ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → Вспоминая Высоцкого

Вспоминая Высоцкого

28 января 2013 - Владимир Юрков

Вспоминая Высоцкого

На днях в твиттере прочитал следующее: «Serge Pushkarev @Su0m  хм, не пойму, что все так любят Высоцкого, песни не песни, а речетатив под 1-3 гитарных аккорда».

И подумал, ведь еще Козьма Прутков – великий русский писатель 19 века, настаивал (причем неоднократно настаивал): зри в корень! А мы – как птицы небесные (по меткому определению Иисуса Христа) летаем в заоблачных высотах и совсем не думает о бренном, о земном. Мы начисто позабыли в разглагольствованиях о высотах искусства, утилитарное назначение песен, стихов, речи человеческой в конце концов. Чему они служат.

А ответ простой – поэзия, равно как и речь – просто-напросто  передача информации. И все. Все так просто-примитивно.

Ну проза, слава богу, хоть изощряется в краснобайстве, но, по прежнему, выполняет исходную функцию. Чтобы мы не читали - роман ли, детектив ли, газету ли – мы читаем это, чтобы узнать что-нибудь новое про кого-то или что-то.

С поэзией туже – этот вид передачи информации оказался заковыристым. Начав свою историю с ритмической прозы – как я думаю для облегчения запоминания (ведь в античные времена меньше писали и больше запонминали) и, важнее всего, чтения. Трансформируясь из греческого гекзаметра, который практически не отличим (с моей точки зрения) от прозы, он, с легкой руки Пушкина (в нашей стране), превратился в жонглирование словами и смыслом. Дойдя в начале 20 века до полной потери своей основной функции – передачи информации.

В противоположность прозе, где не скупятся на слова, задачей поэзии стало вложить как можно больше информации в минимум слов, заставляя читателя додумывать упущенное. Я бы назвал это –«сжатием с потерей» - знакомые с форматом JPG заметят некое сходство. Для «восстановления» информации поэзия использует ассоциации, вызывая их ритмом, иносказанием, порою – рисунком стиха и прочими художественными приемами. Ну, а в песне для этого добавлялась еще и музыка.

Слог Высоцкого, необыкновенное емок. Это удивительные строки, в которых при малости слов кроется очень много смысла. И сложная музыка, как возбудитель ассоциаций здесь уже почти не нужна. А простая музыка облегчает нам, слушателям, запоминание стихов. Могу поклясться, что в детстве, часами учил стихотворение какого-нибудь «певца природы», типа, Кольцова, но за ОДИН РАЗ  запоминал целую магнитофонную ленту песен Высоцкого. Не помню сколько их там записывали, но думаю с десяток песен –точно.

И еще одно – песня со сложным вокализом или музыкальным сопровождением не пригодна для повторения. Ее можно слушать, запоминать, но повторить – нельзя. Способностей и возможностей не хватит. Зато хрипатые безголосные песни Высоцкого на три аккорда (как точно заметил Серж Пушкарев) способен повторить каждый пацан. Поэтому мне кажется, что именно примитивность музыкальных и вокальных характеристик его песен стала одной из причин популярности. Эти песни входили в любой дом, даже в такой, где никогда не то, что петь не пытались, а даже и песен-то не слушали.

Но чем потрясал меня всю жизнь Высоцкий – так это размахом своей тематики. Об этом много раз говорилось, но я все-таки скажу свое мнение.

Вот Пушкин – чиста лирик. Он не сумел сочинить хвалебного гимна удивительному событию, ознаменовавшему новый этап истории человечества, свидетелем которого он был – железной дороге. Наверное потом, что не понимал, что произошло или был настолько далек от этого. Лирик!

Высоцкий освещал все – и политику, и искусство, и жизнь простолюдинов, и события изх новостной ленты, и технику, и даже фантастику, и, тем более, военные подвиги. Не был он чужд и классической любовной лирики.

Я оцениваю значимость поэта не по тому, как витиевато он «загибает» слова в стихотворениях, а насколько часто мы, в своей грешной жизни, по случаю и без повода, вспоминаем его строки.

Для меня самые вспоминаемые поэты – Высоцкий, Дольский, Визбор и Кирсанов. Творчество остальных я совсем не помню, кроме фетовского «я пришел к тебе с приветом…», которое стало настолько хрестоматийным, что его вспоминать-то стыдно.

Возьмем Пушкина – какие строки приходят на ум: «я помню чудное мгновенье»? «Ужель та самая Татьяна» – когда дело доходит до Татьян, «уж полночь близится, А Германа все нет» – если кто-то опаздывает. «Я к вам пишу, чего же боле» – почти о любом письме. «Вздыхать и думать про себя – когда же черт возьмет тебя» – ухаживая за больным и богатым родственником, и во всех случаях, когда желаешь кому-нибудь смерти.

