ГлавнаяПрозаМалые формыРассказы → Сухой закон (Часть 1)

Сухой закон (Часть 1)

15 апреля 2020 - Влад Колд

СУХОЙ ЗАКОН

ВСТУПЛЕНИЕ

Уважаемый читатель!
Прежде чем предложить тебе к прочтению эту невыдуманую историю поймал себя на мысли, что почти все мои повествования в той или иной степени или начинаются или заканчиваются употреблением моими ЛГ горячительных напитков, что, конечно же, может не понравится дорогому читателю, ведущему исключительно трезвый образ жизни. Учитывая это обстоятельство, прошу извинения у такого читателя, но изменить ничего не могу: что было, то было. А, может быть, всё и происходило в некоторых моих рассказах именно так из-за этих возлияний...
Ну, а теперь, перехожу к рассказу.

   Тимур Ненароков сидел в кабинете директора крюингового агентства «Каравелла» Фомичёва и выслушивал его наставления перед отправкой на очередной контракт.
- Мы хотим предложить вам новый контракт, господин Ненароков, - произнёс Фомичёв, почему-то пристально глядя на него, - есть для вас вакансия: работа старпомом на новом сухогрузе «Кристина», под флагом Антигуа и Барбуда. Судовладелец – та же немецкая судоходная компания, от которой вы ходили на «Элеоноре». Возраст судна – два года, всё компьютеризировано, не то что на «Элеоноре».

Зарплату на этот раз вам будут платить не в марках, а в долларах – две тысячи сто долларов в месяц.
Справитесь, Тимур Фомич? – Спросил Фомичёв Тимура и добавил: - вы создали себе хорошую репутацию прежней своей работой и немцы готовы охотно продолжить с вами сотрудничество.

- Справлюсь, Евгений Валерьевич! – Бодро ответил Ненароков,  и поинтересовался  продолжительностью предлагаемого контракта, а также  грузоподъёмностью судна и личностью  капитана.

- Грузоподъёмность – 5 тысяч тонн, контракт – шесть месяцев плюс-минус один, команда – интернациональная, капитан – португалец, господин Карлос, причём он не просто капитан, он – особо доверенное лицо судоходной компании, так называемый, «аварийный капитан»: в случае чего немцы бросают его «на прорыв», так сказать, на критические участки.

- А что, разве «Кристина» является в компании критическим участком? – Удивился Тимур.
- Да нет, «Кристина» таковым не является, - улыбнулся Фомичёв, но если, вдруг, где – какой форсмажор, то будьте готовы к тому, что хозяева Карлоса с «Кристины» снимут и перебросят на другое судно, так что, кто знает, возможно и вам придётся у него дела принимать: у вас ведь тоже – капитанский диплом? – Опять улыбнулся Фомичёв, но, тут лицо его стало вновь серьёзным, - кстати, Ненароков, интересно мне узнать: каково ваше отношение к спиртному? Чего греха таить, есть среди некоторых моряков, работающих от нашего агентства любители этого дела и нет-нет да и списывают кого-то из них с судов за пьянку.

Естественно, что таким в «Каравелле» мы сразу «перекрываем кислород»: они, ведь, подрывают наш имидж у судовладельцев! Вот что погано, понимаешь!
- Да в курсе я, - поморщился Тимур, - чего скрывать, на берегу в хорошей компании да по достойному поводу считаю не за грех рюмашку пропустить, что мы, не русские люди?
А, вот в море – это редкий случай, может быть какой-нибудь особенный, поскольку некогда на контрактах водку пьянствовать, а если работа – синглом (единственным помощником капитана), то, практически, подписавшись на контракт, тем самым обрекаешь себя на «сухой закон»: ведь весь контракт шесть через шесть -  на ходовой вахте, а в порту, если у капитана ещё есть возможность вздремнуть, то у старпома, почти всегда такой возможности нет. Так что, тот, кто хочет нормально продолжать бороздить моря, не будет ради рюмки рисковать не то что репутацией своей и агентства,
а и жизнью экипажа. Такое моё мнение, - закончил Ненароков.

- Мне нравится ход ваших мыслей, Тимур Фомич, но в том-то и беда, что перед отправкой на контракт все колотят себя в грудь и божатся, что они – убеждённые трезвенники, а потом – глядь и этот самый «трезвенник» через месяц-другой уже, оказывается, и не трезвенник совсем, а самый натуральный алкаш! – Сказал Фомичёв, внимательно разглядывая Тимура, словно ещё не убедившись окончательно, что тот не относится к «самым натуральным алкашам».

- Я не зря задал вам этот вопрос, - продолжил Фомичёв, - дело в том, что капитан Карлос на дух не переносит пьяниц и, не дай Бог, если почувствует от кого-то из команды запах спиртного, списывает без разговоров! Не  смотря ни на какие предыдущие заслуги! Так что имейте это в виду, господин Ненароков. Хотите продолжать ходить в море от нашего агентства – смотрите, не допустите такого «прокола».
- Да понятно всё, Евгений Валерьевич; не волнуйтесь, не подведу, - сказал Ненароков.

После этого разговора Тимуром был подписан контракт, а на следующий день он вылетел в испанский порт Бильбао, где в это время находилась «Кристина» под выгрузкой.

Прибыв на судно и вручив направление и свои морские документы капитану Карлосу, Тимур принял дела у отбывшего свой контракт старпома и сходу погрузился с головой в дела грузовые: необходимо было контролировать выгрузку металла в рулонах и руководить правильным заполнением балластных танков. Хорошим подспорьем в этом деле явилась грузовая компьютерная программа, разработанная именно для "Кристины" и инсталлированная в судовом компьютере, располагавшемся на мостике.

