В поисках страха
Иван Кузьмич сидел в кресле и смотрел фильм ужасов. Ужасов
фильм в Кузьмиче не вызывал. Не вызывал напрочь….
Бегал там по тёмным подворотням бледный горемыка с зубами
наружу, кидался на запоздалых прохожих, пытаясь их укусить и обескровить.
По давней своей привычке, Иван Кузьмич смотрел на
кровожадность и страдания героя «наскрозь» - угадывая, а то и ясно различая сцены из жизни злодея, что происходили «за
кадром». Они конечно тоже были иллюзией, но иллюзией менее наигранной, а значит
не настолько банальной и предсказуемой.
Вот он – безжалостный кровопивец, сидит в своей гримёрке без
парика и вставной челюсти. Сидит и, глядя на себя в зеркало, самозабвенно
ковыряет в носу. И ничто человеческое ему не чуждо – и башка трещит с похмелья,
и жалко ему самого себя, и пельменей ему охота с горчицей, а лучше с хреном.
Так он посидит квашнёй с полчаса и по команде «мотор», вновь
кинется в кривые переулки – кусать и кровососать. Тем самым надеясь всколыхнуть
размякший тонус тружеников и землепашцев.
Выключив телевизор, и, оставив ненасытного лихоимца без
своего внимания, Иван Кузьмич с неким сожалением констатировал, что как не
крути – все мы живём двойной жизнью. В одной – целуем ручки, шаркаем ножкой и
пахнем фиалками, тем самым показывая своё пренебрежение к животному царству. В
другой - с удовольствием в это царство
ныряем, чтобы выпустить пар и соскрести с себя этот одуряющий фиалковый запах.
Бедные фиалки при этом пребывают в полной растерянности – то вянут, а то цветут
жирными мясистыми цветами.
«Самое обидное, - подумал Кузьмич, - Это то, что у нас не
хватает ни духу, ни искренности проживать в полную силу в обеих ипостасях, и от
этого везде чувствуется слащавый привкус лажи. Как с этим неутомимым вурдалаком,
что из кожи вон лезет до смерти напугать отдыхающих граждан, а самого страха не
будоражит, разве что только у стеснительных влюблённых, побуждая их к долгожданным
пылким объятиям».
В связи с этим получалось так, что культурный страх не
работал, животный - работал на полную катушку, но при этом был груб и циничен.
Выведение формулы абсолютного страха, представлялось Ивану
Кузьмичу задачей априори невыполнимой, так как окультуренная его, Кузьмича,
половина познать страх этот не могла, а животная была безграмотна, и цифры
складывать не умела. Банальный же симбиоз обоих страхов в результате давал
такую иррациональную величину, от которой за версту смердело колдунами, бабами
ягами и прочими кикиморами.
От последней мысли Кузьмич даже скривился, найдя её настолько
«тёмной», насколько может быть тёмным невежество – не имеющее никакого отношения
ни к окультуриванию, ни к животным инстинктам.
Вспомнив о дальнозоркости логики и о глубоко почитаемом им лукавом
еврее Альберте Германовиче, Иван Кузьмич решил прибегнуть к мысленным
экспериментам, которые так любил основоположник разъяснения относительности.
Кузьмич улёгся на диванчик, закрыл глаза и стал представлять
себе самый страшный страх. При этом он отверг мысли о членовредительстве и изуверских
мучениях плоти, решив, что это есть производная глубинного страха и душевного человеческого
уродства. А сосредоточившись, Иван Кузьмич вдруг увидел себя в самом начале
своего зарождения, тогда, когда в нём не было вовсе никакого страха, да и не
было его самого.
А было облако…. Прекрасное переливчатое облако, в котором
всё было целостно и едино. Оно клубилось и ждало своего разрешения. И вот тот,
о котором много говорят, взял да и встряхнул его, толи ради шутки, толи ради какого-то
своего тайного умысла.