Кто-нибудь сможет продолжить этот список, но все равно – мало! А главное – все это крутится в «ушедшем мире», мире прошлого, который отстает от нас на целых двести лет, в котором нет ни самолетов, ни телефонов, ни автомобилей.

А Высоцкий, умерший более тридцати лет, остается поэтом нашего времени.

Строки Высоцкого сопровождают меня всю жизнь и повсюду. Я не буду перечислять их – это тема отдельного разговора, а вернее фотографического альбома «Высоцкий вокруг меня». Кстати - интересная идея – может у кого-нибудь хватит терпения и времени осуществить ее.  Сделать альбом фотографий с подписями из песен Высоцкого.

Ведь, действительно – стоит только глянуть на себя в зеркало и сразу «Я вышел ростом и лицом, спасибо матери с отцом». Понеслась!  Посмотришь на девушку – «я на нее вовсю глядел, как смотрят дети». Надоела работа, особенно бестолковая: «Пусть этот МАЗ огнем горит!» Увидел крепкого: «здоровый черт, ему бы в МВД» Стоит увидеть по ТВ бокс: «ведь бокс не драка это спорт» и так – до бесконечности…

 Еще пара строк засевших в памяти с юности. «Нынче вырвалась, словно из плена, весна» – потрясающая фраза, которую я повторяю практически каждую весну, глядя на ее стремительное наступление. Сколько поэтов пытались это передать, но удалось это только Высоцкому.

А гениальная аллегорическая свзязка любви и автомобильного движения – «светло-серый мерседес позабыл нажать на тормоз»,     «покатились колеса, мосты и сердца… или что у них есть еще там…» – дыхание перехватывает от такой необычной и в то же время простой житейской метафоры.

А когда я вспоминаю ту, у которой террариумы со змеями то мою голову пронзает: «Видно, люди не могут без яда, ну а значит – не могут без змей».

И конечно мороз пробивает по коже от широты души Высоцкого, сказавшего «я поля влюбленным постелю». Вот это размах!

 

© Copyright: Владимир Юрков, 2013

Регистрационный номер №0112902

от 28 января 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0112902 выдан для произведения:

Вспоминая Высоцкого

На днях в твиттере прочитал следующее: «Serge Pushkarev @Su0m  хм, не пойму, что все так любят Высоцкого, песни не песни, а речетатив под 1-3 гитарных аккорда».

И подумал, ведь еще Козьма Прутков – великий русский писатель 19 века, настаивал (причем неоднократно настаивал): зри в корень! А мы – как птицы небесные (по меткому определению Иисуса Христа) летаем в заоблачных высотах и совсем не думает о бренном, о земном. Мы начисто позабыли в разглагольствованиях о высотах искусства, утилитарное назначение песен, стихов, речи человеческой в конце концов. Чему они служат.

А ответ простой – поэзия, равно как и речь – просто-напросто  передача информации. И все. Все так просто-примитивно.

Ну проза, слава богу, хоть изощряется в краснобайстве, но, по прежнему, выполняет исходную функцию. Чтобы мы не читали - роман ли, детектив ли, газету ли – мы читаем это, чтобы узнать что-нибудь новое про кого-то или что-то.

С поэзией туже – этот вид передачи информации оказался заковыристым. Начав свою историю с ритмической прозы – как я думаю для облегчения запоминания (ведь в античные времена меньше писали и больше запонминали) и, важнее всего, чтения. Трансформируясь из греческого гекзаметра, который практически не отличим (с моей точки зрения) от прозы, он, с легкой руки Пушкина (в нашей стране), превратился в жонглирование словами и смыслом. Дойдя в начале 20 века до полной потери своей основной функции – передачи информации.

В противоположность прозе, где не скупятся на слова, задачей поэзии стало вложить как можно больше информации в минимум слов, заставляя читателя додумывать упущенное. Я бы назвал это –«сжатием с потерей» - знакомые с форматом JPG заметят некое сходство. Для «восстановления» информации поэзия использует ассоциации, вызывая их ритмом, иносказанием, порою – рисунком стиха и прочими художественными приемами. Ну, а в песне для этого добавлялась еще и музыка.

Слог Высоцкого, необыкновенное емок. Это удивительные строки, в которых при малости слов кроется очень много смысла. И сложная музыка, как возбудитель ассоциаций здесь уже почти не нужна. А простая музыка облегчает нам, слушателям, запоминание стихов. Могу поклясться, что в детстве, часами учил стихотворение какого-нибудь «певца природы», типа, Кольцова, но за ОДИН РАЗ  запоминал целую магнитофонную ленту песен Высоцкого. Не помню сколько их там записывали, но думаю с десяток песен –точно.