Тимур сразу оценил большую пользу от этой программы, быстро войдя в курс дела: ведь с её помощью можно было легко просчитывать различные варианты загрузки и балластировки судна при этом оценивая его остойчивость!
Были на «Кристине» и другие «ништяки» с которыми Ненароков встретился впервые: электронная карта, например. Но я не буду напрягать читателя ненужными подробностями, поскольку тема рассказа несколько иная.

Вечером того же дня случился перерыв в грузовых операциях: ночная смена на этой выгрузке отсутствовала и Тимур направлялся с палубы в надстройку, радуясь тому, что удастся выкроить время на сон – ведь был он на «Кристине» старшим и единственным помощником капитана, то есть, «синглом»,
как обзывались такие офицеры по-английски.

И только, лишь, он переступил коммингс тамбура надстройки, как к нему обратился боцман, выглянувший из чьей-то каюты.
- Добрый вечер, чиф! – Вежливо поздоровался боцман, - не могли бы вы заглянуть к нам сюда на пару минут: здесь некоторые члены экипажа хотели бы с вами поближе познакомиться.

Тимур кивнул и, подойдя к  каюте, бросил взгляд на табличку, прикреплённую на двери каюты.
Согласно табличке, хозяином каюты являлся матрос-кок.
В небольшой каюте было несколько тесновато от набившихся туда людей: кроме хозяина и боцмана в ней присутствовали стармех и ещё один матрос.
Моряки подвинулись на узком диванчике, освобождая место Тимуру.
 
Боцман с коком устроились на хозяйской койке.
Иллюминатор каюты был открыт, поскольку в ней было прилично накурено; на небольшом столике стояли жестяные банки с пивом.

Когда Тимур присел на отведённое ему место, боцман протянул и ему банку с пивом.
- Не понял, джентльмены! – Воскликнул Тимур, - мне говорили, что на борту «сухой закон» и капитан Карлос мгновенно списывает моряка с судна, лишь почует от него малейший «выхлоп»!

Не волнуйся, чиф, - сказал стармех Макс, улыбнувшись, - на пиво этот «закон» не распространяется и Кэп, когда заказывает провизию сам предлагает желающим включить в заявку пиво: ведь у шипчандлера оно обходится дешевле, нежели самому покупать в магазине. Ну, у нас собрались тут, пожалуй, все любители этого напитка, кроме кадета – он на вахте сейчас. Так что, имей это ввиду и, если любитель, заказывай у капитана себе хоть ящик, хоть – два. А, вот, если чего покрепче, то да: если кому так уж приспичит, малость хряпнуть, то, только в тёмной каюте и под двумя одеялами, - пошутил Дед.

Недолго пообщавшись с моряками, Тимур отправился к себе отдыхать, так как прекрасно знал насколько ценны такие моменты, не часто выпадающие в работе сингла, когда в порту удаётся не то что выспаться по-человечески, а и просто «покемарить» часок-другой.   

Выгрузив металл, «Кристина» в балласте направилась во французский порт Бордо, расположенный там же, в Бискайском заливе на реке Гаронна. Судну предстояла погрузка лесом – связками  стволов сосен, поваленных на католическое Рождество сильнейшим ураганом «Анатоль», пронёсшимся над западной Европой, в эпицентр которого, волей случая, попал Тимур на предыдущем контракте, служа на сухогрузе «Элеонора», во французском же порту Ла-Паллис.

Ураганом «Анатоль» столько повалило деревьев, в основном – сосен, во Франции (и не только в ней одной), что суда немецкой компании «Интерзи», к которой относилась «Кристина», да, наверное, и других компаний также, везли и везли этот лес в испанские и португальские порты.
 
С командой у Тимура сразу же сложились нормальные деловые отношения, а, вот, капитан Карлос, поначалу, Тимура, что называется, насторожил.
По началу Ненароков слышал от него, лишь, короткие, отрывистые указания по работе; португалец был худощав, с колючим взглядом,  на три года старше Тимура.
Через неделю работы Тимура на судне, во время стоянки в Бордо, Карлос за ужином, вдруг, спросил Ненарокова:

- А вам не кажется, чиф, что кока пора списывать с судна?
- За что же? – Удивился Тимур.
- А вы что, не заметили, разве, что пудинг на кофе-тайме был не сладким?
«Ни фига себе!» - подумал Тимур, ничего не ответив капитану, а только, пожав плечами и недоумённо хмыкнув.

«Ну, попал!» - Снова  подумал Тимур, выйдя на открытую палубу: грузчики догружали, как раз, лесом трюм и ему предстояло закрывать крышки трюма, так называемым, «гантри» краном, катающимся по направляющим от носовой его части до кормовой. После закрытия трюма, погрузка должна была продолжиться уже на эти крышки, то есть, судну предстояло принять ещё и палубный груз в два с половиной метра высотой, так называемый «караван».

«Если за несладкий пудинг может списать парня, тогда что будет в случае более серьёзного прокола?» - Невесело размышлял Тимур, раскатывая на кране и укладывая трюмные крышки по штатным местам.

Следующий «интересный» разговор у Тимура с Карлосом состоялся в португальском порту Авейро,  куда они привезли этот лес.

