты и сердца… или что у них есть еще там…» – дыхание перехватывает от такой необычной и в то же время простой житейской метафоры.

А когда я вспоминаю ту, у которой террариумы со змеями то мою голову пронзает: «Видно, люди не могут без яда, ну а значит – не могут без змей».

И конечно мороз пробивает по коже от широты души Высоцкого, сказавшего «я поля влюбленным постелю». Вот это размах!

 

© Copyright: Владимир Юрков, 2013

Регистрационный номер №0112902

от 28 января 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0112902 выдан для произведения:

Вспоминая Высоцкого

На днях в твиттере прочитал следующее: «Serge Pushkarev @Su0m  хм, не пойму, что все так любят Высоцкого, песни не песни, а речетатив под 1-3 гитарных аккорда».

И подумал, ведь еще Козьма Прутков – великий русский писатель 19 века, настаивал (причем неоднократно настаивал): зри в корень! А мы – как птицы небесные (по меткому определению Иисуса Христа) летаем в заоблачных высотах и совсем не думает о бренном, о земном. Мы начисто позабыли в разглагольствованиях о высотах искусства, утилитарное назначение песен, стихов, речи человеческой в конце концов. Чему они служат.

А ответ простой – поэзия, равно как и речь – просто-напросто  передача информации. И все. Все так просто-примитивно.

Ну проза, слава богу, хоть изощряется в краснобайстве, но, по прежнему, выполняет исходную функцию. Чтобы мы не читали - роман ли, детектив ли, газету ли – мы читаем это, чтобы узнать что-нибудь новое про кого-то или что-то.

С поэзией туже – этот вид передачи информации оказался заковыристым. Начав свою историю с ритмической прозы – как я думаю для облегчения запоминания (ведь в античные времена меньше писали и больше запонминали) и, важнее всего, чтения. Трансформируясь из греческого гекзаметра, который практически не отличим (с моей точки зрения) от прозы, он, с легкой руки Пушкина (в нашей стране), превратился в жонглирование словами и смыслом. Дойдя в начале 20 века до полной потери своей основной функции – передачи информации.

В противоположность прозе, где не скупятся на слова, задачей поэзии стало вложить как можно больше информации в минимум слов, заставляя читателя додумывать упущенное. Я бы назвал это –«сжатием с потерей» - знакомые с форматом JPG заметят некое сходство. Для «восстановления» информации поэзия использует ассоциации, вызывая их ритмом, иносказанием, порою – рисунком стиха и прочими художественными приемами. Ну, а в песне для этого добавлялась еще и музыка.

Слог Высоцкого, необыкновенное емок. Это удивительные строки, в которых при малости слов кроется очень много смысла. И сложная музыка, как возбудитель ассоциаций здесь уже почти не нужна. А простая музыка облегчает нам, слушателям, запоминание стихов. Могу поклясться, что в детстве, часами учил стихотворение какого-нибудь «певца природы», типа, Кольцова, но за ОДИН РАЗ  запоминал целую магнитофонную ленту песен Высоцкого. Не помню сколько их там записывали, но думаю с десяток песен –точно.

И еще одно – песня со сложным вокализом или музыкальным сопровождением не пригодна для повторения. Ее можно слушать, запоминать, но повторить – нельзя. Способностей и возможностей не хватит. Зато хрипатые безголосные песни Высоцкого на три аккорда (как точно заметил Серж Пушкарев) способен повторить каждый пацан. Поэтому мне кажется, что именно примитивность музыкальных и вокальных характеристик его песен стала одной из причин популярности. Эти песни входили в любой дом, даже в такой, где никогда не то, что петь не пытались, а даже и песен-то не слушали.

Но чем потрясал меня всю жизнь Высоцкий – так это размахом своей тематики. Об этом много раз говорилось, но я все-таки скажу свое мнение.