И еще одно – песня со сложным вокализом или музыкальным сопровождением не пригодна для повторения. Ее можно слушать, запоминать, но повторить – нельзя. Способностей и возможностей не хватит. Зато хрипатые безголосные песни Высоцкого на три аккорда (как точно заметил Серж Пушкарев) способен повторить каждый пацан. Поэтому мне кажется, что именно примитивность музыкальных и вокальных характеристик его песен стала одной из причин популярности. Эти песни входили в любой дом, даже в такой, где никогда не то, что петь не пытались, а даже и песен-то не слушали.

Но чем потрясал меня всю жизнь Высоцкий – так это размахом своей тематики. Об этом много раз говорилось, но я все-таки скажу свое мнение.

Вот Пушкин – чиста лирик. Он не сумел сочинить хвалебного гимна удивительному событию, ознаменовавшему новый этап истории человечества, свидетелем которого он был – железной дороге. Наверное потом, что не понимал, что произошло или был настолько далек от этого. Лирик!

Высоцкий освещал все – и политику, и искусство, и жизнь простолюдинов, и события изх новостной ленты, и технику, и даже фантастику, и, тем более, военные подвиги. Не был он чужд и классической любовной лирики.

Я оцениваю значимость поэта не по тому, как витиевато он «загибает» слова в стихотворениях, а насколько часто мы, в своей грешной жизни, по случаю и без повода, вспоминаем его строки.

Для меня самые вспоминаемые поэты – Высоцкий, Дольский, Визбор и Кирсанов. Творчество остальных я совсем не помню, кроме фетовского «я пришел к тебе с приветом…», которое стало настолько хрестоматийным, что его вспоминать-то стыдно.

Возьмем Пушкина – какие строки приходят на ум: «я помню чудное мгновенье»? «Ужель та самая Татьяна» – когда дело доходит до Татьян, «уж полночь близится, А Германа все нет» – если кто-то опаздывает. «Я к вам пишу, чего же боле» – почти о любом письме. «Вздыхать и думать про себя – когда же черт возьмет тебя» – ухаживая за больным и богатым родственником, и во всех случаях, когда желаешь кому-нибудь смерти.

Кто-нибудь сможет продолжить этот список, но все равно – мало! А главное – все это крутится в «ушедшем мире», мире прошлого, который отстает от нас на целых двести лет, в котором нет ни самолетов, ни телефонов, ни автомобилей.

А Высоцкий, умерший более тридцати лет, остается поэтом нашего времени.

Строки Высоцкого сопровождают меня всю жизнь и повсюду. Я не буду перечислять их – это тема отдельного разговора, а вернее фотографического альбома «Высоцкий вокруг меня». Кстати - интересная идея – может у кого-нибудь хватит терпения и времени осуществить ее.  Сделать альбом фотографий с подписями из песен Высоцкого.

Ведь, действительно – стоит только глянуть на себя в зеркало и сразу «Я вышел ростом и лицом, спасибо матери с отцом». Понеслась!  Посмотришь на девушку – «я на нее вовсю глядел, как смотрят дети». Надоела работа, особенно бестолковая: «Пусть этот МАЗ огнем горит!» Увидел крепкого: «здоровый черт, ему бы в МВД» Стоит увидеть по ТВ бокс: «ведь бокс не драка это спорт» и так – до бесконечности…

 Еще пара строк засевших в памяти с юности. «Нынче вырвалась, словно из плена, весна» – потрясающая фраза, которую я повторяю практически каждую весну, глядя на ее стремительное наступление. Сколько поэтов пытались это передать, но удалось это только Высоцкому.

А гениальная аллегорическая свзязка любви и автомобильного движения – «светло-серый мерседес позабыл нажать на тормоз»,     «покатились колеса, мосты и сердца… или что у них есть еще там…» – дыхание перехватывает от такой необычной и в то же время простой житейской метафоры.

А когда я вспоминаю ту, у которой террариумы со змеями то мою голову пронзает: «Видно, люди не могут без яда, ну а значит – не могут без змей».

И конечно мороз пробивает по коже от широты души Высоцкого, сказавшего «я поля влюбленным постелю». Вот это размах!

 

Рейтинг: +1 320 просмотров
Комментарии (1)
Татьяна Стафеева # 29 января 2013 в 06:51 0
Владимир, доброе утро!
Мои строчки навскидку: "кто раньше с нею был и тот, кто будет после, пусть пробуют они, я лучше пережду",
"мне руку поднял рефери, которой я не бил", "...мы спускаемся вниз с покоренных вершин, оставляя в горах свое сердце".
Спасибо за статью, Высоцкий - народное достояние и всегда им будет, сколько бы времени не прошло!
t07004

 

Популярная проза за месяц
175
142
127
118
117
Кто она, Осень? 28 сентября 2017 (Тая Кузмина)
116
​ТАЙНА ОСЕНИ 29 сентября 2017 (Эльвира Ищенко)
106
101
101
100
99
98
97
95
93
93
92
91
89
85
84
84
82
82
81
77
73
61
52
50