Сидя за обедом вместе с Тимуром за офицерским столом в общем на «Кристине» салоне команды и наблюдая за рядовым составом, осуществлявшим приём пищи, за другим, бОльшим столом (а в этот момент боцман из большой бутылки поливал кетчупом отбивную), капитан Карлос, брезгливо скривив физиономию, спросил Тимура:
- Вы любите кетчуп, чиф?

Тимур глянув на Карлоса и оценив его выражение лица, на всякий случай сказал:
- Нет, сэр, не люблю.
- И это – правильно! – Воскликнул Карлос, с одобрением взглянув на Тимура, - ведь кетчуп это ж такая гадость! Сплошная химия и потому – отрава! А старший механик даже помидоры кетчупом поливает! Представляете?
После этого случая Тимур в присутствии капитана кетчуп не употреблял.

Прошёл месяц службы Тимура на «Кристине». Судно продолжало, чаще всего, возить лес из Бордо, но иногда попутно прихватывло на обратном пути в Бордо грузы из испанских портов: металл или какие-либо навалочные грузы.
Одним прекрасным солнечным днём судно стояло в испанском порту Эль-Ферроле. «Кристина»  должна была грузиться металлом, но работы не велись: в Испании был какой-то праздник
.
В каюте Тимура зазвонил телефон.
Тимур сняв трубку, услышал голос капитана:
- Чиф, вы не могли бы спуститься на палубу, к парадному трапу?
- Один момент!

Спустившись, Тимур увидел у трапа Карлоса в морской форме: белых брюках и белой безрукавке с чёрными капитанскими погонами.
- Куда-то уезжаете? – Спросил Тимур.
- Нет, чиф, - ответил Карлос, - я приглашаю вас сегодня в ресторан!
- Как  в ресторан? – Удивился Тимур, - разве можно оставить судно без палубного офицера? Это же нарушение! Или вы хотите оставить на вахте стармеха? Но у него, насколько я знаю, много дел в машинном отделении сейчас!

- А вы боцману доверяете? – Спросил Карлос.
- Ну да, - кивнул головой Тимур.
- Вот и оставьте его за старшего; оставим ему станцию «уоки-токи», другую возьмём с собой и, если что, пусть вызовет нас на дежурном канале. Посмотрите: отличная погода, судно стоит в защищённой гавани,
так что не волнуйтесь, далеко от «Кристины» мы отходить не будем: здесь всё рядом.

- Ну, мне надо тогда переодеться, - сказал Тимур, показав на свой оранжевый комбинезон.
- Да, идите переоденьтесь, только, пожалуйста, не задерживайтесь.

Тимур с Карлосом шли по красивой набережной Эль-Ферроля. Капитан, похоже не раз бывал в этом городе, в отличие от Тимура, который вертел головой осматривая городские достопримечательности.

Карлос, порой, отпускал реплики поясняя спутнику, что это за здание или памятник.
- Какое  блюдо вы хотели бы отведать сегодня, чиф, мясное или рыбное? – спросил капитан.
- Пожалуй, рыбное. Что-то давно рыбы не было в нашем судовом меню.
- Учту, - улыбнулся Карлос, - тогда пойдём-ка сейчас направо: тут недалеко есть симпатичный рыбный ресторанчик в котором отменно готовят.

Коллеги повернули направо. Перед этим Карлос, кивнув на швартовавшийся к набережной прогулочный катер, стилизованный под старинный пароходик спросил Тимура:
- Не хотели бы, чиф, работать на таком, вот, кораблике?
- Да нет, мистер кэптен, «поперечное плавание» меня не привлекает да и сколько заработаешь на  такой посудине?

- А я бы – с удовольствием! Да не так-то просто на эту посудину устроиться, уважаемый старпом. Во-первых «домашнее» судно, а во- вторых, знаете ли вы, что капитанский оклад на нём значительно выше, чем на «Кристине»? А имея хорошие деньги, если вам захочется попутешествовать, то всегда, взяв отпуск, можете отправиться в любую точку мира, проводя время с комфортом и не болтаясь в океанах, как пустая бутылка из под «Колы», порою, с риском для жизни. Не так ли, май френд?

- Не знал я, - улыбнулся Тимур, - у нас на подобном транспортном средстве капитанам платят грошИ...
А раз такое дело, то, возможно, стоило бы и подумать.
И вот,  наконец, Тимур с Карлосом расположились за столиком на веранде уютного ресторанчика.

- Что будете пить, чиф? – Спросил капитан Тимура, перелистывая, положенное на столик меню.
- Закажите чашечку кофе.
- А, может, чего-нибудь покрепче? В ресторане, да обойтись одной чашкой кофе – это как-то не по-русски! – Ухмыльнулся Карлос.
- Ну, тогда – кружку пива.

- Пиво, чиф, вы и на судне выпьете, - сказал Кэп, - а здесь я хочу угостить вас очень вкусным испанским вином, которое вы вряд ли пробовали, а к вину закажу весьма симпатичные национальные закуски, ну а на горячее – какое рыбное блюдо вы хотели бы заказать?

- Больше всего мне нравится кальмар или каракатица в кляре, сэр, - сказал Тимур, -  но я не уверен, что в  ресторане имеется это блюдо.
- А это мы сейчас узнаем, - и Карлос щёлкнул пальцами, подзывая официанта.

Сделав заказ подошедшему официанту на испанском языке, португалец, повернувшись к Тимуру, сказал:

- Вам повезло, чиф! Здесь у них имеется такое блюдо – отбивная каракатица в кляре. Я сразу в меню не заметил. Ну, а пока покурим, чиф, дожидаясь заказа? – И Карлос выложил на столик пачку «Мальборо» и зажигалку.