Облако вздрогнуло и осыпалось миллионами сверкающих капель,
и одной из этих капель был он – Кузьмич. Вот здесь в нём и родился страх –
страх жизни. Страх обособленности и стремительного падения, при котором
захватывало дух и замирало только что проснувшееся сердце. А рядом с ним летели такие же, как он разъединённые капли,
пробивая свой путь и неизбежно приближаясь к пугающей тверди. Ударяясь об нее,
они и заканчивали своё путешествие.
Увидев, как достигшие своего конца разлетаются мелкими
брызгами, Кузьмич ощутил страх смерти. А слив в себе оба страха падения, Иван
Кузьмич познал свой самый страшный страх. И когда ему показалось, что он
вот-вот заполнит всё его, Кузьмича существо, к нему пришла уверенность в том,
что все битые капли вновь сольются в единое целое. Мироздание перевернётся и тот
о ком много говорят, вновь встряхнёт его, вызвав жизненный дождь….
Иван Кузьмич открыл глаза и, молча уставился в потолок, по
которому уже ползли ночные тени. На душе было как-то непонятно.… Не уютно и не
неуютно…. Не зябко и не радостно…. Пусто…. Пусто, даже при понимании
невозможности абсолютного умирания….
Кузьмич вновь закрыл глаза и подумал о том, что знание того,
что происходит «за кадром», по большому счёту, не приносит ни восторга, ни
удовлетворения. И что тот же понятый страх крадёт яркость переживаний….
Перегруженная книжная полка рухнула в одно мгновение,
исторгнув при ударе об пол оглушительный хлопок…. Кузьмич вскочил с дивана и объятый
диким ужасом, ничего не понимая, уставился на место катастрофы. Сердце
колотилось и в голове чей-то детский голос с издёвкой полупропел-полупроговорил:
«Тили-тили…. Трали-вали.… Как мы дядю испугали….»
Иван Кузьмич сидел в кресле и смотрел фильм ужасов. Ужасов
фильм в Кузьмиче не вызывал. Не вызывал напрочь….
Бегал там по тёмным подворотням бледный горемыка с зубами
наружу, кидался на запоздалых прохожих, пытаясь их укусить и обескровить.
По давней своей привычке, Иван Кузьмич смотрел на
кровожадность и страдания героя «наскрозь» - угадывая, а то и ясно различая сцены из жизни злодея, что происходили «за
кадром». Они конечно тоже были иллюзией, но иллюзией менее наигранной, а значит
не настолько банальной и предсказуемой.
Вот он – безжалостный кровопивец, сидит в своей гримёрке без
парика и вставной челюсти. Сидит и, глядя на себя в зеркало, самозабвенно
ковыряет в носу. И ничто человеческое ему не чуждо – и башка трещит с похмелья,
и жалко ему самого себя, и пельменей ему охота с горчицей, а лучше с хреном.
Так он посидит квашнёй с полчаса и по команде «мотор», вновь
кинется в кривые переулки – кусать и кровососать. Тем самым надеясь всколыхнуть
размякший тонус тружеников и землепашцев.
Выключив телевизор, и, оставив ненасытного лихоимца без
своего внимания, Иван Кузьмич с неким сожалением констатировал, что как не
крути – все мы живём двойной жизнью. В одной – целуем ручки, шаркаем ножкой и
пахнем фиалками, тем самым показывая своё пренебрежение к животному царству. В
другой - с удовольствием в это царство
ныряем, чтобы выпустить пар и соскрести с себя этот одуряющий фиалковый запах.
Бедные фиалки при этом пребывают в полной растерянности – то вянут, а то цветут
жирными мясистыми цветами.
«Самое обидное, - подумал Кузьмич, - Это то, что у нас не
хватает ни духу, ни искренности проживать в полную силу в обеих ипостасях, и от
этого везде чувствуется слащавый привкус лажи. Как с этим неутомимым вурдалаком,
что из кожи вон лезет до смерти напугать отдыхающих граждан, а самого страха не
будоражит, разве что только у стеснительных влюблённых, побуждая их к долгожданным
пылким объятиям».