Вот Пушкин – чиста лирик. Он не сумел сочинить хвалебного гимна удивительному событию, ознаменовавшему новый этап истории человечества, свидетелем которого он был – железной дороге. Наверное потом, что не понимал, что произошло или был настолько далек от этого. Лирик!

Высоцкий освещал все – и политику, и искусство, и жизнь простолюдинов, и события изх новостной ленты, и технику, и даже фантастику, и, тем более, военные подвиги. Не был он чужд и классической любовной лирики.

Я оцениваю значимость поэта не по тому, как витиевато он «загибает» слова в стихотворениях, а насколько часто мы, в своей грешной жизни, по случаю и без повода, вспоминаем его строки.

Для меня самые вспоминаемые поэты – Высоцкий, Дольский, Визбор и Кирсанов. Творчество остальных я совсем не помню, кроме фетовского «я пришел к тебе с приветом…», которое стало настолько хрестоматийным, что его вспоминать-то стыдно.

Возьмем Пушкина – какие строки приходят на ум: «я помню чудное мгновенье»? «Ужель та самая Татьяна» – когда дело доходит до Татьян, «уж полночь близится, А Германа все нет» – если кто-то опаздывает. «Я к вам пишу, чего же боле» – почти о любом письме. «Вздыхать и думать про себя – когда же черт возьмет тебя» – ухаживая за больным и богатым родственником, и во всех случаях, когда желаешь кому-нибудь смерти.

Кто-нибудь сможет продолжить этот список, но все равно – мало! А главное – все это крутится в «ушедшем мире», мире прошлого, который отстает от нас на целых двести лет, в котором нет ни самолетов, ни телефонов, ни автомобилей.

А Высоцкий, умерший более тридцати лет, остается поэтом нашего времени.

Строки Высоцкого сопровождают меня всю жизнь и повсюду. Я не буду перечислять их – это тема отдельного разговора, а вернее фотографического альбома «Высоцкий вокруг меня». Кстати - интересная идея – может у кого-нибудь хватит терпения и времени осуществить ее.  Сделать альбом фотографий с подписями из песен Высоцкого.

Ведь, действительно – стоит только глянуть на себя в зеркало и сразу «Я вышел ростом и лицом, спасибо матери с отцом». Понеслась!  Посмотришь на девушку – «я на нее вовсю глядел, как смотрят дети». Надоела работа, особенно бестолковая: «Пусть этот МАЗ огнем горит!» Увидел крепкого: «здоровый черт, ему бы в МВД» Стоит увидеть по ТВ бокс: «ведь бокс не драка это спорт» и так – до бесконечности…

 Еще пара строк засевших в памяти с юности. «Нынче вырвалась, словно из плена, весна» – потрясающая фраза, которую я повторяю практически каждую весну, глядя на ее стремительное наступление. Сколько поэтов пытались это передать, но удалось это только Высоцкому.

А гениальная аллегорическая свзязка любви и автомобильного движения – «светло-серый мерседес позабыл нажать на тормоз»,     «покатились колеса, мосты и сердца… или что у них есть еще там…» – дыхание перехватывает от такой необычной и в то же время простой житейской метафоры.

А когда я вспоминаю ту, у которой террариумы со змеями то мою голову пронзает: «Видно, люди не могут без яда, ну а значит – не могут без змей».

И конечно мороз пробивает по коже от широты души Высоцкого, сказавшего «я поля влюбленным постелю». Вот это размах!

 

Рейтинг: +1 256 просмотров
Комментарии (1)
Татьяна Стафеева # 29 января 2013 в 06:51 0
Владимир, доброе утро!
Мои строчки навскидку: "кто раньше с нею был и тот, кто будет после, пусть пробуют они, я лучше пережду",
"мне руку поднял рефери, которой я не бил", "...мы спускаемся вниз с покоренных вершин, оставляя в горах свое сердце".
Спасибо за статью, Высоцкий - народное достояние и всегда им будет, сколько бы времени не прошло!
t07004