Моряки закурили, но вскоре официант принёс часть заказа: бутылку сухого вина зелёного цвета для Тимура и стакан виски с содовой и льдом для капитана, а также закуску: острый сыр, ломтики хамона и что-то наподобие сдобных пирожков.
- А как же «сухой закон», сэр? – Спросил Тимур, кивнув на бутылку, - или это провокация?
 
- Нет, чиф, не провокация, - улыбнулся Карлос, - ни за что не поверю, что русский моряк не осилит бутылочку доброго сухого вина под хорошую закуску.

- Осилить-то я осилю, - сказал Тимур, да наслышан я ещё с Клайпеды, что под вашим командованием запрещено принимать спиртное даже «под одеялом».

- Ну, под одеяло я не заглядываю, - сказал португалец, - и, как сами видели, любителей пива не прессую, а, вот, злоупотребляющих, в моём понятии, спиртным, действительно, списываю на берег без разговоров! И тому есть причины: случались в моей практике очень неприятные истории, связанные с пьянкой моряков, которые могли закончиться весьма плачевно... .

Тимур пригубил зелёное вино, налитое официантом ему в фужер. Вино на самом деле оказалось очень приятным, с ярко выраженным виноградным вкусом.
А капитан, хлебнув виски из своего стакана и закусив хамоном, начал рассказывать Тимуру про те самые неприятности, которые причинили ему пьяные моряки.

- Ходил я в ту пору, чиф, вторым офицером на португальском судне и команда была – все португальцы. И, вот, однажды, совершив переход через Атлантику, ошвартовались мы в Лиссабоне.

Грузовых операций сразу из-за забастовки докеров не было, а у одного из членов экипажа в день захода в порт случился день рождения.
Напилась тогда вся команда, кроме меня, тогда ещё молодого помощника капитана. А ночью произошёл пожар на судне. По всей видимости из-за брошенного кем-то непогашенного окурка.

Никто не был в состоянии тушить пожар, настолько все были пьяные, а я один ничего не мог сделать!
Я успел вызвать береговую пожарную команду и вытаскивал с горящего судна на себе на причал пьяных моряков, как раненых с поля боя!
Да, мерзкая была история, половина судна тогда выгорела, капитан пошёл под суд... .
Карлос замолчал, пригубил  стакан с виски, ковырнул вилкой жареного лосося на своей тарелке и затем продолжил повествование: 

- А второй случай был три года назад, когда я уже ходил капитаном на контейнеровозе, совершавшем линейные рейсы между Италией и Марокко, то есть, по Средиземному морю.

Команда была интернациональная, а старпом – мой земляк, португалец, сингл, как и вы.
Работа была у нас рутинная: судно стояло на линии между двумя портами и ходили мы по расписанию, как по рельсам паровоз. Старпом мой, как и я отшлифовал всю работу до такой степени, что мог её выполнять, можно сказать, с закрытыми глазами.

Тут подошло время окончания моего контракта, запросил я у овнера себе подмену. Но время было летнее, желающего капитана подменить меня не находилось и, одним словом, «зависал» я на своём контейнеровозе на неопределённый срок.

Тогда я предложил передвинуть на моё место старпома, дал ему рекомендацию, а подыскивать замену уже не мне а ему. Судовладелец пошёл на это дело и чифа нашли довольно быстро – русского из Прибалтики, как и вы.

Я передал дела своему чифу, когда русский прибыл на судно и, в прекрасном настроении вернулся домой, в свой Порто. Семья моя была очень довольна, что отпуск мой пришёлся на замечательное время года, то есть – летом. Хотя, - улыбнулся Карлос, - у нас и зимы не очень-то суровые в сравнении с вашей Сибирью. Ах да, простите, вы же из Литвы...

Одним словом, заряжен я был на продолжительный отпуск, собирался с женой съездить на французский курорт...

Однако, через три дня принял тревожный звонок из Германии: судовладелец моего контейнеровоза требовал, чтобы я срочно возвращался на судно, стоявшее в порту Ливорно: мол, необходимо , как можно быстрее заменить моего протеже!

Я, было, подумал, что произошёл несчастный случай, но, вернувшись на судно, обнаружил этого, вновь испечённого капитана в невменяемом состоянии: мой бывший чиф, проводив меня на самолёт, открыл кладовую с «представительским» спиртным и, решив отпраздновать своё повышение в должности, впал в запой!

Сами понимаете: при пьяном вдрызг капитане новый старпом растерялся, не зная, что предпринять поначалу и надеясь, что тот придёт всё-таки в чувство, поскольку он был таким же «синглом», как и вы!

Но, поскольку, груз был уже принят на борт, а судно продолжало торчать в порту, срывая график перевозок и принося убыток фрахтователю, который к тому же должен был платить за занимаемый причал, новый чиф, в конце-концов доложил судовладельцу об этом ЧП, в связи с чем меня и вернули назад, а этого пьяницу, которому так и не удалось выйти в море капитаном, уволили из судоходной компании.
А я, ведь, поручался за него и он меня подвёл! Одно меня оправдывает: за время нашей с ним совместной работы я ни разу не видел его подшофе...
 
Так что, не единожды пострадав от алкашей в своей практике, отношусь теперь к ним теперь очень жёстко. Поймите, я не ханжа, но жизнь меня научила распознавать таких фруктов без особых усилий, потому я и стараюсь от них избавляться, поскольку нет у меня доверия к таким людям!