В связи с этим получалось так, что культурный страх не
работал, животный - работал на полную катушку, но при этом был груб и циничен.
Выведение формулы абсолютного страха, представлялось Ивану
Кузьмичу задачей априори невыполнимой, так как окультуренная его, Кузьмича,
половина познать страх этот не могла, а животная была безграмотна, и цифры
складывать не умела. Банальный же симбиоз обоих страхов в результате давал
такую иррациональную величину, от которой за версту смердело колдунами, бабами
ягами и прочими кикиморами.
От последней мысли Кузьмич даже скривился, найдя её настолько
«тёмной», насколько может быть тёмным невежество – не имеющее никакого отношения
ни к окультуриванию, ни к животным инстинктам.
Вспомнив о дальнозоркости логики и о глубоко почитаемом им лукавом
еврее Альберте Германовиче, Иван Кузьмич решил прибегнуть к мысленным
экспериментам, которые так любил основоположник разъяснения относительности.
Кузьмич улёгся на диванчик, закрыл глаза и стал представлять
себе самый страшный страх. При этом он отверг мысли о членовредительстве и изуверских
мучениях плоти, решив, что это есть производная глубинного страха и душевного человеческого
уродства. А сосредоточившись, Иван Кузьмич вдруг увидел себя в самом начале
своего зарождения, тогда, когда в нём не было вовсе никакого страха, да и не
было его самого.
А было облако…. Прекрасное переливчатое облако, в котором
всё было целостно и едино. Оно клубилось и ждало своего разрешения. И вот тот,
о котором много говорят, взял да и встряхнул его, толи ради шутки, толи ради какого-то
своего тайного умысла.
Облако вздрогнуло и осыпалось миллионами сверкающих капель,
и одной из этих капель был он – Кузьмич. Вот здесь в нём и родился страх –
страх жизни. Страх обособленности и стремительного падения, при котором
захватывало дух и замирало только что проснувшееся сердце. А рядом с ним летели такие же, как он разъединённые капли,
пробивая свой путь и неизбежно приближаясь к пугающей тверди. Ударяясь об нее,
они и заканчивали своё путешествие.
Увидев, как достигшие своего конца разлетаются мелкими
брызгами, Кузьмич ощутил страх смерти. А слив в себе оба страха падения, Иван
Кузьмич познал свой самый страшный страх. И когда ему показалось, что он
вот-вот заполнит всё его, Кузьмича существо, к нему пришла уверенность в том,
что все битые капли вновь сольются в единое целое. Мироздание перевернётся и тот
о ком много говорят, вновь встряхнёт его, вызвав жизненный дождь….
Иван Кузьмич открыл глаза и, молча уставился в потолок, по
которому уже ползли ночные тени. На душе было как-то непонятно.… Не уютно и не
неуютно…. Не зябко и не радостно…. Пусто…. Пусто, даже при понимании
невозможности абсолютного умирания….
Кузьмич вновь закрыл глаза и подумал о том, что знание того,
что происходит «за кадром», по большому счёту, не приносит ни восторга, ни
удовлетворения. И что тот же понятый страх крадёт яркость переживаний….
Перегруженная книжная полка рухнула в одно мгновение,
исторгнув при ударе об пол оглушительный хлопок…. Кузьмич вскочил с дивана и объятый
диким ужасом, ничего не понимая, уставился на место катастрофы. Сердце
колотилось и в голове чей-то детский голос с издёвкой полупропел-полупроговорил:
«Тили-тили…. Трали-вали.… Как мы дядю испугали….»
Ивушка # 11 апреля 2020 в 19:57 0 | ||
|
Вадим Ионов # 12 апреля 2020 в 13:08 +1 | ||
|