 (Окончание следует)         

© Copyright: Влад Колд, 2020

Регистрационный номер №0472018

от 15 апреля 2020

[Скрыть] Регистрационный номер 0472018 выдан для произведения:
СУХОЙ ЗАКОН

ВСТУПЛЕНИЕ

Уважаемый читатель!
Прежде чем предложить тебе к прочтению эту невыдуманую историю поймал себя на мысли, что почти все мои повествования в той или иной степени или начинаются или заканчиваются употреблением моими ЛГ горячительных напитков, что, конечно же, может не понравится дорогому читателю, ведущему исключительно трезвый образ жизни. Учитывая это обстоятельство, прошу извинения у такого читателя, но изменить ничего не могу: что было, то было. А, может быть, всё и происходило в некоторых моих рассказах именно так из-за этих возлияний...
Ну, а теперь, перехожу к рассказу.

   Тимур Ненароков сидел в кабинете директора крюингового агентства «Каравелла» Фомичёва и выслушивал его наставления перед отправкой на очередной контракт.
- Мы хотим предложить вам новый контракт, господин Ненароков, - произнёс Фомичёв, почему-то пристально глядя на него, - есть для вас вакансия: работа старпомом на новом сухогрузе «Кристина», под флагом Антигуа и Барбуда. Судовладелец – та же немецкая судоходная компания, от которой вы ходили на «Элеоноре». Возраст судна – два года, всё компьютеризировано, не то что на «Элеоноре».

Зарплату на этот раз вам будут платить не в марках, а в долларах – две тысячи сто долларов в месяц.
Справитесь, Тимур Фомич? – Спросил Фомичёв Тимура и добавил: - вы создали себе хорошую репутацию прежней своей работой и немцы готовы охотно продолжить с вами сотрудничество.

- Справлюсь, Евгений Валерьевич! – Бодро ответил Ненароков,  и поинтересовался  продолжительностью предлагаемого контракта, а также  грузоподъёмностью судна и личностью  капитана.

- Грузоподъёмность – 5 тысяч тонн, контракт – шесть месяцев плюс-минус один, команда – интернациональная, капитан – португалец, господин Карлос, причём он не просто капитан, он – особо доверенное лицо судоходной компании, так называемый, «аварийный капитан»: в случае чего немцы бросают его «на прорыв», так сказать, на критические участки.

- А что, разве «Кристина» является в компании критическим участком? – Удивился Тимур.
- Да нет, «Кристина» таковым не является, - улыбнулся Фомичёв, но если, вдруг, где – какой форсмажор, то будьте готовы к тому, что хозяева Карлоса с «Кристины» снимут и перебросят на другое судно, так что, кто знает, возможно и вам придётся у него дела принимать: у вас ведь тоже – капитанский диплом? – Опять улыбнулся Фомичёв, но, тут лицо его стало вновь серьёзным, - кстати, Ненароков, интересно мне узнать: каково ваше отношение к спиртному? Чего греха таить, есть среди некоторых моряков, работающих от нашего агентства любители этого дела и нет-нет да и списывают кого-то из них с судов за пьянку.

Естественно, что таким в «Каравелле» мы сразу «перекрываем кислород»: они, ведь, подрывают наш имидж у судовладельцев! Вот что погано, понимаешь!
- Да в курсе я, - поморщился Тимур, - чего скрывать, на берегу в хорошей компании да по достойному поводу считаю не за грех рюмашку пропустить, что мы, не русские люди?
А, вот в море – это редкий случай, может быть какой-нибудь особенный, поскольку некогда на контрактах водку пьянствовать, а если работа – синглом (единственным помощником капитана), то, практически, подписавшись на контракт, тем самым обрекаешь себя на «сухой закон»: ведь весь контракт шесть через шесть -  на ходовой вахте, а в порту, если у капитана ещё есть возможность вздремнуть, то у старпома, почти всегда такой возможности нет. Так что, тот, кто хочет нормально продолжать бороздить моря, не будет ради рюмки рисковать не то что репутацией своей и агентства,
а и жизнью экипажа. Такое моё мнение, - закончил Ненароков.

- Мне нравится ход ваших мыслей, Тимур Фомич, но в том-то и беда, что перед отправкой на контракт все колотят себя в грудь и божатся, что они – убеждённые трезвенники, а потом – глядь и этот самый «трезвенник» через месяц-другой уже, оказывается, и не трезвенник совсем, а самый натуральный алкаш! – Сказал Фомичёв, внимательно разглядывая Тимура, словно ещё не убедившись окончательно, что тот не относится к «самым натуральным алкашам».

- Я не зря задал вам этот вопрос, - продолжил Фомичёв, - дело в том, что капитан Карлос на дух не переносит пьяниц и, не дай Бог, если почувствует от кого-то из команды запах спиртного, списывает без разговоров! Не  смотря ни на какие предыдущие заслуги! Так что имейте это в виду, господин Ненароков. Хотите продолжать ходить в море от нашего агентства – смотрите, не допустите такого «прокола».
- Да понятно всё, Евгений Валерьевич; не волнуйтесь, не подведу, - сказал Ненароков.

После этого разговора Тимуром был подписан контракт, а на следующий день он вылетел в испанский порт Бильбао, где в это время находилась «Кристина» под выгрузкой.

Прибыв на судно и вручив направление и свои морские документы капитану Карлосу, Тимур принял дела у отбывшего свой контракт старпома и сходу погрузился с головой в дела грузовые: необходимо было контролировать выгрузку металла в рулонах и руководить правильным заполнением балластных танков. Хорошим подспорьем в этом деле явилась грузовая компьютерная программа, разработанная именно для "Кристины" и инсталлированная в судовом компьютере, располагавшемся на мостике.

Тимур сразу оценил большую пользу от этой программы, быстро войдя в курс дела: ведь с её помощью можно было легко просчитывать различные варианты загрузки и балластировки судна при этом оценивая его остойчивость!
Были на «Кристине» и другие «ништяки» с которыми Ненароков встретился впервые: электронная карта, например. Но я не буду напрягать читателя ненужными подробностями, поскольку тема рассказа несколько иная.

Вечером того же дня случился перерыв в грузовых операциях: ночная смена на этой выгрузке отсутствовала и Тимур направлялся с палубы в надстройку, радуясь тому, что удастся выкроить время на сон – ведь был он на «Кристине» старшим и единственным помощником капитана, то есть, «синглом»,
как обзывались такие офицеры по-английски.

И только, лишь, он переступил коммингс тамбура надстройки, как к нему обратился боцман, выглянувший из чьей-то каюты.
- Добрый вечер, чиф! – Вежливо поздоровался боцман, - не могли бы вы заглянуть к нам сюда на пару минут: здесь некоторые члены экипажа хотели бы с вами поближе познакомиться.

Тимур кивнул и, подойдя к  каюте, бросил взгляд на табличку, прикреплённую на двери каюты.
Согласно табличке, хозяином каюты являлся матрос-кок.
В небольшой каюте было несколько тесновато от набившихся туда людей: кроме хозяина и боцмана в ней присутствовали стармех и ещё один матрос.
Моряки подвинулись на узком диванчике, освобождая место Тимуру.
 
Боцман с коком устроились на хозяйской койке.
Иллюминатор каюты был открыт, поскольку в ней было прилично накурено; на небольшом столике стояли жестяные банки с пивом.

Когда Тимур присел на отведённое ему место, боцман протянул и ему банку с пивом.
- Не понял, джентльмены! – Воскликнул Тимур, - мне говорили, что на борту «сухой закон» и капитан Карлос мгновенно списывает моряка с судна, лишь почует от него малейший «выхлоп»!

Не волнуйся, чиф, - сказал стармех Макс, улыбнувшись, - на пиво этот «закон» не распространяется и Кэп, когда заказывает провизию сам предлагает желающим включить в заявку пиво: ведь у шипчандлера оно обходится дешевле, нежели самому покупать в магазине. Ну, у нас собрались тут, пожалуй, все любители этого напитка, кроме кадета – он на вахте сейчас. Так что, имей это ввиду и, если любитель, заказывай у капитана себе хоть ящик, хоть – два. А, вот, если чего покрепче, то да: если кому так уж приспичит, малость хряпнуть, то, только в тёмной каюте и под двумя одеялами, - пошутил Дед.

Недолго пообщавшись с моряками, Тимур отправился к себе отдыхать, так как прекрасно знал насколько ценны такие моменты, не часто выпадающие в работе сингла, когда в порту удаётся не то что выспаться по-человечески, а и просто «покемарить» часок-другой.   

Выгрузив металл, «Кристина» в балласте направилась во французский порт Бордо, расположенный там же, в Бискайском заливе на реке Гаронна. Судну предстояла погрузка лесом – связками  стволов сосен, поваленных на католическое Рождество сильнейшим ураганом «Анатоль», пронёсшимся над западной Европой, в эпицентр которого, волей случая, попал Тимур на предыдущем контракте, служа на сухогрузе «Элеонора», во французском же порту Ла-Паллис.

Ураганом «Анатоль» столько повалило деревьев, в основном – сосен, во Франции (и не только в ней одной), что суда немецкой компании «Интерзи», к которой относилась «Кристина», да, наверное, и других компаний также, везли и везли этот лес в испанские и португальские порты.
 
С командой у Тимура сразу же сложились нормальные деловые отношения, а, вот, капитан Карлос, поначалу, Тимура, что называется, насторожил.
По началу Ненароков слышал от него, лишь, короткие, отрывистые указания по работе; португалец был худощав, с колючим взглядом,  на три года старше Тимура.
Через неделю работы Тимура на судне, во время стоянки в Бордо, Карлос за ужином, вдруг, спросил Ненарокова:

- А вам не кажется, чиф, что кока пора списывать с судна?
- За что же? – Удивился Тимур.
- А вы что, не заметили, разве, что пудинг на кофе-тайме был не сладким?
«Ни фига себе!» - подумал Тимур, ничего не ответив капитану, а только, пожав плечами и недоумённо хмыкнув.

«Ну, попал!» - Снова  подумал Тимур, выйдя на открытую палубу: грузчики догружали, как раз, лесом трюм и ему предстояло закрывать крышки трюма, так называемым, «гантри» краном, катающимся по направляющим от носовой его части до кормовой. После закрытия трюма, погрузка должна была продолжиться уже на эти крышки, то есть, судну предстояло принять ещё и палубный груз в два с половиной метра высотой, так называемый «караван».

«Если за несладкий пудинг может списать парня, тогда что будет в случае более серьёзного прокола?» - Невесело размышлял Тимур, раскатывая на кране и укладывая трюмные крышки по штатным местам.

Следующий «интересный» разговор у Тимура с Карлосом состоялся в португальском порту Авейро,  куда они привезли этот лес.

Сидя за обедом вместе с Тимуром за офицерским столом в общем на «Кристине» салоне команды и наблюдая за рядовым составом, осуществлявшим приём пищи, за другим, бОльшим столом (а в этот момент боцман из большой бутылки поливал кетчупом отбивную), капитан Карлос, брезгливо скривив физиономию, спросил Тимура:
- Вы любите кетчуп, чиф?

Тимур глянув на Карлоса и оценив его выражение лица, на всякий случай сказал:
- Нет, сэр, не люблю.
- И это – правильно! – Воскликнул Карлос, с одобрением взглянув на Тимура, - ведь кетчуп это ж такая гадость! Сплошная химия и потому – отрава! А старший механик даже помидоры кетчупом поливает! Представляете?
После этого случая Тимур в присутствии капитана кетчуп не употреблял.

Прошёл месяц службы Тимура на «Кристине». Судно продолжало, чаще всего, возить лес из Бордо, но иногда попутно прихватывло на обратном пути в Бордо грузы из испанских портов: металл или какие-либо навалочные грузы.
Одним прекрасным солнечным днём судно стояло в испанском порту Эль-Ферроле. «Кристина»  должна была грузиться металлом, но работы не велись: в Испании был какой-то праздник
.
В каюте Тимура зазвонил телефон.
Тимур сняв трубку, услышал голос капитана:
- Чиф, вы не могли бы спуститься на палубу, к парадному трапу?
- Один момент!

Спустившись, Тимур увидел у трапа Карлоса в морской форме: белых брюках и белой безрукавке с чёрными капитанскими погонами.
- Куда-то уезжаете? – Спросил Тимур.
- Нет, чиф, - ответил Карлос, - я приглашаю вас сегодня в ресторан!
- Как  в ресторан? – Удивился Тимур, - разве можно оставить судно без палубного офицера? Это же нарушение! Или вы хотите оставить на вахте стармеха? Но у него, насколько я знаю, много дел в машинном отделении сейчас!

- А вы боцману доверяете? – Спросил Карлос.
- Ну да, - кивнул головой Тимур.
- Вот и оставьте его за старшего; оставим ему станцию «уоки-токи», другую возьмём с собой и, если что, пусть вызовет нас на дежурном канале. Посмотрите: отличная погода, судно стоит в защищённой гавани,
так что не волнуйтесь, далеко от «Кристины» мы отходить не будем: здесь всё рядом.

- Ну, мне надо тогда переодеться, - сказал Тимур, показав на свой оранжевый комбинезон.
- Да, идите переоденьтесь, только, пожалуйста, не задерживайтесь.

Тимур с Карлосом шли по красивой набережной Эль-Ферроля. Капитан, похоже не раз бывал в этом городе, в отличие от Тимура, который вертел головой осматривая городские достопримечательности.

Карлос, порой, отпускал реплики поясняя спутнику, что это за здание или памятник.
- Какое  блюдо вы хотели бы отведать сегодня, чиф, мясное или рыбное? – спросил капитан.
- Пожалуй, рыбное. Что-то давно рыбы не было в нашем судовом меню.
- Учту, - улыбнулся Карлос, - тогда пойдём-ка сейчас направо: тут недалеко есть симпатичный рыбный ресторанчик в котором отменно готовят.

Коллеги повернули направо. Перед этим Карлос, кивнув на швартовавшийся к набережной прогулочный катер, стилизованный под старинный пароходик спросил Тимура:
- Не хотели бы, чиф, работать на таком, вот, кораблике?
- Да нет, мистер кэптен, «поперечное плавание» меня не привлекает да и сколько заработаешь на  такой посудине?

- А я бы – с удовольствием! Да не так-то просто на эту посудину устроиться, уважаемый старпом. Во-первых «домашнее» судно, а во- вторых, знаете ли вы, что капитанский оклад на нём значительно выше, чем на «Кристине»? А имея хорошие деньги, если вам захочется попутешествовать, то всегда, взяв отпуск, можете отправиться в любую точку мира, проводя время с комфортом и не болтаясь в океанах, как пустая бутылка из под «Колы», порою, с риском для жизни. Не так ли, май френд?

- Не знал я, - улыбнулся Тимур, - у нас на подобном транспортном средстве капитанам платят грошИ...
А раз такое дело, то, возможно, стоило бы и подумать.
И вот,  наконец, Тимур с Карлосом расположились за столиком на веранде уютного ресторанчика.

- Что будете пить, чиф? – Спросил капитан Тимура, перелистывая, положенное на столик меню.
- Закажите чашечку кофе.
- А, может, чего-нибудь покрепче? В ресторане, да обойтись одной чашкой кофе – это как-то не по-русски! – Ухмыльнулся Карлос.
- Ну, тогда – кружку пива.

- Пиво, чиф, вы и на судне выпьете, - сказал Кэп, - а здесь я хочу угостить вас очень вкусным испанским вином, которое вы вряд ли пробовали, а к вину закажу весьма симпатичные национальные закуски, ну а на горячее – какое рыбное блюдо вы хотели бы заказать?

- Больше всего мне нравится кальмар или каракатица в кляре, сэр, - сказал Тимур, -  но я не уверен, что в  ресторане имеется это блюдо.
- А это мы сейчас узнаем, - и Карлос щёлкнул пальцами, подзывая официанта.

Сделав заказ подошедшему официанту на испанском языке, португалец, повернувшись к Тимуру, сказал:

- Вам повезло, чиф! Здесь у них имеется такое блюдо – отбивная каракатица в кляре. Я сразу в меню не заметил. Ну, а пока покурим, чиф, дожидаясь заказа? – И Карлос выложил на столик пачку «Мальборо» и зажигалку.

Моряки закурили, но вскоре официант принёс часть заказа: бутылку сухого вина зелёного цвета для Тимура и стакан виски с содовой и льдом для капитана, а также закуску: острый сыр, ломтики хамона и что-то наподобие сдобных пирожков.
- А как же «сухой закон», сэр? – Спросил Тимур, кивнув на бутылку, - или это провокация?
 
- Нет, чиф, не провокация, - улыбнулся Карлос, - ни за что не поверю, что русский моряк не осилит бутылочку доброго сухого вина под хорошую закуску.

- Осилить-то я осилю, - сказал Тимур, да наслышан я ещё с Клайпеды, что под вашим командованием запрещено принимать спиртное даже «под одеялом».

- Ну, под одеяло я не заглядываю, - сказал португалец, - и, как сами видели, любителей пива не прессую, а, вот, злоупотребляющих, в моём понятии, спиртным, действительно, списываю на берег без разговоров! И тому есть причины: случались в моей практике очень неприятные истории, связанные с пьянкой моряков, которые могли закончиться весьма плачевно... .

Тимур пригубил зелёное вино, налитое официантом ему в фужер. Вино на самом деле оказалось очень приятным, с ярко выраженным виноградным вкусом.
А капитан, хлебнув виски из своего стакана и закусив хамоном, начал рассказывать Тимуру про те самые неприятности, которые причинили ему пьяные моряки.

- Ходил я в ту пору, чиф, вторым офицером на португальском судне и команда была – все португальцы. И, вот, однажды, совершив переход через Атлантику, ошвартовались мы в Лиссабоне.

Грузовых операций сразу из-за забастовки докеров не было, а у одного из членов экипажа в день захода в порт случился день рождения.
Напилась тогда вся команда, кроме меня, тогда ещё молодого помощника капитана. А ночью произошёл пожар на судне. По всей видимости из-за брошенного кем-то непогашенного окурка.

Никто не был в состоянии тушить пожар, настолько все были пьяные, а я один ничего не мог сделать!
Я успел вызвать береговую пожарную команду и вытаскивал с горящего судна на себе на причал пьяных моряков, как раненых с поля боя!
Да, мерзкая была история, половина судна тогда выгорела, капитан пошёл под суд... .
Карлос замолчал, пригубил  стакан с виски, ковырнул вилкой жареного лосося на своей тарелке и затем продолжил повествование: 

- А второй случай был три года назад, когда я уже ходил капитаном на контейнеровозе, совершавшем линейные рейсы между Италией и Марокко, то есть, по Средиземному морю.

Команда была интернациональная, а старпом – мой земляк, португалец, сингл, как и вы.
Работа была у нас рутинная: судно стояло на линии между двумя портами и ходили мы по расписанию, как по рельсам паровоз. Старпом мой, как и я отшлифовал всю работу до такой степени, что мог её выполнять, можно сказать, с закрытыми глазами.

Тут подошло время окончания моего контракта, запросил я у овнера себе подмену. Но время было летнее, желающего капитана подменить меня не находилось и, одним словом, «зависал» я на своём контейнеровозе на неопределённый срок.

Тогда я предложил передвинуть на моё место старпома, дал ему рекомендацию, а подыскивать замену уже не мне а ему. Судовладелец пошёл на это дело и чифа нашли довольно быстро – русского из Прибалтики, как и вы.

Я передал дела своему чифу, когда русский прибыл на судно и, в прекрасном настроении вернулся домой, в свой Порто. Семья моя была очень довольна, что отпуск мой пришёлся на замечательное время года, то есть – летом. Хотя, - улыбнулся Карлос, - у нас и зимы не очень-то суровые в сравнении с вашей Сибирью. Ах да, простите, вы же из Литвы...

Одним словом, заряжен я был на продолжительный отпуск, собирался с женой съездить на французский курорт...

Однако, через три дня принял тревожный звонок из Германии: судовладелец моего контейнеровоза требовал, чтобы я срочно возвращался на судно, стоявшее в порту Ливорно: мол, необходимо , как можно быстрее заменить моего протеже!

Я, было, подумал, что произошёл несчастный случай, но, вернувшись на судно, обнаружил этого, вновь испечённого капитана в невменяемом состоянии: мой бывший чиф, проводив меня на самолёт, открыл кладовую с «представительским» спиртным и, решив отпраздновать своё повышение в должности, впал в запой!

Сами понимаете: при пьяном вдрызг капитане новый старпом растерялся, не зная, что предпринять поначалу и надеясь, что тот придёт всё-таки в чувство, поскольку он был таким же «синглом», как и вы!

Но, поскольку, груз был уже принят на борт, а судно продолжало торчать в порту, срывая график перевозок и принося убыток фрахтователю, который к тому же должен был платить за занимаемый причал, новый чиф, в конце-концов доложил судовладельцу об этом ЧП, в связи с чем меня и вернули назад, а этого пьяницу, которому так и не удалось выйти в море капитаном, уволили из судоходной компании.
А я, ведь, поручался за него и он меня подвёл! Одно меня оправдывает: за время нашей с ним совместной работы я ни разу не видел его подшофе...
 
Так что, не единожды пострадав от алкашей в своей практике, отношусь теперь к ним теперь очень жёстко. Поймите, я не ханжа, но жизнь меня научила распознавать таких фруктов без особых усилий, потому я и стараюсь от них избавляться, поскольку нет у меня доверия к таким людям!

 (Окончание следует)         
 
Рейтинг: 0 488 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!